domvpavlino.ru

Дом висенс описание. Дом Висенс, Барселона: фото и отзывы. Винные погреба Гуэля

Название :

Местонахождение : Барселона (Испания)

Создание : 1883 - 1888 гг.

Стиль : Испанский модернизм, Мудехар

Архитектор(ы) : Антонио Гауди

Заказчик / Основатель : фабрикант керамической плитки Мануэл Винсенс Мунтанера

Архитектура особняка Висенс

Дом Висенс был первой значительной работой Антонио Гауди. Расположенный на улице Каролинес он строился в период между 1883 и 1888 годами по заказу фабриканта керамической плитки Мануэла Висенса Мунтанера. Стиль мудехар — часто используемый барселонскими архитекторами в эту эпоху — доминирует в этом здании, в котором сочетание керамической плитки и кирпича создает исключительную по силе выразительность.

Осматривая дом, надо иметь в виду, что при его постройки это был особняк с садом, расположенный на открытом пространстве барселонского предместья Грасия, и воспринимался несколько иначе. Плотная городская застройка пришла сюда позже, отхватив кусок сада, и сейчас здание стоит в ряду других на неширокой улице, утратив часть своей скульптурной выразительности, так как для обозрения остался доступен только главный фасад.

Особняк задуман как летняя резиденция. Здание четырехуровневое: подвал, цокольный и два жилых этажа, на которых соответственно расположены кладовая, гостиные, спальни и комнаты прислуги.

Гауди все продумано так, чтобы здесь было приятно находится летом: просторные, хорошо проветриваемые помещения, большой сад, в котором раньше были искусственный водопад и фонтан Святой Риты, снесенные после того, как часть территории отдали под строительство других домов.

Дом Висенс, первая крупная работа Гауди, отличается конструктивной простотой, преобладанием прямых линий и явной ориентацией на арабскую архитектуру, проявляющуюся в использовании ячеистой лепнины внутри помещений и кирпича снаружи.

Массивные стены здания сложены из камня, потолки на нижнем уровне поддерживаются сводами горизонтальной кладки, а на остальных этажах — деревянными стропилами.

Элементы отделки включают многоцветную керамику фасадов с изображением местных растительных видов в комбинации с белой и зеленой плиткой, оформление балкона, выходящего в сад, интерьер курительной комнаты и столовой, для которой Гауди спроектировал часть меблировки.

Здание включено в списки историко-культурных памятников города Барселоны. в 1969 году было объявлено памятником культурно-национального значения. Но несмотря на все эти более чем заслуженные статусы, особняк до сих пор находится в частных руках, и владельцы, в отличие от тех, кому в наследство посчастливилось получить дом Бальо и, не без выгоды для себя, открыть его для общественного доступа, упорно не желают поступать также, используя его исключительно как свое «жилье». Причем живет там несколько отдельных семей, тогда как дом спроектирован как особняк, где большая доля помещений — общесемейнная. Внутрь не попасть, ставни первого этажа наглухо закрыты. Чудеснейшие интерьеры недоступны.

Тем не менее благодаря тому, что эта жемчужина Гауди находится по пути в парк Гуэль , если ехать к нему на метро (станция Lesseps) , здание осаждают знающие туристы. И иные барселонцы, видимо в знак протеста против сложившейся ситуации, когда национальное достояние находится в руках кучки мелочных и недалеких людей, проходя мимо, демонстративно просовывают свои смартфоны сквозь чудесную «пальмовую» решетку, чтобы сделать кадр-другой и позлить хозяев.


Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 320bis
рус. англ. фр.

Дом Висенс в Барселоне

Дом Висенс (кат. Casa Vicens ) - частный жилой дом, построенный в -1885 годах в Барселоне архитектором Антони Гауди для семьи Мануэля Висенса , одна из достопримечательностей каталонской столицы. Здание расположено по адресу: улица Каролинас (кат. Carrer de les Carolines ), 22-24, в районе Барселоны Грациа и является первым крупным заказом Гауди.

Проект дома был выполнен А. Гауди в 1878 году, то есть практически одновременно с получением диплома архитектора . Дом, предназначенный под летнюю резиденцию, был заказан М. Висенсом, фабрикантом кирпича и керамической плитки. Он был построен из необработанного камня и цветных керамических плиток, расположенных в шахматном порядке с растительными орнаментами. Керамическая плитка является данью деятельности его владельца.

В плане дом представляет собой практически правильный четырёхугольник, форму которого нарушает лишь столовая и курительный салон. При строительстве дома Гауди использовал большое число различных декоративных элементов, таких как башенки, эркеры , балконы , выступы фасадов . Это позволило ему, несмотря на простоту формы здания, добиться удивительного богатого объёмного решения. Основным строительным материалом является необработанный камень, который молодой архитектор использует в сочетании с производимыми заказчиком кирпичом и полихромными изразцами , образующими шахматный или цветочный узор.

И конструктивное, и декоративное решение здания выполнены под влиянием испано-арабского стиля мудехар , особенно заметного в верхней части здания, однако в оформлении здания явственно ощущается свойственное более позднему Гауди стремление к поиску новых форм и декоративных элементов. Эта работа Гауди, по сути, является одной из первых архитектурных работ в стиле модернизма , который резко контрастировал с преобладавшим в то время эклектизмом . Уже в этой ранней работе выявляется стремление Гауди к созданию архитектурного ансамбля , в котором важна каждая деталь. Поэтому он сам спроектировал оригинальные решётки ворот, окон и балконов и выполнил эскизы интерьеров столовой и курительной комнаты.

До 1925 года, когда домовладельцы провели реконструкцию дома и было выполнено расширение улицы Каролинас, дом был окружён садом. В ходе этой реформы, а также после продажи в 1946 и 1962 годах части земельного участка большая часть сада прекратила своё существование, а вместе с ней были утрачены часть ограды, ротонда и фонтан с каскадом.

С 2005 года дом Висенс вместе с другими творениями Антони Гауди включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поскольку дом является частным владением, его посещение для осмотра внутреннего убранства невозможно. Однако один день в году, 22 мая, в день Св. Риты, дом открыт для «соседей и городских жителей».

Литература

  • Весь Гауди. Издательство Editorial Escudo de Oro, S.A. Barcelona. ISBN 84-378-2269-6

Дом Висенс

Официально периодом создания дома Висенс является 1878-1888 годы. Однако эти цифры носят весьма условный характер. Так, известен тот факт, что Гауди подписал проект только в 1883 году. Он дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома.

Дом Висенс после расширения улицы Сан-Хервасио

Дом Висенс стал первым значительным произведением молодого, сравнительно недавно начавшего самостоятельную работу архитектора. Тогда заказчиком постройки был известный в то время в Испании крупный фабрикант, производивший керамическую плитку, Мануэль Висенс Монтанер. То обстоятельство, что заказчик являлся еще и продавцом плитки, на определенном этапе развития творчества зодчего сыграло свою роль. В дальнейшем Гауди будет проводить массу экспериментов по применению керамики в отделке сооружений разного характера.

Новый дом должен был появиться на участке площадью 0,1 га (30 х 34,5 м). С восточной стороны участок был ограничен брандмауэром. Уже в первой работе мастера были намечены основные принципы его творческой манеры. Современники посчитали генеральный план здания дома Висенс неожиданным по своему архитектурно-художественному решению и оригинальным: фасад особняка располагался близко к брандмауэру и уходил внутрь сада выступами.

План здания был рассчитан так, что постройка легко вписывалась в отведенный полукруг участка. Поэтому можно в равной степени говорить о существовании одного или трех фасадов здания. Подобное архитектурное решение позволило создать настоящее произведение искусства.

При движении по улице Каролинас (позже расширенная так, что восточный фасад дома Висенс оказался на красной линии) поочередно один за другим открываются все три фасада здания. При этом создается впечатление грандиозного зрелища, постепенно открывается весь вид дома, похожего на театральные подмостки, уставленные декорациями.

Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией. Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля – деревянные.

Ситуационный план дома Висенс. 1883 год


Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам.

Нововведением Гауди стала также и особенная, необычная для того времени, конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами.

Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными балконами.

Не менее примечательным, чем архитектура здания, был и интерьер дома Висенс. В целом его можно назвать, скорее, богатым и пышным, нежели строгим и гармоничным. Современные исследователи творчества Гауди затрудняются ответить на вопрос, чем руководствовался Гауди во время отделки внутренних помещений здания – собственным вкусом или пожеланиями заказчика. Однако большинство искусствоведов склонны считать, что интерьер дома Висенс, вероятнее всего, отвечает вкусам самого хозяина.

Так, например, из воспоминаний современников испанского мастера стало известно, что изразцы с изображением желтых бархатцев были сделаны со слов самого Мануэля Висенса Монтанера. По всей видимости, в первые годы самостоятельной работы Гауди стремился к тому, чтобы архитектурное произведение было плодом совместных творческих поисков заказчика и художника.

Действительно, в те годы частный заказчик нередко становился соавтором того или иного архитектурного произведения. Зачастую искусствоведы склонны видеть зависимость смены определенных этапов в творчестве мастера от заказчиков. Некоторые исследователи говорят даже о том, что тому или иному периоду развития архитектурного искусства в целом соответствует тот или иной тип заказчика.

Мануэль Висенс Монтанер, видимо, относился к тому типу заказчиков-буржуа, которые не только не стыдились своего ремесла, но и старались всячески выставить его на всеобщее обозрение.

Если говорить о развитии мирового архитектурного искусства, то подобный Висенсу тип заказчика существовал тогда и в Англии. Именно там жил владелец крупных месторождений сланца и плантаций, расположенных на Ямайке, Джордж Доукинс. В 1827 году он сделал заказ на строительство замка в норманнском духе, образ которого был навеян романами Вальтера Скотта.

Заказ Доукинса выполнял известный тогда архитектор Томас Хоппер. Он стал автором так называемой норманнской архитектуры, созданной на основе сохранившихся в старинных манускриптах орнаментов. Результат многолетней работы превзошел все ожидания заказчика. Это была поистине грандиозная постройка. Тщеславие же владельца копий сланца было удовлетворено сполна: все в новом доме, включая и парадную комнату, было выложено из сланца.

Мануэль Висенс Монтанер представлял собой тот же, что и Джордж Доукинс, тип заказчика, больше стремившегося к тому, чтобы прославить свое собственное имя. Настоящему же художнику и мастеру, каковым был Антонио Гауди, нужен был другой заказчик, который предоставил бы архитектору полную свободу действий в решении поставленных художественных задач.

Для Райта таким заказчиком был Кауфман, для Шехтеля – Рябушинский. Подобный клиент, к счастью, нашелся и для испанского мастера. Им стал крупный меценат Кондэ де Гуэль.

Однако вернемся к описанию архитектуры дома Висенс. С точки зрения определенного этапа развития творчества Антонио Гауди здание дома Висенс стало для зодчего своеобразной экспериментальной площадкой, где художник впервые опробовал разработанные им способы воплощения художественного замысла в действительность. Так, например, именно при создании дома Висенс мастер использовал пластичные линии, которые в дальнейшем стали характерной чертой его творчества.

Кроме того, в архитектуре дома Висенс Гауди впервые применил так называемую технику свободного пространственного коллажа. Именно с такой техникой связаны используемые мастером смелые комбинации стилизованных фигур модерна, выросшего на испано-мавританской почве (примером могут служить белые и зеленые изразцы, установленные по основным вертикальным линиям и над перемычками окон, сталактитообразные консоли и арки-многоугольники), чистые элементы мавританской архитектуры (конструкция фальшпотолка курительной комнаты и украшенные арабскими надписями фонари в той же курительной комнате) и так называемые ориентальные мотивы, отраженные в многочисленных росписях.


Купол в курительной комнате дома Висенс


Несмотря на такое большое количество традиций, используемых Гауди при постройке дома Висенс, коллаж, заложенный в основе архитектуры здания, носит весьма персоналистический характер. Дом Висенс нельзя назвать воплощением стиля «мудехар». Действительно, некоторые его черты можно разглядеть в стиле дома, но не более того.

Анализируя архитектуру дома Висенс, видимо, нужно говорить об эклектизме традиций и одновременно способов выражения персонального авторского замысла. Композиция здания дома Висенс построена на необычайно остром конфликте. Ярким примером тому может служить очевидное противоречие: видимому устремлению всего сооружения вверх противопоставлены ярко выраженные и потому отяжеляющие здание горизонтальные линии двух первых этажей.

Подобное сочетание несочетаемого можно также разглядеть и в решении интерьера дома. Наиболее ярким примером этого является оформление столовой в доме Висенс. Общему затемненному фону комнаты, выдержанной в строгом стиле, словно противопоставлена светлая стена со встроенным в нее камином, украшенным светлыми и яркими изразцами, изображающими растения и птиц.

Использование растительных и животных мотивов в оформлении столовой дома Висенс


Однако композиционный конфликт Гауди не оставляет без решения. Острое противоречие автор смягчает несколькими деталями.

Во-первых, это использующаяся архитектором и уложенная в шахматном порядке квадратная плитка, которая приводит к тому, что происходит сглаживание противостояния, возникающего между горизонтальными и вертикальными линиями.

Во-вторых, это использование диагональных линий, лежащих в основе арок и «сталактитов». И в-третьих, это напоминающие легкое кружево кованые решетки и выполняющие роль ковров картины, выложенные из керамической плитки с включениями, сделанными из дикого камня.

Как известно, дом Висенс подвергался многочисленным перестройкам. А потому судить сегодня о масштабах авторского замысла не приходится. Но и сейчас дом Висенс признан одним из красивейших сооружений Барселоны.

Каждая архитектурная деталь, созданная Гауди, имела значение. Так, когда-то от улицы Каролинас здание дома Висенс было отделено глухой кирпичной стеной. Ограждение полностью закрывало нижнюю часть дома, отчего тот казался грандиознее и значительнее по размерам, чем это было на самом деле.

Здание дома Висенс до реконструкции


Массивная стена вместе с решеткой ворот, сделанной в виде пальмовых листьев, создавала необычайно яркий контраст. Следует заметить, что решетка была выполнена близким другом архитектора, скульптором Лоренцо Матамала Пиньолем, а отлил и выковал ее кузнец Хуан Оньес. В настоящее время решетка утеряна, а потому контраст, воплощенный когда-то мастером, утрачен.


Решетка ограждения дома Висенс


Самые значительные изменения были проведены в саду дома Висенс. Так, например, Антонио Гауди, следуя своему проекту, распорядился создать на юго-западной стороне участка каскад, который состоял из параболической арки-грота, увенчанной монументальным портиком. Нужно сказать о том, что декоративный каскад и здание дома составляли единое целое как с точки зрения стиля композиции, так и с точки зрения масштабности задуманного произведения.

Спустя некоторое время владельцем дома Висенс стал другой человек. С разрешения Гауди архитектор Хуан де Мартинес по заказу нового хозяина провел частичную реконструкцию дома и сада. Однако общий стиль и дух архитектуры, созданные Гауди, все же удалось сохранить.

Наиболее существенным изменениям подвергся декоративный каскад, после реконструкции утративший грот и ставший подобием обычной триумфальной арки, словно предназначавшейся для того, чтобы соединить старый и новый садовые участки.

Изменениям подвергся и интерьер дома. По проекту Гауди на первом этаже была установлена парадная лестница. Ее заменил огромных размеров зал. Была изменена также и конструкция галереи, которая по первоначальному проекту, представленному Гауди, довольно сильно выдавалась в сад.

Искусствоведы говорят о том, что наибольшей эстетической ценностью обладал фонтан, установленный в центральной части упомянутой выше галереи. Его конструкцию составляли мраморная раковина, выполненная в стиле ренессанс, и большая чаша, сделанная в форме эллипса и собранная из тонких железных прутьев. Попадая из раковины в чашу и проходя между прутьями, вода переливалась всеми цветами радуги, образуя поистине чудесное зрелище.

В 1925 году, уже после завершения работ по реконструкции, муниципальный совет Барселоны объявил здание дома Висенс лучшей постройкой года. Таким образом, первое официальное признание пришло к архитектору только спустя 37 лет после начала самостоятельной работы.

В дальнейшем, в 40-е и 60-е годы XX столетия, прилегавшие к дому Висенс садовые участки были проданы, а само здание оказалось со всех сторон окруженным высотными жилыми домами. Однако ни это, ни реконструкция галереи и витражей, находившихся внутри здания, не могли снизить эстетической ценности дома Висенс, который стал настоящим памятником архитектурного искусства конца XIX века.


| |

Дом Висенса (Casa Visens), который стал первым важным проектом Антонио Гауди, является семейной резиденцией промышленника Мануэля Висенса. Также этот восхитительный туристический объект включен в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Здание датируется 1883–89 годами. Оно расположено в районе Грасия. Несмотря на небольшую площадь участка, занятого этой постройкой, дом нельзя назвать маленьким: здесь четыре этажа, расположившиеся на площади около 1160 кв. м.

Характерная черта этого Дома Висенса – асимметричность; она проявляется в выступающих фронтонах и контрфорсах, еще более выступающих верхних галереях и башнях на крыше, выполненных в мавританском стиле.



Дом Висенс (Casa Visens) – это частная резиденция, недоступная для туристов. Только в день святой Риты, 22 мая, «соседи и горожане» могут сюда попасть.
На сегодняшний момент каталонское агентство недвижимости «Альтадисьон» занимается продажей Дома Висенса. На его сайте можно найти немало фотографий его интерьеров и видов здания, а также оригинальные чертежи.

Адрес загадочного и ассиметричного Casa Visens: Каррер-де-лес-Каролинес (Carrer de les Carolines/ Calle de las Carolinas ), 18-24, Barselona, Spain





Не правда ли Гауди гений?! Не только архитектурные работы захватывают дух, но также скромный и уединенный , который в настоящее время является музеем, открытым для посещений! Быть в Барселоне и не познакомиться с каждым архитектурным творением Антонио Гауди – это значит не быть в Барселоне!

Антонио Гауди - каталонский архитектор XIX века, известный своим нестандартным мышлением. Именно поэтому ему удалось сотворить такие объекты, которые до сих пор притягивают взгляд, даже если смотреть в другую сторону. Дом Висенс является одним из первых проектов Гауди. А ещё это самая яркая и запоминающаяся достопримечательность Барселоны. В последующих работах архитектор игнорировал прямые линии и, как кажется, все законы физики, а этот дом имеет чёткую прямоугольную форму. Антонио Гауди был наделён феноменальными возможностями - он никогда не работал с чертежами, все расчёты производил исключительно в уме.

Заказ на проектирование частного дома

В 1878 году Антонио Гауди получает диплом архитектора и приступает к исполнению заказа Мануэля Висенса - владельца фабрики по производству кирпичей и керамической плитки. Промышленник хотел дом, который служил бы ему летней резиденцией, поэтому Гауди решает сделать акцент на саду. К слову, дом Висенс очень сильно отличается от последующих работ архитектора, так как имеет строгие линии и прямоугольную форму.

Была выделена небольшая территория под застройку, но с этой проблемой Гауди справился: он перенёс строение на второй план, за счёт чего удалось визуально расширить площадь сада.

Дом Висенс (Антонио Гауди): описание ранней работы архитектора

Даже несмотря на сильное отличие первой серьёзной работы от последующих, это строение заслуживает внимания, так как здесь есть очень много интересных и завораживающих взгляд деталей. Здание выделяется прекрасными башенками и изящными эркерами, резными балконами и удивительно необычными фасадами.

Сочетание оттенков - это отдельная тема. Кажется, что лучшего слияния цветов просто не придумать. Более того, колоритный окрас строения не просто привлекает внимание, а создаёт иллюзию объёма. Фасад пёстрый, но это совершенно не портит его. Напротив, дом получился каким-то «тёплым».

Как и любой другой архитектор, Гауди стремился к тому, чтобы дом Висенс (Барселона) выделялся на фоне других построек, окружающих объект. Все они выполнены в эклектичном стиле, Антонио же решил для достижения своей цели обратиться к модерну.

Важно, что каждый элемент имеет своё место, и даже самые мелкие детали отлично гармонируют друг с другом. Иными словами, если что-то удалить, картина кардинально изменится. На фасаде можно наблюдать изображения самых популярных в Барселоне цветов - бархатцев. Они были высажены и в саду, поэтому архитектору удалось достичь гармонии между строением и озеленённой территорией. Она как будто была продолжением резиденции.

Дом Висенс был закончен в 1885 году. В 1925 году владельцы решили сделать реконструкцию, в ходе которой удалили часть сада. Потом снесли ограду, убрали ротонду и фонтан с каскадом. Поэтому до наших дней первозданная красота ранней работы Гауди не дожила. Подтверждение этому найдётся при сравнении первого фото с последующими.

Роль дома Висенс в карьере каталонского архитектора

Многие считают, что этот проект стал некой отправной точкой в карьере тогда ещё не особо Ведь до того, как Гауди получил заказ, он участвовал в различных конкурсах, которые не приносили пользы, и был чертёжником в архитектурных бюро столицы. В общем, этому человеку просто нужно было показать, на что он способен, и Висенс, заинтересовавшийся молодым дарованием, дал ему шанс. Гауди же, стоит признаться, использовал его по полной.

Где находится дом Висенс?

Здание располагается в Барселоне (Испания), по улице Carrer de les Carolines, строение 24. Координаты GPS: 41.40353435822368, 2.15064702698362.

Отзывы туристов

В 2005 году дом внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня мимо него не проходит ни один турист - он обязательно остановится, чтобы оценить самые мелкие детали в экстерьере и насладиться шедевром, произведённым на свет юным каталонским архитектором. Каждый человек в отзыве пытается описать своими словами, какое впечатление он получил, глядя на дом Висенса (Гауди). Некоторые люди советуют посвятить целый день, чтобы обойти все работы Антонио в Барселоне. В ходе такого маленького путешествия по столице появляется возможность оценить не только архитектурные сооружения, но и то, как менялся стиль Гауди - собственный, единственный и неповторимый. Невозможно не узнать то, что произвёл на свет мастер, и можно быть уверенным, что сотворённое умом и фантазией Гауди сразу бросится в глаза.

Также туристы подчёркивают, что этот проект архитектора сильно отличается от всех остальных. Но яркий фасад в любом случае привлекает внимание, и это объединяет дом Висенса с другими объектами. Единственный минус - невозможность войти внутрь и осмотреть интерьер летней резиденции.

Некоторые отзывы выделяют такой интересный факт (но он абсолютно ничем не подтверждён): так как первый серьёзный заказчик Гауди был владельцем фабрики по производству керамической плитки, в последующих своих работах архитектор достаточно часто предпочитал именно этот материал.

Другие известные работы Гауди

Антонио Гауди - мастер с большой буквы, а его проекты на самом деле заслуживают отдельного внимания. Чтобы оценить творчество архитектора, не нужно больше никуда ехать - в основном все объекты расположены в Барселоне. Итак, после того, как осмотрен гостевой дом Висенс, можно отправиться к следующим творениям. К таковым относятся следующие:

  • Одна из важнейших построек и самая известная работа мастера - La Святого Семейства).
  • Парк Гуэля - это настоящая сказка. В проекте преобладает фреска, из которой созданы фонтаны, скульптуры и многое другое. Если посмотреть на фото, парк покажется немного футуристическим. Также есть винные погреба Гуэля, павильоны усадьбы Гуэля и дворец Гуэля.
  • (или Костей) - в этом проекте наиболее отчётливо видно практически полное отсутствие прямых линий, только волнообразные очертания.
  • Дом Мила - здесь не только прекрасная архитектура, но и новаторские идеи. Например, система естественной вентиляции и возможность перемещения межкомнатных перегородок.

Так что, оказавшись в Барселоне, вы первым делом должны отправиться осматривать творения великого архитектора.

Загрузка...