domvpavlino.ru

Что такое свобода и ответственность обществознание

Задания в формате ЕГЭ на тему «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях
невозможна
Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием
человека и проявляется во взаимодействиях между людьми,
несмотря на социальные правила и нормы

1
2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в
обществе?
А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется,
руководствуясь всегда собственными желаниями
Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов
их достижения, сознавая ответственность за принятые решения
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
2

3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?
А. По мере развития свободы человека усиливается его
ответственность
Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно
реализовать себя в обществе
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
3
4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за
совершённые поступки
Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного
исключительно на получение удовольствия
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны
4

5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека выражается исключительно в собственных
решениях относительно дальнейших действий
Б. свобода человека возможна только в результате преодоления
правил, навязанных обществом
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности Фатализм (лат. fatalis - роковой) - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.
Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями Волюнтаризм (лат. voluntas - воля) - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего.

Ядро свободы - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:
- историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
- индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Тест по теме «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе людей?

А. Степень свободы людей определяется только внешними обстоятельствами: благосклонным отношением окружающих, полученным богатством и т.д.

Б. Степень свободы людей определяется только их внутренними качествами: знаниями, умениями, способностями и т.д.

1.) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Способность и возможность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями называется:

1) необходимостью 2) достоинством 3) свободой 4) ответственностью

3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков:

«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _______________ (А), связанная с сознательным осуществлением взаимных требований. Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его неповторимости, непохожести на других людей, то есть _________________(Б). В свободной деятельности человек добивается поставленных __________ (В) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу, обладает ли человек свободой _________ (Г), или все его поступки обусловлены внешней_________ (Д), под которой понимали предопределение, Божий Промысел, _______________(Е), рок».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов: 1) воля 2) необходимость 3) смысл 4) индивидуальность 5) индивид 6) цель 7) судьба 8) ответственность 9) социализация

Ответ:

4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Вопрос о том, что такое свобода, и может ли человек быть свободным, является одним из вечных вопросов философии. (Б) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (В) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (Г) Свобода каждого человека, вероятно, имеет свои границы. (Д) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа»

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его.

Ответ:

5. Дайте определение понятия «ответственность»

6. Почему абсолютной свободы быть не может? Приведите два аргумента

Тест №2 по теме «Свобода и ответственность»

1. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Абсолютная свобода человека в социальных взаимодействиях невозможна

Б. Абсолютная свобода определяется внутренним состоянием человека и проявляется во взаимодействиях между людьми, несмотря на социальные правила и нормы

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека в обществе?

А. Свобода – это возможность поступать так, как хочется, руководствуясь всегда собственными желаниями

Б. Свобода- это возможность осуществлять выбор целей и способов их достижения, сознавая ответственность за принятые решения

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

3. Верны ли следующие суждения о свободе и ответственности?

А. По мере развития свободы человека усиливается его ответственность

Б. Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в обществе

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки

Б. Свобода человека лежит в основе поведения, направленного исключительно на получение удовольствия

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

5. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий

Б. свобода человека возможна только в результате преодоления правил, навязанных обществом

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны

Напишите эссе по одной из предложенных тем:

1. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» Ф. Бэкон

2. «Свобода есть право на неравенство» Н.Бердяев

3. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» Вольтер


Загрузка...