Цель проекта формирование представлений о многозначности слов
(подготовительная к школе группа)
Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)
Цели:
— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением предметности.
— повторить слова, обозначающие «живые» и «неживые» предметы.
Оборудование: предметы (картошка, ботинок, бутылка, стул); картинки, обозначающие многозначные слова со значением предметности (шляпка, ножка, колокольчик, пятачок).
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Дети, назовите слова, которые обозначают предметы.
Дети называют слова по цепочке и садятся на свои места.
Придумайте слова, которые отвечают на вопрос «кто это?». Вспомните слова, которые обозначают «неживые» предметы.
Постановка цели
Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едет.
Кошка – это кошка.
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим,
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим.
Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, как это слово «плим». А теперь объясните смысл однозначных слов.
Диван – это мебель, на нем сидят, спят.
Огурец – овощ, огородное растение.
Автобус – транспорт, который перевозит пассажиров.
Карандаш – письменная принадлежность, им рисуют.
Знакомство с многозначными словами
Логопед. Сегодня вы познакомитесь со словами, которые имеют не одно, а несколько значений.
Дети слушают стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». Повторное чтение стихотворения и объяснение значения слов «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка». Логопед показывает детям предметы: язычок ботинка, глазок картошки, горлышко бутылки, ножка стула.
Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?
Дети самостоятельно подбирает другие значения этих слов.
Язычок – у ребенка, пирожное.
Глазок – дверной, на крыле у бабочки.
Ножка – у гриба, куклы, мебели.
Самостоятельное определение детьми многозначных слов в тексте
Логопед. Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.
– Не жалейте пятачка , –
Говорит корова. –
Вы купите молочка –
Вкусного, парного!
Поросята тут как тут:
– Нам по целой кружке!
Пяточки свои суют
Маленькие хрюшечки…
А. Шибаев
Бросил палку кверху Мишка:
– Падай в шапку с ели, шишка !
Шишка хлоп по голове –
Сразу шишек стало две.
Е. Петрищева
Дети находят многозначные слова.
Динамическая пауза
Дети выполняют движения под текст стихотворения И. Токмаковой «Плим».
Упражнение детей в использовании многозначных слов в собственной речи
Логопед. Составьте предложения с разными значениями слов «пятачок», «шишка».
Высока на ели висела шишка.
Вова сделал поделку из шишки.
У Пети на лбу шишка.
Мама приложила к шишке холодный компресс.
Свинья пятачком рыла землю.
У мамы в кошельке лежал пятачок.
Задание «Угадай многозначное слово»
С помощью нескольких предметных картинок на одной карточке дети определяют многозначное слово.
Шляпка (головной убор, у гриба, у гвоздя).
Ножка (у ребенка, у стола, у гриба).
Колокольчик (цветок, звонок).
Крыло (у птицы, у самолета, у бабочки).
Иголки (у ежа, у ели, швейные).
При выполнении задания дети с помощью логопеда объясняют, почему эти предметы называются одинаково.
Итог занятия
Логопед. Мы познакомились со словами, имеющими не одно, а несколько значений. Назовите многозначные слова, которые вы запомнили.
«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.
Ход занятия
П , а отгадки выставляет на панно.
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка.)
Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки,
На меня они глядят
Молока они хотят. (Ёж.)
К. Чуковский
Что это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)
Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.
После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.
Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.
А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.
Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.
Ручка для письма - дверная ручка;
Кисть для рисования - кисть руки;
Каток (машина) - ледяной каток;
Ключ от замка - ключ (ручей);
Морская звезда - звезда на небе.
Лук (овощ) - лук (оружие);
Земля (планета) - земля (поле);
Плита строительная - плита газовая;
Иголка швейная - иголка еловая;
Лисичка (животное) - лисичка (гриб).
Занятие № 22.
«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»
Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.
Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.
Ход занятия
Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .
Острый нож - нож, который хорошо режет.
Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.
Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.
Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:
Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.
Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.
Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.
Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.
Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.
Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.
Льёт как из ведра;
Растут как грибы после дождя;
Лететь как стрела;
Чувствовать себя как рыба в воде;
Комар носа не подточит;
В рубашке родился;
Первая ласточка.
Игра «Когда мы так говорим».
Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.
Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.
Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.
Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.
Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.
Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.
Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.
О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.
В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.
Занятие № 23.
«СЕМЬЯ»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.
Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).
Ход занятия
Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.
Выставляется сюжетная картинка «Семья».
Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:
Назвать членов семьи.
Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?
Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?
Кем приходится мама дедушке?
Кем приходится папа маме?
Кто в семье самый старший, самый младший?
Кто в семье старше братика, но младше мамы?
Кто взрослый?
Игра «О ком я говорю?»
Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.
Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).
Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.
Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладони три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - тихо сесть.
Беседа «Будущее человека».
Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?
Игра «Кем я буду и каким?»
Кем вы станете, когда вырастете?
Какими качествами вы хотите обладать?
Занятие № 24.
«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»
Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.
Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.
Ход занятия
Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:
Кто в семье самый главный? Почему?
Откуда у детей появляется фамилия?
Кто даёт детям имя?
Перед детьми появляется маленький медвежонок.
Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?
Игра «Давайте познакомимся».
Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.
М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?
Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.
Игра «Моё имя».
Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).
М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?
П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?
М. Теперь понятно.
Физкультминутка.
Мишка
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в стороны развёл -
Видно, мёда не нашёл.
Мишка в улей влез и вот -
Каплет с лапы сладкий мёд.
Игра «Назови своё отчество».
Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).
Игра «Что потом?»
Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?
Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?
Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?
Сейчас вас зовут…, а потом…?
Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»
Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).
Ход занятия
I. Орг. момент
– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).
II. Чем отличается слог и слово?
Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.
Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.
1. Отгадайте загадки:
Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год.
Ползун ползет,
Иголки везет.
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет.
Выставляются картинки: елка, еж, иголка.
– Что общего у этих предметов? (иголки)
– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)
– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.
Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.
2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.
– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?
Эх, звоночек, синий цвет,
С языком, а звону нет.
(колокольчик-цветок)
3. Есть и другие слова-братья.
ключ.
Много разных есть ключей.
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
– О чем говорится в этом стихотворении?
– Что нарисовано на этих картинках?
4. – Что это? (ручка)
Что делают этой ручкой? (пишут)
– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)
– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.
5. Физкультминутка.
6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).
– Чем похожи все эти ножки?
Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.
7. Чтение стихотворения:
Вот шофер какой чудак,
Он поесть не мог никак,
Потому что спозаранку
Он крутил – вертел баранку.
А зачем крутил – вертел?
Лучше взял бы да и съел.
– Почему шофер не мог съесть баранку?
– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?
8. Упражнение «Закончи предложение».
– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.
– У девочки заплетена длинная … коса.
– У меня в ушах золотые … сережки.
– На ветке березы висят зеленые … сережки.
– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.
– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.
– О какие словах – братьях вы еще узнали?
9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).
– Я купила ершик – сказала мама.
– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.
Мама достала из сумки ершик.
– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.
– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.
– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.
– Что купила мама в магазине?
– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?
– Что объяснила мама Егорке?
III. Итог занятия.
– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)
– Какие слова-братья вы запомнили?
– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.
прислала
учитель-логопед Кузнецова Н.В.
г. Астрахань, МБДОУ №85
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"На занятиях дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, упражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно выстраивать высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.
Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть тех фразеологизмов, с которыми дети встречаются во время выполнения заданий.
П Е Р В О Е З А Н Я Т И Е
Тема: «Многозначные слова»
Расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
Дать общее представление о многозначности слов, показать некоторые наиболее распространённые случаи переноса значений; учить детей практически различать прямое и переносное значение.
Сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи.
Показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.
I. М н о г о з н а ч н ы е с у щ е с т в и т е л ь н ы е. Логопед начинает занятие с напоминания о том, что слово имеет значение, и предлагает детям объяснить смысл некоторых однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.) или определить слово по значению (девятый месяц года; шестой день недели; мебель для лежания и т.д.). Затем читает стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране» (Приложение 2)
Послушайте стихотворение стихи А. Шибаева «Баранка». (Прилож.3).Прозвучало ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка»)
Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка ?
Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они схожи внешне ).
М н о г о з н а ч н ы е п р и л а г а т е л ь н ы е. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.
Какие по-вашему вещи бывают острыми? Проверьте себя, верно ли вы объяснили. Логопед вслух читает рассказ Б. Рябинина «Острые вещи». (Приложение4)
Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
Что из этих предметов можно назвать острым : сабля, перец, ножницы, лампа ?
Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы )
В каких случаях слово острый можно заменить словом горький ? (Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус )
Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько )
Как называется такое слово? (Многозначным)
М н о г о з н а ч н ы е г л а г о л ы. А теперь разгадайте загадку С.Я.Маршака.
Но в дом не попадёт.
Но никуда я не иду,
Покуда он идёт . (Д о ж д ь)
На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт ?
На доске записаны столбиком: Мальчик идёт. Дождь идёт. Машина идёт . Прочитайте и подумайте в каких значениях используется слово «идёт » в данных предложениях.
Спишите, заменив слово «идёт» словом, подходящим по смыслу: Мальчик шагает. Дождь льёт. Машина едет.
Сколько значений глагола «идёт» мы выделили? (Несколько, а именно – три )
Как называется такое слово? (Многозначным словом)
Напишите рядом со словом идёт слова, подходящие по смыслу – едёт, шагает, льёт .
Что общего в значениях глагола «идёт»? (обозначают движение )
С х о ж е с т ь з н а ч е н и й м н о г о з н а ч н о г о с л о в а.
Я б не поверил,
Когда бы не видал,
Как с курами вместе
Будильник гулял.
Что общего между будильником и петушком? (Будят по утрам – выполняют одно и тоже действие).
В чём-то могут быть схожи значения многозначного слова? (Во внешнем виде, признаке, действии).
Выводы
У слова может быть не одно, а несколько значений: баранка съедобная и баранка – руль, ножка ребёнка – ножка стола – ножка гриба.
Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии.
Приложение к уроку «Многозначные слова »
Приложение 1.
Приложение 2.
«В чудной стране».
В чужой стране,
В чудной стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молоко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В чужой стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
И. Токмакова
Приложение 3.
Баранка
Вот шофёр какой чудак:Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку
Он крутил- вертел баранку.
А зачем крутил-вертел? –
Лучше взял бы да и съел!Приложение 4.
«Острые вещи»
Гриша, не бери нож. Обрежешься!
Гриша, не бери вилку. Уколешься!
Зачем ты взял стекляшку? Видишь,
Когда сели обедать, мама налила супу
сыну, положила котлету.
Я горчицу хочу, - сказал Гриша.
Нельзя тебе горчицы, она острая, -
сказала мама.
Эх, ты! Разве горчица – острая?
Она – горькая! Я ещё вчера лизал.
Б. Рябинин
Приложение 5.
Я знаком с одним моржом,
Ест он кашу, пьёт боржом,
Очень любит эскимо.
Вместе ходим мы в кино.
Я к моржу домой хожу,
С ним за партою сижу.
Он среди моржей один
Не видал огромных льдин,
Не видал он даже моря.
Этот морж – Морковкин Боря.
Он – спортсмен, приятель мой,
Он купается зимой.
А. Стройло
В Т О Р О Е З А Н Я Т И Е
Тема: « Переносные значения слов, словосочетаний, предложений»
Коррекционно-развивающие задачи:
Расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь слов, словосочетаний, предложений с переносным значением.
Дать учащимся представление о том, что многозначными могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и предложения.
Ознакомить учащихся с прямым и переносным значением некоторых слов, словосочетаний, предложений; формировать умение находить в тексте слова с переносным значением; определять переносное лексическое значение слова, словосочетания, предложения; употреблять их в своей речи.
Развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
Воспитание любви к русской речи.
Оснащение: картинки с изображением многозначных слов (баранка, колокольчик, золотая рожь, золотое кольцо , морж , петух и будильник , молоко и часы бегут ); На доске записаны слова: . Таблица:
«Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений», раздаточный материал.
* * *
Игра «Найди общее».
На столе лежат картинки: баранка(руль и колечко из теста), колокольчик (цветок и звонок), золотая рожь и золотое кольцо, морж (северное животное и человек, купающийся зимой), петух и будильник, бежит молоко и бегут часы .
Инструкция: «Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые схожи по внешнему виду и называются одним словом ( баранка, колокольчик) ;
Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые имеют общий признак и называются одним словом (золотая рожь и золотое кольцо – «жёлтые» , морж (северное животное и человек, купающийся зимой, - закалённые, выносливые), ;
Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые называются одним словом по сходству выполняемых действий (петух и будильник – будят по утрам, бежит молоко и бегут часы – быстро движутся».
На доске записаны слова: хвост, баранка, скальпель, указка, экран, вулкан, канал, трамвай, язык, школа, колокольчик, игла, сосна, суффикс, магнитофон, цемент . Логопед просит детей по цепочке прочитать вслух слова и объяснить значение каждого слова.
Выпишите в тетрадь только многозначные слова.(хвост, баранка, вулкан, канал, язык, колокольчик, игла).
Посмотрите на картинку – составьте словосочетания со словом «золотой» : кольцо, рожь, голова, руки, волосы, осень: золотое кольцо, золотая рожь, золотая голова, золотые волосы, золотая осень.
Что в прямом смысле сделано из золота? (Золотое кольцо ). В этом словосочетании значение слова «золотой» – прямое.
Послушайте стихотворение Е. Серовой «Отчего ты рожь золотая?» Подумайте и скажите – что здесь значит слово «золотой» (Приложение 1)
Сделана ли рожь (руки) из металла – золота? (Нет )
Почему рожь назвали «золотой»? (потому что её растят «золотые» руки).
Золотые руки – трудолюбивые, умелые. Вот как о них говорит поэт (Приложение 2)
Словом «золотой» мы называем самое дорогое, ценное, хорошее: золотые руки (умелые, ценные), золотой работник (умелый, ценный), золотая голова (умная), золотое сердце (доброе, отзывчивое) . Вот как много значений у этого слова, как - будто раскололи кусочек золота, чтоб на всё хватило.
Значение «ценный, как золото» мы назовём переносным. Придумайте и запишите два словосочетания со словом «золотой » в прямом и переносном значении (Например: Золотая брошь. Золотая голова ).
Послушайте рассказ «Молоко убежало» Э.Киселёвой (Приложение 3). Чего не знала Нина?
Чего не знала Нина? Что означает выражение « молоко убежало» ?
Посмотрите на картину: какими словами можно заменить слово бежит в предложениях. Логопед записывает на доске: Бежит девочка. Бежит река. Бежит облако.
Где слово «бежит» использовано в переносном смысле? (Бежит река. Бежит облако.)
Замените слово «бежит» в двух последних предложениях словом, подходящим по смыслу.(Течёт река. Плывёт облако.)
Запишите полученные предложения в тетрадь.
Прочитайте предложения (каждый ребёнок получает карточку – Приложение 4). Объясните значения выделенных слов. Дети по цепочке читают пары предложений, объясняют вслух значения выделенных слов.
Выпишите те предложения, в которых выделенные прилагательные употреблены в переносном значении. Что лежит в основе переноса?
Игра «Раскрой значения слова».
Выводы
У многозначного слова бывает прямое и переносное значение.
Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.
Приложение к уроку «.Переносные значения слов, словосочетаний, предложений »
Приложение 1
Отчего ты рожь золотая?
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
Е. Серова
Приложение 2
Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти.
Самые нужные
Руки на свете.
Приложение 3
Молоко убежало
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», - и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила она.И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюля с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь. (Такие вещи ей строго было запрещено делать, да Нина непослушной была).
Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.
А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край.
Бежит, шипит на горячей плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.
Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось из-за Нины всем кашу есть без молока.
(Э.Киселёва)
Приложение 4
Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка надела старинное бархатное платье.
Объяснения Сергея были очень туманными . В туманной дали мелькнут корабли.
Около одиноко стоящего дома выросло каменное здание. Выражение лица Павла осталось каменным.
В окна первого этажа были вставлены железные решётки. В отряде была железная дисциплина.
На Земле космонавтов ждала тёплая встреча. Осень была необыкновенно тёплая .
В дом можно войти только через чёрный ход. На отце был чёрный костюм.
Приложение 5
зрелый
хребет
шляпка
строить
Литература
Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.:Пр.,1988.
Будагов Р.А.. Слово и его значение. Изд-во МГУ, 1947.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С.,2006.
Козырева Л.М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006
Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006
Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебное пособие для IV класса, под ред. Н.М. Шанского. М.,»Просвещение», 1970, стр. 109.
Ожегов С.И. Словарь русского языка, изд. 8.М.»Советская энциклопедия», 1970.,стр.273.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос,1995.
Ушаков Н.П. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей.М., «Просвещение»,1971.
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., «Просвещение», 1964.
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения.
Программное содержание:
1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.
2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.
3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
4.Развивать интонационную выразительность речи.
5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.
Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.
Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.
Ход занятия
Вводная беседа:
Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./
Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./
Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./
Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./
Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?
1. Постановка проблемы | "Однажды встретились два друга. Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа. Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная. Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история." Эвристическая беседа: О ком этот рассказ? Что случилось с Сережей? А что ответил Саша? Почему же друзья разошлись? Какая проблема возникла у мальчиков? Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? Сможем ли мы помочь мальчикам? Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили). Теперь проблема мальчиков и наша проблема. Вы хотите помочь мальчикам разобраться? |
2. Актуализация знаний | А какие вы знаете ключи? Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/ Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами. |
3. Выдвижение гипотез | Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/
- Значит, Сережа мог потерять:, :, или: ключ. Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/ Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/ Воспитатель обобщает ответы детей: - Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода. |
4. Проверка решения | Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: / Из всех источников знаний в нашей группе есть: Давайте заглянем в него. Проверка в словаре. Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник). Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника. Воспитатель читает стихотворение. Много есть ключей: Ключ - родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич) |
Физ. Минутка
Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:
Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.
Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/
Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.
Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)
5. Введение в систему знаний | Рассматривание иллюстрации ключа - родника.Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/ Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее. Скажи "родник" - и вот возник, (Ключ от дверей тут ни при чем). Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные? Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : . Сколько значений у слова "ключ"? Значит, слово "ключ" - : . Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./ Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий. А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :) Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам). Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам. |
Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?