Бунтующее сердце образ евгения базарова. Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова. Сочинение по литературе на тему: “Бунтующее сердце” Базарова
В знаменитом романе выдающегося писателя И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается проблема взаимопонимания поколений, тема разрыва связи между «отцами» и «детьми». Это происходит из-за различий мировоззрений людей разных возрастов. Как обычно бывает, здесь молодое поколение отрицает общепринятые устои, скептически ко всему относится. Старшее же поколение отличается консервативными взглядами.
Хотя это не является какой-то отличительной чертой.
Евгений Базаров – главный герой произведения «Отцы и дети», человек нового времени – нигилист. Его личность и отношение автора к нему неоднозначны. Он не признаёт никакие авторитеты, не склоняется ни перед какими жизненными принципами и чужим мнением.
Базаров – персонаж, который не отставит равнодушным никого. Им можно восхищаться или ненавидеть, возносить или порицать. Он не боится показаться глупым, быть отвергнутым, не отступает при угрозе непонимания или осуждения, открыто выступает со своими мыслями, открывает людям свои взгляды на вещи. Евгений честный, целеустремлённый, он лидер по своей натуре, обладает острым умом и широким кругозором. Но он не является идеалом «нового человека», он лишь его прототип, обречённый на непонимание.
Базаров отрицал искусство, считая одного учёного полезнее нескольких поэтов. Отрицал также чувства, ставил на первое место разум и рациональность, однако впоследствии влюбился в Одинцову. Он считает, что цель его поколения – очистить место для нового, убрать аристократию. Природу воспринимает как «мастерскую», где человек должен ставить эксперименты. Герой считает себя сильным человеком, способным менять мир. Однако же самым большим испытанием для него стала любовь, которая заставила его пересмотреть свои взгляды на жизнь и на самого себя.
Но смерть Евгения Базарова как бы говорит о том, что у таких людей вряд ли есть будущее, Тургенев этим разрушает нигилистические взгляды героя, намекая на то, что с таким мировоззрением невозможно принести пользу другим, даже не получится быть счастливым самому. Автор не представляет дальнейшую жизнь подобных людей. Перед лицом смерти Базаров изменился, он понял, что смерть отрицать нельзя, как и некоторые другие вещи в жизни: «Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!» Качества, продвигавшие его по жизни, теперь ничего не значат. И в конце своей жизни он проявил несвойственные ему качества: герой беспокоился не о себе, а об Одинцовой и о родителях.
Но после его гибели люди продолжили жить по-прежнему, однако не забывают о нём. Возможно, общество всё-таки нуждается в таких «базаровых», хоть и не очень то любит подобного рода людей. Но именно они способны идти наперекор всему и вносить изменения в жизнь окружающих.
Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», предстает перед нами, как человек с неординарным характером. Хоть Базаров и являлся личностью не богатой в денежном плане, у него восхитительный склад ума. Молодой человек являлся будущим доктором, который только начал развиваться в этой отрасли. В его характере заложен тот стержень, благодаря которому он был в силах стать выдающимся профессионалом своего дела, прожить стезю своего отца. Евгений Базаров трудолюбив, даже находясь в гостях у своего друга Аркадия Кирсанова, препарировал лягушек, минуту не могу усидеть на месте. Сам Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал». Эта черта характера мне очень понравилась в Евгении Базарове, отчасти я даже позавидовала такой целеустремленности героя. Пусть он даже существовал лишь на страницах книги, на меня он повлиял достаточно сильно, чтобы постараться что-то изменить в себе.
Но есть в Базарове то, что меня оттолкнуло и, я бы даже сказала, заставило критически относиться к его взглядам на жизнь. Я имею в виду его нигилистические взгляды. Мне кажется неприемлемым то, как главный герой относится к нематериальным ценностям, отвергая всё вокруг, будь то природа, искусство, любовь... Его «бунтующее сердце» критически относилось к тому, что окружает нас с вами, считал это лишним в жизни. Всё, что ему было действительно необходимо - работа и убеждения, от которых он не в силах отказаться.
Но настолько ли его нигилизм был прочен? Легко ли оставаться непоколебимым в своих взглядах на жизнь, когда они рассыпались в пух и прах? Тургенев показывает нам, читателям, что Базаров был не прав, что любовь - не ненужное чувство, когда свел его с Анной Одинцовой. «Бунтующее сердце» встрепенулось, больно заныло, и где-то в глубине души, подобно цветку, началась распускаться любовь. Было очень интересно наблюдать, как Базаров борется с этим, казалось бы, ненавистным ему чувством. Гнев и влюбленность примешались в одну большую неразбериху, и Базаров запутался в себе. То, в чем он был убежден, превратилось в пепел. Любовь застала Базарова врасплох. Значит, она всё же существует и от неё не убежать.
Именно это хотел показать нам Тургенев: от того, что задумано природой, невозможно сбежать или скрыться. Всё, что есть в этом мире - и есть самое прекрасное на земле, именно потому, что нам предоставлена такая возможность наслаждаться всеми прелестями жизни, ощущать наполненные радостью букеты чувств. К сожалению, Базаров это понял очень поздно. Мне кажется, он был раз видеть Одинцову в последний раз, когда его сердце билось из последних сил. Думаю, он был несчастлив тому, что выбрал такой путь и был рад бы всё вернуть, но Смерть уже стояла у его кровати, когда он ощутил прикосновение губ возлюбленной. Таким образом, женщина попрощалась с ним, теперь уже навсегда. Ей не составило труда приехать к нему, привезя с собой доктора, попытаться помочь. Но было уже слишком поздно.
Бунтующее сердце (образ Е. Базарова).
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и главный его герой - разночинец-демократ Базаров явились, по определению самого автора, «выражением новейшей современности».
Роман создавался во время подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях обострения борьбы между двумя силами общества - либералами и революционными демократами. Столкновение этих двух сил и отразилось в романе Тургенева «Отцы и дети».
Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами (отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории и другие), явились предметом горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.
Главный герой романа - разночинец-демократ, выступающий принципиальным противником всего дворянства, всех понятий дворянского общества, в особенности же либерального, романтического идеализма. Писателю казалось, что люди, отрицающие эти понятия, тем самым уж ничего не признают и заслуживают названия «нигилистов». Но такое представление о мировоззрении демократов не помешало Тургеневу очень обстоятельно и вдумчиво осмыслить характер своего главного героя. Ему хотелось найти в нем нечто привлекательное, поэтому писатель подчеркивает трезвость, утилитарную направленность мышления и своеобразный скептицизм Базарова - скептицизм практического деятеля, доверяющего только своему делу.
Изображая Базарова, Тургенев слегка намекает на какие-то революционные возможности, таившиеся в людях его типа: «от копеечной свечки Москва сгорела», «нас не так мало, как вы думаете». Но никаких намеков на активную деятельность самого героя в романе все же нет.
Политические взгляды Базарова сводятся к резкой критике существующего положения в стране. Он уверен, что либералы-обличители «никуда не годятся», что аристократы - «дрянь», что реформа «едва ли пойдет нам впрок», что народ полон грубых суеверий, что русские мужики склонны к пьянству. Не видя созидательной силы ни в правительстве, ни в дворянстве, он не видит ее и в народной, крестьянской среде. Словом, у Базарова нет последовательной социально-политической теории, явно выраженных идеалов. Он стремится сокрушить твердыню дворянского идеализма с помощью утилитарного, материалистического миропонимания, поэтому и не признает никаких авторитетов, никаких принципов, принятых на веру. Он ни во что не верит, кроме практического опыта и научного эксперимента, поэтому он так спокоен, холоден, трезв, иногда даже циничен.
Материалистические взгляды Базарова выявляются в романе очень четко. Его материализм - естественнонаучный, физиологический, экспериментальный, стремящийся по-своему объяснить даже то, что выходит далеко за пределы физиологии. Но материализм Базарова не кабинетный, не академический. Он имеет очень активную общественную направленность: материалистические убеждения заставляют Базарова объявить себя заклятым врагом всей дворянской культуры и поборником культуры демократической. Именно здесь он выступает активным проповедником новой демократической идеологии, которая опирается на естественнонаучные знания. Смысл ее - идейное и моральное раскрепощение русского общества.
С едкой иронией Базаров разоблачает иллюзии дворянского общества. Он отрицает преклонение перед красотой природы и не хочет видеть в ней «храм», он не признает искусства как служения красоте и принижает гениальных художников Рафаэля, Пушкина. Над романтической любовью, обожествляющей женщину, он прямо глумится. Но в своем отрицании Базаров не скептик, не «нигилист». Вечным принципам, принятым на веру, он противопоставляет реальные знания и научный эксперимент. Природу он понимает как «мастерскую», в которой человек - «работник».
Видя в разночинце-демократе представителя чуждого себе мира, Тургенев тем не менее показал в нем такую трезвость и убежденность мысли, прямоту чувств, собранность воли, которые делали его необычайным явлением в изображаемой социальной среде.
Осуждая в романе утилитарные убеждения демократа и противопоставляя им романтико-идеалистические убеждения либералов, Тургенев все же не нашел среди них никого, кто мог бы уверенно и успешно переспорить «нигилиста», одержать над ним верх в идейных столкновениях. В семье Кирсановых Базаров сразу находит своих поклонников и идейных противников. Но это не стойкие поклонники и слабые противники.
Старший из Кирсановых - по существу, неудачник и приживал. Тургенев подчеркивает комичность его аристократических замашек и претензий. Но все же именно его писатель делает главным противником Базарова в ссорах, а затем и на дуэли.
Николай Кирсанов также не в силах серьезно противостоять Базарову. Он либеральный помещик, который завел на своей земле «ферму», хозяйство, основанное на вольном, наемном труде. Он требует агрономических улучшений, для этого учится и старается «стать в уровень с современными требованиями». Однако на деле Николай Петрович оказывается человеком недалеким. Самое большее, что от него можно ждать: ферма не прогорела и стала бы приносить доход. А в остальном ему вполне довольно Пушкина, виолончели и Фенички.
Таковы «отцы» в дворянстве 60-х годов, но и «дети» ни в чем не сильнее их. Молодого дворянина Аркадия автор изобразил робким учеником воинствующего разночинца-демократа, человеком столь же недалеким, как и его отец, способным променять свои передовые идеи на любовь к девушке и счастливое прозябание в кругу семьи. И к Аркадию Базаров относится снисходительно, иронически. Таким образом, среди дворян у Базарова нет ни достойных противников, ни настоящих единомышленников. Последние у него, несомненно, должны были быть среди разночинно-демократической молодежи. Автор, конечно, понимал такую возможность, но не счел нужным ее раскрыть в сюжете романа. Ему хотелось показать Базарова одиночкой. Ведь даже когда он приезжает в провинциальный город, он не встречает людей своего уровня и круга. Здесь перед ним заискивают люди, извращающие передовые идеи эпохи, стремящиеся прикрыть свою духовную пустоту новейшими понятиями, модными словами. И Базаров с презрением отворачивается от них. Сопоставив Базарова с Ситниковым и Кукшиной, писатель оттенил этим всю значительность его характера, всю серьезность его идейных запросов. Но последующим развитием сюжета Тургенев попытался доказать несостоятельность материалистических взглядов своего героя. Испытанием его характера и его убеждений стали отношения с Одинцовой, благодаря которым он должен был на собственном опыте убедиться в том, что существуют романтические чувства и что они бывают очень глубоки и сильны.
Однако привести Базарова на любовное свидание могла героиня, не похожая на прежних героинь Тургенева, юных девушек с наивностью и непосредственностью переживаний. Одинцову писатель изобразил как человека незаурядного, умного, пытливого и в то же время как женщину привлекательную, красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста», возбудить в его душе неведомые до этого чувства; Поэтому так мучителен и трагичен для него отказ Анны Сергеевны. Кульминацией этой сюжетной линии является признание Базарова в любви. Но здесь нет авторской иронии, так как для Тургенева любовь всегда была проявлением высших человеческих качеств, критерием его нравственности, чести, добродетели. Базаров не только страдает от любовной неудачи, не только теряет былой оптимизм и уверенность, но и по-новому мыслит, по-новому относится к жизни. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров долго хандрит в доме родителей, затем легкомысленно любезничает с Феничкой и принимает вызов Павла Петровича на дуэль, нелепость которой сам хорошо понимает. Вскоре мрачный скептицизм, подавленность приводят к небрежности при вскрытии трупа, он получает заражение крови и умирает в расцвете сил, назвав себя перед смертью ненужным для России человеком.
Такой конец главного героя глубоко символичен. Писатель не связывает с людьми типа Базарова обновления России, однако как замечательный художник предвосхищает появление людей, способных на великие дела и благородные поступки. На дуэли нравственное превосходство Базарова над Кирсановым проявляется еще отчетливее, чем в их спорах. А свою случайную и нелепую смерть Базаров принимает с такой стойкостью, на какую не были способны его идейные противники и которая превращает гибель героя в его апофеоз.
Ключевой фигурой в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети" является Евгений Базаров. Этот герой вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он кажется бесчувственным, а с другой - человеком, который просто боится демонстрировать свои переживания. Поэтому сочинение на тему Бунтующее сердце" является одной из сложных и интересных тем.
Нигилистическая натура Базарова
Одной из основ сочинения на тему "Бунтующее сердце. Образ Базарова" являются особые нигилистические убеждения главного героя. То есть это означает отрицание любых принципов и авторитетов, а также презрение к любым проявлениям чувств.
В этих убеждениях и проявляется мятежность его натуры, потому что, отрицая любые авторитеты, он становится особняком от остального общества. И такая сильная натура сразу привлекает внимание целеустремленностью и силой воли и смелостью взглядов. Именно это и привлекло Кирсанова в первую очередь, т. к. он сам был мягкой натурой.
Конечно, легко в сочинении "Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова" писать только о том, какой главный герой сильный характером человек, у которого есть на все собственное мнение. Но на самом деле это достаточно уязвимая позиция, потому что такое мировоззрение лишает возможности проявления чувств. Поэтому многим героям романа Базаров кажется черствым и жестким человеком, хотя, окажется, что и он может чувствовать, как и другие люди.
Личностный конфликт Базарова
Главный герой романа не был бы так интересен, если бы он не продолжал развиваться и не подвергать сомнению свои убеждения. Ведь именно это произошло после его встречи с Одинцовой. В сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" следует дать краткую характеристику их взаимоотношениям и тому, как они повлияли на характер Евгения.
Ведь именно встреча с послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.
И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой. Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали. Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.
Так ли нигилистические взгляды правильны
В сочинении об "Образе Базарова. Бунтующее сердце" нужно не только размышлять о развитии героя в романе, но и о том, почему его взгляды нельзя считать идеальными. Ведь, казалось бы, если у человека нет никаких авторитетов, он контролирует свои чувства, то это должна быть неуязвимая личность. Однако на примере Базарова читатели видят, что отрицание всего - это не есть хорошо. Почему?
Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом. Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.
Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.
Можно ли считать Базарова революционером
"Бунтующее сердце. Образ Базарова" можно сделать слова, которые написал о своем герое И. С. Тургенев: "Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером". Почему же Базарова можно приравнять к революционерам?
Нигилисты в первую очередь отрицали не просто все, а они отрицали все созданное капиталистическим обществом. К этому относятся самодержавие, крепостничество, коррупция. Именно к свержению этого строя и стремились революционеры, которые хотели построить новый строй. И Базаров: он был человеком действия, человеком настоящего. Он не смотрел в прошлое и не заглядывал в будущее, для него было важнее сделать что-то полезное сразу.
О том, что он сочувствовал крестьянам, сказано в романе, потому что Евгения все любили его, он понимал простой "мужицкий" язык. Но тем не менее он презирал его за невежество, т. к. сам был человеком широко образованным. В этом можно увидеть проявление его самолюбия.
Сравнение Базарова и Кирсанова
В сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" можно сравнить главного героя с другими персонажами. Евгений и Павел Кирсанов - это постоянные соперники с абсолютно противоположными взглядами. Кирсанов - аристократ, для которого важно мнение общества, важно всегда хорошо выглядеть, Базаров же независим от чужого мнения и даже на свой внешний вид не обращает никакого внимания. Главному герою смешон Павел Кирсанов с его франтовством, и даже рассказанная Аркадием романтическая история не смогла пробудить сочувствие у Базарова.
Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.
Мог ли Базаров найти свое место в обществе
Также в кратком сочинении "Образ Базарова. Бунтующее сердце" можно написать рассуждение о том, какой могла быть дальнейшая судьба главного героя. Ведь в итоге общество стало таким, которое соответствовало представлениям Евгения. Но нашел бы он там свое место?
Возможно, что нет. Ведь все-таки не зря произошла встреча с Анной Одинцовой - она показала Евгения с другой стороны. Не только как бунтаря, но и как человека, у которого есть сердце. Базаров не смог принять того, что его основы оказались разрушеннымии: не только другие люди, но и он сам не смог до конца придерживаться этих взглядов. В любом случае можно строить множество предположений о том, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Но одно можно сказать абсолютно точно: И. С. Тургенев подарил русской литературе яркого, не оставляющего читателей равнодушными героя.
Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» увидел свет в 1862 г. И с тех самых времен он продолжает восхищать читателей всех возрастов своими художественными достоинствами. Продолжают волновать сердца и умы людей и те вопросы политического и философского характера, которые великий русский писатель осветил в произведении. Главный его герой - Базаров - является нигилистом. Появление этой группы людей в русском обществе тогда являлось своеобразным знамением времени.
Кто такой Базаров
Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров - это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением. Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», - 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей. Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.
Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».
В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его - тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания. Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие. Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука - все это отторгает.
Достоинства
В сочинении на тему «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно указать и то, что главный герой решительно не признает ничего нематериального, того, что является абстрактным и оторванным от реальности. Базаров выступает за «конкретные ремесла», которые мог бы усвоить простой человек. Он является истинным тружеником науки. Неутомимый в своих экспериментах, Базаров продолжает свои эксперименты. Можно сказать, что он идеальная личность, однако это далеко не так.
Минусы характера
Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким. Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения. Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.
Встреча с Одинцовой
Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся. Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.
Противоборство
С одной стороны, он отрицает все духовное и нравственное, видя ценность только лишь в материалистических взглядах. С другой, он оказывается способным на живые и трепетные чувства. На смену цинизму постепенно приходит глубокое понимание того, чем в действительности являются человеческие взаимоотношения. Если в начале произведения Базаров считал любовь полной ересью, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Главный герой постоянно ловил себя на греховных мыслях, «точно бес его дразнил». У Базарова сохраняется общий скептицизм по отношению к миру, однако его устои колеблются, у него больше нет непоколебимой уверенности в своих идеях. Идеальная концепция, которая строилась в течение многих лет, постепенно рушится.
«Бунтующее сердце. Образ Базарова»: план сочинения
План работы учащегося может быть примерно таким:
- Описание внешности Базарова.
- Его поступки и высказывания.
- Что чувствует главный герой.
- Его отношение к окружающим.
- Встреча с Одинцовой.
- Как заканчивается его жизнь.
- Мое впечатление о Базарове.
Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.
Философские мысли героя
В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти. Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека. Главный герой понимает это, однако никак не может принять.
Слабость перед трудностями
Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен - у него нет ни друзей, ни знакомых.
Неразрешимый конфликт
Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».
10 класс - это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе. Учащиеся понимают, что Базаров - это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт. Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.