domvpavlino.ru

Что относится к вторичным потребностям по маслоу. Пирамида потребностей человека по маслоу

Трудно найти человека, которому ни разу не приходилось слышать про пирамиду потребностей Маслоу. Найти ей применение пытаются в психологии, маркетинге, менеджменте. В этом нет ничего удивительного, ведь потребность – источник мотивации, а мотивация – основа активной деятельности в каком-либо направлении.

Абрахам Маслоу (1 апреля 1908, Нью-Йорк - 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) - известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Можно предположить, что зная потребности человека, можно мотивировать его к осуществлению какой-либо деятельности, например, к созданию прибыльного проекта, работе в команде, покупке каких-либо товаров. Если теория Маслоу верна, то она в состоянии подсказать, что движет человеком сегодня и что будет двигать им завтра, найти рычаги управления обществом.

Только вот верна ли она? Попробуем разобраться.

В чём заключается теория А.Маслоу?

Для того чтобы понять, в чем заключается теория американского психолога Абрахама Маслоу, необходимо иметь представление о таких базовых понятиях, как потребность и мотивация. Определений этих понятий много.

Можно остановиться на том, что:

Потребность – это осознанная необходимость в изменении какой-либо системы с целью пополнения ее чем-то недостающим или исключения из нее какого-либо чужеродного элемента. Другими словами, это когда человек понимает, что что-то в его жизни не так, чего-то не хватает или что-то мешает, и что для этого нужно или получить недостающее или избавиться от того, что тяготит. Однако на момент появления потребности она неконкретна, то есть человек не знает, что же именно ему нужно для ее удовлетворения. Потом находится предмет (не обязательно материальный), который, по мнению человека, в состоянии ее удовлетворить. Этот предмет – мотив.

Человек получает мотивацию – побуждение к действию . Мотивация меняет его поведение, определяет вектор его движения к цели.

Анализируя биографии известных деятелей, американский психолог Абрахам Маслоу выявил определенные закономерности в их поведении и разработал теорию иерархии потребностей . Ее основные положения он изложил в двух своих основных трудах: книге «Пирамида потребностей», вышедшей в 1943 году, и книге «Мотивация и личность», увидевшей свет в 1954 году. Примечательно, что ни в одной из этих книг, равно как и в последующих трудах ученого, схематического изображения теории не было. Графический вид она обрела позже , уже после его смерти, в работе малоизвестного ученого У. Стоппа. Впрочем, эта несложная схема помогает наглядно представить теорию А. Маслоу в виде пятиярусной или семиярусной пирамиды.

Ученый все человеческие потребности разложил на 5 групп и распределил по ярусам. Пятый, самый высоких ярус, условно можно разделить еще на три этажа, на каждом из которых высшие потребности разного уровня, среди которых – своя иерархия.

Как выглядит пирамида потребностей - 7 уровней?

Пройдемся по этажам пирамиды Маслоу, чтобы поближе рассмотреть потребности, «живущие» на каждом из них.

  • Первый этаж – физиологические потребности . Это все, без чего невозможно представить существование человека: сон, утоление голода, жажды, секс. Аналогичные нужды присущи всем животным. Пока они не удовлетворены, считал Маслоу, о более высоких материях человек не помышляет. Другими словами, человек, изнывая от жары и мучительно желающий пить, навряд ли будет мучиться жаждой познания, по крайней мере пока не напьется воды. Когда кто-то мучительно хочет спать, его бесполезно звать в музей. Когда физиологические потребности удовлетворены, хотя бы частично, у индивидуума появляются более высокие.
  • Второй этаж – потребности в безопасности , стабильности, комфорте. Мотивы в этом случае более разнообразны, чем на первом уровне. Это может быть желание иметь крышу над головой, стабильную работу, предметы обихода, которые не отнимут, законы, которые защитят и другие предметы.
  • Третий этаж – социальные потребности : в любви, принадлежности к какой-либо группе, в общении. С каждым этажом вариативность мотиваций расширяется. Какой мотив окажется важнее для конкретного индивидуума, предположить сложно. Ясно лишь одно – пока его социальные потребности не удовлетворены хотя бы частично, о «восхождении» на пятый уровень не может идти и речи.
  • На четвертом этаже можно повесить табличку «Признание ». Здесь находятся потребности в завоевании авторитета, уважения, в признании ценности личности. Получив признание или почувствовав себя признанным, хотя бы даже среди членов своей семьи, можно подняться в «верхнюю башню». В нее, по мнению Маслоу, попадают лишь двое из ста.
  • Пятый этаж пирамиды – потребность в самореализации . Здесь есть три ступеньки: низшая – потребности в познании, исследовании, средняя – эстетические потребности, последняя ступень – реализация своих талантов.

Присмотревшись, мы увидим, что на верхнюю ступень поднимается совсем мало людей, особенно во времена войн, экономических кризисов и других потрясений.

Как связаны потребность и мотивация?

Мотивировать человека , то есть заставлять его действовать определенным образом, могут только те потребности, которые для него актуальны на данный момент. Если хотя бы частично относящиеся к низшему уровню не удовлетворены, более высокие еще не актуальны. Когда низшие потребности удовлетворены, они уже не актуальны. Удовлетворенные потребности не мотивируют.

Иными словами, если у хозяйки болит голова о том, что поесть и чем накормить семью, она навряд ли пойдет в книжный магазин, чтобы потратить последние деньги на томик Пушкина. А человека, имеющего стабильную работу и хорошую зарплату, позволяющего покупать любые продукты в супермаркете, трудно уговорить все выходные консервировать овощи на зиму вместо того, чтобы пойти на концерт любимого артиста, приехавшего с гастролями.

Сильные и слабые стороны теории

Сильная сторона теории Маслоу – в ее четкой упорядоченности, строгой иерархии, но в этом же и ее слабость.

С одной стороны, теория Маслоу позволяет строить прогнозы , просчитывая, какие потребности будут волновать людей завтра и выстраивать деятельность компании таким образом, чтобы завтра предложить людям востребованные товары, услуги, то есть чтобы она давала им мотивы. Понятная система позволяет понять потребности общества или конкретного человека, адаптироваться к ним и мотивировать кого-то к совершению определенных действий. Это ключик к управлению людьми.

С другой стороны, слишком много история знает исключений, которые теория объяснить не в силах.

Критика теории Маслоу современными психологами

Первыми с критикой теории Маслоу выступили Холл и Ноугейм в 1968 году. Они заявили, что на практике теория не подтверждается. Действительно, история знает много примеров, когда талантливые художники голодали, но создавали шедевры. Когда поэты, страдающие от неразделенной любви, создавали бессмертные творения. Другими словами, нарушали иерархию . И таких исключений так много, что они не подтверждают, а опровергают правило.

Второй изъян – отсутствие количественного мерила удовлетворенности потребности. Невозможно определить, когда кто-то «созрел» до нового уровня, а кто-то уже «перезрел».

Кроме того, Маслоу обвиняют в том, что его модель трудно применить на практике, но в этом его вины, по правде говоря, нет – ведь он и не предполагал, что его теорией попытаются воспользоваться маркетологи.

Пирамида Маслоу потребностей – это иерархия человеческих потребностей, известная теория мотивации, в основании заложены труды психолога из Америки, который стал основоположником гуманистической стихологии.

Успешно используется в современной экономике Маслоу пирамида потребности, и рассматривается как модель потребностей теории мотивации, поведенческий фактор потребителя.

Впервые пирамида по Маслоу потребностей появилась в виде графического изображения «Иерархия потребностей» в учебнике по маркетингу и психологии У. Стоппа в 1975г, после смерти Маслоу через пять лет. В начале 80 годах 20-го столетия графику потребностей заменили рисунком в виде пирамиды, которую придумали его ученики для лучшего понимания теории Маслоу в наглядном виде.

Пирамида потребности по Маслоу

1-ая потребность: физиологическая: удаление голода, жажды, интимной близости, сон, кислород, наличие одежды .

Иногда эту потребность называют инстинктивной, базовой, основной. Поэтому, человек уделяет ей первостепенное внимание, иначе будет чувствовать себя некомфортно.
Низшие физиологические потребности по Маслоу закладывают фундамент всех остальных потребностей, и без их удовлетворения, человек не движется и не развивается дальше. Даже всем живым организмам свойственны эти потребности.

Примеры :

  • Проснувшись утром перед работой, вам хочется позавтракать: выпить горячий кофе и скушать бутерброд, а не дочитывать страницы интересного произведения .
  • Потребность посещения туалетной комнаты будет первоочередной, вместо поиска своего места в театральном зале .

Потребности первой ступени очень важны, но они не преобладают постоянно над личностью. Частичная удовлетворенность достаточна, чтобы перешагнуть на вторую ступень пирамиды Маслоу.

2-ая потребность в безопасности: стабильность, оборона, зависимость, свобода от тревоги, страха и хаоса .

Примеры :

  • Маленькому ребенку страшно, он что- то боится, поэтому долго и упорно плачет, пока не увидит свою маму или папу. Отсутствие родителей из поля его зрения, у ребенка появляется раздраженность, ему все равно, что о нем думают окружающие. Ему нужна защита .
  • Верующему человеку тоже нужна защита. Придя в церковь, он чувствует покровительство высших сил. Он успокаивается и верит только в хорошее будущее .

Стабильность в работе, зарплаты тоже относится к этой потребности.

3-ья потребность в любви и принадлежности: дружба, семья, свой круг .

Человеку свойственно становится частью общества, он к этому стремится. В подростковом возрасте необходимо влиться в среду, где присутствует лидер или кумир, чтобы с него брать пример поведения.

С увеличением возраста человек отсортировывает круг своих знакомых, и он сужается. Остаются несколько друзей, приятелей с одинаковыми взглядами на жизнь, работу, интересами. В любом случае, люди живут и становятся сформированной частью общества, где они чувствуют свою значимость и полезность.

У определенных личностей существует необходимость познакомиться с новым другом. Некоторые — ограничиваются своей семьей и детьми.

После удовлетворения 3-ей потребности — социальной, человек стремится на 4-ую ступень потребностей: к успеху.

4-ая потребность в признании и почтение: почтение в коллективе, горд за себя, статус, прекрасная репутация, слава, проявление таланта .

Человек не может довольствоваться только семьей, домом, детьми. Ему хочется больше. Получив статус специалиста, его начали уважать в коллективе. А если он стал бизнесменом, он горд за себя. А если о его компании идет слава, то повышается его репутация.

Работа становиться нечто большим, чем просто работа. У человека просыпается духовная мотивация и большое стремление творить, созидать намного больше, лучше и качественнее. Человек автоматически переходит на последующую ступень потребностей Маслоу.

5-ая (позже 7-ая) потребность в самореализации: человек занимается своим делом, хорошо получается. Его склонности, способности помогают в работе .

Когда все прекрасно, жизни удалась. Человеку кажется, что он еще не все достиг, он начинает заниматься саморазвитием, самореализацией, появляются духовные потребности, реализация своего потенциала. Человек готов продвигаться вперед, бороться. Полученный жизненный опыт: демократичный темперамент, креативность помогает сопротивляться с социальными привычками, человек готов обучаться сам и обучать других, формировать новые взгляды и убеждать.

Исследования Абрахама Маслоу показали, что только 1-3% человечества достигают пятой (седьмой) ступени пирамиды, которые обладают избытком идей и внутренней энергии.

Ученый Маслоу, его исследования

Немного об Абрахаме Харольде Маслоу (от бывшей фамилии Маслов), родился в бедной семье эмигрантов (из Царской России) в 1908г в Бруклине. Отлично учился, много работал и часто посещал библиотеки. Стал президентом Ассоциации социальной психологии и Отделения эстетики. Десятилетний период с 1960г по 1970г был плодотворным этапом в его жизни, где были написаны большинство его трудов.

Ученый считал, что поведение человечества мотивированы только для удовлетворения их личных жизненных целей, переходя постепенно от одной достигнутой потребности к следующей и так далее.

Абрахам Маслоу утверждал, что у большого количества людей все потребности подобны инстинктам животных, которые бывают врожденными или приобретенными.

Исследования ученого Маслоу доказали, что любой человек испытывает пять (семь) обязательных потребностей: от более простых, низших потребностей к высшим потребностям. Существование человека прекратится, если эти потребности не будут удовлетворяться, да и развитие человека полноценно не будет развиваться.

Дополнительная работа над пирамидой Маслоу

О «Теории человеческой мотивации» люди услышали в 1943году, в которой были основные идеи Маслоу об особенностях в формировании человеческих потребностей успешных и творческих людей. Более подробные исследования были отражены в книге «Мотивация и личность» в1954 г.

Ученый А. Маслоу работал над биографией здоровых и активных людей. К ним отнеслись: Альберт Эйнштейн, Авраам Линкольн, Элеонор Рузвельт, которые и стали его идеалами при разработке теории мотивации и пирамид.

Пирамида Маслоу 5 ступеней была и остается достижением того времени. Ученый постоянно усовершенствовал пирамиду потребностей. Выпущены труды в 20-ом столетии «Психология бытия» — 62г, и 71г « Дальние пределы природы».

В своих трудах Маслоу пирамиды сохранились все потребности: первых четыре остались на своих местах, а пятая переместилась на седьмое место. Добавились две ступени пирамиды:

5 потребность, познавательная: знать-уметь-исследовать .
Человек постоянно стремиться узнавать много информацию, из умных познавательных передач. Чтению уделяет массу времени. Умело применяет свои знания на практике.

6 потребность, эстетическая: гармония-порядок-красота .
Посещение художественных выставок и музеев развивает у человека гармонию красоты и вдохновение о прекрасном.

Заключительные рассуждения. Примеры

Пирамида Маслоу имеет семь основных ступеней. И по утверждению ученого А. Маслоу, иерархия потребностей не стабильна, как кажется вначале. Но большинство человечества подчиняются порядку последовательности пирамиды потребностей, в зависимости от своих способностей и мотивации, а так же от возраста.

Люди разделяются на разные категории, некоторые смогут пренебречь утолением базовых потребностей ради своей цели.

Примеры :

  • Сначала хочет стать богатым бизнесменом, а затем устроить личную жизнь в преклонном возрасте .
  • Для других приоритетом – власть и ее триумф .
  • Третьей категории – достаточно уважения и любви в семье .
  • Четвертая – рада куску хлеба и тарелки супа .

Субъекты научились свои желания удовлетворять в соответствии с необходимыми потребностями.

Маслоу пирамида — это семиуровневая лестница, в которой представлен упрощенный вариант идеи к удовлетворению потребности человеком и его последовательные шаги.

Вы хотите узнать, на какой ступени находитесь? Найдите себя на ступени пирамиды, если Вы не достигли своей цели, поднимайтесь выше, принимая рекомендации ученого.

Пирамида потребностей по Маслоу можно встретить в учебниках, почитать на сайтах. В пирамиде отражаются нужды человека. Она приносит пользу и учит правильно принимать желания, потребности. Главное, зависит от каждого человека, от цели в жизни и способности мыслить .

Согласно А.Маслоу, все человеческие потребности человека можно расположить в виде иерархии. Обычно данную теорию представляют в виде пирамиды. Суть данной пирамиды состоит в том, что при регулярном удовлетворении тех или иных потребностей в полном объеме у человека всегда появляются потребности новые, более высокого уровня.

Маслоу определяет пять уровней иерархии, которые он называет базовыми потребностями. К ним он относит:

1. физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);

2. потребности безопасности (безопасность семьи, здоровье, трудоустройство, стабильность);

3. потребности в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение);

4. потребности в уважении, признании (самооценка, отношение окружающих);

5. потребности в самоактуализации или потребности личного совершенствования (самовыражение, персональное развитие).

На рисунке 1. представлена иерархия потребностей по А. Маслоу в том виде, в котором она чаще всего представлена в различных источниках.

Рисунок 1 - Иерархия потребностей по Маслоу

Существует также боле подробная классификация. В этой классификации Маслоу выделяет семь уровней:

1. низший – физиологические потребности (голод, жажда, кров, сон и т.п.);

2. потребность в безопасности (чувство уверенности, избавление от страха и неудач);

3. потребность в принадлежности и любви;

4. потребность в уважении (достижение успеха, одобрение, признание);

5. познавательские потребности (знание, умение, исследование);

6. эстетические потребности (гармония, порядок, красота);

7. высший – потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

На рисунке 2 представлена иерархия потребностей по второй классификации.

Рисунок 2 – Расширенная иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу

По мере удовлетворения низлежайших потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью.

Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Согласно данной теории, потребности первого уровня – физиологические – являются врожденными и присущи всем людям.

А потребности боле высоких уровней могут появиться только в том случае, если достигнут определенный уровень потребностей предыдущего уровня.

Так, потребность в безопасности, защите и порядке возникает, если физиологические потребности человека удовлетворены не менее, чем на 85%.

Социальные потребности возникают при удовлетворении потребности в безопасности на 70%.

Социальные потребности также должны быть удовлетворены на 70% для того, чтобы у человека возникла потребность в самоуважении, которое подразумевает достижение определенного социального статуса, свободы действий.

При удовлетворении потребности в самоуважении на 60%, личность начинает испытывать потребности в самоактуализации, самовыражении, реализации своего творческого потенциала. Эту последнюю потребность удовлетворить сложнее всего, и даже при достижении 40% уровня самоактуализации, человек чувствует себя счастливым, но достигают этого уровня только 1-4% населения Земли. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Теория иерархических потребностей А.Маслоу показала, что стимулирование подчиненных исключительно экономическими стимулами. Способствующими удовлетворению потребностей только низших уровней, не продуктивно. Значительно лучших результатов можно добиться, ставя цели организации, способствующие удовлетворению высших потребностей подчиненных.

В таблице 1 представлены возможные методы удовлетворения потребностей высших уровней по А. Маслоу.

Знание иерархии потребностей требует от руководителя в первую очередь, определить, какой уровень иерархии является для работника наиболее актуальным.

Иерархия потребностей позволяет понять, что уровни актуальных потребностей работников могут различаться.

Данная концепция помогает организации определить последовательность стимулирования работников, учитывать не только физиологические потребности, но и потребности более высоких уровней.

Однако нельзя рассчитывать, что стимулирование, которое один раз оказалось эффективным, будет эффективно всегда.

Таблица 1 – Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Уровень потребностей Методы стимулирования
Социальные потребности 1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться. 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды. 3. Проводите с подчиненными периодические совещания. 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба. 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок.
Потребности в уважении 1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу. 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами. 3. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. 4. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. 5. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. 6. Обеспечивайте обучение и переподготовку персонала, которые повышают уровень компетентности.
Потребности в самовыражении 1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности.

Согласно Маслоу, когда потребности более низкого уровня удовлетворены, потребности более высокого порядка становятся важнее. Однако это скорее характерно для категории людей с низким уровнем дохода, так как их основные потребности в пище и жилье слабо удовлетворены.

У среднего класса, профессионалов и менеджеров порядок и значимость потребностей будут напоминать ромб. Для среднего класса актуальны потребности второго, третьего и четвертого уровней и не актуальны – первого и пятого.

Класс людей с высоким уровнем дохода (топ-менеджеры) давно удовлетворил низшие потребности, а актуальность средних потребностей для них невелика, так как они работают индивидуально, а не в команде, над ними нет начальников и т.д., зато очень сильна потребность в самовыражении. В этом случае пирамида будет перевернутой.

Поскольку в различных странах относительная важность потребностей определяется по-разному, руководители организаций, действующих на международном уровне, должны знать различия и принимать их в расчет.

Был проведен сопоставительный анализ пяти различных групп руководителей. Эти группы были сформированы по географическому принципу:

1. руководители английских и американских фирм;

2. японские руководители;

3. руководители фирм Германии, Дании, Швеции, Норвегии;

4. руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии;

5. руководители фирм Аргентины, Чили, Индии.

Один из результатов этого исследования состоял в том, что руководители таких стран, как Аргентина, Чили, Индия, придавали большее значение всем потребностям иерархии Маслоу и степени их удовлетворения, чем руководители каких-либо других стран. Руководители фирм Испании, Франции, Бельгии, Италии больше всего стремятся удовлетворить социальные потребности. Это говорит о важности использования при работе с ним таких вознаграждений. Как повышение статуса, социальное уважение, признание заслуг.

Более позднее исследование на эту же тему, составленное на основании результатов опросов и посвященное определению потребности людей из более 40 стран, позволило сделать вывод, что теории мотивации, разработанные американскими учеными, базируются на неявном допущении о том, что американская система культурных ценностей и идеалов существует и за границей. Однако это не соответствует действительности.

Теория человеческих потребностей Маслоу дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации, последующие экспериментальные исследования подтвердили ее далеко не полностью. Можно сделать вывод, что людей можно отнести к той или иной достаточно широкой категории, характеризующейся какой-либо потребностью высшего или низшего уровня. Но четкой пятиступенчатой иерархической структуры потребностей по Маслоу не существует. Не получила полного подтверждения и концепция наиважнейших потребностей. Удовлетворение какой-либо одной потребности не приводит к автоматическому задействованию потребностей следующего уровня в качестве фактора мотивации деятельности человека. Многие авторы, считают, что данная теория не учитывает индивидуальные отличия людей.

Мотивация человека

Мотивация — это процесс побуждения себя и других лиц к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Эффективность мотивации связана с конкретной ситуацией.

Мотивация применялась издревле. Метод кнута и пряника (один из первых методов мотивации) применялся еще на заре цивилизации. Однако в период Ф. Тейлора управленцами было осознано, что зарплата на грани голода — глупо и опасно. По мере улучшения благосостояния населения не всегда пряник заставляет трудиться человека лучше.

Большую роль в данной области сыграли труды З. Фрейда по , вводившие понятие бессознательного. Ученым был выдвинут тезис о том, что люди не всегда поступают рационально. Эксперименты Э. Мэйо выявили снижение текучести кадров за счет роста престижности профессии, социальных, групповых отношений.

Интерес с точки зрения выделения мотивирующих факторов представляет теория человеческих потребностей, предложенная в
40-е гг. CC в. А. Маслоу (рис. 9.1).

Рис. 9.1. Иерархия потребностей по А. Маслоу Потребность человека

Потребность — это физиологический и психологический недостаток чего-либо. Потребности служат мотивом к действию. Маслоу говорил, что следующая в иерархии потребность удовлетворяется после того, как полностью удовлетворена потребность предыдущего уровня. Хотя в жизни это не обязательно, и человек может искать, к примеру, удовлетворения потребности в статусе до того, как полностью удовлетворена его потребность в жилье.

Ф. Герцберг предложил две группы факторов в 50-х гг. CC в.

  • гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
  • факторы мотивации (внутренние, присущие работе).

К первой группе относятся нормальные условия труда, достаточная заработная плата, уважение начальства. Эти факторы автоматически не определяют мотивацию. Вторая группа факторов предполагает, что каждый человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.

Закон результата (П. Лоуренс и Дж. Лорш) утверждает, что люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с результатом, удовлетворением потребностей (на примере прошлого).

Д. МакКлелланд выделал три потребности: власть, успех, причастность. Успех — не просто результат, а процесс доведения до успеха. Причастность — это чувство принадлежности к чему-либо, возможность социального общения, чувство социального взаимодействия. Он считал, что в настоящее время, когда уже удовлетворены все первичные потребности, решающую роль начинают играть перечисленные потребности высшего порядка.

Процессуальные теории мотивации

Теория ожидания В. Врума . Ожидание — это вероятность наступления события по оценке данной личности. Вознаграждение — все, что человек считает ценным для себя. Внутреннее вознаграждение дает сама работа, внешнее — дает начальник.

Врум выделил три взаимосвязи. Затраты труда — результат. Результат — вознаграждение. Валентность, т. е. ценность, удовлетворенность вознаграждением, так как предпочтения у различных людей различны.

М = З — Р * Р — В * Валентность

Иерархия потребностей по Маслоу

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

  • Физиологические потребности;
  • Потребность в безопасности и защищенности;
  • Социальные потребности;
  • Потребность в уважении
  • Потребность в самореализации;

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

В сегодняшней публикации я решил объединить известную Пирамиду Маслоу и личные финансы . Я спроецирую иерархию человеческих потребностей по Маслоу на финансовую сферу, расскажу, какие финансовые моменты и характеристики соответствуют каждой ее ступени, как правильно строить свою финансовую пирамиду потребностей и почему. Думаю, что это должно быть интересно, а главное, полезно.

Итак, если кто-то еще не знает, что такое пирамида Маслоу вообще, то я кратко напомню. Это ступенчатое представление человеческих потребностей по иерархии: от низших к высшим, которое разработал и доказал американский психолог Абрахам Маслоу. Схематически пирамиду Маслоу изображают следующим образом:

Согласно теории Маслоу, иерархия потребностей человека выглядит следующим образом:

  1. Первый уровень (нижний) – физиологические потребности.
  2. Второй уровень – потребности в безопасности.
  3. Третий уровень – потребности в общении, причастности к обществу, социальным группам.
  4. Четвертый уровень – потребности в уважении и общественном признании.
  5. Пятый уровень (высший) – потребности в самореализации.

Маслоу доказал, что в подавляющем большинстве случаев человек удовлетворяет свои потребности именно в таком порядке, придерживаясь этой иерархии. То есть, например, пока у него не удовлетворены физические потребности, он не думает о безопасности, пока он не находится в безопасности, он не думает о причастности к обществу, и т.д. Хотя, в отдельных случаях, как и в любом правиле, здесь могут быть исключения, но в общем и целом так.

Как спроецировать все это на личные финансы? Очень просто! Любая из ступеней пирамиды Маслоу в той или иной степени зависит от , и часто эта зависимость вообще практически стопроцентная. Давайте рассмотрим подробнее.

Чтобы удовлетворить свои физиологические потребности, человеку нужны деньги. За деньги он покупает еду, воду, одежду, жилье (собственное или арендованное). Обращаю внимание, что это низшая потребность, не удовлетворив которую, невозможно думать об удовлетворении следующих в иерархии потребностей. Поэтому, первоначально, первым в , человек должен направлять свои финансовые ресурсы именно сюда – на достаточное и адекватное удовлетворение физиологических потребностей. Иначе он просто не сможет полноценно удовлетворить более высокие потребности.

Далее в пирамиде Маслоу следуют потребности в безопасности. Как сюда относятся личные финансы? Тоже все просто: чтобы чувствовать себя в безопасности, человек в современном мире должен иметь какой-то финансовый запас. Потому что если его не будет, то при любом форс-мажоре он не сможет найти необходимые деньги и окажется в финансовой яме, а значит, даже удовлетворение низших физиологических потребностей будет под угрозой. Поэтому, следуя иерархии потребностей Маслоу, во вторую очередь, человек должен заботиться о создании финансовых и , чтобы чувствовать себя в относительной безопасности.

Следующий уровень пирамиды Маслоу – причастность к обществу, дружба, любовь, семья. Нужны ли здесь личные финансы? Да, тоже нужны! Круг общения человека очень тесно зависит от его финансового состояния. И чем он выше, качественнее, тем больше открывается путь к удовлетворению последующих, высших ступеней пирамиды. Можно ли строить отношения, семью, не имея денег? Даже если и да, в отдельных случаях, то это, скорее всего, будут недолговечные отношения. Потому что деньги в семье играют все же очень немаловажную роль. Как-то писал статью – там описывал эту взаимосвязь. Таким образом, когда финансовое состояние человека позволяет ему удовлетворить свои физиологические потребности и потребности в безопасности, он начинает “вкладывать” финансы в построение взаимоотношений с обществом, отношения, создание семьи.

Когда и эти потребности удовлетворены, у человека возникает потребность в уважении и признании со стороны общества. Другими словами – в своей деятельности любого рода – работа, бизнес, хобби и т.д. Нужны ли тут личные финансы? Безусловно! Любая сфера деятельности требует какого-то финансового участия, без денег никуда. Но человек должен думать об этом лишь тогда, когда удовлетворены его низшие по пирамиде Маслоу потребности.

И, наконец, высший уровень пирамиды – потребность в самореализации. Это приобретение новых , эстетические потребности, создание благоприятного для себя окружения, новые и новые успехи, достижения, укрепление моральных качеств. Все это можно объединить в два слова: личностный рост. Имеет ли связь личностный рост и личные финансы? Да, тоже имеет. Все это в разной степени требует финансовых затрат. И человек начинает расходовать средства в этом направлении тогда, когда уже полностью удовлетворены все предыдущие ступени пирамиды Маслоу.

Для чего я вообще привел это сравнение: пирамида Маслоу и личные финансы? Для того, чтобы теперь вы посмотрели по сторонам, а возможно и на себя, и увидели, что многие люди живут, скажем так, неправильно в финансовом плане (этот пример – лишь один из немногих, которые на это указывают).

В чем заключается эта “неправильность”? В том, что они ошибочно расставляют приоритеты в списке своих потребностей и часто “прыгают через ступени” пирамиды Маслоу. То есть, стремятся удовлетворить наивысшие потребности (причем, в весьма сомнительном виде), в тот момент, когда у них даже не удовлетворены наинизшие.

Чтобы было понятно, приведу несколько примеров.

Пример 1 . Человек зарабатывает очень мало, ему не хватает денег для полноценного питания и покупки качественной одежды, у него нет своего жилья (низшие физиологические потребности), и при этом он покупает айфон последней модели, вероятнее всего – еще и в кредит (стремится удовлетворить потребность в уважении и общественном признании – есть айфон, значит, он крут).

Пример 2 . Молодые люди не имеют стабильного и хорошего заработка, не имеют жилья и даже возможности его арендовать (физиологические потребности), не имеют никаких финансовых активов (потребности в безопасности), и при этом создают семью (социальные потребности).

Пример 3 . Человек, не имеющий “гроша за душой”, семьи, друзей, работы, доходов, общественного признания (4 низших ступени пирамиды Маслоу), мечтает стать, допустим, эстрадной звездой, великим художником или поэтом (высшая ступень – самореализация).

Думаю, с примерами будет понятнее. Конечно же, я повторюсь, что исключения бывают в любом правиле. И возможно у кого то, кто подобным образом нарушал или нарушает иерархию потребностей пирамиды Маслоу, все сложится хорошо. Но это единичные исключения, на которые не стоит сильно рассчитывать.

Поэтому в заключение я призываю всех адекватно оценивать свои потребности и возможности, следовать доказанной учеными иерархии и развиваться так, как заложено природой. Именно это и отображает пирамида Маслоу. Поэтому учитесь правильно видеть и понимать свои потребности, и направляйте личные финансы в удовлетворение этих потребностей продуманно и в порядке приоритета, а не спонтанно и хаотично. Тогда у вас будет полный порядок и в саморазвитии, и в финансах.

В свою очередь, сайт всегда поможет развитию вашей финансовой грамотности. Оставайтесь с нами и следите за обновлениями. Увидимся в других публикациях!

Загрузка...