domvpavlino.ru

Государственный герб России: описание, значение и история двуглавого орла. Всемирная история — это всемирный суд

Одним из самых ранних изображений двуглавого орла в Византии является хрисовул императора Андроника II городу Монемвасия (1301). Хрисовул хранится в византийском музее в Афинах. Император протягивает жалованную грамоту монемвасийцам, призывая в свидетели самого Христа. Это документ официальный, и Андроник изображен здесь со всеми властными регалиями, включая алый суппендион с вытканными на нем золотыми двуглавыми орлами. Думается, что неслучайно именно при этом императоре двуглавые орлы появляются на монетах, хотя для византийской нумизматики использование этой птицы скорее исключение.

Изображения двуглавых орлов в Византии XIV-XV веков столь многочисленны, что перечислить их все невозможно. Остановимся лишь на нескольких самых характерных примерах. Большинство картинок кликабельны.

Миниатюра из Греческого манускрипта 1242 из Национальной библиотеки Франции, 70-е годы XIV века, (f. 5). Император Иоанн Кантакузин (1347-1351) председательствует на церковном соборе в Константинополе. Император изображен со знаком власти в окружении монахов и епископов, он одет в традиционные императорские одежды и держит скипетр с крестом, на голове корона, ноги Иоанна покоятся на алой подушке с изображением двуглавых орлов.

Стоит отметить, что использование двуглавого орла в Византии в качестве эксклюзивного императорского символа не имеет прецедентов в исламском и западном мире. Подушки, изображенные на миниатюрах, производились в императорских мастерских Константинополе и нигде более и были символами императорской власти.

Также мы встречаем двуглавых орлов на одеждах знатных византийских вельмож, связанных с императорским домом.

Фрагмент фрески из монастыря Христа Вседержителя в Константинополе (первая половина XIV), неизвестный с монограммами родов Асанов и Палеологов, а также двуглавыми орлами.

Миниатюра из типикона, который хранится в Оксфордском Lincoln College. Здесь изображен севастократор Константин Палеолог, брат императора Михаила VIII. Серия миниатюр отражает более позднюю традицию регалий высших санов императорского двора, описанную у Псевдо-Кодина и относящуюся к середине XIV века.

Икона Христа-Пантократора, середины XIV века, слева внизу изображен великий пирмикирий Иоанн, в одеянии, расшитом двуглавыми орлами.

Миниатюра из Ms. 416 с сочинениями Святого Дионисия Ареопагита, Лувр, Париж, около 1415 года. Слева направо изображены: Иоанн VIII со-император с 1415, император Мануил ΙΙ (с 1391), его младшие сыновья Феодор ΙΙ, деспот Мистры с 1407 года и Андроник, правитель Фессалоник (1415-23), а также его жена Елена Драгаш. Знаки власти Иоанна и Мануила не видны на миниатюре, так как их супендионы оказались в левом нижнем углу, одежды Феодора и Андроника расшиты двуглавыми орлами. Судя по всему, расшитые орлами одежды полагались наиболее знатным представителям династии, не имевшим, однако императорского сана.

Двуглавый орел как символ императорской власти упоминается и в письменных источниках. В первый раз в 1295 в Liber Pontificalis, а также у Георгия Пахимера, вероятно, у Псевдо-Кодина и у Георгия Сфрандзи. Последний пишет, что после штурма османами Константинополя тело императора Константина Драгша, погибшего в бою, опознали только по сапогам с двуглавыми орлами.

Уже в первой половине XIV веке мы встречаем двуглавого императорского орла далеко за пределами Византии. В частности, на саркофаге доны Ватацы, греко-португальской принцессы, внучки императора Феодора Ласкариса.

Особую популярность двуглавый орел приобрел в Морейском деспотате - небольшой византийском государстве на Пелопоннесе, где правили младшие отпрыски дома Палеологов. Здесь, благодаря соседству с княжествами крестоносцев, он приобрел явно геральдические черты: геральдическую царскую корону и щиток с палеологовской монограммой на груди.

Двуглавый орел из Евангелия Дмитрия Палеолога ГПБ, греч. 118.

Двуглавый орел. Греция. Мистра. Монастырь Св. Димитрия (Митрополия); материал: камень; техника: резьба по камню.

Встает вопрос, был ли двуглавый орел символом императорской державной власти в широком смысле этого слова, либо геральдической эмблемой династии Палеологов? Однозначного ответа на этот вопрос нет, так как геральдики в западноевропейском смысле этого слова в Византии не было.

В немецком гербовнике второй половины XVI века Wappenbuch, его автор Мартин Шрот называет двуглавого орла знаком достоинства императора Константинополя, не связывая его с конкретной династией.

Любопытной, что в этом немецком гербовнике орел приобретает ярко выраженные «германские» черты, становясь похожим на двуглавого орла Священной римской империи германской нации. Сказанное также справедливо для гравюры с изображением стен Константинополя, на которых видны императорский герб и двуглавый орел, в книге хроник Гартмана Шеделя (1493).

Но с другой стороны, европейские бароны, размещавшие на своих гербах двуглавого орла, явно хотели подчеркнуть не зависимость своих владений от Византии, а родственные связи с династией Палеологов. Речь идет о Гаттилузи, Джустиниани, Монферратских Палеологах и других баронских родах.
Так, на монетах маркиза Монферратского Гульельмо IX Джованни (1493—1518), чьи предки происходили от брака Андроника II Палелога и Виоланты Монферратской, мы видим герб Монферратской ветви Палеологов, где двуглавый орел имеет явно династический характер.

То же самое можно сказать о гербах рода Гаттилузи. Франческо Гаттилузи в 1354 году был союзником Иоанна V Палеолога в борьбе против Иоанна Кантакузина. За эту помощь Иоанн Палеолог выдал за него замуж свою сестру Марию и отдал в управление остров Лесбос.

Герб рода Гаттилузио на воротах крепости Митилина (Лесбос).

(Восточная) Римская империя, Византия
Byzantium (лат.) , Imperium Romanum, Romania (лат.) , Βασιλεία Ῥωμαίων, Ῥωμανία (греч.)

Раздел находится в разработке!

Византийская империя или Восточная Римская империя была продолжением Римской империи в эпоху Средневековья. Столицей был Константинополь, ныне известный как Стамбул. За тысячу лет империя превратилась в мощную силу, несмотря на военные неудачи и потери территории. Империя вступила в длительный спад после двенадцатого века, что привело к падению Константинополя от турков в 1453 году.

Византийская история с удобством может быть разделена на следующие периоды.

Первый простирается до начала VIII века, исходные же его моменты хронологически не поддаются определению, подобно тому, как не отыскана дата, разграничивающая конец древней и начало новой истории. В смысле объема и содержания исторического материала сюда должны входить факты, характеризующие и подготовляющие византинизм, хотя бы они хронологически относились к цветущей поре Римской империи. Такой же этнографический переворот, какой на Западе подготовил переход от древней истории к средней, постепенно совершается и на Востоке. Разница только та, что Запад вполне сделался добычей новых народов, будучи поглощен германской иммиграцией, Восток же обнаружил больше приспособляемости к новым историческим условиям и пережил критическую эпоху с меньшими для себя потерями. В борьбе с готами и гуннами империя поплатилась лишь временными потерями. Труднее было положение в VI и VII вв., когда с одной стороны теснили авары и славяне, с другой персы.

Победы Юстиниана (527-565) и Гераклия (610-641) задержали напор внешних врагов и определили на будущее время политические задачи империи. Самым важным делом царей этого периода было организовать отношения славян к империи. Эта задача достигалась системой размещения славянских племен по западным и восточным провинциям, предоставлением им свободных земель для сельскохозяйственной культуры и невмешательством во внутренний порядок славянской общины. Вследствие этого окраины империи приобрели оседлое земледельческое население, составившее преграду против неожиданных вторжений новых врагов; военные и экономические средства настолько увеличились, что надвигавшаяся опасность арабского завоевания не имела для империи гибельных последствий.

Второй период, от Льва III Исавра до Василия Македонянина (717-867), характеризуется такими чертами, в которых византинизм находит себе полное и всестороннее выражение. Через весь этот период проходит живая борьба идей, нашедшая себе внешнюю формулу выражения в системе иконоборчества. После двадцатилетней анархии, предшествовавшей вступлению Льва III на престол, следуют две династии восточного происхождения, стоявшие во главе империи во весь иконоборческий период: Исавры и Армяне. Та и другая держатся на престоле в постоянном страхе за прочность власти; антагонизм между эллинскими и неэллинскими элементами дает о себе знать в бунтах и появлении самозванцев. Но самая трудная проблема заключалась в разрешении вопроса, выдвинутого иудейством и магометанством. Православному царству нанесен был сильный удар философскими теориями и практическими из них выводами, подвергавшими сомнению основные догматы о божественном сыновстве Иисуса Христа и о Богородице. Византийская ученость пытается отразить этот удар методом и средствами, почерпнутыми из эллинской философии; правительство же пробует ряд практических мер, которыми предполагает ослабить значение нападок со стороны иудейства и магометанства, отняв у христианского богопочитания и богослужения символы и внешние формы. Гонение на св. иконы разделило империю на два враждебных лагеря, в организации которых играл важную роль и антагонизм национальностей. Победа над иконоборством, формально одержанная в 842 г., с одной стороны, знаменует преобладание славянских и эллинских элементов над восточными азиатскими, с другой - подготовляет для византинизма широкое поле деятельности в Европе. Внесение славянского обычного права в имперское законодательство и реформы в социальном и экономическом строе придают этому периоду глубокий интерес.

Третий период - от вступления на престол Василия Македонянина до Алексея I Комнина (867-1081). Существенные черты его истории заключаются в высоком подъеме византинизма и в распространении культурной миссии его на юго-восточную Европу. Трудами братьев Кирилла и Мефодия славянские народы введены в число культурных стран Европы; патриарх Фотий положил преграды честолюбивым притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. В сфере научной этот период отличается необыкновенной плодовитостью и разнообразием литературных предприятий; в сборниках и обработках этого периода сохранился драгоценный исторический, литературный и археологический материал, заимствованный из утраченных теперь писателей. Во внешней истории самый выразительный и проходящий через весь период факт - войны с болгарами. Тогда в первый раз поставлен был вопрос о политической роли славянского элемента. Симеон Болгарский принятием царского титула и устройством независимого церковного управления претендовал перенести на славян главенство в империи. Театр военных действий переносился от Адрианополя и Филиппополя в Грецию и к Дарданеллам. Участие русского князя Святослава в этой войне сопровождалось гибельными последствиями для славянского движения. В 1018 г. Болгария замирена и вошла в состав империи. Со стороны Востока самым важным событием было завоевание острова Крита у арабов в 961 г.

Четвертый период - от вступления на престол Алексея I Комнина до 1261 года. Весь интерес периода главным образом сосредоточивается на борьбе европейского Запада с азиатским Востоком. Крестоносное движение неминуемо должно было затронуть Византийскую империю и поставить ее в необходимость озаботиться охранением собственных владений. Вожди крестоносных ополчений мало-помалу теряют из виду первоначальную цель движения - Св. Землю и ослабление могущества мусульман и приходят к мысли о завоевании Константинополя. Вся мудрость политики царей Комнинов (Алексея I и Мануила I) сосредоточилась на том, чтобы держать в равновесии враждебные империи элементы и не допустить преобладания одного из них над другим. Вследствие этого политические союзы заключаются попеременно то с христианами против магометан, то обратно; отсюда особенно поразившее крестоносцев первого похода явление - половецкие и печенежские орды на службе империи. В 1204 году крестоносцы четвертого похода овладели Константинополем и поделили между собой империю. Но горсть патриотов с Феодором Ласкарисом во главе удалилась в Никею, и там образовалось зерно политического движения против латинян и очаг свободы, к которому устремились помыслы всех эллинов. Михаил Палеолог в 1261 г. вытеснил латинян из Константинополя. В более или менее тесной связи с событиями крестовых походов стоят второстепенные факты этого периода. На Востоке появляются турки-сельджуки, которые пользуются крестовыми походами для распространения своей власти на счет Византийской империи. На западе - с одной стороны норманны, утвердившиеся в Южной Италии и Сицилии, вносят личные счеты с империей в крестоносное движение и угрожают морским владениям Византии, с другой - болгары производят полный переворот дел на Балканском полуострове. Восстание Петра и Асеня в конце ХII в. сопровождалось освобождением Болгарии и образованием второго Болгарского царства, которое имеет тенденцию объединить интересы всего славянства на Балканском полуострове. Интересы Болгарского царства и Никейской империи некоторое время совпадали ввиду общей опасности от латинян; но с перенесением столицы обратно в Константинополь вновь проявляется политический антагонизм, которым успешно воспользовались османские турки.

Пятый период обнимает время от 1261 до 1453 года. Факты внешней и внутренней истории этого последнего периода определяются исключительными условиями, в которых находилось царство Палеологов. По завоевании Константинополя Михаил Палеолог употребляет все усилия к тому, чтобы соединить под своей властью находившиеся под чуждым господством провинции империи. Для этого он вступает в весьма тяжкие и обременительные договоры с Генуей и Венецией, жертвуя в пользу этих торговых республик существенными интересами империи; в этих же соображениях он сделал весьма важные уступки Папе, дав согласие на унию с римской церковью (Лионский собор 1274). Та и другая жертва не только не принесли ожидаемых выгод, но напротив - сопровождались прямым ущербом для империи. С началом XIV в. в судьбах империи начинают играть главную роль османские турки. Завоеванием Бруссы, Никеи и Никомидии турки утвердили свое господство в Малой Азии и в 1354 г. занятием Галлиполи стали твердой ногой в Европе. Господство на Балканском полуострове делили между собой греки, сербы и болгары. Ревниво оберегая лишь собственные интересы, греки пользовались услугами османских турок против славян; в свою очередь, эти последние поддерживали турок против греков. Османское могущество вырастает на счет политической розни между государствами Балканского полуострова. Несмотря на грозящую со стороны турок опасность, Палеологи не были в состоянии отрешиться от близорукой политики и продолжали возлагать все надежды на союз с Западом и на иноземную помощь. В 1341 г., по смерти Андроника Младшего, внутренние усобицы из-за обладания престолом и церковный раскол, порожденный борьбой между национальной и западнической партиями, на долгие годы отвлекли внимание правительства от политических дел. Между тем турки наносят грекам и славянам одно поражение за другим: в 1361 г. взят ими Адрианополь, затем битвой на Марице и на Косовом поле (1389) сокрушена была Сербия и скоро за тем - Болгария (1393). Мало-помалу Византийская империя ограничена была небольшой полосой между Черным и Мраморным морями. Хотя оставались в связи с ней некоторые провинции, но в XIV и XV веках обнаруживается резкий антагонизм между Константинополем и провинциями, которые стремятся к политической особности. При царе Константине XI Палеологе (1449-1453), братья которого Димитрий и Фома имели независимые княжения в Пелопоннесе, Константинополь предоставлен был исключительно собственным силам и средствам в последней борьбе его с морскими и пешими силами Магомета II. 29 мая 1453 г. Византийская империя перестала существовать.

Восточная Римская империя

Династия Константина

Вне династий

Династия Феодосия

Династия Львов

(1) 474-475
475-476

Византийская империя

Династия Львов

(2) 476-491

Династия Юстиниана

Вне династий

Династия Никифора

Вне династий

Аморийская династия

Македонская династия

Династия Дука

Династия Комнинов

Российский государственный герб – это, наряду с флагом и гимном, один из главных официальных символов нашей страны. Его основным элементом является двуглавый орел, расправляющий крылья. Официально государственный герб был утвержден указом первого президента РФ 30 ноября 1993 года. Однако двуглавый орел – это символ гораздо более древний, история которого теряется в мрачной глубине минувших столетий.

Изображение этой геральдической птицы впервые появилось на Руси в конце XV века, во времена царствования Иоанна III. С тех пор, преображаясь и видоизменяясь, двуглавый орел неизменно присутствует в государственных символах сначала Московского княжества, затем Российской империи, ну и, наконец, современной России. Прервалась эта традиция только в прошлом веке – семь десятилетий огромная страна жила под сенью серпа и молота… Крылья двуглавого орла помогли Российской империи взлететь мощно и стремительно, правда, и падение ее было совсем уж трагическим.

Однако, несмотря на такую долгую историю, в происхождении и значении этого символа остается немало таинственных и непонятных моментов, о которых историки спорят до сих пор.

Что означает Герб России? Какие метаморфозы он претерпел за минувшие столетия? Почему и откуда вообще прилетела к нам эта странная двухголовая птица, и что она символизирует? Существовали ли альтернативные варианты российского герба в древности?

История Герба России действительно очень богата и интересна, но прежде чем перейти к ней и попытаться ответить на вышеперечисленные вопросы, следует дать краткое описание этого главного российского символа.

Герб России: описание и основные элементы

Государственный герб России представляет собой щит красного (червлёного) цвета, на котором находится изображение золотого двуглавого орла, расправляющего крылья. Каждую из голов птицы венчает малая корона, сверху над которыми расположена большая корона. Все они соединяются лентой. Это знак суверенитета Российской Федерации.

В одной лапе орел держит скипетр, а в другой – державу, что символизирует единство страны и государственную власть. В центральной части герба, на груди орла, находится красный щит с серебряным (белым) всадником, который пронзает копьем дракона. Это древнейший геральдический символ российских земель – так называемый ездец, – который стал изображаться на печатях и монетах еще с XIII века. Он символизирует победу светлого начала над злом, воина-защитника Отчизны, который с древнейших времен особо почитался в России.

К вышесказанному еще можно добавить, что автором современного российского государственного герба является петербургский художник Евгений Ухналев.

Откуда в Россию прилетел двуглавый орел

Главной загадкой российского герба, без сомнения, является происхождение и значение его главного элемента – орла с двумя головами. В школьных учебниках истории все объясняется просто: московский князь Иван III, женившись на византийской принцессе и наследнице престола Зое (Софье) Палеолог, получил в качестве приданного герб Восточной Римской империи. А «в нагрузку» и концепцию Москвы, как «Третьего Рима», которую Россия до сих пор пытается (с большим или меньшим успехом) продвигать в отношениях с ближайшими соседями.

Данную гипотезу первым высказал Николай Карамзин, которого по праву называют отцом российской исторической науки. Однако подобная версия абсолютно не устраивает современных исследователей, ибо слишком много в ней нестыковок.

Во-первых, двуглавый орел никогда не был государственным гербом Византии. Его, как такового, вообще не существовало. Диковинная птица была гербом Палеологов – последней династии, правившей в Константинополе. Во-вторых, вызывает серьезные сомнения, что Софья вообще могла что-то передать московскому государю. Она не была наследницей престола, родилась в Морее, отрочество провела при папском дворе и всю свою жизнь была далека от Константинополя. Кроме того, сам Иван III никогда претензий на византийский престол не предъявлял, а первое изображение двуглавого орла появилось только через несколько десятилетий после свадьбы Ивана и Софьи.

Двуглавый орел – символ очень древний. Впервые он появляется у шумеров. В Междуречье орел считался атрибутом верховной власти. Особо почиталась эта птица в Хеттском царстве – могущественной империи бронзового века, которая на равных соперничала с государством фараонов. Именно от хеттов двуглавого орла заимствовали персы, мидийцы, армяне, а затем монголы, турки и византийцы. Двуглавый орел всегда был связан с солнцем и солярными верованиями. На некоторых рисунках древнегреческий Гелиос правит колесницей, запряженной двумя двуглавыми орлами…

Кроме византийской, существует еще три версии происхождения российского двуглавого орла:

  • болгарская;
  • западноевропейская;
  • монгольская.

В XV веке османская экспансия заставила многих южных славян покинуть свою родину и искать прибежища на чужбине. Болгары и сербы массово бежали в православное Московское княжество. Двуглавый орел был издревле распространён на этих землях. Так, например, этот символ был изображен на болгарских монетах периода Второго царства. Хотя, надо отметить, что облик восточноевропейских орлов сильно отличался от российской «птицы».

Примечательно, что в самом начале XV столетия двуглавый орел стал государственным гербом Священной Римской империи. Возможно, что Иван III, приняв этот символ, хотел сравняться в могуществе с сильнейшим европейским государством своего времени.

Есть еще и монгольская версия происхождения двуглавого орла. В Орде этот символ чеканили на монетах еще с начала XIII века, среди клановых атрибутов Чингизидов присутствовала черная двуглавая птица, которую большинство исследователей считают именно орлом. В конце XIII века, то есть задолго до бракосочетания Ивана III и принцессы Софьи, ордынский правитель Ногай женился на дочери византийского императора Ефросинии Палеолог, и, как считают некоторые историки, официально принял двуглавого орла в качестве официального символа.

Учитывая тесные связи Московии с Ордой, монгольская теория происхождения главного российского символа кажется весьма правдоподобной.

Кстати, мы не знаем, какого цвета был российский орел «ранних версий». Так, например, на царском оружии XVII века он белый.

Подытоживая все вышесказанное, можно констатировать, что мы доподлинно не знаем, почему и откуда в Россию пришел двуглавый орел. В настоящее время наиболее вероятными историки считают «болгарскую» и «европейскую» версию его происхождения.

Не меньше вопросов вызывает и сам облик птицы. Почему у нее две головы – абсолютно непонятно. Объяснение о повороте каждой головы на Восток и Запад появилось только в середине XIX века и связаны с традиционным расположением сторон света на географической карте. А если бы оно было другим? Орел бы смотрел на север и юг? Вероятно, что просто взяли понравившийся символ, особо не «заморачиваясь» его значением.

Кстати, до орла на московских монетах и печатях изображались и другие звери. Весьма распространенным символом был единорог, а также лев, разрывающий змею.

Всадник на гербе: почему появился и что означает

Вторым центральным элементом российского национального герба является всадник на коне, поражающий змия. Этот символ появился в отечественной геральдике задолго до двуглавого орла. Сегодня он прочно ассоциируется со святым и великомучеником Георгием Победоносцем, но изначально он имел другое значение. А с Георгием его чаще всего путали иностранцы, приезжающие в Московию.

Впервые изображение конного воина – «ездеца» – появляется на русских монетах в конце XII – начале XIII столетий. Кстати, и копьем этот кавалерист был вооружен не всегда. До нас дошли варианты с мечом и луком.

На монетах князя Ивана II Красного впервые появляется воин, поражающий мечом змея. Правда, он был пешим. После этого мотив уничтожения различных пресмыкающихся становится одним из самых популярных на Руси. В период феодальной раздробленности его использовали разные князья, а после становления Московского государства он превращается в один из главных его символов. Значение «ездеца» довольно просто и лежит на поверхности – это победа добра над злом.

Долгое время всадник символизировал не небесного воина, а исключительно князя и его верховную власть. Ни о каком святом Георгии речи не было. Так, например, на монетах князя Василия Васильевича (это XV век) рядом с ездецом была надпись, которая уточняла, что это действительно князь.

Окончательное изменение этой парадигмы произошло много позже, уже в период царствования Петра Первого. Хотя, ассоциировать всадника с Георгием Победоносцем начали уже во времена Ивана Грозного.

Российский державный орел: полет сквозь столетия

Как уже было сказано выше, двуглавый орел стал официальным российским символом при Иване III. Первым свидетельством его использования, которое дошло до наших дней, стала царская печать, скрепившая меновую грамоту в 1497 году. Примерно в это же время орел появился на стенах Грановитой палаты Кремля.

Двуглавый орел того времени сильно отличался от своих позднейших «модификаций». Лапы его были раскрыты, или, переводя с языка геральдики, в них ничего не было – скипетр и держава появились позже.

Считается, что размещение всадника на груди орла связано с существованием двух царских печатей – Большой и Малой. У последней на одной стороне был помещен двуглавый орел, а на другой – ездец. Большая же царская печать имела только одну сторону, и чтобы разместить на ней оба государственных их просто решили совместить. Впервые такая композиция встречается на печатях Ивана Грозного. В это же время над головой орла появляется корона с крестом.

Во время царствования Федора Ивановича, сына Ивана IV, между головами орла появляется так называемый голгофский крест – символ мученической смерти Иисуса Христа.

Дизайном российского государственного герба занимался даже Лжедмитрий I. Он развернул всадника в другую сторону, что больше соответствовало геральдическим традициям, принятым в Европе. Однако после его свержения от этих нововведений отказались. Кстати, и все последующие самозванцы с удовольствием пользовались двуглавым орлом, не пытаясь заменить его чем-либо другим.

После окончания Смутного времени и воцарения династии Романовых в герб были внесены изменения. Орел стал более агрессивным, атакующим – он расправил крылья и приоткрыл клювы. При первом государе из династии Романовых, Михаиле Федоровиче, российский орел впервые получил скипетр и державу, хотя их изображение еще не стало обязательным.

В период правления Алексея Михайловича орел впервые получает три короны, которые символизируют три новых недавно завоеванных царства – Казанское, Астраханское и Сибирское, а скипетр и держава становятся обязательными. В 1667 году появляется первое официальное описание государственного герба («Указ о гербе»).

В царствование Петра I орел становится черным, а его лапы, глаза, язык и клюв – золотыми. Также меняется форма корон, они получают характерный «имперский» вид. Дракон стал черным, а Георгий Победоносец – серебряным. Подобная цветовая гамма останется неизменной вплоть до революции 1917 года.

Российский император Павел I был по совместительству еще и Верховным магистром Мальтийского ордена. Этот факт он попытался увековечить в государственном гербе. На груди орла под щитом со всадником был размещен мальтийский крест и корона. Однако после смерти императора все эти нововведения были отменены его преемником Александром I.

Любящий порядок Николай I занялся стандартизацией государственной символики. При нем было официально утверждено два государственных герба: стандартный и упрощенный. Ранее в изображениях главного державного символа нередко допускались непозволительные вольности. Птица могла держать в лапах не только скипетр и державу, но и различные венки, факелы, молнии. По-разному изображались и ее крылья.

В середине XIX века император Александр II провел большую геральдическую реформу, которая коснулась не только герба, но и имперского флага . Руководил ею барон Б. Кене. В 1856 году был утвержден новый малый герб, а через год реформа была завершена – появился средний и большой государственные гербы. После нее внешний вид орла несколько изменился, он стал больше походить на своего германского «собрата». Но, главное, теперь Георгий Победоносец стал смотреть в другую сторону, что больше соответствовало европейским геральдическим канонам. На крылья орла поместили восемь щитов с гербами земель и княжеств, входящих в состав империи.

Вихри революции и новейшее время

Февральская революция перевернула все устои Российского государства. Обществу нужны были новые символы, не связанные с ненавистным самодержавием. В сентябре 1917 года была создана специальная комиссия, в состав которой вошли самые именитые знатоки геральдики. Считая, что вопрос нового герба в первую очередь политический, они предложили временно, до созыва Учредительного собрания, пользоваться двуглавым орлом периода Ивана III, убрав любую царскую символику.

Рисунок, предложенные комиссией, был утвержден Временным правительством. Новый герб имел хождение практически на всей территории бывшей империи вплоть до принятия Конституции РСФСР в 1918 году. С этого момента и до 1991 года над 1/6 частью суши развевались совсем другие символы…

В 1993 году президентским указом двуглавый орел вновь стал главным государственным символом России. В 2000 году парламент принял соответствующий закон относительно герба, в котором его облик был уточнен.

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

160 лет назад, 11 апреля 1857 года, русский царь Александр II утвердил государственный герб России - двуглавого орла. Вообще, герб русского государства видоизменялся при многих царях. Это происходило при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Петре I, Павле I, Александре I и Николае I. Каждый из этих монархов вносил какие-либо изменения в государственную эмблему.

Но серьезная геральдическая реформа была проведена в царствование Александра II в 1855-1857 годах. По его велению специально для работы над гербами в Департаменте герольдии сената создали Гербовое отделение, которое возглавил барон Б. Кене. Он разработал целую систему российских государственных гербов (Большой, Средний и Малый), ориентируясь в их художественном воплощении на общепризнанные нормы европейской монархической геральдики. Также под руководством Кене был изменен рисунок орла и Святого Георгия, а государственный герб приведен в соответствие с международными правилами геральдики. 11 апреля 1857 года Александр II утвердил герб Российской империи - двуглавого орла. Также был утвержден весь комплект государственных гербов - Большой, Средний и Малый, которые должны были символизировать собой единство и могущество России. В мае 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления, которые без особых изменений просуществовали до 1917 года.


Наследие предков

Герб и цвет нации несут символическое и историческое значение. Необходимо помнить, что государственные символы (образное выражение государственности, нации, её идеологии) занимают в жизни народа чрезвычайно важное место, хотя в повседневной жизни это обычно и незаметно. Древнейшими русскими символами, которые происходят со времен индоевропейцев-ариев, были солнцеворот, сокол-рарог, двуглавый орел, красный цвет.

Одной из исторических эмблем Руси-России является двуглавый орёл. По своей древности и глубине значения он уступает разве, что всаднику поражающему дракона-змея, который в более позднем, уже христианском понимании, известен как Георгий Победоносец. Всадник символизирует громовержца (Перуна, Индру, Тора и т. д.), который поражает змея (символ Велесе-Волоса, владыки Нави). Это один из базовых мифов индоевропейцев-ариев.

Двуглавый орел (птица) отмечен в самых различных культурах. В частности, в шумерской и индийской мифологиях. Так, Гандаберунда - двуглавая птица в ведийской (индуистской) мифологии (II тыс. до н.э.). Имя этой птицы состоит из двух слов - ганда (сильный), берунда (двухголовый). В Вишну-пуране рассказывается, что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного , которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Такое изображение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой лапе по слону. Гандаберунда известен и в качестве эмблемы династии королей Майсура - Водеяров, на ряде золотых и медных монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII-XVI вв.

Княжество Майсур (Индия)

Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы, но и как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение принципов дхармы (дисциплины и порядка). Кроме того, в буддизме двуглавый орёл символизировал силу и власть Будды.

Активно использовали этот символ и в северных индоевропейских (арийских) культурах. Надо сказать, что многоголовость различных животных, мифических существ - это одна из особенностей славянской мифологии. Не зря ещё один из древнейших символов суперэтноса русов - это Триглав, триединый Бог следит за всеми царствами земли: Явью, Правью и Навью (в Индии известен, как Тримурти, в христианстве - Троица). Различные Двуглавы, Триглавы-Трояны, четырехголовые Святовиды-Свентовиды, Семиглавы и т. д. - это признак суперэтноса русов.

Особенно часто в древности встречается двуглавый орел в Малой Азии и на Балканском полуострове. В Малой Азии он встречается со времен могущественной державы II тыс. до н. э. - Хеттского царства. Её основателями были индоевропейцы-арии, прародиной которых предположительно был Балканский полуостров. Хеттская империя успешно соперничала с Египтом. Хетты одними из первых овладели тайной выплавки железа, контролировали всю Малую Азию и проливы из Средиземного в Чёрное море. Это был великий арийский (индоевропейский) народ, который поклонялся богам Пирве (Перуну) и Сивату (Свету). Гербом хеттов был двуглавый орёл, который сохранился не только на штандартах, каменных барельефах, но и печатях. Хеттский орёл - это важнейшее, вещественное доказательство преемственности индоевропейских культур, преемственности империй.


Гандаберунда в храме Рмешвара в Келади, Индия


Двуглавый орёл - символ Хеттского царства

Однако и хетты переняли орла у более древней арийской культуры. В Анатолии есть и более древние поселения. В частности, раскоп у поселения Алача-Уюк (англоязычная форма - Аладжа-хююк»). Это поселение бронзового века - IV - III тыс. до н. э. И здесь наряду с многочисленными скульптурными и бронзовыми изображениями свастик-солнцеворотов и других арийско-индоевропейских традиционных символов, знаков-оберегов, были обнаружены рельефы двуглавого орла. Таким образом, мы наблюдаем древнейшую преемственность арийско-индоевропейской культуры: Алача IV тыс. до н. э. - Хаттуса II тыс. до н. э. - Византия I-II тыс. н. э. - Русь XV-XXI вв. н. э.

Русские геральдисты отмечали, что изображение двуглавого орла было известно в древней Птерии (город в Мидии). Оно относилось в периоду рубежа VII-VI вв. до н. э. По свидетельству Ксенофонта, у персов в примерно то же время символом верховной власти служил орёл. Символ двуглавого орла использовался персидскими шахами из династии Сасанидов. В древности орел и лев считались символом царственности. В Древнем Риме римские полководцы имели изображения орла на своих жезлах, это был символ главенства над войсками. Позднее орёл стал исключительно императорским знаком, символизирующим верховную власть.

Западные геральдисты XVII столетия рассказывали легенду, как двуглавый орёл стал государственной эмблемой Рима. При въезде Юлия Цезаря в Рим над ним носился в воздухе орёл, который напал на двух коршунов, убил их и бросил к ногам великого полководца. Удивлённый Юлий счёл это знаком, который предсказывает ему победу и приказал увековечить его, прибавив к римскому орлу вторую голову. Однако, скорее всего, появление второй головы должно быть отнесено к более позднему времени, когда произошло разделение империи на две части - Восточную и Западную Римские империи. Тело у орла было единым, что означало общие интересы и происхождение, но с двумя головами, обращёнными на запад и восток. Такой орёл и был принят как эмблема империи Константином Великим (272 - 337), или под другим источникам, Юстинианом I (483 - 565). Видимо, намного позднее такое же символическое значение придавалось двуглавому орлу Австро-Венгрии.

Но двуглавый орёл не был официальным символом Византийской империи, как многие считают. Он был эмблемой династии Палеологов, правившей в 1261 - 1453 гг., а не всей Византийской державы. В мусульманском мире, который воспринял древнюю индоевропейскую (арийскую) символику, двуглавый орел олицетворял высшую, в том числе военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин, отличавшийся храбростью, волей к победе и воинственностью. Двуглавый орёл был расположен на флаге турок-сельджуков. Его использовал Конийский султанат (Иконийский султанат, или Румский султанат, или Сельджукский султанат) - феодальное государство в Малой Азии, просуществовавшее с 1077 по 1307 годы. Двуглавый орел сохранился как символ Коньи.


Конья


Эмблема династии Палеологов

После начала крестовых походов, двуглавый орёл появляется в западноевропейской геральдике. Так, он отмечен на монетах Людвига Баварского и гербах бургграфов Вюрцбургских и графов Савойских. Германский король и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса (1122 - 1190) первым начал использовать в своем гербе черного двуглавого орла. Фридрих видел этот символ в Византии. До 1180 года на государственных печатях, монетах и регалиях, как и на личных вещах императора, двуглавый орёл не отмечен. Ранее символом германских владык был одноглавый орел, но начиная с императора Фридриха Барбароссы, на гербе Священной Римской империи стали изображать оба символа. Только с XV столетия двуглавый орёл стал государственной эмблемой Священной Римской империи. Орёл изображался чёрным на золотом щите, с золотыми же клювами и когтями, головы окружались нимбами. В XIX - начале XX столетий двуглавый орел был гербом Австро-Венгрии. Кроме того, в Сербии двуглавый орёл стал гербом рода Неманичей. Это была правящая династия в XII-XIV вв.


Двуглавый орёл на гербе Священной Римской империи

Русь

На Руси двуглавый орёл отмечен в XIII столетии в Черниговском княжестве, а в XV веке - в Тверском и Московском княжествах. Имел некоторое хождение двуглавый орёл и в Золотой Орде. Сохранилось некоторое количество монет Золотой Орды с изображением двуглавого орла. Некоторые исследователи даже утверждают, что двуглавый орёл был государственным гербом Орды. Но большинство историков не поддерживают эту версию. На печати Ивана III Васильевича, которая досталась от Василия II Васильевича, был изображён лев, который терзал змею (лев был символом Владимирского княжества). В конце XV века появилось два новых символа: всадник (ездец), который использовали ещё в Древнерусском государстве и двуглавый орёл. Формальным поводом, чтобы использовать этот символ, был тот факт, что женой Ивана III была Софья Палеолог, для которой орёл был родовым знаком. Эмблема Палеологов представляла собой чёрный силуэт, вытканный чёрным шелком на золотом поле. Он был лишен пластики и внутреннего рисунка, фактически являясь плоской орнаментальной эмблемой.

Таким образом, двуглавый орёл был известен на Руси еще до приезда византийской принцессы. К примеру, «Хронике Констанцского собора» Ульриха фон Рихсенталя от 1416 года помещен герб Руси с изображением двуглавого орла. Двуглавый орёл не был символом Византийской империи, и великие русские князья приняли его, чтобы подчеркнуть свое равенство с западноевропейскими монархами, быть равными германскому императору.


Перемышльская земля (XIII в.)


Черниговское княжество

Государь Иван III воспринял появление этой эмблемы в Русском царстве очень серьёзно. Для современников великого князя родство византийской императорской династии с домом Рюрика была актом огромного значения. Фактически Русь оспаривала права сильнейшего государства Западной Европы - Священной Римской империи на данный символ. Московские великие князья стали полагаться преемниками римских и византийских императоров. Старец Филофей с первой половине XVI столетия сформулирует концепцию «Москва - третий Рим». Согласно этой концепции в было два Рима, третий стоит (Москва), а «четвертому не быти». Москва становилась наследницей христианских и мессианских традиций Рима и Константинополя. Иван III Великий принял этот герб не только как династический знак своей супруги, а как геральдический символ Русского государства в будущем. Первое достоверное употребление двуглавого орла в качестве государственного символа эмблемы относится к 1497 году, когда великокняжеская грамота на земельные владения удельных князей была скреплена печатью на красном воске. Лицевая и оборотная стороны печати несли изображения двуглавого орла и всадника, поражающего змея. Одновременно изображения позолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Грановитой палаты в Кремле.

Византийский орёл на русской земле приобрёл новые черты, «обрусел». На Руси, ранее упрощённый, безжизненный графический силуэт, наливается плотью, оживает, готов к полёту. Это могучая, грозная птица. Грудь орла прикрывает древнейший, исконный русский символ - Небесный Воин, Победитель зла, покровитель воинского начала Руси (Перун - Георгий Победоносец). Орла изображали золотым на красном поле.

В правление царя Ивана IV двуглавый орёл окончательно стал гербом России. Сначала герб Русского царства дополнялся единорогом, а затем всадником-змееборцем. Всадник традиционно воспринимался как изображение государя - «князь великий на коне, а имея копье в руце». То есть царь на Руси, по древнейшей арийской традиции, был воплощением Перуна - Георгия Победоносца - защитника Правды на Земле. До царствования Михаила Романова над головами орла находилось две короны. Между ними изображали русский восьмиконечный крест - символ православия. Только у большой печати Бориса Годунова у орла впервые появляется три короны, они обозначали Казанское, Астраханское и Сибирское царства. Окончательно третья корона появилась в 1625 году, её ввели вместо креста. Три короны с этого времени означали Св. Троицу, в более позднее время, с конца XIX столетия стали считать символом триединства трех частей русского суперэтноса - великорусов, малороссов и белорусов. Со времени правления Алексея Михайловича русский орёл почти всегда держит в руках скипетр и державу.

С XV и до середины XVII века русский орёл всегда изображался с опущенными крыльями, что определялось восточной геральдической традицией. Только на некоторых печатях Лжедмитрия, очевидно под западным влиянием, крылья орла подняты. Кроме того, на одной из печатей Лжедмитрия I всадник-змееборец был повёрнут направо согласно западноевропейской геральдической традиции.

Во времена правления царя Петра Алексеевича, с утверждением в 1699 году ордена св. Андрея Первозванного, московский герб почти всегда окружён цепью ордена. Сам двуглавый орёл. Под влиянием западных традиций, становится чёрным. Всадника с 1727 года стали официально называть Святым Георгием. При императрице Анне Иоанновне специально приглашённый гравёр И. К. Гедлингер к 1740 году подготовил Государственную печать, которая с небольшими изменениями просуществует до 1856 года. Император Павел Петрович, ставший гроссмейстером Мальтийского ордена, в 1799 году введёт в российский герб мальтийский крест на груди, на котором будет помещён московский герб. При нём же будет сделана попытка разработать и ввести полный герб Российской империи. К 1800 году будет подготовлен сложный герб, на котором будет 43 герба. Но до гибели Павла этот герб не успеют принять.


Герб Московского княжества (XV в.)


Герб Царства Русского (XVII в.)


Государственный герб России (1730 г.)


Российский герб, предложенный императором Павлом I (1800 г.)

Государственный герб России (1825 г.)

Необходимо сказать, что до царствования Александра III, пропись русского двуглавого орла никогда не была точно установлена законом. Поэтому форма, детали, атрибуты и характер менялись в различные царствования весьма легко и часто значительно. Так на монетах XVIII столетия, видимо, под влиянием петровской антипатии к Москве, орел изображался без герба старой столицы. Скипетр и держава иногда заменялись лавровой ветвью, мечом и другими эмблемами. К концу правления Александра I орлу придали не геральдическую, а совершенно произвольную форму, которую заимствовали во Франции. Она была впервые помещена на изготовленной во Франции для императорского дома серебряной посуде. Этот двуглавый орёл имел широко распущенные крылья и держал в лапах перевитые лентами громовые стрелы, жезл и факел (в правой), лавровый венец (в левой). Исчезла династическая Андреевская цепь, на груди орла появился сердцевидный, заострённый кверху щит с московским гербом.

При Николае I было два типа герба. У упрощённого герба были только основные элементы. На втором на крыльях появились титульные гербы: Казанский, Астраханский, Сибирский (на правом), Польский, Таврический и Финляндский (на левом). Сам герб предельно монументален, гармонично входит в новый архитектурный стиль, известный как «Николаевский ампир». Крылья как бы распластаны над Россией, словно защищая её. Головы грозные и мощные.

При государе Александре II провели геральдическую реформу, её главным автором был барон Кёне. Появляется корона над московским гербом, причём св. Георгий изображен в образе средневекового рыцаря в серебряных латах. Форма орла подчёркнуто геральдическая. На малом государственном гербе также появились щиты с гербами территорий в составе Российского государства. 11 апреля 1857 года приняли целый комплект гербов - Большой, Средний и Малый государственные гербы и прочие, всего сто десять рисунков.


Большой государственный герб Российской империи (1857 г.)

Большой государственный герб Российской империи (1882 г.)


Малый государственный герб Российской империи (1883 г.)

В 1892 году, в правление Александра III, в Своде Законов Российской империи появляется точное описание государственного герба. На грудь орла вернётся Андреевская цепь. Чёрные перья будут густо осыпать грудь, шеи и широко распростертые крылья. Лапы несут скипетр и державу. Клювы орлов грозно раскрыты и языки выпростаны. Суровый взгляд огненных глаз обращён на восток и запад. Вид орла был торжественен, внушителен и грозен. На крыльях помещались гербы. На правом: Казанского, Польского, Херсонеса Таврического царств, соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского княжеств. На левом крыле: Астраханского, Сибирского, Грузинского царств, Великого Княжества Финляндского.

Как национальный символ русского народа и русской государственности двуглавый орёл прошёл три династии русских самодержцев - Рюриковичей, Годуновых и Романовых, не утратив значения верховной государственной эмблемы. Сохранился двуглавый орёл и в период Временного правительства, когда с ним конкурировала свастика - знак солнца и символ вечности. Временное правительство отложило решение вопроса о государственном гербе до созыва Учредительного собрания, а на своей печати поместило двуглавого орла, перерисованного с печати Ивана III, без корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем на груди орла и пр.


Герб Российской республики (1917 г.)

Для первого государственного герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики была избрана эмблема «серп и молот», предназначавшаяся первоначально для государственной печати. В вершине гербового щита располагались буквы РСФСР. Не считая этих букв в гербовом щите, первый советский государственный знак был составлен в соответствии с геральдическими канонами. Основное изображение - эмблема «серп и молот» в лучах восходящего солнца. Девиз подчёркивал политическую направленность отличительного знака социалистического государства. В 1978 году была добавлена красная звезда в верхней части герба.

2-й съезд Советов СССР 31 января 1924 г. утвердил конституцию, где было указано, что герб СССР состоит из серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, перевитыми красной лентой с надписью на ней - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Надпись была на шести языках - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюркско-татарском. Наверху - красная пятиконечная звезда. С изменением числа союзных республик надпись на ленте давалась в 1937-1946 гг. на 11 языках, в 1946-1956 гг. - на 16, с 1956 г. - на 15 языках.

Герб РСФСР использовался до 1993 года, была изменена только надпись на щите - «Российская Федерация». В 1993 году двуглавый орел вернулся на герб Российского государства. Предложенный проект государственного герба - двуглавый орёл без корон, скипетра, державы и других «царских» атрибутов - был отвергнут, оставшись на металлических деньгах как эмблема Центробанка. Гербом стал двуглавый орёл, рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи - в иной цветовой гамме, без территориальных гербов на крыльях орла, без цепи ордена Св. Андрея Первозванного. Согласно Конституции РФ, государственный герб РФ, его описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Такой закон - «О Государственном гербе РФ» - принят 25 декабря 2000 г. Герб представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. Допускается воспроизведение герба в одноцветном варианте, а также без геральдического щита.

Ныне двуглавый орёл символ вечности Русской государственности, её преемственности с великими империями древности. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для Руси-России оборонять рубежи на Западе и Востоке. Три короны над головами, скрепленные единой лентой, символизируют единство трех частей Руси (Русской цивилизации) - Великой России, Малой России и Белой Руси. Скипетр и держава обозначают незыблемость государственных устоев нашей Родины. Грудь орла, защищённая щитом с изображением всадника-змееборца, указывает на историческую миссию русского народа на Земле - борьба со злом во всех его проявлениях. Отступление от этой программы приводит к смуте и краху Российской государственности. Исторически Русь-Россия является защитницей Правды на Земле. В настоящее время, когда инволюция (упрощение) и деградация охватили человечество, и Запад распространил идею «золотого тельца» (материализм) на всю планету, что привело к глобальной смуте, это особенно важно. Падение русской цивилизации, которая является носителем этики совести на планете, приведет к глобальной катастрофе (разрушению нынешней человеческой цивилизации).

Двуглавый орел вернулся к нам. Этому древнему символу не менее шести-семи тысяч лет. Будем надеяться, что и другие незаслуженно забытые, а то и специально оскверненные родовые символы и знаки суперэтноса русов (как солнцеворот) в итоге будут полностью возвращены и займут со временем достойное место на Руси-России. Они хранили русов-славян на протяжении многих тысяч лет.


Современный государственный герб Российской Федерации
Загрузка...