domvpavlino.ru

Что такое самость в психологии. Самость как недостаток и проявление эго человека. Самость это хорошо или плохо

Проприум: развитие самости

Ни один персонолог, и в особенности Олпорт, не считает, что личность - это лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Резонно поэтому предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин - проприум.

По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное» (Allport, 1968a, р. 4). Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». Короче, это не что иное, как самость.

Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства (Allport, 1955). Он рассматривал проприум в значении постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время он не считал проприум гомункулом или «маленьким человечком, обитающим внутри личности». Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование уникальности человеческой жизни.

Олпорт (Allport, 1961) выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти так называемые проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума (табл. 6–1).

Таблица 6–1. Стадии развития проприума по Олпорту

Стадия Аспект Определение
1 Телесная самость Осознавание телесных ощущений
2 Самоидентичность Неизменность и непрерывность «Я», независимо от происходящих изменений
3 Самоуважение Гордость за собственные достижения
4 Расширение самости «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения
5 Образ себя В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей
6 Рациональное управление самим собой Абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем
7 Проприативное стремление Целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей

Ощущение своего тела. Первый аспект, необходимый для развития проприума, - это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесная самость остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания. Однако большинство взрослых не осознают ее до тех пор, пока не появится боль или приступ болезни (например, мы обычно не ощущаем своего мизинца, пока не прищемим его дверью).

Ощущение самоидентичности. Второй аспект развертывания проприума - самоидентичность - наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства целостности и непрерывности «Я» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство идентичности. Но самоидентичность не устанавливается одномоментно. Например, двухлетний ребенок может не осознавать того, что ему холодно, что он устал или что ему нужно в туалет. Так же, как и Эриксон, Олпорт понимал, что самоидентичность непрерывно развивается до тех пор, пока не стабилизируется в зрелости.

Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявляться следующая форма проприума - самоуважение. Согласно Олпорту, самоуважение - это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что - то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком каких - то заданий. Часто родители считают это негативизмом, поскольку ребенок противится почти всем предложениям взрослых, воспринимая их как посягательство на свою целостность и автономность. Олпорт же утверждал, что, если родители сводят на нет стремление ребенка самостоятельно обращаться с окружающими предметами, тогда чувство самоуважения может быть вытеснено ощущениями стыда и раздражения.

Позже, в возрасте четырех - пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, что выражается в восхищенном восклицании ребенка «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой - то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства.

Расширение самости. Начиная примерно с 4–6–летнего возраста, проприум человека развивается посредством расширения границ самости. По Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение «мой». Вместе с этим наблюдаются проявления ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «кукольный домик мой собственный ». Моя мама, моя сестра, мой дом, моя собака рассматриваются как составные части «Я», и их необходимо не потерять и охранять, особенно от посягательств другого ребенка.

Образ себя. Пятая форма проприума начинает развиваться где - то в возрасте пяти - шести лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я хороший» и «я плохой». И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитого сознания, ни представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Как говорил Олпорт: «В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии» (Allport, 1961, р. 123).

Рациональное управление самим собой. Между шестью и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление, и ребенок начинает думать о самом процессе мышления. Но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

Проприативное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка - выбор карьеры или других жизненных целей (Allport, 1961). Подросток знает, что будущее нужно планировать, и в этом смысле он приобретает чувство самости, которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл - в этом суть проприативного стремления. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, новое самосознание. Как и Эриксон в его концепции эго - идентичности, Олпорт полагал, что реализация стремления к самосовершенствованию требует обобщенного чувства самости. Оно приходит лишь в зрелости, когда все аспекты «Я» уже сформировались.

Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один - познание самого себя (Allport, 1961). Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание самого себя представляет собой субъективную сторону «Я», но такую, которая осознает объективное «Я». На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Из книги Архетипическое исследование сновидений автора Найденов Евгений

Сон с Архетипом Самости В очень многих снах можно без труда обнаружить символику архетипов, описанных Юнгом: Персона, Тень, Анима-Анимус, Самость. Существует обширная литература по этому вопросу. Мы приводим пример изучения такого сновидения и дальнейшего его раскрытия с

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей

Из книги Человек и его символы автора Юнг Карл Густав

Отношение к самости В наши дни множится число людей, особенно в больших городах, страдающих от невыносимой опустошенности и скуки, словно они бесплодно желают чего-то несбыточного. Кино и телевидение, зрелищные виды спорта и политические страсти могут ненадолго отвлечь

Из книги Центр циклона [Автобиография внутреннего пространства] автора Лилли Джон

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

ГЛАВА 16. ТОЧКА САМОСТИ (The Point of Self) Каждое из положительных состояний, включая +6, можно лучше понять, войдя в следующее, более высокое состояние, не теряя также контакта с соседним, более низким. Побывав в +3, человек не может двигаться в +6, не помня о +3. Иначе можно подумать,

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

III. РЕГРЕССИРОВАВШЕЕ ЭГО, УТРАТА СЕРДЦЕВИНЫ САМОСТИ И НЕСПОСОБНОСТЬ ЛЮБИТЬ Краткое изложение первой и второй глав В первых двух главах была предпринята попытка дать, исходя из внешних проявлений, и переходя далее к внутреннему миру личности, клиническое описание

Из книги Сексуальные отношения [Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений] автора Шарфф Дэвид Э.

(в) Антилибидинальное эго дарует чувство власти, даже если эта власть направляется лишь против самости Этот момент присущ двум предшествующим ситуациям. Ребенок чувствует себя слабым, потому что не может повлиять на свое окружение с целью улучшения собственного

Из книги Исчезающие люди. Стыд и внешний облик автора Килборн Бенджамин

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Глава 10. Подростковые предшественники сексуальных отношений: движение от самости к объекту С началом пубертата запускаются изменения, придающие окончательную, нормальную форму инфантильной сексуальной жизни. Зигмунд Фрейд, «Три очерка по теории сексуальности» В

Из книги Внутренний мир травмы. Архетипические защиты личностного духа автора Калшед Дональд

Глава 7 Сатана, стыд и хрупкость самости Худшая из опасностей – потеря своего Я – может пройти у нас совершенно незамеченной, как если бы ничего не случилось. Ничто не вызывает меньше шума, никакая другая потеря – ноги, состояния, женщины и тому подобное – не замечается

Из книги автора

5.4. Хайнц Кохут и психология самости – четвертый путь наряду с подходами Зигмунда Фрейда, Кляйн и Биона, а также Винникотта Кохут, который, как и все вышеупомянутые последователи Зигмунда Фрейда, был вынужден эмигрировать, особенно интересовался бессознательными

Из книги автора

Яхве и темная сторона Самости Юнг показал, что с точки зрения развития примитивная первичная Самость является суммой чрезвычайно мощных энергий (любовь и ненависть, творчество и разрушение). Мы видим отражение этой примитивной Самости в образах древнееврейского Яхве,

Из книги автора

Шандор Ференци и надличностная мудрость заботящейся Самости Как мы видели, Фрейд был склонен подчеркивать негативную, преследующую сторону того, что мы назвали системой самосохранения (Супер-Эго), Одайер дополнил эту картину, уделив внимание как

Из книги автора

Введение к части второй. Сказки и двухступенчатое воплощение Самости Недавно один мой пациент, молодой мужчина, во время нашей терапевтической сессии громко протестовал против своей, казалось, роковой и неодолимой любви к молодой женщине, с которой он встречался. Он

Из книги автора

Глава 9. «Диковинная птица» и темная сторона Самости Эта история, как и изложенная в главе 10 история «Принц Линдворм», относится к типичным «сказкам об убийце девушек». В этих сказках злой волшебник, демонический чужестранец или чудовищный дракон соблазняет или

Из книги автора

Дочь пастуха и старуха как позитивная диада Самости Возвращаясь к нашей истории, мы видим, что принц Линдворм уже поглотил двух принцесс и навел ужас на все королевство. Другими словами, он ведет себя как высокомерное царское дитя. Наверное, он так и продолжал бы глотать

Карл-Густав Юнг

„Самость есть образ Бога;
по крайней мере,
она неотличима от него“.
Карл-Густав Юнг

Прежде чем дать определение самости, Юнг обращается к описанию ЭГО ("Я"), поскольку самость, по словам Юнга, "мыслится не вытесняющей ЭГО, а скорее на правах понятия высшего порядка включающей ЭГО в себя".

ЭГО опирается на поле сознания и является его центром. Поле сознания человека, хотя и способно расширяться неограниченно, однако имеет свой предел, когда сталкивается с неизвестным, которое распадается на две группы объектов. Одна часть неизвестного находится во внешнем (по отношению к Я) мире и может быть восприняты посредством чувств. Другая часть неизвестного, которая находится во внутреннем мире сознающего и может быть им воспринята непосредственно, являются бессознательным.

ЭГО представляет собой сознательный фактор, базирующийся на соматическом и психическом фундаментах. Соматическая основа ЭГО складывается из сознательных и бессознательных факторов – из совокупности внутренних ощущений тела, лишь некоторые из которых, в свою очередь, осознаны и потому уже обладают психической природой и ассоциированы с ЭГО, и тех раздражений которые лежат ниже порога сознания.

Психическое основание формируется совокупным полем сознания и общей суммой бессознательных содержаний, к числу которых относятся как содержания, временно остающиеся подсознательными и могущие быть воспроизведенными в произвольном порядке (память), так и содержания, либо не поддающиеся произвольному воспроизведению, либо вообще не могущие быть осознанными.

ЭГО формируется с ходом жизни человека, возникая из столкновения его соматического (физического) фактора с окружающей средой и, однажды установившись в качестве субъекта, развивается на основе дальнейших столкновений с внешним и внутренним миром.

ЭГО индивидуально и уникально. Хотя оно и способно в определенной мере поддерживать свою идентичность, но его стабильность весьма относительна, так как с ним нередко происходят значительные изменения, которые, подчеркивает Юнг, могут быть как патологичными, так и отражающими развитие и рост.

ЭГО обладает свободой воли, под которой Юнг подразумевает "свободу выбора", точнее, субъективное ощущение свободы. ЭГО способно усилием воли обеспечить адаптацию человека. Но свобода воли наталкивается как на различные препятствия вовне, так и на бессознательно протекающие процессы во внутреннем мире человека, являющиеся для ЭГО такими же объективными препятствиями, как и препятствия внешние.

Являясь центром поля сознания, ЭГО не является центром личности. Оно - часть личности, но не вся личность. По словам Юнга, "психические явления в их целостности невозможно постичь с помощью интеллекта, ибо в их состав входят не только значения, но и ценности, а последние зависят от интенсивности сопутствующего эмоционального, чувственного тона... Однако интеллект и чувство трудно запрячь в одну упряжку - они вступают в конфликт по определению".

Юнг подчеркивает, что свойства личности, обладающие решающим значением, зачастую бессознательны. Поэтому-то личность в целом отличается от ЭГО. Именно целостную личность, не могущую быть до конца познанной, Юнг называет САМОСТЬЮ . Она включает в себя как бессознательное в человеке так и его ЭГО (его "Я").

ЭГО, считает Юнг, подчинено самости и не может ничего поделать против неё. Более того, иногда ЭГО ассимилируется бессознательными компонентами личности, пребывающими в процессе развития, что приводит к искажениям осознавания и нарушению адаптации, когда открывается путь для всевозможных случайностей.

Юнг подчеркивает, что если содержимое личного бессознательного приобретается на протяжении жизни индивида, то содержаниями коллективного бессознательного неизменно оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально.

Тень представляет собой моральную проблему, предполагает признание реального присутствия темных аспектов личности. В ней присутствуют черты, демонстрирующие крайне упорное противодействие моральному контролю. Ни один человек не в состоянии осознать свою тень, не приложив серьезных усилий морального характера. Осознание личного бессознательного позволяет в той или иной степени интегрировать тень, что обеспечивает большую целостность личности.

К архетипам, которые производят самое частое и разрушающее воздействие на ЭГО, Юнг относит анимус и аниму (присутствующие в каждой женщине и в каждом мужчине архетипы противоположного пола). Создаваемое в человеческих душах напряжение противоположностей являет собой отражение целостности личности и представляет собой по Юнгу объективный фактор, с которым субъект сталкивается независимо от своего желания. Осознание и интеграция архетипов служит укреплению целостности личности.

Юнг отмечает, что тень может быть осознана только через взаимоотношения с партнером, а анима и анимус – только через отношения с партнером противоположного пола, ибо лишь внутри таких взаимоотношений начинают действовать их проекции.

Если ЭГО на какое-либо время попадает под контроль бессознательного фактора, то его адаптация нарушается, и открывается путь для всевозможных случайностей. Юнг подчеркивает поэтому крайнюю важность укорененности ЭГО в мире сознания: „для этих целей в моральном плане очень полезны такие добродетели, как внимательность, совестливость, терпение, а в интеллектуальном плане – старательное наблюдение за бессознательным и объективная самокритичность“.

Итак, самость является, согласно Юнгу, целостностью и единством как сознательного и бессознательного, так и двойственности бессознательных сил, действующих в человеке. Единство и целостность, пишет Юнг, стоят на высшей ступени шкалы объективных ценностей, поскольку их символы уже практически неотличимы от Образa Бога.

Профессиональные компетенции – это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности, а требования должности – задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Для чего нужно управлять профессиональными компетенциями? Назову только те причины, которые оправдывают (по моему мнению, конечно), вложения в создания систем профессиональных компетенций: Появляются новые профессии, которым нигде и никто не учит. Этим профессиям надо обучать новичков, эти профессии надо развивать. Если люди, которые начинают специализироваться в этой профессии, уходят из компании, то с ними уходят и 80 % знаний. Сам видел, как закрываются целые подразделения компаний из-за ухода нескольких специалистов. Не создавать систему преемственности и развития этих профессий – значит осуществлять диверсионную деятельность в компании.Успех многих компаний обусловлен ключевыми компетенциями компании, которые также следует сохранять, воспроизводить и развивать. По определению …

Введение

Управление организацией в сегодняшнем мире – это сложная работа, которая требуем незаурядного интеллекта. Наверное, самое сложное сегодня заключается в сложности определения будущего. Чтобы запланировать последствия своих действий, необходимо представлять себе, каковы будут условия ваших действий. И действия планировать следует с учетом этих условий. Это значит, что своими действиями на самом деле вы хотите будущее изменить. Но, к сожалению, помимо вас будущее хотят изменить и ваши конкуренты, и ваши поставщики. В эпоху глобализации желающих изменить будущее все больше и становятся они все сильнее и умнее. Возникает вопрос, на каком твердом основании строить свой путь в будущем. Ниже я покажу довольно парадоксальный вариант ответа – на основании отрицания себя…

Отечественные компании начали внедрять системы управления знаниями . Некоторые компании считают, что достигли в этом процессе значительных результатов. Возможно.
Однако не следует забывать, что сама дисциплина управления знаниями еще только проходит первые этапы своего становления и обладает огромным, не используемым потенциалом. При этом все чаще приходится слышать о том, что большинство проектов по управлению знаниями являются всего лишь данью моде и либо не окупаются, либо вообще приводят к ущербу. Ошибки при создании систем управления знаниями не только наносят ущерб конкретной компании, но и дискредитируют всю концепцию управления знаниями в целом .
Выходом из ситуации становиться определение жестких рамок и требований (стандартов), которые можно предъявить к системе управление знаниями. Только такой подход может гарантировать реальную результативность и эффективн…

Введение

Отечественный бизнес имеет сравнительно небольшую историю. Однако, в отличие от западного капиталистического общества, история эта имеет свое вполне определенное начало (конец 1980-х – начало 1990-х), свои этапы и закономерности развития, своих героев и антигероев, свою мифологию и легенды, свою моду и много чего еще, что определяет сегодня «Лицо» отечественного бизнеса. За прошедшее время он фактически прожил и осваивал то, что на Западе создавалось, накапливалось и культивировалось столетиями. Поэтому можно говорить о том, что наши бизнесмены за ограниченное время фактически прожили такое количество событий, которого в иных странах мира хватило бы на несколько жизней. Нынешний же этап развития отечественной деловой культуры сталкивается с вызовами, которые предполагают обращение к более «высоким» и «тонким» технологиям, нежели технологии финансового контроля, документооборота, бизнес-процессирования, управления проектами и т.д.

«В экономике кризис, а вы здесь секс обсуждаете», - скажет читатель укоризненно. Почему мы решили поговорить об этой животрепещущей теме?

Во-первых, потому что тема эта яркая и привлекающая внимание; во-вторых, потому что сексуальные отношения между руководителями и подчиненными настолько же распространены, насколько табуированы, про них не принято говорить, но влияние на отношения в организациях они оказывают весьма ощутимое, в-третьих, потому что сексуальная энергия на самом деле одухотворяет все темы, которые принято обсуждать на крупных бизнес-площадках – темы лидерства, клиентоориентированности, командной работы, инноваций и прочего, и прочего.
Сексуальность корпоративной жизни является объективной реальностью. Более того, у нее есть свои закономерности и специфика. А значит, следует понимать причины и особенности сексуального подтекста корпоративных отношений, т.е. управлять источником движения вашей фирмы вперед.

Моя статья для журнала "Наука и инновации".

Введение

В последнее время в среде специалистов по организационному развитию все чаще говорят о непрерывном совершенствовании деятельности (НСД) предприятий. Говорят об этом, потому что различные управленческие технологии, которые раньше использовались в случаях реорганизаций, слияний, изменения стратегий, сегодня становятся повседневными инструментами оперативного управления. Если еще в конце 20 века, к примеру, стратегии разрабатывались на 3-5 лет и компании следовали стратегическим планам, то сегодня все чаще приходится слышать про отказ от стратегий или про краткосрочный характер стратегического планирования. Это значит, что компании должны меняться не раз в 3-5 лет, а постоянно, не на стратегическом, а на оперативном уровне управления. При этом существует множество подходов к НСД предприятий, однако, по разным причинам все эти подходы недостаточно эффективно применяются на постсоветском пространстве.

Задача нашей статьи состоит …

Сейчас начались очень сложные времена, которые лишь отчасти можно назвать кризисными, потому что кризисом не является падение волны спроса, увеличение стоимости трудовых ресурсов, финансовая инфраструктура, ориентированная на спекуляции и как следствие финансовые пузыри и т.п.

В этих условиях вызревает новый подход к созданию организаций, . Общая суть этого подхода состоит в следующем утверждении: отныне единицей хозяйственной деятельности должна становится не отдельная фирма, страновая или региональная экономика, а отраслевая цепочка. Причем основная цель управления отраслевыми цепочками отныне будет состоять не в увеличении прибыли за счет принципа масштабирования (как при волне спроса), а в увеличении ее

В слайд-презентации, Вы сможете в интересном формате изучить тему "Самость":

Самость - это концентрация своего сознания на своей личности , то есть концентрация на личном «я» (эгоизм).

Низшее Я человека устремлено к тому, чтобы всем обладать, всё удержать для себя и использовать в собственной выгоде .

Самостный человек выделяет себя из общества, из природы Космоса, забывая, что он лишь частица единого целого.

Самость, это когда внимание человека направлено внутрь себя, на удовлетворение своих личных потребностей: «Я», «Мне», «Мое».

Самость - самая глубокая причина всех страданий и главный враг духовного развития человека.

Преодоление страданий человеческих возможно лишь, освободившись от самости,от собственного эгоизма, от личных желаний.

Отказавшись от всех эгоистичных мотивов - человек обретет свободу от внутренних противоречий.

До тех пор, пока мы будем устремлены к тому, чтобы всем обладать, всё удержать для себя и использовать в собственной выгоде , мы будем испытывать все большое и большое неудовлетворение от жизни.

От самости происходят все неприятности в жизни человека.

Самость - это то качество человека, которое делает его несчастным.

Самость. Для чего она нам дана? Откуда она появилась?

В процессе эволюции человечества самость когда-то играла важную роль. Она была необходима для того, чтобы, в человеке, который только что вышел из животного состояния и имеющий, соответственно сознание животного, проявилось теперь сознание индивидуальное . Самость, была эволюционно необходима. Выделяясь из стадного состояния, человек должен был почувствовать себя отдельной личностью, он должен был отделить себя от общественного животного сознания. Он должен был полностью осознать самого себя и ответить на вопрос “Кто же я?”: - “Я есть я”!

”Я есть я” - основной принцип мышления человека на начальном этапе своего человеческого развития. Кроме того, такое мышление было необходимо для выживания. Выживал лишь тот, кто больше заботился о себе.

На современном этапе развития человечества, пережиток в виде астрального тела и его жильца - самости, уже не нужен. От него необходимо избавиться. Если раньше, он являлся необходимым условием для эволюции, то на данном этапе, он становится огромным тормозом.

Человеческая ступень сознания - ”Я есть я” , должна смениться следующей ступенью - “Я есть ты и Ты есть я” . Это следующий этап развития человечества - научится делиться с теми, кто тебя окружает. «Не я, но мы». Не всё себе, но и другим. Необходимо понять, что все мы человеческие существа являемся частью высшего единства, а именно человечества.

Божественная ступень сознания - “Я есть Вы и Вы есть я”, следует за сознанием человечества.

Природа самости

Живая Этика даёт много понятий самости, вот некоторые из них:

- Самость самый сильный и опасный враг человека на пути духовного развития.

- Самость, есть корень всех бедствий.

- Самость - это первопричина, тормозящая устремление человека к самосовершенствованию.

- Самость, страх и сомнение - три проклятия человеческой жизни.

- «Самость есть земное царство. Она не существует в Огненном Мире - остаток ее в Тонком Мире и тяжким цепям подобен». (Иерархия,342).

Под самостью понимается комплекс недостатков человека . Они связаны с концентрацией сознания на своей личности .

Основные проявления самости - самовлюбленность, самолюбие, самодовольство, самовозвеличение, самоуверенность, самомнение, превосходство над другими, высокомерие.

Кроме того, к самости относятся такие ее проявления, как саможаление, самоуничижение, осуждение, зависть, недружелюбие, гордыня, тщеславие, чванство, обидчивость (обида).

Рассмотрим подробнее некоторые из них:

Гордыня - когда человек себя считает лучше всех.

Тщеславие - п устое высокомерие, кичливость, желание быть предметом славы, почитания, стремление к почету, к похвалам, к признанию мнимых своих заслуг, достоинств, в том числе совершение добра ради похвалы и почестей; хвастовство своими заслугами, богатством…

Чванство - спесь, важничанье, тщеславие, пустая, неосновательная горделивость.

Обидчивость (обида) - это чувство, что меня не оценили по достоинству, или же не оправдали моих ожиданий. «Обиженность есть все та же самость, преграждающая нам путь к Свету». (Е.И.Рерих)

Самоуничижение - уничижение самого себя, представление себя неудачником или ничтожеством.

«Самоуничижение - уничижение самого себя, умаление своей личности, своих достоинств. Надо повысить себя в своем собственном представлении и затем уже поддерживать выявления свои на утвержденном уровне. Иными словами, идеал свой выражения себя в жизни надо повысить и в соответствии с ним и держаться. Самоуничижение, умаление достоинства своего, представление себя неудачником или ничтожеством дает соответствующие результаты и не возвысит, но унизит дух…. Лучше считать себя сильным и стремиться к утверждению силы духа в жизни, чем думать о себе как о ничтожестве и быть ничтожеством…

Осуждение, зависть, недружелюбие - «Почему ему, а не мне?». Человек, который научился не осуждать, признак расширенного сознания, которое вышло из круга самости. Человек наносит большой вред себе и другим, когда пускается в тяжкие осуждения.

«…Отсутствие осуждения - признак расширенного сознания, вышедшего из круга самости. Осуждает самость, недружелюбствует самость, завидует самость. Почему ему, а не мне, - нашептывает самости тьма. Служителей самости Считаем людьми, обворовавшими самих себя, самих себя лишившими Света… Путами духа можно назвать осужденье, или гирями на ногах, или колючками в ауре, или ножом, наносящим незримую рану.

Вред осужденья велик и себе и другим. Осуждение привязывает сознание осуждающего к осуждаемому невидимой цепью, которая не отпустит его, пока не будет погашен вред, им наносимый. В Мире Тонком особенно тяжки эти цепи осудителей добровольных, влекущие их, подобно магниту, к жертвам своим. Осудитель страдает больше осужденного, ибо действует явно во тьме против жертвы, часто невинной. И тогда цепи осуждения особенно тяжки. Знать человека без маски, знать обнаженную сущность его и не осуждать будет ступенью Архата». (Г.А.Й.1962 г. 543)

Путь в направлении развития к своему Высшему истинному Я - это путь утончения, путь развития и постоянной напряжённой работы над собой, путь отказа от личных интересов в угоду общественным.

Путь удовлетворения личных интересов и потребностей своего низшего ложного Я - это путь, который приводит к страданиям, к потере смысла жизни и своей индивидуальности.

Просмотрите видео-ролик 13 признаков гордыни.

Если Вы обнаружили хотя бы один признак этого заболевания в себе - СРОЧНО ПРИНИМАЙТЕ МЕРЫ!!!

Виды самости

Различают несколько видов самости:

Личная - это некая отъединенность (противоположность Единству) «Есть я и другие», «Меня обижают», «Мной пренебрегают» "Весь мир должен вращаться вокруг меня, моих интересов".

Семейная - «Есть моя семья и другие люди» - такой человек, например, легко похитит стариковские деньги из пенсионного фонда, мотивируя тем, что ему надо как-то «выучить детей». Национальная - «Есть мы (русские, украинцы, немцы…) и другие". Проявление ее: национализм, антисемитизм, нацизм, фашизм.

Государственную, Родовую, Расовую - по этой же аналогии можно назвать самость, Планетарную - жизнь имеется лишь на Земле.

«…самость подобна закопченному стеклу. …Среди самости имеются несколько видов. Кроме личной самости бывает самость родовая и дажерасовая . Можно представить, сколько извращений истины происходит от такого наслоения отравленных чувств! Но мало того, существует еще и самость планетарная . Недавно вы слышали, что некие ученые утверждали, что жизнь имеется лишь на Земле. Они не только полагали об исключительном положении Земли, но они не подумали о существовании Тонкого Мира… Только самая грубая самость может вносить в мир такие невежественные суждения…» (Надземное, 273)

Опасности самости

Самость самый сильный и опасный враг человека на пути духовного развития.

Самость не дает человеку принять Божественное устройство мира.

Самость закрывает человеку путь к Богу, путь к самому себе.

Человеческая самость нарушает энергетику нашей планеты и наносит невосполнимый вред природе Земли.

Самость может скрываться под разными масками и благовидными поступками.

Самость может принимать великое множество обличий, поэтому Учение Агни Йоги учит нас очень внимательно и честно присматриваться к каждому своему поступку, к каждому своему желанию. Впадение в самость губительно для духа и может отбросить человека далеко назад.

Это самый опасный недостаток человека, тем более что чаще всего он совершенно не заметен его обладателю.

Самость очень хитра. По мере эволюции человека, самость меняется, становится более утонченной и изощренной и менее заметной.

Если человек обнаружил ее в себе, и начинает с ней бороться, она меняет свой лик и заставляет считать, что идут проявления, от неё не зависящие, убеждает сознание, что её нет. Отсюда эгоизм , очень тонкий и не заметный даже его обладателю , Е.П. Блаватская называет егодуховным эгоизмом .

Вот как определяют духовный эгоизм Учителя человечества: «…существуют люди, у которых никогда не замечаются какие-либо внешние признаки эгоизма, но в то же время они чрезвычайно эгоистичны в своих внутренних духовных устремлениях. Эти пойдут по тропе, раз ими избранной, с глазами, закрытыми на всё, кроме самих себя, и они ничего не видят вне своей узкой тропы, заполненной их собственной личностью. Они настолько интенсивно поглощены созерцанием своей собственной предполагаемой «правоты», что уже ничто никогда не может казаться им правым вне фокуса их собственного зрения, искаженного их самодовольным мышлением и суждением о том, что правильно и неправильно». (Из письма Махатмы К.Х. «Письма Махатм», 128)

Как избавится от самости

Самость - это ограничение сознания. Поэтому, чтобы избавится от самости, необходима постоянная работа над расширением сознания.

Бороться с самостью нельзя . Сама борьба приводит к ее усилению. Само желание этой борьбы, предполагает заинтересованность в результатах этой борьбы, а это уже самость.

Нельзя подавлять желания, чувства, страсти . Подавляя их, тем самым мы только усиливаем и растим их.

Для успешного искоренения самости в себе, в первую очередь необходимо посмотреть правде в глаза. Обнаружить ее. Согласиться с тем, что она действительно есть в тебе, после чего проанализировать ситуацию и силой мысли и воли начинать видоизменять все проявления самости в противоположные ее качества. Изменять низшие отрицательные качества - в высшие положительные !

Ненависть - в любовь, страх - в бесстрашие, самость - в самоотвержение.

«Нельзя подавлять желания, чувства, страсти, ибо они будут только усиливаться и расти, но трансмутировать их путем осветления можно, утончая и возвышая каждое из них до степени светоносной противоположности. Изгнанный бес прельщения снова вернулся и привел с собою еще семь, сильнейших его. Этот символ подавления отрицательных свойств очень поучителен. Изживание недостатков должно идти не путем подавления, но именно преображения низшего в высшее по линии родственных противоположностей» .(Грани.1970 г. 660)

Тот, кто решит совершенствоваться и избавится от самости, должен научиться:

- распознавать в себе самость;

Осознавать ее присутствие и ее проявления в себе;

Трезво оценивать себя;

Видеть свои недостатки, не закрывая на них глаза;

Перестать сравнивать себя с другими;

Смещать центр внимания с себя, на то, что нас окружает;

Стать причиной счастья для других;

Заменять самость качествами прямо противоположными ей, заменяя личные интересы интересами других.

Самоотверженность, признательность, внимательность, постоянная устремленность, служение общему благу, соизмеримость своих желаний и побуждений с желаниями и побуждениями других, любовь и уважение к ближним - это, не полный список тех качества, на которые необходимо устремится.

Стремимся к бескорыстной любви, учимся любить людей, любить природу, понимая, что мы, часть ее.

Большую помощь в этом, окажет изучение жизненных описаний высокодуховных личностей, ориентируясь на их жизненный подвиг, учится у них отречению.

«…Духовность и эгоизм личности - явления, исключающие одно другое и не совместимые друг с другом. Духовность и личность можно противопоставить друг другу как высшее и низшее начало в человеке». (Г.А.Й.,1965 г. 516)

Не убив самость в себе, мы будем постоянно находиться под угрозой духовного падения.

Когда человек встает на путь совершенствования, из него начинают вдруг выпирать самые ярые отрицательные качества и свойства. Это очень хорошо для трансмутации. Победителей не судят, победителю прощается все. Недостатки для принятия в ученики не препятствие. Хуже «…если нет ничего, то и перерождать нечего. Из ненависти можно создать любовь, то есть ненависть трансмутировать в высшее чувство, но из ничего ничто не творится. Потому Сказано, что, так как не был ты ни холоден, ни горяч, Извергну тебя из Моих уст, то есть ничтожества тепленькие, ни холодные, ни горячие, выбрасываются из потока эволюции, как космический сор…» (Г.А.Й. 1962 г. 051)

Развитие человеческого сознания происходит по Закону спирали. Разделив жизнь на отрезки по семь лет в каждом, можно заметить, как эта спираль человеческого существования состоит из явно выраженных витков, по семь лет в каждом.

«…Чем круче спираль семилетнего подъема, тем быстрее восхождение. Плоская спираль означает застой и перестает быть восходящей.

От каждой точки спирали можно протянуть прямую линию вверх, к точке аналогичной на следующем витке. Это означает, что явление повторится по аналогии с предшествующим, но на плоскости высшей , то есть что возможна трансмутация данного явления по направлению заложенного в нем устремления. Но надо, чтобы устремление было, то есть, чтобы было то, что следует трансмутировать…» (Г.А.Й. 1962 г. 051)

«…Требуетсятрансмутировать низшее в Высшее. Отбросить его невозможно, ибо оно составляет как бы часть человека, но преобразить, переплавить, трансмутировать его по линии родственных противоположностей - во власти человеческой воли. Так, ненависть можно переродить в любовь, сильную ненависть - в сильную любовь. Но ничтожные и мелкие чувства трансмутировать не во что, ибо их противоположный полюс столь же ничтожен, как и они сами. Природа выбрасывает ничтожество как Космические отбросы из общего потока жизни. Большие недостатки говорят о большом потенциале их противоположного полюса, который проявляется при трансмутации…» (Г.А.Й. 1969 г. 377)

«…Труднее всеготрансмутировать мысль. Старые, привычные колеи мешают, понуждая ее идти по привычным направлениям. Мешают думы о себе и своем. Краткий Завет «Отвергнись от себя» так труден. Но, его не приняв, за Учителем следовать невозможно». (Г.А.Й. 1970 г. 579)

Одним словом, «…только постоянная, устремленная, непоколебимая и настойчивая мысль может постепенно трансмутировать и преображать существо человека ». (Г.А.Й. 1967г. 367)

«Нельзя вырвать из сознания свойства, вложенные в человека природой, но очистить их и овладеть ими можно.

Нельзя уничтожить чувство голода или жажды, но победить их возможно и не дать власти им над собою . И жизнь дает широкие возможности упражняться в этих преодолениях.

Надо очистить сознание от звериного наследия и облагородить многие свойства природы человеческой, надо трансмутировать их, но не уничтожать .

Аскетизм Учением не одобряется, а также подавление и истязание плоти, но преображение всех этих свойств человеческой природы необходимо, чтобы двигаться дальше и чтобы они не только не мешали, но, наоборот, вдохновляли и возвышали человека». (Г.А.Й. 1963 г. 006)

« Сознание человеческое тяготеет ко злу. Легче объедаться, опиваться, раздражаться, думать о себе и потворствовать слабостям своим, и недостаткам, и желаниям тела, чем делать противоположное тому, чего хочет самость.

Легче в тепле, чем на холоде; легче на сытый желудок, чем на пустой; легче на боку, чем в труде; легче в благополучии, чем в нужде; легче с деньгами, чем без них; легче властвовать, чем подчиняться; легче служить себе, чем людям, - так помышляет обычность и яро служит себе. Требование «отвергнись от себя» остается не приложенным в жизни, и тьма, но не Свет господствует в мире …» (Г.А.Й. 1966 г. 299)

«Учение дается для вас. Потому все указания следует относить к себе, и применять на себе, и прилагать лично. Как часто, читая листы книг Учения, самость стремится отнести многие Указания, и особенно Указания, касающиеся отрицательных качеств, не к себе, но к соседу. И даже возникает неприятное желание поучать и корить кого-то его недостатками, опираясь на эти Указания. Это ошибка. Поучать имеет право только тот, кто сам в себе преодолел и победил то самое свойство или недостаток, которое видит он в другом человеке. Иначе поучения такого рода вызовут ярый протест осуждаемого. Личных прямых наставлений и поучений вообще следует избегать. Люди очень не любят, когда им указывают на их недостатки. Руководство возможно только при полной гармонии и согласованности сознаний». (Г.А.Й. 1967 г. 362)

Мы не только составляем для себя определения ситуации; отвечая на вопрос “Кто я такой?”, мы также даем самоопределения. Ответы на этот вопрос и составляют то, что социологи называют собственным Я или самостью, т.е. набор понятий, с помощью которых мы определяем, какие мы есть. Формирование собственного Я представляет собой центральную часть процесса социализации. Самость – не биологическая данность, она развивается в процессе взаимодействия человека с другими людьми. Социолог Дж. Мильтон Йингер пишет:

“Самость формируется на базе действий других людей, которые становятся частью индивида в результате отождествления им себя с этими другими и его самооценки с точки зрения этих других. Оглядываясь назад, вы можете спросить себя: “Кто я такой?” Но на деле ответ известен еще до того, как вопрос был задан. Ответ этот составился из всех определений наших ролей, принципов и целей, которые начинают формироваться у нас под влиянием окружающих с момента нашего рождения. “Ты – мальчик; ты – мой сын; ты – француз”; “Ты – хороший мальчик и составляешь истинную часть этой группы” (с соответствующими вознаграждениями, подтверждающими слова); или “Ты – дурной мальчик” (эти слова значимые персоны доводят до нашего сведения с помощью соответствующих, по их мнению, санкций)”.

Самость это наши идеи по поводу собственных качеств, способностей и поведения. В повседневной жизни мы ощущаем присутствие самости в таких фразах, как: “горжусь собой”, “разговариваю сам с собой”, “потерял контроль над собой”, “стыдно за себя”, “испытываю себя”, “ненавижу себя” и “люблю себя”. Эти понятия представляют собой сердцевину человеческой сущности, осознание того, что каждый из нас есть уникальное творение, отличающееся от других и в то же время похожее на них. Образ каждого человека как уникального, автономного, самодостаточного существа дает ощущение психической целостности. У индивидов, страдающих какой-либо формой сильного душевного заболевания, особенно шизофрении, отсутствует четкое представление о самих себе и о границах собственной личности, т.е. о том, где начинается и где заканчивается их личность. Поэтому многие из них теряются в потоке обрушивающихся на них стимулов.

Самость участвует в развитии эгоцентрического сдвига, при котором человеку свойственно ставить самого себя в центр всех событий. По причине такого эгоцентрического сдвига мы создаем гипертрофированные представления о самих себе как о жертвах или целях действия или события, которое в действительности направлено совсем не на нас.

Например, когда профессор, перед тем как возвратить студентам проверенные экзаменационные работы, выбирает в качестве примера несколько особенно хороших или плохих работ, мы обычно склонны переоценивать вероятность (того, что одна из таких работ принадлежит нам. Подобным образом мы склонны переоценивать вероятность того, что именно нас, а не других членов нашей группы, выберут для участия в демонстрации опытов. А когда мы участвуем в лотерее, мы ощущаем, что наш билет имеет больше шансов на выигрыш, чем на самом деле.

Эгоцентрический сдвиг свойствен каждому человеку, просеивающему жизненный опыт через фильтр собственной личности. Такой смещенный взгляд на реальность формирует наше восприятие событий, а позже воздействует на наши воспоминания об этих событиях. Человеку типично думать о собственном Я в терминах статичности как о “цельной системе” или “вещи”. Но согласно концепциям сторонников теории символического интеракционизма, собственное Я обладает также динамическими характеристиками. Представители этой теории указывают, что мы можем быть объектами собственных поступков. Мысленно мы отходим в сторону и с этого наблюдательного пункта начинаем следить за собственными действиями. С этой точки зрения самость представляет собой процесс, с помощью которого мы разрабатываем свои действия в соответствии с поступками других людей. Социологи Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид и Э. Гоффман постарались облегчить понимание этих проблем, предложив свои теории.

Загрузка...