domvpavlino.ru

Егэ по русскому языку онлайн тесты

Описание презентации ЕГЭ 2016 года по русскому языку Методические рекомендации по слайдам

ЕГЭ 2016 года по русскому языку Методические рекомендации Масич Галина Николаевна, старший преподаватель кафедры дисциплин гуманитарного цикла и методик их преподавания КК ИПК и ПП РО

Справка о планируемых изменениях в КИМ ЕГЭ 2016 года Расширен отбор языкового материала для в ыполнения заданий 7 и 8. Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25. Максимальный первичный балл увеличился с 56 до 57.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3, 5 часа (210 минут). Ответами к заданиям 1– 24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответа № 1: 17 клеточек. Записываем: если номера, то без запятых, если слова, то без пробелов. Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Задание 1 Модель задания предполагает выбор выпускниками из пяти вариантов такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объёма информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Для анализа предлагаются тексты аргументирующего типа (в них всего по три предложения), где информация представлена в виде определения или объяснения, доказательства, рассуждения и умозаключения. Поэтому особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям: в них, как правило, и содержится главная информация, и среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2 -го и 3 -го предложений. (1) Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства; (…) фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3)Поэтому очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться. Укажите ДВА предложения, в которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Задание 1 Что проверяется? Умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приемы сжатия текста. В 2015 г. с заданием справились 87% выпускников. NB! Небольшой процент экзаменуемых неверно прочитали формулировку задания. Алгоритм выполнения 1. Выделите ключевые слова, обратите внимание на главную часть СПП. 2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции. 3. Вычеркните второстепенную информацию. 4. Передайте в двух предложениях главную информацию. 5. Соотнесите свой вариант сжатия текста с вариантами ответов. 6. Выберите правильный вариант.

Задание 2 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в…. . предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). В 2015 г. с заданием справились 88% выпускников. Пропущенное слово должно не нарушать основных признаков текста, подчёркивать смысловые отношения между предложениями: выражать значение противопоставления (однако), следствия (поэтому), дополнительного замечания (кроме того,), последовательности выражения мыслей (во-первых) и т. д. Ответом будет сцепляющее слово или сочетание слов.

Задание 3 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова (слово указано). Определите, в каком значении это слово использовано в предложении (указано). Выпишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье. Многозначное слово имеет в контексте только одно значение. Более 90% выпускников справились с этим заданием.

Задание 4 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. Орфоэпический словарь есть в открытом доступе на сайте ФИПИ. Можно пользоваться «Орфоэпическим словарём русского языка: произношение, ударение, грамматические нормы» под ред. Р. И. Аванесова (Москва, 1989 г. и последующие издания), «Школьным орфоэпическим словарём русского языка» В. В. Львова (Москва, «Дрофа» , 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 г.). Процент выполнения – 75%.

Задание 5 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Паронимы - однокоренные слова, которые принадлежат к одной части речи, сходны по звучанию, но различаются по значению и строению, что не позволяет им употребляться в одном контексте (ср. шумный - шумливый, цветной - цветовой, комичный - комический, художественный - художнический, факт - фактор, двойной - двойственный). Словарь паронимов есть в открытом доступе на сайте ФИПИ.

Задание 5 60% выпускников выполнили задание правильно. Анализ выполнения задания 5 показал, что сложность для 40% испытуемых составляет не только распознавание ошибки, допущенной при употреблении паронимов, но и подбор соответствующего контексту паронима для редактирования примера с ошибкой, что обнаруживает узость словарного запаса экзаменуемых.

Задание 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Средний процент выполнения задания (морфологические нормы) – 80%. Необходимо вспомнить нормы употребления в речи несклоняемых и разносклоняемых существительных, употребление в речи трудных падежных форм (типа чулок – носков, туфли – туфель и т. п.), форм косвенных падежей существительных на -мя, несклоняемых существительных; употребления существительных, имеющих форму только единственного или форму только множественного числа (молодежь, ворота и др.); употребления краткой и полной форм прилагательных в составе сказуемого; построение словосочетаний типа пара носков, двое чулок, две ученицы, обе книги, оба мальчика и т. п. ; употребления форм имён существительных: в соответствии с типом склонения (в санаторий - не «санаторию» , стукнуть туфлей - не «туфлем»), родом существительного (красного платья - не «платьи»), принадлежностью к разряду - одушевленности - неодушевленности (смотреть на спутника - смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.); употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший - не «самый ближайший »), в краткой форме (медлен - медленен, торжествен - торжественен); правильного образования и употребления некоторых личных форм глагола, причастий и деепричастий, употребление наречий в сравнительной степени.

Задание 7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Средний процент выполнения задания (синтаксические нормы) – 75%. Типичные грамматические ошибки в построении предложений 1) с однородными членами; 2) с причастными оборотами; 3) с именами собственными, заключенными в кавычки и являющимися названиями газеты, журнала, книги, картины, фильма; 4) с производными предлогами «благодаря» , «согласно» , «вопреки» и непроизводным предлогом «по» , употребленных в оборотах речи «по окончании» , «по приезде» , «по завершении» , «по прибытии» , 5) с двойными союзами «не только …, но и …» , «как …, так и…» , 6) с использованием цитат; 7) начинающихся со слов: «все, кто …» , «те, кто …» , «никто из тех, кто…»

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 -и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу 5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Задание 8 Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. В центре внимания - правописание корней с чередующейся гласной корня: например в корнях – лаг- — -лож-, -кас- — -кос-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гор- — -гар-, -жег- — -жиг-, -бер- — -бир-, -мер- — -мир-, -стел- — -стил-, -чет- — -чит-, -блест- — -блист-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-. Важно отличать подобные слова от слов, где гласная в корне не проверяется или проверяется ударением. Средний процент выполнения – 80%.

Задание 9 Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенные буквы. Средний процент выполнения – 82%. Орфограмма «гласная в неизменяемых приставках» (о-, до-, на-, про-, пред-, со-, за-, подо-, недо-, во-); слова с орфограммой в приставке ПРЕ-, ПРИ-; слова с орфограммой в приставках с чередованием глухих и звонких согласных (раз-/рас-, без-/бес-, воз-/вос-, вз-/вс-, через-/черес-, из-/ис-); слова, в которых происходит изменение начального И в корне на Ы после приставок, заканчивающихся на согласный (роз. Ыск (от Искать), небез. Ынтересный (от Интересный), но по. Иск, за. Играться) или слова с разделительными твердым и мягким знаками (неподъемный, съёжиться, вьюжный). Обратите внимание на слова с двумя приставками (не. Сдержанный), слова с приставкой пра- (прадедушка).

Задание 10 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется (буква указана). Средний процент выполнения – 90%. Правописание суффиксов прилагательных: -ев-(-ов-), -еват-(-оват-), -енск-(-инск-), -ив-(-лив-, -чив-), -ин- ист-, -ит- суффиксов глаголо в: -е(ть), -ева(ть) -ова(ть)), -и(ть), -нича(ть) и т. д.

Задание 11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется (буква указана). Средний процент выполнения – 75%. Выбор личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, образованных от основы настоящего времени, зависит от спряжения глагола, для причастия - от спряжения того глагола, от которого это причастие образовано. Традиционно ошибки связаны с написанием окончаний глаголов-исключений, которые включены в задание (брить, стелить, имеющие окончания I спряжения; обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть, видеть, слышать, гнать, держать, дышать, имеющие окончания II спряжения).

Задание 12 Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО (РАЗДЕЛЬНО). Раскройте скобки и в ыпишите это слово. Средний процент выполнения – 65%. Важно правильно определить часть речи! Так, правило правописания с НЕ единое для глаголов и деепричастий, одинаковое для существительных, прилагательных и наречий на -о, -е. Надо специально повторить правило правописания НЕ с причастиями, отглагольными прилагательными, местоимениями.

Задание 13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Средний процент выполнения – 80%. Правописание подобных слов может быть определено только в контексте, в данном случае в составе предложения. Так, не следует путать союз тоже (=и) и местоимение то и частицу же, также (союз, =и) и наречие так и частицу же. Чтобы не ошибиться, определите, в каком значении употребляется слово в предложении, можно ли без искажения смысла предложения «убрать» же, бы и т. д. Если, например, также, тоже, чтобы - союзы, то без искажения смысла «разделить» эти слова невозможно. Вспомните правописание типичных союзов, предлогов, частиц. Не путайте правописание наречия впоследствии и производного предлога вследствие (=из-за).

Задание 14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН/Н. Средний процент выполнения – 58%. Следует повторить все условия написания Н и НН. Важно разграничивать краткие прилагательные и причастия, так краткие прилагательные сохраняют в суффиксе столько букв Н, сколько их было в полной форме (длинная дорога - дорога длинна, образованные люди - люди образованны), а краткие причастия всегда в суффиксе имеют одну букву Н (работа сделана). Для разграничения кратких прилагательных и причастий надо учитывать и наличие пояснительного слова (оно бывает у причастий) или подставлять вопросы кем? чем? К прилагательному же такой вопрос подставить нельзя, например: девочка сосредоточенна.

Задание 15 Расставьте знаки препинания. Укажите ДВА предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Средний процент выполнения – 75%. Нужно вспомнить основные схемы постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. O, O, O, O и O O, и O O и O, O и O O, да(=но) O O да (=и) O Не только O, но и O Либо O, либо O O или O То O, то O Не то O, не то O Как O, так и O

За выполнение задания 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру ответа, экзаменуемый получает 1 балл. Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

Задание 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Средний процент выполнения – 64%. Необходимо вспомнить правила обособления причастных и деепричастных оборотов. Если причастные обороты стоят после определяемого слова, то обособляются, то есть выделяются запятыми. Обособленные обстоятельства - деепричастия или деепричастные обороты - всегда выделяются запятыми. Нужно помнить, что причастные обороты, относящиеся к одному определяемому слову и соединённые союзом И, не отделяются друг от друга запятыми. Деепричастные обороты, относящиеся к одному глаголу-сказуемому и соединённые союзом И, также не разделяются запятой.

Задание 17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Средний процент выполнения – 66%. Надо уметь отличать вводные слова и сочетания от слов и сочетаний, не являющихся вводными, и в зависимости от этого правильно ставить знаки препинания: выделять вводные конструкции запятыми. Частицы все же, все-таки, как бы, якобы, как будто, словно, точно, вряд ли, даже, ведь, именно, почти, только, исключительно; наречия меры и степени или времени примерно, приблизительно, единственно, решительно, иногда, обычно не являются вводными словами и не выделяются запятыми на письме.

Задание 18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Средний процент выполнения – 80%. Нужно определить грамматические основы, выяснить, где кончается одна часть и начинается другая, для этого нужно прочитать предложение несколько раз, определить смысловые границы частей предложения с придаточным определительным. 2, 4,

Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Средний процент выполнения – 55%. Нужно прочитать предложение, подчеркнуть грамматические основы, найти союзы, при помощи которых соединяются части предложения. Следует определить, где кончается одна часть предложения и начинается другая и поставить запятые на границах частей сложного предложения. 1, 3,

Задание 19 Самая распространённая ошибка при выполнении этого задания – постановка только одного из знаков препинания. Так, например, в предложении: Я пробирался туда где гуще зелень и солнечный луч бежал вслед за мной – самая распространённая ошибка – постановка одной запятой – после слова туда или зелень (31, 7%). Алгоритм выполнения задания 1) найти все грамматические основы предложения, чтобы определить, простое оно или сложное; 2) найти союзы (союзные слова) или установить их отсутствие, что позволит сложные предложения характеризовать как ССП, СПП, СБП; 3) в простых предложениях нужно установить наличие подлежащего и сказуемого (если предложение двусоставное) либо наличие только одного главного члена (если предложение односоставное); 4) определить, есть ли, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный член – дополнение, определение, обстоятельство (если есть, предложение распространённое; если нет, нераспространённое) и т. д.

Задание 20 Как ие из высказыван ий соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Средний процент выполнения – 60%. Постарайтесь понять тему текста (о чём пишет автор), проблему (какие вопросы автор ставит в тексте), авторскую позицию (какие ответы автор даёт на поставленные им вопросы). Обратите внимание на формулировку задания, внимательно прочтите высказывания, соотнесите каждое высказывание с содержанием текста, обращайте внимание не только на основную, но и на дополнительную информацию, на детали, факты.

Задание 21 Как ие из перечисленных утвержден ий являются верными? Укажите номера ответов. Средний процент выполнения – 45%. Главное – установить, с какой целью автор создал текст: рассказал о последовательно сменяющих друга событиях, решил показать нам «картину» или высказал свои мысли, привёл аргументы, сделал вывод. Повествование - рассказ об изменяющихся во времени событиях, последовательно сменяющих друга действиях, когда можно понять, что было вначале, потом, в итоге. Описание - это статичная «картина» , не изменяющаяся во времени: описание внешности человека, места, состояния человека. Рассуждение бывает нескольких видов: рассуждение-доказательство (тезис – аргументы – примеры -вывод), рассуждение–объяснение (факт и его толкование), рассуждение-размышление (мысли «про себя» или вслух). Помните, что есть рассуждения, где нет ярко выраженного тезиса и его доказательства, а речь идет об объяснении чего-либо. Некоторые ошибочно относят такие фрагменты текста к повествованию, считая, что повествовать - значит рассказывать о чем-либо, вообще что-то говорить.

Задание 22 Из предложений (указан диапазон) выпишите (фразеологизм, синонимы, антонимы, слово в переносном значении и т. п.). Средний процент выполнения – 63%. Следует повторить основные понятия лексикологии, которые помогут справиться с заданием: антонимы, контекстные антонимы, прямое и переносное значение слова, фразеологический оборот (фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, лексическое значение слова, однозначное слово, многозначное слово, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм.

Задание 23 Среди предложений (указано) найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью (указано средство связи). Напишите номер этого предложения. Средний процент выполнения – 54%. Чтобы установить средства связи между предложениями, надо прочитать заданное предложение вместе с предшествующим, иногда с несколькими предшествующими (номера этих предложений обычно указаны в формулировке задания), сопоставить их, обнаружить информацию, которая повторяется, и определить способ передачи информации в каждом последующем предложении. Легче всего обнаруживается повтор слов, однокоренные слова, личное местоимение, союз, вводное слово, труднее - синонимы, антонимы, контекстные синонимы (человек - выдающаяся личность), контекстные антонимы (будни - карнавалы). Советуем повторить морфологию, в частности разряды местоимений, союзов; указательные слова (местоимения, наречия); разграничение союзов и частиц.

Задание 24 Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 25 – 34. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания 35, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Необходимо иметь полное представление об основных языковых средствах художественной выразительности, то есть знать перечень средств, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, осознавать отличия между этими средствами. Тропы: метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, гипербола, литота, ирония, метонимия и др. Приёмы: синтаксический параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, многосоюзие, противопоставление, цитирование, вопросно-ответная форма изложения и др. Лексические средства: фразеологический оборот(фразеологизм), синонимы, контекстные синонимы, антонимы, контекстные антонимы, термин, устаревшее слово, архаизм, неологизм, заимствованное слово, диалектизм, оксюморон и др. Синтаксические средства выразительности: вводные слова, неполные предложения, назывные односоставные предложения, ряд однородных членов и др. Фигуры речи: риторический вопрос, риторическое обращение и др. Средний процент выполнения – 70%.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 -х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т. е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

Список литературы Драбкина С. В. , Субботин Д. И. Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015 г. Русский язык. Учебное пособие/ С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2015. – 288 с. Драбкина С. В. , Субботин Д. И. ЕГЭ по русскому языку (часть С): алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся: (учебное пособие) / С. В. Драбкина, Д. И. Субботин. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 120 с. Егораева Г. Т. Комментарии к тестовым заданиям. Презентация. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 г. по русскому языку. Сайт ФИПИ (www. fipi. ru).

ТЕКСТ 1
Как говорить? Д. С. Лихачёв

Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щеголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идет и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и черный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
Есть разного рода неряшливости в языке человека.
Если человек родился и живет вдали от города и говорит на своем диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Как-то в беседе со мной писатель Федор Александрович Абрамов сказал: С русского Севера вывозили гранит для строительства Петербурга и вывозили слово-слово в каменных блоках былин, причитаний, лирических песен… «Исправить» язык былин - перевести его на нормы русского литературного языка - это попросту испортить былины.
Иное дело, если человек долго живет в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Это меня не коробит. Пусть он и окает и сохраняет свою привычную напевность. В этом я вижу гордость своей родиной - своим селом. Это не плохо, и человека это не унижает. Это так же красиво, как забытая сейчас косоворотка, но только на человеке, который ее носил с детства, привык к ней. Если же он надел ее, чтобы покрасоваться в ней, показать, что он «истинно деревенский», то это и смешно и цинично: «Глядите, каков я: плевать я хотел на то, что живу в городе. Хочу быть непохожим на всех вас!»

ТЕКСТ 2 Михаил Шолохов. "Слово о Родине" (Из очерка)
Зима. Ночь...

Побудь немного в тишине и одиночестве, мой дорогой соотечественник и друг, закрой глаза, вспомни недавнее прошлое, и мысленным взором ты-увидишь:
... Холодный, белесый туман призрачно клубится над лесами и болотами Белоруссии, над пустыми, давно покинутыми блиндажами, заросшими пожухлым папоротником, над обвалившимися траншеями и налитыми ржавой водой стрелковыми ячейками. Тускло мерцают на дне их позеленевшие от времени гильзы винтовочных патронов...
Под густым северным ветром клонят вершины и глухо шумят иссеченные осколками сосны Смоленщины и Подмосковья.
Споро идет белый, пушистый снежок, словно спешит прикрыть истерзанную войной, священную для нашего народа землю в окрестностях бессмертного города Ленина.
Солнечные тени скользят по воскресшим полям Украины, много раз перепаханным снарядами, все еще помнящим громовые гулы невиданных боев.
Возле Курска и Орла, возле Воронежа и Тулы над исконной русской землей, три года стонавшей под тяжестью десятков тысяч танков, стелется косая метель; падают с деревьев последние, сожженные заморозком листья, и всюду - в полях, на большаках и проселках, вдоль и поперек, шаг за шагом исхоженных терпеливыми ногами нашей лучшей в мире пехоты, - краснеют они, как выступающая из-под снега кровь.
В бескрайних степях под Сталинградом, где каждый клочок земли, словно зерном, засеян осколками некогда смертоносного металла, где в прах и тлен превратились отборные гитлеровские дивизии, заволжский злой ветер гонит перекати-поле, такое же мрачное, ржаво-бурое, как и разбросанные всюду по степи остовы застывших навеки немецких танков и автомашин. А в Крыму, в голубых предгорьях Кавказа еще плавают в прозрачном похолодевшем воздухе ослепительно-белые нити паутины. Погожими утренними зорями там, где когда-то не затихали бои, окопы и воронки, опушенные по краям лохматым бурьяном, как серебряной сеткой, затянуты паутиной, и каждая ниточка ее прогибается и тихо дрожит, вся унизанная крохотными блистающими слезинками росы...
Но от Сталинграда до Берлина и от Кавказа до Баренцева моря, где бы, мой друг, ни остановился твой взгляд, всюду увидишь ты дорогие сердцу матери-родины могилы погибших в сражениях бойцов. И в эту минуту ты острее вспомнишь те бесчисленные жертвы, которые принесла твоя страна в защиту родной Советской власти, и величественным реквиемом зазвучат в твоей памяти слова: "Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу и независимость нашей родины!"
Вспоминая прошлое, ты невольно подумаешь, ты не сможешь не подумать и о том, как много осиротевших людей стало на твоей родине после войны. В эту долгую и просторную для горестных воспоминаний зимнюю ночь не одна вдова, потерявшая в войне мужа, оставшись наедине с собой, прижмет к постаревшему лицу ладони, и в ночной темноте обожгут ей пальцы горячие и горькие, как полынь, слезы; не одно детское сердце, на всю жизнь раненное смертью того, кто, верный воинскому долгу и присяге, погиб в бою за социалистическую родину, сожмется перед сном от случайного воспоминания с недетской тоской. А быть может, будет и так: в маленькой комнатке, где грустная тишина живет уже годами, подойдет старик к своей седой жене-подруге, без слез оплакивающей погибших сынов, взглянет в тусклые глаза, из которых самое горькое на свете, материнское страдание выжало все слезы, скажет глухим, дрогнувшим голосом: "Ну, полно, мать, не надо... Ну, не надо же, прошу тебя!
Не у нас одних такое горе..." - и, не дождавшись ответа, отойдет к окну, покашляет, проглотит короткое, как всхлип, сухое старческое рыдание и долго молча будет смотреть в затуманенное стекло невидящими глазами... Мой дорогой друг и соотечественник! Пусть не стынет наша ненависть к врагу, даже поверженному! И пусть с удесятеренной яростью кипит, клокочет она в наших сердцах к тем, кому нет названия на человеческом
языке, кто все еще не насытился прибылями, нажитыми на крови миллионов, кто в сатанинском слепом безумии готовит исстрадавшемуся человечеству новую войну!
Их зловещие имена с проклятиями, с гадливостью произносит каждый честный человек в мире, они обречены историей на черную погибель, и время со всей старательностью уже плетет для них надежные удавки. Но пока они живы, пока, не скупясь, отсыпают миллиарды долларов на создание атомных бомб, на подготовку новой чудовищной войны, - пусть живет и наша неистребимая ненависть к ним. Она пригодится в нужную минуту!
Вспомни, друг: за тридцать лет существования Советской власти Страна Советов не знала поражений ни в войнах, ни в преодолении любых трудностей, ценою неслыханных жертв и народных страданий мы вышли победителями и в последней, величайшей из войн. Но жертвы, принесенные во имя спасения родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа.
Бывает так, что по соседству с пшеничными полями, в цветущем густом разнотравье сизым дымом расстелется, раскустится степная полынь, и вот хлебное зерно, наливаясь и зрея, вбирает в себя полынную горечь. На баловство, на кондитерские изделия мука из такого зерна не годится. Но хлеб от горьковатого привкуса не перестает быть хлебом! И благодатным кажется он тому, кто работает, умываясь соленым потом, и ту же щедрую силу дает он человеку, чтобы назавтра было что тратить ему в горячем и тяжком труде!
С дивной, сказочной быстротой врачует народ-созидатель нанесенные войной раны: поднимаются из руин разрушенные города и сожженные села, вернулись к жизни шахты родного Донбасса, уже золотится хлебная стерня на тех полях, где два года назад чертополохом, злою непролазью дико щетинился бурьян, дымят трубы восстановленных заводов и фабрик, новые промышленные предприятия зарождаются там, где недавно были глушь и запустение. И даже бывалый, видавший виды советский человек, давно уверовавший в творческую силу своего трудового гения, узнав о досрочном пуске восстановленного гиганта металлургии или о всесоюзном рекорде доселе неизвестного стране стахановца, в радостном изумлении разводит руками. А гордость родины - ленинградский рабочий класс - уже зовет трудящихся на завершение пятилетки в четыре года. И уже зримо встают перед глазами величавые контуры новой, прекрасной жизни...
Поистине невиданно могущественна партия, сумевшая организовать, воспитать, вооружить и повести за собой народ на свершение небывалых в истории подвигов! Поистине велик и непобедим народ, сумевший не только отстоять свою независимость и разгромить всех врагов, но и стать светочем надежды для трудящихся во всем мире!
Быть верным сыном такого народа и такой партии - это ли, мой друг, не самое высокое счастье в жизни для нас и наших современников? И не нас ли, ныне живущих, окрыляет на неустанный труд и новые подвиги суровая ответственность за судьбы отчизны, за дело партии, ответственность, которую мы несем не только перед грядущими поколениями, но и перед светлой памятью тех, кто сражался и шел на смерть, защищая родину.

ТЕКСТ 3
Маленькая порция яда, Паустовский Константин Георгиевич

Иногда к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. Звали его Лазарем Борисовичем.
Это был довольно странный, на наш взгляд, аптекарь. Он носил студенческую тужурку. На широком его носу едва держалось кривое пенсне на черной тесемочке. Аптекарь был низенький, коренастый, заросший до глаз бородой и очень язвительный.
Лазарь Борисович был родом из Витебска, учился когда-то в Харьковском университете, но курса не окончил. Сейчас он жил в сельской аптеке с сестрой-горбуньей. По нашим догадкам, аптекарь был причастен к революционному движению.
Он носил с собой брошюры Плеханова с множеством мест, жирно подчеркнутых красным и синим карандашом, с восклицательными и вопросительными знаками на полях.
По воскресеньям аптекарь забирался с этими брошюрами в глубину парка, подстилал на траве тужурку, ложился и читал, закинув ногу на ногу и покачивая толстым ботинком.
Как-то я пошел к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тети Маруси. У нее началась мигрень.
Мне нравилась аптека - чистенькая старая изба с половиками и геранью, фаянсовыми склянками на полках и запахом трав. Лазарь Борисович сам собирал их, сушил и делал из них настои.
Никогда я не встречал такого скрипучего дома, как аптека. Каждая половица скрипела на свой лад. Кроме того, пищали и скрипели все вещи: стулья, деревянный диван, полки и конторка, за которой Лазарь Борисович писал рецепты. Каждое движение аптекаря вызывало столько разнообразного скрипа, что казалось, в аптеке несколько скрипачей трут смычками по сухим перетянутым струнам.
Лазарь Борисович отлично разбирался в этих скрипах и улавливал самые тонкие их оттенки.
- Маня! - кричал он сестре. - Ты что же, не слышишь? Васька пошел на кухню. Там же рыба!
Васька был черный облезлый аптекарский кот. Иногда аптекарь говорил нам, посетителям:
- Очень прошу вас, не садитесь на этот диван, иначе начнется такая музыка, что только останется сойти с ума.
Лазарь Борисович рассказывал, растирая в ступке порошки, что, слава богу, в сырую погоду аптека скрипит не так сильно, как в засуху. Ступка внезапно взвизгивала. Посетитель вздрагивал, а Лазарь Борисович говорил с торжеством:
- Ага! И у вас нервы! Поздравляю!
Сейчас, растирая порошки для тети Маруси, Лазарь Борисович издавал множество скрипов и говорил:
- Греческий мудрец Сократ был отравлен цикутой. Так! А этой цикуты здесь, на болоте около мельницы, целый лес. Предупреждаю - белые зонтичные цветы. Яд в корнях. Так! Но, между прочим, в маленьких дозах этот яд полезен. Я думаю, что каждому человеку следует иногда подсыпать в пищу маленькую порцию яда, чтобы его пробрало как следует и он пришел в себя.
- Вы верите в гомеопатию? - спросил я.
- В области психики - да! - решительно заявил Лазарь Борисович. - Не понимаете? Ну, давайте проверим на вас. Сделаем пробу.
Я согласился. Мне было интересно, что это за проба.
- Я тоже знаю, - сказал Лазарь Борисович, - что молодость имеет свои права, особенно когда юноша окончил гимназию и поступает в университет. Тогда в голове карусель. Но все-таки надо задуматься!
- Над чем?
- Как будто бы и думать вам не о чем! - сердито воскликнул Лазарь Борисович. - Вот вы начинаете жить. Так? Кем же вы будете, позвольте полюбопытствовать? И как вы предполагаете существовать? Неужели вам удастся все время веселиться, шутить и отмахиваться от трудных вопросов? Жизнь - это не каникулы, молодой человек. Нет! Я предсказываю вам - мы накануне больших событий. Да! Уверяю вас в этом. Хотя Николай Григорьевич насмешничает надо мной, но мы еще посмотрим, кто прав. Так вот, я интересуюсь: кем же вы будете?
- Я хочу… - начал я.
- Бросьте! - крикнул Лазарь Борисович. - Что вы мне скажете? Что вы хотите быть инженером, врачом, ученым или еще кем-нибудь. Это совершенно не важно.
- А что же важно?
- Спра-вед-ливость! - крикнул он. - Надо быть с народом. И за народ. Будьте кем хотите, хоть дантистом, но боритесь за хорошую жизнь для людей. Так?
- Но почему же вы это мне говорите?
- Почему? Вообще! Без всякой причины! Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять. Я это давно заметил. Так вот, будьте любезны - поразмышляйте!
- Я буду писателем, - сказал я и покраснел.
- Писателем? - Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на меня с грозным удивлением. - Хо-хо! Мало ли кто хочет быть писателем! Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
- Но я уже писал… и печатался.
- Тогда, - решительно сказал Лазарь Борисович, - будьте любезны подождать! Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.
Он был, видимо, взволнован и, пока отвешивал порошки, два раза уронил пенсне.
Мы вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. Солнце опускалось к лесам по ту сторону реки. Лазарь Борисович срывал верхушки полыни, растирал их, нюхал пальцы и говорил:
- Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. Так? А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно. Писатель! Он должен так много знать, что даже страшно подумать. Он должен все понимать! Он должен работать, как вол, и не гнаться за славой! Да! Вот. Одно могу вам сказать - идите в хаты, на ярмарки, на фабрики, в ночлежки. Кругом, всюду - в театры, в больницы, в шахты и тюрьмы. Так! Всюду. Чтобы жизнь пропитала вас, как спирт валерьянку! Чтобы получился настоящий настой. Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный бальзам! Но тоже в известных дозах. Да!
Он еще долго говорил о призвании писателя. Мы попрощались около парка.
- Напрасно вы думаете, что я лоботряс, - сказал я.
- Ой, нет! - воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. - Я же рад. Вы видите. Но согласитесь, что я был немножко прав и теперь вы кое о чем подумаете. После моей маленькой порции яда. А?
Он заглядывал мне в глаза, не отпуская моей руки. Потом он вздохнул и ушел. Он шел по полям, низенький и косматый, и все так же срывал верхушки полыни. Потом он достал из кармана большой перочинный нож, присел на корточки и начал выкапывать из земли какую-то целебную траву.
Проба аптекаря удалась. Я понял, что почти ничего не знаю и еще не думал о многих важных вещах. Я принял совет этого смешного человека и вскоре ушел в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и отвлеченные размышления.
Это было трудное и настоящее дело.
Молодость брала свое. Я не задумывался над тем, хватит ли у меня сил пройти эту школу. Я был уверен, что хватит.
Вечером мы все пошли на Меловую горку - крутой обрыв над рекой, заросший молодыми соснами. С Меловой горки открылась огромная осенняя теплая ночь.
Мы сели на краю обрыва. Шумела у плотины вода. Птицы возились в ветвях, устраивались на ночлег. Над лесом загорались зарницы. Тогда были видны тонкие, как дым, облака.
- Ты о чем думаешь, Костик? - спросил Глеб.
- Так… вообще…
Я думал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта жизнь, с ее любовью, стремлением к правде и счастью, с ее зарницами и далеким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума. Каждый из нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда - до конца своих дней.

Загрузка...