domvpavlino.ru

Диктант по правописанию предлогов. Производные предлоги. Правописание производных предлогов

Словарные диктанты

Диктант № 1

Давным-давно, видимо-невидимо, волей-неволей, точь-в-точь, бок о бок, мало-помалу, нимало, никак, нисколько, ничуть, почтальон, возражение, квитанция, подлинный, обнажить, вдребезги, галерея, сосредоточенно, эпидемия, ожерелье, неукротимо, подлинный, Россия, ринуться, как будто, как-нибудь, устремиться, комбинация, дистанция, желанный, масленые блины, масляные краски, бассейн, медленный, внимательный, священный, нечаянный, аккуратный, невиданный, неслыханный, нежданный, незваный, негаданный, жеваный, кованый, раненый боец, движимый, поразительный, прекратить, претензия, будьте внимательны, присутствовать, искусство, искусный, изобразить, отразить, обнажить, калитка.

Диктант № 2. Падежные окончания причастий

О колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком; расчищенной дорожкой; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще.

Диктант № 3. Правописание суффиксов причастий

Увидите стелющийся над речонкой туман; зависимое от обстоятельств решение; тревожащая вас мысль; нещадно жалящие комары; прыснет, будто сеющий через сито дождь; грохочущий водопад; движимые чувством страха; лечащийся травами; рокочущие раскаты грома; едва брезжущий рассвет; плачущего малыша; выращиваемые растения; плещущейся волны; терпящий бедствие корабль; колеблемые ветром листья; надеющийся на помощь; тающие на щеках снежинки; клокочущего вдали водопада; о строящемся доме; самоклеящихся обоев; мечущегося из стороны в сторону; беспокоящегося о результатах экзамена; едва видимого во тьме; щебечущей птицей; зависящий от погоды; рекомендуемая для чтения книга; от жалящих пчел; корабль, борющийся с волнами; едва слышимого шепота; гонящегося за зайцем; у лающей собачонки; в расстилающемся над речкой тумане.

Диктант № 4. Гласные в причастиях прошедшего времени перед суффиксами -НН- (-Н-), -ВШ-

Слышавший шорох; ненавидевший ложь; обидевший малыша; маявшийся от жары; удостоивший чести; растаявший снег; развеявший семена; посеявший страх; рассеявший сомнения; почуявший зверя; расклеивший афиши; выкаченная бочка; выкачанная нефть; развешанные картины; развешенная мука; размешанные краски; замешанный в преступлении; замешенное тесто; правивший конями; увидевший картину; сеявший рожь; оттаявшая земля; встретивший друзей; построивший дом; ужалившая ребенка; лаявшая собака; зависевший от обстоятельств; завязавший узел; отчаявшийся человек.

Диктант № 5. Написание -Н- и -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Несолёный суп; свежемороженая рыба; свежезамороженный судак; купленные книги; штопаные носки; сеяная мука; рваный рукав; путаный ответ; лакированные туфли; легкораненый солдат; солдат, раненный в руку; жаренные в масле; тканая скатерть; запутанные нитки; крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный луг; писанная масляной краской; золоченые орехи; стираное белье; много раз стиранное белье; писаная красавица; масленый блин; письмо написано, прочитано, отправлено; прочитанная книга; замеченные ошибки; гружённые кирпичом; мазанный маслом хлеб; тканный золотом костюм.

Диктант № 6

Запрещённый прием; разобщённые княжества; спелый крыжовник; поджог сарая; сильный ожог; поджёг сено; дешёвый вид; жёсткие волосы; утолщённое место; камышовый кот; щёлканье соловья; небольшая речонка; жалкая душонка; оснащённый новыми приборами; обобщённая тема; закопчённый потолок; обложенный кирпичом; свинцовые тучи; удручённый вид; чужого сада; любоваться пейзажем; испечённый каравай; посвящённый друзьям; упрощённая задача; возле большого строения; лаявшая собачонка.

Диктант №7. НЕ с причастиями

Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; никогда не знавшие страха; не останавливающийся ни перед какой преградой; никем не исследованный вопрос; недоумевающий по поводу поведения одноклассника; ещё не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита; неисправимый дефект; портфель не кожаный; ненавидел фальшь; не был в школе; кофта не коричневая; неширокая, но глубокая речонка; костер не погашен; вещи не собраны; сочинение не написано; ненаписанное сочинение по литературе; еще не засеянные поля; не знающий усталости; не громкий, а тихий разговор; бормочет что-то невнятное; невежда в музыке; не красивый, а просто симпатичный; поступил далеко не красиво; несбыточность помыслов.

Диктант №8. Гласные в деепричастиях и глаголах перед суффиксами

Лелеял мечту; обидев малыша; построив дом; построил гараж; увидел мышь; увидев костер; посеял горох; засеяв поле; заклеив аккуратно; расстроил родителей; расстроившись от новости; расстроил известием; затеявши спор; обидевшись на подругу; утратив надежду; понадеявшись на друга; расставив ударение; затеяв спор; затеял ссору; заметив ошибку; раскаявшись в содеянном; быстро успокоившись; услышал шорох; услышав шум; заметил огонек; заметив приближение корабля.

Диктант №9

Галерея, комбинация, экспресс, утрамбовать, аккуратный, рационализатор, жеваный, нежданный, священный, прекратить, медленный, поразительный, кавалерия, силуэт, выровненный, претензия, как будто, обнажить, невиданный, рыцарский, пресс, нечаянный, кованый, движимый, прекратить, дистанция, бассейн, подлинный, истинный, желанный, как-нибудь, серебряный, приключение, неслыханный, исказить, великодушный, возвышенный, обнажить, ресница, продолговатый, величественный, царственный, отразить, возникать, будьте, преодолеть, черноволосый, бирюзовый, присутствовать, парашют, калитка, препятствие, где-то, искусство, сразить.

Диктант №10. Н, НН в суффиксах имен прилагательных

Ветреный день, вещь ценна, земляной вал, ястребиный клюв, пчелиное гнездо, стеклянная мужественный поступок, торжественный день, барабанная дробь, овсяное поле, башенный кран, кожаная сумка, деревянные кони, лунная ночь, длинная дорога, государственный план, нежданный гость, травяной покров, песчаный берег, глиняный сосуд, старинная вещь, оловянные солдатики, безветренное утро, румяный малыш, безветренная ночь, свиной окорок.

Диктант №11. Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий

Некогда сходить в театр; ниоткуда нет помощи; неоткуда ждать вестей; негде остановиться; нигде не было света; ничуть не боялся; никак не дойти; нигде не встретили; никогда ниоткуда не получать писем; ниоткуда ничего не слышно; нисколько не удивился; никогда никому ни в чем не отказывал; никогда ни на кого не обижался; ничуть не растерявшись; некуда сходить; нипочем не забыть; лежать ничком.

Диктант №12. Дефис между частями слова в наречиях

По старинному обычаю; варенье сварено по старинному рецепту; воспитана по-старинному; по-новому подойти к проблеме; шли по новому мосту; по-разному подошли к решению вопроса; они пошли по разному расписанию; подойти вплотную к берегу; завернуть в плотную бумагу; впустую тратить время; вошли в пустую комнату; по новому летосчислению; шли по видимому на снегу следу; по-видимому, уехал; поговорить по-дружески; поступил по-товарищески; говорить по-английски; получилось по-нашему; связать крепко-накрепко; выть по-волчьи; встретиться когда-нибудь; сделать кое-как; брел еле-еле; повторить точь-в-точь; уехать куда-нибудь; убраться подобру-поздорову; двигались мало-помалу; тепло по-весеннему; раздался откуда-то; кое-где.

Диктант №13

Присутствовать, колонна, гирлянда, отразить, калитка, пакет, паром, силуэт, поразительный, увядший, движимый, приведённый, переведённый, жёванный, священный, нечаянный, акварель, аквариум, выровненный, претензия, претендовать, тренер, тренировка, бассейн, дистанция, сиять, комбинация, галерея, комбинат, эпидемия, возражение, поражение, почтальон, квитанция, штемпель, конверт, нисколечко, ничуть, как будто, видимо-невидимо, бок о бок, точь-в-точь, впоследствии, фантазия.

Диктант №14. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях

Подойти вплотную; сложить вчетверо; броситься врассыпную; стояли втроем; сидели по двое; оказаться в тупике; носить книги под мышками; смотреть в упор; сказать в сердцах; передвигаться с трудом; сохранить на века; остаться в памяти навеки; разлететься вдребезги; бежать наперегонки; идти вразвалку; говорить вполголоса; идти на попятную; сначала выучи правила; с начала весны; пойти на встречу с друзьями; бежать навстречу; подойти поближе; надеяться на удачу; шли наудачу; во время урока; сделать работу вовремя; перекусить наскоро; сделать в насмешку; встать на цыпочки; насилу уговорил; увидел неподалеку.

Диктант №15

Несешься прочь; усеян сплошь; нестись вскачь; открыть настежь; ударить наотмашь; выйти замуж; упасть навзничь, не тревожьте родителей; печь пироги; жечь хворост; вернуться за полночь; спрячьтесь от дождя; ринуться прочь; ждать невтерпеж; исполнить точь-в-точь; невмочь продолжать путь; разжечь костер; показаться из-за туч; сделаешь шалаш; день хорош; назначь дежурного.

Диктант №16. Правописание производных предлогов и союзов

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствии допущена ошибка; новые герои действуют в продолжении романа; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчет экскурсии; перечислить на счет школы; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шел, не смотря по сторонам; отвечал, не смотря на написанное; ввиду приближения холодов; имей это в виду; в течение пяти лет; испортился ввиду перегрузки; проплыть в виду города; расширяется вследствие перегрева; отстал ввиду болезни; в течение минуты; не приехал вследствие болезни; поднимались на вершину, не смотря вниз; отвечал, не смотря в учебник.

Диктант №17. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Он тоже пришел и рассказал то же самое; он тоже ученик талантливый; говорить то же, что и другие свидетели; так же хвастлив, как и брат; он тоже готов идти; у него тоже была собака; что бы мне почитать, чтобы не скучать в дороге; что бы ни случилось, надо, чтобы все сохраняли спокойствие; действовал так же хитро, как и охотник; в то же время приехал и брат; он тоже приехал на праздник; задача решалась так же, как и предыдущая; я тоже пойду в поход; и он в то же время был там.

Диктант №18. Различение на письме частиц НЕ и НИ

Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно, не поймал ни рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был.

Диктант №19. Слитное и раздельное написание НИ и НЕ

Нелепый поступок; недозрелый арбуз; не жаль времени; не достает до дна; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное решение; волосы не распущены; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой боли; повадки не лисьи; портфель не кожаный; не нужно так говорить; чайник не фарфоровый; ветка не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; сочинение не проверено; не ответив на письмо; не менее двух метров; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; светит не по-летнему; не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая мною дверь; не продумав до конца; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; сделал небрежно; не высоко, а низко.

Диктант №20

Реальный, ситуация, кромешный, для того чтобы, потому что, как будто, светофор, семафор, автор, классик, масса, кросс, чемпион, предварительный, старательно, карикатура, сатира, недосягаемый, комендант, отшлифованный, разъярённый, выращенный, преодолевая сопротивление, сборная школы по футболу, помощь вратарю, по-весеннему, раскалённый, электростанция, предутренний, небезынтересно, неблаговидный поступок, невзлюбить, неисчислимый, железнодорожный, кто-либо, в течение нескольких дней, безвкусица, распрекрасный, вскарабкаться, легендарный.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ

Творческие работы в рамках уроков русского языка


Диктант на постановку знаков препинания при прямой речи

На перемене, как всегда, Федор и Валя любят посплетничать: "Слышь, Федька, мне Владимир Вячеславович сказал, что по английскому новая учительница пришла!" - "Ну и что? - пробормотал Федор. - Я их столько видел".

Зазвенел звонок, все сели, зашла учительница и сказала что-то по-английски, по-моему, "здравствуйте".

"Наташка, - прошептал Валя, - что это она говорит?" - "Наверное, она хочет сказать, что мы должны сесть за парты? - предположила Наташа. - Или она просто с нами здоровается? Лучше спроси у Дени, он учил что-то по-английски".

Тогда он спросил у Дениса: "День, это она что говорит?" Денис со смехом сказал: "Ты что, не знаешь?" - "Нет", - проговорил Валя. "Она говорит "здравствуйте" или "рада вас видеть"... Короче, я не помню, спроси у нее!" - "Извините, что Вы сказали? - спросил Валя у учительницы. - Повторите еще разок".

Она повторила еще два раза, и тогда Валя понял, что в английском языке он силен не будет никогда в жизни.


Грамматическое стихотворение

(корни с чередованием «зар»-«зор», «клон»-«клан», «гор»-«гар», «твор»-«твар», «плов»-«плав»)

Под табличкой с корнем «зар »

Плачет тихо динозавр.

Он склон ил понуро шею,

Он грустит: «Ах, я не смею

Плавать в море до зари.

Друг мой, чудо сотвор и!

Объясни скорее маме:

Я - плов ец. Она не вправе

Запретить мне плав ать. Да!

Её страхи - ерунда.

Зор ька загор елась в небе.

Объясни же ей скорее:

Плав ать в море я хочу,

Всех, кто хочет, - прокачу!»



Диктант с использованием фразеологизмов


Я трудился не покладая рук , а Ольга Дмитриевна сказала, что я работал спустя рукава. Конечно, я учусь с грехом пополам , но все же я все схватываю все на лету , просто все мне надоело хуже горькой редьки , и плохие оценки валятся как из рога изобилия . Богин сказал, что мои результаты растут как на дрожжах , но только вниз. После этого я уснул как убитый , а с утра мне сказали: "Вставай, одна нога здесь другая там ". И я, как всегда, на следующий день работал без сучка без задоринки .



Диктант на правописание слов, начинающихся с ПРЕ- и ПРИ-


Как-то раз пре зидент республики Фильтенштейн, воспользовавшись своей при вилегией первого лица государства, решил вздремнуть на заседании пре зидиума Верховного Совета и не услышал много интересного. В этот день Совет выслушивал доклад местного пре фекта о при нятии пре вентивных мер против беспорядков на грядущих выборах.

Дело в том, что пре тендент на должность начальника пре фектуры мог подорвать пре стиж государства своим непри стойным поведением. В докладе был при нципиально важный тезис о недопустимости вероятности выбора на эту должность при митивного человека с «повадками при мата», как выразился докладчик.

Из при ватной беседы пре мьер-министра с пре латом (видите, какое влияние имеет церковь в пре зидиуме) было выяснено, что сердце пре тендента при надлежало при ме-балерине, имеющей сценическое имя «При нцесса». Хитом программы ее выступления была «Пре людия» Шопена, от которого даже сама при мадонна рыдала за кулисами.

В докладе пре валировали пре тензиозные высказывания насчет того, что, имея непре зентабельный вид, недопустимо дарить своей возлюбленной в качестве пре зента многочисленные горшки с при мулами.

Пре фект разносил пре тендента в пух и прах, словно пре парировал труп. Несчастный пре парат даже не мог сослаться на пре зумпцию невиновности, так как при сутствие на заседании пока еще не было его пре рогативой.

Немалой пре тензией пре фекта являлось и увлечение пре тендента на должность начальника пре фектуры пре ферансом, которому он пре давался в компании с при ват-доцентом, в речи которого в изобилии при сутствовали слова типа «пре фикс» и «пре позиция пре диката», загрязняющие родной язык. Страсть к пре ферансу могла создать опасный пре цедент проникновения бацилл азартных игр в важнейшее городское учреждение - в пре фектуру.

Аргументом докладчика была также и при частность пре тендента к торговле при мусами без утвержденного пре йскуранта.

При вилегированное положение пре зидента позволило ему проспать оглашение пре амбулы постановления по докладу, в котором главной мыслью был назван при оритет незапятнанности репутации должностных лиц, и проснуться только в конце.



Диктант на производные предлоги


Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать Нежному возможность совершить великое открытие, получить Нобелевскую премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф.

Чем не пожертвуешь ради сохранения доброго имени!


Диктант на противопоставление кратких форм причастий и отглагольных прилагательных


Знаменитая женщина-детектив *** (не будем называть ее имени), сидела в кабинете босса и глядела на бумажки, что были рассеяны по комнате. Казалось, она была рассеянна , но на самом деле это была хитрость: *** была сдержанна и сосредоточенна . Босс, чьи манеры были изысканны лишь с виду (хотя, скорее всего, его манеры были изысканы на помойке) и чей кругозор был ограничен , говорил о преступнике, который сбежал из тюрьмы, несмотря на то что она была образована из бронированного металла, сама тюрьма была ограничена забором, а руки у преступников были скованы . «К тому же, - добавил босс, - все силы полицейских сосредоточены вокруг банков, и те «движения», которые они производят по отношению к преступнику, довольно скованны ». В тот момент *** была уже намерена выскочить из здания, так как понимала, что босс говорит все это намеренно , так как хочет позлить ее.



Диктант на исключения из правила правописания Н-НН в причастиях и прилагательных


В одно ветрен ое утро как раз в прощен ое воскресенье произошла эта ужасная история. В маленькой деревянн ой избушке проснулся юн ый мальчик. Он надел свои жеван ые, стираные-перестиран ые брюки. Затем мальчик вытащил из-под кровати мешок и положил в него читаную-перечитан ую книгу и оловянн ого солдатика. Считанн ые секунды были потрачены на то, чтобы достать из кован ого сундука осколки стеклянн ого стакана и разложить их у порога. Главное, чтобы работу мальчика не услышал его назван ый брат, ведь у брата очень чуткий слух. Но тем не менее этот смышлен ый убийца был пойман посажен ыми родителями назван ого брата, и убийца, медленн ый и спокойный, с деланн ой усмешкой шел на казнь. Весь до един ого род решил, что мальчик достоин смерти.

Разделы: Русский язык

Класс: 7

Цели урока:

  • познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;
  • формировать умение правильно писать производные предлоги, отличать их от частей речи, их которых они образованы;
  • конструировать словосочетания по опорным словам

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарный диктант

Присутствовать, отразить, великодушный, священный, поразительный, изощренный, движимый, приведенный, кованый, нечаянный, нежданный, выровненный, прекратить, претендовать, сиять, необузданно, возражение, ничуть, бережливо, точь-в-точь, бок о бок, по трое, с налету, резиденция, тренироваться, чемпион.

3. Объяснение нового материала.

– Вспомните, какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий )

– Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за )

Внимание на доску!


– Рассмотрите внимательно эти рисунки. В чем сходство и в чем различие между ними? (Разные части речи, различное написание, но одинаковое произношение ).

– Итак, сегодня мы будем говорить о том, как же отличить производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи. Но самое главное, выяснить, как пишутся производные предлоги.

Составление таблицы

Предлоги

Имена существительные

В течение дня, в продолжение месяца (в значении времени, отвечают на вопросы как долго? когда?)

В течении реки

Рассуждаем так:

  1. Начальная форма – течение(реки)
  2. Можно вставить прилагательное в бурном течении реки
  3. Следовательно, это имя существительное на –ие. В предложном падеже окончание и .

В продолжении романа (образец рассуждения тот же)

В заключение статьи. (В заключение ═ «под конец, в итоге».)

Находиться в заключении (существительное, в длительном заключении; осуждение.)

Вследствие засухи. (Вследствие ═ «из-за, по причине».)

Вместе с существительным указывают на причину и отвечают на вопросы: почему? по какой причине?

Увидеть в следствии новые факты

  1. Начальная форма – следствие
  2. Существительное на – ие в предложном падеже, окончание и

В следствие по делу вкралась ошибка

Начальная форма – следствие по делу. Существительное на – ие в винительном падеже, окончание е

Различайте написание!

Деепричастия (не смотря )

Предлога (несмотря (на)

Шел, не смотря под ноги.

(Обозначает добавочное действие к основному глаголу, можно заменить другим деепричастием не глядя )

Несмотря на непогоду. (Можно заменить вопреки чему – то , имеет уступительное значение)

Наречные предлоги

Сидеть около , зайти после , идти навстречу .

Слово не имеет при себе существительного

Сидеть около дома, зайти после обеда, идти навстречу ветру.

При предлоге есть существительное

4. Закрепление темы.

а) Чтение правила на с.142-143.

б) Коллективное выполнение упражнения 308.

в) Работа по группам

Двое учеников работают по карточкам

Карточка №1

Составить и записать предложения со словами: в течение – в течении; вследствие – в следствии; в продолжение – в продолжении; насчет – на счет.

Карточка №2

Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Спишите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и заключая предлоги в овал. Докажите, что следствие, счет и место не имена существительные, а части производных предлогов.

1. (В)следствии.. снежных заносов нам пришлось заночевать на полпути в (не)знакомом городе.2. Разговор необходимо (от) ложить (в)виду предстоящего отъезда.3.Я пришел поговорить (с) вами (на)счет сестры.4. Придется тебе подежурить (в)место меня. 5. Имейте (в)виду , я (не)пременно приду завтра узнать, выполняете ли вы советы врача.

Остальные пишут под диктовку

г) Орфографическая диктовка

Идти в течение часа, препятствия в течении ручья; ждать в продолжение недели, узнать о судьбе героя в продолжении романа; совершить ошибку вследствие рассеянности, в следствии по данному делу; иметь в виду, переехать ввиду ремонта; говорить насчет брата, перевести деньги на счет брата; победить несмотря на трудности, не смотря на вновь прибывшего.

5. Подведение итогов урока

– Какие из производных предлогов пишутся слитно, а какие раздельно?

– Какая буква пишется в конце производных предлогов в течение, в продолжение, вследствие, наподобие?

6. Домашнее задание: выучить правило (либо по учебнику, либо по составленной в тетрадях таблице), упр. 309.

Задание 1. Запиcать, раскрыв скобки.

(В) течени… года, (в) следстви… дождя, (в) последстви… он заболел, (в) роде облака, (в) продолжени… часа, (в) начале романа, (в) виду шторма, (в) начале подумай, (на) счет банка, (в) отличи… от других, (в) виде шара, (не) смотря под ноги, (не) смотря на непогоду, спросить (на) счет поездки, (не) взирая на потери, сделать (во) что (бы) то (ни) стало, (по) причине засухи, (в) заключени… вечера, оказался (в) заключени…

Задание 2. Определить частеречную принадлежность выделенных слов, записать, раскрыв скобки.

Каждый раз он говорит одно и (то) же. Сад небольшой, (за) то тенистый. Не ругайте его, ему (и) так стыдно. О людях надо судить (по) тому, что они в жизни сделали. Я ухожу, по(тому) что уже поздно. (По) этому расписанию поезд уже не ходят. Я (то) же ничего не слашал об этом. Что (бы) много знать, надо учиться. Коротко и ясно, (от) того и прекрасно. Не знаю, что(бы) такое приятное вам сказать. Мы так(же) пойдем на концерт. И (так), выводы ясны. Что (бы) вы мне посоветовали? Он работал так (же) хорошо, как и все. При (том) доме был парк, при (чем) старинный.

Ответы :

1. В течение года, вследствие дождя, впоследствии он заболел, вроде облака, в продолжение часа, в начале романа, ввиду шторма, вначале подумай, на счет банка, в отличие от других, вроде шара, не смотря под ноги, несмотря на непогоду, спросить насчет поездки, невзирая на потери, сделать во что бы то ни стало, по причине засухи, в заключение вечера, попал в заключении.

2. Каждый раз он говорит одно и то же. Сад небольшой, зато тенистый. Не ругайте его, ему и так стыдно. О людях надо судить по тому, что они в жизни сделали. Я ухожу, потому что уже поздно. По этому расписанию поезд уже не ходят. Я тоже ничего не слашал об этом. Чтобы много знать, надо учиться. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. Не знаю, что бы такое приятное вам сказать. Мы также пойдем на концерт. Итак, выводы ясны. Что бы вы мне посоветовали? Он работал так же хорошо, как и все. При том доме был парк, причем старинный.

Загрузка...