Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Человек от животного отличается тем, что он. А. Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими
1. Философский аспект проблемы «Человек».
2. Человек как космопланетарный феномен.
3. Происхождение вида «Homo».
4. Культура как результат деятельности человека.
Литература
Алексеев В.П. Происхождение человечества. - М. 1984.
Дерягина М.А. Эволюционная антропология. Биологические и культурные аспекты. - М., 2003.
Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. - Ростов н/Д, 1987.
Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - СПб., 1997.
Феномен человека. Антология / Сост. П.С. Гуревич. - М., 1993.
Человек как философская проблема: Восток - Запад. Под ред. Н.С. Кирабаева. - М., 1991.
Самым удивительным созданием на Земле является человек. В наше время внимание ученых все более и более перемещается с загадок природы на загадку человека. Человек начинает рассматриваться как космопланетарный феномен. Понимание того, что есть человек, лежит в основе любой формы культуры, и в этом смысле человек, как говорил Протагор, мера всех вещей.
Человек является объектом многих наук как естественных, так и гуманитарных. Какую прибавку к биологическому или социологическому знанию может дать философия? В чем состоит необходимость исследования «идеи человека»? На первый взгляд, такое исследование бессмысленно, его эвристическая ценность равна нулю. Не трудно, однако заметить, что идея человека является порождающим элементом той или иной культуры. Так, демократия, наука, современная система образования невозможны без понимания человека как существа разумного и сознательного (Homo sapiens), способного анализировать окружающую действительность, выявлять скрытые причины природы и собственного поведения и делать выбор. Иное понимание человека характерно для Средневековья, чем и определяется абсолютно иной строй культуры этой эпохи. Таким образом, понимание человека структурирует культурные феномены вообще.
Наряду с культурным значением человека, существует и экстраординарное, которое смело можно определить как космопланетарное. В каком смысле человек имеет вселенское значение? Ведь даже исчезновение всего человечества, не говоря уже о конкретном человеке, не окажет сколь-либо заметного влияния на Вселенную. Действительно, человек по своим физическим параметрам бесконечно мал для масштабов известного нам сейчас физического универсума, однако необходимо обратить внимание на несколько идей, придающих человеческому существованию вселенский характер. Во-первых, основные научные теории сформулированы по отношению к существованию человека. Так, теория эволюции просто не представима без человека как последней точки развития биологического мира; именно по отношению к существованию человека проводится классификация видов и проводится их ранжирование на эволюционной лестнице. Даже космогонические теории, скажем, теория Большого Взрыва, далекие от биологических установок, пытаются пояснить, каким образом во Вселенной сложились или могли сложиться условия, необходимые для возникновения жизни и появления человека. Таким образом, и космологические доктрины вынуждены систематизировать реальность по отношению к существованию человека. Во-вторых, безотносительно к теориям, созданным нами, сам мир таков, что человек существует уже , следовательно, Вселенная в своих основных кондициях скоординирована с человеком. Она такова, что производит человека. И, наконец, в-третьих, технические силы человека уже настолько велики, что их вполне достаточно для преобразования космоса, причём эти силы все время возрастают. В.И. Вернадский ещё в начале XX века отразил в понятии «ноосфера» образование особого конструкта между природой и человеческой деятельностью, равного по масштабу процессов геологическим образованиям, скажем, литосфере. Исходя из факта того, что техническая мощь человечества растёт, известный советский астрофизик И.С. Шкловский утверждал отсутствие разумной жизни технологического уровня в наблюдаемой Вселенной. В противной случае, мы могли бы наблюдать, как целые астрономические объекты сворачивались прямо на наших глазах, преобразованные братьями по разуму в вещество и энергию, необходимые для роста техногенной цивилизации. Таким образом, человек является уникальным объектом, поэтому понять, чем мы являемся в действительности, каковы основания нашего бытия, - важнейшая задача философии.
В современной философии есть раздел, посвященный изучению человека: «философская антропология». Основоположником философии человека в античном мире являлся Сократ. Для него самопознание было важнейшей частью философии. В двадцатых годах XX века в Германии была основана философская школа под названием «философская антропология». Один из её организаторов М. Шелер (1874–1922) считал, что в Западной культуре есть три традиционных круга представлений о человеке, дающих разные понятия о нём: 1) это теологическая антропология, основанная на иудейско-христианских представлениях о творении, Адаме и Еве, рае, грехопадении; 2) философская антропология опирается на античное понимание человека как разумного существа; 3) естественно-научная парадигма, утверждающая, что человек достаточно поздний итог эволюции Земли, связанный со всей биосферой.
В России была предпринята попытка масштабного всестороннего научного изучения человека: в 1907 г. наш выдающийся ученый В.М. Бехтерев организовал Психоневрологический институт. После 1917 года этот институт был преобразован в Психоневрологическую академию, в состав которой входило 15 исследовательских институтов. К сожалению, в тридцатые годы академия была ликвидирована. В настоящее время в России создан «Институт человека», издаётся журнал «Человек». Как достижение можно отметить добытое и подтверждённое наукой убеждение, что решение всех проблем современности зависит от познания и развития человека, да и сам человек признан глобальной проблемой.
Острейшая необходимость исследования человека обусловлена рядом серьёзных объективных причин. Причины экономические - новейшие технологии во всех видах производства требуют образованного зрелого человека; политические - всё большее значение в жизни общества приобретает самоуправление; психологические - нарастает потребность во всестороннем раскрытии способностей человека; нравственные - усложнение производственных и социальных процессов требует высокой ответственности каждого человека; духовные - работа становится все более творческой, а творчество невозможно без постоянного духовного совершенствования; физические - гармоничное развитие человека необходимо включает физическое совершенствование.
Перечисленные причины всё более настоятельно требуют глубокого познания человека. Экономические расчеты подтверждают, что самое выгодное вложение капитала, приносящее наибольшую прибыль - это вложение средств в развитие человека.
Чтобы лучше понять из чего складывается целостное знание человека перечислим основные направления и уровни исследования.
Эмпирический уровень . Здесь человек предстаёт просто как живое существо и описывается в терминах естественных наук. Результатом исследования является классификация признаков и свойств, присущих биологическому организму индивида, и этапов его становления.
Средний уровень . Здесь происходит обобщение научных знаний о человеке, как биологической популяции. В результате исследования выявляются специфические закономерности развития биологического вида Homo.
Общенаучный уровень . Здесь происходит интеграция знаний добытых естественными, техническими, общественными науками на основе общенаучных методов познания. Целью является постижение природы человека.
Философский уровень . Цель - понять сущность человека, смысл его существования.
Во всемирной философии сложилось четыре устойчивых блока вопросов по проблеме человека, характеризующих направления работы философской мысли.
1. Является ли человек только частичкой природы, влекомой её законами, или же он самодеятельное, творческое существо и способен воздействовать на природу.
2. Может ли человек познать себя, общество, мир и практически применять знания для управления собой, обществом, миром? Или человек не в силах проникнуть в тайны бытия и обречён всегда приспосабливаться к движениям слепых сил социума и природы?
3. Каково предназначение рода человеческого на Земле? Способен ли человек разумно строить свои отношения с природой, быть свободным в обществе, или он навсегда останется игрушкой стихийных сил враждебного мира?
4. Каков человек сейчас, и каким он может и должен быть? Он действительно греховное существо, которое удерживается от окончательного падения лишь страхом возмездия или в человеческой природе заложено доброе начало, способность к совершенствованию?
Существуя как целостность в единстве своих биологических, социальных, культурных проявлений, человек, в первую очередь, есть продукт развития животного мира. Биологическая антропология (наука о виде Homo sapiens) прослеживает развитие антропоидов от общих с обезьянами предков до появления человека современного вида. Важнейшие этапы этого процесса, по данным современной науки, выглядят так:
1) животные-антропоиды, очень отдаленно напоминающие человека и жившие около 9 миллионов лет назад;
2) прегоминиды, приматы, потенциально пригодные для постепенного очеловечивания;
3) Homo habilis - человек умелый, первая форма человека, производившая орудия из камня;
4) Homo erectus - человек выпрямленный, к этой форме относят питекантропа, пекинского человека, яванского человека и т. д.;
5) самая близкая к современному типу форма - неандерталец, вымершая, возможно, истребленная или ассимилированная современным человеком форма;
6) человек современного типа, археологическое название - кроманьонец (около 40 тысяч лет назад).
Процесс антропогенеза далеко не однозначен и таит массу проблем: почему среди ныне живущих видов мы не встречаем ранние стадии существования человека, даже неандертальца, хотя последний вполне разумен, а следовательно, приспособлен к окружающей среде значительно лучше, чем любое другое животное; происходит ли процесс дальнейшего развития человека или на уровне современного человека он остановился; и самое главное - в чем причина того, что один из видов животного мира начал долгий эволюционный путь, причём не в сторону накопления только биологических признаков, но и таких экстраординарных черт, как разум и культура?
Возможно выделить биологические признаки, отличающие человека от других видов животных: вертикальное положение тела; ноги длиннее рук; позвоночный столб имеет S-образную форму; мозг уникально большой по отношению к телу; большая часть тела без волосяного покрова. Определение человека не исчерпывается, однако, биологическими особенностями, мало родиться представителем вида «человек». Исследования детей, долго находившихся вне человеческого общества, показывают, что они так и не становятся в полном смысле людьми - плохо усваивают язык, нормы поведения, их интеллектуальный уровень оказывается довольно примитивным.
Человек есть не только комплекс устойчивых телесных характеристик, простой результат разворачивания генофонда. Человек способен творить себя сам в рамках того или иного общества. Эта способность делает его вечной загадкой, исключает его однозначное определение, вполне возможное для животного. Человек также обладает признаками социальными, которые не заложены генетически, как, скажем, структура тела. Они формируются только в результате общественной жизни - таковы сознание, мышление, членораздельная речь, труд, то есть то, что наиболее рельефно отличает человека от всех других тварей на Земле. Наряду с комплексом биологических признаков, образуются и надбиологические особенности человека.
С возникновением этой сферы вид Homo уже не находится целиком в потоке биологической эволюции, человек становится продуктом также и общественных изменений. Он изменяется теперь не в направлении модификации костной структуры, пропорций тела, но в сторону увеличения социальных возможностей, роста силы воздействия на среду обитания, увеличения многообразия социальных ролей и связей. При этом сами биологические характеристики находятся под влиянием социальных факторов, так, продолжительность жизни увеличилась насколько раз за последние столетия отнюдь не по причине биологической эволюции.
Человек находится сегодня в искусственной среде обитания, второй природе - культуре. Культура есть особый способ поведения, свойственный только человеку и состоящий в создании предметов и идей. Результатом культурного развития является этнос (народ), характеризующийся такими чертами, как: 1) язык; 2) территория; 3) традиционный уклад быта; 4) психический склад (менталитет). В зависимости от менталитета желания, цели, пути их достижения отличаются на Западе и Востоке, в России и Европе. Территория определяет не только основные занятия людей, но и проявляется в их особом характере. Так, необозримые пространства нашей родины вызвали особый способ поведения людей, сочетающий в себе удаль и бесшабашность. Расположение большей части страны в районах неустойчивого земледелия привела к известной всем «надежде на авось». Традиционные способы жизни и миропонимание того или иного народа фиксируется в языке.
Создание искусственной среды обитания нельзя рассматривать отдельно от первоначальной настоящей природы, оказывающей постоянное влияние на человека. Культурное преобразование природы происходило и продолжает происходить на двух уровнях: 1) внешней по отношению к человеку природной реальности и 2) собственно человеческих структур – телесной и психической. Первоначальным был первый уровень, где камень превращался в орудие труда, шкура убитого зверя – в одежду, и т.д.; в ходе производственных действий изменялись анатомия кисти, строение позвоночника, мышечная система, развивалась функциональная асимметрия мозга, а вместе с нею и вся структура психики. Функционально-деятельностная потребность формировавшейся культуры определила асимметричное строение кисти руки человека и его стопы: отстоявший большой палец кисти руки и остальные ее четыре длинных и гибких пальца позволили удобнее держать орудие труда, а строение стопы соответствовало функции обеспечения устойчивости всего тела при передвижении вертикально на двух ногах. Асимметрия правой и левой рук была также явлением культуры, ибо она была порождена перекрестной связью рук с работой правого и левого полушарий мозга. Для сравнения, обезьяны в своей жизнедеятельности пользуются передними конечностями в равной степени и ребенок в первые полгода своей жизни является «обоеруким».
Из-за своей природной неприспособленности к окружающей среде (отсутствие мощных зубов и клыков для защиты от естественных врагов, плотного волосяного покрова для сопротивления холоду) Homo sapiens создал для себя искусственную среду обитания - «вторую природу» - и в ходе этой творческой деятельности обрел необходимые для него интеллектуальныеи духовные качества - наследственно непередаваемые, формируемые у каждого индивида прижизненнои потому не стабильные, как психические реакции животных, а меняющиеся по содержаниюиз поколения в поколение, постепенно всё более разнообразныеу разных представителей одного поколения.
Человек, таким образом, представляет собой не только результат длительной биологической эволюции, но и воспитания в соответствии с социальными стандартами, а также усвоения культурных идей в процессе образования и коммуникации в обществе. Результатом последнего становится человек не только как часть вида, но член общества, представитель той или иной культуры.
Все мы люди. Мы живем на планете Земля, ежечасно и даже ежеминутно взаимодействуем с другими людьми или с определенными «изобретениями человечества». Все мы, в своем существовании, подчиняемся единым законам жизни (рождаемся, взрослеем, старимся и умираем). И, в то же время, каждый из нас глубоко индивидуален и живет по собственным законам, которые основаны на наших, сугубо наших, потребностях.
Но, думаю, мало кто из «обычных людей» - тех, кто не имеет отношения к наукам о человеке, - задумывается, что такое человек, почему он живет так, а не иначе, почему развивается определенным образом, почему совершает те или иные поступки. Существует много версий того, как человек появился на Земле. Это и хрестоматийная версия Ч. Дарвина, утверждающая, что человек – продукт биологической эволюции, превратившей обезьяну в человекообразное существо, и версия о божественном происхождении человека, и инопланетная теория зарождения жизни и множество других.
Однако одно признается приверженцами всех теорий – человек существует на Земле в постоянном развитии. Развитие – результат многих нужд и потребностей Homo sapiens и, в то же время, само – его насущная потребность. Удивительно и очень важно, что в процессе развития человек «преобразует» не только самого себя, но и мир вокруг. Это отличительная черта Homo sapiens как биологического вида.
Таким образом, бесспорно, человек – существо биологическое. Его тело имеет свою физиологию и анатомию, оно подчиняется всеобщим законам жизни. Больше того, в процессе эволюции огромные изменения претерпела именно биологическая сущность человека – он стал ходить на двух ногах, изменилось строение его кисти, усовершенствовался зрительный аппарат и т.д.
Но, и это очень важно, человек – это не только биологическая оболочка. Недаром все ученые хором утверждают, что люди – существа биосоциальные. То есть они имеют такие задатки, которые возможно развить только в обществе. К ним, как это ни удивительно на первый взгляд, относится способность говорить, а также то, что отличает человека от животного, – способность взаимодействовать с другими людьми. И в процессе этого взаимодействия испытывать и выражать свои эмоции, мыслить, плодотворно существовать в обществе, поддерживая его устои и, в то же время, изменяя его. Это последняя, «высшая», способность человека обусловлена его культурной эволюцией, которая дает возможность вырасти из Homo sapiens в личность – полноценного члена социума.
Таким образом, человек как тип живого существа на планете Земля является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции. Его потребности и нужды (биологические, социальные, духовные) заставляют человека постоянно развиваться. В результате развивается не только он сам, но и мир вокруг человека – природный и социальный. Безусловно, мы имеем колоссальный потенциал – достижения человечества впечатляют и восхищают. Однако на этом пути мы совершаем и колоссальные ошибки. Уравновесить достижения и поражения, найти золотую середину, думать не только о себе, но и о мире вокруг – вот, на мой взгляд, высшая потребность современного человека, претендующего именоваться не просто человеком или индивидом, но Личностью.
Наиболее традиционное представление о природе человека в контексте европейского рационализма отливается в формулу: Человек как продукт биологической, социальной и культурной, эволюции.
Проблема возникновения человека и человеческого общества (проблема антропосоциогенеза, где генезис - возникновение, социум - общество и антропос - человек) - одна из наиболее важных проблем философии. И хотя происхождение человека таится в отдаленных глубинах времени и «в нашей эволюции не все понятно», признание единой целостности всего человеческого рода не вызывает сомнений. Человек в его родовой сущности - это представитель племени пото 5ар1еп5 - индивид, непременно тождественный подобным себе и отличающийся от них своей индивидуальностью. Существование человеческого рода как определенных сообществ людей, их фупповая организация, орудийная деятельность, мышление и речь - вот атрибутивные, сущностные признаки антропос.
Традиционная теория антропосоциогенеза настаивает на том, что в предшествующей биологической эволюции были сформулированы условия, которые выступили предпосылками возникновения человека и человеческого общества. Речь шла о трех факторах:
1) сложная психическая деятельность высших животных;
2) зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков;
3) сложная"стадная жизнь высших животных.
Каждая из названных предпосылок была трансформирована в новое качественное состояние на уровне социальной эволюции. Так, если сложная психическая деятельность высших животных всегда обусловлена закономерностями адаптивного (приспособительного) поведения и животное генетически связано с «поведенческим амплуа» только своего вида («рожденный ползать - летать не может»), то человеку свойственна.вариативность поведения. В отличие от животных он может вести себя «по мерке любого вида». А там, где он ограничен естественно-природными данными, он создает и использует искусственных помощников - орудия труда.
Инстинктивный труд животных на этапе становления человека и человеческого общества характеризуется переходом от присвоения готовых продуктов к систематической орудийной деятельности исозданию «второй, очеловеченной природы».
Важнейшим обстоятельством в процессе превращения обезьяноподобного предка в человека является сложная стадная жизнь высокоорганизованных, человекоподобных предков. Конечно же, не может быть и речи о мгновенном или быстротечном превращении животного в человека. Как показывают современные исследования, процесс антропосоциогенеза длился в течение 3-3,5 млн. лет, из которых 95% ушло на формирование первых коллективов с четко выраженными человеческими чертами. Отличия человека как продукта социальной и культурной эволюции от предшествующих особей как представителей биологической эволюции состоят в следующем.
Общей предпосылкой всякого органического существования является обмен веществ между организмом и природой. В этом отношении и человек, и животное одинаково связаны с окружающей средой природными узами. Главной задачей оказывается перекачка из природной среды необходимой для жизнедеятельности энергии. Однако в отношении способов присвоения природных благ человек существенным образом отличается от животных.
Во-первых, в животном и растительном мире обмен веществ между организмами и природой происходит непосредственно. Животное воспринимает ферменты природы в том виде, в каком они ему даны. Животные являются потребителями того, что дает природа, или сами служат объектами потребления для других организмов. В производстве потребляемых объектов они участия не принимают и ограничиваются тем, что пожирают готовые запасы пищи, никогда не преступая границ элементарного непосредственно потребительского отношения.
Во-вторых, каждый новый акт потребления только повторяет один и тот же процесс, и ничего нового, кроме естественных изменений в самой природе (рост, размножение биологического вида и стихийные изменения окружающей среды), не происходит. В конце акта такого потребления, как и в начале всякого нового акта, взаимодействия происходят между теми же двумя членами начального отношения: определенным биологическим видом и природной средой, разумеется, несколько измененной. Между этими двумя членами не возникает никакой новой действительности. Процесс вращается в одной и той же плоскости, в границах природно-биологического круга.
Существенно иного рода отношения людей к природной среде. В них разорван круг природно-биологического потребления. Осуществлен скачок в эволюционном развитии. Обмен веществ между человеком и природой происходит не прямо и непосредственно, как в мире животных, а через целый ряд опосредствующих звеньев, рождающих мир новых отношений общественного характера. Потребление оказывается лишь последним звеном в цепи, которому предшествуют:
а) процесс производства, в котором продукты природы приспособляются к человеческим потребностям;
б) распределение, которое разделяет продукты, согласно общественным законам;
в) обмен, которой доставляет каждому потребные именно ему объекты; и лишь затем
г) потребление, выключающее продукт из общественной циркуляции.
Человек, являясь потребителем благ природы, предваряет и определяет потребление производством этих благ. Если при потребительском отношении между животными и средой не возникало никаких новых связей и никакой новой действительности, то при производственных отношениях между человеком и природой вырастает целый мир материальной культуры. Этот мир не является только природным, он создается человеком и помещается им между собой и природой. Он составляет не естественную, но искусственную, произведенную действительность. Согласно лингвистическому анализу, искусственная действительность в большинстве языков означает ручную, рукотворную природу.
В 60-х годах XX в. было сделано открытие в области археологии, которое многое прояснило. Выяснилось, что непосредственным предшественником питекантропов был Ьото ЬаЬШз - человек умелый. Хабилисы изготовляли орудия труда при помощи орудий (что доказывает наличие производственной деятельности), но по своему строению и морфофизиологической организации бь(ли чисто животными. В свете последних данных стало ясно, что производственная деятельность, с одной стороны, мышление и язык - с другой, возникли с разрывом примерно в 1-1,5 млн. лет. Следовательно, именно труд создал человека. С этой точки зрения каверзный вопрос, предшествовал ли труд сознанию, получает сугубо положительный ответ.
Синергетика - теория самоорганизации предлагает новое объяснение проблемы возникновения человека. С позиций синергетики переходит приматов к человеку - становление качественно новой формы жизни - типичный результат бифуркации. Точки бифуркации знаменуют собой «перекресток эволюционной магистрали», в них характер развития качественно меняется. Бифуркация предполагает как минимум двухвекторное разветвление в эволюционном процессе. В силу принципиально вероятностного характера этого порогового бифуркационного состояния оно приобретает необратимость. Иначе говоря, вероятность повтора подобного события равна нулю. История Земли знает две бифуркации: первая связана с возникновением самой жизни (витальности), вторая - с появлением человека.
Скорость эволюции, характеризующая начальные стадии антропогенеза (возникновения человека и общества), носила поистине взрывной характер. В очень жестком отборе особое значение приобретали зачатки интеллекта. Эволюционная метаморфоза состояла в том, что наш предок из хилого животного превратился в сильного и умного хищника с развитым мозгом и прочной нервной системой.
Физиологи не могут обойти молчанием так называемый «парадокс резервирования». Суть его в том, что у человека в структуре головного мозга задействовано лишь несколько десятых долей процента клеток мозга, следовательно, степень резервирования равна нескольким сотням. В то время как у обезьян она равна 14-20%. Перестройка информационной основы мозга дополнялась появлением лобных долей, ответственных за мироощущение индивида, к ним добавлялись существенные морфофизиологические отличия, выделяющие человека из числа приматов, - прямохождение.
Ученые утверждают, что на заключительном этапе антропогенеза скорость эволюции значительно замедлилась. 40-30 тыс. лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. Человек из Кроманьона (грот во Франции, где впервые были найдены его останки) - общий предок всех людей, по существу ничем не отличался от человека современного типа.
С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков. Компоненты дарвиновской триады - изменчивость, наследственность, отбор - продолжали действовать, однако отбор переносится на новый уровень - уровень организации общественной жизни. Темпы развития ускорялись, но уже на"другой - цивилизацией ной основе. Таким образом, природа человека понимается как продукт биологической^ социальной и культурной эволюции.
Под словом «человек» понимают отдельного представителя всею сообщества людей без выделения его индивидуальных особенностей. Наука еще в XIX в. доказала, что человек - это существо биологического вида homo sapiens (человек разумный), которое есть продукт биологической эволюции. С этого времени наука задалась вопросом отличия человека от животных, разрешением проблемы ускорения эволюционного развития человека по сравнению с другими биологическими видами.
Поведение животных заранее генетически запрограммировано. Животное рождается с определенным набором инстинктов, которые обеспечивают его приспособленность к среде обитания, обусловливая действия в той или иной ситуации. Вне заданных условий существования ни одно животное выжить не может.
Человек в отличие от животных может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями, приспосабливаясь к ним. Человек может выжить в таких условиях окружающей среды, в каких любое другое животное существовать не в состоянии. В чем же причина такого отличия? Ведь человек в сравнении с другими млекопитающими - самое беззащитное существо. Детеныши животных уже через несколько дней или даже часов могут сами передвигаться, а через несколько недель - самостоятельно добывать себе пищу. Человек же с рождения беспомощен, самостоятельным он становится только через несколько лет. Многие животные имеют природные средства самозащиты - клыки, рога, когти и т. д. У человека такой зашиты нет. Его тело весьма уязвимо.
Почему же именно человек в результате эволюции становится разумным существом, способным активно воздействовать на природу? В первую очередь человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Человек, таким образом, - существо общественное, социальное. В то же время в отличие от стадных животных взаимодействие между людьми в обществе персонифицировано, основано не на инстинктах, а на личных отношениях.
Выделение человека из мира животных заняло несколько миллионов лет. В течение этого времени протекали два параллельных процесса: антропогенез - становление человека и социогенез - становление общества. Современные теории объединяют эти два процесса в один под названием антропосоциогенез.
Важную роль в развитии антропосоциогенеза сыграла орудийная деятельность человека. По словам американского просветителя Б. Франклина, человек - это животное, создающее орудия труда. Некоторые животные могут использовать предметы из окружающей их природы: палки, камни и т.д. Но только человек научился приспосабливать эти предметы для орудийной деятельности. Только человек может изготовлять орудия труда с помощью других орудий труда.
Производство орудий труда, безусловно, способствовало разложению инстинктивной основы поведения и появлению абстрактного мышления. Кроме того, первые элементарные орудия труда были орудиями охоты, а значит убийства. Несомненно, они использовались при конфликтах внутри человеческого стада, па-пример за обладание пропитанием. Это ставило под вопрос само существование человеческого стада. Поэтому возникновение орудий труда и орудийной деятельности требовало установления внутристадного мира.
Первым шагом к этому стало изменение в характере брачных связей. Изначально человеческое стадо, так же как и стадо животных, основывалось на эндогамии, т.е. на брачных связях внутри одной группы особей. Близкородственные брачные связи приводили к появлению неполноценного потомства, что отрицательно сказывалось на генофонде. Вряд ли древние люди понимали причины пагубных изменений у своих детенышей. Скорее всего, в целях прекращения вооруженной и кровопролитной борьбы за брачного партнера и установления внутри стадного мира возникла необходимость поиска брачных связей на стороне, в других группах людей. Появилась экзогамия - брачные связи вне данного человеческого стада. Так возникла первобытно-родовая община, в которой существовали определенные правила поведения, в первую очередь запреты (табу ). Появились представления о происхождении своего племени от общего предка, в большинстве случаев - от животного (тотемизм). Вместе с этим появилось и понятие родства и равенства родственников. Накопленный опыт передавался от поколения к поколению, пополняясь новыми знаниями. Человек становился единственным существом, осознающим межпоколенную связь, уважающим своих предков.
Со временем установленные правила поведения приобретали все более сложный характер, что способствовало усилению отличия человека от животных. Запреты касались всех членов общины - слабых и сильных, взрослых и детей, тогда как в животном мире запреты существуют только для слабых. Поведение человека не сводилось только лишь к инстинкту самосохранения, поскольку для него свойственно самоограничение и лаже самопожертвование в пользу других людей. Кроме того, в отличие от стада животных в первобытной общине существовало требование поддержания жизни соплеменника, независимо от его физических качеств и приспособленности к жизни.
Еще одним фактором антроиосоциогснеза стало появление и развитие языка. Язык - это процесс передачи информации с помощью звуков, объединенных в смысловые речевые конструкции.Речь имеет предметный характер и напрямую связана с предметно-практической деятельностью людей.
Важным шагом, еще более отдалившим человека от животных, было использование огня как источника тепла, средства обороны от хищников, приготовления пищи.
С развитием орудий труда и языка усложнялась практическая деятельность людей, а с ростом населения требовалось все больше продуктов питания. Поиск новых, более эффективных источников существования привел в конечном итоге к неолитической революции - переходу от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству.
С завершением антропогенеза человек как биологический вид перестал меняться, напротив, процесс развития общества продолжается до сих пор. Люди могут различаться по ряду биологических параметров, таких как возраст, рост, черты лица и т.д. Есть и более существенные отличия, например национальность, раса, т.е. определенные признаки, появившиеся у людей, населяющих разные районы планеты, в связи с их адаптацией к конкретным условиям среды обитания. Но, несмотря на все различия люди являются представителями одного биологического вида и обладают равными способностями.
Наличие в человеке двух начал, биологического и социального, породило массу дискуссий об их соотношении. В итоге возникли две концепции, которые рассматривают этот вопрос с противоположных точек зрения. Первая из них, биологизаторская , утверждает первичность биологических начал в человеке, вторая, социологизаторская, абсолютизирует его социальное начало.
Биологизаторскими концепциями являются расизм и фашизм. Они провозглашают превосходство одной расы или нации над другой, неполноценность представителей низших рас, необходимость опеки над ними, регулирования их численности, а в некоторых случаях и уничтожения.
Одной из биологизаторских концепций был социал-дарвинизм , возникший в XIX в. на основе учения Ч.Дарвина. Социал-дарвинисты объясняли многие явления общественной жизни с точки зрения теории естественного отбора и борьбы за существование. Причем переносили эти законы и на взаимоотношения между слоями общества, и на конкуренцию в сфере экономики. Социалдарвинизм был отвергнут современной наукой, поскольку тезис «выживает сильнейший» неприменим к человеческому обществу.
Социологизаторские концепции признают несущественным все проявления биологического в человеке, в том числе и его индивидуальность. Человек воспринимается как часть общества, винтик в общественной машине, заранее приспособленный к выполнению определенных функций, но ограниченный во всех других отношениях, которым можно манипулировать в целях достижения определенного социального идеала.
В действительности биологическое и социальное существуют в человеке неразрывно. Сейчас, в эпоху научно-технического прогресса, появилась масса факторов, пагубно влияющих на природу человека: загрязнение окружающей среды, экологические проблемы, стрессы - все это отражается на здоровье людей.
Человек как биологический вид может выжить в различных условиях окружающей среды. Но его возможности не безграничны. Единство биологического и социального в человеке - это результат длительной эволюции. В условиях стремительно развивающейся технической цивилизации возможности адаптации человеческого организма к меняющимся условиям существования могут быть исчерпаны. Появление новых болезней, ослабление иммунной системы наглядно свидетельствуют об этом. Загрязнение среды обитания человека вредными веществами, радиоактивные излучения, употребление в пищу синтетических продуктов, приготовленных с помощью генной инженерии, могут привести к мутационным изменениям следующих поколений людей. Неслучайно одной из глобальных проблем стала необходимость сохранения человека как биологического вида.
Вопросы и задания
1. Объясните понятие «человек». Чем человек отличается от животных?
2. Охарактеризуйте понятия антропогенеза и социогенеза. Как протекали эти процессы?
Человек
Человек от животного отличается тем, что он
1) имеет природные инстинкты
2) обладает наиболее совершенным слухом
3) не зависит от природных условий
4) обладает членораздельной речью
Человека от животного отличает
1) использование природных объектов
2) стремление понять окружающий мир
3) приспособление к условиям среды
4) инстинкт самосохранения
Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает
1) знания и умения
2) чувства и волю
3) физическое развитие
4) возрастные особенности
Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике
1) человека
2) индивида
3) личности
4) индивидуальности
Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?
1) индивид
2) деятель
4) индивидуальность
Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
1) личности
2) индивида
3) индивидуальности
4) гражданина
Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают
1) разнообразными ощущениями
2) членораздельной речью
3) рациональным мышлением
4) возможностями саморазвития
В отличие от животных человек способен проявлять
1) зависимость от среды обитания
2) инстинктивные реакции на воздействие среды
3) генетическую обусловленность поведения
4) критическое отношение к самому себе
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это существо, которое участвует в создании самого себя.
Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.
Верны ли следующие суждения?
А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано .
«(1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманны и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Потребности и способности человека
К социальным потребностям человека относится потребность
2) питаться
4) общаться
Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
1) способность ощущать воздействие среды
2) способность воспринимать окружающую действительность
3) способность делать выбор и нести за него ответственность
4) способность удовлетворять свои потребности
К признакам человека и животного относится способность
1) предвидеть результаты своей деятельности
2) сознательно относиться к воспитанию потомства
3) осуществлять выбор средств достижения цели
4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения
Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности
1) престижные
2) идеальные
3) духовные
4) экзистенциальные
К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в
1) трудовой деятельности
2) сохранении рода
3) самосохранении
4) физической активности
Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?
А. Гениальным человека делает природа, а не общество.
Б. Умственная одаренность – качество, обусловленное биологической природой человека.
1) верно только А 3) верно и А и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите и укажите потребность, «выпадающую» из их ряда и относящуюся к другому понятию.
Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых
Ответ:________________________________________
9. Вставьте вместо пропуска. Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ___________________________потребностью.
10. Завершите фразу: «Переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности называется _____________________».
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков .
«В труде, учении, __________(1) формируются и проявляются все стороны психики.
Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства_______________(2) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные_______________(3) организма являются лишь_____________(4) – весьма многозначными, которые обуславливают, но не определяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства__________________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _____________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении, труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных ситуациях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) особенность Е) задатки
Б) способности Ж) общение
В) личность З) деятельность
Г) игра И) группа
Д) общество
Деятельность и творчество
Подготовка к освоению различных социальных ролей, приобщение к доминирующим в обществе ценностным стандартам является основной составляющей
1) социальной мобильности в обществе
2) социализации молодого поколения
3) приобретенного социального статуса
4) самореализации личности в группе
Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как
1) индивида
2) личности
3) физического лица
4) биологической особи
13. Завершите фразу: «Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется ________________________________».
14 . Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ
1) человек, активно осваивающий А) индивид
и целенаправленно преобразующий Б) индивидуальность
природу, общество и самого себя В) личность
2) отдельно взятый представитель
всего человеческого рода
3) человек в комплексе его неповторимых
уникальных свойств
4) человек, способный сознательно и ответственно
делать выбор
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)
Бытие человека
Поведение
Для регулирования уровня воды в реках бобры строят плотины. При этом деревья для строительства они подгрызают выше по течению и ведут сплав бревен к месту стройки. Что отличает эти действия животных от работ по строительству плотин, которые ведет человек? Побудителями действий животных выступают
2) инстинкты
4) способности
Внутренний мир человека
Самопознание
Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции