domvpavlino.ru

Интерактивное обучение в доу. Интерактивные технологии в реализации фгос дошкольного образования

  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий , учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветок (с наибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
  3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

  • «прослушать» звуки картины через «наушники»;
  • вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
  • почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;
  • «выйти за пределы изображенного»;
  • мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

«Дискуссия» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«Что? Где? Когда?» — активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Предвидение — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

«А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Что можно делать…?» — метод работы, в ходе которого дети учатся осознавать полифункциональные свойства предметов. Например: «Представьте, как еще можно использовать карандаш? (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и тому подобное).

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
  • 10 votes, average:

    Мошкова Светлана Владимировна,

    воспитатель

    МАУДО "Детский сад № 9" города Ялуторовска

    а технологии образования – это Бог»

    В.П. Тихомиров

    Цель: рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога;

    Задачи:

    • мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;
    • способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов.

    Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, столы, мольберт;

    Ход практикума:

    Слайд № 1 (название практикума)

    1. Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной обстановки. Игра «Импульс», Игра «Пожелания».

    Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на практикуме в рамках стажировочной площадки. Сейчас я вам предлагаю встать в круг, взять друг друга за руки и передать своим пожатием импульс по кругу. Ну, а для того чтобы удержать полученную энергию и усилить её, давайте подарим друг другу комплименты с добрыми пожеланиями.

    2. Вступление. Тема нашего практикума - «Играя, познаем мир!» (использование интерактивных технологий в образовательном процессе)

    Слайд № 2

    Счастливый случай нас собрал

    Вот в эти стены, в этот зал.

    Интерактивные технологии обучения

    Не дадут скучать и унывать,

    Затеют спор веселый, шумный,

    Помогут новое узнать.

    В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дошкольное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.

    Слайд № 3

    3. Теория

    Давайте же, определим понятия.

    Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога.

    Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, воспитанников друг с другом.

    Слайд № 4

    Интерактивные технологии используемые в работе
    с детьми 3-7 лет.

    • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
    • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
    • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
    • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

    4. Практическая часть

    Форма проведения: путешествие е в страну Знаний. Количество 12 человек.

    Демонстрационный материал:

    1. Поднос, пучок соломы, лапоть, воздушный шарик;
    2. Схема поезда с тремя вагонами;
    3. Макет реки (таз наполненный водой)
    4. Тарелка с очищенными дольками чеснока;
    5. Дерево;
    6. Детский микрофон;

    Раздаточный материал:

    1. Символы на грудь - воздушные шарики: 2 красных, 2 синих, 2 зеленых, 2 желтых, 2 оранжевых, 2 фиолетовых с восклицательным и вопросительным знаком;
    2. Картинки с изображением транспорта, передвигающегося с помощью по воздуху и с помощью воздуха и бензина;
    3. Флажок красного цвета для станции «Воздушная»
    4. Плоские воздушные шарики: красного – 12 штук, зеленого – 12 штук, синего – 12 штук

    Предметы для проведения опытов:

    1. Трубочки для коктейлей – 12 штук;
    2. Прозрачные одноразовые стаканы – 12 штук;
    3. Воздушные шары – 12 штук;
    4. Полиэтиленовые пакеты – 12 штук;
    5. Кораблики – деревянная щепка с бумажным парусом);
    6. 6 тазов с водой;
    7. Пол листа бумаги;

    А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам побыть в роли детей и принять участие в путешествии в страну Знаний по теме «Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем», где будут использованы некоторые интерактивные технологии в работе с детьми, представленные на слайде

    Методические указания

    1 часть. Вхождение в тему. Раздача символов (желающие 12 человек)

    Игровая технология

    Воспитатель: Обратите внимание на схему (на мольберте едет паровоз с прицепными вагонами). Я предлагаю вам отправиться в путешествие вот на этом поезде, но сначала мы должны украсить наш поезд, чем мы узнаем позже.

    1. Игровая мотивация

    Воспитатель: посмотрите на предметы, лежащие на подносе на столе (пучок соломы, лапоть, воздушный шар), догадайтесь к какой сказке эти предметы имеют отношение. (Ответы детей)

    Информационно-коммуникативная технология

    Воспитатель: А сейчас посмотрите на экран, давайте проверим правильность ваших ответов (на экране демонстрируются герои сказок «Волк и семеро козлят», «Хаврошечка», «Пузырь, соломинка и Лапоть») Дети называют героев сказок и выбирают нужную, объясняя почему.

    Воспитатель: Кто вспомнит, что произошло с ними в сказке?

    Дети: Пошли однажды они в лес дрова рубить. Дошли до речки и не знают, как перейти через реку. Лапоть сказал Пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем!» - «Нет, Лапоть! Пусть лучше соломинка протянется с берега на другой берег». Лапоть пошел по соломинке, она переломилась, он и упал в воду, а Пузырь хохотал-хохотал, да и лопнул.

    Слайд № 5

    Воспитатель: воспитатель выступает в роли корреспондента, берет интервью у детей по цепочке (с ярким игрушечным микрофоном)

    На что был похож Пузырь?

    Как вы думаете, что было у него внутри?

    Что могло бы случиться, если Пузырь бы согласился перевезти Соломинку и Лапоть?

    Почему лопнул Пузырь?

    Обобщение : Пузырь исчез, потому, что из него вышел весь воздух.

    1. Игровое упражнение «Едем на поезде в страну Знаний»

    Воспитатель: я в начале нашего путешествия говорила, что нам нужно украсить наш поезд. Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о воздухе и его свойствах.

    Кто знает, как доказать что воздух существует? (с помощью опытов)

    Возьмите воздушные шары и обозначьте:

    Красными воздушными шарами – уверенность в своих знаниях;

    Зелеными – свои колебания, сомнения в умении провести опыты.

    2 часть. Экспериментальная деятельность

    1. Серия опытов

    Интерактивная технология «Работа в парах»

    Слайд № 6

    Воспитатель: я предлагаю вам разделиться в пары, чтобы пара состояла из шаров одинакового цвета, но разного знака (садятся за столы парами)

    Мы говорим воздух, воздух! А где этот воздух? Покажите и скажите про него?

    Дети : воздух находится вокруг нас, воздух окружает нас повсюду, мы его не видим.

    Воспитатель: а можно нам увидеть этого «невидимку»? Может быть кто-нибудь из вас с ним уже встречался?

    Дети: пузыри на поверхности воды и др.

    Воспитатель : как же можно обнаружить воздух?

    Дети: пары выдвигают гипотезу – с помощью опытов.

    Обобщение: воздух можно обнаружить с помощью опытов, для проведения которых нужны различные предметы.

    ЗАДАНИЕ 1. Создать поток воздуха у лица

    Опыт № 1 – взять листок бумаги, сделать веер и помахать им около лица

    Вопрос : что ощущаете? (легкий ветерок, прохладу – ответы в парах). Какой можно сделать вывод? – ответы в парах

    Вывод: воздух мы не видим, но ощущаем (чувствуем)

    ЗАДАНИЕ 2. Увидеть воздух, которым мы выдыхаем

    Опыт № 2 – взять трубочку для коктейлей и подуть через неё в стакан с водой

    Опыт № 3 – надуть воздушный шарик (2-3 вдоха)

    Вопрос : Что вы видите? Почему шар стал увеличиваться? Вспомните строение человека, где расположен воздух, как дышит человек. Какой можно сделать вывод – ответы в парах

    Вывод: воздух находится внутри тела в легких, его объем можно измерить

    ЗАДАНИЕ 3. Доказать, что воздух прозрачный

    Опыт № 4 – взять прозрачный полиэтиленовый пакет, открыть его, «набрать» воздух и скрутить края

    Вопрос : можно ли увидеть через воздух-невидимку все, что находится вокруг нас? Какой можно, сделать вывод – ответы в парах

    Вывод : воздух прозрачный, невидимый, через него можно видеть, все, что нас окружает

    2. Игровые упражнения

    Интерактивная технология «Хоровод»

    Слайд № 7

    Воспитатель: давайте встанем в круг и я буду вам бросать шарик, а вы будете отвечать на заданный вопрос.

    Нужен ли воздух людям и животным? (без воздуха они не смогут дышать, а значит и жить)

    - Как вы думаете, чем дышат морские обитатели? Если купить в магазине рыбок для аквариума, поместить их в банку, которую плотно закрыть крышкой, что может произойти? (в воде есть воздух, которым дышат все обитатели рек, морей, озер)

    А человек может долго находиться под водой без маски водолаза? Почему? (нет не может, т.к. ему не хватает воздуха) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать. Что вы чувствовали?

    Воспитатель: мы с вами выяснили, что нос нужен для дыхания и не только. Что еще умеет определять нос? (определять запахи)

    Здоровьесберегающая технология. Игровое упражнении «Угадай запах?»

    Воспитатель: закройте глаза, зажмите нос (в это время перед детьми проносят тарелку с дольками свеженарезанного чеснока)

    Вдохните воздух, чем пахнет? Как вы узнали, что это запах чеснока? Какой можно сделать вывод?

    Вывод: запахи распространяются по воздуху, поэтому мы их чувствуем, когда вдыхаем его.

    3 часть. Физкультурная пауза

    Воспитатель: я приглашаю вас на морской берег, здесь всегда свежо, часто дует ветер. Как вы думаете, чем может пахнуть море?

    (включается запись морского шума, дети представляют волны, плавающих в воде рыб. Проводится игра «Морская фигура – на месте замри»)

    4 часть. «Воздух и транспорт»

    Интерактивная технология «Дерево знаний», игра «Подбери нужную картинку»

    Слайд № 8

    Воспитатель: можно ли назвать воздух помощником человека? (ответы)

    Дети делятся на 2 группы по принципу: 1 группа - воздушные шары с восклицательными знаками, вторая группа – с вопросительными.

    Воспитатель: я сейчас вам раздам картинки транспорта в конвертах

    1 группа (с вопросительными знаками) – выберите картинки транспорта, передвигающегося с помощью воздуха и в воздухе и поместите их на дерево с синим символом.

    2 группа (с восклицательными знаками) – с помощью бензина и тоже поместите на дерево с коричневым символом.

    Воспитатель: посмотрите внимательно, все ли сделали правильный выбор. Объясните, почему вы не выбрали оставшиеся картинки транспорта? (ответы в группах)

    5 часть. Технология проблемного обучения. Проблемная ситуация «Переправа»

    Воспитатель: а сейчас будем работать снова в парах по цвету воздушных шаров на груди. Мы сегодня с вами разговаривали про сказку «Лапоть, Соломинка и Пузырь» и узнали, что сказочные герои не смогли перебраться на другой берег реки. Как мы можем помочь им перебраться? (ответы детей)

    Как вы думаете, из чего можно сделать кораблик, парус? (ответы детей)

    1. Опыт «Воздух может двигать предметы»

    Воспитатель В таз с водой нужно запустить кораблики с парусом, подуть на парус, создавая поток воздуха.

    (дети работают в парах, дуют на парус по очереди, договариваясь о совместным действиях, чтобы кораблик двигался быстрее, нужно дуть в одном направлении)

    Воспитатель : объясните, почему плывет кораблик? Какой можно сделать вывод? (ответы в парах).

    Вывод: поток воздуха помогает предметам передвигаться.

    Технология Кейс»

    Слайд № 9

    1 этап:

    Воспитатель: послушайте пословицу «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Что означает эта пословица? (ответы детей)

    Вывод: в любом деле нужно трудолюбие.

    Воспитатель: послушайте, я расскажу вам историю.

    Дети на уроке труда в школе делали кораблики-оригами. У всех работа получилась аккуратная. Только Вовин кораблик учительница не смогла представить на выставке.

    Воспитатель: объясните, почему? (ответы детей)

    2 этап:

    Воспитатель: подумайте и скажите, что нужно было сделать Вове, чтобы его кораблик взяли на выставку? (ответы детей)

    3 этап: давайте выберем правильный вариант ответа. (делать кораблик того же цвета, что все остальные дети, края не обрывать, а стричь ножницами, сгибать аккуратно, не мять, и т.д)

    4 этап: вспомните пословицу и сделайте вывод: что вспоминая эту пословицу дети будут трудиться, и выполнять свою работу только на хорошо.

    6 часть. Проработка содержания темы.

    Интерактивная технология «Интервью»

    Воспитатель: я уду задавать вопросы, а вы отвечайте полным ответом.

    Расскажите нашим гостям – сказочным героям – Лаптю, Соломинке и Пузырю, что вы узнали нового о воздухе?

    Посмотрите на нашу схему поезда, что вы видите? Давайте отметим флажком первую остановку в стране Знаний.

    Что вы узнали на этой остановке? (воздух невидимый, легкий, он всюду вокруг нас и в воде, воздух необходим для человека, животных, рыб, воздух помогает двигаться транспорту)

    - Как можно назвать остановку в стране Знаний? (воздушная)

    - Давайте обозначим станцию «Воздушная» красным флажком.

    7 часть. Рефлексия деятельности детей

    Воспитатель: я хочу вас поблагодарить за активное участие, любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.

    Воспитатель: Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия о воздухе? Если да, то украсьте вагоны синими воздушными шарами. Кто смог самостоятельно провести опыт, рассказать о свойствах воздуха, прикрепите к вагонам синие шары. Посмотрите, как много синих воздушных шаров. Наше путешествие в страну Знаний получилось интересным, увлекательным и познавательным. Спасибо

    Литература:

    1. Журнал «Методист дошкольного образования», выпуск 16, стр.61
    2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Энциклопедия «Почемучка». М., 1997
    3. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи: Учеб.метод.пособие/Под ред. О.В.Дыбиной. М., 2014

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    «Интерактивные технологии в дошкольном образовании»

    Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты

    Что же такое интерактивная технология обучения?

    Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

    Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

    Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной

    деятельности.

    Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

    Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

    Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

    Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;

    Формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка

    Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

    II младшая группа - работа в парах, хоровод;

    Средняя группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

    Старшая группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

    Подготовительная к школе группа - работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

    Дадим характеристику каждой технологии.

    «Работа в парах»

    Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

    «Хоровод»

    На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

    Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

    «Цепочка»

    Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

    Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

    «Карусель»

    Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

    стимулирует общение между детьми.

    Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

    «Интервью»

    На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью».

    Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-

    ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

    «Работа в малых группах» (тройках)

    В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

    Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

    «Аквариум»

    «Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

    Что дает этот прием дошкольникам?

    Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.

    «Большой круг»

    Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому

    ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

    Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

    Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Л.А.Попова. «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраст

    Детские интерактивные игры

    Вопрос о выборе этого метода в работе с дошкольниками является дискуссионным. На наш взгляд, возможность его использования в детском саду зависит от подготовленности воспитателя, прежде всего от владения особенностями данной методики. Безусловно, в небольшой статье невозможно проанализировать все аспекты проблемы. Задача автора — расширить представления воспитателя о специфике применения метода интерактивной игры в работе с дошкольниками.

    Начнем с небольшого экскурса в историю вопроса. Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter — между, меж; active от act — действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения.

    Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

    Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

    Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

    1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
    2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.
    3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
    4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте — на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

    Важно, чтобы дети получали удовольствие от игры, попробовав себя в новой ситуации. Не следует путать интерактивную игру с ролевой и деловой игрой. Ролевая игра по сути своей напоминает театр: в ней решение проблемы не является основным; главное, есть те, кто разыгрывает роли, и наблюдатели. В процессе деловой игры происходит формирование профессиональных навыков на основе приобретаемого опыта и личностных качеств.

    Предлагаем вашему вниманию несколько вариантов интерактивных игр для детей средней и старшей групп.

    Вариант 1. Интерактивная игра по русской народной сказке «Репка»
    Перед игрой проводится подготовительное занятие, на котором дети знакомятся с текстом русской народной сказки, обсуждают прочитанное.

    Вопросы для обсуждения

    1. Что такое репка? (Репка — овощ, который выращивают в огороде.)
    2. Почему дед в одиночку не смог вытащить репку из земли? (Репка выросла очень большой, и одному человеку оказалось не под силу вытащить ее из земли.)
    3. Кто помогал деду? (Деду помогали бабка, внучка, собака Жучка, кошка и мышка.)
    4. Чему учит сказка? (Только вместе можно сделать даже очень сложное дело.)

    Педагог предлагает детям раскрасить иллюстрации к сказке.

    Для проведения игры необходимо сформировать две-три команды по шесть-семь детей, заранее подготовить несколько одинаковых комплектов карточек с изображением героев сказки «Репка», карандаши, фломастеры, пластилин.

    Педагог четко формулирует задание. В соседнем помещении на столе находится нарисованная (вылепленная из пластилина или глины) или настоящая репка. Каждый ребенок по очереди заходит в соседнюю комнату и вспоминает сказку; затем все вместе работают над составлением мозаики, располагая героев так, как они действовали в сказке. (Командам выдают по комплекту карточек с изображением героев. Каждый игрок выбирает одного героя и располагает его на столе в зависимости от того, как он действовал в сказке.)

    Педагог предупреждает детей о необходимости соблюдать следующие условия:

    • работать не дольше 10 минут;
    • общаться можно только мимикой и жестами (невербально).

    После выполнения задания педагог предлагает перейти к следующему этапу игры: каждый игрок должен «создать» предмет, который находится в соседней комнате (нарисовать, слепить репку).
    По окончании игры дошкольники совместно с педагогом анализируют результаты работы (рассказывают о том, что получилось, что нет, все ли справились с заданием, кому было трудно, почему).

    Вариант 2. Интерактивная игра по русской народной сказке «Теремок» (алгоритм игры тот же)
    Перед началом игры проводим подготовительное занятие, на котором дети вспоминают (или знакомятся) текст русской народной сказки, обсуждают прочитанное.
    Вопросы для обсуждения

    1. Где находился теремок? (В поле.)
    2. Кто первым стал жить в теремке? (Мышка-норушка.)
    3. Кто из зверей жил в теремке? (Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок -серый бочок.)
    4. Почему медведь полез на крышу? (Медведь не мог влезть в теремок, так как он очень большой.)

    Затем детям предлагают раскрасить иллюстрации к сказке (подбор иллюстраций для раскрашивания осуществляет педагог)

    Далее переходят к следующему этапу интерактивной игры «Теремок» (см. вариант 1).
    После выполнения задания педагог предлагает детям построить собственный теремок (материал заранее готовит сам педагог или его приносят дети). По окончании игры, так же как в варианте 1, анализируют результаты.

    Используя интерактивные игры в обучении дошкольников, педагог сталкивается с проблемами мотивации участников (заинтересованность дошкольника, «выпадение» из игры и др.), разработки и использования данного метода в обучении и воспитании дошкольников (разработка игр, методическая литература, квалификация педагога и др.).

    Вариант 3. Интерактивная игра «Домашний питомец»
    Как обычно, до игры проводится подготовительное занятие, на котором детей знакомят с выбранным животным (в нашем случае с курицей) через обращение к различным видам искусства, предлагают отгадать загадки, назвать русские народные сказки, вспомнить мультфильмы, стихотворения, частушки, скороговорки, главным героем которых является курица.

    Явился в желтой шубке.
    Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок.)
    Белое круглое долго лежало,
    Вдруг затрещало… (Яйцо и цыпленок.)
    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо -
    Такое теплое, такое пушистое
    И золотое. (Яйцо и цыпленок.)
    Всех я вовремя бужу
    Хоть часов не завожу. (Петух.)
    Раньше всех встает,
    «Ку-ка-ре-ку!» — поет. (Петух.)

    Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Курица», спрашивает, о какой курице рассказывается в стихотворении.

    Курица-красавица у меня жила.
    Ах, какая умная курица была!
    Шила мне кафтаны, шила сапоги,

    Сладкие, румяные пекла мне пироги.
    А когда управится, сядет у ворот -
    Сказочку расскажет, песенку споет.

    Детям читают русскую народную сказку «Курочка Ряба», спрашивают, о чем она. Затем детей знакомят со сказкой К.И. Чуковского «Цыпленок». Предлагают ответить на вопросы: «Как повел себя цыпленок? Почему? Кто его утешил?».
    «Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой.
    Но он думал, что он очень большой, и важно задирал голову. Вот так.
    И была у него мама. Мама его очень любила. Мама была вот такая.
    Мама кормила его червяками. И были эти червяки вот такие.
    Как-то раз налетел на маму Черный Кот и прогнал ее прочь со двора. И был Черный Кот вот такой.
    Цыпленок остался у забора один. Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так. И во все горло закричал: «Кукареку!». И важно посмотрел по сторонам: «Я ли не удалец? Я ли не молодец?». Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею. Вот так. И что было силы запищал: «Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!». Но споткнулся и шлепнулся в лужу. Вот так.
    В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!». А была лягушка вот такая.
    Тут к цыпленку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его. Вот так».

    Затем педагог переходит к следующему этапу интерактивной игры, цель которого — разнообразить представления детей о домашнем питомце, учить их видеть живое существо в разных аспектах. Дети (полгруппы) размещаются около стола, на котором лежат цветная и белая бумага, ножницы, клей, пластилин, детали конструктора.

    Задача — совместно создать образ цыпленка. Дети не должны общаться между собой словесно. В зависимости от подготовленности детей педагог может вносить изменения в игру. Если дошкольники затрудняются с выполнением задания, им предлагают определить, кто какую часть птицы хочет создать и из какого материала (слепить из пластилина лапки, вырезать из бумаги крылья, собрать из деталей конструктора голову и тело). Задача педагога — ничего не придумывать за детей, а только направлять их фантазию в творческое русло.

    После окончания работы дети делятся впечатлениями, оценивают результаты своего труда. Вторая группа дошкольников должна отгадать, что было создано детьми первой группы.
    Вариант 4. Интерактивная игра «Лесное животное»

    Перед началом игры проводится подготовительное занятие, на котором дошкольников знакомят с выбранным животным (в данном случае с белкой), предлагают им отгадать загадки, послушать фрагмент «Сказки о царе Салтане…» А.С. Пушкина и сказку Л.Н.

    Толстого «Белка и волк».
    Кто с высоких темных сосен
    В ребятишек шишку бросил
    И в кусты через пенек
    Промелькнул, как огонек? (Белка.)
    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу,
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу. (Белка.)
    Зверька узнали мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

    * * *

    Далее детям читают сказку Л.Н. Толстого «Белка и волк» и предлагают ответить на вопросы: «Что ты узнал о белках из этой сказки? Как повела себя белка, столкнувшись с волком?».
    «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
    — Пусти меня.

    Волк сказал:
    — Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
    Белка сказала:
    — Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
    Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
    — Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы от того, что мы добры и никому зла не делаем».

    В заключение педагог читает стихотворение о белке, написанное неизвестным автором специально для детей; спрашивает, какими качествами выделяются белки среди остальных лесных животных.

    Кто играет там в горелки?
    Это рыженькие белки:
    Шубки золотистые,
    Хвостики пушистые.
    Вверх и вниз по веткам скачут

    И в дупле орешки прячут.

    Непоседы, шалунишки

    В домик свой таскают шишки,
    Много ягод и грибов
    Впрок до зимних холодов.
    Эти белки не лентяйки,
    Очень добрые хозяйки.

    В данном случае интерактивная игра выступает как инструмент, позволяющий значительно разнообразить форму познания окружающей действительности. Кто с высоких темных сосен
    В ребятишек шишку бросил
    И в кусты через пенек
    Промелькнул, как огонек? (Белка.)

    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу,
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу. (Белка.)
    Зверька узнали мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке — летом. (Белка.)

    * * *
    Знайте, вот что не безделка: ель в лесу, под елью белка,

    Белка песенки поет И орешки всё грызет,

    А орешки не простые, всё скорлупки золотые,
    Ядра — чистый изумруд…А.С. Пушкин

    Кто играет там в горелки?
    Это рыженькие белки:
    Шубки золотистые,
    Хвостики пушистые.
    Вверх и вниз по веткам скачут

    И в дупле орешки прячут.

    Непоседы, шалунишки

    В домик свой таскают шишки,
    Много ягод и грибов
    Впрок до зимних холодов.
    Эти белки не лентяйки,
    Очень добрые хозяйки

    Зулфия Хабибуллина
    Использование интерактивных методов и приемов обучения в дошкольном учреждении

    Использование интерактивных методов и приемов в дошкольном учреждении

    Первое неоспоримое право ребенка –

    высказывать свои мысли.

    Я. Корчак

    На определенном этапе своей педагогической деятельности я поняла, что не только школе, но и дошкольному учреждению необходима наиболее современная методика , преследующая главную цель : развитие ребенка как личности.

    Интерактивная методика обучения – это есть новшество, которым я пользуюсь в течение нескольких лет.

    Слово «интерактив » произошло от английского слова «interact» . «Inter» -«взаимный» , «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это обучение , построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

    Суть интерактивного обучения состоит в том , что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания , освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

    Пройдя обучение , участвуя в семинарах, конференциях, позже работая в образовательных программах, я по – новому оценила свои возможности, способности строить не только уроки, но и НОД с использованием интерактивных методов .

    Такое обучение дает неожиданные положительные результаты :

    Умение высказать свое мнение и отстоять его;

    Активность и желание участвовать в работе;

    Раскованность во время ответа, уверенность в себе.

    Эффективность и целесообразность интерактивной методики я наблюдаю в своей практике.

    Методы , которые я использую в работе с детьми .

    НОД в группах я начинаю со знакомства с детьми.

    Знакомство

    Цели : Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

    Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

    После того, как все дети представились, спрашиваю у детей :

    Почему важно знать историю своего имени?

    Например : Тема : Времена года

    Знакомство : Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

    «Мозговой штурм» - цель : «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

    Например : Ребята, какая сегодня погода?

    «Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

    «Кластеры»

    Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

    1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

    2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

    3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

    4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

    Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

    Например :

    Санки Праздник

    Дед Мороз ЗИМА Снеговик

    Подарки елка Новый год

    В ДОУ предлагаю использовать так . На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе , также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

    «Синквейн»

    Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию .

    1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

    2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

    3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

    4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

    5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

    Например : МАМА

    Добрая, любимая

    Заботится, любит, кормит

    Я люблю свою маму!

    В ДОУ можно использовать таким образом .

    1 строка : Предмет или явление одним словом.

    2 строка : Описать какой этот предмет.

    3 строка : Действия данного предмета.

    4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

    5 строка : Как можно по другому назвать этот предмет?

    Я поняла, что детей нужно воспитывать и учить добротой, требовательностью, уважением, личным примером, учить их строить хорошие взаимоотношения с другими. Чтобы быть понятой детьми, нужно понимать каждого ребенка в отдельности.

    Я считаю, что успех воспитателя – это каждый хорошо проведенный день. Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От воспитателя зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать , быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.

    Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться . Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все , что превращает деятельность в радостный акт познания.

    Использованная литература :

    1. Новая школа : Пространство Возможностей

    Материалы Центральноазиатской научно – практической конференции

    Бишкек-2006 г. Стр 9, 246, 325

    2. Руководство по развитию критического мышления

    (Методическое пособие ) Ташкент – 2002 г.

    Москва, Мозаика – Синтез 2005 г .

    4. Уполномоченное Образование

    (Пособие для тренеров) Информационно Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

    Первое неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли.

    Я. Корчак

    Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

    «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

    Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

    Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ.

    Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

    Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому слушателю и участнику методического мероприятия также позволяет построить субъект – субъективные взаимоотношения не только между педагогами детского сада, но и между педагогами и их воспитанниками.

    Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

    Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

    Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

    Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

    – предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    – несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    – движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

    – стимулирует познавательную активность детей;

    – предоставляет возможность индивидуализации обучения;

    – в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

    – позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

    Методы, которые используются в работе с детьми. НОД в группах начинается со знакомства с детьми:

    Знакомство

    Цели: Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

    Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

    После того, как все дети представились, спрашиваю у детей:

    – Почему важно знать историю своего имени?

    Например, тема «Времена года».

    Знакомство: Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

    «Мозговой штурм» – цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

    Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает соответствуют этой роли. Распределение ролей может быть прямое, со сменой или с ротацией.

    Основной же особенностью ролевой игры является, то что обучающимся дается возможность самостоятельно действовать в специально сконструированной сложной ситуации и тем самым получить определенной опыт.

    Например: Ребята, какая сегодня погода?

    «Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

    «Кластеры»

    Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

    1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

    2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

    3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

    4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

    Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

    Например:

    Санки Праздник

    Дед Мороз ЗИМА Снеговик

    Подарки елка Новый год

    В ДОУ предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

    «Синквейн»

    Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

    1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

    2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

    3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

    4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

    5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

    Например : МАМА

    Добрая, любимая

    Заботится, любит, кормит

    Я люблю свою маму!

    В ДОУ можно использовать таким образом.

    1 строка : Предмет или явление одним словом.

    2 строка : Описать какой этот предмет.

    3 строка : Действия данного предмета.

    4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

    5 строка : Как можно по-другому назвать этот предмет?

    В заключение можно сделать вывод, что именно интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает решение ряда воспитательных задач, так как учит работе в команде, т.е. в сообществе (совместном обществе – вместе), взаимопониманию, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, наблюдательности, а также развивает творческие способности и фантазию.

    Использованная литература :

    1. Азарова А. Метод ролевой игры. Спб.: речь, 2011. 352с.

    2. Новая школа: Пространство Возможностей Материалы Центрально азиатской научно – практической конференции Бишкек-2006 г. 320 с.

    3. Руководство по развитию критического мышления (Методическое пособие) Ташкент – 2002 г.

    5. Панфилова А. П. Мозговые штурмы. Спб.: Питер, 2005. 316 с.

    4. Уполномоченное Образование (Пособие для тренеров) Информационно-Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Загрузка...