domvpavlino.ru

Эссе март 1881 октябрь 1894. Правление Александра III. Средний ум и прекрасное сердце

Задание № 26 (бывшее С6)

на умение раскрыть теоретические положения на примерах

Задание сочетает проверку
- теоретических знаний;
- умения приводить примеры или пояснения с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.д.) или факты общественной жизни.

Практические советы

2. Следует различать примеры и пояснения
- Пример представляет собой конкретный факт (событие) из истории, литературы или современной общественной жизни, который иллюстрирует теоретическое положение. В качестве примеров могут быть приведены как реальные достоверные факты современной общественной жизни или истории, личного социального опыта выпускника, так и примеры из литературных произведений, модели социальных ситуаций. Очень важно, что в данном задании, в отличие от эссе, допускаются примеры с абстрактным гражданином N или абстрактной страной N, если они содержат конкретное описание прочих обстоятельств. Пример с гражданином N или страной N условно можно называть модельным, поскольку он достаточно конкретен, чтобы быть зачитанным, но позволяет выпускнику не затруднять себя вспоминанием точных фамилий, государств, ситуаций. В работе могут быть приведены примеры разной степени конкретизации в соответствии с требованиями задания (они могут быть представлены в различной форме: действия конкретного гражданина (например, Н. взял кредит в банке и купил квартиру) / общих фактах/видах/процессах (ожидание роста цен на картофель привело к ажиотажному спросу на него и т.п.).
- Пояснение представляет собой теоретическое объяснение приведенного ранее положения, раскрывает его сущность, но не содержит конкретных фактов.

Максимум за такое задание - 3 первичных балла. Если приведены только теоретические положения, как правило, выставляется 0 баллов.

3. Пример всегда формулируется развёрнуто, а не просто называется 1-3 словами. Следует обратить внимание на то, что краткие тезисы не могут служить иллюстрацией там, где требуется привести примеры в развёрнутом виде. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто (предполагает, что выпускник не может ограничиться простым называнием какого-то факта, примера). Отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров.

4. Следует подстраховаться и привести не 3 теоретических положения и пояснения или примеры к ним, а на всякий случай 4 или 5. В этом случае, если выпускник допустил ошибку в первых трех, но привел правильное четвертое или пятое, эксперт имеет право поставить все 3 первичных балла.

5. Теоретические положения и иллюстрирующие их примеры должны быть чётко отделены друг от друга, но при этом должны быть чётко соотнесены друг с другом, т.е. в каждом случае проверяющий эксперт должен увидеть по 2 элемента ответа в связке между собой. Раскрывая три неценовых фактора, влияющих на формирование спроса, не следует сначала назвать три таких фактора, а затем привести три примера; нужно приводить фактор и пример в связке друг с другом, чтобы эксперт понимал, какой пример к какому неценовому фактору спроса относится. В последнее время в формулировке задания стало появляться уточнение: "Сначала обязательно укажите черту, которую вы иллюстрируете, а потом приведите пример". Поэтому для того, чтобы не забыть написать примеры или пояснения рекомендуется оформлять ответ на такое задание в виде таблицы

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПРИМЕРЫ / ПОЯСНЕНИЯ

Типичные ошибки при выполнении задания такого типа

1) Выпускник приводит теоретические положения, но забывает привести примеры.

2) Выпускник приводит теоретические положения и затем вместо примеров приводит пояснения (или наоборот).

3) Выпускник приводит вперемежку теоретические положения и примеры, не устанавливая соответствия каждого примера определённому теоретическому положению.

4) Выпускник приводит назывные примеры, которых недостаточно, чтобы зачесть.

Максимальный балл за задание - 3. При этом рассуждения общего характера, не конкретизированные с опорой на личный социальный опыт выпускника (житейский, читательский и т.п.) или факты общественной жизни, оцениваются 0 баллов.

Примеры ответов выпускников на задания такого типа

Пример 1.

Ответ выпускника:
1) штраф
2) увольнение
3) лишение свободы

_

Пример 2. Назовите три формальные негативные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Ответ выпускника:
1) штраф (кто-то был оштрафован)
2) увольнение (кого-то уволили из-за какого-либо нарушения)
3) лишение свободы (кого-то посадили в тюрьму за какое-нибудь преступление).

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

Пример 3. Назовите три функции политической системы и проиллюстрируйте каждую из них примером

Ответ выпускника:
1) управленческая (определение целей развития общества на определенном этапе и средств их достижения)
2) коммуникативная (обеспечение связей между субъектами политики)
3) интегрирующая (объединяет, сплачивает субъекты политики)

Во сколько баллов будет оценен такой ответ? Почему?

Примеры правильных ответов на задания такого типа

Далее приведены несколько правильных ответов на ряд заданий данного типа. Прежде чем открывать их и смотреть, попытайтесь самостоятельно продумать и записать свои ответы по каждой из тем, а затем ознакомьтесь с эталонным ответом и поставьте себе оценку от 0 до 3 первичных баллов.

Задание 1. Назовите две стороны в гражданском судопроизводстве и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждой из них в судебном разбирательстве.

Задание 2. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

С некоторыми совершенно неправильными и курьезными ответами на это задание можно ознакомиться в разделе «Уголок школьного юмора» .
Много заданий данного типа можно найти на сайте

Комментарий к фрагменту

Лучше называть ""Народную волю"" не движением, а народнической организацией, которая придерживалась тактики террора. И лучше использовать фразу ""был убит"", нежели простой глагол ""умер"".

Комментарий к фрагменту

Непонятно, КТО выступает за сохранение самодержавия: лично Александр III или его наставник, профессор права К. П. Победоносцев. Кстати, с 1880 г. он был обер-прокурором Синода.

Комментарий к фрагменту

Принимаю как роль Александра III в контексте описываемых событий: теракта, гибели императора и влияния Победоносцева.

Комментарий к фрагменту

Понятие ""конституция"" применительно к проекту Лорис-Меликова не может толковаться в привычном обществоведческом понимании, как основной закон. Уж тем более применительно к подлинной конституции именовать её именем составителя вообще странно. Поэтому не постепенного ""введения конституции"" жаждали либералы (прежде всего, земская интеллигенция), а учреждения центрального представительного правления. Т. к. земства, действующие на уровне уездов и губерний, не имели ИМЕННО центрального представительства. Ошибкой не назовёшь, формулируете привычным школьным языком. Но можно немного уточнить))) Это условное название нереализованного проекта политической реформы, предложенного министром внутренних дел графом М. Т. Лорис-Меликовым на рассмотрение императора Александра II в январе 1881 года, на исходе эпохи великих преобразований. Несмотря на позднее данное ему громкое имя конституции, проект Лорис-Меликова предусматривал лишь самые робкие шаги к ограничению самодержавия. Основная идея состояла в привлечении общественности к сотрудничеству с правительством, а представителей третьего сословия (крупных городов и земства) - к законотворческой деятельности путём разового созыва представительного органа с законосовещательными правами. Право законодательной инициативы при этом сохранялось за монархом.

Комментарий к фрагменту

«Всеподданнейший доклад» с изложением плана был подан Лорис-Меликовым императору 28 января 1881 года. Он был единогласно одобрен 16 февраля Особым совещанием (в присутствии будущего Александра III). 1 марта император сообщил Лорис-Меликову, что через четыре дня проект будет вынесен на обсуждение Совета министров. В тот же день, через 2 часа, император погиб в результате террористического акта. Опять балансируете на грани. Сокращаете высказывание, и получается неточность. Обратили внимание? Одобрен особым совещанием, но подлежал дальнейшему обсуждению...

Фактическая

Проблема сохраняется(((Неточно сформулированная мысль ведёт к ошибке. Думаю, что опять же оценивание этой позиции как ошибочной или как верной зависит от убеждённости и компетентности эксперта. Мне видится истина в следующем. Все указанные Вами государственные деятели либерального толка ПОДАЛИ в отставку под влиянием обнародования Манифеста о незыблемости самодержавия, а уже потом были освобождены от занимаемых ранее должностей. Так, министр финансов А. А. Абаза активно поддерживал проект конституции Лорис-Меликова. Подал в отставку после данного новым императором Александром III манифеста «О незыблемости самодержавия»; уволен 6 мая 1881 года. Военного министра надо непременно с ИНИЦИАЛАМИ. Потому что у него - Дмитрия Алексеевича - был брат Николай Алексеевич, готовивший крестьянскую реформу как руководитель Главного комитета по крестьянскому делу. Я СТРОГО сниму балл по К-6, но допускаю, что на ЕГЭ этого может и не произойти...

Комментарий к фрагменту

Поскольку роль Александра уже зачтена по К-2 на основании всего связанного с гибелью Ал.II, Манифестом 29 апреля 1881 г. и отклонения проекта Лорис-Меликова, то принятие Положения, содержание которого Вы раскрываете, вполне может быть засчитано по критерию К-3. Действительно, содержание этого документа было определено обстоятельствами перемены политического курса под влиянием событий 1 марта 1881 г. Балл по К-3.

Комментарий к фрагменту

Обратите внимание, что для зачтения ПСС по критерию К-3 совсем не надо писать слова ""следствием этого стало"". Я зачла выше сюжет про ""Положение об охране..."" без этих слов, потому что мне понятно: причинно-следственная связь СУЩЕСТВУЕТ между 1 марта 1881 г. и содержанием этого Положения... Ваша формулировка является оценочным выводом. В принципе, конечно, верным, но ничего по существу не добавляющим к утверждению о консервативной судебной контрреформе. Здесь вторая ПСС родилась бы при условии, если бы Вы отметили, что преобразования в судебной системы были вызваны, в частности, например, действиями присяжных заседателей, оправдавших часть рабочих Никольской мануфактуры в Орехово-Зуево после Морозовской стачки... Кстати, вывод о ""росте недовольства"" ничем не обоснован(((Помните, что ПСС будет уверенной тогда, когда Вы связываете два ФАКТА, а не факт и его оценочную характеристику.

Комментарий к фрагменту

Витте стал министром финансов только в 1892 г. Если связывать его экономическую программу с действиями Бунге и Вышнеградского, то надо указывать, в чём эта связь заключается. Иначе ничего не понятно. Например: Витте начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог. Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе. Однако, идея эта защищалась министром финансов в 1880-1881 гг. Александром Агеевичем Абазой. С Вышнеградским, конечно, связывает протекционистский курс таможенного регулирования...

Комментарий к фрагменту

Разработка нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Этому предшествовала записка Д.И.Менделеева в адрес министра финансов И.А.Вышнеградского «Материалы для пересмотра таможенного тарифа Российской империи». Для разработки нового тарифа был создан комитет во главе с Д.И.Менделеевым, в который, кроме экспертов, вошли 62 представителя от торгово-промышленных предприятий, 7 профессоров технологического института, представители сельскохозяйст-венного производства. Новый протекцио-нистский тариф по европейской торговле был разработан и окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года. Обратите внимание: по дате принятия документа, связанного именно с деятельностью министра финансов Вышнеградского, Витте пока лишь руководит железнодорожным департаментом минфина. В своей деятельности Менделеев пользовался поддержкой сторонников курса на индустриализацию и, в частности, С. Ю. Витте. В 1899 г. Витте утверждал: «Создание своей собственной промышленности - это и есть та коренная, не только экономическая, но и политическая задача, которая составляет краеугольное основание нашей протекционной системы». Так что близость взглядов, протекционистских по существу, налицо... Поскольку в Википедии (которую в случае сомнений непременно будут просматривать эксперты) указано, что Витте участвовал в разработке Тарифа, не буду засчитывать как фактическую ошибку. Но снова и снова обращаю Ваше внимание на точность формулировок. Признаю, что Вы избрали правильную тактику. Для формулировки исторической роли выбирать конкретный, иногда даже узкий, сюжет. Это может принести успех и привести к баллу К-2.

Комментарий к фрагменту

Попытка выход на будущее явно есть. Было бы, конечно, гораздо лучше, если бы Вы - помимо общих фраз - упомянули бы деятельность группы первых русских марксистов ""Освобождение труда"" (1883 г., Г. В. Плеханов), а от этого факта, относящегося к периоду, вывели бы на 1895 г. (возникновение в Петербурге ""Союза борьбы за освобождение рабочего класса"" с участием В. И. Ульянова), а потом и на 1898 г. (I съезд РСДРП в Минске). То есть на возникновении российской социал-демократии... Не знаю, достаточно ли будет проверяющим экспертам на ЕГЭ Вашей формулировки, но я вижу свою задачу не столько в том, чтобы оценить, сколько в том, чтобы подсказать, как лучше формулировать тот или иной тезис для критериев.

Историческое сочинение 1881-1894

Показать текст целиком

Данный период связан с правлением Александра 3, чья политика отличалась консервативным характером.

Одним из главных направлений внутренней политики императора стало усиление самодержавной власти. Причиной тому послужило событие 1 марта 1881 года, когда в результате террористического акта, подготовленного участниками революционного движения «Народная воля», умер император Александр 2. Это событие сильно впечатлило его сына и побудило пересмотреть реформы 1860-1870х гг.

Немалое влияние на Александра 3 оказывали сторонники консерватизма, например, Победоносцев - государственный деятель, учитель императора, выступавшего за сохранение самодержавия . Таким образом, Александр 3 принял Манифест «О незыблемости самодержавия», вследствие чего были разрушены надежды либералов на продолжение политики Александра 2, в частности на постепенное введение конституции, т. к. император отказался от «Конституции Лорис-Меликова» , ранее одобренной его отцом.

Помимо этого, Александр 3 отправил в отставку министров либеральных взглядов (Лорис-Меликов - министр внутренних дел, Милютин - военный министр, Абаза - министр финансов). Важной целью императора стало недопущение повторения события 1 марта 1881 года, поэтому стремясь подавить инакомыслие, рост революционных настроений, Александр 3 принял «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», согласно которому в любой части им

Критерии

  • 2 из 2 К1 Указание событий (явлений, процессов)
  • 2 из 2 К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории
  • 1 из 2 К3 Причинно-следственные связи
  • 1 из 1 К4 Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России
  • 1 из 1 К5 Использование исторической терминологии
  • 1 из 2 К6 Наличие фактических ошибок
  • 1 из 1 К7 Форма изложения
  • ИТОГО: 9 из 11

Вера Александровна Криушина

Задание 25 ЕГЭ по истории: три темы для написания исторического сочинения на выбор.
Каждая из тем представлена в виде исторического периода.
Предложенные периоды всегда соответствуют разным историческим эпохам.

Историческое сочинение.

Пример исторического сочинения период 1881-1894 годы

Историческое сочинение, порядок написания.

Вводная часть.

Общая ситуация в государстве на начало периода, задачи, основные события и явления,
происходившие в течение этого времени.

Основная часть.

Укажите исторический процесс, для более подробного рассмотрения.
- Раскройте причины и факторы, оказавшие влияние на развитие исторического процесса.
- Опишите участие в этом процессе исторического деятеля.
- Вывод о характере и последствиях исторического процесса для государства, жизни общества,
его историческое значение.

Заключение.

Используя факты, сделайте вывод о данном периоде в истории государства.
Какие задачи и последствия имели происходившие события.
Приведите мнения и оценки историков этого периода, ваша собственная оценка,
подтвержденная историческими фактами.

Пример исторического сочинения период 1881-1894 годы

Историческое сочинение период 1881-1894 годы

1881-1894 гг. - период правления в России императора Александра III.

Внутренняя политика Александра III была направлена на пересмотр итогов преобразований 1860-1870 гг. и получила название «контрреформ».
В 1881 г. было введено положение «Об усиленной и чрезвычайной охране».
В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами.
В новом положении о земствах 1890 г. было усилено дворянское представительство.
Городовое положение 1892 г. лишило избирательного права малоимущие слои города, ограничило количество гласных и усилило зависимость городского самоуправления от администрации.
В области суда закон 1885 г. поколебал несменяемость судей, закон 1887 г. ограничил судебную гласность, закон 1889 г. сузил круг действий суда присяжных и ликвидировал мировые суды.
В сфере образования в 1884 г. было ликвидировано университетское самоуправление;
в 1887 г. циркуляр министра просвещения И.Д. Делянова ограничил получение образования детьми из низших слоев общества.
Вместе с тем в 1880-х гг. был проведен ряд мероприятий по облегчению положения народна:
понижение выкупных платежей, отмена подушной подати.
Ограничение фабричной работы малолетних детей и ночной работы подростков и женщин было направлено на защиту труда.

Основные направления внешней политики Александра III были следующими:
укрепление влияния на Балканах;
поиск надежных союзников;
поддержка мирных отношений со всеми странами;
установление границ на юге Средней Азии;
закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.
В 1885-1886 гг. Александр III не стал вмешиваться в конфликт Болгарии с Сербией и Турцией, в результате чего позиции России на Балканах были ослаблены.
В конце 1880-х началось сближение России и Франции:
в 1887 г. французское правительство предоставило России крупные кредиты,
а в 1891-1894 гг. был оформлен русско-французский военный союз.
В правление Александра III территория Российской империи увеличилась за счет присоединения Туркмении.
В 1885 г. было подписано соглашение о создании русско-английских военных комиссий для определения окончательных границ России и Афганистана.
В 1891 г. Россия начала строительство железнодорожной линии до Владивостока.
Ее завершение должно было резко увеличить силы России на Дальнем Востоке.

Историки оценивают период правления Александра III неоднозначно.
С одной стороны,
Александр III значительно сузил результаты реформ Александра II,
отказался от введения в России конституции,
жесткими мерами подавил революционную смуту.
С другой стороны,
при нем облегчилось положение крестьян и рабочих,
увеличилась территория страны.
В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны.
За поддержание европейского мира Александр III получил прозвище «Миротворец».

Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина Калюжный Дмитрий Витальевич

Александр III (1881–1894)

Александр III (1881–1894)

При Александре II Россия двинулась от вполне устойчивого неограниченного самодержавия к не менее устойчивому конституционному режиму, но при таком переходе неизбежен этап нестабильности, а потому это очень опасный путь: преобразуясь и теряя устойчивость, система становится уязвимой. Однако, если власть имеет четкое представление, что она хочет получить в итоге, и умеет добиться выполнения задуманного, этот путь можно пройти спокойно и осмотрительно, продвигаясь от реформы к реформе, следуя логике их развития и не останавливаясь перед мерами, к которым не лежит душа. Самое недопустимое для лидера качество на этом пути – нерешительность.

Александр II был нерешительным лидером. Четко понять, чего он хочет, ради какого для России блага затеял реформы, он не мог и потому в значительной мере сам повинен в разыгравшейся драме. Страна вследствие его руководства впала в нестабильность; из клубов этого тумана вышли бомбисты и убили самого инициатора перемен. К счастью, бразды правления перехватила властная рука Александра III.

Он остановил реформы, чтобы осмотреться.

После убийства отца Александр III собрал Совет министров, на котором и председательствовал. Многим казалось, что раз покойный император одобрил доклад Лорис-Меликова по переходу к демократии, то обсуждение его «Конституции» в Совете министров – простая формальность. Но император предупредил, что «вопрос не следует считать предрешенным». Начались споры, в которых высказывались мнения и «за», и «против» предлагаемого документа.

Чаши весов колебались, пока слово не взял обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев. Он заявил, что одно лишь «чистое» самодержавие, такое, каким оно сложилось при Петре I и Николае I, может противостоять революции. Неумелые реформаторы своими уступками, полууступками и полуреформами способны только расшатать здание самодержавного государства. После его выступления Александр III предложил еще подумать над проектом.

Больше к этому проекту не возвращались никогда.

Александр III родился в 1845 году. Он был вторым сыном Александра II, и его, как в свое время Николая I, не готовили к власти; он получил обычное для великих князей военное образование. Но в 1865 году умер его старший брат Николай; он стал наследником престола, а вскоре еще и женился на невесте своего покойного брата, датской принцессе, в православии принявшей имя Марии Федоровны.

Внешность Александра III была далека от аристократической. Он носил бороду лопатой, был неприхотлив в быту, в обыденной обстановке ходил в простой рубахе. Его оболгали, как и Павла; ему не прощали ни «реакционной» политики, ни внешнего вида, ни поведения – ведь он обзывал своих царедворцев и министров «скотинами» или «канальями». Правда, вполне за дело. Любимым его занятием была рыбная ловля, требовавшая усидчивости и отвечавшая его неторопливому темпераменту. «Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит», – сказал он однажды и действительно отправился на рыбалку.

Александр III

В августе 1881 было им было издано «Положение об усиленной и чрезвычайной охране». При введении чрезвычайного режима в какой-либо местности власти получали чрезвычайные права, в том числе: высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, передавать дела на рассмотрение военного суда вместо гражданского, приостанавливать периодические издания. В «Положении» отмечался его временный характер, но оно просуществовало вплоть до падения самодержавия, то есть более четверти века. Некоторые местности десятилетиями находились в режиме чрезвычайного управления, хотя особой нужды в том не было. Просто губернаторы не хотели расставаться с дополнительными полномочиями.

В это время наиболее сложный характер имела крестьянская проблема. Реформа 1861 года за прошедшие двадцать лет себя исчерпала; требовались новые меры, которые сделали бы крестьянина полноправным членом общества и помогли ему приспособиться к рыночным отношениям. Короче, реформу надо было тем или иным способом завершить, покончив с неопределенностью и нестабильностью.

1881–1882 .– Первая волна антиеврейских погромов.

1881 , декабрь . – Указ о понижении выкупных платежей и обязательном переводе на выкуп всех помещичьих крестьян.

В конце предыдущего царствования факт истощения платежных сил и всеобщего понижения благосостояния крестьянского населения был признан самим правительством, но вопрос о понижении выкупных платежей не решался. Только при Александре III, когда удалось провести важнейшие улучшения финансовой системы, хоть что-то было сделано.

В мае 1881 года к должности министра финансов император призвал бывшего киевского профессора Н. Х. Бунге. Тот предложил целую программу действий, предусматривавшую, в частности, приведение в равновесие доходов с расходами через соблюдение самой строгой и разумной экономии и улучшение податной системы посредством более справедливого распределения налогов.

Осенью 1881 года последовало Высочайшее повеление о соблюдении всеми ведомствами строгой бережливости и о неуклонном исполнении сметных правил. Сверхсметные ассигнования были сокращены вдвое, и все равно недостаточность финансовых средств не была устранена. Необходимость покрытия дефицитов, а также чрезвычайные расходы по погашению временных выпусков кредитных билетов и по возобновившейся с 1881 года постройке железных дорог вынуждали приобретать средства путем новых займов, и в итоге не удалось привести в равновесие государственный бюджет.

Однако ту часть своей программы, которая касалась улучшения податной системы, Н. Х. Бунге исполнил успешно; он всегда признавал это важнейшей целью своего управления. Были понижены выкупные платежи и постепенно отменена подушная подать. С крестьян было снято налогов на 53 млн рублей, с привлечением к обложению других, более имущих классов населения, до тех пор освобожденных от прямого обложения или недостаточно обложенных. Вводя необходимую уравнительность в податную систему, эти мероприятия, по мысли Бунге, должны были подготовить почву для введения со временем подоходного обложения.

1882 .– Отмена подушной подати. Создание Крестьянского поземельного банка, выдававшего освободившимся от крепостной зависимости лицам ссуды на покупку земли. Вскоре, с 1 января 1883 года, все крестьяне, не заключившие с помещиками выкупных сделок, были переведены на обязательный выкуп. Сумма выкупных платежей была понижена еще в 1881 году. Впрочем, главным результатом деятельности Крестьянского банка стало предоставление возможности российскому дворянству выгодно продавать через него свои земли.

1882 , май . – Запрет евреям селиться вне городов и местечек, т. е. в сельской местности. Июнь . – Учреждение Фабричной инспекции, начало фабричного законодательства. Введение административной ссылки. Июль . – Открытие в Петербурге первой телефонной станции. Август . – Временные правила о печати, ужесточившие цензурные ограничения.

Император учредил церковно-приходские школы; в интересах улучшения народного хозяйства создал Министерство земледелия. В 1882–1884 годах были закрыты многие печатные издания, опять упразднена автономия университетов. Начальные школы передали церковному ведомству – Синоду. Через народные училища, земские школы, гимназии и другие учебные заведения за тридцать пореформенных лет прошло несколько сотен тысяч учеников: если в предреформенное десятилетие грамотность в России составляла примерно 5–6 %, то во второй половине 1890-х – 18–21 %.

1883 , 7 мая . – Установление бело-сине-красного флага Российской империи.

1883 . – Появление первой марксистской организации, группы «Освобождение труда».

В 1885 году был создан Дворянский банк. В этом банке помещики могли получить льготный кредит под залог имений; допускался и перезалог. Неуплаченные проценты нередко списывались. При помощи этих мер правительство фактически субсидировало помещиков. А с их стороны шли постоянные жалобы на то, что мужики «разбаловались», а мировые судьи недостаточно строги. Учитывая пожелания дворянства, правительство ввело в 1889 году «Положение о земских участковых начальниках». Мировой суд в деревне был упразднен. Земские начальники (которые на деле-то, к земству отношения не имели) сосредоточили в своих руках всю административную и судебную власть, а на эти должности назначались дворяне из числа местных землевладельцев, и общее руководство земскими начальниками в уезде осуществлял предводитель дворянства. Так земский начальник стал полновластным распорядителем в своем участке. Сельские и волостные сходы оказались в полной от него зависимости! Он мог отменить любой их приговор, арестовать сельского старосту или волостного старшину и оштрафовать всех участников схода.

В эти же годы был принят ряд других законов, которые сильно затруднили семейные разделы, выход из общины отдельных крестьян и земельные переделы. Эта серия законов свелась к попыткам сохранить большую патриархальную семью и общину, усилить начальственный надзор над ними. В такой обстановке крестьянину трудно было проявить хозяйственную инициативу.

1885 . – Запрещение ночной работы подростков и женщин, начало рабочего законодательства.

1886 , июнь . – Правила о надзоре за фабриками и заводами. Закон об обязательном переводе на выкуп всех государственных крестьян.

1887 , 18 июня . – Циркуляр министра народного просвещенияИ. Д. Делянова о «кухаркиных детях», повышение в университетах платы за обучение в пять раз. Введение квоты для поступления евреев в университеты: в черте оседлости 10 %, вне черты 5 %, в Москве и Петербурге – 3 %.

В 1887 году случился огромный, небывалый урожай в России и плохой в Европе. Вывоз хлеба достиг пределов, до тех пор неслыханных. Последствием огромного вывоза стало усиление доверия к России и повышение ее кредита на иностранных рынках. Это позволило преемнику министра финансов Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградскому, в корне изменить всю финансовую систему.

Главной своей задачей И. А. Вышнеградский видел восстановление обращения металлических денег. При нем Комитет финансов признал желательным стремиться к упрочению ценности рубля посредством размена его на золото по курсу 1 рубль 50 копеек кредитками за 1 рубль металлический. Одновременно Вышнеградский продолжил накопление золотых запасов, необходимых для покрытия размена. Золото приобретали не займами, а покупкой, чтобы обеспечить привлечение и удержание золота в стране. Вышнеградский держался крайней бережливости в ассигновании государственных средств и добился совершенного устранения сверхсметных кредитов.

1889 .– Закрытие мировых судов за исключением крупных городов, ограничение компетенции суда присяжных.

1890 . – Новое «Положение о земских учреждениях», усилившее правительственный надзор над местным самоуправлением. Для дворян-землевладельцев был понижен имущественный ценз, для горожан – повышен. Земство, таким образом, стало сословным: прежний закон не различал среди землевладельцев дворян и не дворян. Крестьянских гласных стал назначать губернатор из числа кандидатов, заявленных на волостных сходах. Но, несмотря ни на что, земское дело продолжало развиваться.

Александр III мудро избегал войн. Не менее осторожно он действовал и во внутренней политике. Когда он сам сравнивал царствование отца и деда, сравнение было не в пользу отца: Александр II слишком много «нареформировал». Постепенный возврат к старому, укрепление сословного строя и самодержавия – вот что составляло суть внутренней политики императора, и ему удалось быстро стабилизировать обстановку после убийства Александра II. Однако в стране так и сохранилось немало острейших проблем, которые выявились уже в следующее царствование.

В царствование Александра III возродился и отстроился русский военный флот. Было спущено на воду 114 новых кораблей, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров. Водоизмещение русского флота достигало 300 тыс. тонн; по этому показателю Россия занимала третье место в мире после Англии и Франции.

В 1887 году неожиданно было выяснено, что еще в 1879-м Австро-Венгрия и Германия втайне заключили союз, направленный против России и Франции, а в 1882-м к нему присоединилась Италия. Между тем русскую общественность давно беспокоило, что Германия, неуклонно наращивая военную мощь, начинала претендовать на роль ведущей европейской державы. В печати высказывалась мысль, что только союз с Францией может гарантировать безопасность России. Однако российский МИД продолжал попытки сближения с Германией: прогерманские настроения были сильны в придворных кругах; многие великие князья были женаты на немецких принцессах.

И только в 1887 году, когда русский дипломат Павел Шувалов вел переговоры с германским канцлером Отто Бисмарком о заключении союза, канцлер зачитал изумленному Шувалову важнейшие статьи секретного австро-германского соглашения. Так русская дипломатия убедилась в существовании Тройственного союза, о котором прежде ходили неопределенные слухи. Срывая с факта существования союза покров дипломатической тайны, канцлер рассчитывал, что этот союз, перестав быть секретным, еще более усилит политический вес Германии и даст ей возможность диктовать свою волю соседям, которые, полагал Бисмарк, между собой никогда не смогут объединиться. Действительно, трудно было представить, что самодержавно-монархическая Россия пойдет на союз с республиканской Францией. Что же касается Англии, то она пребывала в «блестящей изоляции», считая себя достаточно сильной, чтобы не присоединяться ни к каким военным блокам. К тому же отношения между Россией и Англией еще со времен Крымской войны были весьма натянутыми.

Однако произошло, казалось бы, невозможное: началось франко-русское сближение. Пока российское Министерство иностранных дел продолжало искать взаимопонимания с Германией, в диалог с Францией вступили военные, а затем, не добившись успеха, вынуждены были изменить позицию и русские дипломаты.

В 1891 году состоялся визит в Кронштадт французских военных кораблей. Встречая гостей, Александр III с непокрытой головой выслушал французский гимн – «Марсельезу». Руководители обеих держав, проявив государственную мудрость, решили пренебречь идеологическими расхождениями. Это сближение завершилось в 1892 году заключением тайного союза, дополненного военной конвенцией. Так впервые в мировой истории началось экономическое и военно-политическое противостояние устойчивых группировок великих держав.

Тем временем в финансовой области стараниями Вышнеградского было наконец установлено равновесие между доходами и расходами, и впервые наступило превышение первых над последними. Другая цель – установление выгодного торгового баланса – достигалась двумя далеко не безопасными путями. Во-первых, всевозможным поощрением к усилению хлебного вывоза, для чего правительство воспользовалось правом установления железнодорожных тарифов и чему косвенно способствовало усиленное взыскание недоимок и податей, вынуждавшее крестьян к спешной продаже хлебных запасов; во-вторых, установкой препятствий к увеличению ввоза товаров.

Вообще в таможенной политике идеалом Вышнеградского был минимальный ввоз при возможно крупных размерах таможенного дохода, ради чего ежегодно повышались те или иные тарифные ставки. Наконец, желаемая цель – правда, благодаря ряду урожайных годов – была удачно достигнута. Торговый баланс в пользу России, равнявшийся в 1882–1886 годы в среднем 65,9 млн рублей ежегодно, достиг в 1891 году 327,4 млн рублей. Достижение такого высокого перевеса вывоза над ввозом дало возможность не только вполне покрывать заграничные платежи по металлическим займам, но и приобретать золото для увеличения металлического фонда.

1891–1892 .– Неурожай и массовый голод в двадцати губерниях. Строительство Сибирской железной дороги, соединившей Челябинск с Владивостоком.

1892 , июнь . – Новое Городовое положение, уменьшение числа избирателей на 2/3.

Блестящая финансовая деятельность Вышнеградского не соответствовала, однако, экономическому состоянию населения, к тому же первый же неурожай привел всю систему к сильнейшей нестабильности. Быстрое усиление податного бремени и энергичные меры по взысканию не только текущих платежей, но и недоимок по уже отмененным сборам быстро разоряли крестьянское население. Тот же удачный для финансов 1891 год показал глубокое оскудение крестьянства и потребовал экстренных мер со стороны финансового управления в виде затраты 161 млн рублей на продовольствие голодающим.

Превратив за предшествовавшие годы свободные ресурсы казначейства и государственного банка в запасы золота, не имевшего обращения на внутреннем рынке, правительство оказалось вынужденным выпустить кредитных билетов на 150 млн рублей. Пришлось также запретить вывоз хлеба, а вызванное этой мерой опасение за выгодность торгового баланса и целость с таким трудом накопленного золота заставило прибегнуть к внешнему золотому займу, окончившемуся неудачей. Расход на продовольствие населению поглотил почти все свободные средства казначейства, а расстройство хозяйственного положения разоренных неурожаем местностей увеличило до громадных размеров недоимки и отразилось значительным недобором по всем главнейшим статьям государственных доходов.

Устранить все эти финансовые затруднения и довести до конца разрешение основных задач финансового управления России пришлось преемнику И. А. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Новый министр в общем направлении финансовой политики во многом вернулся к идеям Н. Х. Бунге. Он выставил принципом, что «финансовая политика… должна поставить своей задачей разумное содействие экономическим успехам и развитию производственных сил страны».

Однако потребовалось новое увеличение податного бремени! В конце 1892 года одно за другим были проведены повышения налога: с пива на 50 %, спичечного налога вдвое, нефтяного акциза и патентного табачного сбора на 50 %; установили также дополнительный табачный акциз, выросли питейные акцизы со спирта и фруктовых водок и другие. В 1893 году был установлен государственный квартирный налог, явившийся первой попыткой обложить, хотя бы по внешнему признаку, общую совокупность доходов плательщиков.

Занимался Витте и железными дорогами. Ведь свою карьеру он начинал в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог. И вот он санкционировал включение в правление частных железных дорог, а впрочем, также банков, страховых обществ, крупных экспортных торговых товариществ, своего рода «свадебных генералов» – сановников, получавших на этих дутых должностях большие деньги.

20 октября 1894 года в Крыму от острого воспаления почек внезапно скончался 49-летний Александр III.

Мы говорили уже о расколе российского общества на две неравные части: народ и элиту, которая состояла не из всего дворянства, а только из самого высшего его слоя и, будучи весьма немногочисленной, держала всю высшую власть. Эти две части разделялись культурой, образом жизни и, конечно, ее уровнем.

Но изменения, конечно, происходили, в том числе и в деревне. Например, распространялось керосиновое освещение, хотя керосин был дорог. Избы освещались маленькими лампами, а в глухих местах продолжали жечь лучину. Уровень жизни крестьян в Новороссии, Самарской, Уфимской, Оренбургской губерниях, в Предкавказье и Сибири был значительно выше, чем в центральных губерниях, но в целом жизненный уровень народа в России был низок. Об этом говорит средняя продолжительность жизни: в 1870-1890-х годах она в России составляла для мужчин 31 год, для женщин 33 года, а в Англии, соответственно, 42 и 55 лет.

Происходили значительные изменения в городском быту, развивалось коммунальное хозяйство. В городах мостились улицы (обычно булыжником), улучшалось их освещение – появились керосиновые, газовые, затем электрические фонари. В 1860-е годы был построен водопровод в Петербурге и семи губернских городах (Риге, Ярославле, Твери, Воронеже и др.; в Москве, Саратове, Вильне, Ставрополе он существовал и до 1861-го), до 1900 года он появился еще в сорока крупных городах.

В начале 1880-х в России появился телефон, и к концу XIX века почти все значительные города имели телефонные линии. В 1882 году была проведена первая междугородная телефонная линия Петербург-Гатчина, в конце 1880-х вступила в действие линия Москва-Петербург, одна из наиболее протяженных в мире.

Рост населения больших городов вызвал необходимость постройки железных дорог и развития городского транспорта. Первая конка была организована в начале 1860-х в Петербурге, в 1870-х она стала работать в Москве и Одессе, в 1880-х – в Риге, Харькове, Ревеле. С 1890-х конки начали сменяться трамвайным сообщением; первый трамвай в России пошел в Киеве в 1892 году, второй – в Казани, третий – в Нижнем Новгороде. Впрочем, окраины даже в столицах оставались неблагоустроенными.

Отходила в прошлое полусельская жизнь больших дворянских усадеб. Европеизировался быт купечества. Трудовое население больших городов, жившее прежде в маленьких домиках, все больше стало скучиваться в каменных громадах, доходных домах, снимая там каморки и койки у хозяев квартир. При заработной плате рабочего 12–20 рублей в месяц каморка – помещение с перегородками, не доходящими до потолка, – стоила 6 рублей, одиночная койка – 2 рубля, половинчатая – 1,5 рубля.

Элита жила несравнимо богаче.

Но помимо этого «материального» раскола, был еще и раскол в духовной области. Он начался со времен Петра I и в следующие полтора столетия только углублялся. В XIX веке монархия продолжала дело «европеизации России», не считаясь с традициями отечественной культуры, в том числе духовной. Выдающиеся достижения европейской науки, литературы, искусства были доступны лишь ограниченному числу русских людей; они мало влияли на повседневную жизнь простого народа. Человека другой культуры крестьяне воспринимали как «чужака».

Но все же дело высшего образования и науки не стояло на месте. Росла численность университетов и высших технических учебных заведений. Российская наука вышла на новый уровень, разделившись на фундаментальную и прикладную, и во второй половине XIX века добилась замечательных успехов. К концу века в империи выходило около пятисот специальных и научных изданий (к началу 1850-х их было около шестидесяти).

В эти годы работали А. М. Бутлеров (в области изучения химического состава и строения органических тел), Д. И. Менделеев (открытие периодической таблицы, работы в самых различных областях знания); русские математики П. Л. Чебышов, А. М. Ляпунов, А. А. Марков, С. В. Ковалевская. В области физики успешно работали А. Г. Столетов (изучение фотоэлектрических явлений), П. Н. Яблочков (изобретатель дуговой лампы, «свечи Яблочкова»), А. Н. Лодыгин (создание ламп накаливания), А. С. Попов (изобретение в 1895-м радиоприемника). Заметным явлением в науке стали труды астронома Ф. А. Бредихина.

Крупный вклад в биологию и физиологию внесли К. А. Тимирязев (проблемы фотосинтеза, агрономии), И. М. Сеченов (физиология и психология), И. И. Мечников (защитные свойства организма); к 1870-1880-м годам относится начало деятельности известного русского физиолога И. П. Павлова.

Значительный вклад в мировую науку внесли русские географы и этнографы. Энциклопедическими знаниями в области географии, геологии, ботаники, статистики обладал П. П. Семенов, прославившийся изучением труднодоступных районов Тянь-Шаня. Районы Центральной Азии были изучены Н. М. Пржевальским. Много лет отдал исследованию Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклай.

Из книги История России [Учебное пособие] автора Коллектив авторов

7.4. Охранительное самодержавие Александра III (1881–1894) Кризис властиНа рубеже 70–80-х гг. в результате противоречий пореформенного развития России в стране возникла кризисная обстановка.Прямым следствием реформы 1861 г. было резкое ухудшение экономического положения

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 171. Император Александр III Александрович (1881–1894) Главною целью своей деятельности император Александр III поставил утверждение самодержавной власти и поколебленного государственного порядка. Цель эта должна была достигаться прежде всего твердым подавлением всякой

Из книги Забытая история русской революции. От Александра I до Владимира Путина автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Александр III (1881–1894) При Александре II Россия двинулась от вполне устойчивого неограниченного самодержавия к не менее устойчивому конституционному режиму, но при таком переходе неизбежен этап нестабильности, а потому это очень опасный путь: преобразуясь и теряя

Из книги Династия Романовых. Загадки. Версии. Проблемы автора Гримберг Фаина Ионтелевна

Александр III (правил с 1881 по 1894). «Железная дорога к процветанию» Александр Александрович был учеником и поклонником Константина Петровича Победоносцева, профессора гражданского права Московского университета, сенатора, члена Государственного совета, а с 1880 по 1905 год

Из книги История Руси автора Автор неизвестен

Император Александр-III (1881–1894) Опытный в делах государственных уже при вступлении на престол император Александр-III обнаружил много твердости и самообладания в управлении государством. Император Александр-III много заботился о нуждах крестьянского сословия: Дал ему

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 6. Внутренняя политика Александра III (1881–1894) Цареубийство 1 марта 1881 г., однако, не привело к революции, которой так ожидали народовольцы. Зато оно резко изменило расстановку сил в верхах. Позиции М. Т. Лорис-Меликова, не сумевшего уберечь императора, равно как и в целом

Из книги Русская военная история в занимательных и поучительных примерах. 1700 -1917 автора Ковалевский Николай Федорович

ЦАРСТВОВАНИЕ Александра III 1881-1894 После того как Александр II в 1881 г. был убит революционерами, царем стал его сын Александр III, приостановивший все военные и гражданские реформы. Подавший в отставку с поста военного министра генерал Милютин уехал в Крым, в свое имение. Не

Из книги Русский хронограф. От Рюрика до Николая II. 809–1894 гг. автора Коняев Николай Михайлович

Русский царь (1881–1894.) Александр III – в этом его жизнь повторяет историю Петра Великого – не должен был наследовать престол. Он был вторым сыном императора Александра II…Старший брат умер в апреле 1865 года, и Александр стал наследником.Говорят, что, умирая, брат сказал

Из книги Евреи в Русской армии и унтер Трумпельдор [историческая миниатюра] автора Акунов Вольфганг Викторович

Царствования Александра III (1881–1894) и Николая II (1894–1917) 10 апреля 1882 г.Приказом военного министра вводится процентная норма для служащих в армии евреев-врачей и курсантов Военно-медицинской академии (их должно быть не больше 5 %).1891–1892 гг.Выселение из Москвы отставных

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

Из книги История русской церкви (Синодальный период) автора Цыпин Владислав

§ 4. РПЦ в 1881-1894 годы Александр III взошел на престол в 1881 году после убийства его отца народниками. Началась эпоха жесткой реакции на либеральные реформы 60-х годов, эпоха подавления радикального вольнодумства и кровавой борьбы правительства с революционным подпольем. В

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Глава 16. 1881–1894 Александр III и «контрреформы» Убийство Александра II открывает период жестокой реакции. Александр III, начавший свое царствование с манифеста, утверждающего самодержавную власть, окружает себя крайне консервативно настроенными министрами и начинает

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Император Александр II - Освободитель Годы жизни 1818–1881 Годы правления 1855–1881 Отец - Николай I Павлович, император Всероссийский.Мать - принцесса прусская Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, в православии Александра Федоровна.Будущий император Александр II

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Император Александр III - Миротворец Годы жизни 1845–1894 Годы правления - 1881–1894 Отец - Александр II Николаевич, император Всероссийский.Мать - Максимилиана-Вильгельмина-Августа-Софья-Мария принцесса Гессен-Дармштадтская, в православии Мария Александровна.Император

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

1881-1894 гг.

Данный период связан с правлением Александра 3,известного как царь-Миротворец, так как в годы его правления Россия не участвовала ни в одной войне. Его политические взгляды были глубоко консервативными.

В ближайшее окружение царя входили: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков. Потрясенный убийством своего отца, императора Александра 2,даровавшего свободу крестьянам в 1861 году, в 1881 году Александр 3 отверг предложения М. Т. Лорис-Меликова о так называемой Конституции.

В апреле 1881 был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». Произошли значительные изменения в системе местного самоуправления. В 1889 сельская крестьянская администрация была подчинена земским начальникам. Эта мера означала усиление административной вертикали власти на селе, ограничение крестьянского самоуправления и мировых судов. В 1890 новое «Положение о губернских уездах» усилило позиции дворян. Городовое положение 1892 укрепило роль дворянства и буржуазии в городских думах

Также без изменений Александр 3 не оставил и область образования и печати. Знаменитый циркуляр « О кухаркиных детях» 1887 не допусках прием в гимназии детей лакеев, прачек и т.д. Университетский устав 1884, ликвидировавший автономию университетов, повлек за собой многочисленные недовольства студентов и преподавателей. Были зафиксированы волнения в Казанском университете. Временные правила о печати 1882 года покончили с либеральной политикой в области цензуры.

Историк Соловьев отмечал, что цензура при Александре 3 была еще жестче, чем при Николае 1. Данные реформы Александра 3 получили в истории название Контрреформы.

Немалую роль в защите прав работников сыграл министр финансов Н. Х. Бунге, российский государственный деятель XIX века, учёный-экономист,

академик СПб АН, министр финансов Российской империи (1882-1886. При Бунге велась работа по изданию фабричного (трудового) законодательства. В 1884 г. вступил в силу закон, запрещающий труд малолетних на фабриках и регламентирующий продолжительность труда детей и подростков от 12 до 15 лет, которая была ограничена восемью часами (это привело к существенному сокращению числа малолетних рабочих, также регулировались законом отношения между работодателем и работником (1886) осуществилось сокращения рабочего дня (1897)

В годы правления Александра широкое развитие получила русская промышленность, благодаря политике - протекционизма (экономической политики государства, направленной на защиту и поддержку отечественного производителя). Данный период получил название «Золотой век» русской промышленности. При нем завершился промышленный переворот, появились первые монополии, строился Великий Сибирский путь.

Дореволюционные историки Г. П. Анненков, К. Н. Корольков, В. В. Назаровский -представители официальной дворянской историографии - оценивали

правление Александра III с субъективно - идеалистических, апологетических позиций. С. Ф. Платонов главную цель политики Александра III видел в укреплении авторитета верховной власти и государственного порядка, усилении надзора и влияния правительства, в связи с чем «пересматривались и улучшались» законы и учреждения, созданные в эпоху Великих реформ.

Предложенное для анализа время было для России мирным, сопровождалось экономическим подъемом. Были достигнуты финансовая стабилизация и бурный рост промышленности. Понижение , узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881-1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны . Существенные изменения произошли в области налогообложения. Была отменена , дававшая государству ежегодно 42,5 миллиона . Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Вместе с тем, усилились позиции консерваторов, возросла роль дворян в местном управлении, была пресечена попытка ведения конституции.

Оценка:

К 1 Названо верно более двух событий- 2 балла

К 2 Названы пять исторических деятелей, показана роль двоих - 2 балла

К 3 две причинно-следственные связи выявлены - 2 балла

К 4 Оценка периода дана устами историков -1 балл

К 5 Термины использованы корректно -1 балл

К 6 Фактических ошибок нет -2 балла

К 7 Работа представлена в виде сочинения -1 балл

Итого 11 баллов

Загрузка...