domvpavlino.ru

Дерево иуды. Особенности выращивания церциса: посадка и уход Дерево иуды

Новые статьи:

Новые записи в блоге:

Новые комментарии:

Иудино Дерево

В конце апреля начале мая в Ужгороде цветет уникальное деревоЦерцис европейский , больше известный в народе как Иудино Дерево . Его еще называют – Багряник европейский (лат. Cercis siliquastrum ). Название происходит от одной из легенд, повествующей об Иуде, который, осознав величину своего Греха, повесился именно на Церцисе. Ученые считают, что название произошло благодаря названию родины дерева – Иудеи.

Цветение иудиного дерева – фантастическое зрелище. Что удивительно, сначала появляются цветки, которые «продержаться» на дереве больше месяца, чуть попозже – молодые листики. Цвета очень много, он очень насыщенного багряно-розового цвета, а растут цветы (без запаха, кстати) не только на ветках…

…но и прямо из стволов, кора которых представлена в виде глубоких трещин…

В Закарпатье церцис интродуцированное дерево, а вот в теплых широтах, например в Крыму и на Кавказе, очень распространено. Растет, преимущественно, на каменистых горных склонах и делает это очень медленно – около метра за 5 лет. Плоды созревают в сентябре и очень похожи на плоды (стручки) акации. Из-за этого эти два дерева часто путают.

Почки дерева используют для приготовления острой приправы. Древесину (в теплых широтах) для столярных целей. Основная функция – декоративная.

Самые большие посадки (в Ужгороде) иудиного дерева на единицу площади – на кругу на площади Дружбы Народов. Они зацветают первыми. Еще один «куст» церциса располагается в зеленой зоне возле универмага «Украина» напротив церкви отца сидора. Он цветет на неделю позже. Самое старое дерево (другой подвид с более бледным цветом) растет при входе в старую зубную поликлинику на набережной. Оно зацветает на пол месяца позже тех, что на площади Дружбы Народов.

Вот по этой фотографии можно оценить насколько бледнее цвет…

03/05/2011 | 18:17

Как известно из тех же канонических Евангелий, Иуда пошел и удавился. В России принято было думать, что дерево, на котором он удавился, - осина, листья которой всегда трепещут, даже при отсутствии ветра. Но Иудиным деревом называется совсем другое: то, у которого цветы очень яркие, пышные, что называется, махровые. Есть рассказ Кэтрин-Энн Портер «Цвет Иудина дерева» - как мексиканский мятежник соблазнял учительницу, и она соблазнилась. Иудино дерево (Cercis siliquastrum), дерево семейства цезальпиниевых. Высота 7-15 м. Листья опадающие, круглые, тупые, цельнокрайные, при основании глубоко сердцевидные. Цветки обоеполые, ярко-розовые, на стволе, старых ветвях и в пазухах листьев по 3-6 в пучках. Плод — плоский многосемянный боб. Цветёт весной, до распускания листьев. Размножается семенами. Дико растет по каменистым склонам и на известковых скалах в Южной Европе и Юго-Западной Азии.

В СССР в одичалом состоянии встречается в садах в Крыму, на Кавказе и в Средней Азии. Декоративное растение. Древесину используют на столярные поделки; почки — для острых приправ к соусам.

Сверкающая корона рощи.

По непроверенным данным, на нём повесился Иуда. А если серьёзно, то когда на чёрном, безжизненном вроде стволе, появляются яркие цветы а вокруг тебя ещё и пустынная местость Иудеи. Там точно прилично впечатляет и навеваются мысли о силе и слабости всего живого.

Вообще,осина, но глупость это. Осины там не растут. Вроде, листья дрожат. Помнят, как Иуда повесился.

Деревом Иуды называют багряник, эти деревья растут в Крыму. Иудино дерево зацветает раньше, чем на ветках появляются листья (апрель-начало мая). Возможно, название это связано с легендой о том, что Иуда повесился на дереве.

осина есть в Израиле.. называется асфа, откуда взялась без понятия… а церсис выглядит так… вот на нём скорей всего он и повесился… добавлю, что таких заблуждений полно у христиан, т. к они переводили и переписывали трактаты.. а перевод не всегда понятен дословно, поэтому подстраивались под менталитет той страны… например Ева в раю ела вовсе не яблоко…!

Багрянник (церцис) посадка и уход обрезка выращивание из семян

«Красота цветка – в одном цветке» Японская поговорка

Человек всегда стремился сделать природу частью своего дома, и комнатные растения, территория произрастания в природе которых охватывает весь земной шар, могут добавить любому помещению новых красок. Они радуют нас, приносят пользу, наполняя комнаты кислородом, и очищая воздух от вредных веществ. Реагируя на наше состояние, как и наши питомцы, домашние цветы способны поднять нам настроение, и отблагодарить за заботу о них – ярким цветением, и красотой зеленой листвы.

Наш Журнал Домашних растений станет вашим проводником среди разнообразия семейств и видов растений, и поможет вам разобраться: как правильно ухаживать за цветами, удобрять их, чтобы они не болели, и как бороться с их вредителями. Какое освещение, полив и температурный режим, нужны вашему растению, и как гармонично сочетать всю обстановку дома с выбранными цветами.

На нашем сайте вы можете:

  • ознакомиться с каталогом растений и особенностями ухода за ними;
  • узнать какие растения мужские, а какие женские, и какой цветок нужно купить, чтобы в дом пришла любовь или повысился достаток, согласно ученью фэн-шуй;
  • прочитать интересные статьи о комнатных растениях и растениеводстве, которые помогут сделать жизнь ваших цветов более комфортной;
  • получить ответы на вопросы о своем растении, и узнать его название, просмотрев нашу фотогаллерею цветов.

У нас вы узнаете, как ухаживать за кактусами и суккулентами, или создать в доме или на балконе – тропический островок, какие орхидеи самые неприхотливые и какие секреты нужно знать при их выращивании, и к какому семейству относятся растения “Рождественская звезда” и “Иисусово дерево”, как создать дома сад из мини-роз, и какие правила нужно соблюдать, чтобы самому вырастить дома бонсай.

Благодаря широкому ассортименту посадочного материала, сегодня можно создать на своем окне и маленький огород, с полезными пряными и лечебными травами, и мы расскажем вам и о них! А наши Определитель болезней и вредителей, позволит вам установить, отчего болеет ваше растение, и как вылечить его!

Мы надеемся, что наш Журнал Домашних растений поможет как начинающим цветоводам, так и профессионалам освоить домашнее растениеводство, и создать у себя в квартире или загородном доме – настоящий зеленый оазис, и ваше увлечение цветами, поможет вам сделать свой дом более теплым и уютным.

29.01.2002 01:54
balu

Ту би-Шват

Света Кушнер

Законы Ту би-Швата

Хотя Ту би-Шват - обыкновенный рабочий день, принято отмечать его добавлением к обычной трапезе разнообразных плодов - фруктов и орехов. Но главные из них - плоды, символизирующие землю Израиля. Семь видов плодов, связанных с этой землей, упоминаются в Пятикнижии. Два из них - злаки: пшеница и ячмень. Остальные пять: виноградная лоза (гефен), смоковница, гранат, оливка и мед (имеется в виду не пчелиный мед, а финиковый нектар, финики тоже считаются традиционными плодами израильской земли). Эти плоды, если их едят не во время трапезы, благословляются краткой заключительной молитвой.

Пятнадцатый день месяца шват - надежда на возрождение земли, не случайно в этот день сажают саженцы, как и не случайно Тора сравнивает человека с деревом. Человек -?дерево полевое.

Пятнадцатый день месяца шват - Новый год для деревьев. Один из четырех Новых годов, которые насчитывает еврейский календарь: первый день месяца Нисан - Новый год для исчисления порядка годовых праздников, а также для исчисления начала правления еврейских царей; первый день месяца элул - Новый год для отделения десятины от скота, десятина выделялась во время существования Храма; первый день месяца тишрей - всеобщий Новый год, служащий также для исчисления возраста плодовых деревьев (для евреев это важно, так как Тора запрещает, есть плоды дерева, которое не достигло трех лет).

Пятнадцатый день месяца шват - Новый год для фруктовых деревьев. Смысл этого дня - начало сбора нового урожая фруктов. Фрукты, которые созрели до 15 швата, относятся к старому урожаю; после 15 швата - к новому. Для евреев это важно, поскольку таким образом определяется, к какому виду десятины относятся фрукты. Во времена существования Храма такое знание было необходимо, так как десятина каждый год выделялась другая: в первый год - для левитов (членов семьи Леви), во второй - для покупки мяса себе в Иерусалиме во время праздников, в третий год - для нищих. А поскольку все законы, связанные с землей, выполняются только на земле Израиля - сегодня, пятнадцатый день Швата (Ту би-Шват) стал праздником плодов Эрец Исраэль.

Обычай сажать деревья в Ту би-Шват

В Ту би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, введенная 100-150 лет назад. Однако важность посадки деревьев упомянута всюду в Торе. В книге Ваикра сказано: «Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…» - то есть, каждый еврей, поселившись в Земле, обязательно должен посадить дерево. Мидраш объясняет, что даже если ты видишь много деревьев, ты все равно обязан их сажать, ибо это один из способов приближения к Всевышнему: как Всевышний посадил сад Ган-Эден, так и человек должен сажать сад. Есть много других важных дел, например, строить дом, но человек не обязан, придя в Израиль, сам строить дома, это могут сделать другие. Сажать же деревья человек обязан, несмотря на то, что многие тоже сажают. Мидраш говорит о том, что если человек сажает дерево, и ему вдруг сообщают, что пришел Машиах, то человек обязан сначала посадить дерево, и только потом пойти поприветствовать Машиаха. Посадка деревьев - действие на будущее, а приход Машиаха - процесс достаточно длительный, и поэтому не следует с приходом Машиаха все бросать и ничего больше не делать.

Когда первые европейские поселенцы в начале сионистского движения приехали в страну Израиля, то они нашли страну разрушенной и пустой. Большая часть страны была заболоченной, другая часть - пересохшей пустыней, и страна еле могла прокормить своих немногочисленных обитателей. Евреи могли купить только самые неудобные земли в стране Израиля, но они были преисполнены желания обновить страну праотцев для еврейского народа, чтобы он мог возвратиться в не?. Они посадили эвкалипт и осушили болота: на пустынных горах они посадили леса - чтобы сделать эти горы подобными тем, какими они были в древности; они провели воду, посадили сады и засеяли поля. Земля расцвела, и урожая стало хватать на всех с избытком. Земля Израиля хранила верность еврейскому народу, она не давала урожая чужеземцам, которые временно владели ею. В Талмуде наши мудрецы говорили: «Нет признака приближающегося избавления более очевидного, чем расцвет страны Израиля, как сказано в ТаНаХе: «А, вы, горы Израилевы, ветви свои распустите, и будете приносить плоды ваши народу Моему, Израилю, ибо они приближаются. Ибо вот Я к вам обращусь, и будете вы возделаны и засеяны… И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас как прежде, и облагодетельствую более, чем раньше, и узнаете, что Я - Господь».

Почему мы отмечаем Ту би-Шват 15-го швата

В эпоху становления Танаха Новый год деревьев не отмечали, и он не упоминается в Священном Писании. Лишь в 1в. до н.э., в период деятельности двух школ мудрецов - школы Гилеля и школы Шамая, возник вопрос о дате Нового года деревьев. Согласно мнению школы Шамая, это - 1-е швата, согласно мнению школы Гилеля - 15-е. В конечном итоге возобладало мнение школы Гилеля.

Речь шла об определении даты, которая важна для исполнения заповеди отделения маасера («десятины») от плодов деревьев. Тора обязывает каждого еврея отделять маасер от плодов урожая этого года и отдавать его когенам и левитам, служившим в Храме, или беднякам. Нельзя было отделять маасер от плодов одного урожая, намереваясь тем самым исполнить эту обязанность в отношении плодов урожая другого года. Поэтому необходимо было установить точную дату Нового года деревьев.

Наши мудрецы, пришли к выводу, что примерно до середины месяца шват деревья пьют влагу, которая сохранилась в почве ещ? с прошлого года, а начиная с этого времени - воду дождей, выпавших уже в этом году.

Поэтому 15-й день месяца шват и стал Новым годом деревьев. Постепенно Ту би-Шват стал рассматриваться также как своего рода Судный день деревьев, когда решается их судьба на будущий год, подобно тому, как судьба человека решается в Рош-Гашана, Новый год.

Обычаи праздника

Ту би-Шват может выпасть на любой день недели, кроме воскресенья и пятницы. В отличие от прочих еврейских праздников, законы этого праздника немногочисленны. В Ту би-Шват разрешается работать, молитвы этого дня - обычные молитвы будней, без каких- либо добавлении. Но все же Ту би-Шват — праздник, и поэтому в этот день не произносят траурных речей, не читают «Таханун» (молитву, в которой мы раскаиваемся в своих грехах; е? читают каждый день, за исключением тех дней, когда на человеке лежит обязанность радоваться) и «Ав гарахамим» (молитву, составленную в память о евреях, погибших от рук своих ненавистников; е? читают по субботам).

Один из главных обычаев праздника - есть плоды, которые выросли на земле Страны Израиля и которыми она славится. Но принято также есть плоды, напоминающие об Эрец-Исраэль, даже если они выросли в других странах, миндаль, плоды рожкового дерева, яблоки и др.

Сколько сортов фруктов принято есть в Ту?би-Шват? Есть обычай попробовать в Ту би-Шват 15 разных сортов фруктов - в честь 15-ого дня месяца шват. Согласно другому обычаю, едят только 7 видов плодов - те, которыми славиться Страна Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики). Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов, свежих и суш?ных - инжир, изюм, сливы и др.

У многих принято, прежде всего, есть плоды семи видов. Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.

В еврейских общинах Востока было принято сначала есть блюда, приготовленные из пшеницы и ячменя, а затем - фрукты.

Эрец-Исраэль - это «страна, текущая молоком и медом», земля которой дает обильный урожай.

Особое место среди плодов Страны Израиля занимают семь видов, первинки которых евреи были обязаны приносить в Иерусалимский Храм и отдавать священникам. Вот эти семь видов, ставшие символом Страны Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.

(0)

Пшеница

Первой из семи видов растений названа пшеница - благодаря ее исключительной важности. Как в древности, так и в наши дни пшеница входит в число важнейших злаковых, употребляемых человеком в пищу, - из пшеничной муки выпекают хлеб.

(0)

Ячмень

Ячмень созревает раньше пшеницы, его жатва начинается уже в месяце нисан. Во времена Храма на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили в поле в окрестностях Иерусалима, сжинали ячмень и мололи муку. Омер (ок. 2500 куб.см.) этой муки доставляли в Храм. Ячменный хлеб не так вкусен, как пшеничный, и поэтому в древности считался пищей бедняков.

(0)

Виноград

Тора говорит, что, выйдя из ковчега после окончания Потопа, Ноах разбил первый виноградник. Страна Израиля испокон веков славилась своим виноградом. Виноград употребляют, как в сыром виде, так и для изготовления вина, которое, как говорят наши мудрецы, «веселит сердце человека». В повседневной жизни евреев вино занимает важное место, оно необходимо для совершения многих религиозных обрядов - «Кидуша» в субботы и праздники, hавдалы на исходе субботы, четырех бокалов пасхального «седера» и др.

Еще при жизни Моше-рабейну было принято решение, что евреям запрещается пить вино, изготовленное неевреями. Более того: даже вино, изготовленное евреями, до которого дотронулся нееврей, пить нельзя. Нельзя даже покупать нееврейское вино для того, чтобы перепродавать его с целью заработка. Спирт, водка, бренди и т.п., изготовленные из нееврейского вина - даже из косточек и кожуры винограда, который давил нееврей, - запрещены. Вино, изготовленное евреем, но прошедшее через руки нееврея, остается кошерным только в том случае, если пробка или кран сосуда опечатаны двумя печатями.

(0)

Инжир

Смоковница - дерево с густой развесистой кроной; весной оно расцветает, зимой листья его опадают. Инжир созревает в середине лета, его едят, как в сыром виде, так и в сушеном. В Торе смоковница выступает в качестве символа плодородия. Так, инжир был среди плодов, которые разведчики принесли Моше, - в подтверждение плодородия Страны Израиля.

Смоковница стала также символом мира и спокойствия.

Наши мудрецы уподобляют плоды смоковницы Торе, говоря: «У любого плода есть несъедобные части: у фиников - косточки, у винограда - косточки, у гранатов - кожура. Но инжир - съедобен полностью, без остатка».

(0)

Гранат

Гранат - это плод, обладающий многими замечательными свойствами; во многом он подобен еврейскому народу.

Церцис канадский

Гранат может очень долго храниться и не портиться - сок его в зернах не высыхает. И зернышки в гранате отделены друг от друга, каждое обладает своим отдельным вкусом, но только все вместе они образуют целый плод.

Изящные формы этого плода издревле вдохновляли мастеров: изображения граната украшают свитки Торы, двести медных гранатов обрамляли колонны Иерусалимского Храма, металлические гранаты украшали тунику первосвященника. Автор Песни Песней сравнивает висок своей возлюбленной с «долькой граната».

(0)

Масличное дерево

Масличное дерево с давних времен широко распространено в Эрец-Исраэль, в основном в горных районах. Масличное дерево - высокое, широкоствольное и крепкое вечнозеленое растение, могучие корни которого в состоянии прорасти даже в скале.

Плодами масличных деревьев человек пользуется с древнейших времен. Маслины употребляют в пищу, их масло используют, как в пищу, так и для производства лекарств, мыла, косметических средств.

В древности масличное дерево и его плоды считали священными, оливковым маслом совершали помазание священников в Иерусалимском Храме. Чистое оливковое масло горело в Храмовом семисвечнике.

Оливковая ветвь служит символом мира, изображение оливковых ветвей украшает герб государства Израиль, обрамляя семисвечник, ибо масличное дерево является характерной частью пейзажа страны.

(0)

Финиковая пальма

Плоды этого высокого ветвистого дерева Тора называет «медом». Ветвь финиковой пальмы (лулав) входит в число четырех видов растений, над которыми в праздник Суккот произносят благословение. Плоды финиковой пальмы растут крупными гроздьями, на большой высоте. Сладкие финики созревают в конце лета, их едят, как в сыром, так и в сушеном виде. Не случайно Тора называет финики «медом»: из них действительно изготовляют мед.

Наши мудрецы уподобляют народ Израиля финиковой пальме, всем частям которой находится применение: ее плоды съедобны; молодые побеги используют в качестве лулавов; ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в праздник Суккот; из волокон ствола вьют веревки, а древесину используют при строительстве домов. Так же и народ Израиля - ни один еврей не является «лишним», каждый исполняет свою задачу.

И еще, говорят мудрецы: косточка финика похожа на сердце, и она у финика одна; так же и сыны Израиля - у всего народа одно сердце, и обращено оно ко Всевышнему.

Миндальное дерево - символ цветения и обновления

Пожалуй, самый характерный символ праздника Ту би-Шват - миндальное дерево: высокое, красивое, с удивительно ароматными цветами. Не случайно его плоды всегда занимали почетное место на праздничном подносе с фруктами в любом еврейском доме. Возможно, именно миндаль больше других плодов отражает природу Эрец-Исраэль.

Среди всех плодовых деревьев, растущих в Стране Израиля, первым цветет миндаль.

Он начинает цвести в конце зимы, когда в горных районах, где он широко распространен, еще лежит снег. Белые и розовые благоухающие цветы густой пеленой покрывают ветви дерева еще до того, как появляется листва. Покрытое многочисленными цветами миндальное дерево похоже на невесту.

Плоды миндального дерева - весьма питательный продукт. Миндальное дерево много раз упоминается в Танахе. Среди подарков, которые Яаков отправил в Египет, был и миндаль.

В книге Коhелет (Екклезиаст) миндальное дерево символизирует цикл жизни человека.

Деревья Эрец-Исраэль

Фисташковое дерево. Из трех видов фисташкового дерева, распространенных в Стране Израиля, лишь один вид - атлантическая фисташка - обладает широким стволом и раскидистой кроной. Деревья этого вида растут в Иерусалиме и его окрестностях. Деревья, относящиеся к двум другим видам (мастиковая и палестинская фисташка), походят больше на кусты.

Дуб. Вечнозеленые могучие дубы относятся к крупнейшим из деревьев, растущих в Эрец-Исраэль. Широко известен «Дуб Авраама» в городе Хеврон - один из самых почтенных старожилов среди представителей растительного мира страны.

Кедр. Это хвойное дерево отличается большой высотой, могучим стволом и мощной кроной. Кедр - долговечное растение. Прочная и ароматная древесина кедра играла в прошлом большую роль в строительном деле, в частности, кедровые балки использовали при строительстве Иерусалимского Храма.

Сосна. Вечнозеленое хвойное дерево, древесина которого используется в строительстве. Ароматную смолу сосны используют в разных отраслях промышленности.

Тамариск. Небольшое дерево с чешуевидными листьями и белыми и розовыми цветами. Высокорослые тамариски встречаются в окрестностях Беэр-Шевы и не исключено, что дерево этого вида Авраам посадил в Беэр-Шеве.

Кипарис. Вечнозеленое хвойное дерево с шаровидными шишками, широко распространенное в Эрец-Исраэль. Высаживают его обычно длинными аллеями. Кипарис отлично приспосабливается в разных климатических зонах страны.

Платан. Высокое, достигающее высоты 15 метров дерево с широкими листьями и мелкими цветами. В Эрец-Исраэль растет по берегам водных потоков.

Рожковое дерево. Рожковое дерево весьма распространено в средиземноморских странах вообще и в Эрец-Исраэль в частности. Благодаря глубоким корням и узким листьям, которые препятствуют большой потере влаги, оно отлично переносит засушливый климат. Рожковое дерево цветет в конце лета, но плоды созревают лишь следующим летом. Плоды эти кажутся сухими, но съедобны и имеют сладковатый привкус. Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.

Акация. В Эрец-Исраэль растет, в основном, в пустынных районах. К северу от озера Кинерет сохранилась роща акаций того вида, который, очевидно, применялся при строительстве Скинии.

Сикомор (явор) , широкоствольное дерево с раскидистой кроной. В прошлом было широко распространено в Эрец-Исраэль. Сегодня отдельные «ветераны», возраст которых достигает сотен лет, встречаются в разных районах страны.

«Заповеди Страны Израиля»

«Заповеди Страны Израиля» - это те заповеди Торы, которые связаны с сельскохозяйственной продукцией Эрец-Исраэль и потому исполняются только на е? территории. Часть их - лекет, шихеха, пеа, перет, олелот, маасер - обязывают земледельца отделять часть своего урожая в дар беднякам, а другие - дарить часть урожая когенам и левитам, которые несли службу в Храме. Такова, например, заповедь бикурим («первинок»): крестьянин обязан был в праздник Шавуот принести в Иерусалимский Храм первые созревшие на его земле плоды и отдать их когену. В качестве бикурим в Храм приносили плоды только тех семи видов растений, которыми славится Эрец-Исраэль.

В наши дни, когда у нас нет Храма, есть возможность исполнять лишь часть «заповедей Страны Израиля». Важнейшая из них - шмита, заповедь «седьмого года», хотя и ее мы не можем исполнять полностью. В Ту би-Шват седьмого года не производят лесопосадок.

Седьмой год - шмита

В седьмой год семилетнего цикла Тора запрещает еврею обрабатывать землю в Стране Израиля. Но запрещено производить лишь те работы, которые имеют своей целью улучшение качества растения или увеличение количества его плодов.

Идейный смысл заповеди о седьмом годе ясен: это социальный декрет, по крайней мере, раз в семь лет закрепляющий в умах людей идею всеобщего равенства. Раз в семь лет все - и бедные, и богатые - становятся равными, получая равные права на все, что растет на земле. Заповедь эта напоминает нам также, что истинный хозяин земли - это Б-г.

В седьмой год земля получает «отпуск», возможность набрать силы для следующих шести сельскохозяйственных сезонов. Подобно тому, как Всевышний не создавал ничего в седьмой день после шести дней Творения, так и земле следует давать отдых в седьмой год после шести рабочих лет. А земледельцу седьмой год предоставляет возможность освободиться на время от тяжелой физической работы и целый год посвятить духовному совершенствованию.

Майсы

Один путник бр?л по пустыне, где не было ни воды, ни тени. Когда силы путника совсем иссякли, он увидел вдалеке дерево. Сказал себе путник: «Пойду туда, наверное, есть под деревом и источник». Дош?л до дерева, и действительно, оказался под деревом источник, и дерево было плодоносное и давало глубокую тень. Напился путник воды, насытился плодами, отдохнул, и вернулись к нему силы, а когда собрался снова в путь, решил поблагодарить дерево.

Дерево, дерево! Как благословить тебя?

Чтобы росло большим и могучим? - Но ты, и так, большое и могучее.

Чтоб давало тень путникам? -?Но ты и так да?шь тень путникам.

Чтоб были плоды твои сочными и сладкими? - Но они и так сочные и сладкие.

Чтобы был источник возле тебя? - Но и так есть источник возле твоих корней.

Как же благословить тебя?! - Чтобы были саженцы, которые произойдут от тебя, такими же прекрасными, как ты!

Происхождение слова дерево

Де́рево . Общеславянское слово, имеющее соответствия в других языках. Общеславянское слово имеет вид dervo и образовано от основы der (с той же основой, но измененной гласной мы имеем дело в глаголе драть ). В древнеиндийском находим daru— - «дерево», в греческом dory - «дерево» и т. д. Первоначальное значение существительного дерево - «то, что выдирается». Естественно, наши далекие предки смотрели на дерево с чисто практической стороны - выдери его из земли и пользуйся, как тебе нужно.

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

дерево

Старославянское - древо.

Слово «дерево» вошло в древнерусский язык в XI в., в отличие от старославянской формы, древнерусская характеризовалась полногласием. Слово имеет общую индоевропейскую основу deru-.

Родственными являются :

Литовское - derva (сосна).

Латышское - darva (смола).

Производные : деревянный, древесный, древесина, древко .

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

Де́рево . Очень древнее общеславянское слово, связанное с индоевропейской основой «дэр-». Она встречается и в литовском «дэрва» - «сосна», и в кельтском «дэрвос» - «дуб», и в греческом «дори» - «древко копья», и в санскритском «да́ру», «дру» - «дерево». С ней связано наше «драть, деру»; очевидно, «дерево» первоначально значило «то, что выдирают» (из будущей пашни, расчищая ее; см. Деревня), или «то, что обдирают».

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

де́рево мн. дере́вья (из собир. *dervьje, диал. дерева́), укр. де́рево, ст.-слав. дрѣво, род. п. дрѣвесе и дрѣва ξύλον, δένδρον (Мейе 360), сербохорв. дри̏jево, словен. drevô, drevė̑sa, чеш. dřevo, слвц. drevo, польск. drzewo, в.-луж. drjewo, н.-луж. drjowo. Родственно лит. dervà «сосна», вин. der̃va; с другим вокализмом: darva «смола», лтш.

Ландшафтный дизайн участка украсит чудное Иудино дерево

dar̂va «смола», англос. teru «смола», греч. δόρυ «дерево, брус, копье», δρῦς «дерево (растение), дуб», др.-инд. dāru, dru- «дерево (материал)», авест. dauru, -dru- «дерево», ирл. derucc «желудь», галльск. dervo - в местн. н. Dervus «дубовый лес» сюда же гот. triu, англ. tree «дерево», хетт. taru - то же. - Т., лат. larix «лиственница» с «сабинским» l; см. Бернекер 1, 185 и сл.; М. - Э. 1, 442; Вальде - Гофм. 1, 765; Траутман, BSW 53; Мейе, Et. 372. Ср. также дрова́.

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Де́рево . Общеслав. Суф. производное (ср. древеса ) от той же основы, что и драть (см.), др.-инд. dāru , греч. dory , хеттск. taru и т. д. Первоначальное значение сущ. дерево - «выдранное или ободранное» (ср. диал. деревки «росчисть, подсека», т. е. расчищенное от деревьев место).

Происхождение слова дерево в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

Опечатки и прочие неточности выделяйте курсором, жмите Ctrl+Enter и отправляйте нам!

См. также: значение слова дерево в толковых словарях.

И кистистый), два - в Средиземноморье, на Алтае в Афганистане и Иране (европейский и Гриффита), три представителя семейства родом из Северной Америки. В естественных условиях дерево достигает в высоту до 30 метров. Последние три вида достаточно холодостойкие, поэтому успешно выращиваются в некоторых регионах нашей страны.

Почему дерево так называется?

Наверное, многих интересует, почему так назвали растение. Церцис, багрянник, или Иудово дерево называется так потому, что, по одной из легенд, на этом дереве раскаявшийся Иуда свел счеты с жизнью. Правда, у разных народов существует собственная версия этой истории, при этом деревья в ней фигурируют самые разные - осина, бузина, береза, рябина. Но почему-то именно церцис был прозван именно так - Иудово дерево.

Особенности дерева

Церцис имеет сердцевидные, немного округленные листья. Они сверху зеленые, гладкие, а нижняя сторона сизоватая. Молодые, только появившиеся листики имеют красноватый оттенок, который осенью меняется на светло-желтый. Вначале на дереве появляются цветки, а уже потом - листья. Цветы сохраняются на дереве в течение двадцати дней, к этому времени уже раскрываются листья. Цветки необыкновенной красоты - нежные, могут быть окрашены в светло-сиреневый или более насыщенный оттенок. Имеют стандартную для бобовых форму.

Иудово дерево, фото которого представлены в данной статье, имеет плод - коричневатый плоский боб длиной около 10 см. На дереве они держатся до двух лет.

Церцисс канадский

Имеет довольно маленькие сиреневые цветы. Но их бывает так много, что ими просто усыпаны ветви. Они собраны в соцветия, которые насчитывают до 8 цветочков. Для этого дерева характерно, что цветы появляются даже на толстых и старых стволах, благодаря этому оно выглядит очень эффектно. Существуют махровые и белоцветковые разновидности канадского церциса.

Это дерево достаточно морозостойко, а потому успешно выращивается на юге нашей страны, вплоть до Воронежской области. Немного севернее (в районе Липецка) этот вид подмерзает, а потому цветет не слишком обильно. Ну а в Помосковье Иудово дерево, фото которого вы видите в этой статье, едва ли достигнет своего полного великолепия.

Церцисс европейский

Это южный вид, который не отличается морозостойкостью, поэтому широко распространен лишь на Цветки довольно крупные (до 2,5 см). Они появляются будто бы из коры, которая покрывает ветви. Существует белоцветковая форма этого вида.

В церцис (или Иудово дерево) великолепно сочетается с черемухой, бобовником, хвойными растениями, вишней, с декоративно цветущими кустарниками.

Багрянник японский

На родине багрянник японский называют Кацурой. Древняя легенда гласит, что один китайский монах узнал секрет вечной молодости. Он почувствовал себя неуязвимым и бессмертным. Как он считал, это давало ему право совершать самые ужасные преступления. За свои поступки его приговорили к ссылке на Луну. Не долетев до нее, монах сорвался и упал на вершину дерева Кацура. С тех пор оно стало воплощением неосуществимой или недостижимой мечты.

Багрянник, или Иудово дерево, используется в качестве декоративно-лиственной породы, он имеет яркий оттенок листьев в форме сердечка. Особенно насыщенным этот цвет становится осенью, когда дерево расцвечено багряными и желтыми красками и выглядит поистине великолепно. Особую оригинальность ему придают очень яркие коричнево-карминовые побеги.

Сегодня багрянник японский, или Иудово дерево, довольно широко распространен и очень популярен в Европе, куда был впервые завезен в 1880 году. Позднее появились новые декоративные формы - Rotfusch с воронковидной узкой кроной и сизой, сильно сморщенной листвой, Pendulum с плакучими ветвями и другие.

Выращивание в России

В московском ботаническом саду Иудово дерево достигает 7 м в высоту. В Санкт-Петербурге можно встретить даже багрянник великолепный, который хуже других видов переносит холод.

Любит свет. Но при этом способно жить и в полутени. Предпочитает северную сторону и защищенное от ветров место. Сажать дерево следует ранней весной, чтобы до наступления холодов оно прижилось. К почвам багряник неприхотлив, но более всего ему подходит слабокислый суглинок или супесь. Почва должна быть легкой по структуре, это позволит корневой системе развиваться свободно. Многочисленные поверхностные корни добавляют дереву ветроустойчивости. Багрянник не очень любит пересадку, это связано с тем, что растение имеет стержневой корень.

Багрянник любит влагу. Плохо переносит сильную жару, во время засухи нередко сбрасывает листья. Отлично приживается у водоемов, по берегам рек. Участок для посадки должен быть хорошо дренированным, не иметь высоких грунтовых вод.

Иудово дерево: размножение

Размножается церцис семенами. Они трудно прорастают и требуют скарификации. Чтобы нарушить семенной покров, используют на протяжении 30 минут либо семена замачивают в теплой воде, а затем проводят стратификацию в прохладных условиях - при температуре +3 +4 градуса в течение двух месяцев.

Всходы появляются и развиваются очень медленно. К тому же к концу первого года жизни у сеянцев, как правило, отмирает надземная часть, что является нормой. На следующий год из спящих почек появятся новые побеги, но и они осенью погибнут. Только на третий год побеги останутся зимовать. Такое необычное развитие связано с тем, что церцис в первую очередь развивает корневую систему, и лишь потом - наземную часть. В природе это дерево растет в местах засушливых, поэтому оно не расходует зря влагу, пока у него не так много корней.

Возможно размножение с помощью отводков и черенкования. Побеги для этого срезают зимой.

Когда, страдая от простуды,
Ай-Петри высится в снегу,
Кривое деревце Иуды
Цветет на южном берегу.
Весна блуждает где-то рядом,
А из долин уже глядят
Цветы, напитанные ядом
Коварства, горя и утрат

Николай Заболоцкий

из сборника «Весна в Мисхоре»

Предрассудки, суеверия, предубеждения…

Поговорим об одном из предрассудков, можно сказать, о целом понятии, а именно - ИУДИНО ДЕРЕВО. Намеренно используем для характеристики слово «понятие», поскольку речь не об одном растении, а о целом ряде растений, которые со времен евагелийской истории обросли массой высказываний, притч и мифов. А они, в свою очередь, и сформировали часто очень суеверные взгляды на ботанический вопрос.

Начнем с Осины. Когда о ней заходит речь, то первое, что слышишь: «Ой! На осине Иуда повесился! Да и крест, на котором Спасителя распяли, был осиновым!» Конечно, даже слова «повешение» и «Иуда» - это своего рода табу, о которых говорят вполголоса.

Почему такое отношение?

В соответствии с Ветхим Заветом «проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Втор. 21, 23). Вот первый негатив, влияющий на наше восприятие, восходящий к архаическим ритуалам казни, как заклания в жертву. Сразу скажем, что повешенный на древе креста Христос, принявший на себя проклятие человечества, и повесившийся Иуда, несущий бремя собственного проклятия, представляют собой многозначительную симметричную антитезу. Задумайтесь над этим.

Но отойдем от ветхозаветной темы и вспомним этиологические мифы, связанные с осиной.

Иуда сначала выбрал березу, чтобы повеситься - береза же побелела от страха. А плоды рябины и древесина ольхи приобрели красный оттенок после того, как на них попала кровь апостола-отсупника. Hа Укpаине и в Польше бyзинy считали проклятым деревом. Здесь известна легенда о том, что на бузине повесился Иуда, отчего ее листья и ягоды издают резкий запах, ее нельзя использовать в бытовых целях и т.п.

Но все же именно осину народ считает проклятым деревом за то, что на нем, по преданию, удавился предатель. И трепет осиновых листьев связывают у восточных славян с этим событием.

Существует еще варианты этого поверья:осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии; или же под осиной укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею за то, что выдала их своим шелестом.

На Украине существовало также поверье, согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся сім"я тремтітиме день і ніч від хвороби так, як тремтить осика». Но, в то же время в русском деревянном зодчестве осина широко использовалась в строительстве домов, даже купола церквей покрывали дощечками из осины (опять антитеза). Возможно потому, что осина плохо горит - «осина не горит без керосина». И строения из нее были устойчивы при пожарах.

Если же брать греко-римскую мифологию, то в две осины превратились сёстры Фаэтона гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом перуна, и тот упал в реку По .

Все-таки перейдем к ботаническому описанию этого дерева.

Осина, или Осина обыкновенная, или Тополь дрожащий (лат. Pópulus trémula) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые.

Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре. Живёт 80—90, редко до 150 лет. Растёт очень быстро. Старые, крупные и при этом здоровые особи — большая редкость. Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая, ближе к комлю с возрастом растрескивается и темнеет.

Древесина белая с зеленоватым оттенком. Листорасположение — очерёдное. Листья округлые или ромбические (обратите на это внимание, ниже мы вернемся к форме листьев), длиной 3—7 см, острые или тупые на вершине, с округлым основанием, края городчатые, жилкование перистое. У порослевых побегов листья могут иметь гораздо большие размеры (до 15 см) и почти сердцевидную форму. Черешки листьев сплюснуты с боков в верхней части, длинные, поэтому листья легко колеблются при движении воздуха. Осенью листья окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных.

Растения раздельнополые. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красноватые, длиной до 15 см, женские серёжки зеленоватые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев. Плод — очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков — пуховкой. Имеются декоративные формы с плакучими и пирамидальными кронами.

Используют осину в озеленении как быстрорастущее дерево (удобно закрыть кроной неприглядный вид - дорогу, постройки соседей и т.д.).

Кору применяют для дубления кожи. Она служит для получения жёлтой и зелёной краски. С цветков осины в апреле пчёлы собирают пыльцу, а с распускающихся почек — клей, который перерабатывают в прополис. Молодая поросль является зимним кормом для лосей, оленей, зайцев и других млекопитающих.

И все же, почему осина трепещет листвой даже, когда практически нет ветра? Известное выражение «дрожит, как осиновый лист». Должно же быть объяснение, которое не связано с мифами.

Довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок, семейство Ивовых, все-таки).

Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Вот это и есть основная антитеза - ареал распространения. Осина никогда не росла в Палестине. Никак она не могла быть причастна ко всем тем событиям, которые мы описали выше. Обидно, что достоинства Тополя дрожащего задвинули в дальний угол, а выпятили какие-то совсем мифические качества. Ну, никак нельзя назвать осину Иудиным Деревом!!!

Но обелив репутацию осины, мы еще не распутали наш хитрый клубок. Давайте разбираться дальше. Переберемся в Иудею.

«Он давно уже во время своих одиноких прогулок наметил то место, где он убьет себя после смерти Иисуса. Это было на горе, высоко над Иерусалимом, и стояло там только одно дерево, кривое, измученное ветром, рвущим его со всех сторон, полузасохшее. Одну из своих обломанных кривых ветвей оно протянуло к Иерусалиму, как бы благословляя его или чем-то угрожая, и ее избрал Иуда для того, чтобы сделать на ней петлю. Но идти до дерева было далеко и трудно, и очень устал Иуда из Кариота». Такими полными драматизма строками описывает то дерево, которое получит имя Иуды, Леонид Андреев в своей повести «Иуда Искариот».

Но все же вопрос остается. Что это за дерево? Его ботаническое описание?

По преданиям, Иуда Искариот все-таки повесился на более “подходящем” к местности дереве - Смоковнице.

“Справа от ворот есть оливковая посадка, где находится смоковница, на которой повесился Иуда. Ее ствол стоит огражденный камнями. Городские ворота примыкают к красным воротам, бывшим в храме, от них существует порог и кладка” , пишет паломник Антонин из Плаценции в своей книге “Путник”, путешествуя ок.565-614года н.э.

“Когда-то в этой долине показывали дерево, на котором повесился Иуда. В сообщениях древних пилигримов нередко упоминается смоковница, о которой пишет, например, епископ Аркульф (670 год): “Там же и до сего дня указывается большая смоковница, наверху которой висел в петле несчастный Иуда, как воспел Ювенк, пресвитер, писавший стихи: «Он принял безобразную смерть на верхушке смоковницы»”

Петр Диакон (XI век) в “Книге о Святых местах” цитирует английского богослова Беду Достопочтенного (672-735): “При выходе из ворот Давидовых попадается мост, направляемый через долину к югу; у середины ее к западу стоит большая смоковница, на которой удавился Иуда”.

Но в чем парадокс! Несмотря на такие описания и свидетельства, никто смоковницу не назвал Иудиным Деревом.

В Палестине растет еще одно растение, в перечне его наименований встречается название Иудино дерево. Чаще таким именем одаривают Церцис.

Ботаническое название — Церцис европейский (Cercis siliquastrum L). От греческого "cercis " — ткацкий челнок; плоды по форме напоминают челнок.

На самом деле Церцис европейский - дерево необыкновенной красоты. В природе произрастает в Западном и Восточном Средиземноморье, Западной и Южной Малой Азии, Сирии, Ливане, Северном Иране, на Кубани. Наибольшая высота —15м, часто растет кустообразно. Дерево с кроной шаро- или шатровидной формы, одетое в темную, почти черную, с глубокими трещинами кору, ствол зачастую искривлен, что придает дереву особую декоративность. Листья полукруглые, цельные или вверху слегка выемчатые, до 8 см длиной, кожистые, темно-зеленые, матовые сверху, сизые снизу, осенью светло-желтые. Весной, во время цветения, когда все ветви сплошь покрываются пучками фиолетово-розовых цветков, выходящих как бы из коры, деревья волшебно красивы. Цветки до 2,5 см в диаметре, без запаха, появляются на стволе и ветвях пучками до распускания листьев и опадают через месяц. Плоды плоские, коричневые бобы, до 10 см длиной, очень декоративен в пору созревания плодов.

По преданию после трагической смерти Иуды белое цветение этого дерева стало фиолетово-розовым. В Одессе и Никитском ботаническом саду есть все-таки изящная белоцветковая форма (С. s. f. albidaС. К. Schneid .).

Церцис насчитывает 7 видов листопадных, красивоцветущих деревьев или кустарников. Из них два обитают в Китае: церцис китайский (С. chinensis Bunge .) - в Центральном и Западном, церцис кистистый (С.racemosa Oliv .) - в Центральном. Два вида - церцис европейский (Cercis siliquastrum L. ) и церцис Гриффита (С. griffithii Boiss .) растут в областях древнего Средиземья, юго-западном Памиро-Алтае, горном Туркменистане, Афганистане, Иране и единственном месте Закавказья - в ущелье Шванидзор. Все они очень теплолюбивы, а значит, полюбоваться ими в собственном саду весьма проблематично. Более выносливы североамериканские виды: церцис почковидный (Reniformis Engelm .), церцис западный (С. occidentalis Torr .) и церцис канадский (С. canadensis L. ).

Церцис канадский — Cercis Canadensis L . Происходит из наиболее северных мест среди всех представителей рода, морозо- и засухоустойчив и потому поэтому его можно попытаться вырастить в наших краях. Районы его естественного произрастания - от Нью-Йорка на юг до Северной Флориды, на запад до Айовы, Техаса и Северной Мексики. Крупное дерево, до 12 м высотой, с крупной листвой до 16 см длиной, темно-зеленые с сизоватым отливом, осенью нежного светло-желтого цвета. Листья широкоовальные или сердцевидные, на вершине тупо-заостренные, полу-кожистые, гладкие. Светло-розовые цветки канадского церциса немного меньше, чем у его европейского родича, но это вполне компенсируется их количеством: пушистые пучки из 4-8 цветков делают растение стильным и своеобразным. В конце августа - сентябре созревают бобы (6-10 см длины и 2 см ширины), которые могут висеть на деревьях до двух лет.

Почему же Церцис называют Иудиным деревом?

Скорее всего, это связано с тем, что первыми завезли это растение в Европу французы. Они называли его «Дерево из Иудеи». Культивируется оно с XVI века. В России в культуре с 1813 года. Тут же «Дерево из Иудеи» или «Иудейское дерево» превратилось в «Иудино дерево». Такое малое изменение согласования слов в названии придало драматизм и мрачность. К сожалению, измененное название и вошло в русскую речь.

А осина получила это название, скорее всего из-за своего листа (помните, мы просили Вас обратить внимание на его форму). Сравните описание листа церциса и осины. Листья у этих растений округлые. Кроме осины в ту пору не было еще растений с округлым листом в местах, где жили восточные славяне (многие растения еще не были интродуцированы в наших местах), поэтому, видевшие церцис, перенесли свое отношение к Иудиному дереву на растение наиболее похожее листвой.

Подобные вещи встречаются в христианских традициях. Например: Вербное Воскресенье у восточных славян - Праздник Входа Господнего в Иерусалим. Славяне заменили пальмовые ветви на вербные. Поскольку Спасителя приветствовали все же пальмовыми ветвями, как Царя Израиля. Правильно было бы называть этот день Пальмовым Воскресеньем. Но измененная традиция имеет великую силу.

Мы, возможно, не совсем размотали запутанный клубок, который скрыл под собой истинное Иудино дерево, но многие нити из него мы все же освободили. Думаю, теперь наших у читателей уйдет налет суеверий, возможной ошибочности в суждениях и предрассудков. И они не откажутся увидеть у себя на участках действительно чудесные растения лишь из-за того, что кто-то когда-то их назвал так неблагозвучно.

Большинство православных христиан не сомневаются, что Иуда, предавший Иисуса Христа, повесился на осине. Но дело в том, что осина в Палестине не растет и никогда не росла.

А вот другая версия говорит о том, что человек, предавший Бога, петлю набросил на ствол дерева, которое и носит с тех пор имя Иуды



Трудно пройти мимо такой красоты. Через две недели Пасха и захотелось больше узнать о древней легенде. Иудино дерево растет на Средиземноморье, на Ближнем и Среднем Востоке


Полюбоваться им можно в Крыму, на Кавказе, в Краснодарском крае и в Ростовской области

Научное название есть у него? А как же...Ботаники придумали. Звучит загадочно: Церцис европейский. Растет дерево не быстро. За 100 лет может подняться на 10-12 метров, а диаметр ствола будет всего 50-60 см. Крона дерева составит метров 10. Церцис, который я снимал, как раз такого возраста


Вы спросите, как Иуда на таком красивом дереве мог повесится? Не забывайте, что он учеником Бога был. Да, предал Творца Вселенной.

Господь при жизни человека прощает ему любой грех. Были еще ученики, которые отрекались от Иисуса Христа, но сумели во-время покаяться.

Время Великого поста и есть время великого покаяния. Говорят, что Церцис Европейский до смерти Иуды цвел белыми цветами. Две тысячи лет назад цвет изменился. Вы заметили, что листочков на дереве нет? Они появятся в мае.


А в сентябре появятся плоды. Стручки бобовые. Покажу вам их обязательно. Дерево недалеко от моего дома растет. Да, в центре Киринеи у нас тишь и гладь, Божья благодать.

Рядом с Иудиным деревом акация цветет

Пчелы летают, мед собирают

Радости в душе, любви и добра в сердце, дорогие друзья. Вы раньше слышали про Иудино дерево? Будьте счастливы.

Церцис в период цветения - удивительно красивое и завораживающее зрелище. Его название в переводе с греческого языка означает челнок. Именно с этой деталью ткацкого станка ассоциируется форма его бобовых плодов. Но растение имеет и другие названия. Имя багряник дали ему за раннее яркое цветение и за багряно-желтые листья в осеннюю пору. Еще одно известное название церциса - Иудино дерево, связано с легендой.

Истории и легенды

Кустарник или дерево церцис поражает своей красотой в любой сезон года. Особенно растение восхитительно в период цветения. От него невозможно оторвать взгляд, оно очаровывает и воодушевляет. Но его народное имя, Иудино дерево, вызывает совсем другие эмоции. На вопрос, почему Иудино дерево так называется, дает ответ легенда, в которой говорится, что на этом дереве свел счеты с жизнью путем повешенья раскаявшийся Иуда , отчего белоснежные цветы растения окрасились в пурпурный цвет. С тех пор церцис прозвали в народе Иудино дерево.

Однако существует и другая версия. Возможно, произошла неразбериха при переводе с французского наименования «дерево из Иудеи», полученного растением по месту его происхождения и природного обитания.

Есть еще одно предположение относительно наименования растения. Возможно, что из-за неисчислимого количества цветков, которые распускаются не только на ветвях, но и на голом стволе дерева, его прозвали льстецом и Иудой.

Свое красивое название Багрянник растение получило за свое отважное цветение ранней весной, когда природа только готовится проснуться, а церцис уже радует яркими красками своих соцветий.

Общая характеристика и виды

Вырастить на своем участке эту экзотическую культуру мечтает любой садовод. Род церцис (Cercis) представляют теплолюбивые, листопадные кустарники и деревья с потрясающе эффектными и живописными цветками, имеющие пышную, раскидистую крону, по форме напоминающую шар или шатер. Стволы зачастую имеют неправильную, искривленную или одностороннюю форму. Церцис, или багрянник, принадлежит к семейству бобовых.

Культура не отличается большим разнообразием видов. Их всего семь:

Первые четыре вида очень любят тепло, поэтому в холодных климатических зонах их выращивание проблематично. Последние три вида являются более выносливыми и способны выдерживать небольшие заморозки. Церцис, или багрянник канадский - проявляет самую высокую морозостойкость .

Описание растения

Кустарник церцис декоративен в течение всего периода вегетации. Ранней весной, еще до появления листьев, растение покрывается яркими цветками, чаще всего ярко-розового цвета. Еще до окончания цветения начинают распускаться листья пурпурного цвета, которые, постепенно меняя окраску, к приходу лета становятся зеленого цвета с синим оттенком сверху и сизыми с белым налетом снизу. Качаясь на ветру, листья багрянника создают эффект динамики цвета, мелькая различными оттенками. И, наконец, к осени крона растения окрашивается в багряные и желтые цвета.

Растение растет непривычными кустами с несколькими стволами. Кора молодых растений окрашена в красноватые тона, у старых представителей рода цвет коры соединяет в себе серые, коричневые и болотные оттенки. Высота кустов может достигать от 4−7 до 12−15 м.

Расположение листьев на ветках - спиральное, листовые пластины имеют овальную или округлую форму. У основания, в месте крепления длинного черешка, лист приобретает сердцевидную форму.

Зацветает растение в апреле. Его цветки не имеют запаха, они небольшого размера, но ими буквально усыпано все растение. Расцветка бывает ярко-розового, белоснежного или нежно-фиолетового оттенка. Чаще всего цветки имеют чашечку розового цвета, 2-сантиметровый яркий венчик розового цвета, розовые с лиловым оттенком лепестки, крылья и лодочки длиннее паруса, который у основания очень заужен.

Кистевидные либо пучковидные соцветия, состоящие из 3−6 цветков, формируются на ветках двухлетнего возраста и старше в пазухах листьев. Характерной особенностью багрянника является проявление каулифлории. Явление это уникальное и заключается в образовании соцветий непосредственно на голом стволе. Впоследствии место цветов занимают плоды растения в виде бобов, длина которых около 9 см. В них вызревает от 7 до 14 семян яйцевидной формы, темно-коричневого цвета.

В России на Кавказе, в Закавказье, в Ростовской области и Краснодарском крае с 1813 года выращивается багрянник европейский, или иудино дерево. Кустарник вырастает до 10 м в высоту. Соцветия имеют розовый цвет с фиолетовым оттенком. Эта культура встречается и в предгорной части Крымского полуострова. К сожалению, этот южный экзотический вид церциса не переносит заморозков. Даже при незначительных морозах побеги его обмерзают, что ослабляет растение, вследствие чего снижается и его декоративность.

Канадский церцис отличается от европейского вида более высоким ростом - до 12 м, а также цветками: они могут быть как розовыми, так и белыми. Листья крупные, до 16 см в длину, полукожистые. Также встречаются махровые сорта этого вида. Багрянник канадский, наиболее устойчивый к заморозкам из всех видов, при должном уходе может культивироваться в более суровых климатических условиях.

Наиболее теплолюбивым является церцис китайский, заморозки это растение не переносит. В высоту вырастает до 15 м. Его пурпурно-розовые цветки собраны по 5−8 штук в небольшие соцветия. Селекционеры вывели сорт Широбана с белоснежными цветками и сорт Авондале с цветками фиолетового цвета с розовым оттенком.

Выращивание из семян

Семена багрянника покрыты очень твердой оболочкой, сквозь которую ростку пробиться достаточно трудно. Для успешного прорастания семян багрянника, необходимо проделать одну из процедур на усмотрение садовода:

Высеваются семена поздней осенью на глубину 2−3 см, затем грядка накрывается лапником, торфом или любым другим доступным укрывным материалом. Возможно высевание семян в контейнерах с последующим размещением их в подвале или теплице. При этом необходимо постоянно следить за увлажнением грунта в контейнере.

С наступлением весны, когда минует угроза заморозков, сеянцы можно высадить на постоянное место. Растут и набирают силу всходы очень медленно в течение первых нескольких лет. Причем к концу первого года жизни у растения полностью отмирает надземная его часть , что для багрянника является нормальным явлением.

Весной будущего года из спящих почек растения появятся новые побеги, которые тоже проживут только до осени. Это явление связано с особенностью развития церциса. Первые несколько лет растение развивает и наращивает корневую систему. И только начиная с третьего года жизни у растения начинается рост скелетных ветвей. Побег не погибнет и может вырасти высотой около 20 см.

Размножение черенками

Черенки заготавливают поздней осенью, срезая молодые побеги длиной около 20 см. Фрагмент побега должен содержать 2−3 междоузлия. Срезанные черенки укладываются в ящики, присыпаются песком и отправляются в подвал, где они будут храниться до весны. Необходимо постоянно поддерживать песок во влажном состоянии.

С наступлением весеннего тепла, когда минует угроза заморозков, черенки высаживают в грунт под углом 45 градусов на глубину около 10 см. Перед посадкой можно провести обработку посадочного материала корневином. Затем почву тщательно мульчируют торфом или измельченной корой для постоянного сохранения влаги. Уход за высаженными черенками сводится к поливу. Укореняются черенки хорошо.

Использование церциса

К счастью, есть несколько видов экзотического кустарника церциса, которые растут и цветут в холодном климате. Эти ярко цветущие растения могут очень красиво сочетаться с хвойными культурами в групповых композициях. Эффектно смотрится багрянник и в одиночных посадках. С его помощью можно преобразить и украсить любой участок. Также очень живописно смотрятся живые изгороди и аллеи церциса.

Бесспорно, багрянник экзотичен и красив в любое время года, и поселившись в саду, станет его украшением на многие годы, даря окружающим радость и ощущение счастья.

Церцис

Загрузка...