domvpavlino.ru

Этуш в каком театре. Владимир этуш переоделся женщиной на сцене вахтанговского театра. Удивительная история…

Владимир Этуш родился в Москве 6 мая 1922 года. Отец - Абрам Этуш - был владельцем небольшого галантерейного производства, мама - Раиса Этуш - не работала до тех пор, пока отца не арестовали. Через несколько лет заточения отца отпустили. Театром Владимир Этуш "заразился" еще в школе. На школьных вечерах он читал чеховскую "Маску". Потом стал заниматься в самодеятельности - в кружке при школе, которым руководил Павел Тихонович Свищев. Однако по окончании школы Владимир решил стать не актером, а режиссером. Совершенно ничего не понимая в этой профессии, он подал документы в ГИТИС. Владимир Абрамович вспоминает: "С меня потребовали письменный план постановки. Я не понимал, как это сделать, и ушел с разбитыми надеждами. Дорога моя лежала мимо книжного магазина, на глаза попалась брошюра: "Режиссерский план постановки "Воспитанницы" Островского". Я ее купил, немного перефразировал, подал свой текст экзаменатору - и получил тройку". После неудачи в ГИТИСе Этушу помог главный режиссер Театра имени Вахтангова Рубен Николаевич Симонов. Как признается Владимир Абрамович, он в то время дружил с племянницей режиссера. Ничего серьезного у них не было - просто приятельские отношения, но видимо у Симонова было другое мнение. Так благодаря Рубену Николаевичу Этуш был зачислен вольнослушателем на первый курс Щукинского училища. Владимир Этуш иногда рассказывает, что он первым из москвичей стал свидетелем начала Великой Отечественной войны, хоть сразу и не понял этого. В ночь с 21 на 22 июня он шел с затянувшейся вечеринки. Было около 5 часов утра, улицы безлюдны, машин почти нет. И тут мимо него на огромной скорости пролетела машина немецкого посольства. Уже потом он где-то прочитал, что это был автомобиль посла Германии в Советском Союзе графа фон Шуленбурга, который спустя час после начала вторжения вручил Молотову меморандум об объявлении войны. Тогда Этуш хоть и обратил внимание на эту машину, но никакого нехорошего предчувствия у него не возникло. Он пришел домой, лег спать, а в 12 часов его разбудила мама и сказала, что началась война. Как у студента театрального училища, у Володи Этуша была бронь. Но во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов", он увидел, что в зале сидят всего 13 человек, и понял, что стране не до театра. Утром он пошел и попросился добровольцем на фронт. Владимира Этуша направили на курсы военных переводчиков в Ставрополь. Но на фронте он попал в стрелковый полк. Этуш сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Воевал героически, за что был награжден орденом Красной Звезды, медалями. Тогда же ему было присвоено звание лейтенанта. В 1944 г. Этуш был тяжело ранен и после госпиталя, получив вторую группу инвалидности, демобилизовался. В 1945 году Владимир Этуш окончил театральное училище и был приглашен преподавать в нем. В том же году он начал работать в Московском театре им. Евг. Вахтангова. В театре Вахтангова свой творческий путь Владимир Абрамович начал с характерных, комедийных эпизодов. Причем возрастных. Первой заметной ролью актера стал слуга Лаунс в комедии Шекспира "Два веронца". Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Все это в полной мере присутствовало у артиста, и эта роль до сих пор - одна из самых любимых. Казалось амплуа комика-импровизатора - уже в кармане. Но вот на сцене появился совсем иной Этуш. Было это в 1965 году в спектакле "Западня" по роману Золя. Этуш играл своего героя Купо с подлинным, глубоким драматизмом. После этого спектакля стало ясно, что родился по-настоящему большой и разнообразный артист. И все же в его репертуаре комедии преобладали всегда. Был в его творческой биографии знаменитый чванливый, тщеславный, упрямый и, в то же время, по-детски доверчивый Журден в "Мещанине во дворянстве" Ж.Б. Мольера. А в комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, алкоголичкой-женой и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник и маг, которому нет равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.

Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РФ, Народный артист республики Северная Осетия - Алания Художественный руководитель Театрального института имени Бориса Щукина, Профессор .
Ветеран Великой Отечественной войны . 22 мая 1922 года - 9 марта 2019 года.

Любовью к театру Владимир Этуш «заразился» еще в школе, где занимался в театральном кружке, которым руководил Павел Тихонович Свищев.

В 1940 году был зачислен вольнослушателем в Театральное училище имени Бориса Щукина.

Когда в июне 1941 года началась Великая Отечественная война, Владимир Этуш добровольцем уходит на фронт. Он был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк и сражался в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. В 1943 году под Запорожьем был тяжело ранен, получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован.

В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища имени Бориса Щукина.

Окончил училище (курс А.А. Орочко) в 1945 году и был принят в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где вскоре стал одним из ведущих актёров.

В том же году начал преподавать в Щукинском училище в качестве ассистента педагога по мастерству актера.

С 1987 года — ректор Театрального училища имени Бориса Щукина, профессор (1976), с 2003 года - его художественный руководитель.

Творческий путь в Вахтанговском театре Владимир Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». Благодаря блистательным интермедиям Н. Эрдмана, роль сверкала и искрилась юмором. Дуэт излюбленных Шекспиром слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, стремительных реакций и огромного обаяния. Эта роль стала одной из самых его любимых.

Среди ранних работ артиста - мягкий, интеллигентный Дорогомилов (Кирилл Извеков ), полицейский Меньос (Ангела ) и знаменитая маска Бригеллы (Принцесса Турандот ).

Творческая судьба В.А. Этуша - прекрасное подтверждение знаменитой формулы К. Станиславского о том, что нет маленьких ролей, а есть маленькие артисты. Однако от филигранно сыгранных эпизодов артист постепенно переходит к созданию сложных, разноплановых характеров.

В комедии Б. Шоу «Миллионерша» с невероятным блеском и изящной иронией Этуш играет незадачливого любовника Блендербленда.

В 1965 году с роли Купо (Западня ) начинается новый этап в творчестве В.А. Этуша. В начале спектакля Купо - добрый и нежный, великодушный и робкий, влюбленный и очень надежный. Но судьба оказывается безжалостной к нему, наносит страшный удар. Артист с подлинным, глубоким драматизмом играл момент перехода своего героя от силы и уверенности к полному безволию и зависимости от обстоятельств, от бесстрашия к полному нравственному и физическому краху.

В 1968 году Александра Ремизова поставила спектакль - монолог «Голос», где итальянский портной Джулио Фератера рассказывает, как он стал обладателем чудесного голоса и как лишился этого дара. Это была выдающаяся работа Владимира Этуша.

И вновь комедия: чванливый, тщеславный, упрямый и, в тоже время, по-детски доверчивый Журден (Мещанин во дворянстве ). Роль была сыграна с истинным комедийным блеском и безудержной фантазией.

А в комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия» В.А. Этуш выходил на сцену в образе иллюзиониста Отто Марвульо. Его персонаж жил в двух состояниях - реальном и выдуманном. Порой они пересекались, уступая место друг другу: грустная реалия с нищетой, нахлебниками-родственниками и мир иллюзий, в котором Отто Марвулья - чародей, волшебник, маг, и нет ему равных. Этуш удивительно поэтично раскрывал эти тайные минуты в жизни своего героя.

В спектакле «Будьте здоровы» Этуш вновь невероятно ярок и смешон в острохарактерной роли обанкротившегося писателя Мерикура.

В спектакле «Белый кролик» его герой попадает в ситуацию, когда реальная жизнь невыносима в силу столкновения с глухими, алчными, черствыми и жестокими родственниками. И, для того, чтобы сохранить свой собственный мир, герой придумывает его и рассказывает о нем только своему другу, тоже выдуманному - белому кролику Чарли. Этуш использует для характеристики своего образа такие чистые, наивные краски, что зритель не может остаться к нему равнодушным, он всегда на его стороне.

И еще одна встреча с драматургией Эдуардо де Филиппо - спектакль «Цилиндр». С невероятной элегантностью и изяществом обыгрывает актер нелепейшую ситуацию, в которую попадает его герой Аттилио.

20 ноября 2000 года режиссер Владимир Иванов впускает спектакль «Дядюшкин сон» - своеобразный бенефис Владимира Этуша в роли старого Князя К. Такого Владимира Этуша и такого Князя не приходилось видеть никогда! За эту работу актер был удостоен Государственной премии России.

С 2011 года играет роль Грегори Соломона (Цена ) в спектакле «Пристань», поставленном Римасом Туминасом к 90-летию Вахтанговского театра. Острохарактерный, гротескный Владимир Этуш играет старого еврея, торговца мебелью Соломона мягко. Кажется, никогда суперпрофессионал, знаменитый, успешный, уверенный в себе «мастер» не играл так проникновенно и душевно, вводя в роль щемящую ноту человеческого одиночества.

В 2013 году к юбилею В.А. Этуша был выпущен спектакль «Окаемовы дни» (по пьесе А. Афиногенова «Машенька»), где Владимир Абрамович исполнил главную роль - академика Окаемова.

В 2016-м Владимир Абрамович вновь порадовал своих горячих поклонников премьерой - спектаклем «Бенефис» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» в постановке В.В. Иванова, где легендарный артист пошел на рискованный эксперимент с одним желанием - испытать себя в иной ипостаси и впервые сыграл женскую роль.

Дебютом в кино стала роль Сеида-Али в картине «Адмирал Ушаков» в 1953 году. Любовь многомиллионных зрителей принесли Этушу его работы в комедиях Леонида Гайдая - Саахов (Кавказская пленница ), инженер Брунс (Двенадцать стульев ), Шпак (Иван Васильевич меняет профессию ).

В фильмографии народного артиста картины: «Председатель», «Старая, старая сказка», «Миссия в Кабуле», «Тень», «Дела давно минувших дней…», «Цирк зажигает огни», «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», «31 июня», «По улицам комод водили…», «Не будите спящую собаку», «Мечты идиота», «Классик», «Поворот ключа», «1-й Скорый», «Парк советского периода», «Три мушкетера» и др.

Имя Владимира Этуша - эпоха в советском кинематографе, а фильмы с его участием - подлинная классика мирового культурного наследия.

В.А. Этуш - полный кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством», имеет множество наград и званий за вклад в развитие отечественной культуры и за высочайшее актерское мастерство.

Владимир Абрамович Этуш ушел из жизни 9 марта 2019 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в семейной могиле.

Официальный сайт В.А. Этуша:

Уникальная версия известной пьесы Надежды Птушкиной

Владимиру Этушу очень идёт парик. Ему идёт и старинная брошь, что приколота у самого горла на светлой блузе. И кружевная накидка тоже к лицу. Старейший актёр Вахтанговского театра на три часа примерил на себя женский образ - матери и бабушки - в премьерной спектакле "Бенефис", поставленном в его честь. Природному и актерскому феномену вместе с публикой поражался обозреватель "МК".

Этушу всего 94, юбилей будет только в мае 2017-го, но бенефис старого актера сыграли уже сейчас, накануне Нового года. К празднику прямо угадали - красивая история, просто "Ирония судьбы" - номер 2 или "Карнавальная ночь" - 3. Не только потому, что там появится красноносый дед (причём в двух экземплярах) с мешком подарков, а потому что у вахтанговцев получилась сказка для взрослых. Правдивая. Горькая. Со счастливым концом.

В основе новой работы режиссера Владимира Иванова - пьеса Надежды Птушкиной "Пока она умирала". Та самая, которая много лет широко идёт по стране под разными названиями - "Старая дева", "Рождественские грезы" даже фильм есть "Приходи на меня посмотреть" с Янковским и Купченко в главных ролях. Птушкинская пьеса до сих пор бьет все кассовые рекорды, перебивая зрелища "модных" режиссеров и вообще все модное. Словом старомодная комедия про жизнь оказалась живее всех живых.

А история простая, проще не бывает: московская квартира, старая дева живёт со своей матерью, которая десять лет как не встаёт с кресла. Дочь, (интеллигентная, рассчитывать в силу возраста не на что), ухаживает за престарелой матерью, как за ребёнком. Заботится, читает ей вслух, но не Колобка, а Диккенса - так и проходит жизнь. А поскольку мамаша каждый раз повторяет: "Таня, я умру завтра или через два дня" и сожалеет, что не увидит дочь счастливой в браке и при детях, то дочь встаёт на ложный путь. То есть начинает врать во спасение умирающей мамочки. А тут ещё и случай - звонок в дверь и...правильно... на пороге мужчина с цветами и шампанским. Ну чем не сказка? Хотя, скорее всего, так никогда и не станет реальностью, но все же... Надежда умирает последней.

Вот как раз мамашу - Софью Ивановну, даму приятную во всех отношения и без конкретно обозначенного возраста в субботу вечером сыграл Владимир Этуш. Ему действительно очень идёт парик и старинная брошь, что приколота у самого горла на светлой блузе. И кружевная накидка тоже к лицу. Он не делает голос женским, не манерничает, подражая старым кокеткам. Просто он - Этуш, которому веришь. Он - дама, которая каждый раз меняет сроки кончины (от завтра - до годика или через два-три).

Но режиссёр Иванов, который не первый раз работает с артистом (с успехом в театре идут "Дядюшкин сон" и "Окаемовы дни") на этот раз предложил сделать "театр в театре". Ход не новый, но при верном применении даёт колоссальные возможности сценической свободы и импровизации. С первой сцены зритель в курсе, что в театре паника - исполнительница роли матери в спектакле "Пока она умирала" застряла в аэропорту - погода нелетная (но, скорее всего, на съемках или халтуре, а метеоусловиями прикрывается), её роль играть некому... кроме старого пожарника, в прошлом артиста с большим стажем. Того растолкали на посту: "Спектакль видели?" - "А как же, раз двенадцать смотрел. Наизусть знаю". Ах так! Костюмер, гримёр, суфлер и кто-то ещё и технических служб выбегают на сцену (реальные служащие) и после небольшой суеты вокруг старика, уводят его за кулисы. Поворотный круг, и пожарник Этуш уже сидит за столом в парике, накидке и слушает Диккенса (естественно, аплодисменты).

Конструкция "театр в театре" многое позволяет артистам - переспросить текст (пожарник же не артист), подать реплику не по тексту - получается игра в пьесу "Птушкиной". Но постепенно она уходит на второй план сама собой, потому что за фарсовой ситуацией, усугублённой таким пикантном как переодевание мужчины в женщину, на фоне московских окон вырисовывается грустная история об одиночестве. Причём всех: старой девы и её умирающей мамы, мужчины с беспорядочными связями, но без семьи, а также продавщицы овощного магазина с тяжелым детством. Но усилиями режиссеров и актеров эта неприглядная правда жизни растворена в смехе, который стоит в зале.

Этуш - блестящий комедийный актёр, что ещё раз безоговорочно подтверждено в "Бенефисе". Но понять природу его комедийного дара невозможно - он просто ГОВОРИТ, самый ОБЫЧНЫЙ, не репризный текст, а зал хохочет. Интонация это? Свобода в обращении со словом? Что это, как у него это получается? Но хохочут, понимая всю незавидность положения героев.

Не знаю насколько легко или сложно работать рядом с таким мастером да ещё в его бенефисном спектакле, насколько нужно отказаться от собственных амбиций, работая только на бенефицианта? Но в данном случае можно сказать, что работа каждого из трёх партнёров Владимира Этуша значима. Один поворотный круг отделяет ложь во спасении, исполненную в фарсовом жанре от лирических сцен Евгения Князева (Игорь) и Ольги Тумайкиной (Таня). Баланс комедии и драмы найден точно, выверен, и в драматические сцены артисты умело подмешивают комедийные краски, а в комедии вдруг мелькнёт драматический отблеск.

Можно поздравить Екатерину Симонову с полноценной ролью (прежде у молодой актрисы были лишь эпизоды) и её ярким исполнением. Её Диночка - фактурная оторва, добрая и смешная.

После спектакля прямо на сцене делают общий снимок. Тут я выясняю, что Владимир Абрамович давно обдумывал идею сыграть эту роль. Правда мать хотел просить режиссера переделать в роль отца. Но как правильно заметил друг актера, критик Борис Поюровский (увы, уже покойный), таких отношений как у матери с дочерью не могут быть между дочерью и отцом. И вот прошло время, и мечта Владимира Этуша осуществилась.

Владимир Иванов, режиссёр спектакля:

Я понял, что если ставить пьесу Птушкиной так как она написана, я не оправдаю, почему Этуш играет женщину. Поэтому родился такой ход - театр в театре. Могу сказать, что он на сцене абсолютно свободен, ему не надо ничего доказывать. Так как он играет, играть никто не может - это выше профессии. Он живёт по законам жизни, а не по законам театра. Энергия зала его подпитывает, у него после спектакля глаза горят. В его возрасте так не репетируют и не играют! У него же шесть спектаклей в месяц.

Вы сыграли "Бенефис" под Новый год. Почему не оставили оригинальное название пьесы или не поменяли его, как в МХТ, где "Пока она умирала" многие годы на одних аншлагах шла как "Рождественские грезы" с великолепными Ией Савиной, Натальей Теняковой и Евгением Киндиновым?

Для нас Новый год - это совпадение. Я делал бенефис Владимира Этуша. Я долго мучился названием, а потом понял: "Чего я мучаюсь? Это же бенефис». Но пьеса хороша: о том том, что спасение от одиночества только в любви. Главное тут было найти равновесие между лирикой и фарсом.

Делом чести. Пьесу искали долго: то она не соответствовала масштабу актера, то его образу, то в целом задачам театра. Пока, наконец, , будущему режиссеру постановки, на глаза не попалась достаточно облюбленная театрами, особенно антрепризными, вечная история с названием «Пока она умирала» .



Дочь (в блистательном исполнении ), по всем параметрам закрепившая за собой статус «старой девы», ради минутного счастья умирающей матери готова практически на любую ложь и выдумки. А именно: уверить маму в собственном счастье в личной жизни, да еще и подарить скрываемую многие годы внучку. Сюжет мелодраматичен, банален, прост - но тем и прекрасен: легко цепляет нужные струнки души и трогает сердце. Выдуманный жених (ироничный и интеллигентный ) внезапно сам ошибочно появляется на пороге квартиры - и уже никогда не уйдет. Вызванная за гонорар внучка (дерзкая и нарочито отвязная ) действительно находит с этой семьей счастье - хэппи-энд царит и на сцене и в зрительном зале.


фото: Пресс-служба театра Вахтангова


Предполагалось, что роль матери исполнит, конечно же, Этуш , и в Вахтангова не пошли по пути модного нынче в искусстве травести-шоу, а изменили пьесу, сохранив актеру мужской пол, хотя и облачив в красивое женское платье. По версии Иванова, персонаж Этуша - бывший актер, ныне пожарный, отвечающий за безопасность в театре, знающий все спектакли наизусть и единоличным решением директора утвержденный на роль матери, когда актриса, игравшая ее, не успела вернуться с гастролей. От того комичность ситуации еще более усиливается - Этуш играет пожарного, который играет старушку. Этакий театр в театре. Сам театр Вахтангова, на чьих подмостках идет спектакль, в некоторых сценах изрядно иронизирует над собой и нынешними проблемами любого репертуарного театра, чем подкупает зрителя еще больше. То делится своими сокровенными тайнами, показывая закулисье в некоторых эпизодах, то добавляет внутренние шутки в реплики актеров, давая возможность не только посмеяться, но и прикоснуться к доныне непознанному.


фото: Пресс-служба театра Вахтангова


В итоге получился уникальный и абсолютно теплый, ламповый, как говорят меломаны, спектакль. В нем наконец-то снова задействован так давно отвергаемый современными режиссерами-поставщиками театра «круг», сразу создающий какое-то особое настроение, использованы очень простые и в то же время уютные декорации и главное, самое главное, что есть в нем - потрясающая, искренняя игра актерской труппы. Умение поставить незамысловатую историю так просто и легко - это большая удача и длительный, безусловный успех.


фото: Пресс-служба театра Вахтангова


Многие лета Владимиру Абрамовичу и спасибо, что, благодаря его таланту и образу, рождаются вот такие невероятно душевные истории.
Загрузка...