domvpavlino.ru

Бионический интерьер. Применение идей бионики в дизайне интерьера. Цвет и свет в дизайне интерьера стиля бионика

Природа – самая комфортная среда обитания и неисчерпаемый источник вдохновения человека. Еще в давние времена наши предки многие идеи устройства жилья перенимали из окружающего мира. В настоящее время зародилась и успешно развивается наука – бионика, которая занимается разработкой новых форм, материалов и цветовых сочетаний, перенимая их у объектов природы и приспосабливая к условиям жизни человека. Основная концепция бионики состоит в том, что между формой и функциональностью любого предмета существует реальная связь.

Свойства среды, отраженные в бионике

Органичное сочетание с окружающей средой

Например, дом является продолжением склона холма или кресло, имеющее сетчатую структуру, напоминает воздушную легкую дымку.

Растворение в пространстве

Основываясь на том, что живой природе не свойственны назойливые цвета и четкие линии, бионика создает и использует предметы, лишенные пестрых красок и выраженных объемов. Блестящий стальной смеситель как бы сливается со струей воды, невесомая ширма из полупрозрачного стекла слегка заметна в комнате.

Природные очертания

В природе не существует идеально ровных линий и прямых углов. Природным объектам свойственна текучесть очертаний, плавность линий. Исключением являются кристаллы. Но даже строгие линии, повторяющие строение кристаллической решетки, в бионике должны смотреться органично с другими предметами интерьера.

Отсутствие четкого зонирования

Нередко современные жилища представляют собой просторные квартиры-студии. Зонирование в таких помещениях очень условно, тематическая территория слегка отмечается цветом, отделяется ширмой или неполной стеной и т.д.

Лаконичность форм

Несложные и эргономичные силуэты предметов обстановки создают явное удобство. Так ванна по форме напоминает раскрытую морскую раковину или умывальник повторяет абрис распустившегося цветка.

Современные экологичные материалы

В интерьере представлены высокотехнологичные материалы: полимеры, сплавы металлов, стекло, сочетающиеся с традиционными натуральными: шерсть, кожа, камень, лен, шелк, хлопок.

Позитивные сенсорные впечатления

При соприкосновении с предметами обстановки возникает ощущение удовольствия. Мягкая мебель, в которую приятно погружаться, положительные тактильные чувства порождает взаимодействие с текстурой материалов, применяемых в создании составляющих интерьера.

Подчеркнутая структура

Ярко выраженное структурное строение (ячейки, рисунок веток, пузырьки воды) не только придает оригинальность оформлению помещения, но и во многом способствует уменьшению веса предметов дизайна и придает особую прочность используемым изделиям. Кресло из термопластика с пористой структурой весит вдвое меньше, чем аналогичный традиционный предмет мебели.

Натуральные цвета

Превалирует в бионике дизайна белый цвет и его оттенки: молочный, слоновая кость, очень светлый . Но востребованы и другие натуралистичные цвета: окраска зелени, неба, воды, коры, песка и пр. Возможны элементы ярких цветов: синий, алый, лимонный. Все, как в природе!

Модульное решение конструкций

Модульный принцип оформления позволяет всячески обыгрывать пространство, комбинируя предметы интерьера по форме и цвету, формируя вертикальные и горизонтальные ряды.

Освещение, сходное с естественным

Используются разные источники освещения, также задействуются глянцевые, зеркальные поверхности для получения мягких бликов.

Легкая ироничность

Хороший легкий юмор всегда радует. Поэтому необычные предметы обстановки как-то диванчик в виде спонжа или часы, похожие на каплю, стекающую по стене, дарят здоровый оптимизм.

Бионика помогает обрести гармонию в отношениях с окружающим сложным миром, делая жилище максимально комфортным и функционально продуманным.

Очень редкий и необычный стиль бионика претворяет в жизнь связь матушки природы с новейшими инновациями. В основу стиля заложены природные конфигурации и функциональность, симбиоз с футуризмом и естественностью. помогает воплотить в дизайн интерьера натуральные образы из естественной среды.

1. Голос природы в интерьере

Слово "бион" переводится, как ячейка жизни. Основная идея стиля бионика заключается в соединении современной технологии с природными явлениями. Все это очень удачно перенесено дизайнерами в интерьер.

Рис.1 Стиль бионика

Создание интерьера в стиле бионика, это отнюдь не копирование природных явлений, удивительно точная взаимосвязь между выразительностью и пластичностью живого организма. Текстура с декоративными элементами в интерьере должны соответствовать всем природным начинаниям. В воплощение дизайна вкладывается минимум ресурсов, а на выходе получается огромная масса положительного функционала и удобства.

В стиле бионика отсутствует точное разделение пространства. Какая-то недосказанность в его красоте, массивности форм, плавности линий. Создается впечатление иллюзии движения и обтекаемости деталей.

Рис.2 Стиль бионика

Пофантазируйте немного, и воплотите свои задумки в дизайне интерьера бионика . Соорудите небольшой каменный склон возле домашней лестнице, он будет напоминать холмистый склон. Или наклейте на стены обои с рисунками пчелок и сот, а рядом поставьте короб для картошки, сделанный в виде улья.

Внедрение новейших стройтехнологий и материалов с неповторимыми качествами, облагораживание интерьера, формируемое сообразно аналогичности с объектами активной природы, – это, пожалуй, более важные свойства бионики в дизайне.

Рис.3 Дизайн интерьера в стиле бионика

2. Специфика стиля бионика

Дизайн в стиле бионика не любит пестроту красок и нелепого разноцветия, а так же эксплицированность объектов. Например, небольшая полупрозрачная естественных тонов ширма, не бросающаяся никому в глаза. Блестящий смеситель со стальной трубкой в ванной комнате, на мраморной настенной плитке на вас смотрят с большим удивлением морские крабики. Как вы заметили, все естественно и предельно скромно.

В своем дизайне предстает, как типичное отображение натуральной среды.

Прямо-пропорциональных углов и ровных рядов в природе фактически нет. Природные естественные объекты различаются плавными очертаниями и закругленными рядами. Однако даже циклическая в дизайне интерьера линейная жесткость строения кристаллической сетки обязана органично гармонировать с остальными декоративными предметами.

Рис.4 Дизайн интерьера в стиле бионика

В то же время этот стиль поддерживает модные на сегодняшний день веяния. Сейчас на вершине популярности - студии в квартирах. Производить зонирование можно только очень условно. Основная зона разделена световыми границами на маленькие участки, либо же разделение места происходит с помощью полок или стенных шкафов.

Чтобы создать комфорт в интерьере, можно приобрести джакузи, по форме напоминающую раскрытую морскую звезду. Также раковину в виде распустившейся кувшинки. Подойдет и кухонный белый стол, стоящий на голубом линолеуме, который будет создавать иллюзию плавающей льдины.

Рис.5 Дизайн интерьера в стиле бионика

3. Текстуры и материалы, используемые в стиле бионика

Дизайн бионика очень стильный и поэтому желающих окунуться в живую среду, сидя дома, на данный момент очень много. Высокая технология и 3-х мерные объекты позволяют оформить ваш дом в наилучшем виде. С помощью полимеров, стекла в сочетании с натуральной кожей, декоративного камня, полотна с удивительными расцветками, льняными изделиями, вы сможете оборудовать у себя дома любой уголок природы.

Получить нервный сигнал блаженства, или неприязни нам помогают вещи, находившиеся в квартире. Соприкоснувшись с любым предметом, мы можем ощутить или блаженство, или отторжение. Это сенсорные ощущения, благодаря которым нам дано по-разному относиться к предлагаемым условиям. Этот же стиль, со своей энергетикой зарядит нас только положительной энергией.

Рис.6 Дизайн интерьера в стиле бионика

Водные пузырьки, ячейки, рисунки растений – все это усиливает эксцентричность дизайнерских идей при оформлении домов в стиле бионика. А если еще поставить стильные вещи из термопластика, тогда красота, удобство и комфорт вам гарантирован.

Рис.7 Дизайн интерьера в стиле бионика

4. Цвет и свет в дизайне интерьера стиля бионика

Весь спектр цветовых решений подвластен для этого стиля. Например: для оформления самого интерьера используются только матовые цвета – белый, голубой, молочный, серый, слоновой кости. Вы заметили, все перечисленные цвета, отражающие небо, воду, облака – это основа. А теперь давайте внесем яркие краски представителей флоры и фауны. Источников света может быть множество, используйте матовые и глянцевые светильники для получения бликов.

Рис.8 Дизайн интерьера в стиле бионика

5. Мебель и декор в стиле бионика

Принцип модульных конструкций – вот основное характерное свойство в оформлении интерьера в стиле бионика . Комбинирование природных форм в пространстве обыгрывается в широчайшем диапазоне, а именно – по цвету, форме, горизонтальных и вертикальных рядов.

Неординарные предметы, присущие этому стилю, смогут вызвать у вас улыбку. Часы, сделанные в виде капли, стекающая по стене, кресло качалка с мундштуком на подлокотнике, и нарисованным смешным лицом в гостиной наверняка порадуют своим веселым видом.

Подведем итог. – это кладезь интересных идей, заимствованных у природы. Он создает атмосферу природы, а вы получаете максимально продуманный комфорт.

В своей творческой деятельности человек постоянно, сознательно или интуитивно, обращается за помощью к живой природе. Причины особого внимания дизайнеров к законам формообразования живой природы заключаются в том, что дизайн как особый вид искусства имеет непосредственную связь с материальной средой, для которой создается дизайнерский образ. Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования в биодизайне не только внешних очертаний природных форм, но и закономерностей формообразования живых структур в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.




Бионика (от греч. bion - элемент жизни, живущий) - это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов; наука о применении в технике, архитектуре, дизайне принципов организации, свойств, функций, структур живой природы. Если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что такое бионический стиль



«Птица - это инструмент, работающий по математическому закону, человек способен воспроизвести этот инструмент» сказал великий гений Леонардо да Винчи в 1511 г. Он первым предпринял попытку использовать закономерности строения живых организмов в изобретении технических устройств когда рисовал свой проект летательного аппарата с крыльев птицы.



Без знания принципов и общих законов формообразования природы нельзя понять ту или иную форму. При первом взгляде на окружающий нас предметный мир может показаться, что бионика как будто не проявляется в творениях человеческих рук столь непосредственно, однако в действительности ее влияние на предметный мир в целом и на дизайн в частности глубоко и устойчиво. Применение бионики в системе дизайна будит творческую мысль, заставляет думать, искать, познавать законы природы. Человек всегда черпал идеи, наблюдая за природой.




Интересное заимствование сделал швейцарский инженер Джордж де Местраль в 1955 г. Он часто гулял со своей собакой и заметил, что к ее шерсти постоянно прилипают какие-то растения, он решил выяснить причину. \Исследовав феномен, де Местраль определил, что он возможен благодаря маленьким крючкам на плодах дурнишника (так называется этот сорняк). В результате инженер осознал важность сделанного открытия и через восемь лет запатентовал удобную «липучку» Velcro, которая сегодня широко используется при изготовлении не только военной, но и гражданской одежды.




Знаменитый символ Парижа – Эйфелева башня построена по принципам бионики, ее прототипом послужила…берцовая кость человека. В 1846 г. исследования швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера привели к неоднозначным выводам. Загадка прочности берцовой кости не давала ему покоя: почему столь значительные нагрузки не приводят к разрушению хрупкой структуры кости. Изучая ее строение, ученый заметил, что головка кости покрыта сложной сетью миниатюрных косточек, которая позволяла равномерно распределять давление по всей поверхности кости, исключая ее деформацию. В 1866 году инженер Карл Кульман использовал эти опыты для создания системы распределения нагрузки с помощью кривых суппортов для строительства, а уже через 20 лет миру явилось детище Эйфеля.




Первым архитектором, использовавшим в полной мере «дар природы» стал Антонио Гауди. Созданный им Парк Гуэля известен как «природа, застывшая в камне». Гауди не только заставил восхищаться поклонников его творчества, но и дал начало бионической архитектуры, впрочем, ее развитие все же задержалось во времени – официально термин бионики в архитектуре был введен лишь в 1960 г., тогда как знаменитому парку Гауля, спроектированному и построенному Гауди на принципах бионического строительство, исполнилось уже более 50 лет.




Раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в архитектуре сооружений. Закономерно возникла необходимость в создании нового направления в науке, суть которого – находить и исследовать такие секреты. Таким направлением стала бионика, которая объединила в себе познания биологии и техники. Бионика призвана решать инженерно-технические задачи, основываясь на результатах исследований живой материи.



Что же такое сооружение в бионическом стиле? Помните дизайн домов хоббитов в фильме «Властелин колец»? Конечно, в некоторой степени можно сказать, что эти дома построены по всем законам бионики, но, по правде говоря, режиссер фильма только лишь ограничился элементами органической идеи.


Сегодня современное воплощение бионической (органической) архитектуры можно наблюдать в Нидерландах - здание правления NMB Bank, Монреале - здание Всемирного выставочного комплекса, в Шанхае - дом «Кипарис», Японии - небоскреб SONY и музей плодов, в Австралии - здание Сиднейской оперы …



Начало XXI века в архитектуре ознаменовалось возвращением интереса к сложным криволинейным формам, подчас напоминающим формы живой природы, а иногда и способным к трансформациям. «Метаморфозы». Возрождается, уже на новом уровне, и органическая архитектура, своими корнями уходящая в конец XIX - начало XX вв., к творчеству Л. Салливена и Ф.Л. Райта, провозгласивших, что архитектурная форма определяется, как и в живой природе, функцией и развивается как бы «изнутри наружу».




Биологические конструкции, используемые в архитектуре и дизайне: Паутина – необычайно легкий, экономичный сетчатый материал; Пчелиные соты, воск; Муравьиное гнездо- принцип его построения напоминает о зданиях, возводимых людьми. Мягкая мочалка - ее необычайный узор подходит для изготовления прочных и одновременно элегантных конструкций, которые, например, можно использовать как большие емкости для перевозки воды или масла; Клеточная мембрана и т.п.



Бионика широко используется в современном дизайне интерьеров. Такое использование происходит в двух направлениях - заимствование чисто внешней формы и построение механизмов, сооружений, мебели на основании закономерностей, «подсмотренных» у природы.



Архитектурная бионика сегодня – это не просто один из многих сменяющихся стилей, историю которых можно проследить в ХХ веке. Это действительно комплексный научный подход к проектированию, область знаний с основой высоких технологий, в которую прочно вплетены многолетние исследования на стыке многих дисциплин. Конечно в этом направлении развития архитектуры еще много противоречий и фантастических проектов, но в связи с постоянным бегом инженерной мысли «то, что было качественной фантастикой вчера, уже завтра становится реальностью…»




Квадрат телевизора, кнопки на клавиатуре, квадраты домов, квадраты жилых зон и районов, квадраты столов и кресел, одновременно с ними квадраты бетонных перекрытий, бункеров, квадраты гробов и разрытых могил, квадраты парт и школьной доски – кругом одни квадраты. Где же их нет? Квадрат – это символ неживого, это символ искусственности, синтетичности, неестественности. Знаменитый «Чёрный квадрат» К.Малевича символизировал победу над солнцем, манифестировал о новой эпохе, - квадратной и чёрной. Для футуристов это было новацией, однако никто тогда и не догадывался, что эта иллюстрация станет символом XX века, самого страшного века из всех веков человеческой истории.




В человеке нет ни одного органа, который имел бы квадратную или прямоугольную форму. Квадратов нет среди растений и насекомых, их нет в лесу, их нет в океане и воздухе, квадратов нет в поле, более того, их нет даже в межгалактическом пространстве: галактики, чёрные дыры, звёзды, кометы – все эти объекты имеют округлую форму. Квадратов нет в микромире, их нет в облаках, их вообще почти нигде нет. Квадрат может встречаться только среди редких кристаллов разных минералов.




Но времена меняются, и XX век с его катаклизмами и ужасами закончился, на его место пришёл век XXI. Настало время выбрать другой символ – символ круга. Где мы можем обнаружить круг, да практически везде – глаз человека, летящая капля, прорастающее зерно, солнце, облако, озеро, крона дерева, водоворот, яйцеклетка, планета Земля. Круг символизирует бесконечный круговорот жизни, взаимодополняемости всего живого, круг – это начало нового бытия, круг – это бессмертие, бесконечная жизнь. Бионика, биоархитектура не могла взять для себя другого символа, он максимально выражает её идеи, её концепцию оформления пространства.





Гармония красоты и целесообразности в природе – поистине неисчерпаемый источник средств гармонизации формы, к которому постоянно обращались и обращаются творцы шедевров искусства, архитектуры и дизайна


Изучение форм живой природы питает фантазию дизайнеров, дает материал и помогает решать проблему гармонии функционального и эстетического начала, обогащая формальные средства гармонизации в поисках наиболее выразительных пропорций, ритма, симметрии, асимметрии и т. д.

Дизайнер делает зарисовки всех разновидностей природного образца, затем путем формообразующих линий, осевых и линий членения анализирует природную форму и разрабатывает дизайн-объект.


Бионика, или как говорят греки «живущий», означает первостепенность природы.Именно живая природа окружает дизайнеров и архитекторов, которые только в ней могут черпать вдохновение для своих работ. И только природа является самой комфортной для человека средой обитания. Здесь и закругленные углы, и натуральные оттенки, и плавные естественные линии, и легкие формы. Все это является основой бионического стиля.



В современном дизайне и в архитектуре возвращается интерес к сложным криволинейным формам, подчас напоминающим формы живой природы, а иногда и способным к трансформациям.Неслучайно темой Венецианской архитектурной биеннале 2004 года был выбран термин «Метаморфозы».



Природа открывает бесконечные возможности по заимствованию технологий и идей. Раньше люди были не способны увидеть то, что находится у них буквально перед носом, но современные технические средства и компьютерное моделирование помогает разобраться в том, как устроен окружающий мир, и попытаться скопировать из него некоторые детали для собственных нужд.




В г. Горьком в 1974 г. в лаборатории ОКБ РАЛСНЕМГ (Отдельное конструкторское бюро по разработке льда, снега и мерзлого грунта) под руководством д.т.н. А.Ф.Николаева, была разработана снегоходная машина «Пингвин», имитирующая принцип передвижения этих птиц по рыхлому снегу. Пингвины отталкиваются ластами, подобно лыжникам, использующим для этой цели палки. Основанная на этом принципе снегоходная машина, лежа на снегу днищем и отталкиваясь от снега колесными спицами, скользит по поверхности и при весе в 1300 кг. двигается со скоростью 50 км/час. Эта машина не имела недостатков, характерных для тягачей, тракторов и других снегоходов, которые при своем движении по снегу образуют глубокую колею, буксуют и увязают. Подобные машины используются и на мелководных озерах, где обычные плавсредства чаще всего не могут применяться. Ее назначение - создание пространственной среды жизнедеятельности.



Наиболее ответственный этап в работе дизайнера – это исследование живой природы. Основным методом биодизайна является метод функциональных аналогий, или сопоставления принципов и средств формообразования объектов дизайна и живой природы. Отбирать необходимые формы живой природы помогает чувство графической формы.

Работа дизайнера с природными аналогами заключается не в простом сравнении, а в изыскании методов и способов графического моделирования биологических процессов.Работая над проектом, дизайнер тщательно проводит сравнительный анализ «живой» и искусственной техники, сопоставляет технические характеристики живых объектов и созданной руками человека аппаратуры и потом делает заключение о целесообразности применения тех или иных изобразительных форм.

Анализируя природную форму, дизайнер стремится осмыслить ее тектонику, которую, как бы сложна она ни была, нельзя рассматривать как случайное сочетание объемов. Гармоничность ее развивается по строго определенным законам и принципам. Для восприятия гармонии, закономерности строения, образности природной формы требуется определенная подготовленность.


Бионическое моделирование отличается от моделирования, которое осуществляется в других науках. Как правило, модели бионики - несравненно более сложные динамические структуры. Их создание требует не только проведения специальных уточняющих исследований на живом организме, но и разработки специальных методов и средств для реализации и исследования столь сложных моделей.






БИОНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ Студенческие работы в графической и пластической техниках


Трансформация биоформы в дизайн-объект


ТРАНСФОРМАЦИЯ БИОФОРМЫ в проектном моделировании



Компьютерное кресло «Скорпион»


Плакат и органайзер в стиле модерн


«Черепаха» – разовая посуда для суши


Лестница спираль Мобильная библиотека


Библиография

  • 1. Лебедев Ю.С. Архитектурная бионика. - М:Стройиздат. 1990.

  • 2. Елочкин М.Е. Введение в современный дизайн. М.: Кнорус, 2005.

  • «Бионика» – слово, которое имеет греческие корни, в переводе означает «живущий». Эта наука занимается изучением разных методов организации живой природы в области промышленности.

    Бионика в строительстве

    Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще испанский архитектор Антонио Гауди в 19 веке. Заказчик Эусебио Гуэль давно мечтал «о практичном здоровом доме с красивыми формами». Гауди справился с задачей виртуозно. Он втиснул в узкое пространство (18 на 22 метра) особняк, напоминающий одновременно мечеть и венецианское палаццо с просторным цокольным этажом, каретным двором и конюшнями. За серым мраморным фасадом дворца Гуэля – роскошные интерьеры. На отделку денег не жалели: черное дерево, палисандр, черепаховый панцирь, слоновая кость, одна комната облицована эвкалиптом, другая – буком, резные потолки с накладными листьями из золота и серебра. Именно здесь Гауди впервые превратил кровлю с дымоходами и вентиляционными трубами в «сад стоящих камней». Каждая башенка одета в свой керамический наряд.

    Также Гуэль и Гауди мечтали превратить Лысую гору в сад. И это был прорыв! Парк Гуэля, или, как говорили раньше, «природа, застывшая в камне», до сих пор не имеет аналогов. Частные виллы утопали бы в зелени, вокруг усадеб – дорожки, аллеи, беседки, фонтаны, гроты, акведуки, плюс охрана по периметру. Коммерчески проект провалился. Было продано всего два участка из шестидесяти, состоятельные люди не захотели жить так далеко от города. Нынешние барселонцы выбор места одобряют. Планировка парка напоминает сжатую пружину – от подножия к вершине серпантином поднимаются извилистые тропинки и крутые лестницы. Теперь парк Гуэля не только радость для души и глаз, но и большое удовольствие для барселонцев и туристов, ведь там и пальмовые рощи, и чистый воздух. Парк оказался выше уровня смога. А те, кто добираются до вершины, получают в награду великолепный вид на Барселону и море.

    Особняк « Наутилус »

    В качестве своего творческого манифеста мексиканский архитектор Хавьер Сеносиан и его коллеги из бюро построили дом в местечке Наукальпан (Мехико). Критики тут же объявили постройку аллюзией на безумные «растительные» структуры Антонио Гауди. И действительно, что-то общее в архитектонике и декоре обнаружить можно. Хотя прототипом жилища стало не растение или цветок, а закрученная раковина моллюска наутилуса.

    «Мне всегда было интересно почувствовать, каково это – жить в раковине», - смеется архитектор. Интерьер дома динамичен благодаря спиральным лестницам, криволинейным объемам и перламутровой отделке (мозаике). Дневной свет, проникая сквозь главный цветной витраж и круглые световые люки в крыше, создает таинственную атмосферу. Основным строительным материалом стал невероятно пластичный армоцемент. Кроме него, архитекторы использовали гранитокерамику Grancrete, мозаичную плитку, стекло и натуральный камень.

    Бионика в интерьере

    Бионика появилась и начала активно развиваться в Европе в двадцатых годах двадцатого века, но своего полного расцвета она достигла лишь в семидесятых годах, приобретя свой нынешний облик и будучи признанной как самостоятельный стиль.

    Стремительность жизни современного общества, огромные расстояния и активная деятельность человека приводят к тому, что у жителей городов практически не остается свободного времени для личной жизни. Но ведь и для занятых, мобильных и деловых людей очень важен комфорт и уют личного пространства. Часто дом становится единственным местом, где человек может полноценно отдохнуть, расслабиться и отгородиться от суеты большого города. Бионическая архитектура обращена к человеку, к его внутреннему миру, ведь интерьер должен положительно влиять на самочувствие, настроение человека и раскрывать его творческие способности.

    Интерьер биодома является продолжением самого дома. Этот стиль старается избегать прямых углов и прямых линий. Характерными элементами данного стиля является плавность линий и массивность предметов обстановки. Текстуры и декоративные элементы интерьера повторяются с той же гармоничностью и тем же изяществом, какие мы привыкли видеть в живой природе. Четкое разграничение и зонирование пространства окажется здесь неуместным, равно как и четкий переход между поверхностями. Формы в интерьерах, как правило, заимствуются из живой среды и воссоздаются современными технологиями.

    Традиционным для данного направления является использование светлой цветовой гаммы, глянцевые и даже зеркальные текстуры, а также характерные для природы орнаменты . В предметах обстановки может использоваться перфорация с целью уменьшения веса конструкции. Цвета бионики: белый, молочный, слоновая кость, бежевый, очень светлый серый,окраска зелени, неба, воды, коры, песка и прочие. Возможны элементы ярких цветов: синий, алый, лимонный. Все, как в природе!

    Элементы биоинтерьера

    Согласитесь, любопытно оказаться среди цветов или забавных предметов, может быть, напоминающих что-то определенное, а может, совсем ни на что не похожих и пробуждающих фантазию? В бионических формах природные стилизации могут быть применены как ко всей предметной среде интерьера в целом, так и к отдельным предметам дизайна.

    Например, бионические светильники выбиваются из ряда геометрически правильных форм. Так, если взять любую классическую люстру в стиле модерн или классика – с хрустальными подвесками, коваными элементами, – беглого взгляда хватает, чтобы увидеть в ее основании геометрию. А в бионике чаще необычные формы, нелогичные линии . Впрочем, зачастую люстры классических направлений могут содержать в себе элементы бионики: так, довольно популярна идея украшения потолочных светильников декоративными фруктами из муранского стекла .

    Бионические светильники можно условно разделить на две группы: классическую и авангардную.

    Классическую линию в интерьерной бионике образовывают светильники из традиционных материалов: бронзы, хрусталя, стразов, детально воспроизводящих цветы и с оцветия, а также букеты экзотических растений, кленовые или дубовые резные листочки . Используются любые растительные мотивы: листья, травы, цветы, плоды – здесь фантазия художников неисчерпаема, как неисчерпаем мир флоры.

    Однако к стилю бионика относятся не только изображения цветов и плодов. Авангардную линию составляют навеянные природой ассоциации , воплощенные дизайнером в статичном интерьере, объектах мебели, конструкций, оформлениях проемов и т.д. Например, застывшие в углу медузы или камни – это на самом деле светильники, дающие мягкий и рассеивающие свет; в углу стоит стул, напоминающий пчелу или лепесток цветка, а в центре комнаты вырос диван, похожий на облако. В интерьерах бионики часто встречается такое «цитирование» природных элементов и их форм.

    Жан-Мари Массо. Все лучшее – от природы

    Один из самых плодовитых архитекторов и дизайнеров, прославившихся в 2000-е годы, Жан-Мари Массо, в своих проектах следует идеям бионики и технофутуризма. Идеи для дизайна интерьера и архитектуры он призывает подсматривать у природы. Рассмотрим, какими же должны быть предметы мебели, чтобы соответствовать этим принципам.

    1. Состоять из высокотехнологичных материалов. Интерьерная бионика часто использует высокотехнологичные материалы и продукты органического синтеза. Жан-Мари Массо считал, что полимеры отлично сочетаются с традиционными натуральными материалами, дополняя их и создавая принципиально новое органичное пространство. Искусственно синтезированные и переработанные материалы дают совершенно новый уровень комфорта, отлично выдерживают высокие нагрузки и крайне просты в уходе. Материалы «будущего» устойчивы к загрязнениям, имеют малый вес, и в зависимости от своего назначения, могут долгое время сохранять тепло или, напротив, не нагреваться.

    2. Вписываться в окружающее пространство. В бионике архитектурная постройка или садовая ме бель обязательно гармонируют с ландшафтом. Например, бионика предлагает дом, который встраивается в склон холма и плавно продолжает его, или парящий в воздухе отель в виде облака, или если речь идет о мебели для сада кресло с каркасом из тонкой сетки, напоминающее нежную дымку с мягкими очертаниями.

    3. Мимикрировать и растворяться в ландшафте или интерьере. Назойливые акценты не свойственны живой природе, поэтому и бионика в интерьере не пестрит избытком цветов и объёмов, позволяя пространству всегда оставаться воздушным и легким. Диван на тонком каркасе, ширма из дымчатого стекла, смеситель из блестящей стали, будто сливающейся с потоком воды, обозначают свое присутствие, но не навязывают его.

    4. Обладать природными формами. Силуэты зданий и предметов могут быть обтекаемыми и плавными, как раковины или живые организмы, реже строгими, как кристаллы, но всегда гармоничными. Криволинейные предметы часто стремятся к форме капли воды, морской звезды, цветка, ортогональные – к призме.

    5. Дарить тактильные удовольствия. Без них немыслима живая природа, и потому бионика в интерьере ценит мелкие предметы обтекаемой формы, которые будто сами ложатся в руку, круглящиеся формы изделий из пластика, следующие изгибам тела, сплошь состоящие из мягких поверхностей кресла и диваны.

    6. Быть лаконичными. Простые формы и ясно читающиеся силуэты диктуются целесообразностью, удобством и эргономикой, будь то силуэт здания или держателя бумаги, похожего на сучок дерева, абрис дивана, напоминающего очертание холма или волны, ванны в виде створки раковины.

    7. Демонстрировать природную структуру. Не только внешняя форма, но и связанное с ней «содержание» напоминают о связи с природой. Сферическая постройка внутри предстанет как серия пещер-промоин в мягкой породе, стеклянный призматический стол продемонстрирует ячеистость внутренних отсеков, поверхность кресла из термопластика явит пористую структуру материала.

    8. Уметь строиться по модульному принципу. Принцип пчелиных сот и точно пригнанных друг к другу кристаллов подсказывает такие идеи, как секционные постройки, модульная мебель, которую удобно комбинировать, составлять в ряд по горизонтали или вертикали.

    9. Радовать глаз естественными цветами. Бионика в интерьере приветствует оттенки снега и почвы, зелени, воды и неба, они в бионике самые «ходовые». Как и в естественных условиях, вкрапления ярко-красного или ослепительно-синего делегируются единичным «акцентным» предметам с тонкими силуэтами.

    10. Будить чувство юмора. Без него самый «умный» дизайн становится холодно-прагматичным. Без толики самоиронии не «сочинить» диван, похожий на спонж и ванну, или скульптуру ростом с оранжерейное дерево, в которую можно высаживать растения.

    "Правила строительства", №4 5 /2, июль 2014

    Правообладателем всех материалов сайта является ООО «Правила строительства». Полная или частичная перепечатка материалов в любых источниках запрещена.

Загрузка...