domvpavlino.ru

Егэ по русскому языку образец. Егэ по русскому языку. Инновации в экзамене по русскому языку

Русский язык является одним из основных обязательных предметов для экзаменации. Для того чтобы экзаменация по дисциплине была пройдена успешно, специалистами ФИПИ было разработано такое пособие, как демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2016 года ФИПИ . В основу материалов легли КИМы предыдущих лет, а сам демо проект был предварительно утвержден Рособрнадзором. Пособие находится в открытом доступе, и скачать демоверсию по русскому языку 2016 года можно на нашем сайте.

Внешне, демонстрационный вариант напоминает собой экзаменационные задания. Структура вопросов и их форма в целом остались неизменными, за исключением того, что данные, которые предложены в демоверсиях никогда не будут использоваться на госэкзамене.

Цель использования демоварианта заключается в том, чтобы выпускник 11 класса мог самостоятельно подготовиться к прохождению экзаменации по русскому языку и другим предметам.

Задачи применения демоверсии таковы, что пособие должно помочь учащемуся составить план прохождения испытания, а именно определиться с темами, которые требуют дополнительной проработки, потренироваться в выполнении задач на время, обратить внимание на самые сложные вопросы.

Структура демоверсии по русскому языку 2016 года

Структурирование задания, предложенных в демоверсии ЕГЭ по русскому языку представлено в том же виде, в каком они будут предложены подростку на экзаменации. Помимо заданий и ответов на эти задания в пособии много внимания уделено информации, касающейся процедуры госэкзамена. В приложении прописаны условия оценивания работ и требования к оформлению ответа.

Особенность экзаменации по русскому языку заключается в том, что для того, чтобы получить допуск к госэкзамену, школьнику необходимо написать сочинение. Сочинение по демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2016 года является примером учащемуся, для прохождения подобного испытания перед госэкзаменом.

Объединяет демоверсию с реальной экзаменацией то, что при составлении использована та же структура, и те же формы заданий, которые будут предложены на ЕГЭ. Исключением являются данные в заданиях – они не могут быть повторно использованы на экзамене.

В будущем году в структуру КИМов по русскому языку будут внесены некоторые поправки. Они коснутся первой группы вопросов. Будут исключены задания, ответы на которые необходимо выбрать из нескольких предложенных. Также, в третьей группе появится новое задание мини-сочинение.

Работа с демоверсией по русскому языку

Демонстрационные варианты можно скачать и использовать в электронном виде. Можно пользоваться приложением в онлайн-виде, а можно, распечатать скачанное приложение. Оптимальный вариант для первоначальной подготовки – это, конечно же, печатный. Подобное решение обусловлено тем, что на бумажной копии можно сделать некоторые пометки, касаемо тем или оформления ответов.

Для работы с материалами необходимо сначала их скачать, распечатать и ознакомиться с содержанием пособия. Сначала стоит пройти все вопросы, не знакомясь с ответами и посмотреть какой первоначальный уровень подготовки. После этого нужно сверить все вопросы и ответы и пометить те задания, которые требуют дополнительных тренировок. Особое внимание стоит уделить той группе вопросов, которые являются максимально сложными. Это необходимо затем, чтобы на экзаменации не тратить время на разбор этих заданий, а сразу же приступить к выполнению. Подобные задания оцениваются достаточно высоко, поэтому, чем больше таких заданий учащийся выполнит верно, тем лучше будет результат ЕГЭ в целом.

Крайне важно обратить внимание на то, какие условия обозначены относительно оформления ответов. В том случае, если ответы будут оформлены не должным образом, задание засчитываться не будет.

Также стоит потренироваться относительно того, сколько времени уходит на каждый вопрос и каким образом стоит предоставленные часы распределить.

Плюсы и минусы демоверсии по русскому языку 2016 года

Появление демоверсии по русскому языку позволило школьникам сэкономить время на поисках пособий для подготовки к ЕГЭ . Также, при помощи демонстрационных материалов, выпускники не только тренируются относительно выполнения сложных заданий, но и содержат достаточно важные сведения относительно структуры заданий, формы вопросов, тематики. Кроме этого, в пособие, включена информация о том, как оценивается каждый вопрос и как выполнять самые сложные задания. Материалы достаточно четко структурированы, что позволяет найти любой интересующий вопрос очень быстро.

Впрочем, у данной методики подготовки существуют и минусы. В пособие предоставлено ограниченное количество заданий, которое не может охватить всех возможных вариантов КИМов. Также, для того, чтобы выполнить самые сложные задания, необходимо готовиться по дополнительным пособиям, сборникам , учебникам. Только комплексный подход позволит решить проблему подготовки на качественном уровне.

Общегосударственный экзамен по русскому языку относится к категории обязательных итоговых тестов – его сдают все выпускники, заканчивающие в текущем году 11-й класс. Если сравнивать его с другим обязательным экзаменом – , русский оценивается школьниками как более легкий и не вызывает серьезных опасений. Данное мнение подтверждает и официальная статистика. Так, три года назад было зафиксировано, что практически каждый 326 ученик получил по данному предмету 100-балльную отметку.

Более того, российские школьники в среднем смогли набрать по этой дисциплине довольно весомые 63.4 балла. Отметим, что математика давалась им гораздо сложнее – усредненная оценка по данному предмету составляла 48.7 балла. Конечно, существовал небольшой процент учеников, которые в принципе не смогли сдать русский язык даже на минимальную оценку.

Однако данная категория невелика – отметки «удовлетворительно» не достигло всего около 1.9% от общего числа школьников, принявших участие в общегосударственной экзаменации по родному языку. Давайте рассмотрим подробнее, к чему нужно готовиться будущим абитуриентам в текущем учебном году, чтобы с успехом сдать русский язык, а также изучим расписание экзаменов.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016

Даты ЕГЭ по русскому языку

Досрочный период

  • 25 марта 2016 г. (пт) - Основной экзамен
  • 15 апреля 2016 г. (пт) - Резерв

Основной этап

  • 30 мая 2016 г. (пн) - Основной экзамен
  • 27 июня 2016 г. (пн) - Резерв

Дополнительный период

  • 17 сентября 2016 г. (сб) - Основной экзамен
  • 24 сентября 2016 г. (сб) - Резерв

Инновации в экзамене по русскому языку

Длительность по русскому языку в 2016 году не изменилась – она всё так же составит 210 минут. Что касается содержательной и редакционной части, то данный предмет затронули довольно значительные изменения:

  • В сторону повышения был пересмотрен минимальный тестовый балл, который сейчас составляет 36 (что равняется 16 первичным баллам из 57). Именно это количество баллов даст вам возможность поступить в университет. Для получения аттестата достаточно всего 24 тестовых баллов (т.е. 10 первичных).
  • Общее количество заданий, вынесенных в экзаменационный билет, уменьшено. Максимальный первичный балл за выполнение работы, соответственно, снижен с 64 до 57;
  • Количество заданий, предложенных ученикам в экзаменационном билете, снизилось с 39 до 25;
  • В целом подвергся изменению формат экзаменационных тестов, а сами задания были уточнены;
  • Для того, чтобы проверить понимание будущими абитуриентами лексического значения слов, в билетах появились особые задания (работа со словарной статьей);
  • Изменилась оценка заданий, предусматривающих развернутый ответ. Так, если в прошлом году при одной допущенной ошибке можно было заработать 2 максимальных балла, то в 2016 году 2 балла получат лишь те, кто совсем не допустил ошибок. Если в процессе ответа ученик допустил две и более ошибки, то он получает ноль баллов за данную часть задания. В 2015 году у школьников была возможность допустить на одну ошибку больше.

ЕГЭ-2016 по русскому языку включает в себя 24 задания и сочинение

Структура экзаменационного билета по русскому языку

В целом тест по русскому включает проработку 25 заданий, которые разделены на две категории:

  • В1-В24 – это вопросы, которые относятся к среднему уровню сложности. В лист, предназначенный для сдачи на проверку, нужно вписать самостоятельно сформулированные ответы;
  • С1 – это задание, ответ на которое должен быть изложен в виде короткого по предложенному тексту. Данное задание включает многокомпонентность оценки – учитывается общая грамотность изложения, содержательная часть сочинения, редакция и умение донести главную мысль.

Какой максимальный первичный балл можно набрать?

Первая часть билета составляет 58% общей экзаменационной оценки - за нее можно получить 33 первичных балла. Вторая (более сложная) часть составляет довольно весомые 42% от всего экзамена, и за нее абитуриент может получить 24 первичных балла.

Как подготовиться?

Для того, чтобы подготовиться к экзаменации по русскому языку, вы можете воспользоваться предложенной для скачивания демо-версией итогового теста (см. начало статьи). Конечно, такая демо-версия не отражает все содержательные элементы реального ЕГЭ-2016, однако дает довольно полное представление о структуре, форме, сложности и содержании экзаменационного билета для лучшего ориентирования учеников.


Концепция экзамена и его структура не изменились, но максимальное количество первичных баллов за ЕГЭ по русскому языку выросло на 1 балл. Отныне за часть 1 (задания 1 — 24) вы можете набрать 32 балла, а за часть 2 (задание 25) — 24 балла. Общее число: 56 первичных баллов.

Откуда появился 1 новый балл?

С 2016 года сочинение оценивается по 24-хбалльной шкале. Это значит, что удельный вес сочинения в вашем общем успехе вырос.

Есть ли изменения в 1 части экзаменационной работы?

Да, есть. И на них нужно обратить внимание.

Часть 1


Задание 7


Общие данные об успешности выполнения задания 7 в 2015 году: 75%.

Задание было предложено впервые. Оно предполагало установление соответствий примеров и их описания. Задание проверяет не только знания, но и «умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т. п.» ФИПИ отмечает, что ошибочные ответы (25%) — это чаще всего результат попытки отгадать ответ либо дать его механически, без каких бы то ни было оснований.
Самой простой (наименьшее количество ошибок) оказалась тема: употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки.

Внимание
:

было решено повысить диагностическую ценность задания 7. Для этого внесены следующие изменения:
— для анализа предложат не 5, а 9 предложений, 4 из которых не будут включать нарушений синтаксических норм;
— расширят материал для наблюдения, включат нарушения, которые в прошлом году не рассматривались.

Итак, теперь вы будете анализировать не 5 предложений, а 9.
Если ваши предшественники в прошлом году были уверены, что те или иные ошибки есть в каждом из 5 предложений, и должны были лишь распределить примеры по соответствующим графам, то теперь вам предстоит начать выполнение задания с различения: «это правильно, а это неправильно», «так сказать можно, а так нельзя», «котлеты отдельно, а мухи отдельно». Из 5 из 9 примеров содержат те или иные нарушения грамматических норм, а 4 являются во всех отношениях верными.

С новым форматом задания 7 можно познакомиться в ФИПИ 2016.
Также для вас есть возможность самостоятельно выполнить задания 7.
Количество примеров к заданию 7 в « » увеличено вдвое и составляет уже около 1000. Желающих ждёт динамичная и интенсивная тренировка.

Задание 8

В 2015 году с этим заданием справились 79% испытуемых.

Основные ошибки связаны с незнанием корней с чередующимися гласными. Если слова с корнями типа бер//бир, пер//пир ребята узнают легко, то другие корни часто путают с корнями с проверяемой гласной.
Раньше в этом задании решалась одна задача: экзаменуемые выискивали примеры слов с проверяемой гласной в корне. Теперь в некоторых вариантах нужно будет выписать пример с чередующимися гласными в корне.

Внимание : отныне вам будут предложены как старые варианты, требующие найти слово с проверяемой гласной в корне, так и новые, в которых вы должны определить слово с чередующимися гласными в корне.
По-моему, задание нисколько не усложнилось. Напротив, потренировавшись определять слова с чередующейся гласной в корне, вы уже не будете путать их с другими. Думаю, что процент работ с верными ответами в задании 8 в 2016 заметно вырастет.

Задание 8 в 2016.
Задание 8 в « ».
База примеров в курсе « » существенно расширена. Добавлены задания с новой формулировкой.

Задание 11

Процент выполнения в 2015 году — 75%.

В центре внимания глагольные и причастные формы.
Масса ошибок связана с тремя моментами:
1) выпускники часто не знает, от каких основ образуются причастия, а этот момент оказывается решающим для логики решения;
2) не все помнят, как определить спряжение глагола;
3) не все знают, что к словам-исключениям относятся и производные глаголов-исключений (например, не только глагол гнать относится ко 2 спр., но и глаголы погнаться, догнать, пригнать, загнать, угнать и др. подобные).

В демоверсии ФИПИ 2016 вы увидите формулировку задания: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. До сих пор требовалось найти слово с буквами Е и И. В помощь выпускникам слова для обдумывания теперь представлены в минимальных контестах, например: пол..щая (огород) ,
вид..щий (насквозь), кол..щий (предмет)...
Всё это не усложняет задание, а нацеливает отнестись к нему более вдумчиво.

Задание 11 в 2016 года.
Задание 8 в « ».
В « » добавлены задания с новой формулировкой.

Часть 2

ФИПИ сообщает: « Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25».

Новая формулировка задания заставит вас внимательнее работать с исходным текстом. Теперь она выглядит так:
«Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Новое в « »
Отныне за комментарий К2 вы можете получить 3 балла, а за сочинение в целом — 24 балла.

Высший балл за К2 ставится при условии, что вы действительно опираетесь на исходный текст при комментировании проблемы . Формально это должно быть представлено в ваших сочинениях так: « Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы ».

Что означает слово «примеры»? Полагаю, что в зависимости от текста, а тексты, как вы знаете, весьма различны, это могут быть:

1) элементы цитирования,
2) ссылки на номера предложений,
3) сформулированные своими словами куски информации, содержащейся в исходном тексте,
4) примеры героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях.


Изменения внесены и в
К5 . Теперь вы точно знаете, что необходимо следить за тем, чтобы не допустить нарушений в логике и в абзацном членении. В практике проверок эксперты наказывали за эти просчеты всегда, но отныне политика ФИПИ нашла отражение в «Критериях оценивания».

Я очень надеюсь, что формализация требований отразится на качестве ваших работ.

Вконтакте

Past Simple - простое прошедшее время
Past Simple (простое прошедшее) - одно из самых распространенных времен в английском языке. С помощью Past Simple мы можем передать события, происходившие в прошлом, а в некоторых случаях и события в настоящем. Поэтому на любом уровне владения английским языком вы узнаете что-то новое о Past Simple .
Как образуется Past Simple
Утверждение
Для того чтобы образовать Past Simple , мы добавляем к глаголу окончание -ed , если глагол правильный (work - worked , learn - learned , ask - asked ). Если глагол неправильный, то мы ищем форму для Past Simple во второй колонке таблицы неправильных глаголов. Скорее всего, на первых порах вам будет трудно сразу определить, какой перед вами глагол. Неправильный глагол вы найдете в таблице. Если же его там нет, он правильный. Отрицание
В отрицательном предложении в Past Simple появляется вспомогательный глагол did (вторая форма неправильного глагола do ) и частица not . В английском предложении только один глагол может быть в прошедшем времени, поэтому, как только появляется did , основной глагол принимает форму инфинитива без частички to (go , look , feel ). В разговорной речи did и not объединяются, образуя сокращенную форму didn’t :

  • He didn’t tell .
  • We didn’t discuss .
Вопрос
Чтобы задать вопрос в Past Simple , мы ставим на первое место did , после него подлежащее, потом основной глагол. Глагол to be в Past Simple
Как вы уже знаете, to be - это неправильный глагол, поэтому форму прошедшего времени надо запомнить. Но в прошедшем времени у него не одна форма, как у всех остальных глаголов, а две: was (для существительных и местоимений в единственном числе) и were (для существительных и местоимений во множественном числе). В отрицании was (were ) объединяется с not и образует сокращенную форму:
  • I wasn’t at work .
  • They weren’t happy .
Употребление Past Simple
Сразу обратим внимание на то, что основные функции Past Simple и Present Simple совпадают. Нам необходимо только перенести действие из настоящего времени в прошлое.
  1. Past Simple показывает факт в прошлом или единичное действие, которое закончилось в прошлом.
Здесь часто используются слова, указывающие на время действия: yesterday (вчера), two weeks ago (две недели назад), the other day (на днях), a long time ago (давно), last month (в прошлом месяце), in 2010 (в 2010 году), on Monday (в понедельник), during my holidays (во время каникул) и т. д. Эти слова обязательно должны обозначать законченный период времени.
I saw him yesterday . - Я видел его вчера . (единичное действие в прошлом, вчера уже закончилось)
The Titanic sank in 1912 . - Титаник затонул в 1912 году . (факт)
He went to Italy last month . - Он ездил в Италию в прошлом месяце . (единичное действие в прошлом)
Слова, указывающие на время действия, могут не использоваться в этой функции.
She spoke to him in a low voice. - Она тихо говорила с ним. (единичное действие в прошлом)
Aivazovsky painted “the Ninth Wave”. - Айвазовский написал картину «Девятый вал». (факт)
  1. Также Past Simple используется для того, чтобы описать состояние в прошлом.
They were friends many years ago. - Они были друзьями много лет назад. (сейчас они не друзья)
That museum had a great collection of paintings. - В том музее была огромная коллекция картин. (сейчас в музее нет огромной коллекции)
  1. Мы употребляем Past Simple , чтобы рассказать о старых привычках и повторяющихся действиях. Эти действия неоднократно происходили в прошлом, но сейчас уже не совершаются. В таких предложениях могут стоять наречия often (часто), sometimes (иногда), always (всегда) и т. д.
We took evening courses two years ago . - Мы ходили на вечерние курсы 2 года назад . (сейчас мы не ходим на вечерние курсы)
He always bought newspapers on Sunday. - Он всегда покупал газеты по воскресеньям. (сейчас он не делает этого)
    • Мы также можем использовать конструкцию used to, если говорим о старых привычках.
  1. Мы используем Past Simple , когда рассказываем историю или перечисляем несколько событий, которые происходили одно за другим в прошлом.
She came in , sat at the table, and started writing. - Она вошла , села за стол и начала писать.
He entered the café, he ordered a cup of tea and a piece of cake. - Он вошел в кафе, заказал чашку чая и кусок пирога.
Где еще встречается Past Simple?
  1. Мы используем Past Simple , чтобы рассказать детали какой-то новости или какого-то события, произошедшего в нашей жизни. Саму новость мы сообщаем во времени Present Perfect . Мы можем использовать и другие прошедшие времена, чтобы рассказать детали, но Past Simple употребляется в этих случаях чаще других.
I’ve hurt my leg. I fell off a ladder when I was repairing the roof. My telephone rang unexpectedly. - Я поранил ногу. Я упал с лестницы, когда чинил крышу, потому что внезапно зазвонил телефон.
I’ve got this job. It was a hard and exhausting interview, but it turned out that I was a perfect applicant. - Я получил эту работу. Это было тяжелое, изнуряющее собеседование, но оказалось , что я идеальный кандидат.
  1. Past Simple употребляется в придаточных времени после союзов after (после того как), before (до того как), when (когда), until (пока не), as soon as (как только). В таком предложении Past Simple показывает законченное действие в прошлом.
As soon as she graduated from the university, she found a suitable job. - Как только она окончила университет, она нашла подходящую работу.
He was astonished when I told him the news. - Он был поражен, когда я сообщил ему эту новость.

Из этого материала вы узнаете, что представляет собой демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2016 года от ФИПИ . Какие изменения произошли в структуре работы? Чему следует уделить особое внимание при подготовке? Какие задания самые трудные?

Видеоверсия разбора демоверсии на канале школы «САМАРУС»:

За основу анализа мы возьмём статистику выполнения заданий в ЕГЭ-2015 .

Задание №1 осталось без изменений. С ним справляется 87% выпускников. Оно, наряду с заданиями 2, 20,21 и 23 предполагает анализ текста. Обычно ошибаются выпускники, неверно прочитавшие задание и указавшие более 2 вариантов ответа.

Помните, что в задании 1 всегда нужно выбрать два предложения! В демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2016 года в тексте сообщается о двух важных аспектах: о взаимосвязи диалектологии с историей языка и этнографии, а также о том, что историки народной культуры обращаются к диалектной лексике, так как в ней выражены народные представления о мире. Эти аспекты верно переданы в ответах под номерами 1 и 5. В других вариантах данная информация искажается.

Задание №2 легко выполнить путём смысловой подстановки предложенных слов. Если вы правильно поняли текст, вы легко поймёте, что наиболее уместен здесь противительный союз А .

Задание №3 предлагает вам сопоставить слово с его толкованием в словарной статье. Задание простое, с которым легко справляются даже слабо подготовленные выпускники. В случае затруднений попробуйте отбросить заведомо неверные варианты и внимательно прочитайте оставшиеся примеры. В задании №3 текущей демоверсии очевиден ответ под номером 3. (Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, то есть направляли на них свою деятельность ).

Задание №4 проверяет знание орфоэпических норм. В демоверсии этого года верный вариант ответа «опто вый ». Согласно статистике, с заданием №4 справляется 75% экзаменуемых. Для его успешного выполнения, необходимо ВЫУЧИТЬ орфоэпический словник . Другого варианта нет. Не стоит ориентироваться на свой повседневный языковой опыт. Речевые образцы, которые многие из нас впитывают с детства, ошибочны с точки зрения орфоэпии.

Задание №5 связано с употреблением паронимов, то есть слов, похожих по структуре, но с разным лексическим значением. В задании №5 из демоверсии 2016 года в глаза бросается неуместное использование слова «изобретательная» в сочетании со словом «деятельности». Конечно же, здесь нужно написать «изобретательская».

Ср.: ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ. Находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать. Изобретательн|ый: ~ый человек; ~ая особа, натура; ~ое воображение. Непонятно, где там, в этом узеньком теле, умещается его неистощимо изобретательная душа.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к изобретательству, к изобретателю. Изобретательск|ий: ~ий талант; ~ие способности; ~ая деятельность, смекалка, мысль, душа; ~ое волнение, мнение, суждение, дело, право, бюро; ~ая премия. Жена считает, что у меня был приступ изобретательской лихорадки.. Летающая модель. Сравните: изобретательный ум — ум, быстрый на выдумку, способный изобретать; изобретательский ум — ум самого изобретателя.

В 2015 году пятое задание смогли выполнить всего 60% выпускников. Главная трудность этого задания – произвести верную замену. Бедность словарного запаса и незнание верного лексического значения тех или иных единиц языка приводит к ошибкам не только в этом задании, но и при написании задания 25. Выход один: изучать словарь паронимов !

Задание №6 проверяет знание морфологических норм, то есть умение выявить ошибку в образовании конкретного слова. С 2015 года выпускникам нужно не только найти неверный вариант, но и записать исправленную словоформу. В данном случае правильный ответ «макарон », а не «макаронов ». Несмотря на то что с заданием справляется большинство (80%), при подготовке вам следует обратить внимание на нормы формообразования имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.

Задание №7 несколько видоизменилось по сравнению с 2015 годом. В нём по-прежнему нужно соотнести виды синтаксических ошибок с представленными примерами, но теперь задание требует более тщательного анализа предложений, так как существенно увеличилось их число (было 5, стало 9). В среднем с этим заданием справляется 75%. Ошибки обычно связаны с плохим знанием синтаксиса в целом, а также с вытекающим из него непониманием синтаксических норм. Часто бывает, что выпускник замечает ошибку, но не может её классифицировать. Правильный ответ в демоверсии этого года – 59321.

В задании №8 изменилась формулировка. Вместо безударной проверяемой нужно найти чередующуюся гласную корня. Чтобы выполнить задание верно, нужно хорошо знать классификацию корней вообще (причём изучать корни с чередованием с учётом их значения), а также уметь подбирать проверочные слова. Правильный вариант в демоверсии – слово «коснулся ».

Задание №9 представлено в новой демоверсии без изменений. Здесь, как в 2015 году, нужно найти слова, в которых пропущена одна и та же буква (бесцельный, раскол ). Задание проверяет знание целого ряда орфограмм:

1) приставки с неизменяемым составом (сделать, повторить);

2) приставки с беглой гласной О (предоставить);

3) приставки, заканчивающиеся на -З/-С (исчез, разбег);

4) приставки ПРЕ-, ПРИ- (предотвратить, приехать);

5) гласные Ы/И после приставок (обыскать, заигрался);

6) употребление разделительных Ь и Ъ (семья, трехъярусный).

Задание №10 проверяет знания в области правописания суффиксов. 90% выпускников 2015 года выполнили его успешно. Правильный ответ в демоверсии 2016 года – исключение из правила «милостивый ».

В задании №11 нужно выписать слово, в котором пропущена буква Я (видящий ). Чтобы исключить ошибку, нужно уделить время повторению орфограмм в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий.

Традиционно трудное для выполнения задание №12 диагностирует навыки правописания слов с частицей НЕ (НИ). Верный ответ в демоверсии наречие «необыкновенно ». Сложность задания связана с незнанием частей речи и вытекающим из этого неумением применить правило, регулирующее верное написание. При подготовке стоит обратить внимание на повторение морфологии.

В задании №13 нужно найти выделенные слова, которые пишутся слитно (сначала, затем ). Это задание, пожалуй, является самым трудным из орфографического блока (8-14). Чтобы обезопасить себя от ошибки выпускник должен не только выучить правила, но и научиться разграничивать производные союзы и омонимичные словосочетания. То есть без знания частей речи не обойтись.

Задание №14 предполагает проверку правописания суффиксов -Н-/-НН-. В данном случае нужно выписать все цифры, на месте которых нужно написать -НН- (украшеННыми, позолочеННым ). Ошибки в задании №14 связаны с неразличением прилагательных и причастий, правописание которых регулируют различные правила.

Задание №15 открывает пунктуационный блок. В этом задании нужно найти два предложения, в которых пропущено по одной запятой (1,5). Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно уметь проводить синтаксический анализ предложения, разграничивая ССП и предложения с однородными членами.

Задание №16 проверяет навык нахождения обособленных второстепенных членов (определений, обстоятельств, приложений). В данном случае мы видим распространенное обособленное определение, выраженное причастным оборотом «принимавшие отблеск белого шёлка » (1,2). 36% ошибок в этом задании связаны с неумением находить границы обособления. В первую очередь нужно научиться понимать синтаксические связи внутри предложения.

Задание №17 направлено на проверку знания вводных слов и знаков препинания при них. В демоверсии ЕГЭ по русскому языку обособляется вводная конструкция «может быть » (1,2). 34% экзаменуемых не смогли верно выполнить это задание в 2015 году. Ошибки связаны с тем, что выпускники путают вводные слова и омонимичные им члены предложения. Для предупреждения подобных ошибок надо хорошо знать:

  • основные значения вводных слов и словосочетаний;
  • наречия, похожие на вводные слова, но ими не являющиеся;
  • синтаксис простого предложения в целом.

Задание №18 предполагает анализ СПП. В этом задании нужно найти границы между главным и придаточным предложениями и правильно определить место запятой (1,4). Чтобы корректно выполнить это задание надо найти грамматические основы и проследить между ними синтаксические связи. Иными словами определить, какая часть является зависимой.

Самым сложным в этом блоке является задание №19 . Чтобы получить за него балл, выпускник должен правильно расставить знаки препинания в предложении с разными видами связи. С данным заданием не справилась в ЕГЭ-2015 почти половина сдававших экзамен. Чаще всего ошибаются в количестве грамматических основ. Чтобы выполнить задание правильно, нужно

  • определить количество основ (в том числе в односоставных предложениях (!);
  • найти союзы и/или союзные слова, чтобы определить вид связи;
  • обратить внимание на второстепенные члены.

Правильно выполнить задание №19 без комплексного синтаксического анализа невозможно.

сочин.с. подч.с.сл.

Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на

бессоюз. подч. с.

штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие . (1,2,3,4)

Задания №20, 21 и 23 связаны с анализом содержания текста.

Задание №20 проверяет умение проводить смысловой и композиционный анализ (1,2,5). 40% выпускников не справилось с этим заданием на ЕГЭ 2015 года. При выполнении анализа нужно помнить о том, что текст содержит не только фактуальную, но и концептуальную информацию, поиск которой требует более глубокого осмысления.

В задании №21 нужно выполнить типологический анализ текста (2,3,4). Больше половины участников экзамена не получили балл за этот вид работы. Чтобы не допустить ошибку в этом задании, надо твёрдо знать характеристики всех типов речи:

  • описание используется для характеристики различных объектов и обстановки, ключевые вопросы прилагательных;
  • повествование – это перечисление чьих-либо действий (глаголов);
  • рассуждение исходит от автора или героя, характерно наличие морально-нравственной позиции по какому-либо вопросу.

В задании №22 экзаменуемые должны выполнить поиск лексики с точки зрения происхождения и сферы употребления. В текущем варианте демоверсии ЕГЭ по русскому языку оно предполагает нахождение антонимической пары («плохое-хорошее» в предложении 46). Почти треть участников экзамена 2015 года не справились с этим заданием. В связи с этим необходимо больше внимания уделить таким группам лексики, как фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Задание №23 проверяет способность находить средства связи между предложениями. В представленной демоверсии задание направлено на поиск предложения, связанного с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора (Он говорил правду: ему бывало страшно , предложение 37). Низкий процент выполнения (54%) связан с пробелами в знаниях морфологии. Так, многие выпускники не различают личные и указательные местоимения.

Задание №24 предполагает умение соотносить изобразительно-выразительные средства из списка с текстом рецензии (в демоверсии 3,5,9,2 – противопоставление, анафора, сравнительный оборот, эпитет). В среднем только 30% выпускников не справились с этим заданием в ЕГЭ по русскому языку 2015 года. Для того чтобы данное задание не вызывало затруднений, необходимо изучать изобразительные средства и их роль в текстах различных стилей.

В ЕГЭ по русскому языку 2016 года уточнена формулировка задания №25 , в него добавлено пояснение:

«Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ». Комментарий выявленной в тексте проблемы будет оцениваться максимально в 3 балла против 2 баллов в 2015 году. Анализ письменных работ показывает достаточно низкий уровень практической грамотности, особенно в области пунктуации. Примерно каждый пятый участник экзамена не смог привести аргумент из читательского опыта. При подготовке к заданию 25 надо развивать навык глубокого, вдумчивого чтения художественных и публицистических текстов. Без умения анализировать авторский текст с учетом его художественных образов, невозможно создать его качественную интерпретацию в виде собственной письменной работы.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель школы «САМАРУС»


Загрузка...