domvpavlino.ru

Гибель африканской цивилизации. Мировые цивилизации

Африканская цивилизация -- сглидно гео-политологу Хантингтону, одна из противоборствующих на мировой арене цивилизаций, наряду с Западной, Исламской, Латиноамериканской, Православной, Сино-Китайской, Индуистской, Буддистской и Японской. Включает в себя Африку южнее Сахары, кроме ЮАР, которую часто относят к Западной цивилизации. Религией Африканской цивилизации является либо «привезённое» европейскими колонизаторами христианство (чаще католическое или протестантское, но также иногда и православное: см. Александрийская православная церковь), либо местные традиционные верования: шаманизм, анимизм, язычество. В Северной Африке (Магриб) преобладает Исламская цивилизация.

Первой страной Африканской цивилизации был Древний Египет. Затем Нубия, Сонгай, Гао, Мали, Зимбабве. Последними, уже в XVIII веке, возникли Зулуленд и Матабелеленд. Все эти африканские государства вначале были ослаблены в результате междоусобиц, а затем захвачены иноземцами (Древний Египет был завоёван Римской Империей, государство зулусов -- Британской). К 1890 году, 90 % территорий Африки контролировали европейские колониальные империи, часто вступавшие в конфликты в том числе из-за колоний на этом континенете (см. Драка за Африку), и было всего два независимых государства -- Либерия и Эфиопия. Но уже в 1910 году автономию в составе Британского Содружества получил ЮАР, в 1922 Египет, в 1941 британцы изгнали из Эфиопии войска Фашистской Италии. Однако масштабная деколонизация началась только после окончания Второй Мировой. На данный момент почти все страны являются формально независимыми от своих бывших метрополий; однако на практике, всё ещё сильно зависят от них экономически, так как большинство из них очень бедны (Африка -- самый бедный континент в мире, единственной развитой страной является ЮАР). На данный момент, перспективы развития Африканских стран очень туманны. Специалисты утверждают, что население продолжает увеличиваться за счёт традиционно высокой рождаемости, а экономика очень слаба и будет не в состоянии прокормить такое большое население. Такое человечеству предсказывал Мальтус.

Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей -- одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко -- не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой. Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни -- так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него.

А́фрика - континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами - около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных).

Население Африки составляет 960 млн человек. Африка считается прародиной человечества: именно здесь нашли самые древние останки ранних гоминид и их вероятных предков. Последние насчитывают возраст в семь миллионов лет - включая Sahelanthropus tchadensis, Australopithecus africanus, A. afarensis, Homo erectus, H. habilis и H. ergaster. Самые ранние останки Homo sapiens найдены в Эфиопии и датируются двумястами тысячами лет.

Африканский континент пересекает экватор и множество климатических зон; это единственный континент, протянувшийся от северного умеренного климата до южного умеренного. Из-за недостатка постоянных осадков и орошения - равно как и ледников или водоносного горизонта горных систем - естественного регулирования климата нигде, кроме побережий, практически не наблюдается.

Изучением культурных, экономических, политических и социальных проблем Африки занимается африканистика.
Происхождение названия

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa). Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей. Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии. По мниению историка и археолога И.Ефремова слово «Африка» происходит из древнего языка Та-Кем (Египет."Афрос" - пенная страна. Это связано со столкновением нескольких видов течений, которые образуют пену при приближении к континенту в средиземном море.

Есть и другие версии происхождении топонима.

* Иосиф Флавий, еврейский историк I века, утверждал, что это название проиходит от имени внука Авраама Эфера (Быт. 25:4), чьи потомки заселили Ливию.
* Латинское слово aprica, означающее «солнечный», упомянуто в «Началах» Исидора Севильского, том XIV, раздел 5.2 (VI век).
* Версию о происхождении названия от греческого слова αφρίκη, что означачает «без холода», предложил историк Лев Африканский. Он предполагал, что слово φρίκη («холод» и «ужас») соедиённое с отрицательным префиксом α-, обозначает страну, где нет ни холода, ни ужаса.
* Джеральд Мэсси, поэт и египтолог-самоучка, в 1881 году выдвинул версию о происхождении слова из египетского af-rui-ka, «поворачиваться лицом к отверстию Ка». Ка - это энергетический дубль каждого человека, и «отверстие Ка» означает лоно или место рождения. Африка, таким образом, для египтян означает «родину»
Происхождение человека

Африка считается родиной человека. Здесь найдены останки древнейших видов рода Homo. Из восьми видов этого рода выжил только один - человек разумный, и в небольшом количестве (ок. 1000 особей) начал расселяться по территории Африки примерно около 100 000 лет назад. А уже из Африки люди мигрировали в Азию (около 60 000-40 000 лет назад), и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000-15 000 лет).

Африка в период каменного века
Наскальная живопись в Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре

Древнейшие археологические находки, свидетельствующие об обработке зерна в Африке, датированы тринадцатым тысячелетием до н. э. Скотоводство в Сахаре началось ок. 7500 до н. э., а организованное сельское хозяйство в районе Нила появилось в 6 тысячелетии до н. э.

В Сахаре, бывшей тогда плодородной территорией, обитали группы охотников-рыболовов, о чём говорят археологические находки. По всей Сахаре обнаружено множество петроглифов и наскальных росписей, датируемых от 6000 до н. э. до VII века н. э. Наиболее известным памятником первобытного искусства Северной Африки является плато Тассилин-Аджер. Памятники наскальной живописи также встречаются в Сомали и ЮАР (древнейшие рисунки датируются 25,500 до н. э).

Лингвистические данные показывают, что этносы, говорящие на языках банту мигрировали в юго-западном направлении, вытеснив оттуда койсанские народы (как например, коса и зулу). Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Небольшое количество этнических групп, наиболее яркий например бушмены, продолжают вести примитивный образ жизни, занимаясь охотой, собирательством.

Древняя Африка
Пирамида Хафры и Великий Сфинкс на плато Гиза

В 6-5-м тысячелетиях до н. э. в долине Нила складывается земледельческие культуры (Тасийская культура, Файюм, Меримде), на основе которой в 4-м тысячелетии до н. э. возникает древнейшая африканская цивилизация - Древний Египет. К югу от неё, также на Ниле, под её влиянием сформировалась керма-кушитская цивилизация, сменившаяся во 2-м тысячелетии до н. э. нубийской (Напата). На её обломках образовались государства Алоа, Мукурра, Набатейское царство и др., находившиеся под культурным и политическим влиянием Эфиопии, коптского Египта и Византии. На севере Эфиопского нагорья под влиянием южноаравийского Сабейского царства возникла эфиопская цивилизация: в V веке до н. э. выходцами из Южной Аравии образовано Эфиопское царство, во II-XI веках н. э. существовало Аксумское царство, на основе которого складывается средневековая цивилизация христианской Эфиопии (XII-XVI век). Эти очаги цивилизации были окружены скотоводческими племенами ливийцев, а также предками современных кушито- и нилотоязычных народов.
Руины Карфагена

На основе коневодства (с первых веков н. э. - также верблюдоводства) и оазисного земледелия в Сахаре складываются городские цивилизации (города Телги, Дебрис, Гарама), возникает ливийское письмо. На средиземноморском побережье Африки в XII-II веках до н. э. процветала финикийско-карфагенская цивилизация.

В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Это способствовало освоению новых территорий, прежде всего - тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас.

Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении с севера на юг (в восточной части континента) и отчасти с востока на запад (особенно в западной части) - по мере удаления от высоких цивилизаций Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. Такими, например, были образования в Судане, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья.

осле арабских завоеваний Северной Африки (VII век) арабы надолго стали единственными посредниками между Тропической Африкой и остальным миром, в том числе через Индийский океан, где господствовал арабский флот. Культуры Западного и Центрального Судана слились в единую западноафриканскую, или суданскую, зону цивилизаций, простиравшуюся от Сенегала до современной Республики Судан. Во 2-м тысячелетии эта зона была объединена политически и экономически в мусульманских империях, таких, например, как Мали (XIII-XV век), которой подчинялись мелкие политические образования соседних народов.

К югу от суданских цивилизаций в 1-м тысячелетии н. э. складывается протоцивилизация Ифе, ставшая колыбелью цивилизации йоруба и бини (Бенин, Ойо); её влияние испытали и соседние народы. К западу от неё во 2-м тысячелетии сформировалась акано-ашантийская протоцивилизация, расцвет которой пришёлся на XVII - начало XIX века. В районе Центральной Африки в течение XV-XIX вв. постепенно возникали различные государственные образования - Буганда, Руанда, Бурунди и др.

В Восточной Африке с X века процветала суахилийская мусульманская цивилизация (города-государства Килва, Пате, Момбаса, Ламу, Малинди, Софала и др., султанат Занзибар), в Юго-Восточной Африке - зимбабвийская (Зимбабве, Мономотапа) протоцивилизация (X-XIX век), на Мадагаскаре процесс государствообразования завершился в начале XIX века объединением всех раннеполитических образований острова вокруг Имерина, возникшего около XV века.

Большинство африканских цивилизаций и протоцивилизаций переживало подъём в конце XV-XVI веков. С конца XVI века, с проникновением европейцев и развитием трансатлантической работорговли, продолжавшейся до середины XIX века, происходит их упадок. Вся Северная Африка (кроме Марокко) к началу XVII века вошла в состав Османской империи. С окончательным разделом Африки между европейскими державами (1880-е годы) наступил колониальный период, насильственно приобщивший африканцев к индустриальной цивилизации.

Арави́йский полуо́стров (араб. جزيرة العرب‎‎, Джазират аль-Араб), Ара́вия, - полуостров в Юго-Западной Азии.

На востоке омывается водами Персидского и Оманского залива. С юга его омывают Аравийское море и Аденский залив, с запада - Красное море.

В геологическом отношении полуостров образует Аравийскую плиту, бывшую некогда частью африканской континентальной массы. Аравийский полуостров почти полностью покрыт пустынями - северную его часть занимает пустыня Нефуд, южную - Руб аль-Хали.

На Аравийском полуострове и сопредельных островах расположены современные государства Саудовская Аравия, Йемен, Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Бахрейн, Катар и Кувейт. В непосредственной близости к Аравийскому полуострову расположены Египет, Иордания и Ирак.

Источники и история изучения Древней Аравии

Географическое положение и природная среда. Аравийский полуостров - крупнейший в Азии - занимает площадь около 3 млн. кв. км. Он омывается на западе Красным морем, на востоке - водами Персидского и Оманского заливов, а с юга - Аденским заливом и Аравийским морем.

Огромные просторы Аравии заняты большей частью выжженными палящим солнцем пустынями (Руб-эль-Хали и др.), покрытыми редкой и скудной растительностью. Северная часть полуострова, так называемая «Пустынная Аравия», на западе смыкалась с каменистой пустыней Синайского полуострова, а на севере переходила в полупустынную Сирийско-Месо-потамскую степь. Вдоль Западного побережья Красного моря также тянулась пустыня, изобиловавшая солончаками.

Рек на территории Аравии мало, к тому же лишь некоторые из них доносили свои воды до Красного моря, большая же часть представляла собой «вади»- сухие русла, наполнявшиеся водой зимой в период дождей, а затем пересыхавшие и исчезавшие в песках. Для безводной Аравии вода всегда представляла первостепенную проблему. Поэтому тщательно собирались дождевые осадки, вода подземных источников, сооружались искусственные водохранилища (цистерны, колодцы, каналы, отстойники) и мощные плотины. Благоприятные для жизни, удобные для земледелия области располагались в основном в юго-западной и южной частях полуострова, представлявших собой возвышен-ные плато, прорезанные долинами «вади».

Аравийский полуостров обладал значительными природными богатствами и прежде всего славился на Древнем Востоке как страна благовоний и пряностей. Ладан, мирра, бальзам, алоэ, корица, шафран - вот далеко не полный перечень ценных растений и их продуктов, которые составляли богатства Аравии. Благовония и пряности использовались при отправлении религиозных культов, в медицине, древней косметике и парфюмерии, как приправа к пище. Их покупали во всех древневосточных странах, а позднее и на западе - в Греции и Риме.

В окружающих Аравию морях добывался жемчуг, красные и редкие черные кораллы. На территории полуострова встречались металлы: золото в виде песка и самородков, серебро, олово, свинец, железо, медь, сурьма. Горные хребты на юго-западе и юго-востоке были богаты белым мрамором, ониксом и лигдином (разновидности алебастра). Имелись и драгоценные камни: изумруды, бериллы, бирюза и др. Встречались соляные месторождения.

Через Аравийский полуостров проходил ряд торговых путей. Главный назывался «путем благовоний». Он начинался на юго-западе Аравии и шел вдоль берега Красного моря на север, к побережью Средиземного моря, разветвляясь севернее залива Акаба: одна дорога шла к прибрежным городам Газа и Ашдод, а другая направлялась на Тир и Дамаск. Еще одна торговая дорога пролегала через пустыню из Южной Аравии в Южную Месопотамию. Северную часть полуострова и Сирийско-Месопотамскую степь пересекали торговый путь, идущий из Ниневии в Дамаск, в Сирию, и дорога из Вавилона через пустынную Аравию к границам Египта. Помимо сухопутных имелись и морские пути. По Красному морю, Персидскому заливу и Аравийскому морю Аравия поддерживала контакты со странами Восточной Африки и Индией, откуда для транзитной торговли поступали многочисленные, пользующиеся активным спросом на Древнем Востоке товары: красное, эбеновое (черное) и сандаловое дерево, благовония и пряности, слоновая кость, золото, камни-самоцветы. На Красноморском побережье находились важные для мореплавателей гавани.

Население Аравийского полуострова и Сирийско-Месопотамской степи. Следы обитания человека на территории Аравии встречаются со времен палеолита. Есть памятники, датируемые мезолитом и неолитом (от X до V тысячелетия до н. э.).

Точных данных о населении Аравийского полуострова в IV--III тысячелетиях до н. з. нет. В шумерских документах упоминаются страны Маган и Мелухха, с которыми во второй половине III тысячелетия до н. э. имели контакт обитатели Двуречья, и некоторые исследователи склонны локализовать Маган на Восточном побережье Аравии.

Во II тысячелетии до н. э. в юго-западной части Аравийского полуострова складываются союзы ряда племен: сабеев, минеев, катабанцев и других, говоривших на южноаравийских диалектах семитских языков. Обитателями северо-западной части Аравии во II тысячелетии до н. э. были племена мидианитян.

Множество кочевых семитоязычных племен населяло центральные и северные области Аравийского полуострова (наба-теи, самуд и др.).

Источники по древней истории Аравии. Их можно разделить на четыре основных вида: эпиграфический материал, вещественные памятники, письменные документы из других древневосточных стран и свидетельства античных авторов.

Сохранилось более 5000 южноаравийских надписей на камне, бронзе, керамике, которые по своему содержанию распадаются на две группы: государственные документы (указы, описания военной и внутриполитической деятельности царей, строительные и посвятительные надписи) и частноправовые (межевые, надгробные надписи, долговые документы, надписи на оросительных сооружениях и др.). Большая их часть найдена ка территории Южной Аравии, некоторые обнаружены в Северной и Центральной Аравии. Часть надписей найдена за пределами полуострова: в Египте, Месопотамии, на острове Делос, в Палестине, Эфиопии,- где, возможно, были торговые поселения или кварталы купцов и переселенцев из Южной Аравии. В Северной и Центральной Аравии найдены местные (самудские, набатейские) надписи, в основном надгробные и посвятительные. Датировка южноаравийских надписей спорна: ряд ученых относят самые древние из них к рубежу II и I тысячелетий до н. э., другие датируют их VIII веком до н. э., а некоторые - даже V веком до н. э. Эпиграфические документы представляют собой единственный, собственно аравийский письменный материал для восстановления древней истории этого района.

Исключительно интересны развалины Мариба, главного города Сабейского царства (к северо-востоку от Саны, столицы Йеменской Арабской Республики). Выявлена планировка города, обнаружены развалины дворца, остатки крепостных стен и башен, погребальные сооружения, скульптуры. Поражают руины грандиозной Марибской плотины, расположенной к западу от города. Были открыты и остатки столицы Катабана - Тимны: это развалины крепостных сооружений, больших общественных зданий, храмов, некрополя, произведения искусства. По остаткам дерева, обнаруженным в нижних слоях городища, с помощью радиоуглеродного анализа была установлена приблизительная дата возникновения Тимны - IX- VIII вв. до н. э. Интересные архитектурные сооружения и скульптура обнаружены в столице набатейского царства - Петре.

Краткие сведения об арабах и Аравии сохранились в документах, происходящих из других стран Древнего Востока: в Библии, ассирийских летописях, надписях нововавилонских и персидских царей и др.

Античные авторы также оставили ряд сведений о Древней Аравии. Они встречаются в «Истории» Геродота (V в. До н. э.), «Истории растений» Феофраста (IV в. до н. э.), «Исторической библиотеке» Диодора (I в. до н. э.), «Географии» Страбона (I в. до н. э.- I в. н. э.) и др. Особенно подробны сведения древних авторов о географии Аравии, возможно, носившие чисто практический характер. Стремление персов, греков, римлян освоить Красное море, Персидский залив, выйти в открытый океан и добраться до Индии приводило к созданию подробных «Перип-лов»- описаний плаваний, в которых нашла отражение характеристика берегов Аравии, караванных, морских дорог, городов и портов, жителей и их обычаев.

Изучение истории Древней Аравии. Оно началось с путешествий, в ходе которых накапливался эпиграфический материал, собирались этнографические и картографические данные, зарисовывались руины и памятники.

Исследование древней истории Аравии с XIX в. развивается в нескольких направлениях. Одно из важнейших - сбор, публикация и изучение эпиграфического материала. Другое направление - археологическое исследование памятников Древней Аравии, которое пока еще не достигло значительного развития. Изучены памятники Заиорданья, Южной Палестины и Северо-Западной Аравии, преимущественно набатейские. В 50-60-е годы XX в, в Южной Аравии проводился цикл археологических работ американской экспедицией: раскопки столицы Сабы Мариба, окрестных памятников и столицы Ката-бана Тимны.

Первые сводные труды по истории Аравии появились в конце XIX в. XX век привел к значительному развитию отраслей науки, занимающейся изучением древней истории Аравии (семитологии, арабистики, сабеистики, название которой происходит от наименования одного из крупных государств Южной Аравии - Сабы). Были созданы и продолжают создаваться труды, посвященные древней истории арабов в целом, отдельным государствам и народам Аравии, а также наиболее важным проблемам; исторической географии, экономике, политическому строю, культуре и религии, хронологии, ономастике и др. В Бельгии, Франции, Австрии, США сложились научные школы сабеистов.

Описания русских путешественников {купцов, паломников, дипломатов ученых), побывавших в Аравии, издание в России сочинений зарубежных путешественников положили начало знакомству с ее древностями и их изучению в нашей стране в XIX - начале XX в.

В советское время такие крупнейшие ученые, как И. Ю. Крачковский и Н. В. Пи-гулевская, заложили капитальные основы советской арабистики и сабеистики. В 60- 80-е годы эта отрасль исторической науки достигла высокого развития. Советские ученые успешно занимаются разработкой проблем социально-экономических отношений в южноаравийском обществе, в ходе которой сделан принципиально важный вывод о раннерабовладельческом характере этого общества, отмечены сохранившиеся в нем традиции родоплеменного строя, выявлены общие и особенные черты общества Южной Аравии в сравнении с другими обществами Древнего Востока и античного мира. Большое внимание уделяется проблемам политического строя государств Южной Аравии, культуре и религии народов, населявших ее в древности, весьма сложной и еще не решенной окончательно проблеме хронологии Аравии. Издаются надписи и изучается язык южноаравийской письменности. В 80-е годы советские ученые в составе советско-йеменской комплексной экспедиции (СОЙКЭ) ведут археологические и этнографические исследования на территории НДРЙ в районе Хадрамаута и на острове Сокотра.
Источник -

Древние цивилизации Бонгард-Левин Григорий Максимович

ДРЕВНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII-VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью.

Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации.

Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья - великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией.

Наибольшего развития достигли древнейшие цивилизации, сложившиеся в Западном Судане и в Нигерии. Центральноафриканские очаги отставали по времени появления металлургии железа и меди и крупных поселений городского типа. Восточноафриканский очаг отличала определенная специфика, связанная с ролью морской торговли в его формировании.

Разделенность очагов цивилизаций Тропической Африки значительными расстояниями вовсе не означала, что между ними отсутствовали связи. Они прослеживаются между западносуданским и нигерийским очагами, между последним и бассейном Конго. Археологические данные обнаруживают контакты, существовавшие между территорией нынешних Замбии и Зимбабве и районом Верхней Луалабы, а также восточноафриканским побережьем, хотя в большинстве своем данные эти относятся к началу II тыс. н. э.

По-иному обстояло дело с контактами внеафриканскими. Если Западный Судан к VIII в. н. э. уже насчитывал многие столетия контакта с Северной Африкой, а Восточная Африка имела давние связи с бассейном Красного моря, а затем и районом Персидского залива и Южной Азией, то нигерийский и центральноафриканский очаги с неафриканскими обществами непосредственно не взаимодействовали.

Но это не исключало контактов опосредованных, например предшественников цивилизации Зимбабве с Ближним Востоком и Южной Азией. Они осуществлялись через гавани восточноафриканского побережья. Известны, например, находки римских изделий в достаточно удаленных от караванных и морских путей внутренних областях Африканского континента.

Высокий уровень цивилизации западносуданского очага был результатом развития местных обществ, хотя давние и стабильные связи с классовыми обществами Средиземноморья в определенной мере ускорили такое развитие. Связи засвидетельствованы многочисленными наскальными изображениями вдоль двух главных древних путей через Сахару: из Южного Марокко в район внутренней дельты р. Нигер и из Феццана к восточной оконечности большой излучины Нигера в районе нынешнего города Гао. Речь идет о так называемых дорогах колесниц: наскальные изображения запряженных лошадьми колесниц говорят о достаточно оживленных контактах, однако же с определенными ограничениями по времени и по характеру. С одной стороны, появление лошади в Сахаре относится лишь к I тыс. до н. э., а с другой - сами по себе колесницы сахарских изображений, по мнению специалистов, едва ли могли использоваться в каких-либо иных целях, кроме престижных, из-за хрупкости конструкции, не позволяющей их применять ни как грузовую, ни, возможно, как боевую повозку.

Подлинный «технический переворот» произошел с появлением в Сахаре верблюда примерно на рубеже II-I вв. до н. э. и имел серьезные социальные последствия, определив формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге и позволив торговле через пустыню стать стабильным и отрегулированным институтом. Правда, последнее, видимо, произошло окончательно позднее и было связано уже с появлением арабов.

Транссахарские контакты сыграли, вероятно, определенную роль в сложении западноафриканского очага индустрии бронзового века, предшествовавшего металлургии железа,- очага, единственного во всей Тропической Африке. Раскопки французской исследовательницы Николь Ламбер в Мавритании в 60-х гг. доказали существование здесь крупного центра медной и бронзовой индустрии. В районе Ак-жужта были обнаружены медные рудники и места выплавки меди (Лемдена). Были найдены не только большие скопления шлака, но и остатки плавильной печи с дутьевыми трубками. Находки датируются VI-V вв. до н. э. Мавританский центр бронзовой индустрии лежал как раз у южной оконечности западной «дороги колесниц», которая непосредственно соединяла его с аналогичным, но относящимся к более раннему времени центром металлургии на юге Марокко.

В научной литературе выдвигалось предположение о связи между мавританским центром металлургии и многочисленными погребениями и мегалитическими сооружениями вдоль среднего течения Нигера в районе Гундам - Ниафунке. Отрицать принципиальную возможность такой связи не приходится. Однако в гораздо более близких к Акжужту районах вдоль уступа ДарТишит в Мавритании, лежащих на прямой линии между Акжужтом и долиной Нигера, влияние индустрии бронзы никак не проявилось. Археологические открытия конца 70-х - начала 80-х гг. заставляют связывать памятники района Гундам - Ниафунке скорее с другим центром цивилизации, уникальным зля всей территории Тропической Африки, поскольку его отличает достаточно развитая традиция городской жизни, сложившаяся еще до начала нашей эры.

Речь идет о раскопках американских археологов Сьюзен и Родрика Мак-Интош в Дженне (Мали), начатых в 1977 г. На холме Дьоборо, в 3 км от города, были вскрыты остатки поселения городского типа: обнаружены руины городской стены и поквартальной застройки с многочисленными следами жилых строений. Дженне-Джено (Старый Дженне) сохранил свидетельства существования в округе развитой металлургии железа и керамического производства. Город служил центром активной торговли между районом верховий Нигера и сахельской зоной, равно как и в средней дельте Нигера. Радиоуглеродные датировки позволяют отнести его основание еще к III в. до н. э., тогда как по традиции считалось, что город возник не ранее VIII в. Особенно важно, что результаты работ Мак-Интошей дают возможность пересмотреть и привычные взгляды на характер обменов в районе внутренней дельты, а также на причины сложения в данном регионе первого из известных нам раннегосударственных образований Тропической Африки - древней Ганы. И в этом отношении западно-суданский очаг цивилизаций оказывается уникальным.

Дело в том, что образование древней Ганы обычно связывали с потребностями транссахарской торговли. Ныне же становится очевидным, что задолго до появления Ганы и становления крупной торговли через пустыню в среднем течении Нигера вырос довольно сложный и организованный экономический комплекс с развитой системой обменов, в которую были вовлечены продукты земледелия, железо, медь и изделия из них и продукция скотоводческого хозяйства; при этом железо в таких обменах предшествовало меди. Эти данные позволяют понять истинное соотношение внутренних и внешних факторов в историческом развитии региона.

Результаты археологических исследовании свидетельствуют о непрерывном ухудшении «политической» обстановки в районе ДарТишита на протяжении I тыс. до н. э. Уменьшение размеров поселений, обнесение их оборонительными стенами и постепенный перенос на вершины холмов говорят об усилении нажима со стороны кочевников, которых, очевидно, толкала к югу нараставшая аридизация Сахары. Высказывалось предположение о зарождении зачаточной эксплуатации земледельцев-негроидов этими кочевниками. Но тот же нажим в большей мере стимулировал становление у земледельцев крупных организационных раннеполитических структур, способных противостоять агрессии. Такая тенденция проявилась во всяком случае во второй четверти I тыс. до н. э., а возможно, и раньше, к началу этого тысячелетия. Древняя Гана на рубеже III- IV вв. н. э. стала логическим завершением данной тенденции. Это вполне объяснимо, если учесть, что появление в Сахаре верблюда резко увеличило военно-технический потенциал кочевых обществ.

Нигерийский очаг древнейших цивилизаций непосредственно связан с возникновением в Западной Африке индустрии железа. Большинство ранних цивилизаций упомянутого очага отличает та или иная степень преемственности по отношению к так называемой культуре Нок - самой ранней в регионе культуре железного века, восходящей к V в. до н. э. К ней принадлежат древнейшие дошедшие до нас памятники художественного творчества народов Тропической Африки - богатая коллекция реалистических скульптур, найденных при раскопках наряду с металлическими и каменными орудиями, украшениями из металла и жемчуга. Помимо чисто художественных достоинств она интересна тем, что в ней представлены черты стиля, сохранявшиеся в традиционной африканской скульптуре (включая и деревянную) вплоть до нашего времени. Кроме того, завершенность художественной формы предполагает этап достаточно долгого развития данной художественной традиции.

Преемственную связь с произведениями Нок обнаруживает цивилизация Ифе, создававшаяся предками современного народа йоруба. Реалистическая скульптурная традиция нашла в искусстве Ифе дальнейшее развитие и продолжение. Воздействие художественного стиля керамики Нок сказалось и в знаменитых бронзах Ифе.

Возможность судить по археологическим материалам об уровне социальной организации создателей древних культур этого региона дают результаты раскопок, проведенных в Игбо-Укву, на нижнем Нигере. Британский ученый Терстен Шоу обнаружил здесь развитую раннюю цивилизацию с высокой художественной культурой, с весьма совершенной для своего времени технологией обработки железа и бронзы. Литейщики из Игбо-Укву владели техникой литья по выплавляемым моделям («потерянный воск»), которая несколькими столетиями позднее составила славу бенинской бронзы. Раскопки Шоу показали, что общество, создавшее эту цивилизацию, отличала развитая и уже довольно стратифицированная социальная организация.

Особо интересен вопрос о культурных связях Игбо-Укву и Ифе. На основании стилистического сходства скульптуры обоих центров было высказано предположение, что Ифе - цивилизация более древняя, чем принято было считать; аналогии же между отдельными видами украшений, известными по современным этнографическим исследованиям, и находками в Ифе и Игбо-Укву позволили предположить, что Ифе как культурный центр по меньшей мере синхронен Игбо-Укву, т. е. может быть датирован временем не позднее IX в. н. э.

По-видимому, не была связана с кyльтурой Нок культура Сао на территории современного Чада (в радиусе примерно 100 км вокруг совр. Нджамены). Раскопки обнаружили здесь множество терракотовых скульптур, представляющих совершенно самостоятельную художественную традицию, бронзовое оружие, утварь. Изучавший начальный этап культуры Сао французский исследователь Жан-Поль Лебёф относит самый ранний ее этап к VIII-X вв.

Вполне оригинальный очаг ранних цивилизаций сложился в верховьях р. Луалаба, о чем можно судить по материалам раскопок двух крупных могильников - в Санге и Катото. Причем Катото датируется уже XII в., но его инвентарь обнаруживает явную преемственность по отношению к более ранней Санге. Последняя датируется, во всяком случае для части погребений, периодом между VII и IX вв. Богатейший погребальный инвентарь свидетельствует о высоком уровне развития местного ремесла. В частности, металлурги Санги не только владели литейным и кузнечным мастерством, но и умели волочить проволоку, железную и медную.

Обилие изделий из обоих металлов представляется вполне естественным, если вспомнить, что провинция Шаба, где находится Санга, и в наши дни остается едва ли не главным горнопромышленным районом Тропической Африки. Характерно, что в Санге, как и вообще в Тропической Африке, металлургия железа предшествовала металлургии меди. О блестящем искусстве местных ремесленников свидетельствуют и украшения из слоновой кости. Очень самобытна керамика Санги, хотя она и обнаруживает несомненное родство с керамическими изделиями более обширного региона в Юго-Восточном Заире, обозначаемыми обычно как керамика кисале.

Ремесленная и художественная традиция, представленная Сангой и более поздней Катото, проявила удивительную жизнеспособность. Так, железные мотыги из погребального инвентаря Катото полностью воспроизводят форму современных мотыг, кустарно изготовляемых в этом районе. На основе материала раскопок в Санге можно говорить о крупной концентрации населения, а также о том, что район этот был заселен в течение долгого времени. Характер же инвентаря позволяет уверенно предполагать уже достаточно далеко зашедшее социальное расслоение. Поэтому справедливо считать, что район верховий Луалабы наряду с суданской зоной принадлежал к ключевым районам государствообразования на субконтиненте. При этом Санга хронологически предшествовала сложению системы обменов между верховьями Луалабы и бассейном Замбези, а значит, какая-то форма верховной власти возникла здесь спонтанно.

Упомянутая система дальних обменов в бассейне Луалабы, как и в суданской зоне, существовала параллельно с сетью возникших раньше ее локальных обменов. Но именно внешняя торговля сыграла, видимо, особенно важную роль в распространении влияния здешней цивилизации на юго-восток, в бассейн Замбези. И если, говоря словами известного бельгийского ученого Франсиса Ван Нотена, Санга и может рассматриваться как «блестящее, но изолированное» явление в бассейне Конго, то между Шабой и территорией нынешних Замбии и Зимбабве влияние ее было достаточно ощутимым, что не говорит, однако, о несамостоятельности возникшей здесь цивилизации Зимбабве.

Расцвет этой цивилизации относится преимущественно к XII- XIII вв. Между тем необходимо упомянуть о ней, так как предпосылки ее образования возникли намного раньше. Медные изделия, найденные Роджером Саммерсом на плато Иньянга, где расположены многие важнейшие ее памятники, датируются тем же временем, что и Санга,- VIII-IX вв..- и оказываются намного более ранними, чем комплекс сооружений собственно Зимбабве. Но и в Зимбабве самые ранние следы заселения (так называемого Акрополя на Большом Зимбабве) датируются IV в. н. э. (правда, на основании единственного образца), а ранние поселения холма Гокомере -V- VII вв.

Блестящим примером африканских цивилизаций средневековья стала суахилийская цивилизация, сложившаяся на восточноафриканском побережье Индийского океана. Как и в случае с Зимбабве, ее расцвет приходится уже на XII- XIII вв. Но так же как и там, создание предпосылок ее возникновения охватывало гораздо более длительный период - приблизительно с I по VIII в. К рубежу нашей эры Восточная Африка уже была связана со странами бассейна Красного моря и Персидского залива, а также с Южной и Юго-Восточной Азией достаточно давними и оживленными торговыми и культурными контактами.

Знакомство и контакты представителей средиземноморской цивилизации с Восточной Африкой засвидетельствованы в таких письменных памятниках древности, как «Перипл Эритрейского моря» и «География» Клавдия Птолемея. В I-II вв. районы побережья примерно до 8° южной широты (устье р. Руфиджи) регулярно посещали южноаравийские мореходы. Восточная Африка поставляла на тогдашний мировой рынок слоновую кость, бивни носорога, панцири черепах и кокосовое масло, вывозя железные и стеклянные изделия.

Археологические работы в разных пунктах побережья Восточной Африки дают результаты, относящиеся уже ко времени расцвета собственно суахилийской цивилизации, т. е. к мусульманскому периоду истории региона, начало которого относится, если верить устной и литературной суахилийской традиции, к рубежу VII-VIII вв. Однако исследования последних двух десятилетий, в особенности труды советского африканиста В. М. Мисюгина, свидетельствуют о том, что на побережье задолго до этого времени складывалась своеобразная предцивилизация, основывавшаяся главным образом на океанском судоходстве и океанском промысле.

Именно с этой предцивилизацией следует, видимо, связывать и появление сравнительно крупных поселений - торговых и промысловых,- превращавшихся затем в такие известные города-государства, типичные для суахилийской цивилизации, как Килва, Момбаса и др. По всей вероятности, города сложились именно на протяжении I-VIII вв.: едва ли случайно анонимный автор «Перипла», написанного, очевидно, в последней четверти I в., избегает употреблять слова «город» или «гавань», предпочитая говорить о «рынках» восточноафриканского побережья. Именно на базе таких торговых пунктов и формировались те города, основание которых традиция, а за нею и ранние европейские исследователи связывали с появлением здесь пришельцев из Аравии или Ирана. Но не может быть сомнения в том, что эти мигранты VII- VIII вв. оседали в пунктах, знакомых ближневосточным мореходам и купцам уже на протяжении столетий по их контактам с жителями побережья.

Таким образом, к VIII в. н. э. на территории Тропической Африки уже сложилось несколько очагов ранних цивилизаций, которые стали основой последующего развития африканских культур.

Из книги Колесницы богов автора Дэникен Эрих фон

Древние фантазии и легенды или древние факты? Как я уже говорил, в древности встречались вещи, которые никак не могли существовать при уровне знаний того периода. И по мере того как копились факты, я продолжал испытывать пыл исследователя.Почему? Да хотя бы потому, что

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

2.2. Многие «древние астрономические наблюдения» могли быть вычислены позднесредневековыми астрономами, а затем вписаны ими как «наблюдения» в древние хроники Нельзя забывать, что при написании «правильной истории» средневековые хронологи могли обращаться и к

Из книги История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы автора Контлер Ласло

История до прихода мадьяр: древние культуры и набеги кочевых племен История земель и история народов, сейчас эти земли населяющих, - как правило, разные истории. С абсолютной очевидностью это относится к истории европейских стран, особенно тех, что расположены в т. н.

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Колониальный промышленный капитал в Тропической Африке В чем именно была, в первую очередь, трансформирующая функция колониального промышленного капитала и сопутствующих ему институтов в Африке? Было бы наивным ожидать, что вторжение капитала и создание условий для

автора Резников Кирилл Юрьевич

Природа тропической области Тропическую область подразделяют на пять подобластей: 1) Амазонию; 2) Гвианское нагорье и Гвианскую низменность; 3) Равнину Ориноко; 4) Бразильское нагорье; 5) Внутренние тропические равнины. Амазония – огромная равнина бассейна Амазонки. Это

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Индейцы тропической области Языки и внешность. Индейцы тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд говорят на языках десятков языковых семей, из которых основными являются аровакская семья (север и северо-запад), карибская семья (север), тупи (кольцом окаймляют

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 4: Мир в XVIII веке автора Коллектив авторов

ОЧАГИ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ТРОПИЧЕСКОЙ И ЮЖНОЙ АФРИКЕ В XVIII ВЕКЕ В Западной Африке к началу XVIII в. на плато Фута-Джалон (территория современной Гвинеи) обосновалось значительное количество скотоводов - фулъбе, постепенно обращавшихся в ислам. В 1727–1728 гг. фульбе начали джихад

Из книги Полеты богов и людей автора Никитин Юрий Фёдорович

Ракета из тропической сельвы Для обеспечения полета ракеты необходимо располагать достаточной реактивной тягой. Такая тяга реализуется путем выброса продуктов сгорания через реактивное сопло. Сопло на крышке саркофага обозначено. Нет противоречий с современным

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

3. Древние вавилоняне и древние ассирийцы Примерно в то время, когда жрец Манефа составлял «роспись египетских царей» (280…270 г. до н. э.), в Вавилоне один из жрецов Ваала - Бероз писал на греческом языке историю своего народа. К сожалению, до нас дошли только отрывки этого

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть2 автора Крашенинникова Нина Александровна

Из книги История Африки с древнейших времен автора Бюттнер Теа

Из книги 500 великих путешествий автора Низовский Андрей Юрьевич

У врат Тропической Африки Уроженец Хорасана (северо-восток Персии), Насир-и Хусрау прославился не только как поэт, но и как знаменитый путешественник. Большую часть своей жизни провел в Мерве (Туркменистан), а в возрасте 40 с лишним лет отправился в путешествие, во

Из книги Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс автора Шубин Александр Владленович

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

автора Жета Касильда

Из книги Секс на заре цивилизации [Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней] автора Жета Касильда

Большинство ведущих ученых, изучающих цивилизации, кроме Броделя, не признают отдельной африканской цивилизации. Север Африканского континента и его восточное побережье относятся к исламской цивилизации. Эфиопия исторически сама по себе составляла цивилизацию. Во все другие страны европейский империализм и поселенцы привнесли элементы западной цивилизации. В Южной Африке поселенцы из Голландии, Франции, затем из Англии насадили мозаичную европейскую культуру. Что самое главное, европейский империализм принес христианство на большую часть континента к югу от Сахары. По всей Африке еще сильна племенная идентификация, но среди африканцев быстро возрастает чувство африканской идентификации, и, по-видимому, Африка “ниже” Сахары (субсахарская) может стать отдельной цивилизацией, вероятно, с ЮАР в роли стержневого государства.

Религия является центральной, определяющей характеристикой цивилизаций, и, как сказал Кристофер Даусон “великие религии - это основания, на которых покоятся великие цивилизации”. Из пяти “мировых религий” Вебера, четыре - христианство, ислам, индуизм и конфуцианство - связаны с основными цивилизациями. Пятая, буддизм - нет. Почему так случилось? Как ислам и христианство, буддизм рано разделился на два течения и, как христианство, не выжил на земле, где зародился. Начиная с первого столетия нашей эры одно из направлений буддизма - махаяна - было экспортировано в Китай, затем в Корею, Вьетнам и Японию. В этих буддизм был в различной степени адаптирован, ассимилирован местными культурами (в Китае, например, в форму конфуцианства и даосизма) или запрещен.

Таким образом, в то время как буддизм остается важной составляющей культуры в этих обществах, они не являются частью буддийской цивилизации и не идентифицируют себя подобным образом. Однако в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе и Камбодже существует то, что можно по праву назвать буддийской цивилизацией теравады. Кроме того, население Тибета, Монголии и Бутана исторически приняло ламаистский вариант махаяны, и эти общества образуют второй район буддистской цивилизации. Однако наиболее важен тот факт, что существует явное отличие буддизма, принятого в Индии, от его адаптации в существующую культуру в Китае и Японии. Это означает, что буддизм, являясь одной из главных религий, не стал базой ни для одной из основных цивилизаций.

Африка внесла свой (специфический) вклад в современную общемировую цивилизацию. К сожалению, в отношении этого региона было особенно много однобоких оценок, различного рода штампов и просто заблуждений. Объективно оценить африканский вклад необходимо, чтобы правильно представлять сегодняшнюю Африку и лучше понять ее насущные проблемы.

Ранее мы уже выяснили, что именно Африка была родиной . Правда, развитие производящего хозяйства здесь началось гораздо позднее, чем в Азии, но это говорит не об отсталости африканских народов, а о том, что объективной необходимости в этом не было. В местных условиях человек и так себя мог прокормить. Еще за 5 тыс. лет до н. э. в Африке не было крупных пустынь - человек жил на территории современной Сахары и в Калахари, занимаясь охотой, рыболовством, собирательством. Это была благодатная, довольно хорошо увлажненная лесостепь. Озеро Чад занимало площадь в 8 раз больше современной. В его окрестностях были средиземноморские леса, в которых водилось довольно много крупных животных.

Начавшееся высыхание территории, вызванное колебаниями климата, а также выжиганием лесов, привело к гибели культурного очага в Сахаре (к середине III тысячелетия до н. э.). В этот же период установились современные границы Сахары. На крайнем северо-востоке Африки с IV-III тысячелетия до н. э. существовала древнеегипетская (нильская) цивилизация, которая на протяжении последующих нескольких тысячелетий стала ведущей в Африке, да и, пожалуй, во всем мире.

Хозяйственное развитие Древнего Египта изучалось на уроках истории, но следует сказать о том, что именно здесь очень высокого уровня достигла ирригация, система функционирования которой в значительной степени сохранилась до сих пор. В III тысячелетии до н. э. на Ниле была возведена крупная плотина - высотой около 15 м - для снабжения города Мемфиса . Два тысячелетия спустя был построен т. н. Канал Фараонов, который связал дельту Нила с Красным морем.

Аридизация климата привела к неустойчивости ирригационного хозяйства и постепенно к возникновению совершенно новых форм поселений - городов. В V-III тысячелетиях до н. э. в Египте было уже множество городов, в т. ч. и столица - Фивы. В это же время стали возникать первые города в Месопотамии. Хозяйство в Древнем Египте достигло очень высокого уровня.

В III-I тысячелетиях до н. э. на крайнем западе Африки, в бассейнах рек Сенегал, Нигер и Конго также сложились культурные очаги, однако их уровень был значительно ниже по сравнению с древнеегипетским.

Африканская цивилизация очень непохожа на другие «мировые региональные цивилизации». Основу ее составляет гармоничное сосуществование с природой. Подобное сосуществование географы называют «естественным встраиванием в природу». Полный симбиоз человека и природы определил очень многое в традиционной африканской жизни - от особенностей психологии людей до специфических типов хозяйства.

Традиционное хозяйство Африки часто представляют примитивным и совершенно неэффективным. Давайте попробуем разобраться, так ли это.

В любом справочнике вы найдете данные, свидетельствующие о низкой урожайности в растениеводстве, о малой продуктивности животноводства. При этом «за кадром» остается важнейшая специфическая черта традиционного африканского хозяйства - его максимально высокая продуктивность в расчете на единицу вложенного труда!

После этого резонно задать вопрос: почему африканцы так мало работают? Большинство ученых объясняли слабое распространение трудоемких технологий в аграрном секторе Африки консерватизмом местных крестьян, архаичными социальными структурами африканского общества.

Природные условия Африки, для которых характерны высокие температуры и влажность, ведет к быстрой порче продуктов, что ограничивает возможности их хранения. Африканцы давно уже поняли, что в этих условиях просто неразумно заготавливать впрок какие-либо продукты (или сырье для их последующего изготовления). Поэтому «единственно надежной формой их сбережения и накопления становится охрана и умножение их естественных источников (т. е. природной среды)». За многие сотни и даже тысячи лет африканские крестьяне отработали свои методы в растениеводстве, подобрали подходящие к местным условиям сорта растений, разработали свою систему содержания скота. В Африке традиционно выращивают культуры с различными сроками их уборки, посевная продолжается почти круглый год. Основная идея подобной агросистемы состоит в том, чтобы собирать урожай частями, но несколько раз в год. Именно этим можно объяснить, что главными продовольственными культурами, выращиваемыми в Африке, стали просо, сорго и другие, которые по европейским меркам относятся к неэффективным (они малоурожайны).

Тропики и экваториальный пояс представляют собой очень хрупкую экосистему, нарушения в которой из-за хозяйственной деятельности человека чрезвычайно болезненны. Плодородие почв быстро иссякает, нужно переходить на другой участок, давая «утомленному» несколько лет отдохнуть. Теперь всем известно о вреде подсечно-огневого земледелия в Африке, но забывают о том, что катастрофические масштабы подобного землепользования характерны для территорий, на которых внедряется «европейский интенсив». Африканцы всегда знали, до каких пределов можно расчищать и сжигать лес, на сколько лет нужно оставить невспаханным тот или иной участок. Применительно к Африке говорят даже о т. н. лесном земледелии, при котором получение самого урожая является лишь одним из многих его и часто даже далеко не самым главным.

Единство человека и природы в Африке повлияло и непосредственно на человека. Выделяют и специфические черты африканского характера. По мнению ученых, именно этим объясняется африканская общительность и доброжелательность, удивительная природная ритмичность, но вместе с тем и импульсивность. Этим же объясняют и косность, апатию, слабо выраженное желание что-нибудь изменить. Вспомните, что индейцы в Америке, в основной своей массе, готовы были пойти лучше на смерть, чем жить и работать в условиях неволи. Только африканцы смогли выжить в этих нечеловеческих условиях!

Африканская культура и цивилизация очень непохожи на западную (европейскую) с ее ярко выраженным индивидуальным началом. Вместе с тем она близка в этом плане индийской и китайской культурам, в которых нашли отражение принципы «коллективизма». «Общность людей - одна из стержневых ценностей в Африке». При этом коллективизм в Африке понимается очень широко - не только как общность людей. Человеку отводится равное место в сложнейшей африканской общине, вместе с «высшей силой», стоящей высоко над всеми различными духами (в т. ч. духами-людьми, давно умершими), животным и растительным миром, а также неодушевленной природой.

Совершенно непохожа на европейскую и африканская семья, которая включает в себя не только ныне здравствующих, но и умерших и даже еще не родившихся. Согласно африканским воззрениям человек как личность может существовать только в «неразрывной связи с умершими и еще не родившимися. Это единая нить жизни - так считают в Африке. Умерших хоронят совсем близко от дома, или даже внутри него. «Живые буквально ходят по могилам родных, признавая их продолжающееся присутствие в мире и почитая их жертвоприношениями, едой и питьем, поминанием их имен, заклинаниями и ритуалами, данными в честь умерших именами детей». Поэтому говорят, что в африканской семье всегда присутствуют «живые покойники». Живые, однако, должны заботиться не только об умерших, но и о тех, кто должен родиться, «высвободить их из небытия, дать им форму, тело, допустить к участию в жизни общества».

Загрузка...