domvpavlino.ru

Где умер саша черный. Краткая биография Саши Чёрного

Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года - русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.

Родился Саша в семье провизора - семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.

Блондина называли «Белый», брюнета - «Чёрный». Отсюда и псевдоним.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», - величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 - один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.

Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

Гете и Шиллер на мыле и пряжках, На бутылочных пробках, На сигарных коробках И на подтяжках… Мещане торгуют титанами... На могилах, 1912 В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете. В марте 1917г. Временным правительством назначен заместителем комиссара Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Чёрный не принял, несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно) осенью 1918 уехал в Прибалтику.


В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».

Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного - это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

__________________________________________

Молитва

Благодарю тебя, создатель, Что я в житейской кутерьме Не депутат и не издатель И не сижу еще в тюрьме. Благодарю тебя, могучий, Что мне не вырвали язык, Что я, как нищий, верю в случай И к всякой мерзости привык. Благодарю тебя, единый, Что в Третью Думу я не взят,— От всей души, с блаженной миной Благодарю тебя стократ. Благодарю тебя, мой боже, Что смертный час, гроза глупцов, Из разлагающейся кожи Исторгнет дух в конце концов. И вот тогда, молю беззвучно, Дай мне исчезнуть в черной мгле,— В раю мне будет очень скучно, А ад я видел на земле.

____________________________________________________

Два желания

1 Жить на вершине голой, Писать простые сонеты... И брать от людей из дола Хлеб вино и котлеты. 2 Сжечь корабли и впереди, и сзади, Лечь на кровать, не глядя ни на что, Уснуть без снов и, любопытства ради, Проснуться лет чрез сто.

_______________________________________________________

Споры

Каждый прав и каждый виноват. Все полны обидным снисхожденьем И, мешая истину с глумленьем, До конца обидеться спешат. Эти споры - споры без исхода, С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой, Изнуряют тщетною борьбой И пугают нищенством прихода. По домам бессильно разбредаясь, Мы нашли ли собственный ответ? Что ж слепые наши "да" и "нет" Разбрелись, убого спотыкаясь? Или мысли наши - жернова? Или спор - особое искусство, Чтоб, калеча мысль и теша чувство, Без конца низать случайные слова? Если б были мы немного проще, Если б мы учились понимать, Мы могли бы в жизни не блуждать, Словно дети в незнакомой роще. Вновь забытый образ вырастает: Притаилась Истина в углу, И с тоской глядит в пустую мглу, И лицо руками закрывает...

______________________________________________________

Среди поэтов Серебряного века особняком стоит фигура сатирика, детского писателя Саши Чёрного, Александра Михайловича Гликберга, родившегося 13 октября 1880 года. Взятый им псевдоним намекает на цвет волос, так как в их семье был еще один Саша – белый.
Еврейское происхождение поэта не давало ему возможности поступить в одесскую гимназию, и родители окрестили детей в православной церкви. Но и, поступив в гимназию, Александр ее не закончил, а, боясь наказания, сбежал из дома. Ничем не занимаясь, нищенствуя, он болтался по улицам. Неожиданная помощь пришла от житомирского помещика Роше, принявшего Сашу в свою семью и давшего ему возможность получить образование.
После солдатской службы, где он пробует себя в качестве писателя, Александр переезжает в Петербург. В столичных журналах и газетах появляются сатирические произведения поэта, его произведения пользуются популярностью. Но власти неоднозначно относятся к творчеству Гликберга, некоторые его сборники так и не увидели свет. Хотя читателя привлекала манера сатирического поэта делать остроумные замечания, хлестко высмеивать отрицательные моменты жизни общества и его членов, но многие отвергают незадачливого поэта.
Боясь быть арестованным, Саша Чёрный поселяется ненадолго в Германии, где посещает лекции в Гейдельбергском университете, общается с интересными людьми. Вернувшись на родину в 1908 году уже со сложившимися взглядами на бытие, поэт заваливает своими сатирами столичные журналы.
Но вскоре читатель знакомится с совершенно другим Сашей Чёрным – лиричным. У него появляются новые поклонники – дети, для которых поэт создал много замечательных рассказов и стихотворений.
Во время начавшейся в 1914 году войны Александр служил в пятой армии, впечатления от трех лет, проведенных в окопах, он отразил в цикле стихов «Война».
Исторические катаклизмы, происходившие в России в то время, привели поэта к эмиграции, куда он отправляется вместе с женой. Латвия, Германия, а затем Франция – вот места пребывания русского эмигранта. И такая же тоска по родине, как у всех покинувших в это время Россию. Недаром Саша Черный сближается с Леонидом Андреевым, приезжая к нему в Италию. Эти настроения, ностальгия по русскому быту и природе отражены в произведениях поэта, печатавшихся в немецких, а затем французских русскоязычных изданиях. Не забывает он и детскую аудиторию, посвящая ей и прозу, и стихи. «Несерьезными рассказами», «Солдатскими сказками» до сих пор зачитываются маленькие поклонники Саши Чёрного.
К концу жизни у поэта появляется собственное жильё на участке в местечке Ла Фавьер, в котором частыми гостями были эмигранты из среды русских интеллигентов.
Смерть застала Сашу Чёрного в самом расцвете творческих и жизненных сил: летом 1932 года, придя домой после тушения пожара у соседей, он неожиданно скончался.
На могильной плите поэта можно прочитать пушкинское: Жил на свете рыцарь бедный.

Поэт и прозаик Саша Чёрный родился под именем Александра Михайловича Гликберг в довольно большой семье с пятью детьми. На удивление, двоих мальчиков звали одинаково - Саша, однако один имел светлые волосы и потому назывался «белым», а другой тёмные - его звали «чёрным». Таково происхождение псевдонима. Родился автор в Одессе, 13 октября 1880 года. Вскоре родители отдали мальчика в гимназию, однако судьба сложилась так, что Александр покинул свой дом и, оставшись совершенно нищим, стал попрошайничать на улице. Об одиноком и бедном мальчишке написали в газете. Этот рассказ до того тронул одного господина чиновника, К.К. Роше, что он решил взять юного Сашу к себе. Роше был человеком достаточно благородным и любил поэзию, что, безусловно, внесло свой вклад в характер будущего писателя.

В 21 год Александр пошёл на службу рядовым, три года спустя стал работать в таможне. Летом 1904 года опубликовали «Дневник резонёра» в одной из газет города Житомира под псевдонимом «Сам по себе».

Год спустя Гликберг стал жить в Санкт-Петербурге, в котором началась череда публикаций работ в различных журналах: «Леший», «Зритель», «Альманах» и некоторые другие. Стихотворения нашли много положительных откликов среди читателей.

Впервые Александр Михайлович подписался как «Саша Чёрный» в 1905 году в свой сатире «Чепуха». Печать этого стихотворения послужила тому, что журнал отныне прекратил свою работу. Сборник автора запретили из-за цензуры.
С 26 до 28 лет поэт пробыл в Германии, обучаясь в немецком университете, а после вновь приехал в Петербург и стал сотрудничать с изданием «Сатирикон». Автором было выпущено несколько сборников стихотворений, его произведения публиковались в известных журналах и газетах, таких как «Современник», «Солнце России», «Киевская мысль» и некоторых других.

Александр Гликберг во время Первой мировой войны был на фронте в качестве рядового при лазарете.

В 18 году прошлого столетия поэт и прозаик покинул Россию. Поселился сначала в Литве, затем Берлине и Риме, а в 1924 году окончательно остановился в столице Франции, где стали издаваться его сборники. Пятью годами спустя, он купил небольшую территорию на юге страны, куда приезжали гостить русские деятели искусства.

В начале августа 1932 года Александр Михайлович скончался из-за сердечного приступа. Тому причиной послужил недавний пожар, в тушении которого поэт оказывал помощь своим соседям, но, придя домой, слёг и более оказался не в состоянии подняться.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Борис Николаевич Ельцин

    Борис Ельцин – первый президент Российской Федерации, который руководил страной с 1991 по 1999 гг. Борис Николаевич Ельцин появился на свет 1 февраля 1931 года в селе Бутка

  • Карл Эрнст фон Бэр

    Карл Бэр – известный ученый, естествоиспытатель, основатель науки эмбриологии, человек, который своей деятельностью внёс огромный вклад в развитие эмбриологии и науки медицины в целом.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

САША ЧЕРНЫЙ 1880-1932

В 2010 ГОДУ исполняется 130 лет со дня рождения Саши Черного

настоящее имя Александр Михайлович Гликберг

поэт, прозаик, переводчик

Он родился и рос в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В его рассказах «Самое страшное», «Невероятная история», в стихотворении «Приготовишка» отразились воспоминания о детстве в городе Белая Церковь.

Из этого города семья Черного сначала переехала в Одессу, потом в Житомир, где будущий поэт учился в гимназии и откуда сбежал в 15 лет в Петербург. Из столичной гимназии он также был исключен за неуспеваемость.

Вторично исключенный из Житомирской гимназии без права поступления за столкновение с директором, юноша работал мелким чиновником, печатал свои произведения в местной газете.

Становится известным как детский писатель: книги «Тук-Тук», «Живая азбука» и другие.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся. Похоронен на кладбище Лаванду, департамент Вар. Могила поэта была утеряна после боевых действий Второй мировой войны. Детей у поэта не было.

С. Черный очень любил детей. К. Чуковский вспоминал: «В одно из воскресений на Крестовском в летний горячий день я услыхал десятки голосов, звонко кричавших: «Саша, Саша, скорее сюда!» - и увидел, что он... охотно откликается на эти призывы. Он сидел полуголый в лодке, взятой, очевидно, напрокат, и его черные глаза маслянисто поблескивали. Лодка была полна малышей, лет семи или немного постарше, которых он только что прокатил до моста и обратно, и теперь его ждали другие, столпившиеся неподалеку на сваях: «Саша, сюда, сюда!» Он бережно высадил одних пассажиров и, наполнив свою лодку другими, тотчас же пустился в новый рейс.

Отгадайте загадку в пословицах. О ком идет речь? 1)Против сотки их довольно одного ястреба. 2)Он землю видит, когда ест, небо - когда пьет. 3)Он под кровлю, а сова на ловлю. Воробей.

Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты - большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой… Ты представь такую штуку - Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут.

Воробей мой, воробьишка! Серый-юркий, словно мышка. Глазки - бисер, лапки - врозь, Лапки - боком, лапки - вкось...

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,- Отчего ты всё качаешь головой?» - «Оттого что, потому что, потому - Всё я думаю, дружок, и не пойму... Не пойму, что человек, такой малыш, Посадил меня в клетушку, словно мышь...


О творчестве Саши Черного для детей и его изучении

Писать для детей Саша Черный, известный поэт-сатирик, начинает еще в России. В 1911 г. появляется стихотворение «Костер», а в 1912 г. он готовит детский альманах «Голубая книжка», в который войдет рассказ «Красный камешек» и песенка «Вечерний хоровод». В дальнейшем им опубликованы стихи для детей «Тук-тук!» (1913), «Живая азбука» (1914).

Первые же произведения многое определяют в дальнейшем развитии творчества Саши Черного для детей. В стихотворении «Костер» объединяющим становится игра, при этом взрослый оказывается частью общего действа, он участвует в разжигании костра, забавах вокруг него, а потом и в его тушении вместе с детьми. Такая устремленность к детям, способность находить радость от общения с ними, искреннее желание быть частью их мира сохранится на протяжении всего жизненного и творческого пути поэта.

В рассказе-сказке «Красный камешек» появляется маленький герой того типа и склада характера, который всегда будет отражаться в любимых героях Саши Черного как поэтических, так и прозаических произведений. Традиционные сказочные приемы органично вплетаются в повествование о маленьком любопытном, неугомонном ребенке, готовом броситься на помощь, даже если эту помощь он оказать не в состоянии, потому что еще мал. В нем живет естественный для ребенка интерес ко всему живому, что ползает, летает, жужжит, кукарекает, лает, мяукает и т. д. Зверюшки будут непременными участниками игр и забав детей, а также самостоятельными героями произведений Саши Черного.

Детская тема занимает особое место в его творчестве; какое-то невероятно трогательное отношение к ребенку, которое позволяет вести с ним одновременно серьезный и в то же время задушевный разговор. В поэзии и прозе для детей Саши Черного происходит взаимное обогащение: целый мир готов поэт открыть для ребенка, но и сам от общения с маленькими человечками, пусть через страницы книг и журналов, обретает смыл, а позднее и опору в жизни.

Едва ли не основным творчество для детей становится в эмиграции. И. Г. Минералова замечает: «Творчество Черного в эмиграции почти все посвящено детям» . Известный критик, автор многочисленных работ о детской поэзии, Владимир Приходько утверждает, что Саша Черный - «один из самых крупных детских писателей ХХ века» . А вот мнение другого исследователя: «вклад его в русскую детскую литературу трудно переоценить» . А. С. Иванов пишет о «Детском острове»: «лучшая из книжек Саши Черного для детей, ставшая вехой не только в его творческой эволюции, но и этапным явлением в истории развития отечественной детской литературы» . Вряд ли стоит сейчас объяснять, какое место в русской детской литературе занимает Саша Черный, и доказывать его значение, но, к сожалению, выросло не одно поколение детей, не знакомых с его творчеством. Эмиграция лишила его русских читателей, его имя оказалось под запретом на долгие годы.

В эмиграции у него выходит множество книг для детей:

1921 - поэтический сборник «Детский остров»,

1922 - переиздана «Живая азбука»,

1924 - стихотворная сказка «Сон профессора Патрашкина»,

1927 - отдельное издание «Дневника фокса Микки»,

1928 - отдельное издание «Кошачья санатория»,

1929 - «Серебряная елка: Сказки для детей»,

1929 - повесть «Чудесное лето»,

1930 - сборник рассказов «Румяная книжка»,

1933 - сборник рассказов «Белка-мореплавательница», опубликованный уже после смерти писателя. Перечислены основные крупные издания, но осталось множество стихотворений, рассказов, появлявшихся в периодике. Замысел «Библейских сказок» так и не был реализован до конца .

Это за рубежом, а на родине? Каталоги Публичной библиотеки могут рассказать увлекательную историю публикаций книг писателя и поэта в России. В 20-ые годы ХХ века выходит ряд детских книг поэта, они публикуются вплоть до 30-го года включительно . Выходят его стихи также в ряде сборников . Издательство, точнее, перепечатка публикаций эмигрантских произведений Саши Черного происходит без ведома автора, т. е. контрафакционным путем . После 1930 года многолетний перерыв. Основное издание книг поэта падает уже на 90-ые годы. Исключение составляют издания серии «Библиотека поэта», соответственно, 1960 г. - первое, 1962 г. - второе, а также публикация двух небольших детских книг в 1968 и 1976 гг. . Причем, последнее издание исключило вторую строфу из стихотворения-предисловия, открывающего «Детский остров», которая, с точки зрения редакции, дискредитирует образ советского поэта, над чем иронизируют сейчас исследователи :

Уж давным-давно пропели петухи…
А поэт еще в постели.
Днем шагает он без цели,
Ночью пишет все стихи .

Как видим, знакомство с детским поэтом Сашей Черным для современного читателя состоялось только спустя 70 лет после выхода первого издания «Детского острова». Самое первое полное издание произведений для детей и о детях - книга «Что кому нравится», составленная и подготовленная В. Приходько . Поэтому, несмотря на то, что детские книги поэта уже давно престарелого возраста, современный читатель лишь недавно открыл их для себя.

Произведения Саши Черного для детей составляют огромный пласт его творчества, а также всей русский детской литературы. Они несут в себе огромный заряд любви, доброты и еще ждут своих исследователей.

О творчестве Саши Черного написано немного, несмотря на постоянный интерес к литературе русского зарубежья. Выделяются несколько авторитетных имен в исследовании жизни и творчества известного сатирика.

На протяжении многих лет ведется исследовательская работа Л. А. Спиридоновой. Ей принадлежат критико-биографический очерк и комментарии к первому за долгие годы молчания изданию книги Саши Черного «Стихотворения» в серии «Библиотека поэта» ; монографии, в которых рассматривается ранняя поэзия и участие Саши Черного в журнале «Сатирикон» . В последнем опубликованном исследовании Л. А. Спиридоновой о комическом в литературе русского зарубежья представлена глава «Смех - волшебный алкоголь». А. Черный» о жизни и творчестве поэта и писателя в эмиграции. Работы ученого отличают богатым фактическим материалом, привлечением воспоминаний современников поэта, хранящихся в собственном архиве ученого. Исследователь также касается и детского творчества поэта.

Наиболее полное на сегодняшний день пятитомное собрание сочинений Саши Черного с подробными комментариями и статьями в каждом томе подготовлено А. С. Ивановым (1996) . В пятитомнике представлена хроника жизни и библиографический список современных писателю отзывов и рецензий. Статьи из пятитомника представляют собой, наверное,единственное полное исследование творческого пути А. Черного. Последний пятый том, содержащий стихи, рассказы и сказки для детей, завершает послесловие «Волшебник» . Непринужденно беседуя с читателем, А. С. Иванов через биографическую канву прослеживает путь детского писателя и поэта Саши Черного. Подробная биографическая статья открывает библиографический указатель произведений поэта и писателя, изданный в Париже . Многочисленные статьи биографического и аналитического характера опубликованы исследователем, как в России, так и за рубежом.

В. А. Приходько, автором работ по детской литературе, написан ряд литературно-критических статей, посвященных Саше Черному , подготовлено первое максимально полное издание его произведений для детей, открывающее писателя и поэта современному читателю .

В последние годы количество исследовательских работ о поэте-сатирике значительно увеличилось, но именно творчество Саши Черного для детей сейчас чаще всего находится в центре внимания . С недавнего времени отдельная глава о нем появилась в учебнике по детской литературе , можно отметить также ряд статей в различных словарях по детской литературе .

Диссертационных исследований, посвященных изучению творчества писателя и поэта немного. Среди последних научных исследований привлекает внимание работа А. В. Коротких «Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи» (2002) . Автор диссертации прослеживает развитие темы детства у современников, а также творчество писателя в контексте традиций детской литературы 19 - первой половины 20 вв.

Достаточно полно освещает сатирическое наследие писателя кандидатская диссертация Г. А. Погребняка «Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный)» (2003) , в которой в рамках исследования сознания «наивного человека» рассматриваются «Солдатские сказки» и «Дневник фокса Микки».

Как видим, интерес к творчеству Саши Черного достаточно стабилен, это один из благодатных материалов. Невероятно обаятельные, трогательные и забавные произведения Саши Черного для детей сейчас становятся органичной составляющей детского чтения, а также частью истории русской детской литературы.

Примечания

Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 478.

Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

Карпов В. А Проза Саши Черного в детском чтении // Начальная школа плюс До и После. - 2005. - №4. - С. 30.

Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994. - С. 8.

В том же 1933 году выходят «Солдатские сказки», но, несмотря на свое название, они адресованы, скорее, взрослому читателю.

Катюша. - Ростов-на-Дону: Сев. кав. книга, 1926; Детский остров. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1928; Крокодил. Как кот сметаны поел. - Киев: Культура, Киев-печать, 1-я фото-лито-тип., 1928; Дети. - Киев: Культура, 1929; Дождик. - Киев: Культура, 1929; Индейский петух. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930; Трубочист. - М. -Л.: Госуд. изд-во, 1-я Образцовая тип. В Мск., 1930.

Альманах для детей / Под ред. Я. Тугенхольда. - М.: Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 1924; Детвора. Сборник рассказов и стихотворений / Под ред. А. Насимовича. Кн. 1. - М.; Л.: Книга, 1926.

Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554.

Кто? [Книжка-картинка]. - М.: Малыш, 1968. - 10 с.; Что кому нравится. - М.: Дет лит., 1976. - 25с.

Иванов А. С. Комментарий //Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 554. Приходько В. Он зовется «Саши Черный»… // Саша Черный. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993. - С. 6.

(Спиридонова) Евстигнеева Л. И. Литературный путь Саши Черного // Черный Саша. Стихотворения. - Л.: Сов. писатель, 1960. - (Сер. «Библиотека поэта»). - С. 23-67.

Например: (Спиридонова) Евстигнеева Л. Саша Черный // Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты «сатириконцы». - М.: Наука, 1968. - С. 159-208; Спиридонова Л. А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. - М.: Наука, 1977.

Спиридонова Л. Бессмертие смеха. Комическое в литературе русского зарубежья. -М.: Наследие, 1999. - С. 167 - 208.

Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 1996; переиздан в 2007.

Иванов А. С. Волшебник // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. - Т. 5: Детский остров / Сост., подгот. текста и коммент. А. С. Иванова. - М.: Эллис Лак, 2007. - С. 523 - 548.

Иванов А. С. Саша Черный. Библиография. - Париж: Институт славяноведения, 1994.

Например: Приходько В. «Детский остров» С. Черного // Детская литература. - 1993. - № 5. - С. 40-46; Приходько В. А. Любит... и все // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 80-83 и др.

Черный Саша. Что кому нравится. - М.: Молодая гвардия, 1993.

Коротких А. В. Образ приготовишки в юмористической прозе Саши Черного // Филологический журнал. - Вып. 9. - Сахалин: СахГУ, 2000. - С. 111-115; Ковалева Т. В. Поэзия для детей Саши Черного // Литература русского зарубежья (1917-1939 гг.): Новые материалы. Т. 1. / Под науч. ред. А. М. Грачевой, Е. А. Михеичевой - Орел: Вешние воды, 2004. С. 142-145; Афонина Е. Л. Поэтика малышовых стихов Саши Черного («Детский остров») // Проблемы детской литературы и фольклор: Сб. науч. тр. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - С. 30-40.

Арзамасцева И. Н. Саша Черный // Арзамасцева И. Н., Николаева А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - С. 255 - 258.

Минералова И. Г. Черный Саша // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиограф. словарь. - М.: Флинта, Наука, 1997. - С. 477 - 480; Казюлькина И. С. Черный Саша // Писатели нашего детства. 100 имен: Биографический словарь в 3-х частях. - Ч. 3. - М.: Либерия, 2000. - С. 483-488.

Коротких А. В. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи. Дис. ... канд. филол. наук. - Южно-Сахалинск, 2002.

Погребняк Г. А. Поэтика парадоксального в малой сатирико-юмористической прозе первой трети XX века (А. Аверченко, Саша Черный). Дис. ... канд. филол. наук. - Самара, 2003.

Загрузка...