domvpavlino.ru

Антипов, николай петрович

Многие жостовские художники наделяют свои произведения названиями, рассчитанными на определенные ассоциации или имеющими обобщенно-символический смысл. Тем самым они хотят привлечь особое внимание к эмоциональной выразительности своих произведений, ставшей характерной чертой искусства Жостова последних десятилетий. Поэтому среди их работ появились крупные подносы-панно, способные украсить значительные интерьеры.
К числу подобных произведений можно отнести одну из работ выдающегося жостовского мастера Н. П. Антипова – "Русь“. Она полна напряженности, экспрессии. Сложные очертания формы подноса словно повторяются изменчивым рисунком гибких стеблей с вьюнками и белыми остролепестными нарциссами. Внешне более статичный букет середины каждой деталью отражает сдерживаемый порыв. Сам выбор цветов довольно типичен и для этого мастера, и для Жостова вообще. Да и не в нем смысл символического названия произведения. По-видимому, автор понимал его шире – в темпераментности, движении, щедрости земли, богатствах природы.

АНТИПОВ Николай Кириллович

(03.12.1894 - 29.07.1938). Кандидат в члены Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 18.12.1925 г. и с 11.04.1928 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК партии в 1924 - 1937 гг. Член КПСС с 1912 г.

Родился в Старорусском уезде Новгородской губернии в крестьянской семье. Русский. Окончил четырехклассное техническое училище морского ведомства. Работал слесарем-механиком на предприятиях Петербурга и Москвы. За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам. В 1917 г. член Петербургского комитета РСДРП(б), депутат Петроградского Совета. Делегат VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б). Участник Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. В октябре 1917 г. был членом президиума Петроградского центрального совета фабзавкомов. С декабря 1917 г. член Президиума, заместитель председателя Высшего совета народного хозяйства РСФСР. С августа 1918 г. заместитель председателя, председатель Петроградской ЧК. Один из главных организаторов «красного» террора в городе. В апреле 1919 г. - январе 1920 г. секретарь Казанского губкома РКП(б), председатель Казанского губисполкома и член Реввоенсовета Запасной армии Республики. С 1920 г. заведующий организационным отделом, член Президиума ВЦСПС. В 1923 - 1924 гг. секретарь Московского комитета РКП(б). В 1924 - 1925 гг. заведующий Организационно-распределительным отделом ЦК РКП(б). С 1925 г. первый секретарь Уральского областного комитета ВКП(б). В 1926 - 1927 гг. второй секретарь Ленинградского губкома партии и секретарь Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б). Не сработался с направленным из Москвы С. М. Кировым. В январе 1928 г. переведен наркомом почт и телеграфов СССР. В 1929 г. инициировал письмо группы руководящих партийных и советских работников Ленинграда (Н. П. Комаров и др.) в ЦК ВКП(б) с обвинениями С. М. Кирова в игнорировании старых питерских кадров, а также в его симпатиях к Временному правительству в период работы в газете «Терек» во Владикавказе. Записка обсуждалась на Политбюро в течение двух дней. В конце обсуждения выступил И. В. Сталин и внес предложение из двух пунктов: «Киров допускал ошибки при работе в газете «Терек», он их признает, но право сотрудничать в либеральной газете он имел. Товарищи, выступившие со своей запиской, неправильно подошли к оценке Кирова и его полезной работе по Ленинграду. ЦК считает целесообразным этих товарищей перевести на другую работу вне Ленинграда» (Росляков М. Убийство Кирова. Политические и уголовные преступления в 30-х годах: Свидетельства очевидца. Л., 1991. С. 107). С 30.03.1931 г. заместитель наркома Рабоче-крестьянской инспекции СССР, одновременно член президиума Центральной контрольной комиссии ВКП(б) и председатель Комитета по изобретательству при СТО СССР. С февраля 1934 г. заместитель председателя, с апреля 1935 г. председатель Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и одновременно с апреля 1935 г. заместитель председателя Совнаркома и Совета труда и обороны СССР. Входил в состав Кинокомиссии Оргбюро ЦК ВКП(б). 27.06.1934 г. на ее заседании высказал возмущение комедией Г. В. Александрова «Веселые ребята» с участием актера Л. О. Утесова, называл ее «дрянной, хулиганской, насквозь фальшивой», возражал против показа на международном кинофестивале в Венеции и в США. Комедию спас И. В. Сталин, которому она, несмотря на ее откровенно голливудский акцент, очень понравилась. Посмотрев ее, он произнес: «Хорошо! Я как будто месяц пробыл в отпуске!» Избирался членом ЦИК СССР 1 - 7-го созывов. В июне 1937 года на Пленуме ЦК Н. К. Антипов исключен из состава ЦК и из ВКП(б). Арестован 21.06.1937 г. Дал показания на своего коллегу по Совнаркому В. Я. Чубаря, с которым лично дружил, бывал с женой у него на даче и принимал у себя их семейную чету. В кабинете Л. П. Берии в присутствии В. М. Молотова оба наговаривали друг на друга. 02.07.1937 г. подал заявление о готовности «выдать всех своих сообщников». Назвал сотни имен. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР 28.06.1938 г. по ст. 58-1«а», 58-2, 58-7, 58-11, 58-13 УК РСФСР. 28.07.1938 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян. Реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР 30.06.1956 г., в том же году Комитетом партийного контроля при ЦК КПСС восстановлен в партии.

Жостовские подносы

Жостовский промысел известен на весь мир по, казалось бы, обычному в быту предмету – металлическому подносу. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции. В ней чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Всё, что составляло деревенский быт.

Красно-алые бутоны
В изумрудах листьев тонут.
Незабудки и пионы
Обрамляют розы омут.

Есть на жостовском подносе
И букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит.
Есть поднос, плоды дарящий...

Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОМЫСЛА

Ко времени возникновения подмосковного промысла подносов в России уже существовало производство металлических подносов. С XVIII века славились расписные лакированные подносы Нижнего Тагила, который удерживал славу ведущего промысла расписных подносов вплоть до 1870-1880-х годов, когда жостовские изделия стали серьезными конкурентами уральским.
Зарождение самого жостовского промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскино.
В 1825 художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с 1825 г.».
Первое упоминание об изготовлении Вишняковыми расписных металлических подносов находим в материалах Петербургской выставки Российских мануфактурных изделий 1839 года. В перечне экспонатов, представленных Филиппом Вишняковым, наряду с изделиями из папье-маше перечислены и «выколоченные из жести картины, подносы, вазы, виноградницы, тарелочки... и т. п. - все под лаком с рисунками».
Первые из дошедших до нас изделий жостовского промысла датируются 1870-ми годами. Это подносы, выполненные в мастерских О.Ф. Вишнякова, Е.Ф. Беляева и Е.Ф. Цыганова.
В последней трети XIX века производство подносов в Жостове достигло расцвета. Немалый вклад в развитие промысла внес сын Ф. Вишнякова - Осип. Принадлежавшие ему в Жостове и соседней деревне Осташково мастерские выпускали большое количество изделий, отличавшихся высоким мастерством живописи.
Наиболее художественными и дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки лошадей, крестьянские девушки у околицы, сцены чаепития. Аналогичные композиции исполнялись мастерами на лаковых шкатулках. На выставках подносы Вишняковых признавались лучшими по росписи, по качеству лака и полировки. Секрет успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. В жанровой и цветочной росписи мастера использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи на шкатулках.
Оригинальным декоративным приемом в Жостове стал способ украшения подносов коптящим пламенем свечи, который имитировал окраску панциря черепахи и получил местное название «червячок». Два таких подноса в 1880-е годы находились в употреблении в семье Льва Толстого, и сейчас их можно видеть в московской усадьбе-музее в Хамовниках.
Есть воспоминания жостовских живописцев XIX века об обучении молодых художников. «Сначала заставляли писать «горизонт» - соединение синего цвета с розовым, потом горки, долины, «земельку», затем легкие пейзажи, составленные из одного-двух домиков, потом разные московские виды».

ДИНАСТИИ ЖОСТОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ

В начале ХХ века искусство лаковых живописных подносов переживает кризис. Но уже в 1920-х годах в Жостове, Новосильцеве и Троицком возникло несколько артелей, объединившихся в 1928 году в одну - «Металлоподнос» (с 1960 года - Жостовская фабрика декоративной росписи). В «Металлоподносе» трудилось более 200 человек. Их изделия отличались высоким качеством. Жостовские подносы завоевали международное признание. Ведущие мастера этого периода – П.С. Курзин и А.П. Гогин – награждены медалями на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
В течение 1920-1930-х годов московский Кустарный музей и другие организации, ведавшие народными промыслами, пытались изменить традиционные направления развития Жостово, создать «новый стиль подносной росписи». Мастера сбивались порой на эксперименты, лежащие вне местных традиций, чуждые самой природе подносной живописи.
Однако ведущие художники промысла сумели противостоять этим тенденциям и обратить новые идеи на углубление и совершенствование своего мастерства. Классики искусства Жостово тех лет - И.С. Леонтьев, К.В. Грибков, Д.С. Клёдов, П.С. Курзин, А.И. Лёзнов - развивали и обогащали народные основы местных традиций. Разные по творческому почерку, они оказали заметное влияние на развитие искус¬ства Жостово первого советского десятилетия и передали эстафету преемственности своим ученикам.

И.С. Леонтьев

От простоты и непритязательности мотивов крестьянских росписей шёл во многих своих поис-ках И.С. Леонтьев, ведущий художник промысла до 1945 года. Букеты на его подносах легко вписаны в форму вещи. Рисунок цветов строг и академичен. Тонкая прорисовка деталей сопровождается прокладкой бликов, выявляющих объёмность цветочных форм. Растения, моделированные тонкими градациями светотени, кажутся овеянными воздухом. Художник ни в чём не нарушает границ условности декоративной живописи, ему не свойственна излишняя натуральность изображений. Их относительная объёмность уравновешивается плоскостью фона, который играет в произведениях Леонтьева активную декоративную роль. Леонтьев внёс много нового в использование цветных, золотых, серебряных фонов. Неяркая палитра самого букета контрастно выделяется на звучном цветном фоне или разработана в едином с ним цветовом ключе, например красное на красном. На металлизированных грунтах оттенки синего, зелёного придают фонам Леонтьева мерцающую глубину. Работам этого мастера присущи изысканность техники, тонкость цветовых отношений. Его творчество - одна из вершин искусства Жостова.

Д.С. Клёдов

Большим мастером композиции был Д.С. Клёдов. Если И. Леонтьев несколько рационалистичен, то Д. Клёдов работал «по чутью». Собирая цветы или плоды в компактную группу, он оставлял воздушные просветы фона. Манера его письма стремительна. Все формы находятся в движении, как от дуновения легкого ветра. Материальность изображения выявлена переходами света и тени, смягчена цветными рефлексами и бликами, которые создают цветовую и световую вибрацию, не нарушая единства колористической гаммы. Фигурные борта подносов украшены растительным орнаментом или пышной «уборкой» геометрического рисунка. Работы Д. Клёдова могут служить образцом системы жостовского письма. В нём все обязательные приёмы доведены до высокого уровня мастерства.

А.П. Гогин

С 1948 по 1961 год художественным руководителем и главным художником промысла был выдающийся живописец Жостово заслуженный деятель искусств РСФСР А.П. Гогин (1893-1980). Вся его долгая жизнь была связана с родной деревней: здесь в старых мастерских он учился, а в 1920-е годы участвовал в организации артели; здесь создал множество разнообразных произведений, буквально разошедшихся по всему свету; здесь обучил многих молодых мастеров.
Как художник Гогин сформировался под руководством И.С. Леонтьева, уникальные работы которого с детских лет были предметом его восхищения. Работая в 1930-х годах рядом с Леонтьевым, Лёзновым и Курзиным, Гогин приглядывался к их манере письма, тщательно изучал разные виды жостовских техник. Ведь Жостовская роспись берёт начало от русской народной кистевой живописи - импровизации, но у каждого мастера был свой выработанный стиль.
Как-то в 30-е годы художники-профессионалы (среди них был известный художник П. Кончаловский) решили сделать композиции на холстах, которые мастера перенесли бы на подносы. И тогда стало ясно, что то, что можно сделать в картине, - нельзя на подносе, и наоборот. На подносе надо создавать живопись, неотделимую от вещи.
К А.П. Гогину в полной мере применима характеристика, данная мастерам Жостово одним из его первых историков: «Лучшими живописцами считаются те, которые наряду с быстротой рук, обладают сильным творчеством: живописец хорош, если у него в голове «и воздух, и вода, и лазурь поднебесная, и струя, что с нёба идёт», если он не задумывается нарисовать и «тигру», и всякого другого зверя, и ландшафт, и узор; пусть всё это будет не согласно с природой, пусть небо будет зелёное, деревья красные. Это разнообразие таланта поднимает акции мастера».

Династия Беляевых-Гончаровых

В 1942 году в артель на учебу к великому мастеру Гогину Андрею Павловичу пришла 15-тилетняя Беляева Нина Николаевна, правнучка Т.М. Беляева. С этого момента начинается новый взлёт мастерства династии Беляевых. Беляева (Гончарова) Н.Н. гармонично вписалась в коллектив художников и благодаря упорству, труду, вниманию со стороны педагогов и старших товарищей заняла достойное место среди художников-мастеров. Её подносы хранятся во многих музеях страны. Она заслуженный художник РСФСР, лауреат государственной премии, имеет правительственные награды. Наиболее часто встречающиеся цветы в композициях Гончаровой Н.Н. – розы. «Это мои любимые цветы»,- говорит она. Смотришь на них и кажется, что это само совершенство. Восхищаешься неповторимой красотой, филигранной техникой росписи и временами кажется, что даже чувствуешь запах утренней свежести, исходящей от нежных лепестков роз.
На смену Нине Николаевне пришла её дочь Гончарова Лариса Юрьевна – заслуженный художник РФ. Организатор школы (мастер-класс), которая пользуется большой известностью, как и у нас в стране, так и за рубежом. Опыт полученный от матери, плюс академическое образование позволили ей не копировать слепо уже существующие рисунки, а значительно усовершенствовать технику и композицию, присущую только ей. Глубина и насыщенность красок придаёт неземной колорит, кажется, что её цветы излучают свет, тепло, радость и музыку…, как в весеннем лесу, наполненном многоголосым пением птиц.

Династия Мажаевых

Сильна династия Мажаевых, её родоначальник – Николай Николаевич Мажаев 1937-2000 г.г.). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, Н.Н. Мажаев - художник очень разный в своих творческих поисках. Не связанные в букет цветы раскидываются почти по всей плоскости подноса. Погруженные в темноту края и высветленный центр создают впечатление воздушной и пространственной глубины. Палевые, розоватые, сиреневые, голубые цветы на фоне нежной зелени листьев создают ощущение свежести, зачарованности и умиротворенности природы. Его работы хранятся в музеях Монреаля, Осло, Милана, Берлина, Бонна, в Музее России, Русском музее (г. Санкт Петербург), Музее народно-прикладного искусства (г. Москва), в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Художественно-мемориальном музее И.Е.Репина г. Чугуева, Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее.
Леонтьева Анна Васильевна (1909-1999 г.) с 1936 г. работала на Жостовской фабрике декоративной росписи полировщицей – шкуровщицей и окрасчицей.
Мажаева (Леонтьева) Тамара Алексеевна (1939 г.р.) – художник Жостовской фабрики декоративной росписи с 1954 по 2003 г.г. – мастер 6-того разряда. Училась в классе главного художника, заслуженного деятеля искусств Гогина А.П.
Мажаев Александр Николаевич (1961 г.р.) – учился в Федоскинской школе миниатюрной живописи в классе у мастера В.И. Дюжаева. С 2004 г. преподаватель Жостовской декоративной росписи и композиции в ПТУ им. Калинина. Работы хранятся в музеях России, Швейцарии, Швеции, Германии, США.
Мажаева (Курляева) Наталья Владимировна (1961 г.р.) – художник Жостовской фабрики декоративной росписи с 1980 г. Училась у заслуженного художника РСФСР Мажаева Н.Н.
Мажаев Андрей Александрович (1987 г.р.) – учился в ПТУ им. Калинина у мастера Фленовой Т.В. по специальности резьба по дереву и кости, работа по металлу и кузнечному делу у Топтыгина Г.С.

ПРОМЫСЕЛ, КАК РОЗА, ПРОДОЛЖАЕТ ЦВЕСТИ

Искусство жостовской росписи подтверждает плодотворность одной из важнейших черт народного творчества – его коллективного характера. Коллективность творчества проявляется в Жостове в разных планах: в преемственности выработанных поколениями традиций и единстве стилистических особенностей; в наследовании мастерства по линии семейных династий. Умение и мастерство передаётся из одного поколения в другое.
Выдающиеся художники Жостово 1920-1930-х годов работали среди мастеров, производивших традиционные массовые изделия. В это время промысел насчитывал семьдесят живописцев. В их числе стали появляться женщины – раньше эта профессия считалась мужской. Первой художницей, ученицей И. С. Леонтьева, стала А. И. Савельева, дочь старого мастера. Имена знаменитых жостовские мастера навсегда вписаны золотыми буквами в историю промысла. Это Павел Иванович Плахов, Борис Васильевич Графов, Андрей Павлович Гогин, Василий Ильич Дюжаев, Матвей Родионович Митрофанов, братья Клёдовы – Дмитрий и Василий. И династии жостовских мастеров: Леонтьевы, Митрофановы, Беляевы-Гончаровы, Гогины, Клёдовы, Пичугины, Савельевы. Лучшие мастера не только сохранили традиционные основы подносной живописи, но и оставили заметный след в искусстве и передали своё уникальное мастерство новым поколениям жостовских художников.

КАК НА ЖЕЛЕЗЕ ЗАЦВЕТАЮТ ЦВЕТЫ

Для производства жостовских подносов применяют тонкую кровельную сталь, листовое железо. Ковка подносов осуществляется на механических прессах. В процессе изготовления листы штампуют в нужные формы, затем подносы проходят вальцовку (для придания жесткости бортам). После вальцовки подносы грунтуют, шпаклюют тонкотёртой глиной или глифталевой шпаклёвкой, зачищают, шлифуют и трижды покрывают лаком, просушивая после каждого покрытия в печах при температуре 80° – 90°С.
Кованые подносы создаются ручной ковкой ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля. Ручными ножницами выкраивается скобка из 3-5 карт металла, далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки, после чего край выравнивается на наковальне молотком.
В Жостове производятся подносы самых разнообразных форм: прямоугольные (сибирские), овальные, круглые, крылатые с фестончатыми краями, готические с краями и другие.
Наиболее важной операцией после изготовления подноса, требующей подлинного творчества, является роспись. Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбавленными льняным маслом и скипидаром. Используются беличьи кисточки. Роспись жостовских подносов выполняется в несколько приёмов.
Грунтовка. Металлическую заготовку подноса грунтуют, шпатлюют, шлифуют и покрывают лаком. И выбирают цвет для фона. Чаще всего фон – чёрный, но может быть и белым, синим, красным, бирюзовым.

Замалёвок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками одновременно на нескольких подносах. Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалёвок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре;
Тенёжка. Слово «тенёжка» – созвучно слову «тень». При (прозрачными) красками накладываются тени. У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений. «Тенёжка» погружает букет в глубину фона, выявляет теневые места растений; плотное корпусное письмо яркими красками. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит через нанесение белильных мазков (иногда слегка подцвеченных), уточняющих все объёмы – эта операция завершает лепку форм, их условную материальность.
Чертёжка. Заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Завершает письмо «привязка» – тонкие травка и усики, объединяющие все изображение в букете и мягким переходом, связывающие его с фоном. Уже готовый букет как бы вживается в фон изделия.
Уборка краёв подноса. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Борт подносов украшают легкими, ажурным растительным орнаментом.
И последний штрих: наводка зеркального блеска. С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска.

ЖОСТОВСКАЯ МАНЕРА РОСПИСИ

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, преимущественно на чёрном или красном фоне, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором. Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой», то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть «утолённые» в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительной плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Лёгкое узорное кружево из разнообразной «травки» окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса.
Цветочный букет имеет несколько сложившихся типов композиций: «Букет собраный», «Букет в раскидку», «Венок», «Ветка с угла», в которых в гармоничном единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц. Из реалистической живописи позаимствовано изображение «трепетной розы» и прозрачного колокольчика садового вьюнка.

В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д. Одной из тем в подносной росписи, успешно заимствованной из творческого арсенала лукутинской миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, летних и зимних троек. Эта тема закрепилась в 1850-1860 г. как общепринятый канон в сознании подносных мастеров.
Но основная особенность манеры жостовской росписи – это свет через цвет. Здесь даже тени – прозрачны. Цель красок – достичь максимального свечения изображения, насытить все максимальной белизной, светоносными струями.

Указатели на Жостово хороши до необычайности, выполнены в виде больших расписных подносов. Само Жостово - небольшая деревенька в 30 км. от центра Москвы. Население деревни составляют около 500 жителей. Однако продукция фабрики жостовских мастеров известна во всём мире. Именно Жостовской фабрике декоративной росписи была объявлена благодарность за проведение уникальной по своему высочайшему художественному уровню выставки в рамках культурной программы саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге.
Сегодня на Жостовской фабрике декоративной росписи среди трёхсот работающих более ста девяноста живописцев. Несмотря на название «фабрика», промысел в творческих процессах сохраняет драгоценное качество народного искусства - его рукотворность.
Росписи часто обучались с детства дома, но многие мастера получали навыки «из-под руки» на фабрике. Ощущение промысла как большой семьи воспитывалось и не только благодаря родственным связям. Многолетний труд художников, когда 250 человек трудились в одном большом зале, помогал накапливать коллективный опыт и совершенствовать мастерство. «В конце рабочего дня идешь сдавать свои подносы и посмотришь, кто, как пишет; что-то и для себя новое у кого-нибудь подметишь».
В цехах фабрики жарко и пахнет краской, около окон расположились непонятные «агрегаты», а возле стены - плотно закрытые печи. «Непонятные агрегаты» оказались красильными машинами, где мастера с помощью пульверизатора наносили на подносы традиционный чёрный фон. Оказывается, чтобы фоновая краска прочно закрепилась на железной основе, она должна хорошо просушиться в сушильной печи. Всё просто - три часа поднос «жарится» при высокой температуре, и до следующего утра - стоит в остывающей печи.
- На дому трудно создать такие условия, - заметил директор. - Ведь подносы еще несколько раз проходят сушку - после росписи и дважды после лакировки. Каждый раз необходимо определенное время и температура. Иначе получится брак. Конечно, если поднос будет просто украшением комнаты - ничего страшного. А если им пользоваться, то не выдержит и полугода, облезет.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ

В Жостове находится единственный в мире музей подносов. На стенах музея - уникальные подносы, формы которых выкованы вручную ковалем. В музее представлены работы художников разных школ и династий, среди них большинство – заслуженные художники России, есть лауреаты Государственной премии имени Репина – одной из самых престижных в области изобразительного искусства.
Музей расположен на территории Жостовской фабрики декоративной росписи, которая сама стала своеобразным музеем. Ведёт своё начало с открытой мастерской в 1825 году. В музее собраны образцы живописи, которая представляет собой значительное и оригинальное явление в русском декоративно-прикладном искусстве и художественной культуре.
Промысел Жостово представлен в Эрмитаже, в Русском музее. По словам мастера, объём частного производства в Жостове очень значителен. Ведь подносный бизнес очень персонифицирован, и многие художники решили заняться частным промыслом. Подносы делаются в домашних мастерских, оборудованных в сарайчиках местных жителей. Мастера же, как и на фабрике, разделись на тех, кто изготавливает из металла подносы и на самих художников. Ковали (те, кто в ручную делает подносы) работают по старинной технологии. Пластину нужного размера мастер отрезает огромными ножницами. Юрий рассказал, что у каждого коваля свой набор узоров кромки, пользоваться чужими образцами нельзя. Потом - напольными ножницами гигантских размеров вырезает по намеченной линии. Готовые фигуры туго скрепляются в пачки по шесть пластин и отправляются на наковальню. У Юрия она стоит в соседнем сарайчике. Теперь начинается самое сложное - молотками различного размера мастер выстукивает на металле форму будущего подноса. Это кропотливая работа - сначала очертания дна, потом, постепенное его углубление. В ручной работе неизбежны вмятины и неточности. Эти огрехи Юрий убирает маленькими молоточками отдельно на каждом подносе. И последнее - загиб острой кромки на «загибочной» машинке.
Со стороны кажется, что мужик крутит ручку мясорубки. На самом деле ручка приводит в движение два металлических колёсика, между которыми проходит кромка подноса. За день, если работать с утра до вечера, можно сделать только пять подносов. О своих доходах мастер говорить не стал: «Так, работаю помаленьку».

ЦВЕТУЩЕЕ ЖОСТОВО

Прошлый год стал, без преувеличения, годом Жостово в Москве. Залы Хлебного дома Государственного музея-заповедника «Царицыно» украсились яркими гроздьями и золотыми россыпями. Департамент культуры города Москвы, Жостовская фабрика декоративной росписи, Государственный музей-заповедник «Царицыно» представили выставку «Цветущее Жостово». Экспозиция насчитывала около 300 работ из собрания «Жостово», фондов музея-заповедника «Царицыно», частных коллекций, многие из которых демонстрировались впервые. Выставка охватила весь 185-летний период истории возникновения, развития и расцвета промысла. Открытие стало настоящим праздником для мастеров, любителей народных промыслов и знатоков народного искусства.
На выставке можно было увидеть самые ранние подносы и шкатулки, датированные 1860-ми годами из мастерских Вишняковых; поднос, так называемый «червячок». Именно на таких подносах подавался чай в доме Л.Н. Толстого.
В экспозиции выставки были представлены уникальные произведения 20-х, 30-х, 40-х, 50-х годов. И, конечно же, изделия нынешних жостовских мастеров – высочайшего художественного уровня. Что получило подтверждение и на многочисленных российских и зарубежных выставках. Дивной красоты поднос Заслуженной художницы Татьяны Шолоховой был подарен Папе Римскому Иоанну Павлу II.

Большую часть коллекции составляют традиционные «цветочные» сюжеты. Но особый интерес зрителей вызвала богатая коллекция подносов с тематическими композициями. Это зарисовки исторических событий: празднование годовщины Великой Октябрьской революции 1917 года, VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года, 100-летие со дня рождения В.И. Ленина; иллюстрации к сказкам (Царевна-лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина), копии известных полотен («Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репина).

Загрузка...