domvpavlino.ru

Функции политической системы с примерами решу егэ.  Обществознание: Политическая система общества. Основные идеологии современности

Подробное решение Параграф § 21 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Политическая жизнь - это хаос событий или нечто упорядоченное? Существует ли идеальный политический порядок?

Политическая жизнь – совокупность отношений, возникающих в связи с управлением обществом и государством, решением возникающих отсюда дел и проблем, влиянием друг на друга участников.

Политический порядок - это комплекс условии, обеспечивающих целесообразность функционирования и развития политической системы, предполагающий: последовательность реализации ее основных задач и ценностей; согласованность действий элементов системы управления; наличие эффективных гарантий и средств поддержания всех аспектов безопасности: военных, правовых, экологических, технологических, экономических; обеспечение высокой степени независимости общества от случайных обстоятельств. Ясно, что полная независимость здесь не может быть достигнута, но за счет введения эффективных мер предвидения, предупреждения и защиты масштабы социальных потерь могут существенно понижаться.

Вопросы и задания к документу

Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся её ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом её природа, её преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным...

Вопрос 1. Какие ожидания не может удовлетворить демократия? Каким образом эта мысль отражена в тексте параграфа?

Демократия, как система управления, не является полностью выражением общей воли. Так как, демократия не является таковой в полном смысле слова, пока есть денежные отношения в обществе, пока сохраняется капитализм, так как любую "общую волю" можно изменить путем подкупа, влияния высокого статуса меньшинства. Также демократия не может обеспечить выражения всех и каждого, в том понимании, которое должно быть идеалом демократии. Также демократия не дает возможности довести ее до предела, до абсолюта, тем самым разрушая ожидания.

Вопрос 2. Как вы думаете, какие политические движения в наши дни стремятся ниспровергнуть демократию?

Либералы и коммунисты стремятся ниспровергнуть дeмокpaтию.

Вопрос 3. Почему демократия не может удовлетворить всех? Объясните.

У людей всегда остаётся потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остаётся лишь приблизительным и неточным.

Вопрос 4. Почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?

У человека привычка доводить все до предела, а довести все до предела нельзя никаким устройством государства. Каждому человеку не угодишь, у каждого свои мнения, идеалы, мысли, поведение в определенных ситуациях.

Вопрос 5. Какие преимущества демократии называет автор? Каковы возможности демократии?

Преимущества демократии - это относительная свобода взглядов, относительное равенство, относительная свобода слова, относительное обеспечение правом голоса, политический плюрализм (примечание от автора: только вот эти пункты в большинстве своем не относятся к демократии, а относятся к либерализму - это подмена понятий).

Вопрос 6. Почему осуществление демократической идеи всегда остаётся приблизительным? Какой вывод вытекает из этого утверждения?

Буржуазная демократия не может обеспечить всех равенством в правах и настоящим всеобщим участием в управлении государством, а также вследствие капиталистического строя общества не дает выражения общей воли.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Что такое политическая система? Что является её «средой»?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

За пределами границ политической системы находится «среда». Здесь расположены неполитические сферы жизни общества: экономическая, социальная, сфера духовной культуры, частная жизнь человека, а также политические системы других стран и международные институты (например, ООН).

Окружающая среда политической системы включает в себя интрасоциетальную и экстрасоциетальную составляющие.

Интрасоциетальная среда в свою очередь, состоит из экологической, биологической, личностной и социальной систем.

Социальная система подразделяется на подсистемы культуры, экономики, социальной структуры, демографии и др.

Экстрасоциетальную среду составляют внешние политические системы, внешние экологические системы и внешние социальные системы. Политическая система реагирует на исходящие из этой окружающей среды импульсы.

Вопрос 2. Каковы структурные компоненты политической системы? Охарактеризуйте их.

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема - это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Вопрос 3. Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество.

Например, в конце 1990-х гг. в России среди ученых, педагогов, общественных деятелей возникли беспокойства по поводу уровня образования в стране. На различных собраниях, советах и демонстрациях этот вопрос постоянно поднимался, рассматривались возможные пути решения. И политическая система получила очень мощный импульс, так как данная ситуация касалась всего общества. Это - воздействие общества на политическую систему.

Когда правительство издало ряд указов, направленных на повышение уровня образования в стране, это уже воздействие политической сферы на общество.

Вопрос 4. В чём заключаются функции политической системы?

Главная из этих функций - это её руководящая роль по отношению ко всем другим системам (сферам), образующим в совокупности общество.

Именно в политической системе определяются цели и задачи общественного развития, разрабатывается политический курс власти. Такова функция целеполагания, которую выполняет политическая система.

Ещё одна функция - интегративная - состоит в сохранении целостности общества, предотвращении его дезинтеграции, распада, в согласовании многообразных интересов различных социальных групп. К числу важнейших относится и регулятивная функция, которая состоит в регламентации, упорядочении всей совокупности общественных отношений, выработке норм поведения людей во всех сферах социальной жизни.

Вопрос 5. Охарактеризуйте государство как политический институт. Какие нормы регулируют деятельность государства?

Государство как политический институт выполняет внутренние и внешние функции. Внутренние - регулирование общественных отношений; защита конституционного строя; выработка и проведение общей для страны политики в экономической, социальной, духовной и иных областях жизни общества; предотвращение и разрешение социальных конфликтов и т. п. Внешнеполитические функции - оборона страны, взаимовыгодное сотрудничество с другими странами.

Многообразная деятельность государства регулируется политическими нормами, которые воплощены в законах, обычаях, традициях, принципах. Особое место среди них занимает конституционное право - отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются:

Конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве;

Основы правового положения личности;

Государственное устройство, т. е. территориальная (национально-территориальная) организация государства;

Система, порядок формирования (включая избирательное право), принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Вопрос 6. Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чём состоит различие форм территориального устройства?

Существует два вида формы государственного правления: монархия и республика.

К юридическим признакам монархии относится:

1. единоличное правление

2. монарх выступает во внутренней и внешней политике как представитель всего народа

3. власть монарха носит бессрочный пожизненный характер и передаётся по наследству

4. монарх не несёт ни политической, ни юридической ответственности за свои действия и результаты правления, отвечая лишь перед Богом и историей.

К юридическим признакам республики относится другое:

1. коллективное правление

2. государственная власть срочная и сменяемая

3. принцип разделения властей

4. должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.

Вопрос 7. Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам.

Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. На первый взгляд речь идёт об оценке лишь функциональной составляющей в структуре политической системы. На деле политический режим характеризует условия работы государственных органов, общественно-политических организаций и движений, специфику политических отношений, формы идеологии, тип политической культуры общества и т. д. Он отражает уровень политической свободы, способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью. Другими словами, политический режим заключает в себе существенные черты политической системы в целом.

Вопрос 8. Чем отличаются друг от друга тоталитарный и авторитарный политические режимы?

Тоталитарный режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие учёные-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся:

Официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий;

Монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создаётся культ личности вождя;

Тотальный полицейский контроль за всем обществом;

Контроль правящей партии над средствами массовой информации, жёсткая цензура;

Централизованная экономика, система бюрократического управления ею.

Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т. п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Она может править с помощью законов, которые принимает по своему усмотрению, главное - опора на силу. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору. Важнейшая черта авторитарного режима - монополизация политики при отсутствии тотального контроля над обществом. Это означает, что политическая оппозиция не допускается, однако экономика, культура, религия могут развиваться без вмешательства государства. Таким образом, сохраняется определённая свобода деятельности в различных сферах, но политика является исключительной функцией власти.

Вопрос 9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чём её преимущества перед иными типами политических систем? В чём состоят противоречия демократии?

Демократический режим опирается на систему принципов и ценностей институтов гражданского общества, среди которых первое место занимает принцип народовластия. Его не следует понимать так, что у всех граждан до единого существуют одинаковые интересы и стремления. Поэтому народовластие реализуется прежде всего через принцип большинства. Это означает, что существуют механизмы выявления воли большинства, главные среди них - выборы и референдумы. Граждане путём голосования принимают политически важные решения, только в первом случае об избрании депутатов в высший законодательный орган или высшего должностного лица в государстве, а во втором - о принятии или отклонении решения по наиболее значимым государственным вопросам.

Однако политический режим не является демократическим, если наряду с принципом большинства не реализуется другой принцип: право меньшинства на оппозицию. Это означает, что та часть общества, которая не поддерживает власть, может создавать свои организации, иметь свою прессу, критиковать политику властей, предлагать альтернативный вариант политического курса. Это право в демократическом государстве закреплено в законах.

В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, деятельность политических партий и движений.

Парламентаризм ещё одна неотъемлемая черта демократии. При этом имеется в виду парламентаризм в широком смысле этого слова, что означает государственную власть, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту). В узком смысле слова парламентаризм означает политический институт, существующий в парламентских республиках и конституционных монархиях. Но при любом демократическом режиме парламент - это высший законодательный орган, в котором депутаты представляют интересы избравших их граждан.

Одной из ценностей демократии является политический плюрализм - принцип устройства и функционирования политической системы, предполагающий многообразие и свободную конкуренцию в борьбе за власть политических идей, взглядов, программ, политических организаций, средств массовой информации, партий (многопартийность), существование легальной политической оппозиции при наличии у подавляющего большинства граждан общей заинтересованности в сохранении государства, признания демократических «правил игры», отказа от использования силы при решении спорных вопросов.

Необходимым условием демократии и одной из её ценностей является гласность, т. е. открытость деятельности политических, институтов, широкое представление информации гражданам страны о деятельности всех органов власти, об их планах, намерениях, решениях, акциях.

Понятие «демократия» включает и наличие правового государства, гарантирующего широкий спектр прав и свобод граждан.

Ещё одной предпосылкой и условием стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании большинства граждан демократических ценностей, их ориентация на демократические идеалы и принципы.

Демократическая политическая система создаёт благоприятные условия для успешного развития общества, благосостояния граждан.

Вместе с тем демократия не идеальна. Подчас политические партии и движения, которые призваны выражать интересы избирателей, узурпируют права граждан и оттесняют их от непосредственного участия в политической жизни. Нередко бюрократический государственный аппарат сопротивляется открытию власти, стремится засекретить свою деятельность.

Ахиллесова пята демократии - несовпадение политических возможностей тех, кто обладает лишь формальными правами, и тех, кто располагает деньгами, средствами массовой информации, административными рычагами воздействия на принятие решений.

Неэффективное осуществление демократических принципов порождает разочарование в массах избирателей, недоверие к власти, нежелание участвовать в выборах и прочих демократических процедурах. Такая ситуация ослабляет демократический режим, снижает его преимущества перед другими типами политических систем.

Вопрос 10. Назовите главные изменения российской политической системы в конце XX-начале XXI в. Что препятствует развитию демократии в России?

Из курса истории вы знаете, что за годы демократических преобразований политическая система в нашей стране существенно изменилась. Важнейшей вехой на этом пути стало принятие Конституции Российской Федерации (1993), в основу которой положены демократические принципы.

Коренным образом изменилась институциональная подсистема. На смену Республике Советов с монопольной властью компартии пришла демократическая республика с избираемыми народом президентом и парламентом. Оформились политические партии и общественно-политические движения, конкурирующие между собой на всеобщих выборах.

Обновляется нормативная подсистема. Наряду с Конституцией были приняты законы о выборах, о партиях и общественных организациях и другие законы, входящие в сферу конституционного права. Конституционные нормы стали основой для регламентации общественных отношений другими отраслями права (трудового, семейного, уголовного и т. д.).

Коммуникативная подсистема обновилась, так как в условиях разделения властей на федеральном уровне, а также между федерацией и её субъектами возникли новые связи и отношения. Другими словами, иными стали многообразные отношения между всеми субъектами политики. Возросли и стали разнообразными потоки информации.

Культурно-идеологическая подсистема преобразилась в условиях отказа от единственной, обязательной для всех идеологии и вследствие этого - развития мировоззренческого и идеологического плюрализма. Постепенно в сознании людей утверждается система демократических ценностей.

Однако процесс утверждения демократических порядков происходит противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и сложности в экономическом развитии, трудное материальное положение значительной части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение огромных ресурсов в руках олигархических групп - с другой, препятствуют утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию. Особую опасность для государства представляет коррупция - преступная продажность должностных лиц, использующих своё служебное положение в интересах личного обогащения. Серьёзные недостатки и ошибки в проведении демократических реформ вызвали у части населения недоверие к институтам демократии, к партиям и лидерам, выступающим с демократическими лозунгами.

Эти трудности становления демократии в России могут быть преодолены при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и её намерений.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Опираясь на курс истории, охарактеризуйте политическую систему Советского Союза, сложившуюся в 1930-х гг.

Тоталитарная политическая система. Террор 30-х гг. ХХ века в СССР и утверждение тоталитаризма. Тоталитарный режим - политический строй, для которого характерно установление контроля государства над всеми сферами общественной жизни, насилие, отсутствие демократических свобод и прав личности. Власть в обществе сосредоточена в руках одной партии при отсутствии политической оппозиции (однопартийная система). Господство партии, ее диктатура, основывается на военно-политическом терроре и духовном порабощении населения. Тоталитарный режим опирается на государственную экономику и поддержку партийно-государственного чиновничества - так называемой номенклатуры.

Вместе с тем, очень устойчивая система развивающегося социализма с бесплатным всеобщим средним образованием и здравоохранением, которой были присущи такие черты, как справедливость законов и добросовестность в их исполнении. Политическая система обеспечивала всеобщую занятость, высокую эффективность труда, что позволяло ежегодно снижать цены на товары для народа.

Вопрос 2. Могут ли в одной политической системе какой-либо страны одновременно существовать монархия и демократия? Свой ответ аргументируйте.

Да, может. Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии.

Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - британский монарх, ныне - Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время - глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».

Вопрос 3. Проанализируйте ситуацию: политический деятель обращается на выборах к избирателям: «Я добьюсь значительного роста благосостояния народа. Пусть только все добросовестно занимаются своими делами, но не вмешиваются в политику».

Каково ваше отношение к такой позиции? Объясните свою точку зрения.

Мое отношение к данной позиции отрицательное, т. к. если политик просит нас не вмешиваться в его деятельность, обещая состоятельную жизнь, как я могу быть уверен, что данная состоятельная жизнь будет обеспечена честным путем, ведь если я, как гражданин своей страны, не смогу контролировать деятельность политиков, что является моим прямым демократическим правом, то и моя жизнь, может быть обеспечена силой насилия и беззакония.

Политик без контроля со стороны начинает преследовать свои цели, а если не будет конкуренции, то еще и работать значительно хуже.

Обществознание ЕГЭ, занятие 18

Занятие 18. Политика и власть. Государство. Политическая система

Политика и власть

Власть и влияние

      Влияние – способность влиять на поведение других людей.

      Власть – право и возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле (вне зависимости от того, готовы ли другая сторона к сотрудничеству и подчинению)

Политическая власть

      Политика (от гр. politik – искусство управления государством) – определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

Роль политики в обществе :

      выяснение смысла существования данной общности и системы её приоритетов;

      согласование и сбалансированность интересов всех её членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

      выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

      распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

Политическая и государственная власть:

      Имеются две точки зрения по этому вопросу:

      • «политическая власть» и «государственная власть» – понятия тождественные, поскольку политическая власть исходит от государства и осуществляется при его прямом или косвенном участии;

        «политическая власть» и «государственная власть» – понятия не тождественные, однако всякая государственная власть является политической.

        • Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может быть двоевластие в России 1917 г. - власть Временного правительства и власть Советов. Обладая политической властью, Советы в то время не имели самостоятельной государственной власти.

Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

Государственная власть – форма политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства посредством государственного аппарата, издания и доведения до реализации общеобязательных правовых норм;

      способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле.

Признаки политической власти:

      распространяется на всё общество;

      действует на основе права от имени всего общества;

      опирается на принудительную силу для осуществления управления обществом (имеет законное право её использовать);

      существует единый общегосударственный центр принятия политических решений

      использует разнообразные средства (экономические, социальные, принудительные и т. п.).

Государство

Государство – способ организации политической власти (управления обществом), которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

Признаки государства

      Основные признаки государства

      • Территориальная целостность – чётко ограниченная территория государства, на которой функционируют его органы власти и действуют его законы.

        Население – подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся. Обязательность членства в государстве (гражданство).

        Государственный суверенитет – верховенство и независимость государственной власти от какой-либо другой власти на всей территории страны. Сюда же попадает и независимость в отношениях с другими странами.

        Монополия на издание законов – исключительное право издавать общеобязательные для всех граждан законы, осуществлять правосудие.

        Исключительное право взимать налоги, эмиссию денег.

        Наличие публичной власти – выделенной из общества и наделённой определёнными властными полномочиями группы людей (чиновников) для управления делами государства.

        Наличие органов принуждения (армия, полиция, службы правопорядка), наделённых соответствующими полномочиями.

        Претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

        Символы государства – герб, флаг, гимн, девиз.

      Дополнительные признаки государства

      • Язык как средство общения на территории того или иного государства.

        Единая оборонная и внешняя политика.

        Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

Функции государства

      Внутренние:

      • политическая – управление обществом через различные институты власти;

        организационно-правовая;

        экономическая – регулирование экономических отношений и проведение необходимых реформ;

        социальная – развитие образования, здравоохранения, социального обеспечения населения;

        идеологическая (культурно-воспитательная) – воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через систему государственного образования и официальные СМИ;

        экологическая – охрана окружающей среды, обеспечение сохранения, восстановления и улучшения природных условий жизни человека.

      Внешние:

      • обеспечение национальной безопасности;

        развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;

        отстаивание государственных интересов в международных отношениях;

        защита граждан, находящихся за пределами государства;

        участие в решении глобальных проблем человечества.

Формы государства

Форма государства – устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование;

      это структура внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определённой государственной политики.

Форма правления – организация высших органов власти (механизм формирования).

      Кто и как правит?

Форма государственно-территориального устройства – отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны.

Политический режим – совокупность методов, средств и приёмов осуществления политической власти, отражающая уровень политической свободы.

      Демократия: Разрешено всё, что не запрещено законом.

      Тоталитаризм: Запрещено всё, что не разрешено государством.

Политическая система общества

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

      Политические организации: государство, партии, общественно-политические движения.

      Политические нормы: воплощены в конституциях, иных законах, уставах партий, а также в традициях и обычаях.

      Политические отношения и связи.

      Формы и способы деятельности, методы осуществления власти.

      Политическая культура: представления, идеалы, психология и т. д.

Подсистемы политической системы

      организационная (институциональная): государство, партии, группы давления, СМИ…;

      нормативная: политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции…;

      функциональная: средства и способы реализации власти (насилие, принуждение, согласие…);

      коммуникативная: формы взаимодействия власти и общества (индивида);

      культурно-идеологическая: система ценностей, ментальность, политические идеи, идеалы…

Функции политической системы:

      определение целей, задач, путей развития общества;

      организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

      распределение материальных и духовных ценностей;

      формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;

      согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей;

      обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;

      разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе;

      контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Решение заданий

Выберите верные суждения о власти и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Властью называют способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова эта последняя к сотрудничеству или нет.

2) Любая власть предполагает определённое неравенство в отношениях между властвующими и подвластными.

3) По степени институциализации власть бывает демократическая, авторитарная и др.

4) По режиму правления выделяют власть правительственную, городскую, школьную и др.

5) Целью политической власти является консолидация общества для решения важных социальных задач.

Из приведённых ниже понятий все, за исключением двух, относятся к функциям политики.

1) Стабилизация; 2) консолидация сил; 3) поиск истины; 4) управление; 5) поддержание порядка;

6) передача культурного опыта.

Найдите и укажите понятия, «выпадающие» из общего ряда.

Раскрывая роль государства в жизни общества, учёные-политологи характеризуют его как центральный институт политической системы. Какие из перечисленных признаков подтверждают это суждение?

1) возникло раньше других социальных институтов

2) обладает наивысшей концентрацией власти

3) выполняет определённые общественные функции

4) устанавливает общеобязательные нормы

5) регулирует деятельность граждан и организаций на определённой территории

6) его деятельность регулируется определёнными нормами

Выберите верные суждения о государстве и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство располагает специальным аппаратом в целях осуществления управленческой, охранительной функций.

2) К признакам государства относят публичность, суверенитет, монополию на издание законов и взимание налогов.

3) Любое государство как главный политический институт призвано полностью контролировать жизнь общества для обеспечения правопорядка и безопасности.

4) Демократическое государство руководствуется в своей деятельности правами человека и интересами большинства граждан.

5) По форме государственного (территориального) устройства выделяют республиканские, федеративные и конфедеративные государства.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к признакам любого государства.

1) монопольное право на правотворчество; 2) суверенитет; 3) публичная власть;

4) республиканская форма правления; 5) территория; 6) федеративное устройство.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Конституция провозглашает государство Z демократическим унитарным монархическим государством. Что из приведённого характеризует политический режим государства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) наследственный характер власти

2) гарантия прав и свобод подданных

3) законодательная деятельность парламента

4) пожизненный характер власти главы государства

5) верховенство закона

6) политический плюрализм, многопартийность

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, которые имеют право принятия собственной конституции. Парламент имеет двухпалатную структуру. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия

2) президентская республика

3) федеративное государство

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) унитарное государство

Найдите в приведённом ниже списке элементы нормативной подсистемы политической системы общества. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Конституция

2) государство

3) политическая идеология

4) международные правовые документы

6) политические партии

15. 371925

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если __________(А) характеризует государство с точки зрения порядка формирования высших органов власти, то __________(Б) отражает территориальное деление государства. Простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований, называется __________(В). В таком государстве существует одна конституция, функционирует единая система государственных __________(Г). Другой формой является __________(Д), представляющая собой союзное государство, субъекты которого обладают относительной политической самостоятельностью, вплоть до принятия собственной __________(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) унитарное; 2) федерация; 3) форма правления; 4) демократическое; 5) конституция;

6) политические партии; 7) форма государственно-территориального устройства;

8) республика; 9) органы власти.

В таблице под каждой буквой запишите соответствующую цифру.

Потренируйтесь в решении заданий второй части ЕГЭ

Задания 21–24

По форме проявления власти обычно выделяют влияние, принудительный контроль, господство.

Влияние есть форма власти, реализуемая путём следования конкретным моделям или образцам поведения, идеалам и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам. Принудительный контроль реализуется через команды, подкреплённые позитивными или негативными санкциями. Господство – это форма власти, при которой приказы её субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е. легитимными.

Господство непосредственно не связано с вознаграждением или наказанием, хотя на практике господство и принудительный контроль чаще всего дополняют друг друга. Его эффективность во многом зависит от учёта особенностей других механизмов власти. Так, например, господство может быть усилено действием механизма обмена между субъектом господства и его подчинённым. Осуществляющий господство и лицо, выступающее в качестве его объекта, могут также иметь общий интерес в достижении поставленной цели. Оба также могут быть связаны солидарностью, обусловленной их общей религиозной верой, этнической или клановой принадлежностью и т.д.

Выделяются следующие виды легитимного...господства: традиционное, рационально-легальное, харизматическое...Непродуманное и бессистемное использование насилия может поставить под вопрос законность господства и породить ему яростное сопротивление.

Чтобы власть была признана законной, она должна соответствовать существующим моральным и правовым нормам. Часто власть воспринимается как принудительный контроль тогда, когда она несправедлива, т.е. противоречит сложившемуся распределению ролей, личностным ожиданиям, высшим нравственным ценностям и т.д.

Общественным мнением власть может восприниматься как нелегитимная также в тех случаях, когда она неэффективна, например, не способна бороться с хищениями, коррупцией и организованной преступностью. Следовательно, большинство граждан должны быть уверены в реальном выполнении декларируемых правовых норм, наличии действенного механизма по их реализации.

(по В.Ю. Дорошенко)

22. Какую характеристику влияния как формы власти даёт автор? Используя обществоведческие знания, объясните смысл слов автора о том, что принудительный контроль реализуется через команды, подкреплённые позитивными или негативными санкциями.

23. Какие три вида легитимного господства названы в тексте? Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите по одному признаку каждого из этих видов.

24. Во время урока обществознания ученик отстаивал точку зрения, что легитимность политической власти не зависит от типа политического режима. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих это мнение.

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме…

Унитарный тип является одной из самых распространённых форм территориально-политической организации, как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления – федеральный, субъектов федерации и местный, унитарное государство характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Здесь все управленческие образования сверху донизу подчиняются правительству. Руководители местных органов власти избираются, но их прерогативы ограничены…

Во многих странах современного мира утвердился федеративный тип государственно-территориального устройства. Федерация представляет собой союзное государство множества или нескольких государственных образований, обладающих определённой степенью самостоятельности в тех или иных сферах общественной жизни. Федеративное устройство государства отражается на структуре высшего законодательного органа, который состоит из двух палат.

Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Здесь каждое входящее в конфедерацию образование почти в полном объёме сохраняют свои конституционные прерогативы и власть. Центральное правительство получает средства на свою деятельность за счёт более или менее добровольных взносов нижестоящих правительств… Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства.

(К.С. Гаджиев)

21. Приведите положение текста, в котором отражена сущность территориального или территориально-административного разделения. Укажите, в каких трёх формах (типах) это разделение проявляется.

22. Автор относит конфедеративное государство к одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. Согласны ли вы с этой оценкой? Приведите два аргумента для обоснования своей позиции: один теоретического характера, другой – с опорой на факты прошлого и современности.

23. Какие черты, присущие унитарному государству, выделяются в тексте? Назовите любые три черты.

24. Россия является федеративным государством. Опираясь на текст и обществоведческие знания, покажите проявление любых трёх признаков федерации в государственно-территориальном устройстве нашей страны. Конкретизируйте примером один из них.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.

Задание 26

Назовите любые три функции политической системы общества и проиллюстрируйте примером реализацию каждой из этих функций.

Задание 27

Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Форма государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)

1. Какова структура политической жизни общества?

Структура политической системы.

Набор функций политической системы прямо связан с составляющими ее элементами. В зависимости от выполняемых функций и ролей можно вычленить следующие элементы:

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы – несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы – политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

2. Перечислите основные виды власти. На конкретных примерах покажите их взаимосвязь.

Существует несколько основных видов власти - политическая, экономическая, военная, информационно-идеологическая.

Экономическая власть представляет собой контроль над материальными и финансовыми ресурсами.

Военная власть обеспечивает контроль над военно-техническими и людскими ресурсами, нужными для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны.

Информационно-идеологическая власть связана с контролем над потоками информации, влиянием на процессы формирования представлений и убеждений людей.

Осуществление политической власти требует концентрацией ресурсов, нужных для управления обществом, в руках определенных людей или групп людей, объединенных в политические институты: государство, политические партии и др. Политическая власть включает в себя также использование экономических, военных, информационно-идеологических средств, необходимых для достижения политических целей. Понятно, что в мире, где сталкиваются противоположные социальные интересы, и нередки острые конфликты с применением военной силы, политическая власть должна опираться и на военную силу. Одной ее, правда, недостаточно для проведения эффективной политики. Нужна также власть над экономическими ресурсами и над сознанием людей. Это не означает, что вся экономика или духовная жизнь общества поглощаются политикой. Очень многое в них протекает по собственным законам. Более того, экономическая, социальная и духовная жизнь общества оказывают огромное обратное воздействие на политику.

4. В чем главная особенность политической власти?

Главная особенность политической власти заключается в верховенстве, т.е. обязательности ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их. В этом проявляется её и моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

5. Охарактеризуйте роль политической системы в жизни общества.

Политическая система общества играет особую роль в общественной жизни в силу того, что политические решения, принимаемые государством законы имеют общеобязательный характер. Политическая система – единственная из всех общественных систем, которая имеет законное право наказывать, принуждать к исполнению принятых решений.

6. Между кем складываются в обществе политические отношения?

В обществе политические отношения складываются между объектами и субъектами политики. К субъектам относятся – государство и его институты, политические элиты, лидеры, политические партии. К объектам – индивид, социальная группа, масса, класс и т. д.

7. Проиллюстрируйте примерами основные функции политической системы общества.

1. Функция целеполагания – определение целей, путей общественного развития; организация деятельности общества на выполнение целей экономического и социального развития.

2. Функция интеграции – объединение общества для решения важнейших задач; согласование интересов государства и социальных общностей.

3. Функция регламентации – установление законов, управляющих жизнью общества, обеспечение выполнения законов и связанных с ними норм; оценка выполнения политическими субъектами установленных норм и законов.

4. Функция коммуникации – обеспечение связи и обмена информацией между различными элементами политической системы.

5. Функция контроля – оценка выполнения людьми и организациями установленных норм и законов.

8. Руководствуясь текстом параграфа, составьте структурно логическую схему «Политическая система общества».

Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская

Это статья о понятиях, встречающихся в вопросах ЕГЭ по обществознанию: Политика, власть, политическая система.

Термин "политика" происходит от древнегреческого слова polis – «город-государство», впервые введен в научный оборот древнегреческим философом Аристотелем.

Политика – отношения между большими группами людей внутри общества, а также между обществами, которые направлены на установление, сохранение и перераспределение власти.

Понятие "власть" выражает такое явление общественной жизни, с которым связаны все политические процессы. Однако власть может существовать в виде власти родителей, начальника, лидера неформальной группы и т.п. Для сферы политики применяется понятие "политическая власть" .

Дадим определения:
Власть – социальные отношения, отличительной чертой которых является возможность одного индивида или группы лиц оказывать влияние на других индивидов или группу лиц, изменяя их поведение в соответствии со своими целями.

Политическая власть – право, способность и возможность отстаивать определенные политические взгляды, установки и цели.

Сфера политики имеет свою структуру, выраженную в понятии "политическая система" .

Система – это набор элементов, связанных между собой так, что представляют вместе какой-то предмет, явление, выполняющий какую-либо функцию. Можно привести в пример что угодно: ручка, тетрадь, человек, мораль… Тетрадь, например, представляет собой совокупность листов в клетку или в линейку и обложку, скрепленных вместе. Тетрадь используют для записи учебного материала. Мораль - это совокупность норм, определяющих поведение человека. Что же представляет собой политическая система ?

Политическая система – комплекс норм, общественных институтов и организаций, в совокупности представляющих политическую самоорганизацию общества.

В политической системе выделяют пять структурных компонентов (элементов), которые называют подсистемами:

1. Институциональная подсистема : государства, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.
2. Нормативная подсистема : политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали.
3. Функциональная подсистема : формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.
4. Коммуникативная подсистема : совокупность связей и взаимодействий, как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества, между политическими системами различных стран.
5. Культурно-идеологическая подсистема : политическая психология и идеология, политическая культура, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.3. Политическая система

4.3. Политическая система

Политическая система – упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть; комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти; совокупность принципов организации и функционирования институтов политической власти.

Основные признаки политической системы: тесная связь с государственной властью, с борьбой за государственную власть и ее осуществление; выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп; наличие организационных форм выражения политических интересов; урегулированность отношений между институтами политической системы правовыми, политическими нормами и политическими традициями.

Политическая система характеризуется: политической идеологией; политической культурой; политическими нормами, традициями и обычаями.

Структура политической системы включает подсистемы:

* институциональную: государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними; особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, оказывать давление на правительство, лидеров;

* нормативную: правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи;

* функциональную: методы политической деятельности, способы осуществления власти;

* коммуникативную: все формы взаимодействия как внутри системы, так и с политическими системами других государств.

Функции политической системы

А) классификация функций политической системы Г. Алмонда и Дж. Пауэлла : политической социализации; адаптации; реагирования; экстракционная функция – мобилизация ресурсов из внешней или внутренней среды; дистрибутивная (распределительная) функция – распределение системой ресурсов, благ, статусов и т. д.; регулирующая функция.

Б) общепринятая классификация функций: конверсии (преобразования общественных требований в политические решения); адаптации (приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни); мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т. д.) для достижения политических целей; охранительная функция (защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов); внешнеполитическая (установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами); консолидирующая (согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп); распределительная (создание и распределение материальных и духовных ценностей).

Классификация политических систем

1) Характер взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.

2) По политическому режиму (способу осуществления политической власти): тоталитарные, авторитарные и демократические.

4) По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.

5) По социально-экономической основе:

– тоталитарно-распределительные (в их основе лежит государственное распределение материальных благ);

– либерально-демократические (их основа – рыночная экономика);

– конвергенционные и мобилизационные (в их основе – сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком).

Кроме государства в политическую систему входят политические партии, общественно-политические и общественные организации и движения, трудовые коллективы, отдельные граждане, нормативно-правовые акты, идейные течения и другие.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером; она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует. Авторитарная система общества проходит в истории человечества стадии: деспотическую на аграрной стадии человечества и тоталитарную (советская, фашистская, нацистская и др.) на индустриальной. Данной системе присущи, с одной стороны, исполнительность, покорность, терпеливость, а с другой – властность, жестокость и решительность. Основные функции такой государственной власти: поддержание порядка, обеспечение безопасности страны, организация экономики, правотворчество и т. д.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом. Базисную часть либеральной политической системы образует демократическая государственная власть в форме парламентской или президентской республики. Результативную часть либеральной политической системы образуют: политическая, экономическая и демосоциальная стабильность; соблюдение прав человека и гражданина; возможность саморазвития в условиях конкуренции и неуверенность в завтрашнем дне; защищенность от внешних угроз; обеспечение внешней политической и экономической экспансии.

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, действенным правом. По оперативности принятия решений социал-демократическая политическая система медленнее либеральной и авторитарной. Принятие важных решений в гражданской политической системе сопровождается общенациональной и внутрипартийной дискуссией, которая позволяет оценить положительные и отрицательные стороны принимаемого решения для страны и ее классов.

Традиционная политическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим обоснованием власти.

В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций.

Из книги Фармакологическая помощь спортсмену: коррекция факторов, лимитирующих спортивный результат автора Кулиненков Олег Семенович

8. Центральная нервная система, периферическая нервная система, вегетативная нервная система Причины угнетения функций ЦНС у спортсменов – физическая и психоэмоциональная нагрузки, выходящие за пределы физиологической нормы.Как следствие регистрируется ухудшение

Из книги Женщины способны на всё: Афоризмы автора

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СЦЕНА Принцессы существуют только для политических целей. Наполеон I Королева: женщина, которая правит государством, когда нет короля, и которая правит государством, когда король есть. Юлиан Тувим Я бы предпочла быть одинокой нищенкой, чем замужней

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СС) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

Раздел IV Политическая система Системный подход получил широкое распространение в политической науке в 60-е гг. XX в. Использование его методологии стало основой создания и разработки теорий политической системы. Родоначальником системного подхода в политической науке

Из книги Политика автора Джойс Питер

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Политическая культура имеет в своей основе систему ценностей, присущих большинству людей, живущих в той или иной стране, которыми определяется политическое поведение. Один из важных аспектов политического поведения - степень доверия граждан к

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Политическая партия представляет собой организацию с формальной структурой, принимающую участие в борьбе за власть. Термины «крупная» и «мелкая» отражают уровень поддержки партий в рамках политической системы. Крупные партии обычно пользуются

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Политическая система является конституциональной структурой, в рамках которой выражаются требования и принимаются решения. Политическая система не имеет физического воплощения или формальной модели существования, но представлена институтами,

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ Политическая толерантность есть производное от правил поведения, которыми регулируется ведение политической деятельности. Это предполагает наличие границ того, что признается допустимым политическим поведением, а что государство вправе

Из книги Энциклопедия серийных убийц автора Шехтер Гарольд

8. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Расширение территории государства и усложнение его деятельности обусловили постепенное отмирание дворцово-вотчинной системы и зарождение нового приказного управления.Система управления подразделялась на

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

49. Судебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г. Основы законодательства о судоустройствеустанавливали принципы построения судебной системы Союза ССР, принципы коллегиального рассмотрения

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

4.3. Политическая система Политическая система – упорядоченная совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть; комплекс государственных и негосударственных институтов,

Из книги автора

Из книги автора

Политическая корректность Этикет политической корректности требует такого поведения и речи, которые принципиально не способны никого оскорбить. С этой точки зрения серийные убийцы, разумеется, настолько «некорректны», насколько это вообще можно вообразить. Но, как ни

Из книги автора

1963 г. система PAL, на ТВ - Битлз, ТВ в Чите, всемирная система связи, калькулятор, ПАВ, дисплей LCD, компакт-кассета Philips, трагедия в Далласе В 1963 году, в начале января, инженер Уолтер Брух предложил кодирование цветного телевидения по методу PAL.В 1963 году, 19 января, на

Из книги автора

Политическая экономия Политическая экономия по отношению к государству то же, что домохозяйство по отношению к семье.Джеймс Милль (1773–1836),британский экономистЗаконы, регулирующие распределение ренты, прибыли и заработной платы, – вот главная проблема политической

Загрузка...