domvpavlino.ru

Доклад на тему: "Развитие речи, формирования речевых умений и навыков у детей". Развитие языковой способности у детей с особыми образовательными потребностями

За прошедшее полтора столетия особенности формирования речи в онтогенезе изучались многими исследователями – психологами, лингвистами, педагогами, дефектологами, физиологами, представителями других наук, в рамках которых с различных позиций изучается речевая деятельность.

В психолингвистике закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе являются предметом специального исследования; в последнее время они составили отдельную область этой науки – психолингвистику развития. За несколько десятилетий существования психолингвистики в рамках разных научных школ было создано несколько теоретических концепций, в которых с психолингвистических позиций была сделана попытка выявить общие закономерности овладения ребенком языком и навыками речевой деятельности. Наиболее объективной и научно обоснованной концепцией о закономерностях формирования речевой деятельности в онтогенезе, на наш взгляд, является теоретическая модель, разработанная А.А. Леонтьевым . В его трудах дан также обстоятельный критический анализ психолингвистических моделей речевого онтогенеза, разработанных зарубежными специалистами.

Онтогенез речевой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых с ребенком, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка.

В своей психолингвистической концепции «речевого онтогенеза» АА Леонтьев опирается на методологические подходы выдающихся лингвистов и психологов XIX–XX столетий – В. Гумбольдта, P.O. Якобсона, Л.С. Выготского, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева и др. В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А.А. Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением» .

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов, или «стадий»:
1-й – подготовительный (с момента рождения до 1 года);



2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);

4-й – школьный (от 7 до 17 лет) .

О каждом этапе можно говорить можно много. Мы же подробнее остановимся на характеристике дошкольного этапа развития речевых способностей, т.к. он является основным этапом становления речи.

Дошкольный этап «речевого онтогенеза» характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи; в структуре, складывающейся в этот период языковой способности, постепенно формируются навыки словообразования.

Процесс усвоения языка протекает столь динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и некоторых видов сложных предложений. В это время активный словарь детей достигает 3–4 тысяч слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями; дети овладевают навыками словоизменения и словообразования.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, дети овладевают умением воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если и отмечаются при этом отдельные ошибки, то встречаются они, как правило, в наиболее трудных для воспроизведения, малоупотребительных или незнакомых детям словах. При этом достаточно всего один-два раза поправить ребенка, дать образец правильного произношения и организовать небольшую «речевую практику» в нормативном произнесении слова, как ребенок достаточно быстро введет новое слово в свою самостоятельную речь.

Развивающийся навык речеслухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период у детей формируется «чувство языка» (интуитивное чувствование языковой нормы употребления единиц языка), что обеспечивает правильное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий и форм слов. Как отмечает Т.Б. Филичева, «если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм (играю батиком - играю с братиком; мамой были магазине - с мамой были в магазине; мяч упал и тоя - мяч упал со стола и т. д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск – это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу» .

К концу дошкольного периода развития речевой деятельности дети в норме овладевают развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Отступления от орфоэпических норм устной речи (отдельные «фонетические» и «грамматические» ошибки) не имеют стойкого фиксированного характера и при соответствующей педагогической «корректировке» со стороны взрослых достаточно быстро устраняются.
Достаточный уровень развития фонематического слуха позволяет детям овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в период школьного обучения.
Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. В преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения со взрослыми и другими детьми непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный (обусловленный ситуацией речевого общения) характер. С переходом к дошкольному возрасту, появлением новых видов деятельности, новых отношений со взрослыми происходит дифференциация функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне непосредственного контакта со взрослым. С развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка появляется потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу способа выполнения практических действий . Возникает потребность в речи, которая понятна из самого речевого контекста – связной контекстной речи. Переход к этой форме речи определяется, прежде всего, усвоением грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи как в отношении ее содержания, так и в плане возросших языковых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения.

Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием рассматриваются в работах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. . Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2–3 лет . С 5–6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка (А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, О.С. Ушакова и др.). Уже с 4 лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения . Высказывания детей пяти-шести лет уже достаточно распространенные и информативные, в них присутствует определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых не было в их жизненном опыте еще .

Однако полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. К необходимым условиям успешного овладения монологической речью относится формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов контроля и самоконтроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. Овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.К. Маркова и др.). Исследования ряда авторов показали, что дети старшего дошкольного возраста способны овладевать навыками планирования монологических высказываний (Л. Р. Голубева, Н.А. Орланова и др.) Это, в свою очередь, во многом определяется постепенным формированием внутренней речи ребенка. По данным А.А. Люблинской и других авторов, переход внешней «эгоцентрической» речи во внутреннюю в норме происходит к 4-5-летнему возрасту.

Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Многие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми предложений различной структуры для развития связной развернутой речи ребенка (А.Г. Зикеев, К.В. Комаров, Л.П. Федоренко и др.).

Как свидетельствуют исследования А.Н. Гвоздева , к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии и ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).

В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе формируется письменная речь .

Развитие речи ребенка – это сложный, многообразный и достаточно длительный процесс. Дети не сразу овладевают лексико-грамматическим строем, словоизменениями, словообразованием, звукопроизношением и слоговой структурой. Одни группы языковых знаков усваиваются раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – освоены лишь частично. При этом усвоение фонетического строя речи тесно связано с общим поступательным формированием лексического и грамматического строя родного языка. В целом же онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ребенка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности .

При написании параграфа нам были сделаны следующие выводы:


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В норме к старшему дошкольному возрасту, ребенок овла­девает всем комплексом родного языка. У него большой сло­варный запас, развитая связная речь. Ребенок грамотно и полно излагает свои мысли и делает умозаключения. Но, к сожалению, не всегда речевое развитие происходит гладко и полноценно.

И в нашей курсовой работе мы рассмотрели различные подходы к проблеме речевого развития в исследованиях психолингвистов. Исходя из поставленных нами задач мы рассмотрели в первом параграфе теоретические основы понятия речевая деятельность и речевая способность. Во втором параграфе мы раскрыли структуру речевой деятельности в дошкольном возрасте в исследованиях психолингвистов.

В ходе написания нами были сделаны следующие выводы:

¾ Речевая деятельность как вид деятельности человека изучается многими науками философией, педагогикой, психологией, лингвистикой, психолингвистикой. И изучение идет каждой наукой со своей точки зрения.

¾ Психолингвисты дают свое определение понятию речевая деятельность, определяя его как деятельность человека направленная на реализацию и усвоение процессов говорения и слушания. Речевая способность как средство реализации речевой деятельности включает в себя опыт приобретенный людьми в процессе культурно-исторического развития.

¾ Более приемлемой классификацией стадий развития речи в онтогенезе мы считаем классификацию А.А. Леонтьева. Именно эта классификация наиболее точно отражает ход развития речи.

¾ Главным периодом развития речи является дошкольный возраст с 3 до 7 лет. На основе полученных навыков в этот период происходит дальнейшее развитие не только речи, но и всех психических процессов связанных с речью, таких как мышление, память, воображение.

Проблема развития речевой деятельности будет оставаться значимой в дошкольном возрасте. С развитием речи происходит развитие всех психических функций ребенка и развитие это тесно взаимосвязано. И исследования данной проблемы разными сферами науки помогают педагогам разрабатывать новые методики для развития речи детей дошкольного возраста, т.к. на основе полученных знаний в дошкольном возрасте строится дальнейшее развитие ребенка.

Паспорт проекта:

  • Тип проекта: длительный, творческий
  • Сроки реализации: 5 месяцев
  • Участники: дети подготовительных групп
  • Руководитель: учитель-логопед Хрищатая Г. П.

Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития

Задачи:

  1. Составить план по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  2. Выявить уровень развития творческих потенциалов у детей
  3. Познакомить родителей с приёмами развития творческих способностей у детей
  4. Составить перспективный план по развитию речевой моторики с помощью логосказки
  5. Оформить рукописную книгу со сказками и стихами детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Предполагаемый результат: Умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи

Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности

Актуальность: Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:

  • снижение мотивации в деятельности
  • снижение познавательных интересов
  • бедный запас общих сведений об окружающем
  • несформированность операционных процессов
  • сложность в создании воображаемой ситуации
  • недостаточная точность предметных образов – представлений
  • непрочность связей между зрительной и вербальной сферами

Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области.

Творческая реализация проекта:

  1. Диагностика творческих способностей детей: Методика «Как спасти зайца» , «Солнце в комнате» авторы: (В. Синельников, В. Кудрявцев)
  2. Тест (с родителями)
  3. Составление и реализация плана по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
  4. Консультации для родителей «Приёмы развития творческих способностей детей» , «Как развивать речь ребёнка с помощью чистоговорки»
  5. Сочинение сказок и стихов с детьми с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности (совместно с родителями)
  6. Оформление рукописной книги «Мои первые сказки»

Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей. Для этого использовалась методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев, (гистограммы 1 и 2) .

Гистограмма 1.

Гистограмма 2.

Из гистограмм 1 и 2 видно, что большее количество баллов получили менее 50% детей. Это подтверждает то, что у детей с нарушением речи творческие способности имеют свои особенности и слабо развиты.

К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности? (Гистограмма 3.)

Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»

Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка.

Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?

  1. Ребёнок интересуется энциклопедиями книгами из серии «Хочу всё знать»
  2. У моего ребёнка нет тяги к книгам

Какие книги стоят на полке в его детской?

  1. Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература
  2. На полках в детской мало книг

Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?

  1. Да, он постоянно что-то придумывает, пересказывает
  2. Не помню такого

Воображает ли он себя персонажем сказок?

  1. Да, он представляет себя разными героями

Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?

  1. Да, часто

Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?

  1. Да, никогда не забуду
  2. Нет, он плачет, когда не покупают игрушки, сладости

Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:

  1. Знает наперёд все ответы
  2. Не смотрит такие передачи

Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?

  1. Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг

Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:

  1. Он эмоционален и артистичен
  2. Он предпочитает слушать, не очень эмоционален

Гистограмма 3.

После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%)

В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей.

Перспективный план работы:

  1. Артикуляционные упражнения по логосказкам и игровым тренингам (план по месяцам)
  2. Составление творческих рассказов (О. С. Ушаковой серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят» , демонстрационный материал Т.Ю. Бардышева. Е.Н. Моносова)
  3. Пересказ и составление сказок с помощью театра (настольного, пальчикового, фланелеграфа:
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Три медведя»
  • «Гуси-лебеди» и др.

4. Составление рифмы по лексическим темам

5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану)

6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:

  • Речевых тренажёров (Истории про колобка)
  • Мнемотехники (чистоговорка «Колобок» , «Ну и лошадка» «Платок» , «Две руки» , «Ромашки» , «Пирог» и др., сказки «Репка» , рассказы о временах года, по темам
  • Живая мнемотехника (видео)
  • «Сказка-малышка» (по кубикам)

7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам)

8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану)

9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:

  • «Составь описание»
  • Составь рассказ по картинкам: «Летом» , «На реке» , «Ёжики» , «Гроза»
  • Перескажи сказку о букве («Буквенные сказки» )
  • «Радуга» (по картинкам)
  • «Рифмованные миниатюры»

10. Составление сказок по любимым мультфимам:

  • Истории про «Смешариков»
  • Истории про «Машу и медведя»
  • Истории про «Лунтика»

11. Составления сказок о героях – помощниках:

  • Интерактивная собачка «Шонни»
  • Змейка «Нила»
  • «Каркуша»
  • «Незнайка»
  • Клоун «Стёпа»

12. Игры и упражнения: «Салат из сказок» , «Попробуй угадать конец фразы» , «Добавь слова» , «Слова перепутались» , «Оживим картинку» , «Видеоскоп» , «Мысленное путешествие по картинке» и др.

В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги.

учитель-логопед высшей категории

Хрищатая Галина Петровна

МДОУ №12 «Сказка» , г. Оленегорск,

Мурманской обл.

Литература:

  1. Шорохова О. А. Играем в сказку. М., изд.: ТЦ Сфера, 2006
  2. И. Л. Лебедевой Трудный звук, ты наш друг! М., изд.: Вентана-Граф, 2008
  3. Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки. Ж Логопед № 2, 2008
  4. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., Изд.: ГНОМ, 2012
  5. Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. Изд.: Детство-Пресс, СПб, 2011
  6. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М, изд.: Линка-Пресс, 2008
  7. Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей - ринолаликов дошкольного возраста. Ж. Дефектология № 2 1996
  8. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М. Изд.: ГНОМ, 2004
  9. Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! СПб. Изд. Дом Литера, 2009
  10. Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М., 2006

Языковая способность представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Развитие речевой деятельности в онтогенезе в отечественной психолингвистике принято понимать как развитие языковой способности (А.М. Шахнарович).

В коррекционной педагогике понятие языковой способности (Е.Н. Винарская, Л.П. Носкова и другие) имеет комплексный характер и в качестве компонентов включает:

  • восприятие словесной информации;
  • прослеживание предметных и речевых действий, ассоциирование предметных отношений с языковыми, подражание ребенка взрослому в выполнении различных движений и действий;
  • улавливание аналогий и регулярностей в речевых средствах в соотнесении с системой языка;
  • воспроизведение речевых высказываний по образцу и символизацию.

В 6-7 лет у детей с нормальным развитием речи завершается формирование подструктур языковой способности, объединенных функциональными связями. На данном этапе наиболее значимыми оказываются связи вокруг семантического компонента. Начинается стадия вторичной интеграции. Дети не только активно пользуются различными типами связей слов внутри предложения, между частями высказывания, но и начинают осваивать разные типы текстов.

В условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к исследованию языковых способностей.

Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л. Рубинштейн); различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М. Теплов); способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н. Леонтьев). При этом специальные языковые способности трактуются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (И.А. Зимняя, М.К. Кабардов, Л.А. Якобовец).

В последние десятилетия поиск путей совершенствования коррекционно-логопедической работы привел к сближению логопедии с психолингвистикой . Многие авторы в качестве основного дефекта у детей с общим недоразвитием речи стали называть недостаточность в развитии языковой способности. При этом происходит сбой в развитии коммуникативной, ритмической, познавательной, символической и других способностей, что выражается в снижении способности к усвоению эталонов, символов, условных заместителей, моделей.

Актуальность проблемы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика их развития применительно к практике остается неразработанной в полной мере .

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что «содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)» .

Так, образовательная область «Речевое развитие» включает «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи…» .

Реализация данного содержания, на наш взгляд, связана с языковой способностью дошкольников.

Развитие языковой способности выступает как небезразличное отношение к речевому поведению говорящих людей и к самой языковой материи, как особая активность в усвоении и применении речевых средств для установления контактов с окружающими и обозначения предметов, их действий и качеств.

Для системного и эффективного развития языковой способности нами была разработана модель.

Модель - это схематическое изображение совокупности различных методов, приемов, условий, объединенных в единое целое и направленных на решение общей цели и частных задач.

Фундаментом модели являются следующие психолого-педагогические подходы:

  • личностно-ориентированный,
  • коммуникативно-деятельностный,
  • комплексно-тематический,
  • структурно-функциональный.

В основу данной модели легли принципы организации условий по развитию языковой способности старших дошкольников: баланс между совместной и индивидуальной деятельностью детей, предоставление условий свободы выбора, соответствие интересам воспитанников, зона актуального и ближайшего развития, принцип речевого комментирования и обыгрывания элементов среды, моделирование языковых явлений и экспериментирования, полифункциональности использования помещений и оборудования.

Данная модель раскрывает условия развития языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Условия можно подразделить на четыре блока:

  • учет психолого-педагогических особенностей детей,
  • требования к речи педагога,
  • построение предметно-развивающей среды,
  • предметно-практический инструментарий.

Стоит отметить, что выделение данных блоков весьма условно, они взаимодополняют и тесно проникают друг друга. В 6-7 лет начинается обучение детей навыкам звуко-буквенного анализа и первоначальным навыкам чтения. Совершенствуется система ориентировки на фонетическую сторону речи. Фонологический компонент начинает претендовать на ведущую роль вместе с семантическим компонентом языковой способности. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Требования к речи взрослого можно подразделить на требования к речи педагога и требования к речи других взрослых, такими являются и сотрудники ДОО (помимо педагогических работников), и члены семьи ребенка: родители, бабуши и дедушки, дяди и тети, а также старшие и младшие братья и сестры. По своей сущности
требования к речи взрослого будут идентичны как для первой, так и для второй группы взрослых. Отличия будут заключаться в методах и приемах работы по формированию правильной речи взрослого.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит:

  • в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и так далее), во время прогулок;
  • в процессе игр;
  • при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года);
  • в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе);
  • во время праздников и развлечений и другое.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, к самостоятельной речевой активности. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Так, в центре театрализованной деятельности ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театров, подобрать атрибуты для игры-драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность.

Логоритмическая студия позволяет ребенку поставить правильную речь, сформировать навыки артикуляционной выразительности речи.

В студии мультипликации дети в непринужденной обстановке, в игре развивают устную речь. Озвучивая собственные мультфильмы, дети учатся контролировать и осознанно использовать все разнообразие средств выразительности устной речи.

Компьютерный класс с оснащенной медиотекой, в которой собраны игры на развитие языковой способности старших дошкольников, также способствует развитию языковой способности. К

аждому ребенку хочется иметь свои секреты, личные, никому не рассказанные. Для этого в группах могут быть «сундучки секретов» - здесь дети раскладывают свои самые сокровенные тайны, сохраняемые в сундучках и шкатулках.

Для развития языковой способности старших дошкольников возможно использование специально организованных педагогических ситуаций, проблемных, ситуаций-иллюстраций, упражнений, языковых игр и литературных проектов.

Для самостоятельных игр в театр в каждой группе важно создать условия для обыгрывания разных литературных произведений в разных видах театра. Театрализация художественных произведений помогает воспитанникам ярче и правильнее воспринимать содержание произведений. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от дошкольников вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это несомненно способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Таким образом, решая задачи речевого развития дошкольников, необходимо помнить, что умение общаться определяет многое в нашей жизни. Развитая речь, умение ориентироваться в жизненных ситуациях речевого общения - ключ к успеху во всех видах деятельности человека, а дошкольный возраст, наиболее благоприятный к развитию как коммуникативных, так и языковых способностей человека.

Литература:

1. Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ: научно-методическое пособие / под ред. Н.И. Левшиной, В.И. Турченко. - Магнитогорск, 2010.

2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2000.

3. Шахнарович А.М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - 1991. - С. 185-220.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Материал предоставлен , март 2015.

по обобщению педагогического опыта инновационной

деятельности воспитателя

МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида»

Мануховой Галины Николаевны

«Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Практическая деятельность по теме «Развитие речевых способностей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность» ведётся с 2011 года. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к развитию личности, мотивации способностей детей в различных видах деятельности .

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоение выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.

Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребёнка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения (индивидуальных и коллективных), в которых воспитатель ставит определённые задачи развития речи, а ребёнок участвует в свободном общении. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребёнку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира и именно через общение с другими людьми человек реализует себя, как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания, в работе с детьми используются и лучшие образцы народной педагогики – это применение сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - особенность сказки.

Актуальность работы заключается и в том, что с каждым годом увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи. Данная форма речевой аномалии характеризуется тем, что при нормальном слухе и интеллекте у детей задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики , лексики, грамматики. Чистая и правильная речь ребёнка является одним из важнейших условий его всестороннего развития. Чем богаче словарный запас дошкольника, тем легче ему высказать свои мысли, установить содержательные и полноценные отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Ведущая педагогическая идея овладеть родным языком как средством и способом общения и познания.

Опыт работы направлен на развитие речи детей дошкольного возраста. Главная цель - это формирование функций речи, побуждающих ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению формирования речи, диалога и, как, следствие этого, монолога. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

· освоения языка как средства общения;

· уважение к личности каждого ребёнка;

· проявление инициативы в высказываниях;

· формирование бережного отношения к родному языку;

· обобщение имеющегося личного опыта в форме устного высказывания;

· овладение средствами и способами построения развёрнутого текста;

· закрепление и развитие у детей е навыков речевого общения, речевой коммуникации;

· формирование навыков построения связных монологических высказываний;

· развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

· целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).

Основными условиями для успешного развития речи дошкольника являются:

Интересно организовывать жизнь ребёнка;

Побуждать постоянно ребёнка говорить;

Создавать соответствующую обстановку, среду (у хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети);

Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка, из всех талантов самый главный талант - общение;

Давать детям одинаковые стартовые возможности.

Развитие речи охватывает следующие блоки.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

5. Поручения и задания. Существует ещё один методический приём, тоже связанный с разговором, которому придается большое воспитательное значение, это методически продуманные поручения, которые даются детям.

Ребёнку даётся определённое поручение. Желательно, чтобы такое поручение имело практическое, ребёнком осознаваемое значение. При этом он должен:

1) внимательно выслушать, что ему говорят;

3) запомнить сказанное;

4) выполнить поручение;

5) дать словесный ответ о выполненном;

6) в итоге оказать помощь.

Таким образом, к активности привлекаются внимание, интеллект, память, моторика, речь.

Поручение старшим детям должны носить практический характер: они могут быть разнообразны, должны постепенно усложняться и по возможности завершаться точным речевым отчётом.

6. Чтение . На определённой ступени художественное чтение как таковое отмежевывается от рассказа и выступает как самостоятельный фактор в деле освоения ребенком живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушенной целости.

7. Дидактические игры . Взаимоотношение между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Дидактическая игра – это формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму. Она формирует психическое новообразование, учебную деятельность, общеучебные умения, навыки самостоятельной учебной работы.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

Игры с предметами (игрушками, природным материалом);

Настольно печатные;

Словесные.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребёнка.

8. Использование информационно-коммуникативных технологий . Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникативной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Наш детский сад подключен к сети интернет. Это позволяет использовать образовательные ресурсы интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, конспектов НОД и другие.

9. Заучивание стихотворений. Ребёнок с рождения начинает интересоваться миром звуков, отзываться на него, рано проявлять выраженную чуткость к восприятию ритма. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи в соответствующем, отборе всегда производят впечатление на детей.

Хорошее стихотворение – та же музыка. Самые маленькие дети постигают его ритм, способны наслаждаться созвучием его строф, красотой построения. Эти музыкальные слуховые восприятия, связанные иногда лишь частично с пониманием влитого в них содержания.

10. Индивидуальная работа. Учитывая уровень достижения детей, педагог определяет содержание работы с ним. Подбор заданий, отличающихся при общей познавательной цели и общем содержании разной степенью трудности, способствует поддержанию устойчивого интереса детей разного уровня сформированности знаний, умений и навыков на протяжении всего занятия. В тоже время, детям высокого уровня развития может быть предложен материал с усложнением, а детям более низкого уровня развития – упрощённый материал. Для них планируется повторяемость операций, большое внимание уделяется закреплению пройденного материала.

Анализ результативности.

Сравнивая результаты практической деятельности на основе диагностики детей можно сказать, что проводимая работа в этом направлении свидетельствует о том, что в течение последних двух лет произошли качественные изменения. Результаты диагностики показали, что в начале учебного года (сентябрь 2011 год) 38% детей имели низкий уровень по всем четырём направлениям, 42% - средний уровень и только 20% - высокий. К концу следующего года обучения (май 2013 год) диагностические срезы показали следующее: 36% - высокий уровень, 56% - средний и 8% - низкий.

Таким образом, судя по показателям, развития речевого творчества через познавательное развитие имеет огромное значение в обучении детей дошкольного возраста. В процессе образовательной деятельности и свободной речевой деятельности у детей развивается нестандартность мышления, свобода, раскрепощённость, индивидуальность, у дошкольников формируется любовь к родному русскому языку, рождается чувство уважения к своему народу, к своей Родине.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Прежде чем приступить к работе над вышеназванной темой, была проведена диагностика, которая включала обследование, как воспитанников, так и родителей. Результаты показали отсутствие системы речевого развития, низкий уровень знаний, недостаточность материально-технической и методической базы. Дети детского сада имели достаточно низкий уровень словарного запаса, грамматики, даже звуковая культура не соответствовала норме на данном этапе. Большинство современных семей при анкетировании и беседе имеют низкий уровень по составлению творческих рассказов, язык очень беден, а средство выразительности вообще отсутствуют. Предложения в рассказе примитивные.

Основные трудности в использовании данного опыта заключаются в том, что родители почти не занимаются с детьми, мало читают, не пересказывают, поэтому речевое творчество у детей отсутствует.

Опыт по «Развитию речевых способностей детей дошкольного возраста через познавательную творческую деятельность». перенимается педагогами МДОУ «Детский сад № 98 комбинированного вида» и может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кисаретова Лилия Васильевна,

педагог ШРР «Тропинка»

Куйбышевского ДДТ

Новосибирская область, город Куйбышев

Развитие языковых способностей

дошкольников через игровую деятельность

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в

них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни.

Ш. А. Амонашвили

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. К сожалению, последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников.

Передо мной, как педагогом, непосредственно занимающимся развитием речи дошкольников, встал вопрос: какие же формы совместной деятельности по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализировала возрастные особенности детей данного возраста. Анализ показал, что детям трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям дошкольного возраста свойственна подражательность; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Исходя из актуальности проблемы, мною была поставлена цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность.

Показателями речевого развития являются языковые способности дошкольников: звуковая культура речи (устойчивое чистое звукопроизношение), грамматика (точное формо- и словообразование), связная речь (самостоятельное составление небольшого творческого рассказа). Этот перечень показателей, конечно, нельзя назвать исчерпывающим. Это зависит от того, какую задачу ставит перед собой педагог. Мною же были сформулированы следующие задачи:

  1. развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
  2. расширять и обогащать словарный запас;
  3. учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы);
  4. развивать мелкую моторику рук;
  5. воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно только в условиях эффективного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса:

  1. представлять детям возможность выбора в процессе игровой деятельности;
  1. стимулировать дошкольников комментировать (сопровождать речью свои действия);
  2. внимательно и тактично наблюдать за игрой детей;
  3. создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности;
  4. поощрять проявление детского словотворчества;
  5. поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
  6. предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения;
  1. овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

В соответствии с данными условиями, мною определены основные направления работы по развитию языковых способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи:

  1. воспитание звуковой культуры речи;
  2. развитие грамматически правильной речи;
  3. развитие связной речи.

Реализуя свою воспитательно-педагогическую деятельность по заданным направлениям, осуществляю подбор игрового материала:

  1. Игры на развитие звуковой культуры речи.

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов («Придумай слово», «Строим дорожку», «Поймай слог»…);

  1. Игры на формирование грамматического строя речи.

В этом блоке собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола («Подбираем рифмы», «Домики», «Кузовок»», «Чье все это?»…);

  1. Игры на развитие связной речи.

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение», «Пойми меня», «Если бы…».

В результате реализации данной работы ребенок к концу года:

  1. овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов;
  2. проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
  3. в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
  4. проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно;
  5. правильно произносит все звуки родного языка;

рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправленном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств.

Януш Корчак

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие языковых способностей дошкольников через игровую деятельность (Творческий отчет) Кисаретова Лилия Васильевна, педагог ШРР «Тропинка» Дом детского творчества Новосибирская область город Куйбышев 2013г

Ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движения своей жизни. Ш. А. Амонашвили

Введение Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. В последнее время очень часто родители уделяют недостаточно внимания развитию речи ребенка в раннем возрасте, что приводит к нарушению процессов речевого онтогенеза и ведет к проявлению следующих проблем: нарушенное звукопроизношение, ограниченный словарный запас, несформированность грамматического строя речи, отсутствие связной речи. Поэтому группа предшкольной подготовки – это необходимая и важная ступенька для решения проблем речевого развития будущих первоклассников. Опыт ребенка формируется в игре. Играя, ребенок тренирует определенные умения и получает навыки. В речевых играх тренируются умения правильно произносить звуки и различать их, описывать свойства и качества, правильно употреблять речевые конструкции и т. д. Игры в занимательной форме учат ребенка пользоваться родной речью.

Цель - обеспечение условий для развития языковых способностей дошкольников через игровую деятельность Задачи: развивать и совершенствовать все стороны устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь). расширять и обогащать словарный запас; учить диалогической речи (активное участие в беседе, умение слушать, отвечать, задавать вопросы); развивать мелкую моторику рук; Воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ представлять возможность выбора в процессе игровой деятельности; стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия); внимательно и тактично наблюдать за игрой детей; создавать условия для реализации различных видов игровой деятельности; поощрять проявление детского словотворчества; поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты; предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения; овладевать в игровой деятельности «языком чувств».

Основные направления работы по развитию языковых способностей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность на занятиях развития речи

РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИИ Ребенок к концу года: овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных простых предложений, коротких текстов; проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению; в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы; проявляет критическое отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно; правильно произносит все звуки родного языка; рассказывает истории, что является следствием развития фантазии.

Уровни развития языковых способностей дошкольников по итогам промежуточного обследования (диагностический инструментарий см. приложение)

Результаты работы по развитию языковых способностей дошколь-ников через игровую деятельность свидетельствуют о том, что речь детей активнее развивается при систематическом, целенаправлен-ном использовании дидактических игр в ходе занятий.

Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств. Януш Корчак …


Загрузка...