domvpavlino.ru

День ашура, пост в который стирает грехи. Достоверные хадисы о дне ашура В какой день Ашура

В число наиболее значимых для мусульман дней в году входит День Ашура (10 число месяца Мухаррам, в 2019 году приходится на 9 сентября - прим. сайт) . На его особенность указывает тот факт, что немало важных событий в истории ислама приходятся именно на эту дату в календаре.

Заметим, что День Ашура является одним из тех дней, которые особо почитаются не только мусульманами, но и приверженцами других религий, в частности, иудеями. Дело в том, что именно этот день ознаменовался спасением Посланника Всевышнего Мусы (Моисея, а.с.) и его народа от армии египетского фараона.

Кроме того, с особым почтением к данному дню относились и мекканские многобожники. Курайшиты в День Ашура соблюдали пост и меняли ткань, покрывавшую Каабу, которая в те времена была крупнейшим языческим центром и местом паломничества для арабских язычников со всей Аравии.

Супруга Милости миров Мухаммада (с.г.в.) - Аиша бинт Абу Бакр (р.а.) рассказывала о том, что курайшиты соблюдали пост в Ашура в эпоху джахилии, т.е. доисламского периода» (Бухари).

После начала пророческой миссии Посланник Всевышнего (с.г.в.) велел в Ашура еще до того момента, как Создатель вменил в обязанность верующим поститься в Рамазан. Причём такой пост изначально был для мусульман обязательным, и в то же время у верующих было право выбора - поститься или же накормить взамен нуждающихся. Однако как только пост в Рамазан стал обязательным, ураза в День Ашура обрела добровольный (но всё же желательный) характер.

Что делать в День Ашура

Как уже было сказано, в первую очередь мусульманам желательно поститься. В жизнеописании Посланника Господа миров (с.г.в.) приводится история, как тот по прибытию в Медину узнал, что иудеи постятся. Мухаммада (с.г.в.) поинтересовался у них, почему они это делают и, узнав, что те постятся в знак благодарности Создателю за спасение сынов Израиля, как это делал Пророк Муса (а.с.), воскликнул: «Мы, мусульмане, ближе к Пророку Мусе, чем вы, и мы более достойны поститься в этот день» (Муслим).

С этого момента мусульмане стали держать уразу в День Ашура, но Заключительный Божий посланник (с.г.в.) велел делать это на протяжении двух дней. Дело в том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал верующих по возможности избегать уподобления людям Писания, и Ашура в данном отношении не стала исключением. Таким образом, правоверным рекомендуется провести в состоянии поста либо 9 и 10 числа месяца Мухаррам, либо 10 и 11. Если же раб Аллаха станет соблюдать уразу только в День Ашура, то в этом нет ничего греховного, и мусульманин может прибегнуть к этому.

Ашура у шиитов

Несколько иначе этот день проводят мусульмане-шииты (cм. фото) . Дело в том, что на 10 число месяца Мухаррам помимо спасения сынов Израиля пришлась и дата мученической гибели в сражении при Кербеле внука Посланника Аллаха (с.г.в.) - Хусейна ибн Али, особо почитаемого у и считающегося одним из праведных имамов.

После смерти четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба к власти в Арабском халифате пришёл Муавия ибн Абу Суфьян, который стал родоначальником династии Омейядов. С политикой новой династии были согласны далеко не все, так как, по утверждению шиитских источников, их действия расходились с предписаниями ислама. Оппозиция того времени консолидировалась вокруг внука Пророка Мухаммада (с.г.в.) - Хусейна, который пользовался в то время большим авторитетом. Данные разногласия привели к гражданской войне, в которой схлестнулись правительственные войска халифа Язида - сына Муавии с оппозицией, которую возглавил Хусейн ибн Али. В 680 году по григорианскому летоисчислению состоялась битва при Кербеле, в которой войско имама Хусейна было разбито, а сам он убит.

В память о драматичных событиях тех лет шииты проводят в первую декаду Мухаррама траурные мероприятия, кульминация которых приходится именно на День Ашура. В шиитских мечетях читаются тематические проповеди, посвящённые Ашуре, люди облачаются в чёрные одежды и бьют себя кулаком по груди, а иногда и истязают себя ножами либо ударами цепей до крови, символизируя тем самым готовность умереть за идеалы ислама. (Отметим, что всё же большинство шиитских богословов называют практику самоистязания запретной).

Достоинства Дня Ашура

1. Ураза в этот день способствует прощению грехов

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Тому, кто соблюдает пост в Ашура, прощаются грехи, совершённые за прошлый год» (Муслим).

2. Поститься в этот день = выполнять сунну Пророка (с.г.в.)

Из хадисов известно, что Божий Посланник (с.г.в.) в День Ашура держал уразу с особым усердием, подобным посту в Рамазан.

Месяц Мухаррам является первым месяцем года по мусульманскому календарю. Это один из четырёх запретных для войн, кровной мести и тому подобному месяцев. О высокочтимости месяца Мухаррам говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему. Как мы проведём этот первый месяц года, так и пройдёт весь год. Имам Газали в книге «Ихйа» пишет, что если провести месяц Мухаррам в ибадате, то можно надеяться, что его баракат достанется и остальным месяцам года.

Достоверный хадис, переданный Муслимом, гласит: «После месяца Рамазан самым лучшим для соблюдения поста является Мухаррам». В другом хадисе, переданном Табарани, говорится: «Тому, кто постился один день месяца Мухаррам, воздастся как за 30 постов». Согласно ещё одному хадису, высоко награждаемы посты в четверг, пятницу и в воскресенье месяца Мухаррам.

Имам Навави (да будет доволен им Аллах!) в книге «Заваиду рравза» пишет: «Изо всех высокочтимых месяцев, Мухаррам является лучшим для поста».

Месяц Мухаррам содержит и священный день Ашура.

Мухаррам – месяц покаяния и поклонения Аллаху, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния!

День Ашура.

10-й день месяца Мухаррам называют днем Ашура (от слова «ашара», что означает «десять»). Месяц Мухаррам, как было сказано выше, является одним из высокочтимых, священных для мусульман месяцев. А самым ценным днём месяца Мухаррам является Ашура.

В день Ашура, а также в предыдущий (9 Мухаррам) или в следующий (11 Мухаррам) дни желательно (суннат) соблюдать пост. Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяний (садака) в день Ашура Всевышний даст вознаграждение величиной с гору Ухуд.

В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.

На этот день приходится сотворение Всевышним Небес, Земли, Арша, Курса, ангелов, первого человека – Адама, и благословение ему. (Утверждение, что в этот день созданы Небеса и Земля, может показаться логически бессмысленным, если исходить из того, что небесные тела первичны, а периоды их движения вторичны. На самом деле всё обстоит наоборот – периоды первичны, а небесные тела вторичны).

Светопреставление (конец света) также наступит в день Ашура.

На день Ашура приходятся также переселение Адама, благословение ему в Раю и принятие от него покаяния после грехопадения. На день Ашура приходится множество счастливых случаев, связанных с пророками. В этот день корабль Нуха (Ноя), благословение ему, причалил к горе Джуди после Потопа; родился пророк Ибрахим, благословение ему; вознеслись на небо пророки Иса и Идрис, благословение им; спаслись пророки Ибрахим, благословение ему, от огня язычников, Муса, благословение ему, и его последователи - от преследования, и утонул фараон; Юнус, благословение ему, вышел из чрева рыбы; произошло исцеление от болезней Аюба, благословение ему; встретился с сыном Якуб, благословение ему; Сулейман, благословение ему, стал царём; Юсуф, благословение ему, вышел из тюрьмы.

Молитва, читаемая в день Ашура:

Сначала 70 раз читают следующую молитву:

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ الْنَّصِـيرٌ

"ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасиру " (70 раз).

Затем 7 раз читают эту молитву:

بِسْـمِ اللهِ الرَّحْـمَنِ الرَّحِـيمِ

حَسْبُنَا الله وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِيرٌ

سُبْحَانَ اللهِ مِلْءَ الْـمِيزَانِ وَمُنْتَهىَ الْعِلْمِ وَمَبْلَغَ الرِّضَى وَزِنَةَ الْعَرْشِ لاَ مَلْجَاءَ وَلاَ مَنْجَأَ مِنَ اللهِ إِلاَ إِلَيْهِ سُبْحَانَ الله عَدَدَ الشَّفْعِ وَالْوَتْرِ وَعَدَدَ كَلِمَـاتِ اللهِ التَّامـَّاتِ كُـلِّهَا، أَسْئَلُكَ (نَسْئَلُكَ) السَّلاَمَةَ بِرَحْمَتِكَ يـآ اَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ باِللهِ العَليِّ الْعَظِيمِ وَهُوَ حَسْبِى (حَسْبُنَا) وَنِعْمَ الْوَكِيلُ نِعْمَ الْمَوْلىَ وَنِعْمَ النَّصِـيرُ وَصَلَّى الله عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ خَيْرِ خَلْقِهِ وَعَلىَ آلِهِ وَصَحْبِهِ أَجْمَعِينَ.

Бисмиллягьи ррахмани ррахIим.

ХIасбуналлагьу ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасыру.

СубхIаналлагьи мильаль мизани ва мунтагьаль гIильми ва маблагъа рриза ва зинаталь гIарши ля мальджаа валя манджаа миналлагьи илля иляйгьи субхIаналлагьи гIадада шшафгIи валь ватри ва гIадада калимати ллягьи ттаммати куллигьа асъалюка (насъалюка) ссалямата бирахIматика я архIама ррахIимина. Валя хIавля валя къуввата илля биллягьиль гIалиййиль гIазыми ва гьува хIасби (хIасбуна) ва нигIмаль вакилю нигIмаль мавля ва нигIма ннасыру ва салля ллагьу гIаля саййидина МухIаммадин хайри халкъигьи ва гIаля алигьи ва сахIбигьи аджмагIина.

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете - лишь к уверовавшим!

Нам достаточен Аллах, Он - наилучший, на Кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) настолько, пока не заполнятся Весы, и по количеству Его знаний, пока не достигнет Его довольства, и сколько весит Арш. Нам не к кому прибегать, не к кому обращаться, кроме как к Нему же. Субханаллах (Пречист Аллах от всего того, что Ему не подобает!) по количеству чётных и нечётных цифр, и по количеству совершенных слов Аллаха. Я (мы) прошу (просим) у Тебя спасения по Милости Твоей, О Милостивейший из милостивых! Нет мощи, чтобы отказаться от плохого и нет силы, чтобы творить добро (ибадат), кроме как от Всевышнего и Великого Аллаха. Он мне (нам) достаточен, Он – наилучший, на кого полагаются, лучший Господь, и лучший, Кто дарует победу (помощь).

Благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду - лучшему из творений, его семье (общине) и всем его сподвижникам!

Есть особенные даты, дни и ночи в исламском календаре. Одним из таких является десятый день первого месяца в году Мухаррама – день Ашура.

О значимости этого дня сказано в преданиях. В этот день Аллах Всевышний спас Мусу и его народ от Фараона, простил Адама, ковчег Нуха достиг берега, вознесся на небо пророк Иса и простил народ пророка Юнуса. Согласно некоторым преданиям, Кыямат также произойдет в День Ашура.

Название дня Ашура происходит от арабского «ашара», что значит десять.

Особенное поклонение, которое предписано верующим в этот день помимо обычного, заключается в посте. Согласно достоверному хадису, пост в этот день стирает грехи за прошлый год.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам» .

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

«Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это – благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Возникает вопрос: а что если мы уже держали пост в день Арафа, за пост в который также полагается стирание грехов за предыдущий и следующий год. Какую награду мы получаем в таком случае? Во-первых, любое поклонение мусульманин совершает не из-за какой-то выгоды и награды, которую он приобретает, а исключительно из-за своей любви и благодарности Аллаху, и самая большая награда которую он получает в этом случае – это довольство Аллаха. К тому же ученые отмечают, что за пост в оба дня грехи стираются больше, прощаются ошибки, и защищают от совершения греха в будущем.

«Пост в день ‘Арафата искупает грехи двух лет, прошлого и следующего года, а пост в день ‘Ашура искупает грехи прошлого года».

Возникает второй вопрос: почему пост в день Арафат стирает грехи за два года, а пост в День Ашура стирает грехи только за год? Ученые считают, что День Арафа связан с Пророком Мухаммадом (мир ему), а день Ашура с Пророком Мусой (мир ему), поэтому значимость Арафа больше.

Пост в день Ашура является добровольным, оставление его не является грехом.

Аиша рассказывала:

«Во времена джахилийи Курайшиты постились в день ‘Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что мусульманам предпочтительнее поститься в День Ашура и еще один день предыдущий либо который после него, дабы отличаться от иудеев.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если я доживу до следующего года, то непременно повелю, чтобы соблюдали пост до (девятый день) или после(одиннадцатый) дня Ашура (то есть, совместно с днём Ашура соблюдать один из дней до или после)» .

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Соблюдайте пост в день Ашура; однако отличайтесь от иудеев, соблюдая пост также в день до этого дня или же в день после него».

В день Ашура также следует уделить особое внимание покаянию. Просить Аллаха о прощении грехов, отказываться от них.

В этот день также следует уделить внимание проявлению щедрости, раздаче милостыни, дарению подарков, особенно своей семье и родственникам.

В хадисе сказано:

«Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы».

В этом году день Ашура приходится на 9 сентября. Соответственно сухур (предрассветная трапеза) приходится на 8 сентября

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам.

Дорогие братья и сёстры, в связи с приближением знаменательного для мусульман дня - «Ашура» (20 сентября 2018г ), хотелось бы сделать небольшое напоминание о его достоинствах, истории, и некоторых ошибках, которые совершаются в этот день.

Мухаррам

День «Ашура» – это десятый день месяца мухаррам. В своё время праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сделал именно мухаррам первым месяцем исламского календаря. Мусульмане не празднуют новый год, и с религиозной точки зрения наступление следующего года ничего не значит. Но, так или иначе, наступление нового года, люди рассматривают как вступление в какую-то новую фазу их жизни, строят планы, питают надежды, готовятся к новым свершениям, принимают бюджеты. Возможно, именно поэтому Умар решил, что мухаррам должен быть первым месяцем, так как он следует за месяцем зу-ль-хиджа, в котором мусульмане совершают паломничество (хадж) к дому Аллаха в Мекке. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ حَجَّ هَذَا الْبَيْتَ فَلَمْ يَرْفُثْ وَلَمْ يَفْسُقْ رَجَعَ كَمَا وَلَدَتْهُ أُمُّهُ

«Кто совершил хадж к этому Дому, не сквернословя и не творя нечестия, тот вернётся таким, каким его родила мать». (Аль-Бухари:1819)

Совершив хадж, человек возвращается свободным от груза своих грехов, как новорожденный младенец. В таком очищенном состоянии человек начинает следующий год, и это даёт ему возможность с оптимизмом и воодушевлением смотреть в будущее, а также это побуждает его сохранять духовную чистоту на протяжении всего года и не возвращаться к былым ошибкам и грехам.

Надо сказать, что месяц мухаррам благословенен не только тем, что в нем присутствует такой день как «Ашура», но так же и весь месяц мухаррам благословенен постом, совершаемым на протяжении всех его дней. П отому что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

((أَفْضَلُ الصِّيَامِ بَعْدَ رَمَضَانَ شَهْرُ اللَّهِ الْمُحَرَّمُ))

«Лучший пост после рамадана – это пост в месяце Аллаха, мухарраме» (Муслим:1163)

Все дни мухаррама обладают достоинством, и мусульманину разрешается держать пост на протяжении всего этого месяца, или же поститься в нём больше чем в другие месяца. Но день Ашура, помимо того, что имеет особое положение и высокую награду от Аллаха, так же имеет и ряд полезных моментов, связанных с убеждениями и историей Ислама.

Пост Ашура у других народов

Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был послан с пророческой миссией, то застал человечество в язычестве и идолопоклонстве. Но не всё знание, и не всё наследие пророков было утеряно окончательно. Арабы передавали из уст в уста, от отца к сыну законы пророка Исмаиля ибн Ибрахима (Измаила сына Авраама). Иудеи и христиане имели книги, которые достались им в наследие от их отцов, священников и раввинов, в этих книгах была записана их история, традиции, обряды, законы, и считалось, что эти книги были ниспосланы Аллахом Мусе (Моисею), Исе (Исусу) и другим пророкам. С течением времени многое в этих традициях и писаниях было изменено и забыто, были внесены искажения, и стало невозможно определить, где наставление от Аллаха, а где наущение от шайтана.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) не опирался на чьи-то мнения и книги, потому что был, руководим самим Аллахом и получал откровения с небес. Он указал людям на их ошибки и заблуждения, а также указал на всё благое и полезное. Многие виды поклонения, которые совершали многобожники, были запрещены, так как не соответствовали закону Аллаха, а те виды поклонения, которые дошли до времён Ислама в неизменном виде были утверждены пророком (мир ему и благословение Аллаха), а если что-то было испорчено и искажено, то утверждалось после исправления и возвращения к первоначальному виду. К таким сохранившимся видам поклонения относится: хадж (большое ежегодное паломничество), умра (малое паломничество), тальбия во время хаджа (в неё были внесены элементы многобожия, но пророк исправил эти вкрапления и узаконил форму, которая соответствует единобожию), полное омовение после близости с женой, надрезание на спинах жертвенных животных (верблюдов), а также пост в день Ашура.

О посте в день Ашура жителям Аравии было известно с древних времён. В этот день курайшиты (1) постились и меняли материю, которой покрывались стены Каабы, это была торжественная и почётная традиция арабов. Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

كَانُوا يَصُومُونَ عَاشُورَاءَ قَبْلَ أَنْ يُفْرَضَ رَمَضَانُ وَكَانَ يَوْمًا تُسْتَرُ فِيهِ الْكَعْبَةُ

«Они постились в день Ашура, до того как Рамадан стал обязательным. Это был день, когда покрывали Каабу» (Аль-Бухари: 1592)

Также передаётся от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

أَنَّ قُرَيْشًا كَانَتْ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ فِي الْجَاهِلِيَّةِ ثُمَّ أَمَرَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِصِيَامِهِ حَتَّى فُرِضَ رَمَضَانُ

«Воистину курайшиты постились в день Ашура во «времена невежества» (2), затем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел соблюдать пост в этот день, до тех пор, пока рамадан не стал обязательным, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто хочет пусть поститься, а кто хочет пусть оставит». (Аль-Бухари: 1893)

Иудеи также считали этот день большим праздником. Передаётся от Абу Мусы аль-Ашари:

كان أهل خيبر يصومون يوم عاشوراء يتخذونه عيدا ويلبسون نساءهم فيه حليهم وشارتهم

فقال رسول الله صلى الله عليه و سلم: فصوموه أنتم

«Жители Хайбара (иудеи) постились в день Ашура, считали его праздником и одевали на своих женщин украшения и красивые одежды, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь и вы в этот день». (Муслим: 1131)

В других хадисах сообщается, что пост в день Ашура соблюдался также и христианами. Этот пост является наглядным примером, одного из тех божественных законов и пророческих обрядов, которые прошли через века и сохранились в памяти людей.

Поэтапность

Как известно, пост в месяц рамадан не сразу был вменён мусульманам в обязанность, этому предшествовало два этапа. Сообщается, что Муаз ибн Джабаль сказал: «Намаз (молитва) прошёл три этапа, и пост прошёл три этапа……, вначале он постился три дня в каждом месяце и в день Ашура, потом Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь. Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка» , и тогда кто хотел поститься постился, а кто не хотел поститься кормил за каждый день одного бедняка, и ему засчитывалось. Это продолжалось на протяжении года, затем Всевышний Аллах ниспослал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». Тогда пост стал обязательным для тех, кто застал месяц, путники должны были восполнять, а старые мужчины и женщины, которые не могут поститься, должны были кормить бедняков» . (Абу Дауд: 507)

Вкратце можно сказать, что поэтапность была следующей:

1) Вначале был добровольный пост, в день Ашура и три дня в каждом месяце. (Этот этап начался ещё в Мекке и закончился с наступлением второго этапа в Медине)

2) Затем этот же пост стал уже обязательным, но постящийся мог делать выбор между постом и кормлением бедняков. Таким образом, мусульманин должен был поститься тридцать семь дней на протяжении года или накормить такое же количество бедняков. (Этот период начался после переселения из Мекки в Медину, и продлился один год)

3) После этого Аллах ниспослал веление, что мусульмане должны держать пост в месяц рамадан от начала до конца, в обязательном порядке. В месяце Рамадан уже не было выбора между постом и кормлением, но при этом оставались облегчения относительно путников, больных и немощных.

После этого пост в день Ашура, и по три дня в каждом месяце, остался как добровольное поклонение.

Достоинства поста в день Ашура

1) В первые годы Ислама пост в день Ашура был обязательным постом, и даже после перенесения обязательного поста на рамадан, у него осталось почётное положение в Исламе. Ар-Рубайа бинт Муаза (да будет доволен ею Аллах) сказала:

أَرْسَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ غَدَاةَ عَاشُورَاءَ إِلَى قُرَى الْأَنْصَارِ مَنْ أَصْبَحَ مُفْطِرًا فَلْيُتِمَّ بَقِيَّةَ يَوْمِهِ وَمَنْ أَصْبَحَ صَائِمًا فَليَصُمْ قَالَتْ فَكُنَّا نَصُومُهُ بَعْدُ وَنُصَوِّمُ صِبْيَانَنَا وَنَجْعَلُ لَهُمْ اللُّعْبَةَ مِنْ الْعِهْنِ فَإِذَا بَكَى أَحَدُهُمْ عَلَى الطَّعَامِ أَعْطَيْنَاهُ ذَاكَ حَتَّى يَكُونَ عِنْدَ الْإِفْطَارِ

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправил человека, в полдень Ашура, к селениям ансаров, со словами: «Кто не постился с утра, тот пусть постится остаток дня, а кто постился с утра, тот пусть продолжает поститься» . После этого мы постились, и велели поститься нашим детям (3). Мы делали им игрушки из крашеной шерсти и если кто-то начинал плакать, желая покушать, мы давали ему эту игрушку, до разговения». (Аль-Бухари: 1960)

Сообщается также, что Саляма ибн аль-Аква, сказал:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بَعَثَ رَجُلًا يُنَادِي فِي النَّاسِ يَوْمَ عَاشُورَاءَ إِنَّ مَنْ أَكَلَ فَلْيُتِمَّ أَوْ فَلْيَصُمْ وَمَنْ لَمْ يَأْكُلْ فَلَا يَأْكُلْ

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день Ашура отправил человека, что бы он сказал людям: «Кто поел, тот пусть поститься, а кто не ел, тот пусть и не ест». (Аль-Бухари: 1924)

2) В этот день, десятого мухаррама, много веков тому назад произошло великое событие, чудо Аллаха. Муса со своим народом уходил от погони настигающих их египетских войск во главе с фараоном. Всевышний развез перед сынами Исраиля морские воды, так что образовался коридор, а вода подобно горам стояла по бокам, земля при этом была абсолютно сухой. Несмотря на всю чудесность происходящего, фараон и его солдаты были так ослеплены своим неверием и надменностью, что осмелились броситься вдогонку и войти в образовавшийся тоннель. Когда сыны Исраиля вышли на берег, то воды сомкнулись, и все враги Аллаха утонули на глазах у Мусы и его сподвижников. В благодарность за чудесное спасение Муса постился в этот день, и он стал праздником для его последователей. Это, несомненно, было великим знамением Господа миров и большой милостью, за которую сыны Исраиля должны были бы благодарить Аллаха, но сердца переменчивы, и стало так, что этот же народ превратился в злейшего врага Истины и посланников. Но Аллах заменяет народы другими народами, если те начинают гневить Его и ослушаться Его велений, и приводит на их место тех, кто будет покорен Ему и богобоязнен. Аллах послал к нам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), сделал нас его последователями и указал нам на этот великий день, чтобы мы вспоминали о милости Аллаха и ценили эту дату, вместо иудеев, которые отступили от пути их Господа.

Сообщается, что ибн Аббас сказал:

قَدِمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ فَرَأَى الْيَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ فَقَالَ مَا هَذَا قَالُوا هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِي إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ فَصَامَهُ مُوسَى قَالَ فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ

«Пророк прибыл в Медину, и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: «Что это?» , они ответили: «Это праведный день, в этот день Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса постился этот день». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я более достоин Мусы чем вы» , затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари: 2004)

В другом риваяте говориться:

فَقَالُوا هَذَا يَوْمٌ عَظِيمٌ وَهُوَ يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ فِيهِ مُوسَى وَأَغْرَقَ آلَ فِرْعَوْنَ فَصَامَ مُوسَى شُكْرًا لِلَّهِ

فَقَالَ أَنَا أَوْلَى بِمُوسَى مِنْهُمْ فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ

… они ответили: «Это великий день, в этот день Аллах спас Мусу и утопил семейство фараона, и Муса постился этот день, в благодарность Аллаху». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я ближе Мусе, чем вы» , затем он постился и велел соблюдать этот пост». (Аль-Бухари: 3397)

3) Посланник Аллаха особо выделял этот день года (10 мухаррама) для поста, и больше нет в году какого-то дня, который он выделил бы, точно указав на его дату. Сообщается, что ибн Аббаса спросили о посте в день Ашура, на что он ответил:

مَا عَلِمْتُ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- صَامَ يَوْمًا يَطْلُبُ فَضْلَهُ عَلَى الأَيَّامِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ وَلاَ شَهْرًا إِلاَّ هَذَا الشَّهْرَ يَعْنِى رَمَضَانَ

«Мне не известно, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в какой-либо день, из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня, или в какой-либо месяц из-за его превосходства над другими месяцами кроме рамадана». (Муслим:2718)

4) Если этот пост провести, как положено, с надеждой на Аллаха, праведно и правильно, то Аллах прощает за него грехи всего прошедшего года. Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о посте в день Ашура, и он сказал:

يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ

«Он искупает грехи прошедшего года» (Муслим)

Сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ثَلاَثٌ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ فَهَذَا صِيَامُ الدَّهْرِ كُلِّهِ صِيَامُ يَوْمِ عَرَفَةَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِى قَبْلَهُ وَالسَّنَةَ الَّتِى بَعْدَهُ وَصِيَامُ يَوْمِ عَاشُورَاءَ أَحْتَسِبُ عَلَى اللَّهِ أَنْ يُكَفِّرَ السَّنَةَ الَّتِى قَبْلَهُ

«Кто постится три дня в каждом месяце и рамадан, тот словно постоянно в посте, за пост в день Арафата, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура, я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года». (Муслим:2803)

В какой день надо поститься?

День Ашура, как уже было сказано выше – это десятый день месяца мухаррам. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам соблюдать пост в этот день, а также день до Ашуры или день после Ашуры, девятое или одиннадцатое, чтобы не уподобляться иудеям и христианам, так как противоречие другим религиям есть один из принципов Ислама, а уподобление представителям других религий это один из больших грехов.

Передаётся от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

لَئِنْ بَقِيتُ إِلَى قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ

«Если я доживу до следующего года, то непременно буду поститься девятого». (Муслим: 2723)

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) также сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура, и велел другим поститься, люди сказали: «О, посланник Аллаха, этот день возвеличивают иудеи и христиане». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

فَإِذَا كَانَ الْعَامُ الْمُقْبِلُ - إِنْ شَاءَ اللَّهُ - صُمْنَا الْيَوْمَ التَّاسِعَ

«Когда настанет будущий год, если пожелает Аллаха, то будем поститься и девятый день», но не успел настать следующий год, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер. (Муслим: 2722)

Так же от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

صُومُوا يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَخَالِفُوا فِيهِ الْيَهُودَ صُومُوا قَبْلَهُ يَوْمًا أَوْ بَعْدَهُ يَوْمًا

«Поститесь в день Ашура, и противоречьте иудеям и христианам: поститесь день до него или день после него» (Ахмад: 2154)

Аль-Хакям ибн аль-Аарадж сказал: «Я пришёл к ибн Аббасу (да будет доволен им Аллах) в то время как он лежал около Замзама, подложив верхнюю накидку себе под голову. Я сказал ему: «Поведай мне о посте в день Ашура». Он сказал: «Если увидишь молодой месяц мухаррама, то отсчитывай дни, и в девятый день постись». Я спросил: «Так ли постился посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?», он сказал: «Да». (Муслим: 2720)

Из данных хадисов следует, что вместе с Ашурой лучше держать еще один день. Как же лучше всего соблюсти пост Ашура?

1) Самым лучшим будет соблюдение поста девятого и десятого

2) Ниже по степени идёт пост десятого и одиннадцатого.

3) Затем пост только в день Ашура (десятого мухаррама) без смежных дней.

Некоторые учёные сказали, что лучше всего держать пост все три дня, но более правильным является мнение о двух днях. Потому что это больше соответствует сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «поститесь до него за день или день после него».

Какие пользы мы извлекаем из этого поста, и о чём нам говорит эта дата?

1) Пост в день Ашура – это сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха) и поэтому соблюдение его желательно. Чем больше раб Аллаха следует примеру пророка (мир ему и благословение Аллаха), тем больше его любит Господь миров. Воистину каждое благое дело влечёт за собой нечто подобное ему, и каждое дурное дело влечёт за собой подобное.

2) Пост в этот день держали не только пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники, но и пророк Муса (мир ему) со своими сподвижниками. Здесь надо заметить, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не перенимал традицию поста у евреев, как заявляют некоторые люди. Из приведённых хадисов ясно, что он держал этот пост ещё до переселения в Медину. Пророк спросил их о посте, чтобы узнать по какой причине они держат пост, который соблюдают арабы, и какой смысл они вкладывают в эту дату. Они поведали ему, что в этот день Аллах спас Мусу и сынов Исраиля от войск фараона. Когда они сказали это, то пророк подтвердил правдивость их версии, основываясь на знании, которое он получал свыше. И сам факт веления поститься в один из смежных дней для того чтобы обособиться от иудеев, говорит нам что пророк (мир ему и благословение Аллаха) ни когда ни в чём не уподоблялся представителям иных вероисповеданий.

3) Ашура - это великий день, святость которого почиталась с древних времён. Но христиане сегодня не соблюдают этот пост и даже не знают о нём, не смотря на то, что ещё при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) они постились в этот день. Это напоминает нам о том, к чему приводит оставление праведных дел. Если люди не выполняют заветы своих пророков, то Аллах забирает у них это знание и отдаёт его другим более достойным.

4) Держание поста за день до Ашуры или же после Ашуры, напоминает мусульманам об одной из великих основ Ислама: это противоречие Иудеям и христианам, а также представителям других идеологий. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постоянно противоречил иудеям, и даже если он не нарочно поступал вопреки их желаниям, они говорили: «Он сделал это просто, чтобы противоречить нам». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ تَشَبَّهَ بِقَوْمٍ فَهُوَ مِنْهُمْ

«Кто уподобляется какому-то народу, тот из них»

5) День Ашура напоминает нам о милости Аллаха, о любви к своим пророкам и о Его заботе о их чести. И даже если их собственный народ забывает о них, не почитает их должным образом и ослушается их, то Аллах создаёт другой народ, который любит пророков, помнит их, подчиняется им и не перечит их велениям.

6) Этот день напоминает нам, что истинная близость между людьми не оценивается мерками родственных связей. Настоящее братство - это братство по Вере, это узы Ислама которые объединяют верующих людей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что он ближе Мусе, несмотря на то, что иудеи являются его прямыми потомками, или потомками его сподвижников. Но сыны Исраиля изменили ему и предали веру Мусы, а мусульмане держаться его религии любят её и исповедывают её должным образом, потому что религия всех пророков - это покорность Аллаху и единобожие.

7) День Ашура напоминает нам о всемогуществе нашего Господа. Аллах показал сынам Исраиля великое знамение, Он разделил воду и проложил им путь по дну моря. Это говорит о том, что для Аллаха нет ни чего невозможного, законы физики полностью подчинены Ему, но на Него они ни как не влияют, и Он в состоянии управлять материей этого мира, так как пожелает.

8) События, которые стали причиной появления этой даты, говорят нам, что сила рабов Аллаха заключается не столько в вооружении и подготовке, сколько в богобоязненности и следовании велениям пророков. Армия фараона в то время была одной из самых сильных армий мира, если не сказать, самой сильной, а народ Мусы не имел ни какого вооружения, и не мог дать ни какого отпора коннице египетского правителя. В глазах стороннего наблюдателя племя исраилитян казалось обречённым на уничтожение, и у них не было ни каких шансов на спасение. Но Аллах дает победу кому пожелает, и поражает, кого пожелает, вне зависимости от их могущества или слабости. Всевышний Аллах, Велик Он и Славен, спас своего пророка и верующих, и погубил надменных преступников, после чего возвысил покорных и укрепил их положение на земле, а воинство нечестивых исчезло в морских пучинах, что не составило для Аллаха, ни какого труда. Поэтому важно помнить, что мусульмане вернут своё могущество только тогда, когда вернуться к истинным истокам шариата, к Корану и сунне, и будут практиковать их в своей жизни, подчинив все свои помыслы закону Аллаха.

9) Каждая памятная дата возвращает нас к мусульманскому календарю, основанном на лунном летоисчислении. Из приведённых выше хадисав становится ясно, что пророки и прежние народы пользовались лунным календарём. Солнечный календарь тоже существовал параллельно с лунным и использовался для сельского хозяйства, однако Господь выбрал для своих рабов лунный календарь и мусульмане должны помнить, что истинным отсчётом времени является только такой вид календаря. Аллах Всевышний сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالأرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ

«Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - заповедные. Такова правая религия». (Ат-Тауба: 36)

Этот аят говорит нам, что вопрос календаря это не нейтральная проблема, и мы должны понимать, что использование лунного календаря это религиозная обязанность мусульман. В данное время, редко кто из мусульман, сможет ответит на вопрос «какое сегодня число по хиджре?», Поэтому тот, кто хотя бы держится в курсе мусульманского календаря будет –дай Аллах- вознагражден Всевышним, как человек, заботящийся о сохранности сунны Аллаха и Его посланника.

Навязанный всему миру григорианский календарь не отвечает потребностям людей во все времена, и во всех условиях, так как нуждается в постоянной корректировке и определённых навыках, а лунным календарём может пользоваться любой человек, просто наблюдая за луной. Лунный календарь не нуждается в составлении, и подходит всем людям на земле, во все времена и во всех условиях.

Заблуждения шиитов в вопросе Ашуры

Вопреки тому, что для всех мусульман день Ашуры является днём радости, днём памяти о победе Пророка Мусы и верующих над их неверными врагами, шииты сделали этот день днём горя и траура. Вэтот день они поминают гибель праведного Хусейна, внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), который был убит несправедливым наместником омейядского халифа.

Почему же они так скорбят по его гибели? Почему так не скорбят они даже по Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах), который является для них чуть ли, не богом воплоти, ведь он тоже был подло и несправедливо убит? Что особенного было в смерти Хусейна? Дело в том, что в убийстве Хусейна самое прямое участие приняли сами же шииты. В те времена они еще не успели чётко сформироваться в обособленную религиозную общину, но признаки чрезмерного почитания некоторых членов семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха) уже начали проявляться. Такое положение дел позволяло им позиционировать себя как защитников интересов семьи пророка (мир ему и благословение Аллаха), они могли использовать свои лозунги для привлечения политических сторонников, не опасаясь обвинений в отходе от пути чистого Ислама. Когда несправедливость правителей рода Умайя, стала вызывать всеобщее раздражение, шииты из Куфы воспользовались этим, и начали писать письма Хусейну, приглашая его к себе и обещая поддержку. Они заверили его, что присягнут ему, помогут ему и будут сражаться на его стороне против несправедливости и гнёта омейядов. Хусейн (да будет доволен им Аллах) поддался на их уговоры и не смотря на предостережения сподвижников (в том числе и его брата Хасана) он вышел в путь. Узнав о приближении Хусейна к Куфе, омейяды быстро взяли под свой контроль всех неблагонадёжных граждан этого города и мятеж был подавлен на корню. Остальные куфийцы решили не испытывать судьбу и оставили мысль о присяге Хусейну, в то время как он со своими соратниками уже был на подходе к Куфе. Хусейн продолжал свой путь в сторону Ирака и не смотря на приходящие вести о предательстве куфийцев, отказывался верить в измену. Один из его добрых друзей сказал ему: «Не иди к ним, сердца их с тобой, а мечи их с омейядами». Но Хусейн слишком сильно им доверял. Впоследствии лагерь Хусейна был окружен халифскими войсками, он и его сторонники были убиты в день Ашура 10-го мухаррама, в 61-ом году по хиджре.

Шииты осознали свою вину и решили искупить её проведением ежегодных трауров. Они поняли, что поступили очень подло в отношении внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) - они подставили его, а потом бросили на погибель. Чтобы хоть как-то оправдать свой поступок они должны были принести какое-то радикальное и показное покаяние и они сделали день Ашуры траурным днём, в котором они каются за своё предательство. Проводя ежегодные трауры, больше похожие на сатанинские мистерии, они режут себя ножами, мечами и топорами, бьют свои спины верёвками и цепями, поют жалобные песни и плачут крокодильими слезами. Всю ту кошмарную атмосферу, которая царит на их шабашах, невозможно описать словами, это кучи людей залитых кровью, бьющих себя по спине, голове и лицу, скулящих и беснующихся. Ислам далёк от всего этого и они далеки от Ислама. Своим поведением они порочат Ислам, так как, смотря на них, люди полагают, что смотрят на мусульман, и следственно получают искаженное представление об этой священной и пречистой религии. Информационное британское агентство Би-Би-Си сняло фильм под названием «Возвращение стрелы Ислама, для того, чтобы выстрелить вновь», этот фильм длиться три часа и содержит кадры, на которых запечатлены шиитские шабаши, проводимые ими в день Ашура. Нет сомнений, что такая пропаганда портит представление об Исламе в умах многих людей, а шииты охотно дают почву для такого рода сомнений.

Ислам чист от всего, что измышляют шииты и другие заблудшие сектанты. Ислам открыл человечеству истинную мораль и благородство, не совместимое с поступками нечестивцев.

Пусть Аллах наставит всех нас на прямой путь, облегчит нам этот путь, и не даст нам отклониться от него ни на мгновение.

Руслан Маликов

  • 1 Мекканские арабы, род, из которого происходит пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)
  • 2 Времена невежества (джахилия) – доисламская эпоха.
  • 3 Имеются ввиду дети доподросткового возраста, которые способны выдержать пост без вреда для здоровья и страданий, а не совсем маленькие.

10) Потопление Фараона и спасение пророка Мусы (мир ему) и его народа.

11) Вознесение Исы (мир ему) на небеса

12) Назначение Великого суда на день Ашура.

Эти события привёл имам ас-Суюты (да смилуется над ним Аллах) в своих книгах. Каждый пункт имеет очень большое значение для верующего человека, в связи с чем мусульмане всего мира празднуют этот день, совершая благие деяния в знак благодарности Аллаху .

Происхождение названия дня Ашура

Одни учёные пишут, что название Ашура происходит от названия числительного «десят ь» – «ашара», т.к. он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Некоторые учёные утверждают, день Ашура назвали так потому, что Аллах наделил общину Мухаммада ﷺ десятью видами почестей:

9) Пятничным днём, и этот день господин всех дней.

10) Днём Ашура, соблюдение поста в этот день стирает грехи целого года.

В каждом из перечисленных дней и месяцев Аллах создал величие и почёт общине Мухаммада ﷺ за любое благое деяние в особом размере, увеличивая воздаяние по сравнению с обычными днями или месяцами.

Лучшее действе в день Ашура

Если сам человек не в состоянии соблюдать пост в этот день, то пусть совершит любое другое благо, хоть накормит на разговении того, кто постился в этот день, и это очень ценно.

من وسَّع على عياله يوم عاشوراء وسَّع الله عليه سائر سنته

Смысл: «Тот, кто щедр(материально) к своей семье в день Ашура, тому Аллах сделает обильным (в пропитании) и другие годы » (аль-Хайсами, ат-Табарани, хадис слабый). Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) сказал: «Мы проверили этот хадис и нашли его действующим » т.е., то, что говорится в этом хадисе об обещании обильности пропитания, исполнилось.

Особенным деянием, которым Пророки и Посланники возвеличивали день Ашура, является соблюдение ими поста в этот день, как пришло нам в достоверных приданиях, это самое желательное и для нас, потому как является невидимым для глаз людей поклонением.

В предании сказано:

عَنْ عُبَيْدِ اللَّهِ بْنِ أَبِى يَزِيدَ أَنَّهُ سَمِعَ ابْنَ عَبَّاسٍ يَقُولُ: مَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم يَتَحَرَّى صِيَامَ يَوْمٍ يَلْتَمِسُ فَضْلَهُ عَلَى غَيْرِهِ إِلاَّ هَذَا الْيَوْمَ يَوْمَ عَاشُورَاءَ وَشَهْرَ رَمَضَانَ

От УбайдуЛлаха, сына Абу Язида передано, что он сказал: «Я слышал, как Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я не видел Посланника Аллаха более усердствующим в соблюдении поста, как в день Ашура и месяц Рамадан ”» (имам Муслим).

«Я слышал, как Ибн Аббас говорил, когда постился Посланник Аллаха : “Этот день (Ашура), который возвеличивают иудеи и христиане?!” Пророк ﷺ ответил: “Когда наступит следующий год, то я буду поститься девятый день тоже (вместе с Ашура) ”» (имам Муслим).

Да поможет Аллах нам в благом!

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Загрузка...