domvpavlino.ru

Гайд для фокус группы на политическую тему. Фокус-группа и онлайн-опрос. Определение целей исследования методом

Внимание модератор! Перед началом фокус-группы раздайте участникам анкеты, ручки, бейджики с именами.

Обсуждение потребления молока(15 минут)

Внимание модератор! Во время вводной части беседы вы должны наладить контакт с участниками фокус-группы, постараться вовлечь всех в разговор, определить для себя более и менее активных участников.

1. Напишите, пожалуйста, какие ассоциации, характеристики приходят вам в голову, когда говорят "хорошее молоко". Укажите не более трех характеристик, ассоциаций.

2. Напишите, пожалуйста, первое название, марку или производителя молока, которое приходит вам в голову.

3. Напишите, пожалуйста, как часто вы употребляли молоко в течение последнего месяца.

4. Напишите, сколько, приблизительно молока вы употребляете в неделю за последнее время?

5. Давайте обсудим...

Как вы выбираете то или иное молоко, какие качества молока являются решающими при принятии решения о его покупке;

Насколько вы удовлетворены тем молоком, которое покупаете, каких характеристик, качеств или свойств не хватает маркам молока, представленным сегодня на рынке.

Тестирование концепции нового продукта (15 минут)

Внимание модератор! Расставьте на столе упаковки молока и разложите листы с описаниями концепций молока и "талоны". Объясните суть концепции каждой марки молока.

6. Предложите респондентам выбрать, какую из марок молока они скорее всего бы купили.

Внимание модератор! Респонденты могут разложить талоны следующим образом: либо все талоны напротив одной упаковки с концепцией, либо по несколько талонов около двух-трех упаковок с концепциями, либо по одному талону напротив каждой упаковки.

Закрытое тестирование молока (30 минут)

Внимание модератор! Предложите участникам попробовать все марки молока без объявления их названия. При этом для себя Вы должны обязательно зафиксировать следующую информацию: какому названию молока соответствует порядковый номер дегустируемой марки (марка 1=номер 1, марка 2 =номер 2 и так далее).

Процедура дегустации.

Сначала все пробуют молоко номер 1 и дают ему оценку (вопрос №8). Далее пробуют молоко 2 и отмечают в анкете и т.д. По окончании дегустации у участников спрашивают, не пересмотрели ли они свои оценки. Если это произошло, то первую оценку в анкете можно аккуратно перечеркнуть и поставить новую.

7. Отметьте, пожалуйста, в анкете по каждому номеру молока:

Нравится или не нравится его вкус; купите или не купите вы это молоко.

8. Что вселяет в вас уверенность в том, что вы приобретаете хорошее, качественное молоко? Упаковка (ее внешний вид, информация о самом продукте (жирность, срок хранения и т.п.), информация о заводе-изготовителе, информация о содержании минеральных веществ, информация о медицинском контроле и т.п.); рекламная информация о молоке; особенности самого товара (вкус, цвет, запах и т.п.)

Открытое тестирование нового продукта (30 минут)

Внимание модератор! Предложите участникам попробовать все марки молока, объявляя их названия. и напоминая о концепции каждой марки. При этом следует карточки с концепциями марок выложить на стол.

Процедура дегустации аналогична предыдущей.

Перед пробой каждой марки молока вы показываете упаковку и концепцию.

Сначала все пробуют молоко номер 1 и дают ему оценку.

Далее пробуют молоко 2 и отмечают в анкете и т.д. По окончании дегустации у участников спрашивают, не пересмотрели ли они свои оценки. Если это произошло, то первую оценку в анкете можно аккуратно перечеркнуть и поставить новую.

9. Отметьте, пожалуйста, в анкете по каждой марке молока:

Нравится или не нравится его вкус; купите или не купите вы это молоко, соответствует ли данный товар заявленной цене.

10. Давайте обсудим, как вы оценили каждую марку молока. Какое молоко вам больше всего понравилось? Почему вы дали именно такую оценку?

11. Давайте обсудим каждую концепцию молока. Какое у вас сложилось впечатление об описании молока, достаточно ли оно подробное или, может быть, слишком подробное? Соответствуют ли концепции марок молока их вкусовым качествам. Какой вариант концепции вам понравился больше всего. Какие еще концепции производят благоприятное впечатление?

Внимание модератор! Привлекательность - в значении привлекает/не привлекает внимание. Отношение - нравится/не нравится.

13. Какая упаковка молока вам больше всего понравилась и почему? Насколько привлекательными кажутся вам упаковки. Какая нравится больше и почему? Нравится ли вам форма упаковки, рисунок, название и почему? Какая упаковка кажется вам более целостной и гармоничной? Что бы вы добавили или убрали, почему?

Внимание модератор! Необходимо обсудить следующие элементы упаковки: форма; цвет; размер; рисунок в целом и отдельные детали рисунка; объем информации на упаковке.

Спасибо за участие в беседе!

Сценарий является промежуточным звеном между целью, сформулированной заказчиком, и самим обсуждением. Разработкой сценария (на профессиональном слэнге его также называют «гайд» - от английского «topic guide») занимаются модератор и ассистенты. Если модератор - приглашенный специалист, то основная нагрузка здесь ложится на ассистентов, но при участии модератора.

Что такое сценарий фокус-группы?

Сценарий это список тем которые планируется обсудить в группе. Это весьма важный аспект исследования. Если сценарий тщательно обдуман и сконструирован, исследование будет значительно продуктивнее.

Сценарий служит памяткой модератору. Хороший модератор должен обладать гибкостью и навыками, чтобы охватить все темы фокус-группы, позволяя дискуссии протекать спонтанно и естественно, рассматривать новые возникающие темы, если они являются релевантными, даже если они и не были предусмотрены при планировании исследования. Поэтому сценарий должен быть достаточно кратким, чтобы позволить получит максимум высказываний по каждой теме.

Структура сценария.

Структура сценария фокус-группы соответствует стадиям ее проведения и отражает все основные этапы групповой дискуссии:

Вводная беседа.

Разминка. Простые неличностные вопросы. Настроить на воспроизведение релевантного опыта или ситуации. Цель создание доверительной атмосферы.

Глубинное интервью. Вопросы от общего к специфическому. Цель получение всей необходимой информации.

Заключение. Завершающая стадия. Необходимо, чтобы респондент чувствовал себя комфортно.

При составлении сценария необходимо стараться спрогнозировать возможные нежелательные реакции группы и заранее продумать варианты дополнительных вопросов или формулировок.

Работая над сценариям необходимо помнить следующее:

Постановка любой задачи начинается с разъяснения: что дано и что требуется узнать. Иногда это достигается путем простой ретрансляции группе основного вопроса, интересующего заказчика, однако более предпочтителен косвенный подход введения в тему: от общего к частностям. Род вид элемент. Например: моющие средства конкретное средство качества конкретного средства. Вопрос проблем ведения домашнего хозяйства нерелевантный и может использоваться только на начальной, «разогревающей» стадии фокус-группы.

Перечень вопросов должен быть составлен на понятном респондентам языке. Неприемлемо использование специальной терминологии.

Сценарий обычно строится по двухуровневому принципу: укрупненные темы и входящие в них конкретные вопросы.

Сценарий выполняет функцию напоминания в ходе дискуссии. Большое число записанных вопросов вовсе не означает, что все они будут заданы. Постановка большого числа вопросов сведет дискуссию к взаимодействиям модератор респондент, что сведет дискуссию до уровня анкетного опроса.

Хорошо разработанный план обсуждения в сочетании с профессиональными навыками модератора способствует тому, что многие запланированные темы возникают спонтанно, исходя из контекста дискуссии и фокусирующих действий модератора. Сценарий памятка, а не анкета.

Прямая и обратная последовательности тем.

Существует два варианта структурирования обсуждения:

Прямая воронка. Разговор начинается с наиболее широкой темы, а затем постепенно сужается, переходя к конкретным вопросам. Этот вариант - наиболее распространенный.

Обратная воронка. этот вариант прямо противоположен первому. Разговор начинается с конкретного утверждения, а затем обсуждаются смежные темы, расширяя рамки дискуссии.

Второй вариант считают более прогрессивным, так как сокращает период начальной замедленности обсуждения, однако требует от модератора большей квалификации.

Как подготовить сценарий фокус-группы.

Сценарий составляется в виде перечня специфических вопросов. Лучше всего сначала выделить области основных вопросов или тем, а затем включить уточняющие вопросы для каждой ключевой темы. Количество деталей в сценарии зависит от опыта модератора. Неопытный модератор нуждается в более детальном сценарии, который может включать конкретный список вопросов.

Сценарий составляется преимущественно модератором с участием членов его команды. Модератор должен быть в достаточной степени осведомлен о предмете группового обсуждения.

На подготовку сценария может уйти несколько дней. Сценарий корректируется после каждой группы.

Что включать в сценарий фокус-группы.

Сценарий не должен охватывать большое число тем, так как участники заскучают или устанут, группа будет перескакивать с вопроса на вопрос в неестественной манере. Наличие большого числа вопросов в сценарии свидетельствует о том, что исследование недостаточно сфокусировано, или требуется другой тип исследования. Иногда заказчик хочет получить ответы на слишком большое число вопросов, настаивая при этом на применении метода фокус-групп. В подобной ситуации все преимущества данного метода будут сведены к нулю.

При подготовке сценария следует исключить вопросы, применяемые в количественных исследованиях, например, “сколько?”, как часто?”.

Последовательность вопросов должна быть такова, чтобы:

фокус-группа протекала естественно;

предоставлять аналитикам структуру для комментариев;

позволять ключевым вопросам возникать естественно.

Замечания.

Даже при одной и той же теме исследования, часто бывает необходимо подготовить разные сценарии для групп с разным составом респондентов (социальное положение, наличие детей в семье, опыт потребления если это важно для исследования).

Часто в фокус-группах применяют стимульный материал. К стимульному материалу относят определенные вещи, или товары, которые являются предметом обсуждения. Это может быть конкретный продукт, рекламный аудио- или видео- ролик, листовка, плакат, буклет, рисунок с изображением определенной ситуации. Если в группе рассматривается стимульный материал, необходимо предварительно его тщательно изучить и внести в сценарий темы, касающиеся различных элементов этого материала.

Этапы разработки сценария.

Собрать исследовательскую команду.

Решить, какие решения / действия будут приняты на основе результатов фокус-группы.

Решить, какие информационные и технические средства необходимы для исследования.

Вкратце заслушать модератора о первичных результатах, важных вопросах и мнениях.

Определить, какая информация необходима для стимулирования респондентов в процессе проведения фокус-группы.

Подготовить список проблемных областей, от общих к частным.

Подготовить список дополнительных вопросов по каждой теме, на случай, если информация не выдается спонтанно. Думать о контингенте.

Подготовить дополнительные вопросы в случае вероятных ответов.

Подготовить переходные вопросы для перехода к новой теме, или представления стимульного материала.

Тщательно рассмотреть стимульный материал.

Проверить сценарий и убрать из него любые второстепенные темы, закрытые или квантативные вопросы. Приблизительно рассчитать время, которое может быть затрачено на каждую тему, с учетом ее сложности и приоритете.

Выспаться и проверить сценарий на свежую голову.

Работа над сценарием обычно начинается с составления большого перечня вопросов, которые затем объединяются в несколько основных тем. В процессе работы, объем сценария постоянно уменьшается до тех пор, пока не примет оптимальную форму. Начинающие исследователи обычно опасаются, что небольшого числа основных тем будет недостаточно и не удастся получить ответа на все интересующие вопросы. Это не так. Мы рассмотрим далее основные приемы, которые позволят получить максимум ответов на интересующие вопросы. А вот слишком детальный сценарий скорее всего станет помехой для получения ценной информации, так как в процессе проведения фокус-группы запланированные темы могут меняться местами в зависимости от хода дискуссии, могут возникать новые, непредвиденные темы обсуждения. Это надо всегда иметь в виду при разработке сценария.

Пример сценария фокус-группы.

  • (Тема исследования восприятие целевой аудиторией программ планирования семьи).
  • 1. Провести разогревающую часть группового интервью.
  • 2. Первые ассоциации.

Когда вы думаете о планировании семьи, назовите первое, что приходит вам в голову.

(уточняйте)

Расскажите об этом еще.

Можете ли вы пояснить?

Приведите пример.

Что вы думаете (чувствуете) по этому поводу?

  • (почему, почему, почему)
  • 3. Отношение к детям.

Расскажите мне о детях. Как на них влияет семья?

(отметьте данные о каждом участнике сколько детей, пол, возраст и т.д.).

Как ваши дети себя чувствуют?

Счастливые.

Здоровые.

Ухоженные.

Какие они будут, когда вырастут?

Похожие на вас.

  • (почему)
  • 4. Планирование семьи.

Что вы себе представляете, когда я произношу выражение “планирование семьи”?

Получить ответы и уточнить.

Что-нибудь об этом.

Вы можете объяснить?

Что вы при этом чувствуете?

Что думают об этом ваши близкие?

Расскажите об этом еще.

Процесс принятия решения для тех, кто использует ПС.

Что вы используете?

Как долго вы это используете?

Как вы об этом узнали?

Как вы это Выбрали?

Кто вам посоветовал выбрать это?

Для тех, кто не использует, узнать почему.

А теперь вы не хотите попробовать?

Вы когда-нибудь пробовали?

Что случилось?

(Ловите на противоречиях, сталкивайте противоположные точки зрения)

Представьте, что ваш друг сказал вам, что решил попробовать. Что бы Вы ему посоветовали?

  • (почему)
  • 5. Показать стимульный материал.

Нравится.

Не нравится.

Относительно.

Затрудняюсь.

Внушает доверие.

Значительно.

  • (почему)
  • 6. Впечатления о продукте (программа планирования семьи).

Представьте, что я из далекой деревни и никогда об этом не слышал. Расскажите мне об этом.

7. Восприятия пользователей.

Кто, по вашему мнению, те люди, которые пользуются …? Как они выглядят? Расскажите о них. На что похожа их жизнь? Чем они отличаются от тех, кто не пользуется …?

8. Благоприятные и неблагоприятные условия.

Опишите две или три ситуации, в которых люди, как вы, могли бы попробовать ….

Опишите две или три ситуации, в которых люди, как вы, решили бы не пробовать ….

9. Закрытие группы.

Подытожить мнения, разногласия и согласия, проявившиеся во время группы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основная цель и задачи мониторинга персонала. Принципы и условия его организации и проведения. Требования к мониторинговым показателям. Краткие характеристики методов сбора данных: анкетирования, интервью, фокус-группы, наблюдения, анализа документов.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Теоретические основы использования социологических методов в PR. Анализ проблемной ситуации в компании "Альянс". Фокус-группа как метод социологического исследования. Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры и снижению текучести кадров.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2015

    Специфика деятельности молодежных групп. Сущность и специфика работы молодежной группы в оздоровительном секторе СПбПУ. Способы повышения эффективности работы молодежной группы на примере команды оздоровителей профкома студентов и аспирантов СПбПУ.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2016

    Сущность понятия "производственная группа", особенности взаимоотношения с человеком. Анализ деятельности учреждения и факторов эффективности работы группы. Методы влияния на группы и организация работы производственных групп в современном предприятии.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2009

    Необходимость в формировании квалифицированной группы внедрения и сопровождения системы, выбор сильного руководителя группы. Подготовка предприятия к реализации ИС. Реорганизация организационной структуры управления и реинжиниринг бизнес-процессов.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2014

    Рассмотрение влияния общества и больших социальных групп на индивида. Определение малой группы, ее признаков, параметров, функций и классификации, а также межличностных отношений в ней. Исследование психологии коллектива как высокоразвитой группы.

    презентация , добавлен 14.01.2015

    Понятие групп и особенности группы. Формальные и неформальные группы. Методы управления организацией. Влияние неформальных групп на жизнь организации и их особенности. Синтез формального и неформального в организации. Психологический климат в коллективе.

    Место проведения: аудитория

    Продолжительность: 1 час 30 минут

    Количество респондентов: 8-10 человек

    Стимульные материалы: вырезки из журналов, журналы, статьи, интернет выдержки

    Оборудование: листы А4, клей, карандаши, таблицы с заданиями, картинка с заданием, ватманы

    Вступление (5 минут)

    Здравствуйте! Меня зовут Александр, это мой ассистент Александр. Мы находимся здесь, чтобы поговорить об отношении к проблеме "отцов-одиночек". Прежде чем приступить к дискуссии, нам необходимо познакомиться.

    Сейчас ваша задача - представить своего соседа. Вы можете упомянуть о его интересах, хобби, роде занятий и т.п. У вас есть несколько минут, чтобы обменяться информацией…

    Мне хотелось бы вас ознакомить с некоторыми правилами ведения нашей беседы:

    Вы можете свободно выражать свое мнение, но просьба не говорить одновременно

    Вы можете дискутировать друг с другом, а не только со мной

    Вы должны быть искренни в своих высказываниях

    В настоящее время ведется видеозапись нашей беседы. Это не должно вас смущать, сковывать, видеозапись предназначена для специалистов, которые хотят извлечь из ваших выступлений интересные идеи. Наша дискуссия будет продолжаться чуть больше часа. Если нет вопросов, давайте приступим к работе.

    II. Основная часть

    Блиц-опрос (10 минут)

    Как часто мы слышим словосочетание "мать-одиночка" и уже не находим в этом ничего удивительного. В порядке вещей? Да нет, просто слишком много таких матерей. А вот когда о ком-то говорят "отец-одиночка", женщин пробивает на слезу, мужчины уважительно косятся, а Госдума мучительно вынашивает проекты по льготам для этой категории граждан, что у Вас вызывает это словосочетание?

    Есть ли среди ваших знакомых лица, являющиеся одним родителям в семье?

    Есть ли среди ваших знакомых лица, являющиеся одним родителям в семье, отцом?

    Ответ на следующий вопрос запишите на листе

    Как часто Вы слышите о проблеме отцов одиночек?

    Почему на Ваш взгляд информация о отцах одиночках распространяется в таком количестве?

    Возможные ситуация привлекшие к созданию семьи с одним родителем(15 минут)

    1) Ранжирование. Расставьте в порядке наибольшей вероятности мотивы создания одно родительной семьи. На обратной стороне карточки укажите свой пол и возраст.

    Возможные ситуация привлекшие к созданию семьи с одним родителем отцом(15 минут)

    Ранжирование. Расставьте в порядке наибольшей вероятности мотивы создания одно родительной семьи глее родителем является отец. На обратной стороне карточки укажите свой пол и возраст.

    2) Bubbles. На данной картинке изображена ситуация, когда отец одиночка привел своего сына в магазин. Расскажите о том, что думают и чувствуют потенциальные герои или один из них на этой картинке.


    Другие материалы:

    Технологии социальной реабилитации
    Проблемы осуществления самообслуживания и самостоятельного передвижения решаются в ходе социально-бытовой реабилитации. Организация социально-бытовой реабилитации связана с рядом методических подходов, которые лежат в основе технологии э...

    Потребности и способности человека
    Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и по...

    Понятие личности и её структура
    Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного чел...

    Мужчина/женщина вреальной жизни и в средствах массовой ин-формации.

    Лучшая половиначеловечества.

    Женщины в моей жизни.

    При составлении топик-гайда, при планировании ипроведении фо-кус-группы выделяют пять этапов:

    1) вступление;

    2) фоновые вопросы;

    3) основные вопросы;

    4) дополнительные вопросы;

    5) окончание дискуссии.

    Этап 2. Проведение фокус-группы

    Учебная группа на этапе проведения фокус-группыисполняет роль приглашенных участников, часть студентов — рольисследователей-наблюдателей. В реальном исследовании группаучастников состоит, как правило, из 6-8 человек, отобранных поспециальным критериям.

    Функция «наблюдателей» — фиксировать(записывать на видео-пленку, магнитофон, на бумагу) всепроисходящее во время группо-вой дискуссии.

    Основные требования, определяющие порядок работы вфокус-группе:

    1) вопросы следуют в логическом порядке;

    2) до групповой дискуссии устанавливается доверительныйконтакт группы и модератора, членов группы друг с другом;

    3) дискуссия завершается вежливои логично. Вступление (15 минут) —дискуссии:

    Подчеркивание значимостиданного контакта;

    Подчеркивание значимостиисследования, в котором примут учас-тие респонденты (серьезноеотношение к проблеме и внимание к собственным мыслям и чувствам поотношению к обсуждаемому вопросу);

    Акцент на ценностикаждого мнения;

    Представление каждого,начиная с исследовательской группы;

    Пояснение относительноприсутствия наблюдателей, а также тех-нических средств(видеокамера, магнитофон).

    Блоки вопросов (примернопо 10 минут на блоки фоновых и дополни-тельных вопросов;академический час для основных вопросов; число вопросов не превышает10, из них 5-6 основных).

    Фоновые вопросы можно задавать в процессе чаепития вначале работы. С их помощью создается непринужденная дружескаяобста-новка. Следует избегать раньше времени говорить по темеисследова-ния, лучше выбрать нейтральные темы (погода, спорт,дети). Не сле-дует обсуждать вопросы, которые вызовут полярныемнения (рели-гия, политика и т. п.) и настроят членовфокус-группы враждебно друг по отношению к другу.

    Первый вопрос модератора «разбивает лед».Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общеемнение.

    Модератор сужает дискуссию, естественно переходя отобщих к основным (специфическим) вопросам. Обсуждение в группеначи-нается с открытых вопросов, которые дают широкий спектрмнений. В конце дискуссии модератор задает закрытые вопросы, чтобыполу-чить информацию о конкретных проблемах.

    Уровни структуризации вопросов (по Р. Мертону):

    1. Неструктурированный вопрос направлен на то, чтобыответ был максимально свободен, «не задан» вопросом(например: «Что в филь-ме вам показалось самыминтересным?»).

    2. Полуструктурированные вопросы различают по типам.Тип А — вопрос, структурированный по ответу, но свободный постимулу («Что вы узнали из этой метафоры, чего не зналираньше?»). Так-же выделяют вопросы типа Б:структурированные по стимулу, но свободные по ответу («Что выподумали и почувствовали, когда Мулан "провалила"сватовство?»).

    3. Структурированный вопрос ограничивает и стимул, иответ («Эф-фективны ли для развития несексистского взглядана людей, на ваш взгляд, мультипликационные фильмы для детей ипод-ростков?»).

    Окончание дискуссии (5-8минут): завершение фокус-группы предпо-лагает контроль заданныхвопросов из предварительного списка, бла-годарность участникамдискуссии.

    Работа модератора: задача модератора заключается в том,чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями.Стоит обратить внимание на следующие вопросы в подготовке груп-повойдискуссии:

    Знание текста вопросовнаизусть для полной свободы ведения дис-куссии;

    Максимально комфортноеустройство участников фокус-группы;

    Профессиональныекоммуникативные навыки модератора;

    Атмосфера доверия вгруппе;

    Баланс мнений;

    Внимание к «языкутела»;

    Регламент.

    Как правило, к модератору предъявляют высокиетребования.

    Необходимые психологические характеристики модератора:хоро-шая память, умение слушать, устанавливать контакт, искреннийин-терес к другим людям, доброжелательность, толерантность,чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так иустные), чувство юмора.

    К характеристикам внешности, как правило, относятсходство мо-дератора с группой. То есть прическа, одежда (и даже,по мнению мно-гих исследователей, пол) модератора должны бытьидентичными осо-бенностям членов группы, насколько это возможно.

    К профессиональным умениям относится высокаякоммуникатив-ная компетентность, а также специфические умения.

    Так, например, по данным исследователей, практикующихфокус-группы в сборе информации, в процессе работы участникинепроиз-вольно делятся на следующие категории: «эксперты»(их модератор уравновешивает подчеркнуто внимательным отношением ковсем мне-ниям), «доминирующие» (модератор«переключает внимание» с них на других участников: «Естьли другие точки зрения?»), «застенчи-вые»(модератор активизирует их невербально либо называет по име-ни,приглашает к ответу на вопрос) и «болтливые», то естьговорящие много и не по существу проблемы (с ними модератор исключаеткон-такт глазами, невербально демонстрирует скуку и при малейшейвоз-никшей паузе передает инициативу другим участникам).

    Некоторые типичные ошибки при проведении фокус-группы:

    Не используется стол,испытуемых сажают в круг, как во время тренинга;

    Используется несколькомикрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, темсамым затрудняется анализ результатов групповой дискуссии;

    В процессе дискуссииговорят несколько человек, перебивая друг друга, что также усложняетрасшифровку;

    В помещении присутствуют«дополнительные наблюдатели», что сказывается на качествеи свободе дискуссии;

    Участник фокус-группыуже имеет опыт участия в групповой дискуссии;

    Участник фокус-группыявляется экспертом в изучаемом вопросе;

    Модератор не можетскоординировать дискуссию так, чтоб «ней-трализовать»некоторых чрезмерно активных испытуемых;

    Модератор так ведетфокус-группу, что участники могут догадать-ся о его мнении поизучаемому вопросу.

    Этап 3. Обработка результатов

    Вместе с модератором и преподавателем все студентыобрабаты-вают результаты проведенной групповой дискуссии. Всегона про-ведение фокус-группы и обработку результатов отводится 4ака-демических часа.

    Результаты проведенной фокус-группы обобщаются ианализиру-ются, а затем представляются в виде отчета.

    Отчет по фокус-групповому исследованию.

    Обычно в исследовании принимает участие несколько групп,укомплектованных по различным основаниям, однако на данном за-нятиибудет проведен анализ работы только одной группы.

    Сначала группируются ответы и мнения участников группыпо каждому из обсуждавшихся вопросов на одном или нескольких ли-стахбумаги. В том случае, если групп несколько, используют руч-ки иликарандаши разных цветов. При анализе высказываний каж-дой группыпо данному вопросу можно использовать цитаты, чет-ко и конкретновыражающие важную точку зрения. Эти цитаты включаются в отчет какиллюстрация определенной позиции.

    Аналогичным образом описывается каждый обсуждаемыйвопрос с примечанием, какая примерно доля группы выразила то или иноемнение (все, большинство, многие, несколько, немного, один или два,имевшие особый опыт или особую позицию) и дословно записывают-сяпри этом важные цитаты.

    Итогом отчета являются выводы по материалам групповойдискуссии.

    Примерный вариант отчета приводится в приложении.

    Контрольные вопросы

    1. Назовите понятия, наиболее близкие по содержанию кпонятию «гендерная идентичность»?

    2. Какие проблемы выделяют исследователи в процессеразвития жен-ской/мужской идентичности человека?

    3. Как объясняют исследователи существующие различия истерео-типы самовосприятия в социальных группах женщин и мужчин?

    4. Какие психологические данные можно получить спомощью мето-да фокус-групп?

    5. Какие сложности приходится преодолевать приподготовке и про-ведении данной методики?

    6. Как бы изменились результаты исследования, если бырасширил-ся качественный состав групп (был бы введен принциппрофес-сионального или возрастного комплектования групп)?

    Литература по проблеме фокус-групп

    1. БогомоловаН. Н., Мельникова О. Т., Фоломеева Т. В. Фокус-группыкак качественный метод в прикладных социально-психологиче-скихисследованиях // Введение в практическую социальную пси-хологию.- М., 1996. - С. 281-304.

    2. БогомоловаН. Н., Фоломеева Т. В. Фокус-группыкак метод соци-ально-психологического исследования. — М.,1997.

    3. МельниковаО. Т. Качественныеметоды в решении практических социально-психологических задач //Введение в практическую со-циальную психологию. — М., 1996.— С. 265-280.

    4. ХолмзО. Пособие посоциальному маркетингу для общественных организаций. — М.,1996.

    Литература по проблеме гендерной индентичности

    1. АгеевВ. С. Межгрупповоевзаимодействие: Социально-психоло-гические проблемы. — М.,1990.

    2. АлешинаЮ. Е., Воловий А. С. Проблемыусвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. — 1989.— № 5.

    3. АрутюнянМ. Ю. «КтоЯ?» Проблема самоопределения юношей и девушек-подростков// Женщины и социальная политика (гендерный аспект). — М.,1992.

    4. БернШ. Гендернаяпсихология. — СПб., 2001.

    5. ВоронинаО. А. Женщина вмужском обществе // Социологиче-ские исследования. — 1982.— № 2. — С. 43-50.

    6. КаганВ. Е. Когнитивныеи эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии. — 2000. — № 2. - С. 65-69.

    7. КлецинаИ. С. Гендернаясоциализация: Учебное пособие. — СПб., 1998.

    8. Коломинский Я. Л.,Мелтсас М. X . Ролеваядифференциация пола у дошкольников// Вопросы психологии. —1985. — № 3. — С. 165-171.

    9. КонИ. С. Половыеразличия и дифференциациясоциальных ро-лей // Соотношение биологического и социального. —М., 1975.

    10. КонИ. С. Ребенок иобщество - М., 1988.

    11. ЛунинИ. И., Старовойтова Г. В. Исследованиеродительских полоролевых установок в разных этнокультурных средах //Этниче-ские стереотипы мужского и женского поведения. —СПб., 1997.

    12. ПавленкоВ. Н. Представленияо соотношении социальной и лич-ностнойидентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии.— 2000. — № 1. — С. 135-141.

    13. Родина Н. К. Кпроблеме использования гендерного анализа в пси-хологическихисследованиях // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. - С.22-28.

    14. РепинаТ. А. Анализтеорий полоролевой социализации в современ-ной западнойпсихологии // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.

    15. ХасанВ. И. Тюменева Ю.А. Особенностиприсвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии.— 1997. — № 3. — С. 32-39.

    Приложение

    Пример использования метода фокус-группы длястуденческого исследования: «Дефлорация как психологическаятравма»

    Цель: изучениевлияния первого сексуального опыта на самовоспри-ятие девушки.

    Гипотезы

    Первый сексуальный опытвоспринимается большинством деву-шек как травмирующая ситуация.

    В ряде случаевдефлорация связана с актом насилия.

    В результатенесоответствия ожиданий, связанных с первым сексу-альным опытом,у девушек возникает чувство неуверенности в себе.

    Инцест при дефлорациипорождает чувство вины и стыда перед членами семьи и перед самойсобой.

    Гендерные стереотипыподавляют сексуальную активность деву-шек, заставляя ихчувствовать себя зависимыми и подчиняемыми.

    Методики исследования:слабоструктурированное интервью и фо-кус-группа.

    Выборка — юноши и девушки —студенты I—IVкурсов вузов и средних специальных учебных заведений, всего 32человека (16 чело-век прошло интервью; также работали двефокус-группы — для юно-шей и для девушек).

    Топик-гайд фокус-группы

    Фоновые вопросы

    1. У всех закончилась сессия?

    2. Какие предметы пришлось сдавать в сессию?

    3. Где будете проводить зимние каникулы?

    Основные вопросы

    (Пояснение терминов, которые будут использоваться впроцес-се работы.)

    1. В каком возрасте, как правило, девушки решаются напервый сек-суальный контакт, связанный с дефлорацией?

    2. Почему они принимают такое решение (решение, чтодефлорация возможна)?

    3. Какие трудности могут возникнуть у девушки придефлорации?

    4. Кто и как оценивает последствия дефлорации девушки?Сама де-вушка свободна в своей оценке?

    5. Существует понятие «изнасилование насвидании». Что вам изве-стно об этом понятии?

    6. Кто несет ответственность за«изнасилование на свидании»? Примерыответов на вопросы в процессе фокус-группы

    Вопрос № 3: Какие трудности могут

    возникнуть у девушки при дефлорации?

    Девушки

    Юноши

    «Страх боли...»

    «Страх не понравиться партнеру...»

    «Страх перед новым...»

    «Главное — преодоление психологического барьера...»

    «Страх перед новым...»

    «Боязнь неопытности, не понравиться парт-неру...»

    Дефлорация как травма:психологический анализ

    М. Татурина, Т. Краева, Н. Виеру, А. Лаврентьева, С.Мослова, Е. Курочкина, Г. Малекова, О. Бармина (НГПУ, НижнийНовгород)

    Проблема восприятия первогосексуального опыта — одна из мало изученных в отечественнойпсихологии. За рубежом «первооткры-вателем» темы сталклассик психоанализа — Зигмунд Фрейд (ра-боты «Тотеми табу»,«Тотемы девственности»). В отечественной психологии вобласти изучения подростковой сексуальности наи-более известныработы И. С. Кона («Клубничка на березке», «Вве-дениев сексологию» и др.).

    В настоящий момент предметом анализа процессаманифестации подростковой сексуальности и дефлорации становитсямедицинский (биологический) аспект. Этому посвящена, например, работаА. М. Свядоща «Женская сексопатология». Наше исследованиеконцентрирует внимание на эмоциональном переживании изменений«физического Я» девушек, на социальных последствияхдефлорации. Нашей целью было изучение влияния первого сексуальногоопыта на самовосприятие де-вушки и на сценарий ее дальнейшейсексуальной жизни.

    В качестве методик мы использовалислабоструктурированное ин-тервью и фокус-группу. В исследованиипринимали участие юноши и девушки — студенты I—IVкурсов вузов и средних специальных учеб-ных заведений. В выборкувходило 32 человека (в том числе 16 деву-шек участвовали винтервьюировании, 8 юношей и 8 девушек прини-мали участие вфокус-группах). Анализ интервью проходил по следу-ющим этапам:выявление смысловых частей, а далее — оценка высказываний исоотнесение их со смысловыми частями.

    Проведенная нами работа показала, что:

    Первый сексуальный опытвоспринимается частью девушек как травмирующая ситуация,накладывающая отпечаток на сценарий дальнейшей сексуальной жизни;

    В ряде случаевдефлорация связана с актом насилия, порождаю-щим агрессию инедоверие к окружающим;

    Инцест при дефлорациипорождает чувство вины и стыда перед членами семьи;

    В результатенесоответствия реальности ожиданий, связанных с первым сексуальнымопытом, у девушек возникает чувство глубо-кой неуверенности всебе в психофизиологическом плане;

    Гендерные стереотипыподавляют сексуальную активность деву-шек, заставляя ихчувствовать себя зависимыми и подчиненными.

    Первым этапом в анализе результатов исследования сталоизуче-ние причин, которые лежат в основе первого сексуальногоопыта де-вушек.

    Каждая третья из числаопрошенных девушек считала свою дев-ственность грузом. Такиереспондентки хотели как можно быст-рее избавиться от него, бытьпохожими на своих подруг, у которых уже был первый сексуальный опыт.Хотели почувствовать себя более взрослыми, самостоятельными.

    Каждая третья из числаопрошенных девушек видела свой пер-вый сексуальный опыт какпродолжение отношений с другом. Они доверяли своим партнерам и именнос ними хотели быть более близкими.

    Каждая четвертая изчисла опрошенных девушек получила свой первый сексуальный опыт врезультате насилия, инцеста и т. п.

    По итогам исследования мы выделили следующие сценариипер-вого сексуального опыта:

    1-й сценарий обоюдногосогласия обеихсторон. Этот сценарий имеет различ-ные варианты: сценарии«Сожаление впоследствии» (возникает под давлениемсоциальных стереотипов), «Принятие опыта», «Оправдан-ныеожидания», «Неоправданные ожидания», «Переоценкаценностей в результате первого сексуального опыта».

    2-й сценарий —первый сексуальный опыт, полученный в резуль-тате изнасилования. В результатеизнасилования возникает непри-язнь и недоверие к представителямпротивоположного пола.

    3-й сценарий —первый сексуальный опыт, полученный в резуль-тате инцеста. В данномсценарии мы также обнаружили разные эмо-циональные реакциидевушек. Избегание, конфликты с родными, не-доверие к роднымпосле первого сексуального опыта, где место имел инцест, а такжечувство неполноценности, униженности в результате изнасилования иинцеста как первого сексуального опыта.

    Таким образом, психологическое состояние девушки последефло-рации во многом зависит от условий, при которых полученпервый сексуальный опыт и от ожиданий девушки. При неблагоприятномразвитии событий первый сексуальный опыт можно расценивать какпсихологическую травму с продолжительными последствиями; в по-добныхситуациях девушки нуждаются в помощи психолога. При бла-гоприятноми безопасном для девушки развитии событий дефлора-ция,сопровождающаяся изменениями в «физическом Я»,самостоя-тельно переживается девушкой и не требует помощиспециалиста.

    Глава 20

    Изучение гендерных характеристик личности методомпсихологической самодиагностики

    И. С. Клецина

    Комплекс гендерных характеристик личности представляетсобой мно-гофакторный конструкт, включающий в себя гендернуюидентичность, маскулинные и фемининные черты личности, стереотипы иустановки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения.

    Гендерная идентичность —осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу .Гендерная идентичность — осозна-ние себя связанным скультурными определениями мужественности и женственности. Возникая врезультате процесса взаимодействия «Я» и других,гендерная идентичность проявляется как субъективный опытпсихологической интериоризации мужских или женских черт .

    «Гендерная идентичность связана с нашимпредставлением о своем поле: чувствуем ли мы себя в действительностимужчиной или женщи-ной» . Другими словами,гендерная идентичность — это аспект самосознания, описывающийпереживание человеком себя как предста-вителя определенного пола,осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте, то естьосознание и переживание индивидом по-зиции Я по отношению кконкретным образцам или эталонам пола.

    Маскулинность и фемининность —нормативные представления о соматических, психических и поведенческихсвойствах, характерных для мужчин и женщин . И. С. Кон выделяеттри разных значения понятия «маскулинность».

    1. Маскулинность как дескриптивная, описательнаякатегория обо-значает совокупность поведенческих и психическихчерт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам в отличиеот женщин.

    По аналогии можно выделить и три значения понятия«фемининность».

    Гендерные стереотипы —стандартизированные представления о моделях поведения и чертаххарактера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

    Гендерные установки —субъективная готовность к полотипичнымформам и моделям поведения, стремление к исполнению ролей, ожидаемыхот индивида определенного пола.

    Все гендерные характеристики являются составляющимиЯ-концепции личности. Гендер самый ранний, центральный иактивно-организующий компонент Я-концепции. У большинства людейгендерная идентичность соответствует биологическому полу. Лежащее воснове гендерной идентичности чувство принадлежности к мужскому илиженскому полу объединяет основные гендерные характеристики, че-ловекбудет демонстрировать соответствующие полу характеристики, чтобыподдерживать чувство принадлежности к данному полу. Одна-комужчина или женщина даже с непротиворечивой гендерной иден-тичностьючасто будет демонстрировать характеристики и поведение, ассоциируемоес другим полом. Глобальная гендерная идентичность, как правило,сохраняется неизменной в течение жизни, а ожидания, жизненныеинтересы, черты личности и полоролевое поведение мо-гут меняться.Данные изменения являются следствием возрастных трансформаций инакопленного жизненного опыта .

    Гендерные характеристики как многофакторный конструкт невсегда тесно взаимосвязаны между собой. Каждая из гендерныхха-рактеристик может иметь свою историю развития и отличатьсяспе-цификой проявления.

    Цель занятия

    1. Познакомить студентов с методиками, позволяющими изучать гендерныехарактеристики личности.

    2. Способствовать развитию у студентов навыков анализасобствен-ных гендерных характеристик.

    Оснащение

    Тексты и бланки опросников для изучения гендерныххарактеристик:

    1. Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?»(приложение 1).

    2. Опросник С. Бэм (приложение 2).

    3. Тест Лири (приложение 3).

    4. Опросник С. Бэм (модифицированный вариант)(приложение 4).

    5. Опросник «Пословицы» (приложение 5).

    6. Опросник «Распределение ролей в семье»(приложение 6).

    Порядок работы

    Данное занятие рассчитано на 6-8 часов. Время проведенияза-нятия зависит от того, как много внимания преподаватель будетуде-лять обсуждению теоретической информации. В ходепрактическо-го занятия студентам предлагается под руководствомпреподавате-ля последовательно заполнить комплекс опросников,направленных на изучение гендерных характеристик, а затем, обобщив ипроана-лизировав результаты, подготовить текст письменной работы«Со-циально-психологический портрет (гендерный аспект)».Завершаю-щая часть занятия — подготовкасоциально-психологического порт-рета на основе анализасобственных гендерных характеристик — может быть проведена каксамостоятельная внеаудиторная работа. Этапы работы на занятии:

    Этап 1. Психологическаясамодиагностика.

    Этап 2. Подготовкаписьменной работы «Социально-психологи-ческий портрет(гендерный аспект)».

Загрузка...