domvpavlino.ru

Егэ по иностранному языку в. Егэ по иностранным языкам. Изменения в экзамене

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

МБОУ «Школа № 19(25)» город Рязань

ТЕМА: «ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Учитель истории и обществознания Поминова Елена Владимировна

ЦЕЛИ: 1. Дидактическая цель - создать условия для осознания и осмысления

блока новой учебной информации, применение знаний и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения материала средствами проблемной технологии.

2. Образовательная цель - способствовать формированию представлений о смысле и цели жизни, рассмотреть различные позиции по отношению к смыслу жизни и задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач.

3. Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению анализировать документы и приводить примеры, подтверждающие или опровергающие взгляды авторов, продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах (составление проектов)

4. Воспитательная цель - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, ценность собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей, уметь отказывать от реализации своих планов за счет других людей, понять важность компромисса в общественной жизни.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА УРОКА: смешанная: мозговой штурм, работа индивидуальная и в

малых группах, заполнение таблицы, представление проектов, обращение к тексту учебника, дискуссия, фрагмент лекции заготовки к выполнению задания ЭГЕ (ЭССЕ)

ОБОРУДОВАНИЕ:

Учебник

Компьютер, подключенный к интернету, принтер

Словари

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: MSOFFICE : MICROSOF POWER POINT

MIKROSOFT WORD

Конспект урока сделан по учебнику, ч. 1 Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова, М.Просвещение, 2013 г.

Структура и содержание (Ход) урока:

    Организационный момент: приветствие, готовность рабочего места, настраивание на активную деятельность.

    Мотивация и целепологание

Сегодня на уроке мы будем продолжать говорить о человеке и обратимся к следующим вопросам

    Что такое цель и смысл жизни, в чем он состоит?

    Есть ли в мире единственный для всех смысл жизни или у каждого он свой?

    Какие жизненные цели и задачи могут быть у человека?

    Как формируются идеалы и ценность человека?

В результате вы должны

    Назвать не менее трех разных позиций по отношению к смыслу жизни.

    Проанализировать документы и привести примеры, подтверждающие или опровергающие взгляды авторов.

    Высказать собственную точку зрения по отношению к смыслу жизни

Для того, чтобы войти в новую тему, необходимо вернуться к вопросу: Человек - результат биологической и социально-культурной революдции. Это мы сделаем через тестовый диктант (пр. 1)

проверка выполнения

последний тест - это мостик для перехода к новой теме

план изучении нового материала

    Цели жизни

    Поиск смысла жизни

    Жизненная позиция человека

Изучение нового материала

    Учитель - 2+1 понятия цель жизни определение

смысл жизни + теория

счастье вопроса

    На доске фраза «Счастье - это когда тебя…» продолжить фразу, используя следующее:

Уважают

Понимают

Бояться

Обеспечивают + свой вариант окончания фразы

Защищают

Развлекают

Слушают

2. Меняется ли у людей представление о счастье в течении времени (жизни, человека, исторических эпох)

3. Знаете ли вы счастливых людей

(примеры исторических деятелей, героев художественных фильмов, литературных героев)

Вывод: Человек становится счастливым, когда воплощает в жизнь поставленные им самим перед собой цели и задачи.

    Работа по группам (5 групп по 4 человека) - проектная деятельность по группам

заготовки к уроку дерево жизни

1 задание 1. Корень - момент рождения

(коллективное) 2. Ствол - жизнь

3.Ветки - задачи, которые надо решать в течении жизни

4. Верхушки дерева - это самое главное в жизни.

П-е задание заполнение таблицы по следующим классификациям

индивидуальное

МОИ 1. Духовное стремление

2. Материальные

3. Сиюминутные

4. Кратковременные

5. Долгосрочные

завершение работы по данному этапу урока

Общий проект его защита

каждой группы

    Работа с понятийным материалом

1. Таблица на доске:

Концепции смысла жизни:

    Аскетизм

(от греческого - упражняюсь)

Жизнь - это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

    Гедомизм

(от греческого - наслаждение)

Жизнь - значит наслаждаться

    Прагматизм

(от греческого - дело, действие)

Цель жизни оправдывает любые средства её достижения

    Утилитаризм

(от греческого - польза)

Жить - значит из всего извлекать пользу

    Эвдемонизм

(от греческого - блаженство, счастье)

Жизнь - стремление к счастью как подлинному назначению человека

Этика долга

жизнь - это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

    Работа с документом + короткая лекция

интернет (доска) Мудрость веков о смысле жизни

задание учащимся

Добавить к таблице на доске те теории. которые сейчас будут озвучены + записать их в тетрадь:

Шопенгоуэр «Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа»

О какой жизненной позиции идет речь

При жизни воля человека лишена свободы: все его поступки, влекомые целью мотивов, неизбежно совершаются на основе его неизменного характера. между тем всякий хранит в себе воспоминания о многом, что он сделал и чем он недоволен собой. но если бы он и вечно жил, то в силу этой неизменности характера, он вечно бы и поступал таким же точно образом. Оттого он должен перестать быть тем, что он есть. Для того чтобы из зародыша своего существования он мог возродиться как нечто другое и новое. И смерть разрывает эти узы, воли опять становится свободной, ибо не в ней, а в действии лежит свобода… Смерть - это миг освобождения от односторонности индивидуальной формы, которая не составляет сокровенного ядра нашего существа, а скорее является своего рода извращением его: истинная, изначальная свобода опять наступает в этот миг, и потому в указанном смысле можно смотреть на него как на общее восстановление порядка.

Учитель:

    Человечество рано стало задумываться о том, что влияет на жизнь и по

каким законам она протекает. многие древние мыслители сомневались в возможности узнать смысл жизни человека, а тем более изменить её. Баснописец Эзоп утверждал, что от судьбы все равно не уйдешь, и поэтому человек должен уметь довольствоваться тем, что у него есть, а известный оратор Цицерон заявлял «Жизнью управляет не мудрость, а судьба» Такое отношение к жизни получило название фатализм (в переводе с греческого роковой

Омар Хаям: персидский поэт

«Жизнь - пустыня, по ней мы бредем нагишом

Смертный, полный гордыни, ты просто смешон!

Ты для каждого шага находишь причину -

между тем он давно в небесах предрешен».

    В одной из книг Библии (Книга Екклесиаста) сказано, что все дни

человека - сплошные печали, и ничего хорошего не следует ждать от жизни на земле. Эти взгляды называют пессимистическими от латинского корня - худший.

    Французский философ Вольтер скептически замечал, что все люди

подобны живущим в маленьких нормах огромного здания и незнающих ни его архитектора, ни его предназначения. это скептицизм (в переводе рассматривающий, исследующий), выражающий сожаление в способности человека найти истинный смысл жизни.

    С древнейших времен были люди, которые верили, что всё в мире

разумно, наша жизнь прекрасна и всех людей ждет прекрасное будущее. это оптимизм - вера и убеждение в возможность торжества добра над злом, справедливость над несправедливостью. представитель этого течения немецкий философ Лейбниц говорил, что наш мир - лучший из всех возможных миров.

Фирдоуси, персидский поэт:
«Мир только вечен, Наша жизнь мгновенна,

Но имя остается во Вселенной.

Лишь добрые деяния народ

Прославит. Остальное все умрет.

    а) Ответы на вопросы, данные в начале урока

дискуссия по вопросам

    Нужно ли человеку иметь определенную жизненную позицию?

    Какое из рассмотренных отношений к жизни является предпочтительным и почему?

    От каких факторов зависит жизненная позиция человека?

    Могут ли общаться между собой люди с разными жизненными позициями?

Итог урока

Домашнее задание

На стенах дельфийского храма было написано 7 коротких изречений - уроков жизненной мудрости. они гласили:

Познай самого себя

Ничего сверх меры

Мера - важнее всего

Всему свое время

Главное в жизни завершение

В многолкодстве нет добра

Ручайся только за себя.

Подумай и разберись, что они значат для тебя. Из подготовки к ЭГЕ.

Подборка материала по 1. Шопенгауэр

(ист. справка) 2. Ф. Аквинский

3. Ф Ницше

4. Дж. Локк

параграф 3 учебника

Приложение № 1

Тестовый диктант

    Устойчивая система социально значимых свойств, характеризующих представителя того или иного общества, от носится к характеристике

  1. индивида

    индивидуальности

    личности

    Термины «самооценка», «самореализация», «саморазвитие» относятся к характеристике человека как

    индивида

    личности

    физического лица

    биологической особе

    Термины «уникальность», отличительные четы «непохожесть» используются при характеристике человека как

1. индивида

2. личности

3. индивидуальности

4. гражданина

    Отличительным признаком понятия личности является наличие у человека

    эмоционально-чувственных реакций на воздействие среды

    ответственности за свои действия и их последствия

    обусловленности поведения генетическими особенностями

    инстинктов самосохранения и заботы о потомстве

5. Главным проявлением личности человека является (-ют ся)

1. участие в жизни общества

2. характер протекания психических процессов

3. генетически наследуемые качества

    особенности мышления и памяти

6. Верны ли следующие суждения о человеке

А. Все поступки человека по своей природе рационально сообразуются

с разумом.

В. На поведения человека влияют подсознание, природные инстинкты

и влечения

    ответ только А

    ответ только Б

    верны оба суждения

    оба суждения не верны

7. Умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем, отказаться от некоторых своих целей ради общего согласия называются

1. терпимостью

2. толерантностью

3. компромиссом

Вступление

Вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным на сегодняшний день. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас». Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов(результат знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно- исследовательской, проектной, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему.

Параллельно с освоением деятельности ученик должен сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. И так, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Мастер – класс на тему: «Смысл жизни человека»

Цель:

    способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей, освоению положений философии, науки о смысле жизни человека;

    формирование представлений о базовых человеческих ценностях и жизненных приоритетах;

    становление эмоционально-ценностного отношения к миру, к жизни;

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

    формирование метапредметных умений и социальных компетенций учащихся;

    воспитание ценностного отношения к своей и чужой жизни.

Тип:

Вид: дискуссия

Методы обучения: эврестический, проблемно-диалогический, творческий, наглядный.

1. Создание эмоционального настроя перед работой.

Звучит музыка

2. Ознакомление с целями занятия.

«Открыть себя

в себе самом –

Сверх трудная

задача.

«Кто я?-

вопрос горит огнём, -

Чему я предназначен?».

Вместе с автором этих строк Марианной Озолине попробуем и мы ответить сегодня на этот вопрос. Вы догадались конечно, что речь пойдёт на нашем уроке о смысле жизни. Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Как ответить на него? Ведь от этого ответа будет зависеть очень многое, а может и целая жизнь.

О смысле жизни люди задумывались ещё в древности. С тех пор предлагалось так много объяснений, что их невозможно перечесть. «Смысл жизни в служении Богу», - утверждали христиане. «Смысл жизни в общественно-полезном труде», - утверждали отцы-правители из нашего недавнего прошлого. Неужели все эти утверждения ложны? Нет, в каждом из них, взятом в отдельности, содержится лишь доля истины. Вопрос о смысле жизни можно считать одним из главных вопросов, стоящих перед каждым человеком и всем человечеством в целом. У каждого из нас свой мир, своя душа, своя жизнь. Сейчас этот вопрос, думаю, наиболее актуален для нас. В этом возрасте мы пытаемся занять своё место в жизни, стремится найти его. Это столкновение человека с самим собой, как частицей громадного, бесконечного мира, легко дается не каждому. Страшно ощутить бесконечность в самом себе – страшно не заметить её. Когда человек живёт осмысленно – ему не становится легче жить, скорее даже наоборот. Но человек, знающий своё назначение, свою судьбу, - это всегда сила…

Я предлагаю вам ответить на вопрос: В чем Смысл жизни видит каждый из вас? И заполнить левую часть таблицы. (1-2 ученика озвучить).

Ответы у всех разные, но это абсолютно закономерно.

2. Работа в группах.

Я предлагаю поработать в группах. Поразмышляйте над высказываниями и определите свою позицию. Согласны ли вы с автором высказывания?

3. Обсуждение результатов групповой работы.

По ходу беседы учитель на доске записывает основные понятия, предлагаемые группами. Образуется запись:

Радость Воспитание сердца

Доброта Жить для других

Познание себя Творчество

Самосовершенствование Ответственность

Помощь другим Контроль над чувствами и мыслями

Что делать если смысл жизни утрачен?

«Результатом утраты смысла жизни является потеря человеком жизнеспособности, воли к жизни, интереса к её процессу и результату. Изучая группу студентов, которые совершили попытку суицида, учёные обнаружили, что 85% из них не видели в своей жизни смысл, при этом 93% из них оказались физически и психически здоровыми. Исследования показывают, что у 90% тяжёлых хронических алкоголиков и почти 100% наркоманов наблюдается утрата смысла жизни».

Эпизод фильма.

Заполнение таблицы. (дополнилось ли ваше видение смысла жизни?)

Рефлексия.

Чтобы преодолеть трудности на пути поиска смысла жизни, иногда нужна помощь. Я предлагаю вам упражнение»Я в лучах солнца». На лучах солнца нужно написать свои лучшие качества. Эти качества помогут вам

Подведение итогов.

Нужно ли искать смысл жизни?

Среди тысячи тысяч на шаре земном

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязанье шальном

Себя заявить Человеком!

Ты молод, удачлив, любим и богат,

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком!

Приходят минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком...

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей человеком!

И с кем бы судьба ни столкнула в пути,

С владыкой иль бедным калекой,

Ты помни: все люди – дети земли,

И будь среди них человеком!

Антуан де Сент – Экзюпери: «Ты ищешь смысла в жизни, но единственный её смысл в том, чтобы ты, наконец, сбылся, а совсем не в ничтожном покое, позволяющем забыть о противоречиях. Если что-то сопротивляется тебе и причиняет боль, не утешай, пусть растёт – значит, ты пускаешь корни, ты выбираешься из кокона. Благословенны муки, рождающие тебя, нет подлинности, нет истины, которые явились бы как очевидность.

Анкета.

1.Думали ли Вы прежде о смысле жизни?

2.В чём Вы видели смысл жизни до настоящего урока?

3. Дополнилось ли ваше видение смысла жизни после урока и чем?

4. Как вы считаете, нужно ли искать смысл жизни?

«У твоей жизни один смысл – научиться радоваться, а потом научиться радовать других. Начни с первого.

Смысл жизни невозможно выдумать, извлечь из мысленных конструкций, найти – он либо приходит сам, либо не приходит вовсе. Появление смысла не нужно даже ожидать, ибо ты спугнёшь эту райскую птицу своим напряжением, и она не залетит в твой сад. Можно только готовиться к тому, что эта птица посетит твоё сердце и пропоёт свою песню о счастье, о любви, о вечности и неистребимости жизни. Смысл – это последствие нашей благодатной жизни, смысл – как рассвет, придёт с такой же неумолимостью, как и каждое утро на земле. Твоя жизнь – планета, которую ты должен сделать прекрасной, тогда и на ней наступит рассвет». В.Лермонтов

Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

Смысл жизни человека философия

Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, и . Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, и стремление освободиться.

Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

Цель и смысл жизни человека

Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее . Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.

Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

Смысл жизни и предназначение человека

Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.

Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

Отличительным свойством человека можно признать его стремление к философскому осмыслению мира и себя самого. Поиск смысла жизни - занятие сугубо человеческое.

Субъективная сторона вопроса: зачем, ради чего живет человек? - не имеет однозначного решения, каждый решает его индивидуально, в зависимости от традиций, культуры, мировоззрения, а иногда и от конкретных жизненных обстоятельств. Но каждый человек - частица человеческого рода.

Осознание единства человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой и с потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение и делает проблему смысла жизни объективной, т. е. не зависящей от человека.

В истории философии можно выделить два принципиально различающихся подхода к проблеме смысла человеческой жизни. В одном случае смысл жизни связывается с моральными установлениями земного существования человека. В другом - с ценностями, не связанными напрямую с земной жизнью, которая сама по себе быстротечна и конечна.

Не претендуя на единственно верный ответ, предлагаем вам самим поразмышлять над вечными вопросами, познакомившись с точками зрения некоторых философов.

Традиция соотносить цель жизни с понятием «счастье» такая же древняя, как сама философия. Аристотель еще в IV в. до н. э. отмечал, что одним счастьем кажется добродетель, другим - рассудительность, третьим - известная мудрость. При этом каждый стремится именно к счастью.

Философия Возрождения искала смысл жизни в самом человеческом существовании.

А классическая немецкая философия в лице И. Канта (1724-1804) и Г. Гегеля (1770-1831) связывала смысл жизни человека с нравственными исканиями, саморазвитием и самопознанием человеческого духа.

В XX в. также велись поиски ответов на мучительные вопросы бытия. Э. Фромм (1900-1980) полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни - иметь, брать. Смысл жизни других - в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они могут полноценно реализовать себя.

Русский философ С. Л. Франк (1877-1950) писал: «Смысл есть разумное осуществление жизни, а не ход звездных часов, смысл есть подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «я», а наше «я» немыслимо вне свободы, ибо свобода... требует возможности нашей собственной инициативы, а последняя предполагает... что есть нужда в творчестве, в духовной мощи, в преодолении преград». Жизненный путь - это «путь борьбы и отречения - борьбы Смысла жизни против ее бессмысленности, отречение от слепоты и пустоты ради света и богатства жизни». Именно духовная свобода и творческое начало человека дают надежду на постижение смысла его жизни.

Иную точку зрения на смысл жизни и ее предназначение высказал еще один наш соотечественник - Н. Н. Трубников (1929-1983). Он писал: «Полюби же ты, наконец, эту жизнь, твою, единственную, ибо другой не будет никогда... Полюби ее, и ты легко научишься любить и ту, другую, чужую жизнь, так по-братски переплетенную с твоею,- тоже единственную... Не бойся умереть, прожив. Бойся умереть, не узнав жизни, не полюбив ее и не послужив ей. А для этого помни о смерти, ибо только постоянная мысль о смерти, о пределе жизни поможет тебе не забывать о предельной ценности жизни». Иными словами, смысл жизни раскрывается в процессе этой жизни, хотя и конечной, но не бесполезной.

Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Он не представляет собой исключения из материальных, в том числе биологических, систем. Вместе с тем индивид имеет возможность вечного, т. е. относительно бесконечного, существования в ином - социальном - отношении. Поскольку существует род человеческий, постольку (по времени) может существовать и личность. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, в последующих поколениях, в их традициях и т. п. Человек создает различные предметы, орудия труда, те или иные структуры общественной жизни, произведения культуры, научные труды, совершает новые открытия и т. п. Сущность человека выражается в творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает свое социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

Загрузка...