domvpavlino.ru

Год роговых труб. Роговая музыка в XVIII веке. — Роговому оркестру подвластна любая музыка

«Нигде кроме России неизвестная и несуществующая роговая музыка в роде своем столь единственна и особлива, происхождение ее столь странно <…> что давно бы достойно было принять труд, чтобы дать знать публике ее происхождение, течение и успехи…»

Так начинается книга о роговой музыке немецкого историка Й.-Х. Гинрихса, вышедшая в Петербурге в 1796 году 1 .

Роговая музыка - еще один чисто русский феномен. Как Петербургские серенады. Как тройка с колокольцами под дугой. С роговой музыкой у Европы «романа» так и не сложилось, как ни старались в свое крупные европейские музыканты. До сих пор роговая музыка остается русским национальным явлением и достоянием и, как выяснилось, нигде, кроме России, существовать и не могла.

Роговая музыка - это музыка охотничьих рогов. Один из древнейших музыкальных инструментов на земле, рог обладает неповторимым прозрачно-серебристым звуком. Поначалу это действительно был рог животного, но потом его стали делать из дерева, меди, латуни, даже серебра. Задача была такая, чтобы звук разносился как можно дальше. Исполнить какое-либо музы¬кальное произведение на роге было нельзя, не было ни клапанов, ни строя. Профессионал-музыкант, кончено, мог бы издать на роге несколько звуков и даже сыграть какую-то мелодию. Но в рог дули егери и псари, люди музыкально неграмотные, неумелые, им удавалось выдуть из рога лишь один натуральный звук - одной высоты и тембра. Да и аккорда они не создавали. Мысль соединить вместе сказочно красивые, серебристые, прозрачные звуки охотничьих рогов пришла в середине XVIII века музыканту, которого звали Ян Мареш.

Ян Антон Мареш был родом из Богемии, в Россию приехал из Германии, где обучался игре на валторне и виолончели. Был он, по свидетельству современников, высококлассным музыкантом и виртуозно владел валторной. В 1750-х годах он служил валторнистом и капельмейстером у вельможи Семена Кирилловича Нарышкина, гофмаршала и фаворита императрицы Елизаветы Петровны, богатейшего человека, боль-шого любителя музыки, охоты и дорогих карет, колеса которых он украшал, помимо золота, еще и зеркалами, чтобы солнечный свет, отражаясь, возвещал о том, что едет он, Семен Нарышкин.

Если быть точным, мысль составить ансамбль «охотничьей музыки» с использованием охотничьих рогов пришла прежде Нарышкину. Однако главными в этом оркестре должны были стать не рога, а валторны и трубы. Несколько рогов были приданы оркестру для колорита и «педали», то есть использовались как «поддержка» общего звучания. Мареш изготовил для оркестра медные и деревянные рога разной дли-ны. Играть на них должны были нарышкинские крепостные. Остальных музыкантов приходилось нанимать. Но Нарышкину, хотя и транжире, вскоре надоело тратиться на приглашенных, и он велел Марешу в течение года обучить своих крепостных игре на валторнах и трубах. Было это в 1751 году. Задача была невыполнимая: учиться игре на сложных вентильных инструментах, какими являлись, например, валторны, нужно было несколько лет. А нарышкинские крепостные были неграмотны; да чтобы играть на рогах, грамотность и не требовалась, задача была в том, чтобы точно отсчитать паузы и в нужном месте дунуть в рог.

И Мареш решает использовать для оркестра только одни рога. На эту тему у него вышел серьезный разговор с гофмаршалом. Гинрихс приводит его.
«Гофмаршал отвечал, что то совсем невозможное дело, потому что каждый из них [крепостных ] более одного тона дать не может; из того ничего не выйдет… Другие слыша то, смеялись тому чрезвычайно, почитая такую выдумку несбыточной и безрассудной».
«Сочинив две легкие трехголосые штучки начал их учить оныя», - сообщает Гинрихс.

«Роговой хор» (духовые ансамбли назывались «хорами») состоял из 12 крепостных. Мареш придумал специальную партитуру, расписав для каждого инструмента его партию с отсчетом пауз. Наконец он решил, что пора представить свое детище гофмаршалу.

«К тому избрал он такое время, - пишет Гинрихс, - когда был у него большой стол. Зашла опять речь о прежнем предмете, и Его Превосходительство жаловался чрезвычайно на Марешову нерачительность. Один остряк сказал между прочим, что «Мареш хочет выдумать особливую для диких зверей музыку». Мареш шутя тут с прочими <…> сказал наконец с важным и утвердительным видом: «Что вы скажете, если сия музыка не имеет ни мало такой грубости, какую вы себе воображаете?» Возродилось во всех чрезвычайное любопытство; а особливо когда узнали, что люди собраны уже в большой манеж и готовы сыграть разные штучки. Всяк вскоча из-за стола, спешил как можно скорее на место своего ожидания. Все поражены были чрезвычайным удивлением. Гофмаршал был тому столь обрадован, что, обнявши Мареша не знал как ему изъявить свое удовольствие. Признавался с радостью в равенстве Гармонии… С того времени положено было, чтобы роговая музыка играла одна без помощи других инструментов».

Это описание 1796 года длинновато, но демонстрирует восторг, какой возбуждала роговая музыка и спустя почти полвека после своего изобретения.
Нарышкин велел Марешу увеличить состав оркестра и заняться им основательно.

Так началась история роговой музы¬ки. Вскоре большой роговой оркестр был создан. В нём было 36 исполнителей. Мареш лично изготовил 37 инструментов - от басов in G до дискантов, в общей сложности диапазоном в 3 октавы. Маленькие рога имели в длину всего 20 санти¬метров, большие достигали трёх метров, и для них изгото¬вили специальные подставки. В короткий срок он разучил с оркестрантами еще несколько пьес, гораздо более сложных - и роговая музыка стала звучать в имении у Нарышкина почти каждый вечер.

«Эти новые музыканты, - писал историк искусств Якоб Штелин в 1770 году, - играют не только идущие в медленном темпе несложные произведения, но и прекрасные вновь сочиненные охотничьи песни, марши, арии, симфонии целиком - аllegго, аndantе и ргеstо и другие произведения в быстрых темпах сложнейшей гармонизации и с пассажами… Особенно поразительно, когда фигурации и другие пассажи, состоящие из двух-трех быстро чередующихся нот и требующие особенной точности трубачей, исполняются так свободно, как будто бы их играет искусный музыкант на своем инструменте» .

В 1752 году Нарышкиным, к тому времени ставшим придворным обер-егермейстером, была устроена для императрицы Елизаветы большая охота при селе Измайлове под Москвой. Приглашены были «чужестранные» министры и множество именитых гостей. Для музыкантов и егерей Нарышкин велел сшить мундиры из тонкого красного сукна с зелеными шароварами и обложить их позументом. На картузах егерей сиял позолоченной сокол, а на пуговицах были изображена голова дикого зверя - какого, это смотря по роду службы и должности охотника. Собраны были также из разных мест лучшие лошади и собаки, «дабы все то показать, сколько можно во всем совершенстве».

Свой роговой оркестр Нарышкин велел спрятать в лесу. Внезапно донесшиеся до ушей императрицы и гостей звуки необычной красоты пленили всех, и прежде всего Елизавету. Она немедля выразила желание иметь такой же оркестр при дворе, а Марешу велела заняться обучением его и назначила его «начальником роговой музыки». Так родился Придворный рого¬вой оркестр, просуществовав¬ший до 1820-х годов как штатный коллектив при императорском Дворе.
Слух о «роговом чуде» разнесся и по Москве, и по Петербургу. К Нарышкину зачастили именитые гости. Всех, кто только слышал роговую музыку, она приводила в неописуемый восторг, равнодушных не было. Осталось немало свидетельств этому. Штелин писал: «По своему устройству, звучанию и воздействию - это совершенно новая своеобразная музыка, с которой никакая другая не может сравниться по помпезности и приятности звука…» Звучанием оркестра был заворожён М.В.Ломоносов, написавший в 1752 году оду «На изобретение роговой музыки»:

«Что было грубостьми
в охотничьих рогах,
Нарышкин умягчил
при наших берегах.
Чего и дикие животны убегали,
В том слухи нежные приятностей сыскали…»

Со временем Мареш придумал для рогов выдвижной муфто¬вый механизм и клапаны, позволявшие подстраивать инструменты и ва¬рьировать высоту звучания каждого в объеме до 1,5 тона. Придумал он и мундштуки для рогов.

Да, звучание рогового оркестра было чарующим. Но игра на рогах требовала от музыкантов огромного внимания и неимоверного напряжения легких. Оркестранты часто страдали легочным недомоганием, астмой, иногда кончалось и чахоткой. К тому же, многочасовые репетиции изо дня в день доводили исполнителей до изнеможения. Оркестры составлялись из солдат и барских крепостных, которые в буквальном смысле муштровались для исполнения каждой новой пьесы. Если к этому прибавить почти военную дисциплину, царившую в оркестрах, когда за небольшую провинность музыканта секли розгами или сажали в чулан, можно представить, какой ценой давалась та «волшебная» музыка, о которой современники писали как о чуде. Нередко крепостной попадал в оркестр ещё в детском возрасте, и за ним навсегда закреплялся один инструмент. Так и должен он был всю жизнь выдувать одну ноту, превращаясь в «живую клавишу». Музыканты даже теряли свои имена, их кликали по названию ноты. Граф В.А.Соллогуб пишет в «Воспоминаниях», как однажды при Екатерине II в полицейский участок были приведены двое неизвестных, и на вопрос, кто они такие, один ответил: «Я - нарышкинский До», а второй: «А я - нарышкинский Фа-диез», чем привели квартального по¬ручика в полное недоумение. Крепостные, становясь Фа-диезами и Си-бемолями, лишались и имени, и достоинства.

Тем не менее, «чудо» приобретало все большую славу. Во второй половине XVIII века, во времена Екатерины II, роговой оркестр сделался прямо-таки модным. К тому времени оркестры уже имели, помимо Нарышкиных, графы Орловы, Разумовские, Строгановы. Имели свой оркестр будущий канцлер А. А. Безбородко, князь Г. А. Потемкин, князь Ф. Ф. Вадковский. Не только в Петербурге, но и в Москве, и в других городах мода набирала силу. В 1790-м при Дворе было два роговых оркестра, имели их и некоторые полки - гвардейский Егерский, Конногвардейский, Преображенский.

Екатерине II-й тоже очень полюбилась роговая музыка. В Царскосельском парке роговой оркестр играл в течение всего лета, услаждая слух гулявших придворных и гостей. Г.Р.Державин воспел эти царскосельские забавы:

«Велела нимфам, купидонам
Играть, плясать между собой
По слышимым приятным тонам
Вдали музыки роговой…»

Без «рогов» не обходилось ни одно гуляние - но и ни одно празднество. Роговой оркестр звучал на торжествах по случаю мира с Портой (Османской им¬перией) в 1775 году, а в 1791-м на знаменитом Потёмкинском праздни¬ке в Таврическом дворце по случаю покорения Крыма играл роговой оркестр из трёхсот музыкантов. Его распорядился доставить сам Г.А.Потемкин. Потёмкину, кстати, рого¬вой оркестр так нравился, что он, велев собрать небольшой, несколько лет возил его с со¬бой во время военных походов по Новороссии и Тавриде. Был у него и свой «роговой капельмейстер» - Карл Лау (помимо него с Потемкиным ездил его личный капельмейстер-композитор, итальянец Дж. Сарти).

Рога принимали непременное учас¬тие в разнообразных празднествах, звучали во время больших приемов и балов, при парадных столах («столовая музыка»), на охоте, гуляниях, катаньях на санях, во время военных парадов. Для роговых хоров делались обработки танцев, маршей, народных песен. Придворные капельмейстеры писали для рогов специ¬альные произведения, иногда довольно сложные, как, например, многоголосная фуга Дж. Сарти, исполнявшаяся в 1787 году в Херсоне перед австрийским императором Иосифом II. Да и другие пьесы играли далеко не самые простые, вплоть до увер¬тюр Глюка и Моцарта. Была доведена до совершенства специ¬альная нотация. Звучание рогов применялось как дополнительная тембровая краска в театральных представлениях, заменяя в оркестре, как правило, тромбоны - так было при исполнении при дворе оперы Г.Ф.Раупаха «Альцеста», в опере-мелодраме Я.Б.Княжнина и Е.И.Фомина «Орфей», некоторых духовных сочинений Дж. Сарти и О.А.Козловского.

К концу XVIII в. диапазон рогового оркестра расширился, количество рогов возросло до 90, они по необходимости дополнялись другими духовыми, способными играть мелодию и подходящими по тембру; иногда эти инструменты солировали. В ос-новном, это были валторны и трубы.

Роговой оркестр всё чаще становился участником на маскарадах, во вре¬мя гуляний на островах. К концу царствования Екатерины II без «рогов» уже не обходился ни один маскарад. Под аккомпанемент роговой музыки там смешили публику комедианты и жонглеры.

Музыкальное «чудо» было все более востребовано, техника игры на рогах развивалась и совершенствовалась. Еще с елизаветин¬ских времён славились так на-зываемые «невские серенады» или «музыка на воде» - во вре¬мя белых ночей по петербургским рекам ходили большие лодки (трескоты), в которых рассаживались музыканты, и берега оглашались чарующими звуками.

«Или над невскими брегами
Я тешусь по ночам рогами
И греблей удалых гребцов…»
Так писал Державин в оде «Фелица» в 1782 году…

О петербургских серенадах рассказано в соответствующем разделе. Но их история закончилась в первой трети XIX века. А история роговой музыки, начавшись с каприза гоф-маршала Нарышкина, продолжалась и продолжалась. И продолжается, между прочим, до сих пор…

1 Гинрихс Й.-Х. Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки. СПб., 1796.

В настоящее время об истории возникновения и существования в России роговых оркестров можно найти достаточно информации интересующемуся человеку. Хотя буквально 15-20 лет назад никто не вспоминал и не задумывался о возрождении такого необычного вида музыкального искусства. Здесь важно отметить несколько ключевых моментов: искусство роговой музыки существовало и ныне существует исключительно в России; возникло оно благодаря Семену Кирилловичу Нарышкину, чешскому валторнисту Яну Марешу и, как ни странно, крепостному праву.

Теперь обо всем по порядку .

Ян Мареш - талантливый чешский валторнист, находясь в Берлине, обучал игре на валторне молодого графа Бестужева, сына вице-канцлера. Именно вице-канцлер Бестужев пригласил его в Россию, в Петербург в 1748 году на должность валторниста в придворный оркестр императрицы Елизаветы.

Я.Мареш так и остался бы придворным валторнистом, если бы не Семен Кириллович Нарышкин (1710‑‑1775), егермейстер и директор театров, который пригласил его для исправления охотничьих рогов, назначив капельмейстером «охотничьей музыки». Охотничьи рога (трубы) составляли необходимую принадлежность наших старинных охот вельможной знати. У Нарышкина 16 крепостных музыкантов играли на рогах. С.К. Нарышкин попросил Мареша «исправить» охотничьи рога, которые по его словам «вышли из строя». И уже в процессе так называемого исправления охотничьих рогов, Марешу пришла в голову идея создать оркестр из таких рогов. Идею Нарышкин не одобрил, поэтому Ян Мареш стал в тайне заниматься с крепостными музыкантами. Семен Кириллович Нарышкин был восхищен созданным Марешом оркестром и на придворной охоте представил его императрице Елизавете. Ей так понравился роговой оркестр, что она сразу же назначила ЯнаМареша капельмейстером новой придворной егерской музыки. В репертуар рогового оркестра сначала входили только легкие пьесы и аранжировки, а впоследствии - отрывки из опер и даже целые симфонии и увертюры. Мареш до конца дней своих получал пенсию, назначенную Елизаветой. В дальнейшем, после смерти Мареша (1794 г.) роговые оркестры были постепенно усовершенствованы, а диапазон их был расширен до четырех октав.

В дальнейшем роговые оркестры получили широкое распространение. Например, известны оркестры Лейб-Гвардии Измайловского полка и Конного полка. Многие вельможи уже Екатерининского времени имели собственные роговые оркестры. Славой среди них пользовались оркестры графа Разумовского, камергера Вадковскаго и князя Потемкина в Петербурге, Николая Федоровича Колычева в Москве. Мода на роговую музыку была распространена не только среди вельмож - роговые оркестры участвовали даже в публичных концертах.

В 20-х годах XIX века роговая музыка практически прекратила свое существование, сохранив лишь характер военных садовых оркестров.

Более 100 лет роговая музыка играла ведущую роль в России. Но духовые инструменты усовершенствовались со временем, мода и вкусы менялись, и постепенно роговая музыка исчезла. Секреты исполнения и ноты были утеряны.

В 90-х годах XX века дирижер сценического оркестра Мариинского театра Георгий Иванович Страутман решился озвучить музейные рога и создал Роговой оркестр Мариинского театра. Попытка оказалась неудачной, так как старые инструменты звучали плохо, и к тому же музей требовал вернуть их обратно на экспозицию. Но идею возрождения рогового оркестра подхватил и продолжил валторнист Сергей Николаевич Песчанский.

В 2000 году он углубился в изучение истории и особенностей рогового оркестра по трудам И.Х.Гинрихса, Н.Ф.Финдейзена и многих других. Идеей возобновления столь оригинального вида музыкального искусства Песчанский заразил огромное количество людей, в том числе валторниста Владимира Головешко, который изготовил первый комплект новых рогов

В 2002 году состоялось первое выступление рогового оркестра под управлением С.Н.Песчанского, который стал его художественным руководителем. Коллектив был назван «Русская Роговая Капелла». В нем всего 15 человек, поэтому каждый музыкант играл примерно на 2-5 рогах.

В 2006 году, из-за идейных разногласий с Сергеем Песчанским, Владимир Головешко ушел из «Русской Роговой Капеллы». Вместе с ним ушли многие музыканты оркестра. Благодаря одному из бывших музыкантов «Русской Роговой Капеллы», Денису Шахову, состоялось знакомство Владимира Головешко с Сергеем Поляничко, который мгновенно заразился идеей создания рогового оркестра.

Владимир Головешко , который на данный момент является единственным мастером-изготовителем роговых инструментов в мире, создал вручную новый комплект рогов за 53 дня и 53 ночи. 23 августа 2006 года - день рождения Российского Рогового Оркестра.

Комплект состоял из 74 инструментов диапазоном в четыре октавы. Усовершенствованные мундштуки позволяли добиться более чистого звучания. Звучание рогов уникально, не поддается описанию, необходимо услышать, чтобы понять его красоту и необычность.

Колоссальная разница между роговыми оркестрами XVIII -­XIX веков и современными заключена в том, что современные оркестры созданы на добровольных началах. В таких оркестрах играют музыканты-профессионалы, к тому же исполнители постоянно меняются рогами и партиями в каждом новом произведении, что не позволяет музыкантам быть привязанными только к одному рогу и одной ноте. Созданные коллективы успешно концертируют в нашей стране и за ее пределами.

В 2015 году мастер Владимир Головешко решает самостоятельно продолжать это сложное и великое дело возрождения жанра роговой музыки и создает коллектив «Петербургские фанфары».


Для коллектива был создан еще более усовершенствованный комплект роговых инструментов, который в настоящее время используется в работе с детьми – учащимися ДШИ им. Свиридова.

Создание детского рогового оркестра является многолетней мечтой мастера Владимира Головешко.

В истории роговых оркестров России есть еще много ненаписанных страниц с интересными подробностями. Нам хотелось лишь донести главную мысль о том, что Роговой Оркестр - явление исключительно русское, уникальное и глубоко патриотическое, поскольку представляет собой возрождение и пропаганду традиций русской музыки.

«Оркестр звучности очаровательной, но… мыслимый только при крепостном праве», - писал Владимир Александрович Соллогуб. Один из самых необычных экспонатов - трубы рогового оркестра, - сегодня представляет научный сотрудник Государственного исторического музея Мария Ворожбитова.

М.Ворожбитова: Трубы-рога различной длины, выполнены из медного сплава, конической формы, с параболически загнутым верхним концом ствола. Музыка, которая исполнялась на этих рогах, роговая музыка - это вообще явление уникальное, самобытное, характерное сугубо для отечественной культуры середины 18 века, никогда не покидавшее пределы России и не известное в просвещенной Европе. Возникло оно в середине 18 века и просуществовало приблизительно до 30-х годов 19 века.

При этом, пожалуй, термин оркестр не вполне применим к такому явлению, как роговой оркестр. Поскольку симфонические, эстрадные оркестры, они состоят из различных инструментов, а в роговом - используются единообразные по конструкции рога, которые можно, наверное, отнести к классу медных духовых инструментов.

История создания и появления роговой музыки в середине 18 века связана с именами гофмаршала и обер-егермейстера Семена Кирилловича Нарышкина и придворного музыканта, валторниста Яна Мареша, приехавшего в Россию из Богемии. Нарышкин задумал усовершенствовать охотничьи рожки, используемые егерями во время охоты. Традиционные медные рога издавали очень резкий, немузыкальный звук, похожий на рев, предназначенный для того, чтобы спугивать дичь во время охоты. Мареш, занявшийся по предложению Нарышкина улучшением охотничьей музыки, предложил изменить звук охотничьих рогов за счет изменения их длины.
Особенность этих усовершенствованных рогов заключалась в том, что их конструкция давала возможность извлекать из каждого инструмента только один звук определенного тембра. Высота звука напрямую зависела от длины рога. Поэтому рога делались разной длины, они длиной приблизительно от 9 сантиметров до двух с лишним метров. Входившие в состав оркестра рога, самые длинные издавали, соответственно, самые низкие по тону басовые звуки, а самые короткие рога, соответственно, издавали звуки в высоком регистре.
В целом, как известно, такие оркестры могли издавать звуки в объеме от двух до четырех октав. Полный роговой оркестр состоял, как минимум, из нескольких десятков инструментов. Некоторые оркестры доходили в своем размере до 300 рогов. Но самое удивительное в том, что на каждый инструмент приходился один исполнитель. И роговой оркестр, он представлял собой как бы разрозненный орган, когда на каждой трубе играет отдельный исполнитель. От музыканта, по сути дела, требовалось умение считать паузу и в нужный момент извлекать из своего рога звук определенной длительности.

Игра в этом оркестре была довольно изнурительной, требовала огромного внимания к ритмической стороне исполнения, выдержки и выносливости от исполнителя. Некоторые современники даже говорили о том, что играть в роговом оркестре мучительно, поскольку музыкант, он как бы переставал быть человеком и становился своего рода клавишей, приложением к своему инструменту, поскольку на одном роге было невозможно исполнить никакую мелодию, на нем можно было издать только один-единственный звук. При этом в оркестре этот звук нужно было издать абсолютно точно, вовремя и указанной длительности.

Пожалуй, это всё обусловило то, что роговые оркестры, они составлялись из крепостных музыкантов, создавали их, как правило, знатные вельможи, известные богачи. Еще одной отличительной особенностью роговой музыки было то, что она не предназначалась для камерного исполнения, поскольку оркестр в целом обладал очень мощным вибрирующим звуком и особенно был эффектен, когда музыка исполнялась под открытым небом, на лоне природы, в усадебном парке.
Современники, как правило, сравнивают исполнение музыки в роговом оркестре с живым органом. Сохранилась масса восторженных отзывов о роговой музыке, при этом в репертуар таких оркестров входили и произведения народной музыки, и произведения европейской классики, оперная музыка. Просуществовали такие оркестры очень недолго, небольшой исторический период, они появились в середине 18 века и исчезли уже в 30-е годы 19 века. А недолгая попытка воссоздания была предпринята в конце уже 19 века. Но, как правило, эти оркестры уже обслуживали только придворные торжества.

Надо сказать, что в Историческом музее сохранилось редкое по полноте собрание труб рогового оркестра. Всего 47-мь штук, длиной от 13-ти до 213-ти сантиметров. Посмотреть можно в зале, посвященном истории России середины 18-го века. Интересно все-таки, чего только не удумывали у нас, используя так сказать, то, что было.

Мы встретились с Сергеем Поляничко, директором Российского Центра духовой музыки и художественным руководителем Российского рогового оркестра, накануне открытия V Международного Фестиваля валторнистов.

Но прежде чем узнать о событиях фестиваля и концерте «Волшебный звук валторны», который состоится 16 ноября 2017 в эстонской церкви Яани Кирик, разговорились о Российском роговом оркестре.

Будто прислушиваясь к нашей беседе, в кабинете Сергея Александровича стояли, молчаливо поблескивая медью, десятки труб – инструментов этого уникального коллектива.

— Это и есть инструменты знаменитого Российского рогового оркестра?

— Это уже четвертое поколение инструментов нашего рогового оркестра – в 2006 году начинали с 74 труб, а сегодня в нашей коллекции сотни инструментов, из которых только 106 используем в концертах.

— Одиннадцать лет существует роговой оркестр – и уже четвертый раз меняете инструменты?

— Металл, даже такой, как медь, конечно, прочен – выдерживает и удары, и перепады температуры, и другие перегрузки. Однако важна не простая «сохранность» труб: важна чистота звучания, глубина тембра инструментов.

Репертуар оркестра усложнился: в старину охотничьи рога подавали условные сигналы, позже роговые оркестры стали играть пьесы и марши, а сегодня оркестр исполняет сложнейшие произведения – «Лунную сонату» Бетховена, «Шутку» Баха, «Времена года» Антонио Вивальди. Поэтому настойчиво ищем идеальную «формулу» каждого инструмента – размер, толщину, сплав металла.

— В роговом оркестре каждый исполнитель, как говорят, одна нота. В старинных, крепостных оркестрах, у музыкантов даже вместо имен были названия нот. А сегодня роговые инструменты создаются специально для каждого музыканта?

— Принцип «один музыкант – одна нота» сохранился в роговом оркестре с XVIII века, со времен создателей – Семена Кирилловича Нарышкина и чешского капельмейстера Яна Мареша.

Конечно, и тогда, и сегодня звучание оркестра зависит в первую очередь от таланта музыканта, но современные технологии помогают совершенствовать инструмент: даже мундштуки на последних рогах сделали с учетом индивидуальных особенностей исполнителей. Когда звучание рога чище, и играть на инструменте легче, мы можем расширять репертуар.

— Роговому оркестру подвластна любая музыка?

— Роговой оркестр – это исключительное явление русской культуры. Но, чтобы подготовить новое произведение для репертуара, нам нужно не менее полугода.

Первые репетиции «Времен года» Вивальди начались в 2007 году, а первое исполнение состоялось в 2014 года. Адажио Барбера, которое наш оркестр представит на концерте нынешнего фестиваля валторнистов, начали репетировать в 2008 году.

Это сложнейшие произведения, написанные для струнных оркестров. Чтобы исполнить переложения, роговому оркестру нужно много времени, сотни репетиций. Наша задача – воспроизвести безупречно в нужном порядке тысячи нот, а в оркестре играют только тринадцать музыкантов.

В партитуре Адажио Барбера, например, написана нота до-бемоль третьей октавы. Но в нашей коллекции не было такого инструмента, и этот рог пришлось сделать специально.

В нынешнем ритме творческой жизни позволить себе такой долгий процесс подготовки новых произведений невозможно, но для рогового оркестра это необходимость. Однако, когда работа завершена, звучание оркестра похоже на волшебство…

И все-таки, будем откровенны, симфонические произведения, даже в переложении, роговому оркестру неподвластны.

— Как возрождалась традиция жанра роговой музыки?

— У императрицы Елизаветы Петровны, было два оркестра, поэтому в XVIII веке роговая музыка считалась модным жанром, роговые оркестры содержали вельможи. Часто оркестры сопровождали хозяев в путешествиях по миру. Роговая музыка звучала и в парках, и над усадебными прудами. Над акваторией Невы оркестры играли прямо на плотах, чтобы музыку слышали жители и первые туристы Петербурга.

В XIX веке традиция роговой музыки прервалась и возродилась только при Александре III, при Николае II снова угасла.

При советской власти возвращалась разве что в фильмах для иллюстрации сцен охоты.

В начале XXI века возвращение роговой музыки стало возможным, благодаря петербургскому мастеру Владимиру Головешко, который возродил технологию создания инструментов и изготовил усовершенствованные копии старинных рогов – конечно, и для наших музыкантов. Однако в своем развитии наш оркестр идет собственным путем: у нас нет опыта предшествующих поколений, поэтому ищем, экспериментируем, открываем новое.

А роговой оркестр – это «живой оргАн», в котором каждый музыкант играет только одну ноту, но это очень ответственно. Подумайте только: «Лунная соната» для музыкантов рогового оркестра – это последовательность из 1862 отдельных нот, и лишь безошибочное воспроизведение каждой ноты превращает эти отдельные звуки в музыку Бетховена.

Публика чувствует, что то, что происходит на сцене, – за гранью человеческих возможностей. А музыканты оркестра пересекают эту грань на каждом концерте, работая в области сверхспособностей.

— Но ведь кто-то, наверное, приходит на концерт рогового оркестра, чтобы просто увидеть что-то необычное, диковинное?

— На концертах я каждый раз наблюдаю поразительный эффект. Действительно, сначала слушатель просто видит нечто необычное – этакий разобранный по трубам орган в руках у музыкантов. Но, когда звучит музыка, визуальное перестает иметь значение – всё сосредоточивается на звуке. И это завораживает, люди погружаются в звучание рогового оркестра.

Происходит невероятное: человек «очищается» музыкой. Слушатели, плачущие на наших концертах, привычное явление.

— Это похоже на музыкальный катарсис?

— Вероятно, близко. Люди душевно исцеляются. Звучание рогового оркестра избавляет от душевной боли, и человек переживает своеобразное душевное перерождение. При этом никакой магии – только физика. Это происходит под влиянием вибрации инструментов, а люди звукопроницаемы.

Роговой оркестр – это уникальный, божественный инструмент. Мне кажется, что он даже не придуман человеком, а дан нам свыше. Мой отец, дирижер Александр Поляничко, однажды сказал:

«Музыка должна возносить над действительностью».

Думаю, что роговая музыка создана, для того чтобы возносить нас. А сам роговой оркестр настолько совершенен, что не мы совершенствуем его, но он совершенствует нас.

— Вы как музыкант пришли к роговой музыке через валторну и стали художественным руководителем фестиваля валторнистов. Что ждет публику на нынешнем, пятом фестивале?

— Так сложилось, что сначала я обучался профессионально как валторнист. Само название инструмента «валторна», кстати, переводится как «лесной рог». У этого инструмента яркие краски звука, и ему свойственно теплое, выразительное звучание.

Петербург, где проходит фестиваль, – это ледяная красота. Вероятно, именно поэтому в Северной Венеции так полюбили теплое звучание валторны. На нашем Фестивале традиционно собирается хор валторн.

В конце XX века хор валторн собирал наш учитель – валторнист Виталий Михайлович Буяновский. В память о нем и этот фестиваль, и хор валторнистов. На нынешнем фестивале в этом хоре будут участвовать солисты из Италии, Финляндии, Швейцарии и, конечно, из России.

— Как и в прошлые годы, роговой оркестр участвует в финальном концерте фестиваля. Какой сюрприз ждет слушателей?

— Конечно, премьера «Адажио» Самюэля Барбера, а еще в этом году вместе с роговым оркестром будет звучать армянский дудук. Это инструменты, сопоставимые и по древности, и по звучанию.

На дудуке будет играть замечательный музыкант и мой педагог Вардан Арутюнян.

Четыре года назад роговой оркестр выступал в Ереване, и там мы впервые «зазвучали» вместе с дудуком. Я так полюбил этот инструмент, что привез его из Армении и здесь, в Петербурге, начал учиться играть. Теперь у меня в сумке всегда лежат три важнейшие для меня вещи: дирижерская палочка, дудук и фотоаппарат.

— Когда вы достаете дирижерскую палочку и дудук, понятно. А когда и что фотографируете?

— Достаю фотоаппарат только тогда, когда понимаю, что столкнулся с неповторимым. За много лет накопилось не так много снимков, на которых остались чувства, время, люди. Но каждый из них для меня важен.

Ирина Тарасова

Россия, г. Санкт-Петербург

*****@***ru, + 7 911

I. История Роговой Музыки. Российский Роговой Оркестр сегодня.

II. Творческая деятельность Российского Рогового Оркестра

III. Информационные материалы о Российском Роговом Оркестре

IV. Репертуар Российского Рогового Оркестра

V. Концертная деятельность

VI. Художественный руководитель и дирижер

VII. Художественный советник Российского Рогового Оркестра

VIII. Мастер-изготовитель комплекта инструментов

IX. Блиц-анкета

X. Видеопрезентация

I . История Роговой Музыки (Санкт-Петербург, 18 век)

Роговая музыка берет свое начало в Царствование Императрицы Елизаветы. Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, подобной которой аналогов в мире никогда не существовало.

Простая идея, согласовать по полутонам простые охотничьи рога, внезапно привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру Рогового Оркестра, напоминающее звучание органа поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать. В скором времени Роговые Оркестры стали широко популярны. При царском дворе было организовано два роговых оркестра, примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев, и многие другие. "Барская забава" превратилась в искусство.


С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты, всегда проходили с участием Роговых Оркестров.

Более 100 лет Роговая Музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для Роговых Оркестров наступило время забвения.

За последние полтора века попытки возродить Роговые Оркестры предпринимались не раз, но не приводили к долговременному успеху. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант – один инструмент – одна нота», лежащий в основе исполнения Роговой Музыки, на практике оказывалось бесконечно сложно.

Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон возродил Роговой Оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883г.). Комплект инструментов, созданный по этому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга.

Это были последние звуки Роговой Музыки…

…до начала 21 века

Российский Роговой Оркестр сегодня

Концерт на Церемонии вручения Национальной Адвокатской премии

в Манеже Кадетского корпуса.

Концерт в Георгиевском Зале Эрмитажа.

Концерт в Суворовском училище Санкт-Петербурга.

Концерт в Екатерининском дворце по приглашению руководства

Мариинского театра. (Царское Село).

Концерт в Петергофе.

Концерт в Павловске.

Концерт в Малом зале Филармонии Санкт-Петербурга на открытии

фестиваля «Романтическая труба»

Концерт в Голландской церкви в присутствии мэра Роттердама Иво

Опстелтена и главы комитета по культуре Санкт-Петербурга

Николая Бурова

Концерт для почетных граждан Санкт-Петербурга

2006 год

- Концерт-презентация оркестра в Храме святых Апостолов Петра

и Павла при РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург)

Концерт в Санкт-Петербургской Государственной Консерватории.

VI .

Директор «Центра роговой и духовой музыки»

Художественный руководитель

Главный дирижер Российского Рогового Оркестра

Музыкой увлекся в детстве. С семи лет начал играть на баяне.

В 11 лет поступил в музыкальную школу по классу валторны.

Окончил музыкальное училище им. Римского-Корсакова.

Параллельно с учёбой, постигал мастерство по ремонту медных духовых инструментов и работе с металлами, перенимая опыт своего преподавателя и мастера-реставратора, заслуженного артиста России, Станислава Фёдоровича Седристого.

Во время обучения в музыкальном училище, работал в симфонических оркестрах города Санкт-Петербурга.

В 2002г. изобрел способ изготовления роговых инструментов, изучив все музейные и архивные материалы. Делал расчёты, писал формулы, и в результате были найдены нужные пропорции для качественного звучания инструментов.

В 2006г. вручную изготовил полный комплект – коллекцию из 74 роговых инструментов.

Владимир один трех музыкантов в мире, которые освоили искусство аранжировки «роговых» партитур, и на основе оригинальных он создает современные партитуры для Российского Рогового Оркестра.

Солист Российского Рогового Оркестра.

I X. Блиц-анкета

Что такое роговая музыка?

Роговая музыка - это уникальный вид русского музыкального творчества, не имела и не имеет аналогов в мире по причине невероятного уровня сложности исполнительства.

Когда появился первый роговой оркестр?

Первые роговые оркестры появились в Санкт-Петербурге в 1751 году и назывались "Живым Органом". Для забавы царицы его придумали и Ян Мареш.

Кому принадлежали роговые оркестры?

Роговые оркестры принадлежали императрицам Елизавете Петровне, Екатерине II, царям Петру III, Павлу I, Александру I, и самым знатным вельможам Нарышкиным, Потемкину, Орлову, Разумовскому, Юсуповым, Столыпину и многим другим. Историческая ниша роговых оркестров - сопровождение торжественных царских церемоний, коронований, дипломатических приемов.

Из чего сделаны инструменты?

Ошибочно мнение, что инструменты сделаны из рогов разных животных. Вся коллекция инструментов Российского Рогового оркестра (74 штуки) - точные копии музейных экспонатов. Наши инструменты изготовлены вручную из различных сплавов талантливым петербургским мастером - Владимиром Головешко.

Каков принцип игры в роговом оркестре?

Каждый музыкант играет только одну ноту.

Как долго изучается одно произведение?

Для того чтобы довести до совершенства несколько тактов музыки надо потратить несколько месяцев, а чтобы выучить одно произведение несколько лет.

X. Видеопрезентация Российского Рогового Оркестра

Видеопрезентацию коллектива можно посмотреть на интернет - ресурсе по ссылке:

Загрузка...