domvpavlino.ru

Человек витрувия. Витрувианский человек леонардо да винчи. Витрувианский человек — идеал мужчины

Леонардо да Винчи
Vitruvian Man, Study of proportions, from Vitruvius"s De Architectura
примерно 1490-1492 г.г.
Коричневые чернила, металлический карандаш, перо
34.3 x 24.5 см (13.50 x 9.65)
Академическая галерея, Венеция, Италия
Venice Gallerie dell’Accademie

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-92 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Марка Витрувия . Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов.. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и не разведенными ногами, вписывается в квадрат ("Квадрат Древних").

С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И, хотя, при смене поз, кажется, что центр фигуры движется, на самом деле, пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Текст на рисунке:

"Vetruvio architetto mette nelle sue opera d’architettura che le misure dell’omo…” " Архитектор Витрувий заложил в своей архитектуре измерения человека..."

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело:

Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями:

Длина четырёх пальцев равна длине ладони,
Четыре ладони равны стопе,
Шесть ладоней составляют один локоть,
Четыре локтя - рост человека.
Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека.
Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок.

Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник.

Длина вытянутых рук будет равна росту.
Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста.
Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста.
Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7.
Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста.
Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста.
Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8.
Длина всей руки - это 1/10 роста.
Начало гениталий находится как раз посредине тела.
Стопа - 1/7 часть роста.
Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста.
Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица. Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо Да Винчи и другими, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела, и далее, Вселенной в целом.

Витрувианский человек до сих пор является предметом внимательного изучения. Изображение, созданное гением Леонардо да Винчи, содержит множество загадок и вызывает множество вопросов.

Один из факторов, влияющих на визуальное восприятие человека, – это определённые соотношения между составляющими целого. Но Витрувианский человек – это не только изображение идеальных пропорций человеческого тела. Произведение легендарного Леонардо да Винчи наполнено глубоким философским, символическим, духовным смыслом.

История появления

Карандашный рисунок был сделан итальянским мастером при изучении трудов гражданина Рима, архитектора Марка Витрувия. Точной даты написания этих сочинений никто не знает, но обычно они датируются Первым веком до нашей эры. В одной из книг Витрувия самым подробным образом описываются идеальные пропорции человеческого тела. Однако никаких иллюстраций произведение не содержит.

До Леонардо да Винчи перевести содержание записей в изображения пытались многие иллюстраторы, в том числе друг великого мастера Джакомо Андреа да Феррара. Известны документальные подтверждения того, что друзья обсуждали между собой труды римского архитектора.

Известный всем в современности Витрувианский человек очень похож на рисунок Джакомо. Однако суть произведения Леонардо да Винчи совершенно иная. Это не просто иллюстрация текста. Это одновременно научный труд и произведение искусства.

Соединение духовного и материального

Одна из явных отличий рисунка Леонардо да Винчи от других – положение человека, его место в круге и квадрате. Изображение вмещает не одно, а сразу несколько фигур. Причём при изменении позы смещается и центр рисунка: им является или центр квадрата (для фигуры со сведенными ногами), или центр окружности (для человека с раскинутыми ногами и руками).

Сведенные ноги фигуры находятся на стороне квадрата, которая является касательной к окружности. Исследователи видят в этом двойственность витрувианского человека как божественного, но все же земного, приближенного к материальной действительности, существа.

Ещё одна из деталей рисунка показывает, как художник разграничивает духовное и материальное начала в человеке: измерительные черточки относятся только к фигуре, вписанной в квадрат. Человек, вписанный в круг, как существо божественное и духовное, не имеет отношения к различным мерам измерений, и возможно, по замыслу Леонардо, не может иметь.

Загадки витрувианского человека

Есть версия, что создание рисунка имеет отношение к работе итальянского художника над Плащаницей Иисуса Христа. Именно в это время она находилась у гениального мастера. Он занимался изучением и реставрацией исторической реликвии.

Исследователи полагают, что совершенные пропорции тела Христа вдохновило мастера на их воплощение в рисунке. Витрувианский человек – это изображение божественных пропорций человеческого тела.

Положение мужской фигуры, её нахождение одновременно в середине круга и в середине квадрата говорит о том, что для великого Леонардо человек - это центр Мироздания, образ Бога, воплощенный в реальности.

Витрувианский человек в современности воспринимается в качестве символа природной симметрии человеческого тела и всей Вселенной, материального и духовного, идеального и рационального. Расположение человеческого существа одновременно внутри круга и квадрата приводит зрителя к пониманию неразрывной связи между человеком и Мирозданием, между его внутренним (духовным) и окружающим (материальным) миром.

Создание произведений искусства невозможно без соблюдения строгих соотношений и пропорций. Они не появляются ниоткуда, их создает сама природа. Витрувианский человек Леонардо да Винчи является одной из ярких иллюстраций законов гармонии, которой подчиняется вся Вселенная.

Витрувианский человек - это рисунок Леонардо да Винчи в одном из его дневников. Да Винчи изучал трактат Витрувия , римского архитектора I века до н.э., "Десять книг об архитектуре" и по содержащимся в нем соображениям Витрувия о пропорциях человеческого тела сделал этот набросок. Рисунок иллюстрирует анатомические соотношения, предложенные Витрувием, но да Винчи добавляет, конечно, и кое-что свое. Некоторые комментарии художника содержатся на самом листе с рисунком, но вообще его интересно и так поизучать.

В трактате Витрувия о пропорциях человеческого тела, точнее, мужчины, сказано, в общем-то походя. (О женских пропорциях тоже упоминается, о чем еще будет речь.) Он пишет, что хороший архитектор должен знать и придерживаться правильных соотношений частей здания также, как природа придерживается гармонических соотношений в теле человека. И дальше, прежде чем пуститься в многостраничные детальные описания архитектурных соотношений, Витрувий в качестве примера дает несколько анатомических формул. Вот они (далее они будут обозначаться V.n):

  1. лицо от подбородка до верхней линии лба (корней волос) = 1/10 роста
  2. ладонь от запястья до конца среднего пальца = 1/10 роста
  3. голова от подбородка до темени = 1/8 роста
  4. голова с шеей от верха груди до верхней линии лба = 1/6 роста
  5. от середины груди до темени = 1/4 длины тела
  6. от подбородка до ноздрей = 1/3 лица
  7. от ноздрей до межбровия = 1/3 лица
  8. от межбровия до корней волос = 1/3 лица
  9. ступня = 1/6 роста
  10. локтевая часть руки (локоть) = 1/4 роста
  11. грудь = 1/4 роста
  12. ладонь (ширина ладони) = 1/6 локтя
  13. палец = 1/4 ладони
  14. центр тела - пупок
  15. человек с распростертыми руками и ногами описывается кругом с центром в пупке
  16. человек с распростертыми руками описывается квадратом
  17. размах рук равен высоте
  18. ладонь = 1/6 локтя
  19. палец = 1/24 локтя

Витрувий приводит пропорции тела, отдельно головы и лица (V.6-8), общее строение фигуры (V.13-15) и меры длины, основанные на частях тела: палец (поперечник, вероятно, третьего пальца), ладонь (ширина ладони, иногда переводится "пядь"), ступня, локоть (V.9, 10, 12, 13, 18, 19). Исходя из роста 180 сантиметров можно составить такую таблицу мер:

  • палец - 1.875 см,
  • ладонь - 7.5 см,
  • ступня - 30 см,
  • локоть - 45 см.

Про пропорции женского тела Витрувий не говорит подробно, но упоминает, что они в целом "изящнее". В частности, архитектурные пропорции колонн "строго" дорического ордера - отношение диаметра к высоте - основаны на мужских пропорциях стопы 1/6, а "нежного" коринфского - на женских, 1/8. (Потом в архитектуре эти цифры изменились на 1/7 и 1/9 соответственно.)

Итак, Леонардо да Винчи делает набросок сдвоенный мужской фигуры по параметрам Витрувия и пишет на том же листе комментарии. Сначала он излагает некоторые витрувианские положения, затем дает общее описание фигур и, наконец, добавляет несколько своих пропорций. (Далее пропорции Леонардо обозначаются L.n)

Озаботившись найти в Сети пропорции да Винчи, я испытал культурный шок

Наверняка в специальной литературе существуют качественный перевод леонардовского текста с комментариями специалистов, но тиражированные на общедоступных ресурсах переводы безумны. Из них, например, можно узнать, что "длина всей руки - это 1/10 роста", то есть 18 см (тираннозавр какой-то, а не человек!), "шаг" равняется четырем локтям (то есть 180 см: на самом деле имеется в виду т.н. "двойной шаг"; вики-авторы ничтоже сумняшеся "исправляют" локоть на ладонь) или, наконец, если расставить ноги на 1/16 роста, то есть 12 см, они составят равносторонний треугольник! Добавляют и свои фантазии.

Вот настоящие пропорции витрувианского человека (не зная итальянского, я воспользовался английским переводам, в спорных случаях обращаясь к оригинальному тексту со словарем).

1 4 пальца составляют ладонь из V. 18, 19
2 4 ладони составляют стопу из V. 9, 10, 18
3 6 ладоней составляют локоть V. 12
4 4 локтя составляют рост человека V. 10
5 4 локтя равны (двойному) шагу "двойной шаг" - мера длины; у Леонардо равен росту, но обычно полагался 148 см
6 24 ладони равны росту из V. 10, 18
7 Если вы расставите ноги так, чтобы ваша голова опустилась на 1/14 вашего роста, и поднимите руки так, чтобы пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. V. 14, 15; 1/14 вашего роста - довольно надуманное условие
8 ...при этом пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. L.8 + L.19 > L.7 (голова опустилась на 1/14 вашего роста) геометрически верно
9 Длина вытянутых рук равна росту V. 16
10 Расстояние от корней волос до кончика подбородка - 1/10 роста V. 1
11 Расстояние от кончика подбородка до макушки - 1/8 роста V. 3
12 Расстояние от верхней части груди до макушки - 1/6 роста не совпадает с V. 4
13 Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7 роста не совпадает с V. 4
14 Наибольшая ширина плеч - 1/4 роста.
15 От груди до макушки - 1/4 роста V. 5
16 От локтя до кончиков пальцев - 1/4 роста так же L .4 и V. 10
17 от локтя до подмышечной ямки - 1/8 роста из L.16, 17 > длина руки от подмышки - 3/8 роста
18 Длина ладони - 1/10 роста V. 2; здесь - именно длина ладони, а не мера длины "ладонь"
19 Основание пениса находится посредине тела Ср. с V.14, 15 : Витрувий говорит о центре фигуры с распростертыми руками и ногами (центр - пупок), Леонардо - о прямостоящей фигуре (центр - основание пениса); так же см. L.21, 22
20 Стопа - 1/7 часть роста утверждение не совпадает ни с V. 9, ни с L .2, 4, 5; разумного объяснения нет
21 От подошвы до колена 1/4 роста L.21+22 > L.19
22 От колена до основания пениса 1/4 роста L.21+22 > L.19
23 От кончика подбородка до носа - 1/3 лица V. 6
24 От корней волос до бровей - 1/3 лица V. 7
25 Длина уха - 1/3 лица как следствие + V.7 > длина уха = длине носа

В европейской живописи продолжают придерживаться пропорций "витрувианского человека", беря, в частности, за "единицу измерения" голову фигуры. Рост устанавливают также "в восемь голов", а длину ног - в половину полного роста. Похоже, однако, что реальные пропорции современного человека несколько иные: наш брат в среднем пониже, волос пожиже, а ножки покороче. Связано ли это с действительными генотипическими изменениями европеоидов или же Витрувий, а за ним и Леонардо тоже не стеснялись несколько приукрасить своего современника, мне не известно.

«Витрувианский человек» - рисунок, сделанный Леонардо да Винчи примерно в 1490-1492 годах как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат.

Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями. При исследовании рисунка можно заметить, что комбинация рук и ног в действительности составляет четыре различных позы. Поза с разведенными в стороны руками и неразведенными ногами, вписывается в квадрат («квадрат древних»). С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны руками и ногами, вписывается в круг. И хотя при смене поз кажется, что центр фигуры движется, на самом деле пуп фигуры, который является настоящим её центром, остается неподвижным.

Vetruvio architetto mette nelle sue opera d"architettura che le misure dell"omo…" (Архитектор Ветрувий заложил в своей архитектуре измерения человека...) Далее идет описание соотношений между различными частями человеческого тела.

В сопроводительных записях Леонардо да Винчи указал, что рисунок был создан для изучения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее о человеческом теле:

«Природа распорядилась в строении человеческого тела следующими пропорциями: длина четырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека. Четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека. Если вы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14 человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средние пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. Пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. Длина вытянутых рук будет равна росту. Расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста. Расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста. Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7. Расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста. Наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста. Расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8. Длина всей руки - это 1/10 роста. Начало гениталий находится как раз посредине тела. Стопа - 1/7 часть роста. Расстояние от мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста. Расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица».

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное Леонардо да Винчи и др., стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому Ренессансу. Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела.

Искусству присуще стремление к стройности, соразмерности, гармонии. Мы находим их в пропорциях архитектуры и скульптуры, в расположении предметов и фигур, сочетании красок в живописи, в чередовании рифм и мерности ритма в поэзии, в последовательности музыкальных звуков. Эти свойства не выдуманы людьми. Они отражают свойства самой природы. Одна из пропорций чаще всех встречается в искусстве. Она получила название «золотое сечение». Золотое сечение было известно ещё в древности. Так в книге II «Начал» Евклида оно применяется при построении пяти- и десятиугольников.

Термин «золотое сечение» ввел Леонардо да Винчи: «Если человеческую фигуру - самое совершенное творение вселенной - перевяжем поясом и отмерим потом расстояние от пояса до ступней, то эта величин будет относиться к расстоянию от того же пояса до макушки, как весь рост человека относится к длине от пояса до ступней…»

Действительно в природе и человеческом теле много пропорциональных отношений, близких к тому, которое Леонардо да Винчи назвал золотым сечением. Хотя и не воплощающих его точно. Кстати, золотое сечение, предпочтительное во многих случаях, не единственное отношение, зрительно воспринимаемое как красивое. К их числу относятся такие отношения, как 1:2, 1:3. Они близки к золотому сечению. В любом произведении искусства несколько неравных, но близких к золотому сечению частей дают впечатление развития форм, их динамики, пропорционального дополнения друг другу. В частности, наиболее распространено отношение на основе золотого сечения при возведении памятников.

А можно ли говорить о золотом сечении в музыке? Можно, если измерять музыкальное произведение по времени его исполнения. В музыке золотое сечение отражает особенности человеческого восприятия временных пропорций. Точка золотого сечения служит ориентиром формообразования (особенно в небольших сочинениях), часто на неё приходится кульминация. Это может быть также самый яркий момент или самый тихий, самое плотное по фактуре место или самое звуковысотное. Но случается и так, что в точке золотого сечения появляется новая музыкальная тема.

Витрувианский человек - именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.

Леонардо да Винчи: Витрувианский человек (Академическая галерея, Венеция, Италия)

Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира. Одна из таких загадок - Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди.

Витрувианский человек - это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность - туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга.

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы.

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке - модель идеального существа.

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:

  • длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
  • ступня составляет четыре ладони
  • локоть составляет шесть ладоней
  • высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
  • шаг равняется четырём ладоням
  • размах человеческих рук равен его росту
  • расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты
  • расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты
  • расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты
  • максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты
  • расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты
  • длина руки составляет 2/5 его высоты
  • расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица
  • расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица
  • длина ушей 1/3 длины лица
  • пупок является центром окружности

Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу.

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия - выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий - искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной.

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг - духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет - экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.

Интересные факты:

  • Рисунок сам по себе часто используется как неявный символ внутренней симметрии человеческого тела и, далее, Вселенной в целом.
  • В 2011 году ирландский аэрохудожник Джон Квигли изобразил на льдах Северного ледовитого океана гигантскую копию знаменитого рисунка «Витрувианский человек» для того, чтобы привлечь внимание человечества к проблемам экологического равновесия.
  • В 2012 году были опубликованы сообщения о том, что первым наглядное изображение «витрувианского человека» нарисовал не Леонардо, а его друг Джакомо Андреа да Феррара, детально исследовавший труды Витрувия, — хотя его рисунок и несоизмеримо уступает рисунку Леонардо в отношении художественных достоинств.
Загрузка...