Что нужно прочитать для егэ по обществознанию. Обществознание в школе: что нужно знать. Что главное при подготовке к ЕГЭ
Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.
4) Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.
Пояснение.
Духовная культура - это культура, объектами которой являются идеология, мораль, духовное общение, художественное творчество (искусство) и религия.
1) Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе - да, верно.
2) Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты - да, верно.
3) Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество - да, верно.
4) Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда - нет, неверно.
5) Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества - нет, неверно.
Ответ: 123.
Ответ: 123
1) раскройте смысл понятия «мораль»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о любой из функций морали в обществе;
− одно предложение, раскрывающее любую категорию морали.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Пояснение.
1) смысл понятия, например: форма (область) культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о любой из функций морали в обществе, опирающейся на знания курса, например: «Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни»;
(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о любой из функций морали.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую категорию морали, например: «Одна из категорий морали долг - обязанность действий индивида в соответствии с обязательными требованиями общества».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из категорий морали
Ответ: None
1) архитектура
2) живопись
6) религия
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Пояснение.
Мораль - нормы, выработанные человеком в истории, религия не относится к понятию «искусство».
Ответ: 56.
Ответ: 56|65
А. Мораль является одним из наиболее важных социальных регуляторов.
Б. Моральные нормы возникают вместе с государством и обеспечиваются силой его принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Мораль - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
Правильный ответ указан под номером 1.
Ответ: 1
Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
2. Особенности норм морали:
3. Структура морали:
б) принципы;
4. Функции морали:
а) регулятивная;
б) оценочная и т.д.
5. Мораль и нравственность.
6. Этика - наука о морали.
В стране Н. проводился опрос среди молодежи. Юношам и девушкам социологи задавали вопрос: «Какие социальные ценности и нормы вы считаете наиболее значимыми в жизни общества?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Какие выводы можно сделать на основании информации, приведенной в диаграмме?
1) девушки, в большей степени, чем юноши, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
2) по мнению как юношей, так и девушек, ведущую роль играют в обществе нормы морали
3) юноши в качестве ведущего типа социальных норм указывают право
4) для девушек мораль и красота равно значимы в жизни общества
Пояснение.
Юноши, в больше степени, чем девушки, считают правовые нормы значимыми в жизни общества
По мнению юношей (25) - второе место, девушек (18) - четвертое.(нормы морали)
Для девушек мораль (18) и красота (28) неравнозначны в жизни общества
Правильный ответ указан под номером: 3.
Ответ: 3
Предметная область: Социальные отношения. Диаграммы
А. Мораль на протяжении всего существования человечества определяет нормы и правила поведения.
Б. Специфическую черту морали составляет нравственная оценка поступков и побуждений к ним.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Пояснение.
Мораль это правила поведения, они существовали с самого начала появления человеческого общества.
Правильный ответ указан под номером: 3
Ответ: 3
Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Пояснение.
Этика - наука о морали. Эстетика - наука о прекрасном. Логика - наука о законах и формах мышления.
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности - логика.
Б) изучаются мораль и нравственность - этика.
В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни - эстетика.
Г) наибольшее влияние оказывает на искусство - эстетика.
Д) наибольшее влияние оказывает на науку - логика.
Ответ: 31223.
Выберите верные суждения о формах (областях) культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих.
4) Мораль требует от человека определённого поведения.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность.
Пояснение.
Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация
1) Наука, как и другие формы духовной культуры, отражает действительность в художественных образах - нет, неверно.
2) Наука направлена на выработку системы объективных знаний о мире, закономерностях развития природы, общества и мышления - да, верно.
3) Религия оказывает эмоциональное воздействие на верующих - да, верно.
4) Мораль требует от человека определённого поведения - да, верно.
5) Искусству, как и другим формам духовной культуры, свойственны рациональность и системность - нет, неверно.
Ответ: 234.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите данное слово (словосочетание).
Добро; долг; мораль; совесть; честь.
Пояснение.
Ответ: мораль.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Виды социальных норм:
а) моральные;
б) правовые;
в) религиозные;
г) этикет и др.
2. Особенности норм морали:
а) ориентированы на ценности, образцы поведения;
б) имеют неформальный характер;
в) регулируются общественным мнением, совестью человека;
г) имеют исторический характер.
3. Структура морали:
б) принципы;
4. Функции морали:
а) регулятивная;
б) оценочная и т.д.
5. Мораль и нравственность.
6. Этика - наука о морали.
7. Взаимосвязь морали и других регуляторов.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Табу, обычай, право, норма, мораль.
Пояснение.
Табу, обычай, право, мораль - все это различные социальные нормы.
Ответ: норма.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
Мораль играет особую роль в регулировании жизни общества. Она представляет собой форму _______(А), особые духовные правила, регулирующие поведение человека с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.
Мораль не только регулирует _______ (Б) между людьми. Она участвует в формировании индивидуального морального сознания и _______ (В) человека. Цель _______ (Г) состоит в формировании свободной и ответственной духовной личности, способной к _______ (Д). Кроме того, мораль представляет собой особого рода _______ (Е): через мораль человек познаёт законы добра, различные формы проявления добра и зла в мире, получает представление о таких понятиях, как жизнь, справедливость, счастье».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) практический опыт
2) нравственное воспитание
3) взаимоотношение
4) ценностное знание
5) общение
6) общественное сознание
7) самосовершенствование
8) самосохранение
9) поведение
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 639274 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Слова в списке даны в именительном падеже единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
«Главная функция морали - регулятивная. Мораль выступает как способ регулирования __________(А) в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда __________(Б) уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную __________(В) от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.
Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции __________(Г): правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, __________(Д) и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение __________(Е) соответствующих норм и принципов его поведения в обществе.»
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 483215 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 4, 8, 3, 2, 1, 5.
Ответ: 483215
Предметная область: Человек и общество. Мораль
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.1 Философия: «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить» (И. Бергман)
С9.2 Социальная психология: «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж. П. Сартр).
С9.3 Экономика: «Экономическая свобода - это Свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим риск и ответственность» (Ф. Хайек).
С9.4 Социология: «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).
С9.5 Политология: «Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).
С9.6 Правоведение: «Народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом своего правопорядка» (Б. Кистяковский).
Пояснение.
При написании эссе можно пользоваться следующим примерным планом.
1. Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.
2. Основная часть: представляет собой развернутый анализ высказывания. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса - положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.
3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных эмоциональных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ___________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на
потере уверенности в силе ___________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела, ___________ В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой ___________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную ___________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной ___________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ___________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Пояснение.
Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.
Ответ: 1938756
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые ________ (А) на практике. Однако давно известно, что пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе________ (Б). Для тех людей, которые устояли перед волной правового беспредела,________ (В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные традиции, очень важно формирование у граждан правовой________ (Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его общественную________ (Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия, мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной________ (Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
Пояснение.
Исходя из контекста, последовательность 1938756 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.
Ответ: 1, 9, 3, 8, 7, 5, 6.
Ответ: 1938756
Предметная область: Право. Право в системе социальных норм
Удивительно, но я тоже не раз задумывалась над вопросом: «Что такое мораль?» И каждый раз убеждалась в том, что это нечто гибкое, объемное, а главное сугубо личное. Исключительность морали заключается в том, что её невозможно чётко обосновать. Для каждого отдельного индивида и времени, в котором он живёт, есть своё понятие морали и нравственности.
Таким образом, известный немецкий философ А.Шопенгауэр затрагивает в своё высказывании несомненно важную проблему: проблему исключительности морали.
У мыслителя не вызывает сомнения то, что распространять, рассказывать о моральном довольно просто, а вот доказать, утвердить, пояснить на собственном примере практически невозможно.
Итак, для начала определимся с формулировкой данного понятия. Под словом мораль понимают форму общественного сознания, состоящую из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Но почему же так сложно обосновать мораль, как это утверждает известный мыслитель?
Чтобы ответить на данный вопрос следует сравнить её с другим регулятором человеческих отношений - правом.
Мораль, как и право, выступает мерой свободы в обществе и нормативна. Но моральные предписания не всегда имеют четко фиксированный характер. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарантом исполнения является совесть человека, общественное мнение, общественная оценка поведения. В таком случае у человека всегда есть право выбора.
В настоящее время во многих странах, например, матери могут оставить собственного ребенка в детском доме или же написать отказ от него в роддоме. С точки зрения закона правонарушения и преступления в этом нет. А с точки зрения морали? Неудивительно, что такую женщину общественность немедленно осудит, и примет её за безнравственного человека. Но если эта женщина не в состоянии обеспечить собственного ребенка? Или же она смертельно больна, а близких родственников у неё нет? В таком случае она приняла правильно решение и тем самым спасла ребенку жизнь. Сколько вопросов, а ответы у каждого из нас будут разные…
Мораль регулируется не только за счёт самоконтроля, как правило, важным регулятором морального и аморального выступает общество. Именно оно следит, анализирует и дает собственную оценку поступкам человека.
Например, обратимся к истории, и вспомним войны 1812 года, а именно решение Кутузова сдать французам Москву. Это решение было встречено неоднозначно. С одной стороны, Москва была полностью разрушена, сожжена, а людям пришлось бежать из города. И это заведомо обрекало их на смерть. Но именно благодаря этому поступку великий полководец спас страну, как он и говорил: «Проиграть сражение - чтобы выиграть войну». Тем не менее многие в то время не поняли блестящего плана Кутузова, и посчитали, что он попросту решил сдаться.
В этом и заключается сложность и порой невозможность объяснить, что представляется моралью, а что нет. В этом своде правил и ценностей, на мой взгляд, слишком много исключений и оговорок. Поэтому прежде чем судить о поступке человека с позиции морали, нужно разобраться в причинах.
Цели урока: Систематизировать и обобщить знания о морали и нравственной культуре, показать причины изменения содержания нравственных категорий, Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать и познавательные и проблемные задачи, Формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И. Кант Основные понятия: мораль, моральные качества человека, моральные принципы, моральные ценности, морально-психологические механизмы, функции морали
Строим опорную схему: Мораль (от лат. moralis, mores - нравственный, относящийся к нраву, характеру) - форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Предмет изучения этики Сформировалась вместе с челловечеством Форма общественного сознания мораль Сферы общественной жизни Явление культурное, историческое, классовое
Особенности норм морали Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида общественное мнение, общественная оценка поведения людей. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.). Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
“А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком. . . ” Д. С. Лихачев “Письма о добром и прекрасном”
Функции морали Регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни Ценностно-ориентационная- утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию Мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности Конститутивная (от лат. constitus -утвердившийся, установленный)- принципы нравственности - высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде Координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей
10 заповедей человечности Д. С. Лихачева 1. Не убий и не начинай войны. 2. Не помысли народ свой врагом других народов. 3. Не укради и не присваивай труда брата своего. 4. Не ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. 5. Уважай мысли и чувства братьев своих. 6. Чти родителей и прародителей своих и всё сотворенное ими сохраняй и почитай. 7. Чти природу как матерь свою и помощницу. 8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. 9. Пусть живет всё живое, мыслится мыслимое. 10. Пусть будет свободным всё, ибо рождается свободным.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль» . Социальные нормы; право; добро и зло; духовность; санкции. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) Добро; 2) долг; 3) мораль; 4) совесть; 5) ч есть.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Духовная жизнь – это важнейшая сфера деятельности отдельных людей и общества в целом, связанная с производством, сохранением, _____(1) и потреблением _____(2). Наука, искусство, религия, мораль, образование выполняют социально значимые исторически закрепившиеся за ними функции, имеют свою структуру, т. е. являются _____(3). Духовная жизнь отдельной личности включает ее потребности, способности, стремления, жизненные ориентиры и _____(4), знания, веру и многое другое. Неотъемлемой ее частью является _____(5) – область чувств и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является ее _____(6), т. е. освоение культуры» . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) социализация Б) распространение В) общество Г) социальный институт Д) ценностные ориентации Е) культура Ж) духовные ценности З) общественные отношения И) эмоциональная сфера
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Моральные оценки поступков позволяют оценивать их как хорошие или дурные, приносящие добро или причиняющие зло и заслуживающие _____ (А). К основным _____ (Б) и ценностям относятся: доброта, чувство долга, _____ (В), справедливость и т. п. Ориентируясь на них, мы даём оценку своих и чужих поступков с моральной точки зрения. Моральные нормы наряду с _____ (Г) являются основными регуляторами поведения людей в обществе. Мораль – это, прежде всего, _____ (Д) поведения человека, основанный на его воле, долге, совести. Она присуща не только отдельным личностям, но и _____ (Е), которое также оперирует категориями морали, даёт моральные оценки» . Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Cписок терминов: 1) моральные категории 2) производство 3) порицание 4) активность 5) совесть 6) внутренний регулятор 7) польза 8) общественное мнение 9) право
Запишите слово, пропущенное в таблице. ФУНКЦИЯ МОРАЛИ ХАРАКТЕРИСТИКА … Обеспечивает взаимопонимание, взаимосвязь и общение людей в социуме Ценностно-ориентировочная Формирует способность самостоятельно ориентироваться в нравственных ценностях
Пишем эссе Раскройте смысл высказывания в форме минисочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.) Философия «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
Темы: Философия «Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем). «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).
Таблица Проблема Смысл высказывания Теоретическая аргументация: термины, понятия, употребленные в высказывании и связанные с ним в логической последовательности, их смысл Фактическая аргументация: аргумент 1 Аргумент 2 Вывод
Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .
Даны ответы на вопросы.
Предложены следующие цитаты для написания сочинения (задание № 29):
- «Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.» (Роберт Хайнлайн (1907-1988) Американский писатель – фантаст.)
- «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.» (Бертольд Брехт (1898-1956). Немецкий драматург, поэт.)
- «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной». (Мишель Уэльбек (род. в 1956) Французский писатель, поэт.)
Примечание: примерные сочинения по заданию 29.1. даны на сайте esse — ege . ru
Часть 1
Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или
последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте
работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от
номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ
пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке
образцами.
1Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристика форм духовной культуры .
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: мораль
2В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.
Мораль, искусство, образование, духовная сфера, наука, религия
Ответ:
Правильный ответ
Ответ : духовнаясфера
3Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,
обозначают функции религии.
1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ: 25
4Выберите верные суждения о мировых религиях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) монотеизм;
2) распространение по всему миру;
3) распространение среди людей одной национальности;
4) независимость от национальности;
5) большое количество верующих.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ :245
5Установите соответствие между отличительными признаки морали и права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.
А
Б
В
Г
Д
Правильный ответ
Ответ: 12211
6В семье Назмиевых исповедуют мусульманство? Запишите цифры, под которыми указаны особенности данной религии.
1)Достижение состояния нарваны.
2)Хадж в Мекку, к святым местам.
3)Ежедневная 5-тикратная молитва с 7 лет.
4) Соблюдение поста в Рамазан.
5) Священная книга Типитака.
6)Поклонение Иисусу.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ : 234
Пояснение:
15- свойственно буддизму.
6- свойственно христианству.
20Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«_________(А), как способ образного отражения действительности, играет важную роль в _________(Б) жизни общества. Одной из важнейших его _________(В)является воспитание нравственности, обогащение души человека. Кроме того, оно способно доставить радость, удовольствие человеку, выполняя тем самым _________(Г) функцию. Для современном обществе характерна _________(Д), то есть сочетание различных форм и методов отражения действительности, что придаёт неповторимость и своеобразие произведениям авторов. Различные _________(Е), появившиеся в 20-21 веках, значительно разнообразили и обогатил эту сферу общественной жизни.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
2)социальная
3)гедонистическая
4)рекреационная
5)искусство
7)духовная
8)функция
9) эклектика
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
А
Б
В
Г
Д
Е
Правильный ответ
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Возраст Интернета насчитывает всего несколько десятков лет, ведь он появился на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако его вторжение в жизнь человека нельзя назвать иначе, чем ошеломляющим. Треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно. Бесспорное преимущество, которое Интернет принес людям — это молниеносный обмен информацией. За считанные секунды найти в Сети нужную книгу, связаться с другом, находящимся на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос — сложно даже представить насколько такие возможности изменили представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. Причем можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и поинтересоваться у специалистов, насколько она компетентна.
Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной — это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно. Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки? Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ. Современный бизнес все больше перемещается в Интернет-пространство. Виртуальная реклама уверенно теснит все другие ее разновидности. Крупную корпорацию невозможно уже представить без многоуровневого хорошо организованного управляющего сайта. А Интернет-магазины шутя отвоевывают у своих материальных конкурентов толпы покупателей. Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность. (По материалам статей Интернет) |
Ответ:
Правильный ответ
Примерный ответ:
Автор назвал вторжение Интернета в жизнь общества «ошеломляющим», потому что Интернет, возникнув в 60-70-е годы 20 века, захватил весь мир, «треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно».
22Назовите три преимущества Интернета, которые называет автор. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ.
Преимущества Интернета, указанные в тексте:
1.молниеносный обмен информацией;
2.стирание границ между государствами, упрощение совершения экономических сделок;
3.средство создания своей личной жизни (знакомства).
Можно назвать ещё одно преимущество Интернета- его мобильность. Им можно пользоваться буквально в любом месте (на работе, учёбе, отдыхе). Технические средства легко переносимы и удобны в использовании.
23Какие функции СМИ названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как на практике осуществляется одна из данных функций.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ:
В тексте названы следующие и функции СМИ:
- коммуникативная,
- информационная,
- культурно-транслирующая.
Одна из функций СМИ- это информационная. В Интернете можно найти любую информацию: для бизнеса, учёбы, для общего познания, любые книги, учебники. Есть возможность заочно совершить экскурсии в музеи мира и пр. Это значительно расширяет объём той информации, корой может пользоваться человек.
24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей».Ответ:
Правильный ответ
Примерный ответ.
Виртуальный мир может таить в себе следующие опасности:
- зависимость человека от этого миру, отгораживание его от мира реального;
- различные нервные заболевания, связанные с данной зависимостью;
- прекращение движения вперёд, развития личности, а постепенная его деградация.
Ответ:
Правильный ответ
Ответ.
Мировые религии – это религии, которые имеют большое количество верующих во всем мире, независимо от национальности, государства.
К мировым религиям относятся буддизм, христианство и ислам.
Христианство возникло в 1 веке, на Руси его распространение произошло с 988г. Основные идеи христианства: идея творения Богом всего мироздания, грехопадения, спасения и воскресения для вечной жизни, идя конца света и страшного суда.
26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции религии в обществе.Ответ:
Правильный ответ
Функции религии:
- мировоззренческая (формирует религиозное мировоззрение, согласно которому мир создан Богом);
- воспитательная (воспитание на религиозных ценностях, например, не лги, не убей, помогай ближнему и др.)
- познавательная (познание мира, его законов с религиозной точки зрения, изучение культуры).
«Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни»,- писал П. Буаст, французский философ.