domvpavlino.ru

Дядя степа милиционер краткое содержание. Образ и характеристика произведения «Дядя Степа. Чему учит рассказ Дядя Степа

Булат Окуджава – это знаменитый советский певец, прославившийся, благодаря множеству ярких песен. В его репертуаре значится около двухсот авторских композиций, каждая из которых имеет свою историю и судьбу. Булат Окуджава – это исполнитель, который стал настоящим символом своего времени, одним из самых ярких певцов своего поколения. Именно по этой причине данная биографическая статья, посвященная его жизни и судьбе, представляется настолько интересной.

Ранние годы, детство и семья Булата Окуджавы

Булат Окуджава появился на свет в столице СССР в семье убежденных коммунистов, выходцев из Грузии и Армении. Отец будущего поэта – грузин Шалва Степанович Окуджава – был известным партийным деятелем. Мама – армянка Ашхен Степановна Налбандян была домохозяйкой.

Спустя пару лет после рождения сына родители будущего певца снова вернулись в Тбилиси. Здесь отец Булата Окуджавы начал стремительно карабкаться вверх по партийной лестнице. Он был секретарем Тбилисского горкома, 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии, а также занимал некоторые другие важные должности. Следуя за ним, семья Булата Окуджавы часто переезжала, однако очень скоро карьера Шалвы Степановича трагически прервалась. По ложному доносу, который усугубила также имевшаяся в прошлом ссора с Лаврентием Берией, отец будущего певца был сослан в лагеря, а затем расстрелян. Спасаясь от гонений, мама Булата Окуджавы перевезла сына обратно в Москву, однако впоследствии также угодила в Карагандинский лагерь для жен изменников родины. Вернуться оттуда мужественной женщине довелось только двенадцать лет спустя. Однако это уже совершенно другая история…

Что же касается самого Булата Окуджавы, то он после ареста матери вновь отправился к родственникам в Тбилиси. Здесь он учился, а затем работал токарем на заводе. В 1942-м году Окуджава отправился добровольцем на фронт. В советской армии он служил минометчиком и успел поучаствовать во многих кровопролитных сражениях. В 1943-м году он был серьезно ранен под Моздоком, а затем отправлен за линию фронта.

Весьма примечательно, что уже в этот период Окуджава написал одну из своих самых первых песен - «Нам в холодных теплушках не спа́лось». После ее написания Булат достаточно долго не брал в руки гитару.

После войны будущий певец поступил в государственный университет Тбилиси. После окончания учебы в 1950-м году он начал работать учителем в сельской школе. В этот период Булат Окуджава часто писал стихи, многие из которых впоследствии были положены на музыку.

Звездный путь Булата Окуджавы: от литературы к песням

В 1954-м году Булат Окуджава присутствовал на встрече с читателями двух известных советских литераторов Владимира Кобликова и Николая Панченко. После окончания творческого вечера он подошел к ним и предложил послушать его стихи. Стихи молодого автора очень понравились признанным литераторам, и уже очень скоро его творчество начали печатать в газете «Молодой ленинец». Ради новой работы в газете он переехал в Калугу, где впоследствии издал свой первый сборник стихов «Лирика» (1956 г.в.).

Булат Окуджава - Песня о дураках

После реабилитации своих родителей в 1955-м году он вступил в КПСС, а уже три года спустя переехал в Москву, где стал работать как автор песен. Несмотря на тот факт, что афиш с объявлениями о его выступлениях нигде не было, концерты Булата Окуджавы всегда проходили при аншлагах. Зрители делились впечатлениями со своими друзьями, а те приводили на выступления уже своих друзей. Таким образом, уже в начале шестидесятых годов Булат Окуджава стал очень популярен.

Он исполнял свои песни под гитару, и такой почти интимный формат исполнения песен очень нравился слушателям. Очень скоро композиции «На Тверском бульваре», «Московский муравей», «Сентиментальный марш» и многие-многие другие стали настоящими хитами своего времени.

В 1961-м году в Харькове состоялся первый официальный концерт Булата Окуджавы, который прошел с большим успехом. В скором времени творческие вечера исполнителя прошли и в некоторых других городах СССР.

Булат Окуджава - Песня о московском муравье

В 1962-м году композиция Булата Окуджавы впервые прозвучала в кино. Фильм «Цепная реакция» не получил народную популярность, однако его название и по сей день неразрывно связано с творчеством легендарного автора-исполнителя.

По-настоящему популярной стала другая композиция поэта, написанная для фильма «Белорусский вокзал». После премьеры песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа» звучала из всех магнитофонов страны. Стоит отметить, что и по сей день эта легендарная композиция является одной из самых известных песен автора.

Впоследствии Булат Окуджава часто сотрудничал с видными советскими режиссерами, сочинив в общей сложности более восьмидесяти песен для различных кинофильмов.

В восьмидесятые годы с массовым появлением магнитофонов и прочих устройств для воспроизведения музыки, он прочно утвердился в качестве одного из самых известных музыкантов своего времени. Но в первую очередь Окуджаву знали как поэта и прозаика. Его повести и рассказы выходили во многих советских журналах и неизменно пользовались большим успехом.

Последние годы Булата Окуджавы

С развалом СССР Булат Окуджава начал часто гастролировать по европейским странам и прочим государствам Запада. В начале девяностых его концерты состоялись в Польше, Франции, Израиле, США, Канаде, Германии и других странах.

В последние годы своей жизни Булат Окуджава жил в Париже. Там же в 1997-м году он скончался от непродолжительной болезни. Тело поэта было возвращено в Россию и похоронено на Ваганьковском кладбище в Москве.

Личная жизнь Булата Окуджавы

Булат Шалвович был женат дважды. Первый брак с Галиной Смольяниновой сложился трагично. Их дочь умерла еще в младенчестве, а сын Игорь стал наркоманом, сидел в тюрьме.


Второй брак с физиком Ольгой Арцимович сложился более удачно. В этом браке на свет появился сын Антон, который впоследствии стал известным композитором.

По некоторым данным, в жизни Булата Окуджавы был также и еще один яркий роман. Долгое время его гражданской женой была певица Наталья Горленко. С ней известный автор прожил несколько лет.

Статья посвящена краткой биографии Булата Окуджавы - известного поэта, исполнителя и сценариста. Окуджава был представителем настоящей интеллигенции, глубоко чувствующим и понимающим происходящее в стране. Он по праву пользуется огромной народной любовью.

Биография Окуджавы: первые годы

Булат Шалвович Окуджава родился в 1924 г. на Арбате. Родившись в интернациональной партийной семье (родители - грузин и армянка), мальчик должен был получить имя Дориан. По партийной традиции детям часто давали имена известных личностей и литературных героев (Дориан Грей - герой романа О. Уайльда). Однако отец настоял на нормальном имени. Булат всегда с большой любовью и теплотой вспоминал Арбат и проведенные на нем детские годы. Тема Арбата часто использовался в дальнейшем творчестве поэта. В 1937 г. семья Булата в связи с начавшейся "Большой чисткой" была репрессирована: отца в результате расстреляли, а мать сослали в лагерь. С 1940 г. жил в Тбилиси.
Во время Великой Отечественной войны Окуджава пошел на фронт добровольцем, был минометчиком на Кавказе. В 1945 г. был ранен. После окончания войны Булат Окуджава поселился в Тбилиси. Военная тема тоже нашла свое отражение в его творчестве. Окуджава экстерном сдал экзамены и поступил в педагогический университет, несколько лет был учителем в калужской школе. Одновременно являлся корреспондентом в нескольких газетах. Булат пробовал писать стихи еще в детские годы и не прекращал этих попыток. Некоторые его стихи были опубликованы во время войны. В Калуге стихотворения Окуджавы уже постоянно появляются в газетах. Выходит первый сборник стихотворений - "Острова".
После смерти Сталина были родители Окуджавы были реабилитированы. Он переезжает в столицу, работает газетным редактором. В 1961 г. бросает работу и принимает решение полностью сосредоточиться на творческой деятельности.

Биография Окуджавы: творческая деятельность

Во время "хрущевской оттепели" стихи и песни Окуджавы начали пользоваться популярностью в определенных кругах. Песни широко расходились в народе, переписывались и заучивались наизусть. Творчество Окуджавы подвергалось резкой критике со стороны официальных государственных учреждений и было полулегальным. Однако, каких-то серьезных мер в отношении поэта не предпринималось. В 60-е гг. Окуджава написал большинство своих песен. В дальнейшем он отошел от этого вида творчества и занялся прозой. Песни продолжал писать для кинематографа. Песни для кино принесли ему настоящую славу, официальное признание и популярность в народе.
В Париже была выпущена первая официальная пластинка с записями песен Окуджавы, что вызвало протест в советском руководстве. Впоследствии пластинки Окуджавы стали выходить и на родине.
Окуджава не имел музыкального образования, иронически относился к своим песням. Однако, главное в его творчестве не музыкальное сопровождение, а глубокий философский смысл. Окуджава для многих стал символом свободной творческой личности, способной противостоять тоталитарной системе. Человек должен всегда оставаться самим собой и не подстраиваться под сложившиеся жизненные условия. Люди воспринимали его творчество как глоток свободы в душном, подчиненном предписаниями и цензуре, советском обществе. Его песни не содержат откровенных политических призывов и пропаганды, поэтому к поэту было не за что придраться суровому государственному оку. Но нестандартность, либерализм его творчества был очевиден.
С конца 60-х гг. Окуджава активно занимается прозой. В основном его произведения носят автобиографический характер. Не получив официального признания, Окуджава обращается к исторической прозе. Им были написаны повести о декабристском движении и романы о временах начала XIX в.
Перестройка вновь подтолкнула поэта на активную деятельность. Он совершает публичные выступления, участвует в политической жизни страны. В 1993 г. поддержал Ельцина в борьбе с оппозицией, о чем впоследствии сожалел. Окуджавы выступал во большинстве крупнейших стран мира. Его произведения также были переведены на многие языки и пользуются большой популярностью.
Скончался Булат Окуджава в 1997 г. Он оставил после себя свыше 200 песен и около 600 стихотворений. Стихи поэта использовались не только в собственных песнях, многие были положены на музыку известными композиторами.

Окуджава Булат Шалвович, (1924-1997), русский советский поэт, писатель

Родился в Москве в семье партийного работника. Окончил школу в 1941. В 1942 добровольцем ушёл на фронт. После войны учился в Тбилисском государственном университете. Работал учителем в сельской школе под Калугой.

Первый сборник его стихов «Лирика» вышел в 1955 в Калуге. В 1956 после реабилитации родителей возвратился в Москву. Сборники его лирики начали выходить один за другим: «Острова» (1959), «Весёлый барабанщик» (1964), «По дороге в Тинатин» (1964), «Март великодушный» (1967).

Известность приобрёл как исполнитель собственных песен, значительная часть которых посвящена впечатлениям военных лет.

В 1961 появилось его первое прозаическое произведение «Будь здоров, школяр». В 1965 он издал повесть для детей «Фронт приходит к нам», за ней последовали два исторических романа – «Бедный Авросимов» (1969) и «Похождения Шипова» (1971). Романы Окуджавы «Путешествие дилетантов» (1978) и «Свидание с Бонапартом» (1979-1983) поставили их автора в ряд лучших русских прозаиков.

Последний прижизненный поэтический сборник вышел в 1996.

советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор

Краткая биография

Була́т Ша́лвович Окуджа́ва (при рождении назван родителями Дориа́ном , в честь Дориана Грея; 9 мая 1924, Москва, СССР - 12 июня 1997, Кламар, Франция) - советский и российский поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1960-е-1980-е годы. Для текстов песен Окуджава выбирал не только собственные стихи, но и сказания из кавказского народного эпоса.

Детство и юность

Булат Окуджава родился в Москве 9 мая 1924 года в семье большевиков, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, партийный деятель; мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница армянского поэта Ваана Терьяна. Дядя Владимир Окуджава - анархист-террорист, бежавший из Российской империи после неудавшейся попытки покушения на губернатора Кутаиси; позднее фигурировал в списках пассажиров пломбированного вагона, доставившего Ленина, Зиновьева, Каменева и других революционных лидеров из Швейцарии в Россию в апреле 1917 года.

Прадеда по отцовской линии звали Павел Перемушев. Он приехал в Грузию в середине XIX века, прежде отслужив 25 лет в нижних чинах и получив за это земельный надел в Кутаиси. «Кто он был - то ли исконный русак, то ли мордвин, то ли еврей из кантонистов - сведений не сохранилось, дагерротипов тоже» . Работал портным, был женат на грузинке Саломее Медзмариашвили. В браке родились три дочери. Старшая из них - Елизавета - вышла замуж за грузина Степана Окуджаву, писаря, с которым у неё было восемь детей, в том числе и Шалва Степанович.

Вскоре после рождения Булата его отец был направлен на Кавказ комиссаром грузинской дивизии. Мать же осталась в Москве, работала в партийном аппарате. На учёбу Булат был отправлен в Тифлис, учился в русском классе.

Отец был повышен до секретаря Тифлисского горкома. Из-за конфликта с Берией он обратился с просьбой к Орджоникидзе направить его на партийную работу в Россию, и был отправлен на Урал парторгом на строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. Затем он стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и вскоре выписал семью к себе на Урал. Булат начал учиться в школе № 32.

В 1937 году отец Окуджавы был арестован в связи с троцкистским делом на Уралвагонстрое. Арестованный директор завода Л. М. Марьясин дал показания, что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжёлой промышленности Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение.

4 августа 1937 года Ш. С. Окуджава был расстрелян. Два брата отца также были расстреляны как сторонники Троцкого.

Вскоре после ареста отца, в феврале 1937 года, мать, бабушка и Булат переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - улица Арбат, дом 43, кв. 12, коммунальная квартира на четвёртом этаже.

Мать Окуджавы была арестована в Москве в 1938 году и сослана в Карлаг, откуда вернулась в 1947 году. Сестра отца Ольга Окуджава (супруга поэта Галактиона Табидзе) была расстреляна под Орлом в 1941 году.

В 1940 году Булат Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

Великая Отечественная война

В апреле 1942 года Булат Окуджава добивался досрочного призыва в армию. Был призван после достижения восемнадцатилетия в августе 1942 года и направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион.

После двух месяцев подготовки с октября 1942 года на Закавказском фронте, миномётчик в кавалерийском полку 5-го гвардейского Донского кавалерийского казачьего корпуса. 16 декабря 1942 года под Моздоком был ранен.

После госпиталя в действующую армию не вернулся. С января 1943 года служил в 124-м стрелковом запасном полку в Батуми и позже радистом в 126-й гаубичной артиллерийской бригаде большой мощности Закавказского фронта, прикрывавшего в этот период границу с Турцией и Ираном.

Демобилизован по состоянию здоровья в марте 1944 года в звании гвардии рядового. Был награждён медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией», в 1985 году - орденом Отечественной войны I степени.

Работа учителем

Булат Окуджава, 1944 г.

После демобилизации вернулся в Тбилиси. 20 июня 1944 года получил аттестат о среднем образовании. В 1945 поступил на филологический факультет Тбилисского университета.

Получив в 1950 году диплом, два с половиной года работал учителем в Калужской области.

Поэт, бард

Первая песня Окуджавы «Нам в холодных теплушках не спа́лось» относится к периоду службы в артиллерийской бригаде, текст песни не сохранился. Вторая, «Старинная студенческая песня» («Неистов и упрям…»), была написана в 1946 году. Стихи Окуджавы впервые появились в гарнизонной газете Закавказского фронта «Боец РККА» (позднее - «Ленинское знамя»), сначала под псевдонимом А. Долженов.

Работая в Калужской области, Окуджава сотрудничал с газетой «Молодой ленинец». В 1956 году выпустил свой первый сборник «Лирика».

В 1956 году после реабилитации обоих родителей и XX съезда КПСС Окуджава вступил в партию. В 1959 переехал в Москву и начал выступать со своими песнями, быстро завоёвывая популярность. К этому периоду (1956-1967) относится сочинение многих известных песен Окуджавы: «На Тверском бульваре», «Песенка о Лёньке Королёве», «Песенка о голубом шарике», «Сентиментальный марш», «Песенка о полночном троллейбусе», «Не бродяги, не пропойцы», «Московский муравей», «Песенка о комсомольской богине» и др.

В 1961 году в Харькове состоялся первый в СССР официальный вечер авторской песни Окуджавы. В 1962 году он впервые появился на экране в фильме «Цепная реакция», в котором исполнил песню «Полночный троллейбус».

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня Булата Окуджавы «Нам нужна одна победа». Окуджава - автор и других популярных песен для таких кинофильмов, как «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „катюша“» (Окуджава в эпизодической роли поёт под гитару) и др. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80 фильмах.

Окуджава стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность) - наряду с В. C. Высоцким (он называл Б. Окуджаву своим духовным учителем ), А. А. Галичем и Ю. Визбором. В этом жанре Окуджава сформировал своё направление.

В 1967 году, во время поездки в Париж, он записал 20 песен на студии «Le Chant du Monde». В 1968 году на основе этих записей во Франции вышла первая пластинка песен Окуджавы - Le Soldat en Papier . В том же году в Польше вышла пластинка его песен в исполнении польских артистов, а песня «Прощание с Польшей» в нём была представлена в исполнении автора.

С середины 1970-х годов пластинки Окуджавы стали выходить и в СССР: в 1974-1975 годах была записана первая долгоиграющая пластинка (вышла в 1976 году). За ней в 1978 году последовал второй советский диск-гигант.
В середине 1980-х Окуджава записал ещё два диска-гиганта: «Песни и стихи о войне» и «Автор исполняет новые песни».

Песни Булата Окуджавы, распространяясь в магнитофонных записях, быстро завоёвывали популярность, в первую очередь среди интеллигенции: сначала в СССР, а затем и среди русской эмиграции. Песни «Возьмёмся за руки, друзья…» , «Молитва Франсуа Вийона» («Пока Земля ещё вертится…») стали гимном многих слётов КСП и фестивалей.

Кроме песен на собственные стихи, Окуджава написал ряд песен на стихи польской поэтессы Агнешки Осецкой, которые сам перевёл на русский язык. Вместе с композитором Исааком Шварцем Окуджава создал 32 песни. Наиболее известные среди них - песня (использована в известном фильме «Белое солнце пустыни»), песенка кавалергарда («Кавалергарда век недолог…») из кинофильма «Звезда пленительного счастья», романс «Любовь и разлука» из фильма «Нас венчали не в церкви», а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка».

В 1990-е годы Окуджава в основном жил на даче в Переделкине. В это время он выступал с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, в США, Канаде, Германии и Израиле.

Литератор

В 1961 году в альманахе «Тарусские страницы» была опубликована автобиографическая повесть Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр» (отдельным изданием вышла в 1987). Позже опубликовал повести «Бедный Авросимов» («Глоток свободы») (1969), «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы «Путешествие дилетантов» (1976, 1978) и «Свидание с Бонапартом» (1983). Вышедший на Западе роман «Фотограф Жора» Окуджава считал слабым и никогда не публиковал на родине.

В первое время своей литературной работы Окуджава занимался и переводами: переводил стихи с арабского, испанского, финского, шведского, языков народов соцстран и СССР, также перевёл две книги прозы. Писал для детей - повести «Фронт приходит к нам», «Прелестные приключения». Помогая опальным друзьям, опубликовал под своим именем статью Л. Копелева о докторе Гаазе и книгу стихов в переводе Ю. Даниэля. Под его именем напечатан также текст песни «Парус» (муз. Е. Глебова), написанный О. Арцимович.

В 1962 году Окуджава был принят в Союз писателей СССР. Он участвовал в работе литературного объединения «Магистраль», работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем - заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». В 1961 году уволился и больше по найму не работал, занимаясь исключительно творческой деятельностью.

Был членом учредительного совета газет «Московские новости» и «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб».

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира. За границей также выходили его книги на русском языке.

В числе своих любимых писателей Булат Окуджава называл А. С. Пушкина , Э. Т. А. Гофмана и Б. Л. Пастернака .

Общественная деятельность

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию.

С 1989 года Окуджава - член-учредитель русского ПЕН-центра. В 1990 году вышел из КПСС. С 1992 года - член комиссии по помилованиям при Президенте РФ, с 1994 - член комиссии по Государственным премиям РФ. Также был членом Совета общества «Мемориал».

К Сталину и Ленину относился отрицательно.

Ну что, генералиссимус прекрасный?

Твои клешни сегодня безопасны -

опасен силуэт твой с низким лбом.

Я счёта не веду былым потерям,

но, пусть в своём возмездьи и умерен,

я не прощаю, помня о былом.

- Б. Окуджава, 1981

В интервью журналу «Столица» в 1992 году Окуджава говорил: «Взять наши споры с мамой, которая, несмотря на то, что 9 (в оригинале ошибочно написано „19“) лет провела в лагерях, оставалась убеждённой большевичкой-ленинкой. Что ж, и я сам какое-то время считал, что это Сталин всё испортил». В интервью «Новой Газете» высказывал идею о сходстве фашистского и сталинского режимов.

В 1993 году подписал «письмо 42» с требованием запрета «коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», признания нелегитимным съезда народных депутатов и Верховного Совета, суда над сторонниками Верховного Совета во время событий октября 1993 года в Москве.

Негативно высказался о лидерах сторонников Верховного Совета (Хасбулатове, Макашове, Руцком) в интервью газете «Подмосковные известия» от 11 декабря 1993 года.

Осуждал войну в Чечне.

12 июня 1997 года, на 74-м году жизни, Булат Окуджава скончался в военном госпитале пригорода Парижа Кламар.Перед самой смертью он был крещён с именем Иоанн в память о святом мученике Иоанне Воине. Это произошло в Париже по благословению одного из старцев Псково-Печерского монастыря.Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

Гитара

Булат Окуджава играл на семиструнной гитаре с цыганским мажорным строем (5-я струна «До»), но позже переложил этот же строй на классическую шестиструнную гитару, избавившись от 4-й струны «Ре». В таком строе до сих пор играет Юлий Ким.

Семья

  • Отец - Шалва Степанович Окуджава, партийный работник.
  • Мать - Ашхен Степановна Налбандян, родственница армянского поэта Ваана Терьяна.
  • Первая жена - Галина Васильевна Смольянинова (1926-1965).
  • Сын - Игорь Окуджава (2 января 1954 - 11 января 1997).
  • Дочь - умерла в раннем младенчестве.
  • Вторая жена - Ольга Владимировна Окуджава (урождённая Арцимович), племянница Льва Арцимовича.
  • Сын - Булат (Антон) Булатович Окуджава (р. 1965), музыкант, композитор.

Признание

Награды

  • Орден Отечественной войны I степени (1985).
  • Орден Дружбы народов (1984).
  • Медаль Жукова (1996).
  • Медаль «За оборону Кавказа» (1944).
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945).
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1965).
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1975).
  • Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1985).
  • Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1995).
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1968).
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1977).
  • Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988).
  • Почётная медаль Правления Советского фонда мира.

Премии, почётные звания

  • Первая премия и приз «Золотой венец», Югославия (1967).
  • Приз «Золотая гитара» на фестивале в Сан-Ремо, Италия (1985).
  • Почётная степень доктора гуманитарных наук Норвичского университета, США (1990).
  • Премия «Пеньо Пенев», Болгария (1990).
  • Премия «За мужество в литературе» им. А. Д. Сахарова независимой писательской ассоциации «Апрель» (1991).
  • Государственная премия СССР (1991) - за сборник стихотворений «Посвящается Вам» (1988) .
  • Премия «Русский Букер» (1994) - за автобиографический роман «Упразднённый театр» .
  • Почётный гражданин Калуги (1996).

Память

  • Имя Окуджавы присвоено астероиду № 3149.
  • Государственный мемориальный музей Булата Окуджавы был основан 22 августа 1998 года, открыт 31 октября 1999 года. Находится в Московской области, Ленинский район, п/о Мичуринец, пос. Переделкино, ул. Довженко, 11.
  • В 1998 году была учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы.
  • С 14 апреля 1998 года московская школа № 69 носит имя Б. Ш. Окуджавы.
  • 9 мая 2015 в Нижнем Тагиле, на фасаде школы № 32 открыта мемориальная доска в память о Б. Ш. Окуджаве, учившемся в её стенах в 1936-1937 годах.

памятники

  • 8 мая 2002 года в Москве был открыт первый памятник Булату Окуджаве. Монумент установлен на углу Арбата и Плотникова переулка.
  • 8 сентября 2007 года был открыт памятник Окуджаве в Москве во дворе Центра образования № 109. Автор обеих скульптур - Георгий Франгулян.
  • В честь 80-летия поэта в калужской школе № 5 открыт барельеф Окуджавы.

Фестивали и конкурсы имени Булата Окуджавы

  • Международный фестиваль Булата Окуджавы
  • Ежегодный московский фестиваль «И друзей созову…», посвящённый Булату Окуджаве
  • Открытый городской конкурс патриотической авторской песни имени Булата Окуджавы, Пермь
  • Израильский международный фестиваль памяти Булата Окуджавы
  • Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата в Колонтаево»
  • Всероссийский фестиваль авторской песни и поэзии «Песня Булата на Байкале»

Творческое наследие

Наиболее известные песни

Опубликованные произведения

«Избранные произведения в 2-х томах» - М., Современник, 1989

Сборники поэзии

  • «Лирика» - Калуга, издательство газеты «Знамя»,1956
  • «Острова» - М., Советский писатель, 1959
  • «Веселый барабанщик» - М., Советский писатель, 1964
  • «По дороге к Тинатин» - Тбилиси, Литература да хеловнеба, 1964
  • «Март великодушный» - М., Советский писатель, 1967
  • «20 песенок для голоса и гитары» - Krakow, PWM, 1973 (Польша)
  • «Арбат, мой Арбат» - М., Советский писатель, 1976
  • В сборниках «Песни русских бардов» . Тексты. Серия 1-4. // Составитель В. Аллой; оформление Льва Нусберга. - Paris, YMCA-Press, 1977-78 (тексты ~ 77 песен)
  • «65 песен» - Ann Arbor, Ardis, 1980 и 1986 (США)
  • «Стихотворения» - М., Советский писатель, 1984
  • «Посвящается вам» - М., Советский писатель, 1988
  • «Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты» - М., Музыка, 1989
  • «Избранное» - М., Московский рабочий, 1989
  • «Милости судьбы» - М., Московский рабочий, 1993
  • «Зал ожидания» - Нижний Новгород, Деком, 1996
  • «Чаепитие на Арбате» - М., ПАN, 1996; М., Корона-принт, 1997
  • «Стихотворения» - СПб., Академический проект, 2001 (серия «Новая библиотека поэта»)

Проза

  • «Фронт приходит к нам» - М., Детская литература, 1967
  • «Бедный Авросимов» (1969, в некоторых последующих изданиях - «Глоток свободы»)
  • «Похождения Шипова, или Старинный водевиль» - М., Советский писатель, 1975
  • «Глоток свободы» - М., Политиздат, 1971 (серия «Пламенные революционеры»)
  • «Прелестные приключения» - Тбилиси, 1971
(То же - М., Лайда, 1993) (То же - М., Вадим Синема, 2005) (То же - М., Время, 2016)
  • «Путешествие дилетантов» - М., Советский писатель, 1979
  • «Избранная проза» - М., Известия, 1979
  • «Свидание с Бонапартом» - М., Советский писатель, 1985
  • «Будь здоров, школяр!» - М., Правда, 1987
  • «Девушка моей мечты» - М., Московский рабочий, 1988
  • «Искусство кройки и шитья» - М., Советский писатель, 1990
  • «Приключения секретного баптиста» - М., 1991
  • «Повести и рассказы» - М., АРТ, 1992
  • «Похождения Шипова» - М., Дружба народов, 1992
  • «Заезжий музыкант» - М., Олимп, 1993
  • «Упразднённый театр» - М., изд. Русанова, 1995

Другое

  • «Глоток свободы» (1966; пьеса)

Киносценарии

  • «Верность» (1965; в соавторстве с П. Тодоровским; постановка: Одесская киностудия, 1965)
  • «Женя, Женечка и „катюша“» (1967; в соавторстве с В. Мотылём; постановка: Ленфильм, 1967) М., Искусство, 1968
  • «Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе» (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)
  • «Мы любили Мельпомену…» (1978; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен)

Фильмография

Кинороли

  • 1962 - Цепная реакция - пассажир автобуса
  • 1963 - Застава Ильича («Мне двадцать лет») - камео - участник поэтического вечера (нет в титрах)
  • 1967 - Женя, Женечка и «катюша» - военный на встрече Нового Года (нет в титрах)
  • 1975 - Звезда пленительного счастья - капельмейстер на балу (нет в титрах)
  • 1976 - Ключ без права передачи - декламатор стихов о Пушкине
  • 1976 - Строговы - офицер
  • 1985 - Законный брак - пассажир в поезде
  • 1986 - Храни меня, мой талисман - камео

Песни в кинофильмах

  • 1961 - «Горизонт» - текст песен
  • 1961 - «Друг мой, Колька!» - текст песен
  • 1962 - «Цепная реакция» - первое появление на экране
  • 1963 - «Застава Ильича» - песня «Мне 20 лет»
  • 1967 - «Женя, Женечка и «катюша»» (соавтор сценария, эпизодическая роль)
  • 1970 - «Кража» - песня «Лесной вальс» («Музыкант в лесу под деревом наигрывает вальс»)
  • 1970 - «Белорусский вокзал» - автор песни «Нам нужна одна победа» (оркестровка Альфреда Шнитке).
  • 1970 - «Белое солнце пустыни» - текст песни «Ваше благородие, госпожа Удача»
  • 1973 - «Кортик» - тексты «Песни красноармейца» («Вслепую пушка лупит») и «Песни беспризорника» («У Курского вокзала стою я, молодой…» )
  • 1974 - «Бронзовая птица» - текст песни «Ты гори, гори, мой костёр»
  • 1974 - «Соломенная шляпка» - тексты песен «Женюсь» и др.
  • 1975 - «Звезда пленительного счастья» - тексты песен
  • 1975 - «На ясный огонь» - песни «Когда внезапно затихает», «Неистов и упрям», «Надежда, я вернусь», «Мой конь» и др.
  • 1975 - «Приключения Буратино» - тексты части песен
  • 1975 - «От зари до зари» - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Аты-баты, шли солдаты…» - песня «Бери шинель, пошли домой»
  • 1977 - «Ключ без права передачи» - песня «Давайте восклицать»
  • 1979 - «Жена ушла» - песня «Ещё один романс»
  • 1981 - «Грибной дождь» - песня «Старинная солдатская песня»
  • 1982 - «Покровские ворота» - песни «Живописцы», «Песенка об Арбате», «Часовые любви»
  • 1982 - «Оставить след» - автор песни «Есть муки у огня»
  • 1983 - «Из жизни начальника уголовного розыска» - песни «Пиратская лирическая» и «Песня про дураков»
  • 1984 - Капитан Фракасс - песня «Дождик осенний», «Надежды крашенная дверь», «Ах, как летят за днями дни» (музыка Исаака Шварца), «Вот какая-то лошадка»
  • 1984 - «Милый, дорогой, любимый, единственный" - песня «Стать богатеем иной норовит»
  • 1985 - «Непрофессионалы» - песни «Живописцы», «Возьмёмся за руки, друзья»
  • 1985 - «Законный брак» - песни «После дождичка небеса просторней…», «Эта женщина в окне» («Не сольются никогда зимы долгие и лета…»)
  • 1986 - «Тайны мадам Вонг», автор песни «Солнышко сияет, музыка играет»
  • 1993 - Эта женщина в окне… - использована одноимённая песня
  • 1999 - сериал «С новым счастьем!» - текст песни «Дождик осенний» (музыка Исаака Шварца)
  • 2004 - «Медная бабушка» - песня «Былое нельзя воротить»
  • 2005 - «Турецкий гамбит» - «Дождик осенний» (исполнение Ольги Красько)
  • 2013 - «До свидания, мальчики» - песня «Ах, война, что ж ты сделала, подлая»

Документальные фильмы

  • «Я помню чудное мгновенье» (Ленфильм)
  • «Мои современники», Лентелефильм, 1984
  • «Два часа с бардами», Мосфильм, 1988
  • «И не забудь про меня», Российское телевидение, 1992

Дискография

Грампластинки

  • Песни Булата Окуджавы. Мелодия, 1966. Д 00016717-8
  • Le Soldat en Papier (Париж, фирма «Le Chant du Mond»; 1968)
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1973. 33Д-00034883-84
  • Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автоp. Мелодия, 1976. М40 38867
  • Песни на стихи Булата Окуджавы. Мелодия, 1978. М40 41235
  • Булат Окуджава. Песни. Мелодия, 1978. Г62 07097
  • Булат Окуджава. Песни. Исполняет Булат Окуджава. Мелодия, 1981. С60 13331
  • Окуджава Булат. Песни и стихи о войне. Мелодия, 1985
  • Диск песен. («Балкантон», Болгария, 1985. ВТК 3804)
  • Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автоp. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. Мелодия, 1985. М40 46401 003
  • Окуджава Булат. Новые песни. Запись 1986 г. Мелодия, 1986. С60 25001 009
  • Булат Окуджава. Песенка, короткая, как жизнь сама… Исполняет автоp. Запись 1986 г. Мелодия, 1987. С62 25041 006
  • Песни на стихи Булата Окуджавы из кинофильмов. Мелодия

Кассеты

  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. По лицензии SoLyd Records. ТОО «Московские окна», 1994. МО 005

Компакт-диски

  • Булат Окуджава. Пока земля ещё вертится. Записи М. Крыжановского 1969-1970. SoLyd Records, 1994. SLR 0008
  • Булат Окуджава. А как первая любовь… По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Альбомы

  • Переиздание французского альбома Булата Окуджавы, записанного в студии Le Chant du Monde в 1967 году
  • Первый советский альбом Булата Окуджавы. Запись 1974-1975, выпуск 1976 года
  • Второй советский альбом Булата Окуджавы. Запись и выпуск 1978 года
  • Альбом «Автор исполняет новые песни», середина 80-х

Литература

  • К. Рудницкий. «Песни Окуджавы и Высоцкого». // журнал «Театральная жизнь», 1987, № 14-15
  • Булат Шалвович Окуджава: [Библиогр. 1945-1993] / Сост. И. В. Ханукаева // Рус. писатели. Поэты: (Совет. период). Библиогр. указ. - Т. 16. - СПб.: Рос. нац. б-ка, 1994. - С. 180-275.
  • Быков Д. Л. Булат Окуджава. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 784 с. (Серия «Жизнь замечательных людей»).
  • Голос надежды: Новое о Булате Окуджаве. Вып. 1-10 / Сост. А. Е. Крылов. М.: Булат, 2004-2013.
  • Гизатулин М. Булат Окуджава: «… из самого начала» - М.: Булат, 2008.
  • Кулагин А. В. Лирика Булата Окуджавы: Науч.-попул. очерк. - М.: Булат; Коломна: КГПИ, 2009. - 320 с.
  • Tumanov V. Listening to Okudzhava: Twenty-Three Aural Comprehension Exercises in Russian. Newburyport MA: Focus Publishing R. Pullins & Company . 1996. 2nd. Ed: 2000.
  • Лемхин М. А. «Фотограф щёлкает, и птичка вылетает». - Лос Анджелес, Bulat Okudzhava USA Cultural Fund, 2015. - 78 с.
Категории:

Жизнь и творчество Булата Окуджавы

Доклад по литературе Данилова Павла

Я думаю, что все слышали имя Булат Окуджава. Я спрошу: «Кто он был?». Кто-то мне ответит: «поэт». Кто-то: «прозаик». Еще кто-нибудь: «киносценарист». Даже тот, кто скажет: «автор и исполнитель песен, основоположник направления авторской песни», - все равно не ошибется.

Вот что рассказал о своей жизни корреспонденту «Огонька» Олегу Терентьеву сам Булат Шалвович:

Ну что я могу рассказать вам. Я родился в Москве, на Арбате в 24-м году. По происхождению я грузин. Но, как говорят мои московские друзья, грузин московского разлива. Родной язык мой - русский. Я - русский писатель. Жизнь моя была обычной, такая же, как жизнь моих сверстников. Ну, если не считать того, что в 37-м году мой отец - партийный работник - был уничтожен здесь, в вашем замечательном городе (Свердловске). Три года я прожил в Нижнем Тагиле. Затем вернулся в Москву. Учился в школе. После девятого класса в семнадцать лет ушел добровольно на фронт. Воевал. Был рядовым. Минометчиком. Был ранен. Остался жив. Учился в университете на филологическом факультете. Окончил. Уехал в деревенскую школу Калужской области. Работал учителем. Преподавал русский язык и литературу. Ну, как большинство, писал стихи. Относился к этому, конечно, несерьезно. Но постепенно, постепенно это все во мне усиливалось. Стал публиковаться в "Калужской газете" областной. Затем, когда умер Сталин, и начали налаживаться нормы демократические нормальной жизни в нашей стране, мне предложили работать в "Комсомольской газете" областной. Я заведовал отделом пропаганды. И там же, в Калуге, у меня вышла первая маленькая книжечка стихов. Но так как в Калуге других поэтов не было, я считался самым лучшим. У меня очень кружилась голова. Я был очень самонадеян. Мне казалось, что я достиг уже самых больших высот. Хотя стихи эти были очень слабые, подражательные. Посвящались в основном праздникам, временам года. Затем я переехал в Москву. Там попал в одно литературное объединение. Там были очень сильные молодые поэты, которые меня крепко побили. Сначала, в первые минуты, я подумал, что это они от зависти. Потом понял, что я сам в этом виноват. Год приблизительно ничего не писал в отчаянии. Но потом природа взяла свое. Стал писать. Хорошо или плохо - не мне судить. Но так, как я пишу до сегодняшнего дня. В конце 56-го года, то есть ровно тридцать лет тому назад, осенью 56-го года, я впервые взял в руки гитару и спел свое шуточное стихотворение под аккомпанемент. Так начались так называемые песни. Потом их становилось больше, и, наконец, когда их стало уже шесть или семь, начали раздаваться... А в то время появились первые магнитофоны. И вот на работе - я работал в издательстве "Молодая гвардия" - стали раздаваться звонки, и люди меня приглашали домой попеть свои песни. Я с радостью брал гитару и ехал по неизвестному адресу. Там собирались человек тридцать тихих интеллигентов. Я пел эти пять песен своих. Потом я их повторял снова. И уезжал. А на следующий вечер я ехал в другой дом. И так это тянулось полтора года. Ну и постепенно - магнитофоны работали - это все распространялось очень стремительно, быстро. Ну и появились люди, которые сочли необходимым со мной бороться. Теперь я понимаю, что эти песни были очень непривычные после того, что мы пели обычно. Кому-то показалось это опасным. Ну и, как всегда, комсомол был застрельщиком. Первый фельетон обо мне был опубликован в ленинградской газете "Смена" по заданию из Москвы. Но так как он был наспех сделан, в нем было много смешного. Ну, например, там была такая фраза: "На эстраду вышел подозрительный человек. Он запел под гитару пошлые песенки. Но за таким поэтом девушки не пойдут. Девушки пойдут за Твардовским и Исаковским". Такой способ определять качество литературы - за кем пойдут девушки. Сейчас это все смешно звучит, но мне тогда, поверьте, было очень не смешно. Было очень сложно. Значит, было много казусов, нелепостей. Я метался. Я чувствовал, что я делаю что-то интересное, но встречал противодействие. Однажды меня пригласили в очень высокую инстанцию. А у меня была такая одна из первых песен - "Песня про Леньку Королева". Может быть, приходилось слышать вам. Ну и мне сказали в высокой инстанции, человек, который был обременен большими знаниями о культуре, он сказал, что эту песню петь не надо, потому что она неправильно ориентирует молодежь. "Чем же она неправильно ориентирует?" - спросил я. - "А вот у вас там есть такие строчки: "он ушел воевать и погиб, и некому оплакать его жизнь". Как, то есть, некому? Остался ведь народ, всякие организации..."

Но я не поверил вкусу этого человека и продолжал петь эту песню. Года через три у меня появилась песня "О дураках". Меня снова пригласил этот человек и сказал мне: "Послушайте! У вас же была замечательная песня про Леньку Королева. Зачем вам петь про дураков?" Ну и я понял, что время делает свое дело. Это лучший судья. Слабые вещи оно убирает, удачные вещи оставляет. Поэтому нам не нужно суетиться, судить, решать. Все решится само собой. Искусство - такая вещь. Долготерпивое. Ну, затем, после того как стали появляться эти фельетоны и всякий шум, мои друзья в Союзе писателей решили меня обсудить. Очень было бурное обсуждение. И меня приняли в Союз писателей. Но после этого мне стало немножко легче, стали выходить книги стихов. Мои песни стали петь некоторые певцы. Хотя очень небольшое количество, потому что песни были непривычные, а им нужно было проходить через художественный совет. И художественные советы боялись этих песен и отвергали их. Но кое-кто пел. Потом эти песни зазвучали в фильмах, в некоторых, в спектаклях. Потом к ним стали больше привыкать. Я стал ездить по стране выступать. Потом меня послали за рубежи. Я выступал за границей. У меня стали выходить пластинки. Потом я стал писать прозу... И ко мне настолько привыкли, что даже однажды в один летний день, когда по традиции десятиклассники выходят ночью на набережные Москвы, чтобы проститься со школой, был такой случай. Телевизионная машина примчалась на набережную, чтобы записать песни вот этих молодых людей. Подъехали к одной группе. Там - рок-н-ролл. Подъехали к другой группе - там тоже что-то этого типа. Стали метаться. И наконец увидели - около собора Василия Блаженного стоит такая маленькая кучка с гитарой, и поют мою песню. Они так обрадовались, услышав свое, что записали и передали в эфир. И так я был узаконен. Ну вот. А потом наступила нормальная полоса литературной жизни. И теперь у меня уже за плечами пять романов и несколько книг стихов и пластинок. И вот сейчас должна выйти пластинка с новыми песнями. Так что я в своей литературной жизни человек счастливый, потому что я прошел через огонь, и воду, и медные трубы. И устоял. И остался самим собой, насколько это позволил мне характер. И продолжаю работать. Жив и здоров.

Краткая биография

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников (отец - грузин, мать - армянка). Жил на Арбате до 1940. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Hижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. О. возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 г. демобилизовался.

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Жил в Москве. Жена - Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын - Булат Булатович Окуджава, музыкант, композитор.

Последнее интервью

Последнее интервью, данное Окуджавой студенту факультета журналистики МГУ Денису Левшинову весной 1997 года и напечатанное в Известиях 14 июня того же года.

Булат Шалвович, как вы относитесь к своей популярности?

Вы знаете, я человек не тщеславный, а честолюбивый. Тщеславный человек старается слыть, а честолюбивый - быть. Меня никогда не интересовал шум вокруг моего имени. Но как автору мне, конечно, приятно знать, что ко мне хорошо относятся.

Многие вас считают чуть ли не народным героем.

Если бы я жил на необитаемом острове, я делал бы то же самое - это моя профессия, мое призвание. Я иначе жить не могу, и потом, настоящие почитатели моей работы, люди мыслящие и серьезные, они не всплескивают руками при виде меня. Некоторые, особенно раньше, когда я начинал выступать с гитарой, меня воспринимали как эстрадного исполнителя - шумели, верещали, но быстро успокоились и ушли в другие залы, а со мной осталось не очень много, но очень верных и мыслящих людей.

Вы что-нибудь сейчас пишете, я смотрю, у вас всюду разбросаны черновики стихов?

Я все время пишу и все время работаю.

А музыку пишете?

Музыку, в полном смысле слова, я никогда не писал: я не знаю нот. А сейчас я вообще потерял к этому интерес.

Не знаю, может потому, что исполнение своих стихов было не главной профессией, а хобби - мне нравилось, друзьям моим нравилось, ну я и пел. Потом играть на гитаре я так и не научился, может с этим связано отсутствие профессионального интереса, а может быть, с возрастом. Во всяком случае, последнюю песню я придумал года два назад. Я не могу сказать, что и раньше в этой области я работал очень активно - из ста стихотворений, которые я писал, в песни превращались максимум пять.

Значит, вы прежде всего поэт?

Прежде всего я человек, который пишет стихи, а поэт я или нет - не знаю.

У вас есть какое-нибудь специальное образование, музыкальное или литературное?

Нет-нет, я филолог, русист, закончил филологический факультет. Когда-то ребенком меня отдали в музыкальную школу, но на этом все и закончилось.

Каковы сейчас ваши отношения с кино?

Так сложились обстоятельства, что я был вовлечен в кино, у меня были прекрасные друзья-режиссеры, меня подключали к написанию сценариев, я писал сценарии в основном неумеючи, мучаясь, прибегая к помощи друзей. Кое-что получалось удачно. Но потом я возвращался домой, оставался один и писал свои романы и стихи, и это было главное.

Сейчас я из этого круга выбыл. Было время - мне предлагали, я отказывался, кончилось это время. Я свое предназначение выполнил, то, что мог, сделал. Потом перестали в кино употреблять песни этого жанра, этого стиля. Вообще искусство стало меняться. Везде уровень ресторана, но ресторанная песня - это ресторанная песня, и дай ей Бог здоровья, в ресторане ты не будешь слушать арию Каварадосси. Но когда эта музыка становится ведущей, это ужасно. Последнее время появились какие-то бездарные, безголосые, кривляющиеся исполнители, их называют звездами, они это всерьез в отношении себя воспринимают, вот эта пошлятина ресторанная - это плохо. Но думаю, пройдет.

Булат Шалвович, вам нравятся Юрий Шевчук или Борис Гребенщиков?

В рок-музыке я ничего не смыслю. Я не хочу сказать, что это плохо, но я ничего в этом не понимаю, я человек старомодный. Что касается Гребенщикова, я его давно знаю, и он мне интересен прежде всего как поэт, у него есть несколько вещей, которые меня просто очаровали. То же самое и Юрий Шевчук. Человек одаренный, яркий, своеобразный, но я воспринимаю только его стихи.

Вас не раздражает, когда актеры или музыканты вдруг становятся коммерсантами или политиками?

Нет, мне это совершенно безразлично и никак меня это не трогает, просто иногда мне их бывает жалко. Актеру быть политиком не следует. Участвовать в общественной жизни можно, но только на уровне гражданина. А куда-то избираться, переизбираться, лезть в депутаты - это все смешно и многие это уже поняли.

Что такое, на ваш взгляд, интеллигентный человек?

Интеллигентный человек - это прежде всего тот, кто стремится к образованию. Это человек, который против насилия. Бывает, что академик - жлоб, а рабочий - интеллигент. Вот говорят, Ленин интеллигентный человек. Никогда он не был интеллигентом, потому что интеллигент - противник насилия.

Какой смысл вы вкладываете в понятие "свобода"?

Свобода это, прежде всего, то, что в России неизвестно. Когда в России говорят свобода, подразумевают воля. Что значит воля? Делай, что хочешь, а свобода - это воля в рамках закона. У нас или воля, или полное холопство, поэтому мы сейчас и мучаемся. Свобода это прежде всего уважение к личности. Я живу в рамках собственного предназначения, но я никогда не позволю себе нарушать покой соседа или образ жизни другого человека ради себя - вот это и есть свобода. У нас сейчас кричат - демократия, свобода, да никакой у нас демократии нет, демократия - это состояние крови, это вырабатывается даже не десятилетиями, а поколениями, это должно быть внутри у человека.

Вы религиозный человек?

Я православный по своим предкам. Но в душе я абсолютный атеист и сегодня лукавить не стану. И я должен сказать, что у меня не вызывает трепета наша православная церковь, потому что она находится на том же уровне, на котором находится и наше общество, она мне не симпатична. Хотя против церкви я ничего не имею, я знаю священников - блистательных людей. Вот моя жена истинно верующий человек, я искренне уважаю ее пристрастие к вере.

Насколько я знаю, ваша жена - коллекционер кукол.

Нет, она не коллекционер, она создала Московский музей кукол и ее окружают нищие талантливые кукольщики.

Булат Шалвович, кто сейчас ваши друзья?

Вы знаете, я никогда не был широкообщительным человеком. Те, кто были моими друзьями, те и остались. Правда, теперь видимся мы очень редко. Это возрастное.

Скажите, Булат Шалвович, что такое любовь?

Я не смогу объяснить, я могу любовь увидеть и сказать - о, это любовь, а классифицировать я не могу.

Вы любите людей?

Хороших - да, плохих - нет. Нельзя любить всех людей, бывают субъекты, которых не грех и ненавидеть. У меня есть такие строки в стихотворении: "Я люблю не народ, а отдельных его представителей".

Библиография

Поэзия и песни

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 печатались и другие его стихи. В 1953-1955 стихи Окуджава регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы - "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождаются вместе с музыкой, песен уже насчитывается около 200.

Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие ему широкую популярность. Записи его песен разошлись по стране в тысячах экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый диск вышел в Париже в 1968, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В настоящее время в Государственном литературном музее в Москве создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи - песня В.Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен): "Лирика" (Калуга, 1956), "Острова" (М., 1959), "Веселый барабанщик" (М., 1964), "По дороге к Тинатин" (Тбилиси, 1964), "Март великодушный" (М., 1967), "Арбат, мой Арбат" (М., 1976), "Стихотворения" (М., 1984, 1985), "Посвящается вам" (М., 1988), "Избранное" (М., 1989), "Песни" (М., 1989), "Песни и стихи" (М., 1989), "Капли Датского короля" (М., 1991), "Милости судьбы" (М., 1993), "Песенка о моей жизни" (М., 1995), "Чаепитие на Арбате" (М., 1996), "Зал ожидания" (H.Новгород, 1996).

Начиная с 1960-х гг. Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр"(1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х гг. Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 гг. отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (Ч. 1. 1976; Ч. 2. 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

Книги (проза): "Фронт приходит к нам" (М.,1967), "Глоток свободы" (М., 1971), "Прелестные приключения" (Тбилиси, 1971; М., 1993), "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (М., 1975, 1992), "Избранная проза" (М., 1979), "Путешествие дилетантов" (М., 1979, 1980, 1986, 1990; Таллинн, 1987, 1988), "Свидание с Бонапартом" (М., 1985, 1988), "Будь здоров, школяр" (М., 1987), "Девушка моей мечты" (М., 1988), "Избранные произведения" в 2 тт. (М., 1989), "Приключения секретного баптиста" (М., 1991), "Повести и рассказы" (М., 1992),

"Заезжий музыкант" (М., 1993), "Упраздненный театр" (М., 1995).

За рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Книги поэзии и прозы, изданные за рубежом (на русском языке): "Песенка о дураках" (Лондон, 1964), "Будь здоров, школяр" (Франкфурт-на-Майне, 1964, 1966), "Веселый барабанщик" (Лондон, 1966), "Проза и поэзия" (Франкфурт-на-Майне, 1968, 1977, 1982, 1984), "Два романа" (Франкфурт-на-Майне, 1970), "Бедный Авросимов" (Чикаго, 1970; Париж, 1972), "Прелестные приключения" (Тель-Авив, 1975), "Песни" в 2 т. (ARDIS, т.1, 1980; т.2, 1986 (1988).

Звания и награды

Член КПСС (1955-1990).

Член Союза писателей СССР (1962).

Член учредительного совета газеты "Московские новости".

Член учредительного совета "Общей газеты".

Член редколлегии газеты "Вечерний клуб".

Член Совета общества "Мемориал".

Член-учредитель русского ПЕН - центра (1989).

Член комиссии по помилованиям при президенте РФ (1992).

Член комиссии по Государственным премиям РФ (1994).

Медаль "За оборону Кавказа". ...

Орден Дружбы народов (1984).

Почетная медаль Советского фонда мира.

Государственная премия СССР (1991).

Премия "За мужество в литературе" им. А.Д.Сахарова независимой писательской ассоциации "Апрель" (1991).

Первая премия и приз "Золотой венец" на поэтическом конкурсе "Стружские вечера" в Югославии (1967).

Приз "Золотая гитара" на фестивале в г.Сан-Ремо в Италии (1985).

Почетная степень Доктора гуманитарных наук Норвичского университета в США (1990).

Премия "Пеньо Пенев" в Болгарии (1990).

Букеровская премия (1994).

Имя Окуджавы присвоено малой планете (1988).

Имя Окуджавы присвоено Клубу болгарско-российской дружбы в г.Ямбол в Болгарии (1989-90).

Почетный гражданин г.Калуга (1996).

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Постановки:

"Глоток свободы" (Л., ТЮЗ, 1967; Красноярск, ТЮЗ имени Ленинского комсомола, 1967; Чита, Театр драмы, 1971; М., МХАТ, 1980; Ташкент, русский драм. театр им. М.Горького, 1986);

"Мерси, или старинный водевиль" (Л., театр муз.комедии, 1974);

"Будь здоров, школяр" (Л., ТЮЗ, 1980);

"Музыка арбатского двора" (М., Камерный муз. театр, 1988).

Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х гг. Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимается сам.

Киносценарии:

"Частная жизнь Александра Сергеича, или Пушкин в Одессе" (1966; в соавторстве с О. Арцимович; фильм не поставлен);

Песни в фильмах (наиболее известные работы):

на собственную музыку:

"Сентиментальный марш" ("Застава Ильича", 1963)

"Мы за ценой не постоим" ("Белорусский вокзал", 1971)

"Пожелание друзьям" ("Ключ без права передачи", 1977)

"Песня московских ополченцев" ("Великая Отечественная", 1979)

"Счастливый жребий" ("Законный брак", 1985)

на музыку И.Шварца:

"Капли Датского короля" ("Женя, Женечка и "катюша"", 1967)

"Ваше благородие" ("Белое солнце пустыни", 1970)

"Песня кавалергарда" ("Звезда пленительного счастья", 1975)

песни к фильму "Соломенная шляпка", 1975

"Дорожная песня" ("Нас венчали не в церкви", 1982)

на музыку Л.Шварца:

"Веселый барабанщик" ("Друг мой, Колька", 1961)

на музыку В.Гевиксмана:

"Старый причал" ("Цепная реакция", 1963)

на музыку В.Левашова:

"Бери шинель, пошли домой" ("От зари до зари", 1975; "Аты-баты, шли солдаты...", 1976).

"Женя, Женечка и "катюша"..." (М., 1968)

"Капли Датского короля". Киносценарии и песни из кинофильмов (М.: Киноцентр, 1991).

Работы в кадре:

Художественные (игровые) фильмы:

"Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), Киностудия им. М.Горького, 1963

"Ключ без права передачи", Ленфильм, 1977

"Законный брак", Мосфильм, 1985

"Храни меня, мой талисман", Киностудия им. А.П. Довженко, 1986

Документальные фильмы:

"Я помню чудное мгновенье" (Ленфильм)

"Мои современники", Ленфильм, 1984

"Два часа с бардами" ("Барды"), Мосфильм, 1988

"И не забудь про меня", Российское телевидение, 1992

Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы вышло в Кракове в 1970 (повторные выпуски были и в более поздние годы). Музыковед В.Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, и, уехав в США, выпустил ее там. В тот же год вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Булат Окуджава. Песни / Музыкальная запись, редакция, составление В.Фрумкин.- Ann Arbor, Michigan: Ardis, 1989.- 120 c.

Песни Булата Окуджавы. Мелодии и тексты / Составитель и автор вступительной статьи Л.Шилов.- М.: Музыка, 1989.- 224 с.; 100000 экз. (Музыкальный материал записан А.Колмановским с участием автора)

Грампластинки

В список не вошли зарубежные диски (самый известный из них выпустила в Париже фирма "Le Chant du Mond" в 1968). В 70-х годах очень понравившуюся Булату запись его песен сделали польские драматические актеры с очень бережной аранжировкой. Вместе с книгой о наших бардах "Поэты с гитарой" вышел диск песен в Болгарии ("Балкантон", Болгария, 1985. ВТК 3804).

Песни Булата Окуджавы. "Мелодия", 1966. Д 00016717-8

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1973. 33Д-00034883-84

Булат Окуджава. Песни (стихи и музыка). Исполняет автор. "Мелодия", 1976. М40 38867

"Песни на стихи Булата Окуджавы". "Мелодия", 1978. М40 41235

Булат Окуджава. "Песни". "Мелодия", 1978. Г62 07097

Булат Окуджава. "Песни". Исполняет Булат Окуджава. "Мелодия", 1981. С60 13331

Булат Окуджава. Песни и стихи о войне. Исполняет автор. Запись всесоюзной студии грамзаписи и фонограммы кинофильмов 1969-1984 годов. "Мелодия", 1985. М40 46401 003

Булат Окуджава. "Новые песни". Запись 1986 г. "Мелодия", 1986. С60 25001 009

Булат Окуджава. "Песенка, короткая, как жизнь сама..." Исполняет автор. Запись 1986 г. "Мелодия", 1987. С62 25041 006

Компакт - диски

Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. SoLyd Records, 1994. SLR 0008

Булат Окуджава. "А как первая любовь..." По лицензии Le Chant du Mond, запись 1968. SoLyd Records, 1997. SLR 0079

Компакт - кассеты

Булат Окуджава. "Пока земля еще вертится". Записи М.Крыжановского 1969-1970 гг. По лицензии SoLyd Records. ТОО "Московские окна", 1994. МО 005

Источники

http://koi8.deol.ru/culture/pesnya/okudj.htm

http://www.isc.rit.edu/~syr6220/okudzhavawin.html

http://www.bards.ru/Okoudjava/memory/books.htm

http://litera.ru/stixiya/authors/okudzhava.html

Загрузка...