domvpavlino.ru

Глиняный робот из еврейской мифологии. Легенды Праги: Как раввин Лев создавал Голема. Големы и другие рукотворные существа

Согласно мифологии, голем - это существо, искусственно созданное людьми себе во служение. Их использовали как чернорабочих, однако долгая и жесткая эксплуатация могла закончиться печально для хозяина. Это существо неразумно, но со временем оно осознает себя. В легендах подобные создания часто восстают против своих хозяев.

Описание созданий

Слово «голем» в древних еврейских писаниях переводится как «глина». В ранней форме идиша это слово стало значить «истукан» «глупый, наивный человек», «неповоротливый». В таком значении имя мифологического существа перешло в иврит.

Первые упоминания о големах встречаются . В еврейской мифологии так называли глиняных человекообразных существ, в которых вдохнули жизнь последователи оккультных наук.

Кроме глины, для создания этих слуг использовали камень и металл. Такие существа чаще использовались для сражений и защиты городов, в то время как глиняные големы выполняли всю черную работу.

Характеристика внешнего вида и способностей созданий меняется в зависимости от культуры. Несмотря на это, классический еврейский голем обладает четким описанием.

Иудаистский

Создания напоминало человека, но были и некоторые отличия. К ним относили:

  • слабовыраженные черты лица, отсутствие носа и ушей;
  • мощный корпус, длинные сильные руки, которые свисают до земли;
  • короткие, искривленные ноги.

Еврейский

Каббалисты утверждают, что искусственные люди обладают невероятной силой, благодаря которой способны поднимать быков и разрушать здания. Некоторые големы имели зачатки разума, другие полностью контролировали свою речь.

Глиняные исполины были неуязвимы для магии. Также оружие не наносило им повреждений - на месте отрубленных конечностей существа отращивали новые.

Как создать голема

Существует несколько рецептов создания искусственных людей.

Согласно кабалистическим наукам, для изготовления глиняного нужно следовать такому алгоритму:

  1. Для тела создания используют необожженную красную глину, собранную у истоков реки.
  2. Из материала вылепливают фигурку ребенка 8-10 лет.
  3. На лбу чертят ивритское слово «Amet», которое означает «Правда».

После начертания заклинания, голем начнет оживать. В течение нескольких дней он вырастает в 5-6 раз.

Создание обладает разумом маленького ребенка и полностью подчиненно магу, помогает ему, как и Согласно легендам, спустя несколько лет жизни существа постепенно учатся и могут восстать против создателя. Причиной освобождения големов служит перечеркивание магического слова.

Обезумивший гигант в бешенстве способен разгромить целый город. Уничтожить его можно только стерев первую букву слова, чтобы оставшиеся сложились в «met». Это слово означает «умерщвление» на иврите.

Сам процесс изготовления голема схож с рождением человека по воле Божьей. В отличие от Адама, рукотворные гиганты не имеют души. Их неказистый вид, неповоротливость и ограниченность мышления также указывает на несовершенство человеческого творения по сравнению с Господним.

Упоминания в легендах

Еврейский голем упоминается в двух мифах. Обе легенды поднимают темы несовершенства искусственно созданных людей и непринятия обществом внешне уродливых существ.

Пражский голем

Согласно этой легенде, в начале XVII в. увеличился риск кровавого навета на пражских евреев. Христианские жители Праги обвиняли иудеев в использовании крови иноверцев для жертв.

Чтобы защитить город от погромов, раввин по имени Иехуда Лев бен Бецалель решился на создание магического защитника. На утренней заре Махараль с двумя помощниками пришли к берегам реки Влатва и вылепили из красной глины человека, ростом в 1,5 м.

Раввин Лев оживил создание с помощью тайного имени Бога. Он начертил его на бумаге и вложил в рот фигуре.

Пражский голем выглядел как безобразный человек средних лет. Он не умел говорить и есть. Со временем создание приобрело нечеловеческий аппетит. Голем поедал всю пищу, что ему давали, независимо от ее вкуса и свежести.

Глиняное существо также начало демонстрировать зачатки интеллекта. Голем стал задавать своему создателю такие вопросы:

  1. Кто такой Голем?
  2. Кто мать и отец Голему?
  3. Зачем создать Голем?
  4. Голем не хочет быть один.

Одиночество побуждало уродливое создание тянуться к людям в надежде на их отзывчивость. Обладая сознанием ребенка, голем пытался играть с детьми, но они в ужасе бежали от исполина.

Существует две версии о том, по какой причине глиняный человек восстал против своего хозяина.

Первая версия

Ежедневно существо выполняло самую тяжелую и неприятную работу, а по ночам стерегло еврейские дома. В пятницу вечером Лев вытаскивал священные слова изо рта подчиненного, чтобы в субботу посетить синагогу. В один день раввин забыл изъять бумагу и голем восстал против своего создателя. В ярости существо громило дома и гонялось за жителями. Евреев спасала от смерти только неповоротливость создания.

С большим трудом Лев смог забрать священные слова из пасти чудовища. Свое творение раввин отнес на чердак синагоги и окружил иудейскими заклинаниями. В начале XIX в. польский журналист пробрался на чердак этой церкви, но тело гиганта он не обнаружил.

Вторая версия

Другие источники рассказывают о более романтичной концовке легенды. Со временем, кроме обретения сознания, голем начал испытывать чувства. Увидев однажды дочь Лев Мириам, создание влюбилось в девушку. Сама Мириам не ответила взаимностью бездушному глиняному созданию.

Искусственный человек всюду ходил за дочерью раввина в надежде на взаимность и не давал вытащить слова заклинания из своего рта. Тогда Лев попросил Мириам обольстит создание и вытянуть бумагу из пасти. Девушка выполнила наказ отца.

С этих пор существует чешское поверье - раз в 33 года в день солнцестояния существо оживает, чтобы защищать столицу. В этот день незамужние девушки стараются не выходить из дома, чтобы не стать невестами голема.

Голем Иеремия

Еврейский пророк Иеремей также пытался сотворить создание для защиты Божьего народа. Он слепил человека из глины и начертил на его голове слова «Бог есть истина».

Ожившее создание внезапно отобрало нож у пророка и вырезало другую фразу на свое лице «Бог умер». Этот поступок дал понять Иеремею, что существа, оживленные магией, не смогут защитить евреев от сил Зла. В ужасе порок уничтожил свое творение и долго вымаливал прощение у Господа за свою дерзость.

Легенды о существах, созданных людьми для служения, встречаются в каждой мифологии. Не всегда големы имеют человеческое подобие, однако с еврейским созданием их роднит верность хозяину и оживление магией.

Элементали в магии

Создания под названием элементали - ближайшие «родственники» классического голема. От глиняного человека их отличает осознание себя.

Элементали - низшие духи, которые опытный маг может призвать в определенную оболочку. Эти существа верно служат своему хозяину в надежде получить свободу. Элементалей классифицируют по стихиям:

  1. Земляной. В некоторых источниках это существо представляет собой копию голема. Существо имеет человекоподобный вид, обладает разумом и выполняет все приказы своего создателя. Земляных элементалей использовали для защиты городов от чужих армий и непогоды. Их неповоротливость компенсируется огромной силой.
  2. Огненный. Чаще представляет собой сгусток чистого огня. В арабских сказаниях к огненным элементалям относится подвид джиннов - ифриты. Эти создания могут сохранять свой облик после истечения срока действия заклинания мага.
  3. Водный. Этих созданий использовали для защиты от чудовищ моря или приливов. Водные элементали также создавали колодцы и оазисы.
  4. Воздушный. Внешне эти создания напоминали скопление облаков. Их использовали для сокрытия армии. Также, по легенде, воздушные элементали могли призывать молнию.

С големом этих созданий также роднит неуязвимость к магии. Некоторые из элементалей восставали против мага-создателя, требуя свободы и уважения.

Греческая мифология

В Греции тема искусственно созданных людей широко касается бога-кузнеца Гефеста. Вместо глины он использовал бронзу и золото, создавая себе железных разумных помощников.

Талос

Согласно древнегреческой мифологии, Талос - бронзовый воин, которого Зевс дал Европе для защиты земель от чужестранцев. Это создание обитало на острове Крит.

Бронзовый исполин швырял в подплывающие корабли камнями. Если странникам удавалось пристать к берегу, Талос топил их огнем и мечом.

По одной легенде создание Богов уничтожила Медея, жена Ясона. Она опоила гиганта сонным зельем и вытащила гвоздь из его пятки. Талос истек ихором, который заменял ему кровь.

В другом источнике говорится, что бронзового голема убил герой по имени Пеант. Он попал стрелой в пятку существа из лука Геракла.

Галатея

В культуре Греции существует миф о прекрасной скульптуре, которую создал Пигмалион. Творец влюбился в мраморную девушку и возжелал ее. Он наряжал Галатею в прекрасные одеяния и дарил драгоценности.

Обезумев от безжизненности своей любви, Пигмалион взмолился богам Олимпа, чтобы те послали ему похожую девушку. Сжалившись над смертным, Афродита, богиня Любви, оживила творение скульптора.

Легенды Европы

Мифы других стран Европы также рассказывают об искусственно созданных слугах. Среди них можно выделить:

  1. Гуллинбурсти. Огромный золотой кабан . Его создали гномы в споре с Локи.
  2. Железный заяц. Этого голема в мифологии северных народов сотворяли ведьмы для воровства молока у жителей деревень.
  3. Торгейров бык. Существо, созданное исландским магом из шкуры и копыт быка. Дух служил колдунам и мстил их обидчикам, разоряя деревни.
  4. Прысыпуш. Ребенок, вырезанный из полена. В белорусском фольклоре такое создание оставляли ведьмы вместо украденных детей.
  5. Тупилак. Голем, созданный гренландскими колдунами. В эскимосской культуре это создание используют для мести чужеземцам.
  6. Чудовище Франкенштейна. Оживленный человек, собранный из мертвой плоти других людей. По характеру и поведению является аналогом еврейского голема.

Представление в лондонском мюзик-холле. Ведущий комедиант Дэн Лено объявляет публике: начнем с конца.

Элизабет Кри входит утром в спальню своего мужа, репортер и драматург Джон Кри мертв. Прибывший к месту происшествия констебль обнаруживает в камине пепел от сгоревших бумаг покойного. Предсмертной записки тот не оставил. Горничная Эвелин находит на кухне пузырек из-под яда. Лекарство Джону обычно подносила перед сном жена. Вечером супруги шумно ссорились. Элизабет арестована, она подозревается в убийстве мужа.

Шоу в мюзик-холле. На сцене Дэн Лено в женском платье и парике. Любимица мюзик-холла малышка Лиззи обвиняется в том, что она отравила мужа. Но город боялся голема из Лаймхауса. Кем он был? Кого он еще хотел погубить? Голем нанес удар за день до ее ареста.

Лаймхаус, Лондон, 1880 год. Инспекторы Скотланд-Ярда Робертс и Килдейр едут на место преступления. Поступило сообщение о пятерых погибших: лавочник мистер Джерард, его жена Мери, служанка и двое детей. По этому адресу уже было совершено убийство около 70 лет назад. Карету инспекторов осаждает толпа репортеров. Это дело рук голема? Когда будет пойман убийца? Инспектор Робертс самоустраняется от скандального дела, расследование предстоит вести Килдейру. В доме полно зевак. Тела погибших представляют собой жуткое зрелище, все кругом залито кровью. На стене надпись: быть пассивным зрителем, значит делить вину с преступником.

Килдейр берет себе в помощники констебля. Об инспекторе ходят слухи: он не из тех, кто женится. Возможно, по этой причине он уже много лет работает в отделе краж и мошенничества, расследование убийства ему поручено впервые. Килдейр пытается отыскать логику в действиях маньяка, которого все называют големом. Вчера зарезали семью лавочника, неделю назад – проститутку, еще ранее – пожилого ученого Соломона Вейла. Отрезанный член старика убийца оставил в качестве закладки в книге по еврейскому фольклору на странице с легендой о големе. Поэтому пресса и наградила маньяка этим прозвищем. Килдейр считает, что убийце это явно по душе, он пытается оставить какое-то послание. Инспектор предлагает констеблю отправиться в библиотеку. Килдейр уверен, что для Скотланд-Ярда он – козел отпущения, им в отличие от инспектора Робертса с легкостью пожертвуют. Репутация Робертса будет сохранена, а народ получит кровь, зрелища которой так жаждет.

Надпись на стене в спальне покойного лавочника – цитата из книги Томаса Де Квинси «Убийство как одно из изящных искусств». Килдейр обнаруживает, что на полях ее страниц голем оставил дневниковые записи, в которых описывает все свои преступления. Детектив спрашивает, кто последний брал эту книгу. Библиотекарь утверждает, что в журнале посещаемости читального зала есть записи о посетителях, но кто какую книгу брал, установить невозможно. 24 сентября (дата последней дневниковой записи) читальный зал посетили четверо мужчин: Дэн Лено, Карл Маркс, Джордж Гиссинг и Джон Кри. Детектив дает поручение констеблю раздобыть образцы почерков всех этих людей.

Килдейр посещает зал судебных заседаний, где проходит процесс над Элизабет Кри. Обвиняемая утверждает, что незадолго до смерти ее муж пребывал в подавленном состоянии, написанная им пьеса «Перекресток беды» провалилась. Судья сомневается в искренности Элизабет, ведь та – актриса. Сейчас она исполняет роль леди. Но Лиззи была внебрачным ребенком, родилась в неблагополучном районе Лондона. Девочкой она шила паруса и довольно много времени проводила в доках с мужчинами, которым приносила свой товар. Зрители в зале суда смеются над сальными намеками в адрес обвиняемой. Элизабет утверждает, что была набожным и невинным ребенком. Мать была чрезмерно строга с Лиззи. Она жестоко наказала дочь, когда заподозрила, что та позволяет мужчинам совершать с ней непотребства (с тех пор у Элизабет все связанное с сексом вызывает страх и отвращение). Судья прерывает откровенный рассказ Элизабет и объявляет перерыв.

Бывший работодатель Джона Кри не смог предоставить образец его почерка, рукописи репортеров не хранят. Килдейр читает запись голема от 5 сентября, когда была убита первая жертва – проститутка. Он представляет убийцей Джона Кри. Инспектор даже находит некоторую логику в действиях маньяка. Тот воображает себя своего рода творцом, как в книге Де Квинси. Убийство проститутки, по словам преступника, было скромной, приватной репетицией. Своей жертве он вырезал глаза, поскольку боялся, что в них мог отпечататься его силуэт.

Килдейр посещает тюремную камеру Элизабет Кри. Та говорит, что великий комик Дэн Лено часто затрагивал в своих шоу тему несправедливости по отношению к женщинам. Но грань между комедией и трагедией слишком тонка. Килдейр утверждает, что не стал бы осуждать Элизабет за то, что она отравила мужа, у нее могли быть на то веские причины. Та свою вину отрицает. Килдейр говорит, что Джон Кри подозревается в серии жестоких убийств. Если его почерк совпадет с тем, что обнаружен в книге, к утверждению Элизабет о самоубийстве Джона прислушаются, и тогда ее могут освободить. Элизабет говорит, что упустила свой шанс стать актрисой. Единственный шанс раскрыть нашумевшие убийства потеряет и Килдейр. Свои бумаги Джон сжег, доказать, что он – голем, не получится. Элизабет рассказывает инспектору о том, как складывалась ее судьба в юности. Ее мать рано умерла, Лиззи росла в мюзик-холле. Ее наставником и покровителем стал Дэн Лено. А первой ее любовью были книги.

Об ее отношениях с Лено Элизабет спрашивают и во время судебного заседания. Сторона обвинения напоминает, что Дэна Лено недавно допрашивали по делу голема, но актер был отпущен за недостаточностью улик.

Килдейру удается выяснить, что платье убитой проститутки ранее было сценическим костюмом Лено. За год до этого актер продал его лавочнику, которой торговал подержанными вещами. Лавочник и его семья также стали жертвой голема. Но Дэна Лено после допроса отпустили.

Килдейр снова наносит визит в тюрьму. Он говорит Элизабет Кри, что для нее голем по-прежнему опасен. Женщине грозит смерть, ее могут повесить. Элизабет рассказывает, как познакомилась со своим будущим мужем. Джон Кри пришел в мюзик-холл, чтобы взять интервью у актеров труппы. На привлекательного джентльмена обратила внимание одна из ведущих актрис – Элеонор. Но тот был очарован юной Лиззи, про которую Лено сказал, что у нее настоящий талант. В то время Лиззи не выступала на сцене, в труппе она была девочкой на побегушках. Карлик Виктор во время ужина начал отпускать похабные шуточки в ее адрес. Лиззи пожаловалась Джону. Утром Виктора обнаружили мертвым. Вечернее шоу Лено решил посвятить памяти Виктора. На сцену впервые вышла Лиззи. Ее номер имел успех у публики. Девушка выступала в костюме морячка. Дэн сам часто наряжался для шоу женщиной, но он спросил, почему Лиззи выбрала такой сценический образ. Та ответила, что таким образом намеревается отпугнуть от себя мужчин.

Инспектор Килдейр и констебль встречаются с Карлом Марксом. Тот утверждает, что убийства голема носят ритуальный характер. Маньяк уничтожает символы Лондона. Килдейр просит Маркса предоставить ему образец почерка. Маркс соглашается написать продиктованную фразу. По мнению Килдейра философ и социолог мог совершить убийство проститутки, чтобы привлечь внимание к своим идеям. Но когда в тексте дневника речь заходит о убийстве еврея, инспектор понимает, что подозревать в этом Маркса – нелепо. Он не мог этого сделать.

В зале суда допрашивают Эвелин. Она утверждает, что отношения между супругами Кри были натянутыми, накануне убийства у них случилась шумная ссора. Эвелин слышала слова Джона: «Ты чертовка, это твоих рук дело». Это равнозначно смертному приговору Элизабет.

Килдейр пытается убедить Элизабет, что ей следует заявить: показания Эвелин продиктованы чувством ревности. Та говорит, что никогда не препятствовала отношениям между Джоном и Эвелин. Элизабет согласилась выйти замуж за Джона только потому, что рассчитывала на главную роль в его пьесе. Это был брак по расчету, хотя Дэн Лено всячески ее от этого отговаривал. Сценическая карьера Лиззи в тому времени была на пике, Джон как начинающий драматург тоже был в ней заинтересован.

Инспектор Килдейр и констебль ищут последнего подозреваемого по делу голема – Джорджа Гиссинга. Его обнаруживают в Лаймхаусе, в подпольном опиумном притоне. Гиссинг здесь работает, пишет романы о жизни городской бедноты. Килдейр полагает, что ученый, женившийся на падшей женщине, вполне может оказаться убийцей старого еврея. Он диктует Гессингу текст из дневника голема. Почерк не совпадает. Но Килдейр обнаруживает место в записях настоящего убийцы, на которые он раньше не обратил внимания. Голем купил запонки в лавке подержанных вещей. Инспектор проверяет журнал лавочника от 10 сентября, там присутствуют две знакомые фамилии – Кри и Лено. Теперь Килдейр склонен считать големом Дэна Лено.

Килдейр и констебль приходят на новое шоу мюзик-холла под названием «Синяя борода». После представления они наносят визит в гримерку Лено. Актер не покупал запонки, о чем свидетельствуют выписки из его счетов. В указанный день он приобрел женскую шляпу. Ссылаясь на занятость, Лено отказывается предоставить инспектору образец почерка, он обещает зайти для этого завтра на Скотланд-Ярд. Но пока актер снимает грим, он может отвечать на вопросы о Джоне Кри. Лено говорит, что видел покойного вечером, когда состоялась премьера его пьесы. Спектакль провалился. В настоящее время театр принадлежит Лено, он стал директором после смерти предыдущего управляющего, которого все называли Дядя. Килдейр спрашивает, почему Элизабет не хочет называть своего покойного мужа убийцей. Инспектора также интересуют подробности смерти Виктора. Лено считает, что кончина Дяди имеет большее отношение к расследуемому делу.

Килдейр задает вопросы о Дяде Элизабет. Та рассказывает, что управляющий склонял ее к порнографическим фотосъемкам. Этим занимались многие актрисы. Лиззи с возмущением отвергла неприличное предложение. Дядя взял девушку силой и лишил ее невинности. Лиззи рассказала обо всем Джону. Тот, чтобы вернуть ей честь, сделал Элизабет предложение, она стала его женой. Через три дня после этого Дядя умер. Килдейр полагает, что его убил Джон. Элизабет утверждает, что не нуждается в помощи, и спасения она не заслуживает. После заключения брака Джон стал требовать от Лиззи интимных отношений. Той это было настолько невыносимо, что она наняла Эвелин горничной. Элизабет платила актрисе в два раза больше, чем та зарабатывала в театре. В условия их договора входило, что Эвелин будет вместо нее выполнять супружеские обязанности.

Элизабет ждала, когда же будет написана пьеса, в которой ей обещана главная роль. Но оказалась, что Джон даже не приступал к ее написанию. Элизабет пришла в читальный зал, где муж якобы работал над пьесой, и устроила ему скандал. Тот решил, что причиной недовольства жены является чувство ревности по отношению к Эвелин. Джон приступил к написанию новой пьесы, и там роли для Элизабет не предусмотрено. Ведь теперь она – леди, ей не место на сцене. Элизабет поставила «Перекресток бед» сама, без разрешения мужа. Спектакль был освистан публикой. Возле театра между супругами произошла шумная ссора. На стороне Джона была Эвелин, Элизабет защищал Дэн. Взбешенный Джон уехал один. Килдейр говорит, что в тот вечер голем совершил убийство семьи лавочника. Инспектор уговаривает Элизабет признаться в том, что она отравила мужа, поскольку боялась за свою жизнь. В этом случае присяжные могут ее пожалеть. Элизабет говорит, что не нуждается ни в чьей жалости.

Присяжные выносят приговор: виновна. Элизабет Кри повесят завтра утром в десять часов утра. Килдейр не теряет надежды спасти Элизабет. Он хочет доказать, что Джон Кри был убийцей. Элизабет хочет, чтобы инспектор разоблачил голема. Она говорит, что у Дэна Лено сохранился экземпляр пьесы «Перекресток зла». Но Килдейр не может сравнить почерк – у Лено только печатный вариант. Оригинальная рукопись находится в библиотеке, которая откроется лишь утром.

Килдейру удается прибежать к месту казни в последнюю минуту. Он добивается отсрочки исполнения приговора на час для того, чтобы убедить за это время судью изменить решение. Инспектор просит Элизабет написать расписку о том, что ее покойный муж был убийцей. Женщина пишет: Я и есть голем. Килдейр с ужасом обнаруживает, что почерк Элизабет идентичен тому, которым сделаны записи маньяка. Все эти ужасные преступления совершила Элизабет.

Килдейр в шоке. Он сжигает признание Элизабет. Женщина казнена. Джона Кри все считают големом. Жители Лондона ликуют: ужасные преступления наконец раскрыты. Инспектор Килдейр получает повышение. Вечером они вместе с констеблем идут в мюзик-холл. Здесь новое шоу. Оно посвящено жизни Лиззи. Дэн Лено решает начать историю с конца, то есть с казни Элизабет. В главной роли – Элеонор. Актриса погибает во время спектакля (никто не проверил реквизит на безопасность). Лено решает, что шоу должно продолжаться. Публика, как всегда, жаждет крови. Великий комик сам сыграет Лиззи. Это будет триумфом, которого она так хотела.

Го́лем - персонаж еврейской мифологии. Человек из глины, оживлённый каббалистами с помощью тайных знаний - по аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Голем - глиняный великан, которого, по легенде, создал праведный раввин Лёв для защиты еврейского народа.

Весьма распространённая, возникшая в Праге еврейская народная легенда об искусственном человеке («големе»), созданном из глины для исполнения разных «чёрных» работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путём своевременного вмешательства и разоблачения.

Как был создан Голем?

Дело было в 1580 г. Священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, снова пытался нарушить покой и согласие и вызвать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев вовремя узнал об этом и во сне задал небу вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом.

Он получил следующий разложенный по алфавиту ответ:

«Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael.»
«Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев.»

Рабби Лев истолковал сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему небом числа букв создать из земли живое существо. Он велел привести своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема: «Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак — стихия огонь, ты, Якоб — вода, я сам — воздух, мы вместе создадим из четвертой стихии — земли, Голема». Он подробно научил их тому, как нужно сначала освятиться и очиститься, чтобы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека.

Оживление Голема

В установленный день работа проходила при свете факела и под чтение псалмов в лихорадочной спешке. Они вылепили из земли фигуру мужчины длиной в три локтя. Голем лежал лицом вверх. Потом мужчины стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Он лежал без движения, словно мертвец. Тут рабби Лев приказал священнику Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, доверив ему цируфим, фразу, которую тот должен при этом произнести. Когда так случилось, глиняное тело стало огненно-красным.

Рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево точно столько же раз, сообщив и ему определенный для его стихии цируфим. Когда тот завершил свое задание, огненно-красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода, из кожи пробились волосы, а на пальцах — ногти.

Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.» И вот благодаря трем стихиям: огню, воде и воздуху, четвертая стихия — земля, ожила. Голем, открыв глаза, озирался, будто в изумлении.

Пражская синагога где по преданию на чердаке хранятся останки Голема

Рабби Лев сказал ему: «Вставай на ноги!» И он встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли домой.

По пути рабби Лев сказал Голему: «Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача — защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал, в огонь и воду, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря.» Йозеф кивнул головой в знак согласия. Дома рабби Лев сказал, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.

Упавшая Тора

Случилось, что в день примирения в 1587 г. в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день поститься. В понедельник он спросил во сне, какой грех является причиной дурного случая.

Голем – несомненно, одно из самых известных «лиц», которые шли по улицам Праги. Однако, его известность – наверное, единственная вещь, которая ясна о нем.

Однако, он не получил ясного ответа, а только лишь отдельные буквы, которых он никак не мог понять. Поэтому он написал их на бумагу и дал Голему, поручив ему найти из них ответ.

Просмотрев полоску бумаги, Голем сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из торы. Буквы, показанные Рабби Леву, были сокращением заповеди «не желай жены ближнего твоего».

Рабби Лев теперь знал, что уронивший тору мужчина был во внебрачной связи, поэтому тора и выскользнула у него из рук. Он позвал мужчину к себе и доверительно рассказал ему о слове из сна. Тот, плача, признался в своем грехе и просил раввина поручить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув, по законам Моисея, брак неверной женщины и ее мужа.

«Голем, как он пришёл в мир» - немой художественный фильм эпохи киноэкспрессионизма. Снят Карлом Бёзе и Паулем Вегенером по мотивам еврейской легенды

Голем приходит в ярость

Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам, после обеда, своего рода дневной план, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным.

Однажды рабби Лев забыл в пятницу после обеда дать Голему его дневной план. И вот Голем остался без занятия. Едва день подошел к исходу, и все готовились к шаббату, Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому городу, желая все уничтожить. Факт, что у него нет никакого занятия, его так же напугал, как и взбесил. Увидев это, люди убегали с криком: «Йозеф Голем сошел с ума!»

Возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в пустоту: «Йозеф, остановись!»

И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопаный, преодолев силу своей дикости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: «Иди домой и ложись спать.» И Голем послушался его, как дитя. Затем Рабби Лев вернулся в молитвенный дом и приказал спеть еще раз песню для шаббата. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему его дневной план, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

Уничтожение Голема

Когда прошло много времени, и общине больше не грозила злостная клевета, рабби Лев позвал к себе своего зятя Ицхака, левия и ученика Якоба, которые содействовали при сотворении Голема, и сказал им: «Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы уничтожим его».

Дело было в начале 1593 г. Рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. Все происходило тайно, так как была полночь.

В два часа ночи к рабби Леву пришли его зять и левий Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, каким является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Тогда все трое поднялись со слугой на чердак, где спал Голем.

Мужчины приступили к уничтожению Голема. Они делали все противоположно тому, как во время сотворения. Если, создавая его, они стояли у ног Голема, то сейчас они стали к его голове. Слова из Книги Бытия также читались наоборот.

После этого Голем снова стал земляным комом, как до своего оживления. Потом Рабби Лев позвал слугу, взял у него свечи и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром на еврейских улицах узнали, что Йозеф Голем исчез ночью из города. Только несколько человек знали правду. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги. Остатки книг и других священных предметов не могли там больше храниться.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. В этой легенде народная фантазия как бы оправдывает противление социальному злу некоторым, хотя бы и робким, насилием: в образе Голема как бы легализуется идея усиленной борьбы со злом, преступающая границы религиозного закона; недаром Голем по легенде превышает свои «полномочия», заявляет свою волю, противоречащую воле его «создателя»: искусственный человек делает то, что по закону «неприлично» или даже преступно для естественно-живого человека.

Идея Голема, как существа, созданного искусственно для выполнения работы, является предшествующей идее роботехники. При этом, факт проявления Големом мышления, не предусмотренного создателем, позже широко используется в сюжетах «восстания машин».

В творчестве писателей-фантастов голем нередко рассматривается и используется в качестве примитивного робота с заложенной в него программой. В отличие от магического оживления голема, используемого в жанре фэнтези, в фантастике для этого используются процессы, основанные на реальных или вымышленных физических законах. Нередки случаи, когда для оживления голема необходимо подобрать буквенный код.


Человек так устроен, что всегда хотел уподобиться Богу - тоже стать Творцом, Создателем.В принципе, это, наверное, заложено в самой природе человека, ибо сказано, что Бог создал нас по своему образу и подобию.В священных книгах типа Библии, Корана об этом очень подробно говорится.

Например, в 32-й суре "Челобитие" говорится, что Аллах сотворил Адама из глины: "Он - Тот, Кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины" (32:6-7).

Видимо, поэтому человек и стремился всю дорогу создавать себе подобных, помимо естественного пути - размножения. В более позднем варианте это Пиноккио (в русской версии - Буратино), в еще более поздней - всякие человекоподобные роботы, создание человека из пробирки, клонирование и т.п. Но тут мы не изобрели ничего нового, потому что сотворение искусственного человека из земли, глины встречается в антропогонических мифах многих народов, например, египетских, шумеро-аккадских; в частности, существует аккадское сказание о сотворении людей из глиняных статуэток, причем они были созданы парами, а жизнь в них была вселена через пуповины - практически как и полагается по природе. Об этом же говорится и в других источниках. Но все их рассмотреть просто нереально, поэтому остановимся на одном представителе из древних мифов - Големе.

Голем - персонаж еврейской мифологии. Человек из неживой материи - глины, оживленный каббалистами с помощью тайных знаний, - все по той же аналогии с Адамом, которого Бог создал из глины.

Слово "голем" происходит от слова на старом иврите "гелем", обозначающего "необработанный, сырой материал", либо просто "глина". Корень -ГЛМ- встречается в Танахе в слове на старом иврите "галми", обозначающем "моя необработанная форма". Потом, в старом идише, слово "гойлем" приобрело переносное значение "истукан", "глупый и неповоротливый человек", "болван", перекочевавшее и в современный иврит.

Еврейские мифы нашли свое неожиданное продолжение в весьма распространенной, возникшей в Праге еврейской народной легенде об искусственном человеке, созданном из глины для исполнения разных "черных" работ, трудных поручений, имеющих значение для еврейской общины, и, главным образом, для предотвращения кровавого навета путем своевременного вмешательства и разоблачения. Далее по легенде Голем, исполнив свое задание, превращается в прах. Создание Голема народная легенда приписывает знаменитому талмудисту и каббалисту - главному раввину Праги Махаралю Йехуде Бен Бецалелю или рабби Леву (Лейбу), человеку, кстати, вполне реальному, родившемуся в начале XVI века. Легенда эта относится к началу XVII века. Ее изложил в романе "Голем" Густав Майринк.

Известны и другие големы, созданные по народному преданию разными авторитетными раввинами - новаторами религиозной мысли. Считается также, будто Голем возрождается к новой жизни каждые тридцать три года.

Позднее тему Голема часто использовали и в поэзии, и в художественной литературе, и в театральных пьесах, и в кино, и даже в компьютерных играх. Один из самых первых фильмов - фильм 1920 года "Голем: как он пришел в мир". В нем блистали тогдашние звезды Пауль Вегенер и Лида Салмонова.

Но как же он был создан - согласно легенде старой Праги? Дело было в далеком 1580 году. Евреи, как известно, в Праге селились кучно - в т.н. Еврейском городе (на тот момент Йозефове), жили тихо, никому не мешали, наоборот - только помогали. Среди них были ювелиры, лекари, ростовщики (банкиры) и представители других полезных профессий. Однако периодически церковь устраивала на них гонения, но все как-то затихало. И вот один священнослужитель по имени Тадеуш, ярый противник евреев, в очередной раз попытался нарушить покой и согласие и спровоцировать новые суеверные обвинения против евреев. Рабби Лев предложил тогда пражскому кардиналу организовать научную духовную полемику. Наибольший интерес вызывали вопросы, используют ли евреи при праздновании Песаха (Пасхи) кровь христиан и виновны ли евреи в распятии Иисуса Христа. Рабби Лев убедительно доказал, что согласно Талмуду употребление какой-либо крови, в том числе и животных, евреям строго запрещено. К вопросу о вине евреев в смерти Христа рабби Лев заявил, что Христос умер на кресте, дабы искупить грехи человечества. Произошло это с помощью евреев, потому что так решил Бог. Христиане, наоборот, должны быть благодарны евреям, потому что иначе христианство могло бы и не возникнуть.

Потом рабби Лев во сне задал Богу Яхве вопрос, какими средствами начать борьбу со злым врагом. И Бог прислал ему ответ, внятно разложенный по алфавиту: Ata Bra Golem Dewuk Hachomer Wrtigzar Zedim Chewel Torfe Jisrael, что означало "Сотвори Голема из глины и уничтожь пошлую чернь, пожирающую евреев".

Рабби Лев, будучи очень сильным каббалистом, истолковал "присланное" сочетание слов так, что он может при помощи открытого ему Небом числа букв создать из земли - глины - живое существо. Он позвал своего зятя Ицхака бен Симеона и его ученика, левия Якоба бен Хайим Сассона, и поведал им тайну о возможности создания Голема, но объяснил, что один не справится: "Я требую вашей помощи потому, что для его сотворения нужны четыре стихии: ты, Ицхак, будешь стихией огня, ты, Якоб - стихией воды, я сам - стихией воздуха, мы вместе создадим из четвертой стихии - земли - Голема". Он подробно объяснил им, что для начала надо пройти освящение и очиститься, дабы подготовиться к великому делу сотворения искусственного человека, и научил их тому, как нужно это сделать. (Как именно надо было "освящаться" и "очищаться" - к истории непосредственного отношения не имеет.)

Когда два "волонтера" прошли все обряды и были готовы, настал судьбоносный "День Икс", который также был вычислен при помощи каббалистических знаний. Работа проходила при свете факела и под чтение псалмов. Все трое дружно вылепили из глины фигуру мужчины и положили лицом вверх. Потом стали у его ног так, чтобы смотреть ему прямо в лицо. Рабби Лев приказал Ицхаку семь раз обойти вокруг глиняного тела справа налево, научив его предварительно священному слову из книги Сефер Ецира, с помощью которого можно оживить Голема. Ицхак обошел и произнес заветные слова. После этого глиняное тело стало огненно-красным. Ицхак, как мы помним, олицетворял стихию огня.

Тогда рабби Лев велел и левию Якобу обойти тело справа налево тоже семь раз, сообщив и ему определенные для его стихии слова. Когда тот завершил свое задание, огненно- красный цвет исчез, и в глиняном теле потекла вода; из кожи пробились волосы, а на пальцах рук и ног начали расти ногти. Якоб, таким образом, исполнил свое предназначение, выступив в роли стихии воды.

Тут рабби Лев сам обошел глиняное тело, вложил ему в рот написанный на пергаменте шем (каббалистическую комбинацию букв имени Бога) и, кланяясь к востоку и западу, югу и северу, все трое одновременно произнесли слова: "И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Так благодаря трем стихиям (огню, воде и воздуху) четвертая стихия - земля - ожила. Голем открыл глаза.

Увидев это, рабби Лев сказал ему: "Вставай на ноги!" Голем встал. Потом на него надели одежду шамеса, и вскоре он выглядел, как нормальный человек. Только дара речи ему не доставало. Но позже выяснилось, что так даже лучше. На рассвете все четверо пошли по домам.

Пока шли, рабби Лев решил просветить свое детище, кто он и зачем явился на этот свет, и сказал: "Знай, что мы тебя сотворили из кома земли. Твоя задача - защищать евреев от преследований, тебя будут звать Йозеф, и ты будешь ночевать в раввинате. Ты, Йозеф, должен слушаться моих приказов, куда и когда бы я тебя ни послал - хоть в огонь и воду; ты должен слушаться моих приказов, если я тебе прикажу прыгнуть с крыши и если я тебя пошлю на дно моря". Йозеф кивнул головой в знак согласия. Рабби Лев привел "Йозефа" домой и сказал домашним, что на улице встретил немого незнакомца, и так как ему стало его жалко, он принял его в слуги раввината. Однако дома он запретил использовать Голема для личных нужд.

Прошло семь лет. Все эти годы "Йозеф" исполнял все приказания рабби Лева, исполнял хорошо. Далее в легенде возникает упавшая Тора. Случилось так, что в День Примирения в 1587 году в Староновой синагоге, где молился рабби Лев, глава общины уронил Тору, кладя ее в шкатулку после послеобеденного чтения. Событие вызвало среди всех собравшихся членов общины совершеннейший ужас, так как с незапамятных времен такой случай считался чуть ли не самым дурным предзнаменованием. Рабби Лев тоже взволновался и сразу приказал всем присутствующим на следующий день начать поститься. В понедельник он испросил во сне у Бога, какой грех является причиной этого дурного события. На этот раз Бог не дал ему внятного ответа, "продиктовав" лишь отдельные буквы, которых рабби Лев никак не мог истолковать. Тогда он записал их на бумажке и отдал Голему, поручив найти из них ответ ему.

Голем, просмотрев на клочок бумаги, сразу же вынул из книжного шкафа один молитвенник, открыл его и показал ту главу, которую в день смирения читали из Торы. Буквы, показанные во сне рабби Леву, были сокращенной записью заповеди "не желай жены ближнего твоего".

Увидев это, рабби Лев понял, что уронивший Тору глава общины состоял во внебрачной связи, поэтому Тора и выскользнула у него из рук. Он позвал главу общины к себе и доверительно рассказал ему о словах из сна. Тот, плача, признался в своем грехе, что действительно является любовником замужней женщины, и просил раввина назначить ему покаяние. Но рабби Лев пошел еще дальше, расторгнув по законам Моисея брак неверной жены и ее мужа.

Далее Голем выполнял много других поручений, но однажды пришел в ярость. Случилось это накануне шаббата. Рабби Лев ввел обычай давать Голему по пятницам после обеда своего рода дневной план на субботний день, потому что в шаббат он хотел общаться с ним только в крайнем случае. Как правило, рабби Лев велел ему не делать в шаббат ничего другого, кроме как стоять на посту и быть осторожным. Но в одну из пятниц рабби Лев забыл после обеда дать Голему его план на завтрашний день.


Так Голем впервые остался без задания. Едва пятница подошла к исходу и все готовились к шаббату (шаббат у евреев начинается не с утра субботы, а с вечера пятницы), Голем стал бегать, будто бешеный, по еврейскому кварталу, бить и крушить все вокруг, и ничто не могло устоять перед его могучей разрушительной силой - так его взбесил и напугал тот факт, что о нем забыли и у него нет никакого занятия. Увидев буйства Голема, люди убегали с криком: "Йозеф сошел с ума!" Тут же возникла страшная паника, и вскоре весть об этом донеслась до Староновой синагоги, где молился рабби Лев. Он выбежал и, не видя Голема, все-таки закричал в сторону улицы: "Йозеф, остановись!"

И тут люди увидели, что Голем сразу же остановился как вкопанный, преодолев силу своей ярости. Рабби Леву сообщили, где стоит Голем, раввин подошел к нему и шепнул на ухо: "Иди домой и ложись спать". И Голем послушался его как дитя. Затем рабби Лев вернулся в синагогу и приказал спеть еще раз песню для шаббата. Взволнованный рабби попросил всех свидетелей ничего не сообщать об этой истории властям, поскольку очень боялся закрытия синагоги за богохульный эксперимент по созданию искусственного человека. С этой пятницы никогда не случалось, чтобы он забыл дать Голему задание на следующий день, зная, что Голем способен опустошить всю Прагу, если его вовремя не успокоить.

После этого Голем вел себя послушно, все так же успешно защищал евреев, если в этом случалась необходимость, но прошло какое-то время и общине больше не грозила злостная клевета - император Рудольф II пообещал, что нападения христиан на евреев больше не будет, - и существование помощника стало излишним.

Тогда рабби Лев позвал к себе Ицхака и Якоба и сказал им: "Теперь Голем стал лишним, так как нам уже не надо опасаться злых обвинений. Поэтому мы должны уничтожить его". Все должно было происходить тайно. Было это в начале 1593 года.

В назначенный день рабби Лев приказал Голему, чтобы он на этот раз не ночевал в раввинате, а перенес свою постель на чердак Староновой синагоги и переночевал там. В два часа ночи к рабби Леву пришли Ицхак и Якоб, и он спросил их, может ли мертвый, т.е. не-живой, каким, по идее, является Голем, представлять собой, как и другие мертвые, предмет загрязнения. Это был очень важный вопрос, так как иначе священнослужитель не мог бы участвовать в уничтожении Голема, но рабби Лев решил, что на этот вопрос надо ответить отрицательно. Иными словами, если Голлем изначально был не-живой, то и греха убийства на священнике не будет.

Придя к такому решению, все трое поднялись со слугой на чердак синагоги и приступили к уничтожению Голема. Они делали все с точностью до наоборот по сравнению с той ночью, когда создавали человека из глины, т.е. если в ночь создания они стояли у ног Голема, напротив его головы, то сейчас они стали к его голове и смотрели на ноги. Каббалистические слова также читались наоборот.

После всех процедур Голем снова стал просто комком глины. Рабби Лев потом позвал слугу, Авраама Хаима, и приказал ему раздеть Голема до рубашки. Одежду он велел незаметно сжечь. Застывшего Голема потом укрыли старыми одеяниями и остатками книг, хранимых по еврейскому обычаю на чердаке синагоги.

Утром в еврейском квартале людям сказали, что Йозеф ночью исчез из города. Правду знали только несколько человек. Рабби Лев приказал объявить во всех синагогах и молитвенных домах о строгом запрете входить на чердак Староновой синагоги.

Вот такая легенда... На какое-то время о ней несколько подзабыли, однако о Големе снова заговорили в конце XVIII века, когда польский раввин Элия из Хелма выдвинул свою версию случившегося в Праге и якобы сам создал голема.

Говорят, правда, что пражского Голема до конца так и не удалось уничтожить, что глиняный человек продолжает ходить по улицам еврейского квартала Праги и пугать прохожих. Что его якобы даже видели, и не раз. Но это уже точно относится к легендам таинственного города Праги, причем более современным.

А вот тут уже пора перейти от легенд к реальности. Если проанализировать предания и исторические данные, то выявляются три факта, которые точно не являются вымыслом. Первый из них - приостановка пятничного богослужения рабби Левом, чтобы прекратить бесчинства некоего Йозефа. Второй - просьба к прихожанам (или посвященным в историю) не сообщать властям о каком-то эксперименте. И третий - запрет входа на чердак Староновой синагоги. Запрет действительно существовал, и даже была разобрана внешняя лестница, чтобы какой-нибудь любопытный туда не проник. Перед дверкой на чердак на высоте 10 м раньше была площадка, на которую вела деревянная лестница.

б этом свидетельствовали отверстия в стене для несущих балок. Позже они были замурованы. В XVIII веке главный раввин Праги Эзехиель Ландау (1713-1793) побывал на чердаке синагоги - приставив к стене переносную лестницу. Прежде чем подняться наверх, раввин прошел строгий обряд очищения, постился и молился. Потом в молитвенном облачении и с ремешками тефилим на голове вошел на таинственный чердак синагоги, в то время как его ученики ожидали внизу. Однако наверху он провел всего несколько минут, а когда вернулся, сильно дрожал. Что он увидел на чердаке, никому не сказал. "Пусть никто больше не осмеливается идти туда наверх и не тревожит покой Голема!" - обновил раввин строгий запрет входа на чердак.

Сегодня на чердаке Староновой синагоги нет никаких останков Голема. Но это не значит, что их там не было. На одной балке над дверью вырезана дата 1883, что говорит, что на чердаке был кто-то, кто мог останки убрать. Кстати, вход на чердак синагоги запрещен и в наши дни. По какой причине? Если из-за легенды о Големе, то этот запрет доказывает, что это не легенда!

Еще одним подтверждением реальности Голема может служить повторение 92-го псалма во время богослужения в Староновой синагоге. Эта традиция может быть напоминанием о давней приостановке проповеди раввина из-за дебоширства Голема. Подобной традиции нет ни в одной другой синагоге.

Тайна чердака синагоги и легенды о Големе очень сильно заинтересовали чешского исследователя и писателя Ивана Маркеля, который занимался этим вопросом около тридцати лет. В 1984 году он добился-таки разрешения подняться на чердак синагоги, обыскал с радаром весь чердак, прослушал стены, но ничего, естественно, не нашел.

Кстати, за весь ХХ век Маркель был вторым, кого пустили на чердак. Первым был пишущий на немецком языке журналист еврейского происхождения Эгон Эрвин Киш (1885-1948), также увлеченный легендой о Големе. Он побывал на чердаке в 20-х годах. У него был друг, тоже еврей, не менее увлеченный этой темой. С ним Киш познакомился в 1915 году. Тот служил в австро-венгерских войсках и переписывал некоторые части рукописи. В книге, которую он купил в польском городе Пршемысле, описана судьба Голема, старинного глиняного робота. Написана она сразу после смерти рабби Лева. Из текста следует, что тело Голема, вероятно, не осталось на чердаке Староновой синагоги. Вполне может быть, оно временно скрыто в одной из частей нынешнего Йозефова.

Маркель считает, что следы тела Голема могут вести в несколько разных мест в Праге. Чтобы лучше разобраться во всей этой истории, он изучил книгу, которую в 1909 году выпустил польский еврей раввин Юдель Розенберг. Эта книга - первое подробное повествование о жизни рабби Лева и возможного Голема. Розенберг утверждал, что перевел первоначальный еврейский текст - "Чудеса Махарала", написанный Исаком Кацем, учеником и зятем рабби Лева. Согласно этому сочинению Голема на самом деле оживляли с помощью шема, чему соответствуют и другие версии этой истории. Вполне возможно, что Кишу его друг рассказал именно о той книге, которая послужила основой труда Исака Каца.

Маркель в своих исследованиях опирался и на статьи Эгона Эрвина Киша, в частности, на статью в воскресном приложении к газете Prager Tagblatt от 12.9.1920. В ней Киш пишет, что наиболее результативно будет связать с исчезновением Голема слугу рабби Лева Авраама Хаима, который принимал участие в уничтожении тела. Вероятно, Хаим со своими родственниками тайно перевез Голема в подземное помещение пражской Пинкасовой синагоги. Спустя несколько дней он перемещает его в другой подвал на бывшей Цыганской улочке - в дом, который тогда частично принадлежал пражскому еврею Ашеру Бальбиреру. Оттуда Ашер Бальбирер перевез тело на частично заброшенное еврейское кладбище у телевизионной вышки на Жижкове, на бывшем Холме Виселиц Sibenicni vrch, ныне Фибиховой улице.

Не остался ли там Голем и поныне? Не является ли это вымыслом? Происхождение перевода Киша невозможно проследить, а в его рукописи есть несколько исторических неточностей, правда, не очень важных, да и кто застрахован от неточностей, тем более что речь идет о событиях пятисотлетней давности. Самая важная из неточностей - что еврейское кладбище для умерших от эпидемии чумы в то время еще не существовало, оно появилось спустя девяносто лет. Но могло ведь быть и другое кладбище?

Второй след ведет на Старое еврейское кладбище в Йозефове. След весьма правдоподобный. Дело в том, что в пражских архивах нашлась запись, что в 1883 году в синагоге проводился ремонт, при котором также заменили прогнившие балки на чердаке (вот откуда на балке цифры 1883) и на внешней стороне смонтировали временную лестницу из металлических скоб. Чердак был очищен, а обнаруженные вещи спущены вниз и закопаны на старом еврейском кладбище. Какие это были вещи, никто уже не знает, а архивные записи обходят этот момент молчанием: вещи, и все. Вместе с предметами могли вынести и тело Голема.

Если предположить, что члены еврейской общины в 1883 году нашли среди священных книг и молитвенного облачения человеческие кости (или что-то непонятное - типа фигуры из глины), то находку бы скрыли или тайно закопали на кладбище, потому что в то время снова поднялась волна антисемитизма, и евреев опять обвиняли в ритуальном использовании крови христиан.

Кстати, о вынесенных и закопанных вещах: какая такая необходимость была закапывать старый хлам четырехсотлетней давности и остатки книг? И именно на кладбище?! Не проще ли было это просто сжечь?

Далее история делает неожиданный поворот, которого никто не ожидал. В 1999 году к Ивану Маркелю обращается индонезиец Тедди Сунарди, который изучает право в Карловом университете. Он и вносит в расследование удивительный поворот. Индонезийца, мать которого чешка, с детства посещают странные сны и видения с незнакомой старой площадью с колонной или другими неизвестными ему местами, напоминающими улицы какого-то старого европейского города. Он зарисовывает эти места и жутко удивляется, когда в его рисунках мать узнает Староместскую площадь!

Индонезиец позже идентифицирует свои сны и с другими пражскими местами, в первую очередь со старым пражским Еврейским городом в том виде, каким он был перед обширной перестройкой в конце XIX века. Молодой человек попал в Прагу только на учебу, в детстве мать его туда не возила, и он не видел эти места даже на фотографиях. Но индонезийский студент знает такие подробности о старой Праге, которые могут знать только специалисты по ее истории. Председатель клуба "За старую Прагу" доктор философии Катержина Бечкова проверяла его память, показывая ему старые фотографии разных мест Еврейского города до перестройки. Тедди пробовал отвечать, что где. Результаты были поразительные - около 80 процентов четких попаданий!

Экстрасенсы, подключенные к исследованиям, выяснили, что Сунарди во сне разговаривает с давно умершими людьми, среди которых и пражский раввин Якуб Шмилес (1570-1634). Он в одном из снов сообщил студенту, что тело Голема лежит в пражском Йозефове в доме, где через шестьдесят дней умрет человек. Вычисленная дата приходилась на 31 июля 1999 года, когда смерть действительно посетила дом №849/6 на пражской улице У Милосердных. В подвале этого дома Маркель потом искал закопанного Голема, и снова с радаром. Поиск не увенчался успехом, но чешский исследователь пришел к шокирующей взаимосвязи: этот дом расположен в нескольких метрах от бывшей Цыганской улочки, которую упоминает рукопись Киша!

Или тело Голема (человеческий скелет, глиняная фигура или остатки таинственного механизма - такая версия тоже имела место, ведь рабби Лев был известен своей мудростью, обширными знаниями естественных и тайных наук. Он мог, например, построить искусственный механизм. Хоть это и кажется менее правдоподобным, но эту версию нельзя полностью исключить) похоронено в другом месте и лежит где-то поблизости от этой пражской улочки и ждет своего первооткрывателя?

Черная магия и необъяснимая мистика издавна привлекали людей. Они завладевали их вниманием, а также драгоценным временем. Именно таким способом загадочная Прага действует на туристов.

Гости города жадно слушают рассказы о странных событиях прошлых веков, с интересом рассматривают объекты исторического наследия. Но больший восторг на их лицах можно увидеть при повествовании или местного жителя Праги средневековой легенды о Големе .

Несмотря на то, что данный город обладает бесчисленным собранием мифов и легенд явным фаворитом считается рассказ о необычном существе.

По легенде, «нечеловека» создал еврейский ученый Иегуда бен Бецалель (около 1525-1609). В повседневной жизни он был известен как раввин Лев (Магараль). Он был поистине мудрым мыслителем того времени; его советы как никогда помогали найти выход из сложных ситуаций. Поэтому в знак уважения и вечной памяти после смерти еврейского раввина запрещалось кому-либо занимать его бывшее кресло на правой стороне .

2009 год ознаменовался четырехсотлетним юбилеем Магарала, символа пражского Средневековья. На была проведена реставрация надгробий всей семьи раввина Лева, которые стали самыми посещаемыми объектами некропольного туризма в Праге.

Естественно, памятник раввину больше почитается религиозными паломниками. Они верят, что Магарал до сих пор может спасти их от неправильных поступков. Поэтому паломники, не стесняясь, прицепляют свои послания с желаниями к надгробию раввина, а после для закрепления эффекта — приносят заговоренную свечку. Такое слегка странное почетание лишний раз подчеркивает, что память о раввине еще живет в сердцах людей! А это значит, что Прагу они воспринимают как свой второй дом, где живет их отец, наставник…

Можно безумолку рассказывать о заслугах Магарала перед народом; но зачем слушать, когда можно все своим глазами увидеть?! Именно для этого была создана выставка в () . Ее основными экспонатами являются одни их первых опубликованных произведений философа Лева, среди которых и рассказ о Големе.

Мысль создать искусственное существо прочно «поселилась» в головах ученых Средневековья. Поэтому, совсем неудивительно, что на городских обсуждениях постоянно всплывала эта тема. Некоторые ученые даже выдвигали идеи, описывая их в своих трактатах. Вот, к примеру, алхимик Парацельс подробно расшифровал «биохимический» процесс создания своего гомункула. В собственном труде «De generatione rerum naturalium» врач утверждал, что если мужское семя поместить в плотно закрытую стеклянную емкость, предварительно опущенную в конский навоз, то обязательно появятся признаки зарождающей жизни. Но только спустя сорок дней, после полного разложения, в емкости вырастет бесцветная человеческая форма без тела. Затем на протяжении сорока недель ее необходимо будет подпитывать частицами из человеческой крови, при температуре, приближенной к температуре материнского тела. Результатом такой сложной последовательности станет появление миниатюрного человеческого дитя. Неизвестно, была ли данная концепция опробована в действительности, пока в мире существует лишь один создатель Голема и имя его раввин Лев.

Голем (гомункул) — это магическое сочетание четырех камней мира, основополагающих элементов, т.е. слияние воды, огня, земли и воздуха. Именно так раввин отвечал на вопросы своих помощников о материалах для своего «будущего сына».

Твердая оболочка тела Голема была создана из глины, а для ее оживления были использованы оставшиеся элементы (вода, воздух, огонь). Под ними подразумевались сам раввин и его помощники, которые произносили магические формулы.

Существует и другая версия вдохновения жизни в Голема: в его уста и лоб раввин вложил пергамент с молитвой Шма Исраэль. А после облачения гомункула в одеяния, он стал похож на тридцатилетнего мужчину.

Мистическое течение Каббала отмечает великую роль «Шма» в оживлении существа. Так как их представители считают, что только правильная комбинация букв в обозначении Б-га способна сотворить человеческое существо.

Цели создания

Когда обычному народу недостаточно своих физических сил или интеллекта, тогда возникает единогласное желание — это просить помощи у Богов, ученых, магов, чтобы они создали того, кто решит их проблемы.

Голем был не единственным, кого искусственно сотворили. Еще в древние времена ходили слухи о Пандоре, созданной по милости Богов; великий титан «Прометей» пытался «размножить» людей с помощью кусочков глины, из которых ранее были созданы их предшественники и т.д.

Причины оживить Голема были, скорее всего, социально-политической направленности. Поскольку раввин поприветствовал свое существо словами, которые полностью передали его главную цель создания. Он сказал Голему, что теперь «он защита еврейского народа». И с того дня Голем преданно служил своему раввину, ну и конечно, своему государству.

Процесс создания

Однажды ночью Магарала разбудил таинственный голос, который настойчиво требовал сотворить защитника еврейского народа от гнета. Несмотря на то, что во времена правление Рудольфа II евреи в Праге, в шестнадцатом веке не чувствовали особых притеснений, но королевские заговорщики хотели лишить город спокойствия. Поэтому необходим был тот, кто сможет избавить Прагу от предателей.

У Голема отсутствовали человеческие эмоции, ему чуждо было чувство сострадания к другим. Он был верным бойцом для своего народа. А его нескончаемая сила не раз помогала в быту и самому раввину.

Голем никогда не жаловался на усталость, он просто ее не чувствовал. И чтобы хоть как-то сохранить его энергию, каждую пятницу раввин вытаскивал «Шма» из головы Голема.

Но в жизни всему приходит конец, вот и приключения Голема среди еврейского народа были окончены. Нерасторопный слуга надоел раввину, поэтому он решил его усыпить навечно.

Магараль навсегда вытащил «Шма» из уст Голема и с помощью своих учеников тщательно спрятал его на чердаке пражской Староновой синагоги.

И как бы не пытались, любопытные репортеры под предводительством Эгона Эрвина Киша отыскать бездушное существо, все было напрасно.

История о безграничных способностях Голема и мере их использования навсегда стала примером человеческой халатности по отношению к своим созданиям.

Источник вдохновения

К сожалению, насколько бы не была красива легенда о мистическом чудовище, реальность того времени сильно от нее отличалась. И свободу пражским евреем подарил не глиняный защитник, а просвещенный император. Даже увлекательная тема о создании Голема принадлежит не раввину. В древних еврейских сказаниях ранее уже встречались подобные эпизоды.

Однако, это абсолютно не влияет на популярность легенды о раввине и Големе . Кроме того, она постоянно воплощается в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

Юдита Розенбергова, Густав Майринк, Хорхе Боргес — это авторы, которые сумели оживить Голема в своих литературных шедеврах, а Пауль Вегенер и Мартин Фрич — режиссеры, которые показали мистическое существо в телеэкранах.

Загрузка...