domvpavlino.ru

«Бежин луг

Записки охотника: Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костёр, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша".

В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними - надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем - картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, но он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

Герой-рассказчик «Бежина луга» - дворянин, увлекающийся охотой, - в один из жарких июльских дней отправился в Чернский лес Тульской губернии пострелять тетеревов. После хорошей охоты в хорошем настроении герой продвигался к дому, но уже вечерело, и он сбился с пути.

Грозовой тучей приближалась ночь, а путник всё плутал и чуть не угодил в бездну. Но вдалеке увидел два огонька и какие-то тени. Это были крестьянские дети. Герой пристроился у костра рядом с ребятами и с удовольствием стал любоваться дивной летней ночью и наблюдать за детьми.

Старшему Феде, белокурому симпатичному пареньку, было четырнадцать лет. По всем признакам он был из зажиточной крестьянской семьи. Он пас лошадей не из нужды, а ради развлечения. Одет был опрятно, добротно, и даже сапоги были на нём не отцовы, а сшитые специально для него.

Второй мальчик Павлуша внешне был неказист - рябой и бледный, с чёрными глазами и с непропорционально большой головой. Одет был просто, да и штаны носил заплатанные. Но рассказчику понравился больше всего своей силой и умным выражением глаз. Ему было лет двенадцать на вид. Столько же - Ильюше, мальчику с подслеповатыми глазами и озабоченным видом.

Костя десяти лет сидел задумчиво и печально, как будто желая что-то сказать и не находя слов. И был ещё один кучерявый мальчик Ваня семи лет, которого не сразу можно было заметить: он спал под рогожей на земле.

Временное замешательство ребят после того, как путник притворился спящим, отступило, и они продолжили начавшийся ранее разговор про домового. Ильюша рассказывал про то, что слышал вместе с компанией ребят ночью на фабрике домового. Тот, мол, как про него вспомнили, заходил, закашлялся, стал открывать дверь и двигать форму чана.

Костя решил рассказать про слободского плотника Гаврилу, который однажды пошёл за орехами в лес, заблудился и заснул. Проснулся от зова и смеха русалки. Перекрестился, а она вдруг заплакала и наказала ему до конца жизни мучиться, как она мучается сейчас от крестного знамения. Гаврила дорогу из лесу нашёл, но с тех пор стал мрачным.

Ребята поели сварившейся картошки, и разговор продолжил Ильюшка. Его рассказ был про случай в Варнавицах: в глухих оврагах в этих местах был утопленник похоронен, о чём свидетельствовал еле заметный бугорок. Однажды псарь Ермила ехал мимо этого места хмельной. На бугорке заметил белого барашка да взял его с собой. А по дороге они смотрели друг другу в глаза, и барашек вдруг повторил за Ермилой: «Бяша!»

Как только Ильюшка это произнёс, всполошились собаки, залаяли, и Павлуша убежал успокаивать лошадей. Вернувшись, пояснил, что думал, будто там волк. Барин подивился такой храбрости и силе мальчика и невольно залюбовался им.

Ребята вновь заговорили про Варнавицы, которые имели репутацию «нечистого места». Про старого барина, который бродил в тех местах и искал «разрыв-траву», потому что могила на него давила. Разговор зашёл о покойниках, и всё тот же знаток страшных историй Ильюшка заверил ребят, что будущих покойников можно возле церкви увидеть в родительскую субботу. Привёл примеры из жизни.

Павел, в свою очередь, поведал о небесном предвиденье, во время которого, говорили, Тришка придет. Тришка - удивительный человек, который от любой трудности спасти сумеет волшебным образом. Павлуша рассказал о том, как в деревне его раз решили, что наступили последние времена - увидели, что человек с горы спускается. Перепугались, а это был бочар Вавила со жбаном на голове. Ребята от такого рассказа покатились со смеху.

Вдруг пронзительно закричала цапля, и все замолкли. Вспомнили теперь про мальчика, Акима-лесника, которого раньше где-то здесь утопили воры. А потом про Акулину-дурочку, которую в воду водяной утащил и красоту у неё забрал. Павел захотел зачерпнуть воды из реки, и ребята стали его предостерегать от встречи с водяным. Про маленького Васю также вспомнили, который в той реке утонул. Когда же Павел вернулся, то признался, что слышал голос Васи в реке. Тот его звал. Ребята решили, что это плохая примета.

Барин задремал под истории ребят и проснулся, когда начиналось утро. Он пошёл домой, любуясь первыми лучами солнца. Но после с неохотой прибавил в адрес читателя, что Павел всё-таки умер в тот же год, но не утонул, а упал с лошади.

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева

И. С. Тургенев, дворянин по происхождению, имел превосходное барское воспитание. Между тем, известность ему принес цикл рассказов «Записки охотника», главными героями которого стали простые крестьяне. Его издание в 1852 году стало причиной изгнания Тургенева в родовое имение Спасское-Лутовиново. Причина довольно проста: писатель показал, насколько интересны, душевны и талантливы были многие представители низших слоев, что стало необычным явлением в русской литературе. В состав сборника вошел и рассказ «Бежин луг».

Повествователь, возвращавшийся с охоты, заблудился и долго бродил по окрестностям. Уже в сумерках он вышел на Бежин луг и различил невдалеке два огонька. Выбора не оставалось, и рассказчик направился - как он полагал - к гуртовщикам, суетившимся у костра. Однако перед ним оказались пятеро крестьянских ребятишек, вышедших в ночное сторожить табун лошадей. Немного поговорив с новыми знакомыми, рассказчик прилег чуть поодаль и сделал вид, что уснул. Сам же наблюдал за ребятишками, которые, чтобы скоротать время, стали рассказывать «былички». Неторопливый детский разговор лишь однажды нарушил лай собак, и один из мальчиков, Павлуша, бросился вслед за ними в темноту. Вскоре он вернулся, ловко спрыгнул с лошади и на вопрос, что там, махнул рукой: «Я думал, волки…» Лишь к утру ребятишки уснули крепким сном, а рассказчик отправился дальше.

Тургенев завершает произведение «Бежин луг» сообщением о смерти одного из мальчиков: Павлуша в том же году упал с лошади и разбился.

Герои рассказа глазами автора

Ребятишек, имена которых рассказчик узнал по ходу разговора, было пятеро. Автор дает подробное описание каждого из них, а также передает содержание разговора, пытаясь сохранить особенности речи, интонацию каждого из героев.

Внимание сразу же привлекает самый старший - Федя, лет четырнадцати. Он выделялся из числа других внешним видом и поведением. Добротная одежда подсказывала, что Федя был из зажиточной семьи и случайно попал на Бежин луг. Краткое содержание всех его реплик (он ловко управлял разговором, но сам участия в рассказывании быличек не принимал) выражает чувство превосходства над другими.

Второй, Костя, привлек внимание своим взглядом. Его большие блестящие глаза, казалось, скрывали какую-то тайну, а сам он выглядел человеком довольно интересным.

Ничем особым не выделялся Ильюша, но именно он оказался самым талантливым рассказчиком.

Семилетнего Ванюшу (столько ему дал на вид повествователь) он сразу и не заметил. Из-за своего малого возраста мальчик только слушал старших товарищей. Однако именно он тонко чувствует природу: «… гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!»

Наконец, пятый - Павлуша. Из рассказа «Бежин луг» он запоминается больше других. Только его рассказчик называет полным именем - Павел, а также сообщает в конце рассказа о его трагической судьбе. Чем же интересен Павлуша автору и читателю?

Внешне его трудно было назвать привлекательным, но все в нем было правильно. Глаза излучали ум, а во всем облике сквозила невероятная сила. Если остальные мальчики слушают рассказы со страхом, то Павлуша всему дает правдивое объяснение - опыт житейский подсказывает. Он один мчится в ночь вслед за собаками, а потом незначительно машет рукой, будто ничего не произошло. Рассудительные реплики, в том числе комментарии к быличкам, и поступки - лучшая его характеристика.

«Бежин луг» - путешествие в мир сказочных поверий

Детские характеры раскрываются благодаря необычным историям, которые поочередно рассказывают Костя и Ильюша, остальные больше слушают и высказывают свое отношение к описываемым событиям.

Былички - произведения фольклора, в которых делается установка на правдивость происходящего. Так же, как сказки, поверья, мифы и т. п., они выражают представления людей об устройстве мира. Если говорить о быличках, которые звучат в произведении «Бежин луг», краткое содержание их можно свести к рассказам о нечистой силе и сказочных героях (это леший, водяной, домовой, русалка), о покойниках и гаданиях. Всеми ребятами, кроме Павлуши, они воспринимаются как реальные, потому никто не сомневается в их правдивости. Особенно интересен Ильюша: его речь эмоциональна, насыщена повторами и просторечными словами, что делает рассказ убедительным. Возникает ощущение, что мальчик действительно был свидетелем всех своих историй.

Совпадение или предзнаменование?

Интересно вписывается в происходящее история Павлуши. В то время, как он ходил к реке, Костя рассказывает об утопленнике Васе. Его мать, якобы, предчувствовала смерть сына и всячески старалась уберечь его от воды. Возвратившийся Павлуша к удивлению и страху ребят произнес: «Я Васин голос слышал». И далее рассказал, как кто-то из реки все звал его: «Подь сюда…» На слова Ильюши, что это примета плохая, Павлуша лишь ответил, что «своей судьбы не минуешь». Так обозначает еще одну тему своего повествования И. Тургенев. «Бежин луг» - это еще и рассказ о человеке и его судьбе. Не случайно в финале кажется, что трагедия в жизни Павлуши была предсказана в ту темную ночь.

Изображение природы

Необходимо отметить еще одну особенность рассказа «Бежин луг». Краткое содержание произведения будет неполным без определения в нем роли природы. Она занимает важное место и показана в динамике.

Довольно объемная пейзажная зарисовка в начале повествования дана в золотистых и серебристых спокойных тонах. Контрастно первому изображен рассвет второго дня, в котором все краски (золотая, алая, красная, зеленая) яркие, насыщенные. Они символизируют радость (в том числе от наступления нового дня, разогнавшего тьму), смелость (вспоминается поступок Павлуши), жизнеутверждающую силу, которую почувствовал рассказчик после встречи с ребятишками.

Величественная картина рисуется и с наступлением ночи, и здесь важно, что окружающую красоту смогли увидеть и дворянин-повествователь, и крестьянские детишки. Пейзаж помогает понять их душевное состояние и способность видеть и ценить прекрасное. А еще подчеркивает непременную связь человека и природы, которая для крестьян является неотъемлемой частью жизни.

Значение рассказа

Крестьяне - талантливые, самобытные, тонко чувствующие природу, - это люди, заслуживающие уважения. Именно на это обращает внимание в рассказах цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев. «Бежин луг» выделяется из их числа тем, что в нем взор писателя обращен к удивительному миру детей, эмоциональных, чистых, искренних. Но, к сожалению, восторженное состояние от общения с героями сменяется и для рассказчика, и для читателей тревожными мыслями об их непростом будущем.

Краткое содержание рассказа
Читается за 4 мин
Оригинал - 30 мин

В двух словах: Заблудившийся охотник набредает на группу ребятишек-пастухов. Он проводит ночь у их костра, слушая страшные истории о домовых, русалках, леших и водяных.

В прекрасный июльский день рассказчик охотится за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Домой он возвращается под вечер и вместо знакомых мест набредает на узкую долину, напротив которой стеной возвышается частый осинник. Пройдя вдоль осинника, охотник оказывается в котлообразной лощине с пологими боками. «На дне её торчало стоймя несколько больших белых камней - казалось, они сползлись туда для тайного совещания». В долине так глухо и уныло, что сердце у него сжимается.

Он понимает, что окончательно заблудился, и дальше идёт по звёздам. Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он видит под собой огромную равнину, которую огибает широкая река. Прямо под обрывом в темноте горят два костра. «Этот луг славится в наших околотках под названием Бежина луга». Охотник устаёт. Он спускается к кострам, у которых коротают ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник просится переночевать, ложится у костра и наблюдает за мальчиками. Старший из них - Федя - стройный, красивый мальчик лет четырнадцати, принадлежащий, судя по одежде, к богатой семье. У неказистого Павлуши умный и прямой взгляд, а в голосе звучит сила. Горбоносое, вытянутое и подслеповатое лицо Ильюши выражает тупую заботливость. И ему, и Павлуше не более двенадцати лет. Костя - маленький, тщедушный мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взором. Прикорнувшему в сторонке Ване лет семь.

Рассказчик притворяется спящим, и мальчики продолжают разговор. Ильюша говорит о том, как пришлось ему с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Новый рассказ начинает Костя. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила - на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

В отдалении раздаётся протяжный звук, в лесу отзывается тонкий хохот. Мальчишки вздрагивают и крестятся.

Ильюша рассказывает историю, которая приключилась на прорванной плотине, нечистом месте. Давным-давно там был похоронен утопленник. Однажды послал приказчик псаря Ермила на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил Ермил забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало Ермилу, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Вдруг взлаивают и кидаются прочь собаки. Павлуша бросается за ними. Вернувшись, он говорит, что собаки почуяли волка. Охотник изумлён храбростью мальчика. Ильюша между тем рассказывает о том, как на «нечистом месте» встретили покойного барина, который искал разрыв-траву - уж очень могила на него давила. Следующая история - о бабе Ульяне, которая пошла в родительскую субботу ночью на паперть, чтобы узнать, кто умрёт в этом году. Смотрит - баба идёт, пригляделась - а это она сама, Ульяна. Затем Ильюша рассказывает поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения.

Помолчав немного, мальчишки начинают обсуждать, чем леший отличается от водяного. Костя рассказывает о мальчике, которого водяной утащил под воду. Засыпают ребята только к рассвету.

Рассказчик, «к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Сейчас смотрят:

Каждый писатель в своих произведениях задает извечный вопрос: в чем смысл жизни, и пытается ответить на него. А. С. Пушкин в своем романе "Евгений Онегин" тоже искал ответ на этот вопрос. В выражении мыслей и чувств поэта огромная роль принадлежит персонажам романа. Пестрой толпой проходят перед читателем Гвоздины, Пустяковы, Скотинины, "необходимые глупцы" великосветского общества. Может быть, в благополучной суете столичного дворянств

Английский писатель Артур Конан Дойль появился на свет 22 мая 1859 года в Эдинбурге в семье архитектора-художника. Когда ему исполнилось девять лет, поступил в иезуитский колледж, в чем ему помогли состоятельные родственники. Получив диплом, в 1876 году, вернулся домой и решил найти себя в медицине. Во время обучения в Эдинбургском университете знакомиться с некоторыми писателями и постепенно сам начинает увлекаться литературной деят

Роман "Евгений Онегин" был так назван в честь главного героя Евгения Онегина, но не менее важна роль Татьяны в романе. Татьяна Ларина – любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива… Поэт лишил её привлекательной внешности,

“Герой нашего времени” - произведение, созданное в последекабристскую эпоху. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией. В романе получили преломление напряженные раздумья писателя об общих закономерностях развития человечества и об исторических судьбах России. В нем, как и в стихотворении “Дума”, внимание Лермонтова сосредоточено на современной ему эпохе. В образе Печорина Лермонтов

Творчество Лермонтова привлекает меня многим. Во-первых, творчество Лермонтова - яркое, своеобразное и всегда актуальное. Он пишет понятно, без лишних "премудростей" и излишеств. Все просто. А простота - сестра таланта, как и краткость, безусловно. Во-вторых, творчество Лермонтова всегда отличается каким-то одиночеством и отчужденностью. В его произведениях всегда есть нотка грусти и печали. Лермонтов - великий творец, и все его

Венцом творчества великого русского поэта Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Начав писать ее в 1863 году, он работал в течение 15 лет, до самой своей смерти, так и не завершив работу. В поэме автор показал широкую картину послереформенной России, те перемены, которые произошли в ней. Это произведение было в то время новым и неожиданным, подобных которому еще не существовало в русской литературе. Глеб Успенский писа

Никогда Не была ты женою - Женихов отобрала. Война... Всю-то жизнь Оставалась одною, Женской радостью обделена... Ю. Друнина Шестьдесят с лишним лет назад на русских людей внезапно обрушилась страшная трагедия. Война - это разруха, нищета, жестокость, смерть. Война - это тысячи истерзанных, убитых, замученных в лагерях людей, это миллионы искалеченных судеб. Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и неж

Роман «Обломов» (1858 г.) по праву считается лучшим произведением И.А. Гончарова. Он создавался на протяжении десяти лет и вобрал в себя философские наблюдения и размышления писателя. В «Обломове» Гончаров анализирует современную ему жизнь, размышляет об особенностях русского характера, свойствах русской души, смысле жизни. В центре романа находится образ Ильи Ильича Обломова, русского дворянина «лет 32 – 33-х от роду…с отсутствием

Дом моей бабушки Насти находится в слобожанском селе Петровка. Само строение мало чем отличается от других домов в этом селе. Дом невысок, на улицу выходят три окна, остальные - на подворье и в сад. К дому вплотную подступают вишневые, яблоневые, абрикосовые деревья. А ветки яблони лежат прямо на крыше. Почти до поздней осени часть крыши покрыта опавшими яблоневыми листьями, среди которых виднеются яблоки. Их, очевидно, клюют птицы, но

Школа 21 століття це перш за все сучасна школа. У ній будуть використовуватися останні розробки і наукові знання. Вже зараз багато шкіл наблизилися до звання школи 21 століття. У них на уроках використовуються сучасні способи подачі інформації. Наприклад, мультимедійні презентації, які дозволяють легше зрозуміти матеріал нових уроків. При цьому перевірка знань, хоча б частково, може бути перекладена на плечі комп’ютера. Проведення тесті

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. «Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков». Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, про-изошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи», теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль – о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша». В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались – то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв-траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет». На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать – ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними – надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там «испортил». Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем – картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, по он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

Загрузка...