domvpavlino.ru

Цель проекта формирование представлений о многозначности слов

(подготовительная к школе группа)

Конспект занятия МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА (многозначные слова со значением предметности)

Цели:

— уточнять и расширять словарный запас путем практического усвоения многозначных слов со значением предметности.

— повторить слова, обозначающие «живые» и «неживые» предметы.

Оборудование: предметы (картошка, ботинок, бутылка, стул); картинки, обозначающие многозначные слова со значением предметности (шляпка, ножка, колокольчик, пятачок).

Ход занятия

Организационный момент

Логопед. Дети, назовите слова, которые обозначают предметы.

Дети называют слова по цепочке и садятся на свои места.

Придумайте слова, которые отвечают на вопрос «кто это?». Вспомните слова, которые обозначают «неживые» предметы.

Постановка цели

Логопед. Послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка – это ложка.

Ложкой суп едет.

Кошка – это кошка.

У кошки семь котят.

Тряпка – это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка – это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово – плим,

Я повторяю снова –

Плим, плим, плим…

Вот прыгает и скачет –

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

Оказывается, есть слова, которые ничего не значат, не имеют смысла, как это слово «плим». А теперь объясните смысл однозначных слов.

Диван – это мебель, на нем сидят, спят.

Огурец – овощ, огородное растение.

Автобус – транспорт, который перевозит пассажиров.

Карандаш – письменная принадлежность, им рисуют.

Знакомство с многозначными словами

Логопед. Сегодня вы познакомитесь со словами, которые имеют не одно, а несколько значений.

Дети слушают стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране». Повторное чтение стихотворения и объяснение значения слов «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка». Логопед показывает детям предметы: язычок ботинка, глазок картошки, горлышко бутылки, ножка стула.

Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?

Дети самостоятельно подбирает другие значения этих слов.

Язычок – у ребенка, пирожное.

Глазок – дверной, на крыле у бабочки.

Ножка – у гриба, куклы, мебели.

Самостоятельное определение детьми многозначных слов в тексте

Логопед. Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.

– Не жалейте пятачка , –

Говорит корова. –

Вы купите молочка –

Вкусного, парного!

Поросята тут как тут:

– Нам по целой кружке!

Пяточки свои суют

Маленькие хрюшечки…

А. Шибаев

Бросил палку кверху Мишка:

– Падай в шапку с ели, шишка !

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

Е. Петрищева

Дети находят многозначные слова.

Динамическая пауза

Дети выполняют движения под текст стихотворения И. Токмаковой «Плим».

Упражнение детей в использовании многозначных слов в собственной речи

Логопед. Составьте предложения с разными значениями слов «пятачок», «шишка».

Высока на ели висела шишка.

Вова сделал поделку из шишки.

У Пети на лбу шишка.

Мама приложила к шишке холодный компресс.

Свинья пятачком рыла землю.

У мамы в кошельке лежал пятачок.

Задание «Угадай многозначное слово»

С помощью нескольких предметных картинок на одной карточке дети определяют многозначное слово.

Шляпка (головной убор, у гриба, у гвоздя).

Ножка (у ребенка, у стола, у гриба).

Колокольчик (цветок, звонок).

Крыло (у птицы, у самолета, у бабочки).

Иголки (у ежа, у ели, швейные).

При выполнении задания дети с помощью логопеда объясняют, почему эти предметы называются одинаково.

Итог занятия

Логопед. Мы познакомились со словами, имеющими не одно, а несколько значений. Назовите многозначные слова, которые вы запомнили.

«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.

Ход занятия

П , а отгадки выставляет на панно.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ёж.)

К. Чуковский

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.

Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.

Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.

Ручка для письма - дверная ручка;

Кисть для рисования - кисть руки;

Каток (машина) - ледяной каток;

Ключ от замка - ключ (ручей);

Морская звезда - звезда на небе.

Лук (овощ) - лук (оружие);

Земля (планета) - земля (поле);

Плита строительная - плита газовая;

Иголка швейная - иголка еловая;

Лисичка (животное) - лисичка (гриб).

Занятие № 22.

«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»

Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.

Ход занятия

Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .

Острый нож - нож, который хорошо режет.

Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.

Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.

Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:

Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.

Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.

Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.

Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.

Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.

Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.

Льёт как из ведра;

Растут как грибы после дождя;

Лететь как стрела;

Чувствовать себя как рыба в воде;

Комар носа не подточит;

В рубашке родился;

Первая ласточка.

Игра «Когда мы так говорим».

Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.

Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.

Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.

Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.

Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.

Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.

Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.

О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.

В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.

Занятие № 23.

«СЕМЬЯ»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).

Ход занятия

Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.

Выставляется сюжетная картинка «Семья».

Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

Назвать членов семьи.

Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

Кем приходится мама дедушке?

Кем приходится папа маме?

Кто в семье самый старший, самый младший?

Кто в семье старше братика, но младше мамы?

Кто взрослый?

Игра «О ком я говорю?»

Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - тихо сесть.

Беседа «Будущее человека».

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

Игра «Кем я буду и каким?»

Кем вы станете, когда вырастете?

Какими качествами вы хотите обладать?

Занятие № 24.

«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.

Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.

Ход занятия

Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:

Кто в семье самый главный? Почему?

Откуда у детей появляется фамилия?

Кто даёт детям имя?

Перед детьми появляется маленький медвежонок.

Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?

Игра «Давайте познакомимся».

Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.

М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?

Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.

Игра «Моё имя».

Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).

М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?

П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?

М. Теперь понятно.

Физкультминутка.

Мишка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл -

Видно, мёда не нашёл.

Мишка в улей влез и вот -

Каплет с лапы сладкий мёд.

Игра «Назови своё отчество».

Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).

Игра «Что потом?»

Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?

Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?

Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?

Сейчас вас зовут…, а потом…?

Тема: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Цель: Уточнять и обогащать словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.

Оборудование: предметные картинки (елка, еж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш); щетка-ершик, колокольчик, разрезные картинки (чайник, чемодан, зонт, девочка, кувшин, чашка).

Ход занятия

I. Орг. момент

– Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолет, па, пар, папа).

II. Чем отличается слог и слово?

Дети: – Слог ничего не обозначает, не значит. Слог – это часть слова. А слово обозначает что-то: какой-то предмет или действие.

Логопед: – Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом.

1. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет

А в иголках круглый год.

Ползун ползет,

Иголки везет.

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет.

Выставляются картинки: елка, еж, иголка.

– Что общего у этих предметов? (иголки)

– Эти иголки одинаковые или разные? (разные)

– Разные, но называются одним словом. А чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие). Вот поэтому они и называются одним словом.

Такие слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем называть слова-братья.

2. Показ двух предметов: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.

– А сейчас послушайте еще загадку и отгадайте, про какой колокольчик идет речь?

Эх, звоночек, синий цвет,

С языком, а звону нет.

(колокольчик-цветок)

3. Есть и другие слова-братья.

ключ.

Много разных есть ключей.

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

– О чем говорится в этом стихотворении?

– Что нарисовано на этих картинках?

4. – Что это? (ручка)

Что делают этой ручкой? (пишут)

– Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (ответы детей)

– А теперь сложите картинки, посмотрите на них и скажите, у каких еще предметов есть ручка.

5. Физкультминутка.

6. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?» (по картинкам – стул без ножки, мальчик без ножки, гриб без ножки, стол без ножки).

– Чем похожи все эти ножки?

Значит, слово «ножка» тоже обозначает разные, но чем-то похожие предметы.

7. Чтение стихотворения:

Вот шофер какой чудак,

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил – вертел баранку.

А зачем крутил – вертел?

Лучше взял бы да и съел.

– Почему шофер не мог съесть баранку?

– Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?

8. Упражнение «Закончи предложение».

– Крестьянин косил траву, у него острая … коса.

– У девочки заплетена длинная … коса.

– У меня в ушах золотые … сережки.

– На ветке березы висят зеленые … сережки.

– Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.

– Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

– О какие словах – братьях вы еще узнали?

9. Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).

– Я купила ершик – сказала мама.

– Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.

Мама достала из сумки ершик.

– Это не ершик, а какая-то щетка, – огорченно сказал Егорка.

– Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ершик.

– Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик – щетка для мытья бутылок, – объяснила мама Егорке.

– Что купила мама в магазине?

– Что сказал Егорка, когда увидел покупку?

– Что объяснила мама Егорке?

III. Итог занятия.

– С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-братьями)

– Какие слова-братья вы запомнили?

– Я хочу похвалить вас за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать об интересных словах-братьях.

прислала

учитель-логопед Кузнецова Н.В.

г. Астрахань, МБДОУ №85

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
На занятиях дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, упражняются в определении прямого и переносного значения многозначных слов. Умение применять слово в соответствии с его значением поможет правильно выстраивать высказывание. Будут преодолены ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением.
Совершенно новый пласт лексики, не используемый до сих пор детьми, представлен в виде фразеологических оборотов. Речь детей только выиграет, если они усвоят и включат в свой активный словарь хотя бы часть тех фразеологизмов, с которыми дети встречаются во время выполнения заданий.
П Е Р В О Е З А Н Я Т И Е
Тема: «Многозначные слова»

  • Расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.

  • Дать общее представление о многозначности слов, показать некоторые наиболее распространённые случаи переноса значений; учить детей практически различать прямое и переносное значение.

  • Сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи.

  • Показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.
Оснащение: картинки с изображением многозначных слов (баранка, морж, колокольчик); таблица:

I. М н о г о з н а ч н ы е с у щ е с т в и т е л ь н ы е. Логопед начинает занятие с напоминания о том, что слово имеет значение, и предлагает детям объяснить смысл некоторых однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.) или определить слово по значению (девятый месяц года; шестой день недели; мебель для лежания и т.д.). Затем читает стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране» (Приложение 2)


  • Послушайте стихотворение стихи А. Шибаева «Баранка». (Прилож.3).Прозвучало ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка»)

  • Почему шофёр не мог съесть баранку? Какие значения есть у слова баранка ?

  • Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на картину. (Они схожи внешне ).

  1. М н о г о з н а ч н ы е п р и л а г а т е л ь н ы е. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.

  • Какие по-вашему вещи бывают острыми? Проверьте себя, верно ли вы объяснили. Логопед вслух читает рассказ Б. Рябинина «Острые вещи». (Приложение4)

  • Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?

  • Что из этих предметов можно назвать острым : сабля, перец, ножницы, лампа ?

  • Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец, острые ножницы )

  • В каких случаях слово острый можно заменить словом горький ? (Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус )

  • Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько )

  • Как называется такое слово? (Многозначным)

  1. М н о г о з н а ч н ы е г л а г о л ы. А теперь разгадайте загадку С.Я.Маршака.
Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт . (Д о ж д ь)


  • На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт ?

  • На доске записаны столбиком: Мальчик идёт. Дождь идёт. Машина идёт . Прочитайте и подумайте в каких значениях используется слово «идёт » в данных предложениях.

  • Спишите, заменив слово «идёт» словом, подходящим по смыслу: Мальчик шагает. Дождь льёт. Машина едет.

  • Сколько значений глагола «идёт» мы выделили? (Несколько, а именно – три )

  • Как называется такое слово? (Многозначным словом)

  • Напишите рядом со словом идёт слова, подходящие по смыслу – едёт, шагает, льёт .

  • Что общего в значениях глагола «идёт»? (обозначают движение )

  1. С х о ж е с т ь з н а ч е н и й м н о г о з н а ч н о г о с л о в а.

Я б не поверил,

Когда бы не видал,

Как с курами вместе

Будильник гулял.


  • Что общего между будильником и петушком? (Будят по утрам – выполняют одно и тоже действие).

  • В чём-то могут быть схожи значения многозначного слова? (Во внешнем виде, признаке, действии).

Выводы


  1. У слова может быть не одно, а несколько значений: баранка съедобная и баранка – руль, ножка ребёнка – ножка стола – ножка гриба.

  2. Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии.

Приложение к уроку «Многозначные слова »
Приложение 1.

Приложение 2.

«В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молоко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

И. Токмакова

Приложение 3.

Баранка
Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил- вертел баранку.

А зачем крутил-вертел? –
Лучше взял бы да и съел!

Приложение 4.

«Острые вещи»


  • Гриша, не бери нож. Обрежешься!

  • Гриша, не бери вилку. Уколешься!

  • Зачем ты взял стекляшку? Видишь,
она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу

сыну, положила котлету.


  • Я горчицу хочу, - сказал Гриша.

  • Нельзя тебе горчицы, она острая, -

  • сказала мама.
Засмеялся Гриша.

  • Эх, ты! Разве горчица – острая?

  • Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

Б. Рябинин

Приложение 5.

Я знаком с одним моржом,

Ест он кашу, пьёт боржом,

Очень любит эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковкин Боря.

Он – спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

А. Стройло

В Т О Р О Е З А Н Я Т И Е

Тема: « Переносные значения слов, словосочетаний, предложений»

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширение и обогащение словарного запаса путём введения в речь слов, словосочетаний, предложений с переносным значением.

  • Дать учащимся представление о том, что многозначными могут быть не только отдельные слова, но и словосочетания и предложения.

  • Ознакомить учащихся с прямым и переносным значением некоторых слов, словосочетаний, предложений; формировать умение находить в тексте слова с переносным значением; определять переносное лексическое значение слова, словосочетания, предложения; употреблять их в своей речи.

  • Развитие языкового чутья, памяти, связной речи.

  • Воспитание любви к русской речи.

Оснащение: картинки с изображением многозначных слов (баранка, колокольчик, золотая рожь, золотое кольцо , морж , петух и будильник , молоко и часы бегут ); На доске записаны слова: . Таблица:

«Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений», раздаточный материал.
* * *

Игра «Найди общее».

На столе лежат картинки: баранка(руль и колечко из теста), колокольчик (цветок и звонок), золотая рожь и золотое кольцо, морж (северное животное и человек, купающийся зимой), петух и будильник, бежит молоко и бегут часы .

Инструкция: «Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые схожи по внешнему виду и называются одним словом ( баранка, колокольчик) ;

Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые имеют общий признак и называются одним словом (золотая рожь и золотое кольцо – «жёлтые» , морж (северное животное и человек, купающийся зимой, - закалённые, выносливые), ;

Выберите ту картинку, на которой изображены два предмета, которые называются одним словом по сходству выполняемых действий (петух и будильник – будят по утрам, бежит молоко и бегут часы – быстро движутся».


  • На доске записаны слова: хвост, баранка, скальпель, указка, экран, вулкан, канал, трамвай, язык, школа, колокольчик, игла, сосна, суффикс, магнитофон, цемент . Логопед просит детей по цепочке прочитать вслух слова и объяснить значение каждого слова.

  • Выпишите в тетрадь только многозначные слова.(хвост, баранка, вулкан, канал, язык, колокольчик, игла).

  • Посмотрите на картинку – составьте словосочетания со словом «золотой» : кольцо, рожь, голова, руки, волосы, осень: золотое кольцо, золотая рожь, золотая голова, золотые волосы, золотая осень.

  • Что в прямом смысле сделано из золота? (Золотое кольцо ). В этом словосочетании значение слова «золотой» – прямое.

  • Послушайте стихотворение Е. Серовой «Отчего ты рожь золотая?» Подумайте и скажите – что здесь значит слово «золотой» (Приложение 1)

  • Сделана ли рожь (руки) из металла – золота? (Нет )

  • Почему рожь назвали «золотой»? (потому что её растят «золотые» руки).

  • Золотые руки – трудолюбивые, умелые. Вот как о них говорит поэт (Приложение 2)

  • Словом «золотой» мы называем самое дорогое, ценное, хорошее: золотые руки (умелые, ценные), золотой работник (умелый, ценный), золотая голова (умная), золотое сердце (доброе, отзывчивое) . Вот как много значений у этого слова, как - будто раскололи кусочек золота, чтоб на всё хватило.

  • Значение «ценный, как золото» мы назовём переносным. Придумайте и запишите два словосочетания со словом «золотой » в прямом и переносном значении (Например: Золотая брошь. Золотая голова ).

Послушайте рассказ «Молоко убежало» Э.Киселёвой (Приложение 3). Чего не знала Нина?

Чего не знала Нина? Что означает выражение « молоко убежало» ?


  • Посмотрите на картину: какими словами можно заменить слово бежит в предложениях. Логопед записывает на доске: Бежит девочка. Бежит река. Бежит облако.

  • Где слово «бежит» использовано в переносном смысле? (Бежит река. Бежит облако.)

  • Замените слово «бежит» в двух последних предложениях словом, подходящим по смыслу.(Течёт река. Плывёт облако.)

  • Запишите полученные предложения в тетрадь.

  • Прочитайте предложения (каждый ребёнок получает карточку – Приложение 4). Объясните значения выделенных слов. Дети по цепочке читают пары предложений, объясняют вслух значения выделенных слов.

  • Выпишите те предложения, в которых выделенные прилагательные употреблены в переносном значении. Что лежит в основе переноса?

  • Игра «Раскрой значения слова».
Инструкция: «Подойдите по очереди, вытяните карточку (Приложение 5),прочитайте многозначное слово, написанное на ней. Вы должны составить с этим словом словосочетание так, чтобы раскрылись все возможные значения слова. Например: «Я вынимаю карточку со словом «острый»: острый нож, острая боль, острое стекло».
Выводы

  1. У многозначного слова бывает прямое и переносное значение.

  2. Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

Приложение к уроку «.Переносные значения слов, словосочетаний, предложений »

Приложение 1

Отчего ты рожь золотая?

Ветерок спросил, пролетая:

Отчего ты, рожь, золотая?

А в ответ колоски шелестят:

Золотые руки растят.

Е. Серова

Приложение 2
Золотые руки –

Руки не из золота.

Золотые руки

Не боятся холода.

В ссадинах,

В мозолях

Руки эти.

Самые нужные

Руки на свете.

Приложение 3

Молоко убежало
Услышала Нина, как мама говорит старшей сестре: «Последи, пожалуйста, за молоком, как бы оно не убежало», - и стала думать, как молоко убежать может. Суп в кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила она.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюля с горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула её на огонь. (Такие вещи ей строго было запрещено делать, да Нина непослушной была).

Постояла она, посмотрела: ноги у молока не вырастают, значит не бежит оно. Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем начало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли, выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось через край.

Бежит, шипит на горячей плите, а в кастрюле пусто, на полу лужа молочная.

Вот как оно убегает, без всяких ног. Пришлось из-за Нины всем кашу есть без молока.

(Э.Киселёва)

Приложение 4

Около родника зеленела короткая бархатная травка. Бабушка надела старинное бархатное платье.

Объяснения Сергея были очень туманными . В туманной дали мелькнут корабли.

Около одиноко стоящего дома выросло каменное здание. Выражение лица Павла осталось каменным.

В окна первого этажа были вставлены железные решётки. В отряде была железная дисциплина.

На Земле космонавтов ждала тёплая встреча. Осень была необыкновенно тёплая .

В дом можно войти только через чёрный ход. На отце был чёрный костюм.

Приложение 5

зрелый

хребет

шляпка

строить



Литература


  1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.:Пр.,1988.

  2. Будагов Р.А.. Слово и его значение. Изд-во МГУ, 1947.

  3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С.,2006.

  4. Козырева Л.М. Слова – друзья и слова – неприятели. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006

  5. Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий/ - Ярославль: Академия развития, 2006

  6. Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебное пособие для IV класса, под ред. Н.М. Шанского. М.,»Просвещение», 1970, стр. 109.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка, изд. 8.М.»Советская энциклопедия», 1970.,стр.273.

  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос,1995.

  3. Ушаков Н.П. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей.М., «Просвещение»,1971.

  1. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М., «Просвещение», 1964.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения.

Программное содержание:

1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

2. Упражнять в подборе синонимов. Познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации.

3. Упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

4.Развивать интонационную выразительность речи.

5. Воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

Словарная работа: ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая.

Материал: Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе. Ребята, о чем песня? /О дружбе./

Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./

Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./

Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./

Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы

"Однажды встретились два друга.

Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история."

Эвристическая беседа:

О ком этот рассказ?

Что случилось с Сережей?

А что ответил Саша?

Почему же друзья разошлись?

Какая проблема возникла у мальчиков?

Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

Сможем ли мы помочь мальчикам?

Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний

А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез

Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

- Значит, Сережа мог потерять:, :, или: ключ.

Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения

Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых: /

Из всех источников знаний в нашей группе есть:

Давайте заглянем в него.

Проверка в словаре.

Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание иллюстраций с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение.

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич)

Физ. Минутка

Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать
На носочки нужно встать.

Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)

5. Введение в систему знаний

Рассматривание иллюстрации ключа - родника.Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ

не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком

Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.

Скажи "родник" - и вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились

Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

Если слово имеет оно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - : .

Сколько значений у слова "ключ"?

Значит, слово "ключ" - : .

Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./

Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая, :)

Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А как мы можем рассказать о нашем открытии родителям?

Загрузка...