domvpavlino.ru

Егэ обществознание вопрос 28 человек индивид личность. Кто такой индивид — в чем различие понятий индивида, личности и индивидуальности. Определение - что такое индивид

Всем пламенный привет!

Понятия индивид, личность, человек с обыденной точки зрения ничем не отличаются друг от друга. Один человек является одновременно и индивидом — представителем из множества людей, и личностью, с которой можно поговорить. И часто лично я вижу, как эти понятия ребятами при подготовке к ЕГЭ по обществознанию понимаются именно так.

Между тем, есть наука, которые эти понятия различает по смыслу. А если вы используете обыденный подход при решении экзаменационных тестов, задач, то ничего хорошего ждать не приходится. Я имею в виду, результаты будут плохими. А потом начнется вой: «Да как же так?! Да какие сложные тесты!». На самом деле все тесты проверяют элементарные научные знания. Вот о соотношении этих понятий сейчас и поговорим.

Понятие «индивид»

Индивид, с позиций науки — это единичный биологический представитель данной популяции организмов. Если мы употребляем это понятие применительно к человеку, то предполагается, что мы имеем в виду, во-первых, его - как представителя из множества людей, и, во-вторых — его биологические, я бы даже сказал фенотипические черты. Попросту — внешние биологические характеристики: цвет глаз, волос, рост, вес, индивидуальные особенности метаболизма и прочее.

Индивидуальность поэтому — это совокупность этих самых внешних черт человека. Многие говорят: «Он (она) — яркая индивидуальность!», имея в виду что человек — яркая личность. Так вот это — ошибочное, обыденное суждение. Если вы говорите про яркую индивидуальность, то предполагается, что вы имеете в виду цвет глаз, волос, рост, вес и другие внешние характеристики человека.

Также следует помнить, что темперамент — это тоже биологическое свойство человека, а значит и характеристика его индивидуальности. Потому что темперамент — это уровень активности человека: одни более активны (сангвиники, холерики), другие менее (например, флегматики). Они такие от природы, от наследственности, а не от приобретенных качеств.

Понятие «личность»

Личность — это совокупность социальных качеств человека. Вообще, рекомендую на эту тему. Социальные качества человека формируются в процессе воспитания как части процесса социализации. Эти качества не могут проявится иначе как в обществе. Поскольку только в постоянной коммуникации личность заявляет о себе.

Если вы говорите: «Он (она) — яркая личность!», то ожидается, что имеете в виду именно социальные качества такого человека. Возможно он — отличный писатель. Стать писателем, выросши в лесу, невозможно. Для этого требуется серьезный социальный опыт, который можно приобрести только в обществе. Аналогично стать не получится великим художником. Потому что признание человека таковым осуществляется обществом — другими людьми.

Личности бывают, развивающиеся и деградирующие, опустившиеся и великие... Но они все личности. Вопрос, который ставит многих в тупик: люмпен — личность или нет? Многие, не поверите, не считают таких людей личностями! 🙂 Конечно такой человек — имеет социальные качества, просто они проявляются в примитивной форме — в форме выживания.

Понятие «человек»

Человек — это понятие родовое, отличающее людей от животных. По крайней мере в науке. В обыденной жизни мы можем воскликнуть: «Вот это — Человек!». При этом имеется в виду, что данная личность проявила социальные качества, оттеснив биологические. Например, человек не воспользовался личной выгодой, а отдал эту выгоду действительно в ней нуждающемуся другому. Собственно, животное можно считать разумным, когда оно голодное, но отдало еду другому, незнакомому нуждающемуся животному.

В науке же это понятие ассоциируется с типами организмов, отличающихся от животных. У людей есть сознание, люди могут заниматься творчеством — то есть создавать нечто такое, чего животные просто никогда не создадут. Например — нарисовать жабу с тремя крыльями. Или не поселится в пещере, а построить себе невиданные доселе хоромы. Или можно написать такой роман, который будет переворачивать сознание многих миллионов людей в течение нескольких столетий. Вот например Библия. Разве не гением был тот человек в Ватикане, который составил ее? Гением, еще каким! Ничего такого никакое животное никогда не сделает.

Максимум что животное может сделать — находить по запаху другие организмы, или испражняться, куда удобнее — например в сапог хозяину. Кстати, хозяина своего животное воспринимает как другое животное — более сильное и откуда ни возьми добывающее горы еды.

Надеюсь, прочитав этот пост, вы поняли, как между собой соотносятся обозначенные понятия в науке. Если да, поставьте лайк, поделитесь с друзьями — вам, может, все равно, а мне приятно 🙂

Post Scriptum: надеюсь также вы поняли, сколько нюансов кроется всего лишь в трех понятиях. А в обществознании их сотни. Чтобы узнать все нюансы, рекомендую свой видеокурс « »

С уважением, Андрей Пучков

Верны ли следующие суждения?

А. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в научной и популярной литературе употребляются как синонимы.

Б. В отличие от понятия «индивид», термин «индивидуальность» подчёркивает неповторимое своеобразие проявлений человека, его исключительность, личностные особенности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Пояснение.

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность», в научной литературе как синонимы не употребляются.

Индивид - единичный представитель человеческого рода, представитель Homo sapiens.

Индивидуальность - совокупность особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого и образующих неповторимое своеобразие проявлений человека. Проявляется в чертах характера, специфике интересов, интеллекте.

Следовательно верно только утверждение под буквой Б.

Правильный ответ указан под номером: 2

Ответ: 2

Индивид; индивидуальность; человек; личность; талант.

Пояснение.

Индивидами мы рождаемся. Индивид - это один человек, представитель биологического вида «homosapiens». Каждый человек - индивид, по отношению к животному используется слово «особь». Человек - продукт филогенеза и онтогенеза. Индивидуальность - набор качеств, на основании которых один человек отличается от другого, качества могут быть индивидуальными и типичными, которые свойственны всем людям. Индивидуальные качества - цвет волос, глаз, типичные - две руки, 5 пальцев, на голове волосы. Личность - высший уровень развития человеческой индивидуальности.

Ответ: человек.

Ответ: человек

Для ха­рак­те­ри­сти­ки человека как субъ­ек­та социальных от­но­ше­ний в науке ис­поль­зу­ет­ся понятие

1) индивид

2) личность

3) гражданин

4) индивидуальность

Пояснение.

Индивид - это еди­нич­ный представитель че­ло­ве­че­ско­го рода.

Индивидуальность - это не­по­вто­ри­мое своеобразие про­яв­ле­ний человека, внеш­них и поведенческих, при­су­щих только дан­но­му индивиду; че­ло­век с уче­том его лич­ных особенностей: внеш­ний облик, ма­не­ра поведения, характер.

Личность - это че­ло­ве­че­ский индивид, осо­зна­ю­щий себя, об­ла­да­ю­щий совокупностью со­ци­аль­но значимых черт, свойств, качеств, ко­то­рые он про­яв­ля­ет в об­ще­ствен­ной жизни.

Гражданин - лицо, при­над­ле­жа­щее на пра­во­вой основе к опре­де­лен­но­му государству.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 2.

Ответ: 2

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 4.


Роль - это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль - это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определённой социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть - долгосрочные и важные. В сети социальных отношений у каждого - определённая социальная позиция, на которую устремлены ожидания и которой присущи устоявшиеся права и обязательства. Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно этим ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остаётся. «Исполнению» социальной роли обучаются B процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека B обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида, и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам. У разных ролей всё-таки разные пределы дозволенности, и в каждой роли есть специфические ситуации этой «дозволенности». Диапазон этой ролевой свободы может быть больший или меньший, строгость соблюдения «ролевых» правил слабее или сильнее … так называемая дихотомия роли. Например, актёру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не позволяется священнику...

Выполнение роли требует определённого созидательного подхода. Интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида. Иногда важные роли преобразуют личность, которая, по существу, является интеграцией всех ролей, усвоенных индивидом...

Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например, в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор - один и тот же человек…

С социологической точки зрения распределение труда и деятельности в обществе имеет ролевую основу. Наличие социальных ролей в обществе и их параметров это ещё и способ контроля за деятельностью и поведением членов общества.

(Э. Асп )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы аспекты и даны пояснения, например:

1) интерпретация и реализация роли во многом определяется личностью индивида (каждый человек, исходя из своих индивидуальных качеств, формирует свою траекторию выполнения роли в рамках ролевой свободы или выходит за эти рамки);

2) иногда важные роли преобразуют личность (под воздействием ролевых требований человек может стать, например, более вежливым, аккуратным, трудолюбивым, научиться одеваться и презентовать себя сообразно положению в обществе и т.п.).

Могут быть даны иные пояснения

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

С9.1 Философия: «Прогресс - не­отъ­ем­ле­мое свойство со­зна­тель­но­го развития, ко­то­рое не прерывалось; это де­я­тель­ная намять и усо­вер­шен­ство­ва­ние людей об­ще­ствен­ной жизнью» (А. И. Герцен).

С9.2 Со­ци­аль­ная психология: «Индивидом рождаются, лич­но­стью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А. Г. Асмолов).

С9.3 Экономика: «Налоги - это цена, ко­то­рую мы пла­тим за воз­мож­ность жить в ци­ви­ли­зо­ван­ном обществе» (О. Холмс).

С9.4 Социология: «Только очень бо­га­тый человек может поз­во­лить себе жить, как богатый» (С. Паркинсон).

С9.5 Политология: «Лучшее го­су­дар­ствен­ное устройство для лю­бо­го народа - это то, ко­то­рое сохранило его как целое» (М. Монтень).

С9.6 Правоведение: «Истинные за­ко­ны покоятся в че­ло­ве­че­ской природе; кто дей­ству­ет вопреки им, тот ис­пы­ты­ва­ет на себе по­след­ствия этого» (А. Эйнзидель).

Пояснение.

При на­пи­са­нии эссе можно поль­зо­вать­ся следующим при­мер­ным планом.

1. Вступ­ле­ние - вво­дит в тему, дает предварительные, общие све­де­ния о той проблеме, ко­то­рая стоит за пред­ло­жен­ной темой. Во вступ­ле­нии может со­дер­жать­ся ответ на за­дан­ный по теме вопрос; со­дер­жать­ся факт из био­гра­фии автора или ха­рак­те­ри­зо­ван исторический период, если эти све­де­ния имеют важ­ное значение для по­сле­ду­ю­ще­го анализа текста.

2. Ос­нов­ная часть: пред­став­ля­ет собой раз­вер­ну­тый анализ высказывания. В ос­нов­ной части не­об­хо­ди­мо продемонстрировать зна­ние материала, уме­ние логично, ар­гу­мен­ти­ро­ва­но и сти­ли­сти­че­ски правильно, гра­мот­но излагать свои мысли. Ос­нов­ная часть - это про­вер­ка того, на­сколь­ко верно по­ня­та тема. Ос­нов­ную часть можно на­чи­нать с те­зи­са - положения, ко­то­рое вы бу­де­те доказывать. Потом при­ве­ди­те аргументы, их долж­но быть по край­ней мере два. Свои ар­гу­мен­ты подкрепляйте при­ме­ра­ми из текста.

3. Заключение: под­ве­де­ние итога, обоб­ще­ние сказанного, за­вер­ше­ние текста, по­втор­ное обращение вни­ма­ния на самое главное. За­клю­чи­тель­ная часть долж­на быть короткой, но емкой; ор­га­ни­че­ски связанной с преды­ду­щим изложением. В за­клю­че­нии может быть вы­ра­же­но отношение пи­шу­ще­го к проблеме. Оно долж­но быть из­ло­же­но корректно, без чрез­мер­ных эмоциональных оценок, иметь четко вы­ра­жен­ный смысл и быть под­го­тов­ле­но материалом ос­нов­ной части.

Какой барьер, ме­ша­ю­щий социальным пе­ре­ме­ще­ни­ям индивидов, автор счи­та­ет одним из главных? Ис­поль­зуя обществоведческие знания, объясните, по­че­му указанное ав­то­ром обстоятельство при со­ци­аль­ных перемещениях ин­ди­ви­дов является барьером.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

(С. С. Фролов )

Пояснение.

Пояснение

Наличие субкультуры предполагает существование норм поведения, определенного уровня образования, разговорных особенностей, стиля одеваться, усваиваемых в процессе социализации. Человеку попавшему в другой класс со стороны, усвоившего иные нормы в процессе социализации, будет сложно перестроится, к нему могут относиться как к "чужому".

Могут быть даны иные пояснения.

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

Автор пишет: «Процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида». С опорой на знания и социальный опыт конкретизируйте это суждение с помощью трех примеров особенностей социализации представителей различных социальных групп.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

В современной европейской культуре обострился интерес к личности, самоидентификации, к социальным механизмам формирования личности.

Важнейшим способом становления личности является социализация индивида, процесс усвоения индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

В содержательном и формальном плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. Так, например, в первобытно-общинном, античном, феодальном, буржуазном обществах существуют особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. Примитивная хозяйственная деятельность и статичность культуры в традиционном обществе, низкая продолжительность жизни стандартизировали процесс социализации, сводя его в основном к обряду инициации, символизирующей наступление для подростка социального взросления и ответственности. Система воспитания основывалась на включении подрастающего поколения в совместную деятельность старших, важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы, а в более поздних обществах - религиозные школы.

Кроме того, процесс социализации в значительной степени зависит от классовой, сословной принадлежности индивида. В процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения, основы личностных выборов.

Значимым способом социализации как в доиндустриальных обществах, так и в современных культурах является семья.

В современных развитых странах содержание социализации радикально переосмысливается. В новых меняющихся условиях необходимы мобильные механизмы социализации, специальные институты социализации. Таким институтом стала прежде всего система образования.

(Г.Г. Кириленко)

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) крестьянин, вступая в самостоятельную жизнь, должен был научиться трудиться вместе со старшими («добывать хлеб насущный в поте лица своего»);

2) рыцарь, готовясь к обряду инициации (посвящения в рыцари), должен был овладеть азами военного искусства, охотничьим делом, изучить рыцарский кодекс;

3) молодых аристократов учили грамоте, военному искусству, изящным манеь рам; большое значение имело физическое воспитание.

Могут быть приведены другие адекватные примеры.

Предметная область: Социальные отношения. Социализация

1) Социальная роль - модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус.

2) Социальные роли обусловлены социальным неравенством.

3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности.

4) Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску.

5) Все социальные роли людей строго формализованы.

Пояснение.

Социальная роль - это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Например, учебное заведение как вид социальной организации предполагает наличие директора, учителей и учеников. Все это - социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, учитель обязан выполнять приказы директора, не опаздывать на свои уроки, добросовестно готовиться к ним, ориентировать учеников на социально одобряемое поведение, быть достаточно требовательным и справедливым, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям учеников и т. д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью учителя: ученики должны вставать при его появлении, называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с учебным процессом, соблюдать в классе тишину, когда он говорит, и т. д. Тем не менее, выполнение социальной роли допускает некоторую свободу для проявления индивидуальных качеств: учитель может быть суровым и мягким, соблюдать жесткую дистанцию по отношению к ученикам и вести себя с ними как старший товарищ. Ученик может быть старательным или нерадивым, послушным или дерзким. Все это - допустимые индивидуальные оттенки социальных ролей.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия, поэтому порождают определенные ролевые ожидания: все участники ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Благодаря этому социальное поведение людей становится в значительной степени предсказуемым.

1) Социальная роль - модель поведения индивида, ориентированная на определённый статус - да, верно.

2) Социальные роли обусловлены социальным неравенством - нет, неверно.

3) Социальная роль объективно задана социальной позицией личности - да, верно.

4) Исполнение человеком социальной роли имеет индивидуальную окраску - да, верно.

5) Все социальные роли людей строго формализованы - нет, неверно.

Ответ: 134.

Ответ: 134

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

Пояснение.

«Человек» - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), - наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека - способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальным существом.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности - нет, неверно.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью - да, верно.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности - да, верно.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения - да, верно.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п. - нет, неверно.

Ответ: 234.

Фируза Токтоньязова 11.04.2017 22:46

Первая позиция неверна однозначно. Не все живые существа способны к творческой деятельности. Животные не способны, тем не менее мы не можем их не причислять к живым существам.

· ").dialog({width:"auto",height:"auto"})">Видеокурс

Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Понятие «индивид» относится к природным качествам человека.

Б. Понятие «индивидуальность» объединяет природные, психические и социальные качества человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Пояснение.

Индивид - отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств.

Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов.

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

1) раскройте смысл понятия «индивидуальность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о содержании индивидуальности человека;

− одно предложение, рас­кры­ва­ю­щее факторы, которые влияют на формирование индивидуальности.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе могут быть указаны:

1. Индивидуальность - со­во­куп­ность характерных осо­бен­но­стей и свойств, от­ли­ча­ю­щих одного ин­ди­ви­да от другого; свое­об­ра­зие психики и лич­но­сти индивида, неповторимость, уникальность.

Могут быть при­ве­де­ны следующие предложения:

2. Ин­ди­ви­ду­аль­ность проявляется в чер­тах темперамента, характера, в спе­ци­фи­ке интересов, ка­честв перцептивных процессов.

3. Факторами формирования че­ло­ве­че­ской индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, на­коп­лен­ные им в детстве, воспитание, осо­бен­но­сти строения семьи и об­ра­ще­ние с ребёнком.

Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

1) индивидуальность

2) индивида

4) личность

Пояснение.

Индивидуальность - это проявление особенностей характера человека, а не его деятельность в обществе, она лишь показывает отличие одного человека от другого.

Индивид - это просто особь с определенными врожденными и приобретенными качествами.

Творец - это не проявление участия в общественной жизни.

Личность - это совокупность всех вышеприведенных понятий, он является социокультурной единицей.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

Не правильное понятие

Сознательное уча­стие человека в об­ще­ствен­ной жизни ха­рак­те­ри­зу­ет его как

1) индивидуальность

2) индивида

4) личность

Пояснение.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

1) индивидуальность

2) индивида

4) личность

Пояснение.

Индивидуальность - это про­яв­ле­ние особенностей ха­рак­те­ра человека, а не его де­я­тель­ность в обществе, она лишь по­ка­зы­ва­ет отличие од­но­го человека от другого.

Индивид - это про­сто особь с опре­де­лен­ны­ми врожденными и при­об­ре­тен­ны­ми качествами.

Творец - это не про­яв­ле­ние участия в об­ще­ствен­ной жизни.

Личность - это со­во­куп­ность всех вы­ше­при­ве­ден­ных понятий, он яв­ля­ет­ся социокультурной единицей.

Правильный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Ответ: 4

Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке

1) В основу деления общества на страты положены доход, профессия, образование.

2) Одним из критериев социальной стратификации являются индивидуально-психологические особенности личности.

3) Социальная стратификация отражает строение общества.

4) Изменение социального статуса индивида в процессе вертикальной мобильности называют социальной стратификацией.

5) Стратификационная структура общества отражает социальное неравенство людей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ (СИПКРО)

Кафедра исторического и социально-экономического образования

Итоговая работа

по программе повышения квалификации

"Конструирование учебных заданий по обществознанию при подготовке к ЕГЭ" по теме: "Комплект учебных заданий по теме:

"Индивид. Индивидуальность. Личность"»

Выполнила

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ с.Девлезеркино

Фролова Светлана Викторовна

1. Выбор одного или нескольких вариантов правильных ответов из предложенного перечня ответов

1. Понятие "индивид" обозначает

единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;

любого, кто принадлежит к человеческому роду. поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;

субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;

социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды;

2. Индивидуальность - это биологические особенности человека развитая личность специфическое проявление человеческих, социальных, духовных и психологических особенностей индивид в обществе

3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи понятий "индивид". "Индивидуальность" и "личность"?

А.Понятие личности включает в себя понятие индивидуальности.

Б.Личность может не включать в себя понятие индивида.

1) Верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц

2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме.

Восполните пробел в приведенной ниже схеме.

Потребность в самоактуализации

Потребность в уважении и самоуважении (признании)

Потребность в безопасности и защите

Физиологические потребности

3. Установление соответствия позиций, представленных в двух множествах

1. Установите соответствие между понятиями и характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ

1) Приобретение знаний путем А) Самообразование

самостоятельных занятий без помощи Б) Самопознание

преподавателя В) Самореализация

2) Претворение в жизнь значимых для

человека целей, планов, идей, проектов

3) Познание личностью своих собственных возможностей, качеств

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем, получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений -- во втором.

4. Дифференциация в социальной информации фактов и мнений

1. Прочитайте приведенный ниже текст. Каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщепленность, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм и ценностей.

Определите какие положения текста носят:

1. фактический характер

выбор вариант позиция дифференциация

2. Прочитайте приведенный ниже текст. Каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Группа ученых во главе с А.Печеи организовала так называемый Римский клуб-Международную неправительственную организацию, цель которой - изучение проблем современного мира. (Б) Неконтролируемый рост населения, экологические проблемы, современные достижения науки и технологии поставили проблему оценки направленности качества социального прогресса. (В) Обострение глобальных проблем свидетельствует на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (Д) В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран.

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3 характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой

(А) И человек и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность (Б) НО. В отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (В) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (Г) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».

Определите, какие положения текста носят:

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3 характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Пояснение:

1 - факт, т.к. это достоверные знания

2 - факт, т.к. это достоверные знания

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ПРЕДЛАГАЕМОМУ КОНТЕКСТУ

1. Найдите в приведенном ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которым они указаны.

Пояснение

Ученые, обсуждающие эту проблему, считают человека продутом биологической и социально-культурной эволюции. Человек превосходит животный мир, но как биологический вид подчиняется подчиняется законам биологии - он ест, спит и т.п.. В человеке есть биологические черты: нервно-психическое развитие, индивидуальные особенности физиологии, пол, возраст и гоминидная триада: прямохождение, особое строение руки, сложная структура мозга. По мнению философов, человека выделяет над животным миром и природой наличие души - его индивидуального духа.

Найдите в приведенном ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

Пояснение: способность мыслить и практически действовать имеют социальную природу.

3. Иван выполнял задание по теме «Человек как результат биологической и социокультурной революции». Он выписал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Человек, как социокультурное существо, неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум и др.

6. Находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте и применять их в заданном контексте

Прочитайте текст и выполните задания

«Индивидуальность означает ограниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости. Человеческая индивидуальность, отличаясь такими признаками, как целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего „Я“, творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <…>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодополнение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного общества. Индивидуализация является одним из моментов, связывающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и сильнее общество в целом. <…>

Всякое проявление жизни индивида является проявлением и утверждением общественной жизни. Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от друга, а выступают как две стороны жизни одного человека. <…>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуального как только единичного и неповторимого. Определяя индивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отличает людей друг от друга. Определяя личность, подчеркиваем общие, типические черты. <…>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обогащает благодаря своим особенностям другого человека, ничего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм означает противопоставление человека обществу, отношение к другим людям как к средству своего частного существования. Эта разорванность общества и личности, как правило, обращается против самого человека. Таким образом, в индивидуалистической интерпретации другой человек есть граница «для меня», в условиях развитых коллективистских отношений каждый другой есть не граница, а продолжение и дополнение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуальное в социальной структуре человека // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

Вопрос 1. Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки?

Ответ: Индивидуальность означает ограниченность, неповторимость личности, т. е. способность к самостоятельной жизни, саморегулированию, сохранению своей устойчивости. С помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

Вопрос 2. Опираясь на текст, укажите, почему индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества. Ответ: Индивидуальность является одним из факторов развития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, чего ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельности, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом. Вопрос 3. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности. Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социальный статус, коммуникативный характер.

Вопрос 4. В тексте говорится о двуединстве общего и индивидуального как об одном из внутренних источников формирования личности. Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следующий: Формирование личности предполагает соотношение социально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

7. Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте

В развитии индивида главную роль играет удовлетворение естественных органических потребностей, в развитии личности - стремление к удовлетворению культурных потребностей.

Конкретизируйте данное положение, подобрав по два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.

Пояснение.

Естественные потребности: потребности в пище, отдыхе, жилище и т.п.

Примерами удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида, могут быть: поиск новых съедобных растений, изобретение теплой одежды в холодном климате.

Культурные потребности - связанные с общение между людьми, духовной жизнью человека. Написал роман, учится хорошо читать и писать, обучение правилам этикета и т.п.

8. Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс

Приведите три примера проявления человека как личности.

Ответ может иметь следующее содержание:

Студент, поставив себе задачу, поступить в аспирантуру, начал усиленно готовиться к экзаменам, отложив традиционные воскресные туристические вылазки в лес с друзьями, продемонстрировав нацеленность на поступление.

Человек, оказавшись на берегу реки весной, бросился спасать рыбака, провалившегося под лед.

Несмотря на атеистическое воспитание в семье, Алексей Б. принял крещение, стал посещать богослужения в храме.

9. Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Объясните, что имел в виду Йоганес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей».

Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.

Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе людей.

Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» - культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

10. Систематизировать, обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана структурные функциональные иерархические и иные связи социальных объектов, явлений и процессов

Вам поручено подготовить развернутый ответ по темам:

1. Социализация индивида

2. Потребности и мотивы деятельности личности

3. Факторы формирования личности

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

11. Раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами собственные суждения, делать выводы

1. «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон).

2. "Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида" (Б.Г. Ананьев)

3. Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский)

Список использованных источников и литературы

1. ЕГЭ -2015: Обществознание: самое полное издание типовых вариантов заданий/авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. - Москва: АСТ: Астрель, 2015.- 285, с.- ФИПИ.

2. Пазин Р.В. Обществознание 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ: учебно-методическое пособие/Р.В. Пазин.- Ростов н/Д: Легион, 2014.-416, с. - Готовимся к ЕГЭ.

3. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ. Обществознание: сбороник заданий: методическое пособие для подготовки к ЕГЭ. М.: Экзамен, 2015, с.6

2. Портал Решу ЕГЭ (Задания для подготовки к ЕГЭ): [Электронный ресурс] Режим доступа: http://soc.reshuege.ru/test/ 18.02.2015

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Человек как предмет научного изучения. Педагогическая антропология и история ее становления. Отечественная педология в истории педагогической антропологии. Индивид, индивидуальность и личность. Категория детства и его проблемы в современном мире.

    книга , добавлен 08.07.2009

    Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий. Методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Сущность понятий "индивид", "индивидуальность". Образование и социализация человека. Развитие, воспитание, обучение. Образовательный и педагогический процесс. Конкретные формы организации обучения, их классификация. Общие формы учебной работы учащихся.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2010

    Понятие "личность" в педагогике. Формирование основ подхода к понятиям "личность" и "индивидуальность". Формирование личностных качеств в процессе воспитания. Возрастные особенности личности. Основные факторы, воздействующие на развитие личности.

    реферат , добавлен 25.07.2008

    Понятие и главные функции универсальных учебных действий, условия их формирования. Действия учителя. Фрагмент урока по теме "Отношения и пропорции". Система аудиторных занятий и заданий для формирования и развития учебных действий у школьников 6 класса.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2017

    Сущность, история развития и способы педагогического мониторинга учебных достижений учащихся в современной системе биологического образования. Диагностика уровня знаний, умений, мотивации школьников с помощью анкетирования, тестовых и контрольных заданий.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2012

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Дифференциация обучения как группировка учащихся на основе их отдельных особенностей для обучения по нескольким различным учебным планам и (или) программам. Типы гомогенных классов (школ). Индивидуализация обучения как дифференциация учебного материала.

    доклад , добавлен 22.05.2009

    Тестовый метод как форма контроля знаний. Виды, функции тестов и требования к ним при обучении математике. Разработка заданий для контроля усвоения логической структуры определения понятий. Пример тестовой аттестации с вариантами выбора ответов.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Понятие экстремума функции двух переменных. Необходимое условие экстремума функции двух, трех и многих переменных. Наибольшее и наименьшее значение функции в замкнутой области. Методические основы преподавания лекционных занятий по данной теме анализа.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Несмотря на то что данным понятием пользуются многие научные направления, его родоначальницей по праву считается биология.

Она трактует этот термин как отдельную особь , живой организм, наделенный характеристиками и качествами, отличающими его от других видов живого. То есть индивидом можно назвать отдельного верблюда, человека, инфузорию туфельку и так далее.

Индивида человеческого рода изучают психологи, социологи, обществоведы. О нем и пойдет речь в данной статье.

Определение - что такое индивид

Индивид в обществознании – это абсолютно любой человек со свойственным ему набором характеристик, определяющих его принадлежность к Homo sapiens (в переводе с латинского слова individuum буквально означает неделимый ).

Некоторые качества даны ему при рождении, другие приобретаются в процессе . Например, я, как человек, отличаюсь от собаки тем, что хожу прямо на двух на ногах, у меня есть руки – инструменты, которые я использую в деятельности.

Помимо инстинктов, я обладаю мышлением, памятью, восприятием, и другими психическими процессами. Я умею создавать что-то новое, совершенствовать старое и много других вещей, которые собаке несвойственны. Поэтому я никогда не стану ею, а она мной (хотя, кто знает). Она и я – индивиды, но принадлежащие к различным живым группам.

Индивид – это обезличенное понятие : в нем не учитывается ни пол, ни возраст, ни заслуги перед Отечеством. Им рождается каждый и продолжает быть таковым всю жизнь. Человек? Значит, индивид.

Свойства индивида (человека)

В психологии определение индивида не ограничивается только лишь его принадлежностью к человеческому роду. Индивид – это тот, кто также входит в определенную социальную группу. На основе этих фактов выделяют три признака, которые констатируют, что перед нами индивид:

  1. целостность и общность психофизиологических черт;
  2. способность адаптироваться в социуме и окружающей реальности;
  3. собственная позиция и соответствующая ей активность.

Если коротко отвечать на вопрос «кто такой индивид», то это данный конкретный человек .

Индивид, индивидуальность, личность - в чем различие

Рядом с термином индивид близко стоят еще два: и . Некоторые даже думают, что они означают одно и то же, но это не совсем так. Вернее, совсем не так. Приведу цитату из высказывания А.Г. Асмолова – современного психолога и политика:

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Чтобы понять суть этой фразы, давайте подробно рассмотрим содержащиеся в ней термины.

Действительно, все люди рождаются индивидами , как представители рода человеческого. Первую часть жизни мы стараемся «влиться» в общество, а для этого нам нужно соответствовать нормам и правилам, в этом обществе установленным. Последний факт заставляет нас учиться быть как все посредством подражания взрослым.

Сначала мы понимаем, что за собой нужно убирать игрушки, затем, что нельзя бить слабых, да и вообще драться нехорошо. Понимаем, что старших надо уважать, уступать место пожилым, помогать нуждающимся. Нехорошо громко разговаривать, лезть без очереди и так далее.

Теперь вы знаете, что такое индивид, но что происходит дальше? Ведь люди отличаются не только от других представителей живого мира, но и от друг друга, в том числе.

Индивидуальность

Индивид, индивидуальность, личность — именно в таком порядке , нельзя сразу перескочить через ступень. Индивидуальность предполагает уникальный набор качеств , которые отличают человека от его «собратьев».

То есть свою индивидуальность мы приобретаем, когда растем и учимся жить среди других. Наличие индивидуальности у человека не всегда говорит о том, что он является личностью.

Личность

В процессе этого обучения индивид приобретает множество своих, конкретных характеристик, становится личностью. Она является результатом обучающего взаимодействия с социумом.

Здесь важно добавить, что если индивидами рождаются все поголовно, то личностью становится не каждый.

Если хотите, это следующая ступень психического развития человека. До этого вы смотрели на других и делали, как они. Но в тот момент, когда вы решаете сделать что-то, но по-своему, а также принимаете ответственность за это решение, рождается личность.

Она умеет ставить цели и достигать их своими уникальными способами, является активной и потому эффективной единицей в обществе.

Личность самоорганизованна, высокоразвита и занимает в своей группе или социуме значимое место.

Кракое резюме

Отличие индивида от личности прояснилось. Но есть еще . Что можно сказать по этому поводу? Человек – это всегда индивид, но далеко не всегда личность .

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое индивидуальность и как ее развить Что такое развитие: определение, характеристика и виды Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Девиантное поведение - что это такое, типы и причины девиации, а также способы ее коррекции Что такое потребность - ее виды, классификация, а также пирамида потребностей человека от Маслоу Социализация - это то, что позволит вам жить в гармонии с миром

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Загрузка...