domvpavlino.ru

Интерьер гостиной в стиле начала 19 века. Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации. Характерные черты стиля

Архитектура деревянного усадебного дома XIX века


Любовь к дереву, к деревянному дому, у русского человека была во все времена. Это где-то на подсознании, на седьмом чувстве. И во все времена деревянный дом на Руси считался самым хорошим, самым удобным для проживания, самым лучшим для здоровья человека. Да и по цене деревянный дом выгодно отличался от кирпичной постройки. Поэтому понятно стремление сначала боярина, потом дворянина, а позднее купца и промышленника, построить для себя дом из деревянных конструкций. И при анализе сохранившихся до наших дней усадебных домов мы видим очень много домов, построенных из деревянных конструкций.
Если очень схематично нарисовать таблицу смены архитектурных стилей в России на протяжении XIX века, то получится следующая картина. Начало века – это классицизм, постепенно переходящий, особенно после 1812 года, в победный ампир. А где-то с 1840-х годов начинается активный поиск новых форм, начинается время эклектики, которая восстала против академических догм античного зодчества. И только в самом конце XIX века начинает набирать силу по-настоящему новый стиль - модерн.
Но параллельно этой смене стилей, строились небольшие городские и загородные усадебные дома в традиционных формах стиля ампир. Их продолжали строить даже во второй половине века, когда вокруг господствовала эклектика, создавая сказочный симбиоз самых причудливых сочетаний архитектурных стилей и деталей прошлых лет. Традиционный «барский дом» с колоннами, на лужайке, привлекал внимание всех слоев тогдашнего общества. И зажиточный купец, и новоявленный промышленник тоже строили для себя ампирный дом с колоннами. Очевидно, что бы почувствовать себя ровней с дворянами.

На примере нескольких деревянных усадебных домов мы сегодня имеем возможность проанализировать основные приемы и методы их создания.

1. Усадебный дом в Новоспасском - родовое гнездо композитора М.И.Глинки

Усадьба расположена в юго-восточной части Смоленской области на реке Десне. По названию церкви «Спасо-Преображенская» усадьба получило название - Новоспасское. Усадебный дом в Новоспасском был построен отцом композитора И.Н.Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Во время Отечественной войны 1812 г. имение было разграблено. В 1813 году после возвращения Иван Николаевич выстроил заново усадебный дом.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе Новоспасское в 1804 году. Здесь, в имении отца, Глинка провёл 12 лет детства, и покинул его в 1817 году, когда уехал учиться в Петербург.
Во второй половине XIX века усадьба была продана, деревянный дом разобран, имение после этого пришло в полный упадок.
Усадебный дом восстановлен уже после революции, в 1970-е годы. Использовались архивные документы, воспоминания и живописные работы современников М.И. Глинки.
В наши дни в усадьбе работает мемориальный музей М. И. Глинки.


Наверное, самое интересное и самое главное в том, что дом восстановлен в деревянных конструкциях. Это придает ему историческую правдивость и естественность. Но здесь начинается и первое противоречие между конструкцией здания и элементами его отделки.

В Новоспасском дом восстановлен в деревянных конструкциях и с деревянной обшивкой стен снаружи. И это очень хорошо. Но в деталях присутствует штукатурные работы и лепнина. Это колонны, капители, балюстрада и некоторые другие детали. Получился некий симбиоз полностью деревянного особняка и деталей, привнесенных из каменной архитектуры.




Интерьеры были решены без применения открытых деревянных поверхностей. В результате реставрации получился вполне традиционный барский дом с оштукатуренными и окрашенными стенами и паркетными полами.
Но нам сегодня приходится рассматривать не историческое здание - а своего рода фантазию архитекторов-реставраторов на тему деревянного усадебного дома.

2. Усадьба Болдино - музей заповедник А.С.Пушкина


Уже с XVI века эта земля находилась во владении дворянского рода Пушкиных. В 1741 - 1790 годах поместье принадлежало деду великого поэта, Льву Александровичу Пушкину. Впервые А. С. Пушкин приехал в Болдино в 1830 году, накануне женитьбы на Наталье Гончаровой. Молодой жених собирался провести здесь пару недель, чтобы оформить все необходимые документы и вступить во владение 200 крепостными крестьянами, которые ему выделил отец. Однако эпидемия холеры, охватившая Нижегородчину, преградила путь поэту, и он остался в карантинной зоне. Три осенних месяца 1830 года, которые поэт провёл в Болдине, отмечены небывалым взлётом творческого вдохновения.



Кабинет Пушкина с классической отделкой стен. В этой комнате нет и намека на то,

что здание в своей основе деревянное

Среди построек в Болдино есть дом Вотчинной конторы, где Пушкин жил во время своего последнего

посещения усадьбы. Интерьер интересен своей простой отделкой, без какой либо обшивки стен


Внимание, проявленное к подобным усадьбам вполне объяснимо – они воссоздавались как музейные здания, как свидетели жизни и творчества наших любимых писателей, композиторов, художников. Сегодня их посещают тысячи туристов, они включены в многочисленные экскурсионные маршруты. Но определенный налет «новостройки» в них, безусловно - присутствует. И есть некоторая театрализованность, которая наверно вполне допустима при создании музея.

Значительно интереснее посмотреть не заново воссозданные, а сохранившиеся здания деревянных усадебных домов. Как наглядное пособие для изучения деревянного дома можно привести пример восстановления усадебного дома в Васино.

3. Усадьба Васино

Старинная усадьба Васино расположена в Чеховском районе Московской обл. на высоком берегу реки Люторки, в тенистом парке. В начале XIX века здесь бывали декабристы, а в конце века в Васино бывал земский врач А.П.Чехов, приезжавший из соседнего Мелихова. Усадебный дом деревянный, с обшивкой досками. Этот дом – один из немногих уцелевших в Подмосковье образцов деревянных усадебных построек в стиле Ампир. После революции в ней размещалась школа, затем дом отдыха. После развала СССР здание много лет стояло заброшенным. Восстановление начато в 2014 году.



На фотографии 1991 года усадебный дом виден еще в хорошем состоянии,

в нем многие годы размещалась школа




Еще фото 1991 г. – видно, что находится здание в хорошей сохранности




Дом был в хорошей сохранности до 1990-х гг., затем простоял в заброшенном состоянии более 20 лет,

и сейчас ведется реставрация с полным восстановлением первоначальных деревянных конструкций


Это все весьма печальная история, но благодаря данной ситуации сегодня есть возможность посмотреть детали деревянной конструкции «типового» усадебного жилого дома начала XIX века, и увидеть - как создавались такие дома.



Основа дома – это обычный, хорошо всем известный деревянный сруб, выполненный в наиболее простом варианте, то есть срубленный в «обло» с остатком. Сруб обшит досками снаружи и изнутри. И главное состоит в том, что наружная обшивка досками и является фасадной отделкой. Деревянные дощатые стены выявляют деревянную конструкцию дома. И портик, украшающий фасад дома и все детали портика – колонны, капители, детали капителей – все детали отделки тоже выполнены из дерева. И эти деревянные дорические капители русские плотники выполнили очень похожими на классические капители.



Усадьба Васино. План дома - проект реставрации

Усадьба Васино. Поперечный разрез дома - проект реставрации


Интересен и подход к отделке интерьеров. Внутри стены дома тоже не стали штукатурить, а просто оклеили обоями по доскам. Остатки этих обоев можно увидеть на стенах, по крайней мере сегодня, в процессе реставрации, их можно изучить и воссоздать их рисунок.

В целом знакомство с усадьбой Васино дает огромный пласт информации о методах строительства небогатых загородных усадеб в XIX веке.




Усадьба Васино. сохранившийся фрагмент обоев

Сегодня сложно сказать, в какой степени реставраторам удастся воссоздать всю структуру этого уникального деревянного здания, но начатая реставрация ведется успешно.

4. Дом Волкова в Вологде

Много деревянных усадебных зданий сохранилось в Вологде. И одним из первых хочется назвать одноэтажное деревянное здание, построенное для городского головы Н.А.Волкова в 1814 году. Многие годы здание было одним из центров культуры Вологды. А с 1973 года в доме размещается городская музыкальная школа.


с выходящим во двор парадным крыльцом с узорными кронштейнами



Фасад - проект реставрации




План - проект реставрации




Резные деревянные детали отделки фасадов как бы повторяют любимые ампирные мотивы, которые мы привыкли видеть в штукатурном исполнении на фасадах каменных домов.




Особенно впечатляет выполнение колонн и капителей в деревянном варианте

Интерьеры в здании выполнены в традиционной штукатурной отделке,

и в них очень важное значение приобретают печи

5. Дом Соковикова в Вологде


Совсем по-другому выглядит в Вологде дом Соковикова. В отличии от большинства деревянных усадебных домов это здание имеет два этажа. С 1830 года дом протоиерея П.В.Васильевского, С 1867 года – купца И.М.Соковикова. Последним его владельцем был сын Ивана Михайловича Соковикова – Иван Иванович. В 1918 году дом был национализирован. Весной в здании разместилось австрийское посольство. После революции назначение дома постоянно менялось, в восьмидесятые годы был музей истории молодежного движения, проводились выставки.



Дом Соковикова уникален для Вологды своим архитектурным решением. Обращают на себя внимание черты компоновки, свойственные домам первой половины XIX века: наличие антресольного этажа, расположение парадного входа со двора. Архитектура выдержана в стиле ампир: дом производит впечатление простоты и одновременно торжественности. Выразительно оформление портика на северном фасаде: две пары широко расставленных колонн, поставленных на выступ нижнего этажа и поддерживающих антаблемент с треугольным фронтоном, образуют балкон с балюстрадой. Балконная дверь трактована как крупное тройное окно со сложным наличником. Дом завершен карнизом большого выноса с крупными выступами - дентикулами. Над небольшими окнами первого этажа располагаются полуарочные декорированные резные наличники. Во втором этаже высокие окна обоих уличных фасадов обрамляют рамочные наличники с легкими и простыми сандриками.

Что такое русский стиль в интерьере квартиры и что представляла собой повседневная жизнь русской усадьбы? Небольшие комнаты, а вовсе не бальные залы и парадные гостиные, открывавшиеся только по случаю, разномастная мебель, картины, имеющие скорее семейную, нежели художественную ценность, повседневный фарфор.

Фрагмент столовой. Ткань для штор выполнена на заказ, Colefax & Fowler, кант из клетчатой ткани, Manuel Canovas. Расписная ширма, начало ХХ века, Франция. Кресла обиты тканью, Brunschwig & Fils. Винтажные декоративные подушки с ручной росписью по шелку.

Даже члены императорской семьи в личной жизни старались окружить себя обыкновенным уютом - достаточно взглянуть на фотографии личных апартаментов Александра III в Гатчинском дворце или Николая II в Александровском дворце Царского Села…

Столовая. Каминный портал зеленого мрамора выполнен по эскизам Кирилла Истомина. Шерстяной ковер, Россия, конец XIX века. Антикварная люстра, Франция, XIX век. Обеденный стол с резьбой в китайском стиле и стулья с кожаной обивкой, Англия, ХХ век. Чехлы из ткани, Cowtan & Tout. На столе - скатерть старинного кружева из коллекции хозяев дома. Фарфоровый сервиз, Франция, начало XX века. На стене - коллекция антикварного французского, немецкого и русского фарфора.

Именно о таких интерьерах думал декоратор Кирилл Истомин, когда заказчики обратились к нему с просьбой создать усадебный интерьер дома в русском стиле без претензий на историческую достоверность.

Кирилл Истомин

«Мы начали придумывать легенду на ходу, - рассказывает Кирилл. - С первых дней работы над проектом мы вместе с хозяевами стали искать совершенно разные предметы обстановки - как говорится, про запас.

Фрагмент кабинета. Диван выполнен на заказ по эскизам Кирилла Истомина; обивка, Clarence House. На стене - иконы хозяев дома.

Главная гостиная. Гобелен, Франция, XVIII век. Винтажное английское кресло, обивка, Cowtan & Tout. Настольные лампы сделаны из антикварных китайских ваз. Журнальный стол красного лака с золотой росписью в стиле шинуазри, винтаж. Сталлаж и диван выполнены на заказ по эскизам декоратора, ткань, Cowtan & Tout. Письменный стол с кожаной столешницей и ящиками, Англия, XX век, рядом - винтажное кресло из ротанга. Круглый стол с мраморной столешницей, Россия, XIX век.

С этого гобелена и началась перестройка дома - в старой гостиной для него попросту не хватало места. Новая пристройка, примкнувшая к гостиной, по площади равна первому этажу дома.

Прихожая. Обои, Stark. Резная деревянная золоченая люстра, Италия, XX век. Зеркало, Англия, XIX век. Комод и бра, винтаж. Чехлы на стульях из ткани, Lee Jofa.

Квадратная в плане, она разделена пополам на два помещения: столовую и новую гостиную, на одной из стен которой разместился гобелен.

Кухня. Тканевое бандо, Lee Jofa. Чехлы на стульях, ткань Schumacher. Люстра, обеденный стол и стулья, Россия, 1900-е годы.

«Понимаю, что подумали архитекторы, когда мы заказывали им планировку комнат с учетом размещения уже имеющихся предметов обстановки, - улыбается Кирилл. - Но я всегда отношусь с юмором к противостоянию декораторов и архитекторов».

Фрагмент кухни. Столешница и фартук сделаны из гранита.

Намерено простая отделка - деревянные полы и крашеные стены - компенсируется в комнатах высотой потолков. В старом доме они примерно на полтора метра ниже.

Гостевой санузел. Обои с растительным рисунком, Cowtan & Tout. Юбка подстолья выполнена из льна, Clarence House. Зеркало над подстольем в крашеной резной деревянной раме, Италия, начало XX века.

Впрочем, даже это не делает помещения похожими на парадные залы - те же самые жилые комнаты, словно сошедшие с дореволюционных фотографий. Вот только сложно сказать, в какой стране эти фотографии могли быть сделаны: в столовой сочетание фарфоровых тарелок, развешанных по селадоновым стенам, и цветочные орнаменты штор напоминают об английских поместьях Викторианской эпохи, в то время как обстановка малой гостиной с историческими обоями с изображением цветочных гирлянд и вторящие им кипенно-белые кружевные рюши малиновых занавесок напоминают русский стиль в интерьере, купеческий особняк где-то на Волге.

Фрагмент главной спальни. Английский винтажный лакированный секретер c золоченой росписью в китайском стиле.

Почти китч, но горячий чай с вареньем уже сделал свое дело, и вам ни о чем не хочется думать, укрывшись пуховым платком и слушая убаюкивающее мурчание кота. «Конечно, это целиком придуманный интерьер, и вряд ли вы найдете здесь исторические параллели.

Малая гостиная. Винтажные французские бронзовые бра куплены в Санкт-Петербурге. Спинки антикварных золоченых кресел обтянуты старинным кружевом из коллекции хозяев. Винтажный диван с бахромой в оригинальной малиновой обивке. Обои ручной печати по архивным оригиналам выполнены на заказ. Занавески, шелк, Lee Jofa. Деревянные стеллажи выполнены по эскизам декоратора.

Скорее он навевает воспоминания о том, какой вы представляли ушедшую эпоху, когда читали классиков, - говорит декоратор. - В доме много несочетающихся вещей, но такое «несовершенство» делает мою работу незаметной.

Ампир принес в дома русской знати древнеримскую роскошь и французскую надменность. Но под влиянием то ли сурового климата, то ли нравов быстро изменился, став мягче и свободнее.

  • 1 из 1

На фото:

«Большой стиль»

Что собой представляет. Интерьеры 19 века в стиле ампир — это, прежде всего, яркие краски в сочетании с позолотой. Неудивительно, ведь золото — царский металл, а Empire (франц.) означает «империя». Этот напыщенный стиль имеет довольно узкие временные рамки: начало 19 века и правления Наполеона (1804) — закат великого императора (1814-1815). Русский ампир возник как подражание французскому, но быстро приобрел собственное лицо. Он был мягче, свободнее, пластичнее и просуществовал до 1830-1840-х годов.

Основные черты. Ампир — декоративный стиль, созданный придворными декораторами Наполеона, внутренне жесткий и холодный. Включает египетские и особенно римские мотивы, большей частью атрибуты военной истории римлян, допускает контрастные сочетания цветов и резкие переходы форм и линий.

На фото: кресло 8900SC + 8912PL фабрики Colombostile.

Стены. Алые, небесно-синие, зеленые, они отлично сочетались с позолоченной мебелью, карнизами, люстрами. Использовали и пастельные оттенки: фисташковые, голубые, сиреневые. Основным украшением стен служили росписи и барельефы на античные сюжеты. Они не были отвлеченными, а указывали на пристрастия и взгляды хозяина дома, а то и содержали изображение его и/или супруги в виде древних героев.

Потолки. Украшались гипсовой лепниной или гризайлем — нарисованными барельефами. Непременной деталью была роскошная люстра, которую подвешивали на тяжелые цепи. Порой люстры делали... из папье-маше, и только потом покрывали позолотой.

Примеры парадных люстр, подходящих для оформления интерьера в стиле ампир.

Детали

Роскошь требует света. Освещению в эпоху ампира уделяли особое внимание. Помимо огромной люстры, в залах и кабинетах обязательно присутствовали настольные лампы, бра и консольные канделябры, свет от которых отражался в позолоте и многочисленных зеркалах.

«Золотой» характер. Золоченая бронза появилась в России благодаря французскому мастеру Пьеру Ажи. Интерьеры 19 века в стиле ампир блестят канделябрами, чернильницами, несессерами и прочими мелкими деталями. В комнатах можно увидеть курильницы и жардиньерки - подставки для цветов. Именно в эпоху ампира на туалетных столиках появились зеркала, подсвеченные с обеих сторон канделябрами.

На фото: часы 2001 фабрики F.B.A.I..

Золотой век русского фарфора. Так называют специалисты первую треть 19 века, когда
отечественным мастерам удалось создать неповторимый «русский ампир». Исторические и патриотические сюжеты (так, победа 1812 года получила отражение в серии «военных тарелок» Императорского фарфорового завода), портреты императорской семьи, пейзажи, картины старых мастеров — все это было запечатлено на фарфоровых и стеклянных вазах и сервизах. Нередко они создавались по рисункам именитых архитекторов.

Мебель как архитектура. После 1812 года русские дворяне стали обзаводиться -рекамье (знаменитая парижская красавица мадам Рекамье принимала гостей в античной тунике, лежа на кушетке), секретерами , диванами-ладьями и прочей новомодной мебелью. Мебель часто украшалась позолотой, в отделке использовались античные архитектурные детали — колонны, кариатиды, фризы. Несмотря на причудливый вид, столы в стиле ампир удобны для работы с компьютером, а потому популярны и сегодня. Ну а зеркала-псише и курульные кресла (с Х-образными ножками) не такая уж редкость в интерьерах спален и кабинетов.

Знаменитые мастера русского ампира

Карл Росси (1775 —1849) Итальянец Карл Росси приехал в Россию сложившимся мастером, в возрасте 33 лет. Построил Елагин дворец, павильоны Летнего и Михайловского садов, Александринский театр. Создал знаменитые ансамбли петербургских площадей: Дворцовой, Сенатской, Александринской. Остался в памяти потомков как главный творец русской эпохи ампир.
Андрей Воронихин (1759 —1814) Андрей Воронихин — русский архитектор, в Петербурге построил здания Горного института и Казанского собора. Пользовался покровительством императрицы Марии Федоровны. По его «дизайну» создавались вазы, посуда, мебель и прочие предметы убранства императорских дворцов, в частности, Павловского.
Генрих Гамбс (1764 —1831)
Мебель работы Генриха Гамбса украшала императорские дворцы и дома самых богатых и знатных русских семейств. «Гамбсовские кресла» упоминаются в произведениях Пушкина и Тургенева, а «гамбсовские стулья» уже в 20 веке стали главными героями знаменитой книги Ильфа и Петрова.

Фридрих Бергенфельдт (1768 —1822)

В начале 19 века в Петербурге были известные фабрика и магазин бронзовщика Фридриха Бергенфельдта. Он был поставщиком императорского двора и богатой русской знати: Шереметевых, Строгановых, Юсуповых. Люстры, канделябры, вазы работы Бергенфельдта хранятся в Зимнем, Павловском и Петергофском дворцах.

Комментировать в FB Комментировать в VK

Начало 19 века характеризуется зарождением во Франции архитектурного и интерьерного направления под названием ампир. Так называемый имперский стиль отличается роскошью и торжественностью, призванными подчеркнуть величие императора Наполеона. Органичное сочетание римской античности, египетских мотивов, архитектурной монументальности интерьеров, обилия позолоты и ярких цветов в отделке позволили французскому ампиру просуществовать достаточно длительный исторический период и с некоторыми изменениями быть перенятым как русским императорским двором, так и буржуазной Германией. 19 века позволяют окунуться в атмосферу величия и роскоши бальных залов, гостиных, будуаров того времени.

Характерные черты стиля

Ампир как архитектурный и интерьерный стиль зародился в начале 19 века с легкой руки Наполеона Бонапарта. Он был призван подчеркнуть величие императора, соединив в себе торжественность, роскошь и строгость.

Основой ампира является римская античность с ее монументальными арками, колоннами, кариатидами. Архитектура и интерьеры 19 века в имперском стиле отличаются монументальностью, целостностью и симметрией.

В отделке использовались красное дерево, мрамор, бронза и позолота. Стены украшали росписью античных сцен, барельефами. На потолке использовали гипсовую лепнину.

Интерьеры 19 века в стиле ампир выдержаны в насыщенных цветах: синем, красном, зеленом, бирюзовом, белом. Они хорошо сочетаются с обилием позолоты и витиеватого декора. Нередко использовались и пастельные оттенки: молочный, бежевый, лавандовый, бледно-голубой, фисташковый, мятный.

Дополняла отделку монументальная мебель из красного дерева с декоративными накладками из бронзы или позолоченной резьбой. Популярны были звериные мотивы в мебели: ножки в виде лап, подлокотники с головами львов. спровоцировал моду на аутентичную атрибутику, которая впоследствии повлияла на французский ампир, органично влившись в интерьер наряду с античными мотивами. Не менее популярна была военная тематика: картины со сценами сражений, оружие.

Стены

Стены в интерьере 19 века имперского стиля расписывали античными сюжетами и экзотическими пейзажами. Нередко встречались барельефы. Обои применяли редко, в основном с узором в виде вензелей или строгой полоски. В спальнях и будуарах стены драпировали текстилем, украшенным акантом в римском стиле. В цветовой гамме преобладали яркие оттенки: красный, синий, зеленый, а также белый. Они замечательно сочетаются с обилием позолоты, подчеркивая величественность и тожественность обстановки.

Характерной чертой ампира являются и лепнина в отделке стен. Изготавливали колонны из мрамора, малахита и иных поделочных камней, лепнину покрывали позолотой. Огромные зеркала - неотъемлемый атрибут интерьера 19 века. Их активно использовали в декоре, дополняя витиеватыми золочеными рамами.

Потолок

Потолки в интерьерах стиля ампир всегда высокие, купольной или прямой формы. Основной цвет - белый. Украшали потолок росписью, а также гризайлем. Сложно представить интерьер 19 века в имперском стиле без лепнины. Гипсовые розетки, карнизы, молдинги и другие украшения использовались повсеместно. Нередко лепнину покрывали позолотой. Строгая централизация композиции и симметрия, характерная для римского стиля, ярко прослеживается и в ампире. Центр потолка обязательно украшали узорами и дополняли великолепной подвесной люстрой. Позолота и хрусталь гармонично подчеркивали торжественную

Освещение в имперском стиле играет важную роль. При большой площади комнаты нередко устанавливали несколько крупных симметрично расположенных люстр. Кроме них, в комнате присутствовали настенные и настольные канделябры. Многочисленные огни, отражаясь в зеркалах и позолоте, создавали неповторимую атмосферу торжественности и величия.

Мебель

В интерьере мебель была монументальна, как произведение архитектурного искусства. Использовались такие исключительно архитектурные элементы, как колонны, карнизы, кариатиды. Столешницы нередко изготавливали из цельного куска мрамора или малахита. Диваны, кресла, кушетки были плавных эргономичных форм.

Широко использовалось красное дерево. Украшали мебель бронзовыми накладками, позолоченной резьбой, стилизованными под животных ножками и подлокотниками. Звериные мотивы четко прослеживаются в имперском стиле: головы и лапы львов, орлиные крылья, змеи. Популярны были и мифические существа: грифоны, сфинксы. Обивка кушеток, стульев, кресел во французском ампире преимущественно однотонная, выполненная под мрамор или кожаная. В интерьерах появились круглые столики на одной ножке, серванты для посуды и модных безделушек, секретер с полкой для книг.

Декор

В декоре 19 века преобладают античные римские и египетские мотивы - колонны, фризы, пилястры, орнамент с листьями аканта, сфинксы, пирамиды. Эпоха наполеоновских войн не могла не отразиться на интерьере. Широко использовались изображения оружия: сабель, щитов, стрел, пушек, ядер. Декораторы того времени не могли обойти стороной лавровый венок как символ величия. Он встречается повсеместно.

Интерьер изобилует гипсовыми статуями, картинами и огромными зеркалами в массивных позолоченных рамах. Сложные драпировки на окнах и стенах - характерная черта ампира. Кровати украшали балдахинами. Весь декор в интерьере имперского стиля тщательно выверен, и одинаковые изображения можно встретить в декоре мебели, стен, аксессуаров и даже книг.

Русский ампир

Русский интерьер 19 века взял многое из французского ампира, переработав и смягчив. Вместо красного дерева и бронзовых накладок на мебели использовали карельскую березу, ясень, клен. Мебель украшали позолоченной резьбой. Существ египетской мифологии удачно заменили славянскими. В отличие от французского ампира, возвышающего в первую очередь личность императора, русский большее внимание уделял величию государственной власти. Мрамор заменили уральским малахитом, лазуритом и другими поделочными камнями.

Русский ампир постепенно разделился на два направления: столичный и провинциальный. Столичный более походил на французский, однако был более мягким и пластичным. Несомненный вклад в развитие стиля внес итальянец Карл Росси. Провинциальная версия русского ампира была еще более сдержанной, приближенной к классицизму.

Ампир - яркий и величественный стиль в архитектуре и интерьере 19 века. Пышность и тожественность интерьеров была призвана подчеркнуть величие императора. Характерными чертами имперского стиля являются центрированная композиция, яркие цвета, обилие позолоты, лепнина, огромные зеркала, античные, египетские, звериные и военные мотивы.

Существуют возможности использования стиля 19 века и в современном дизайне интерьера. Дизайнеры могут воплотить в жизнь реализацию такого проекта, используя современные материалы и стилизованные предметы. Роскошный стиль ампир может украсить любую квартиру, было бы желание и возможности.

Жанр интерьера получил широкое распространение в русском искусстве первой половины XIX в.. Акварельными рисунками изящных комнат, гостиных, кабинетов наполнялись страницы домашних альбомов. Эти рисунки стали по настоящему бесценным материалом, по которому можно достоверно судить об облике дворянского дома того времени.

Одним из ранних произведений этого жанра является большой (32,5 х 47,1см) акварельный лист С. Ф. Галактионова «Голубая спальня во дворце».

1. Голубая спальня во дворце. С. Ф. Галактионов



В России конца 18 начала 19 веков в домах дворян среднего достатка спальня не относилась к парадным помещениям. Иное дело в во дворцах, где спальня служила целям светского церемониала. Мода воспринятая из Франции, рассматривала ритуал одевания и косметики хозяина (хозяйки) дворца, как малый парадный прием, поэтому обстановка спальни с кроватью под балдахином во всем напоминала тронный зал. Облик парадной опочивальни являлся мерилом богатства и знатности ее владельца, Именно парадная спальня часто была одним из самых декоративно насыщенных помещений во дворце.

Опочивальня, как правило, замыкала анфиладу парадных покоев.

Оформлению парадной кровати и балдахина придавалось особое значение. В отделке использовались самые дорогие ткани: штоф, атлас, гродетур. Согласно правилам обивки, обязательным дополнением к тканной отделке служили золотые галуны, позументы, кисти и бахрома, а также всевозможные ленты, банты, гирлянды и букеты цветов.

Не менее богато украшались оконные и дверные проемы. По обыкновению, окна драпировались как минимум тремя парами занавесей. Но часто их количество доходило до шести пар, начиная от легких прозрачных миткалей, затем более плотной тафты и кончая тяжелыми штофами, бархатом и парчой.

В обстановку спальни, помимо парадной кровати входили различные кресла, зеркала, ширмы, кровать для дневного отдыха, в роли которых выступали различные канапе, шезлонги и оттоманки. Обязательной принадлежностью спальни были небольшой рабочий стол и круглый столик, за которым по утрам пили кофе или чай.

В «Голубой спальне» С.Ф.Галактионова можно найти важные детали оформления интерьера, отражающие вкус и эстетику уходящего восемнадцатого столетия:
Напольное покрытие - ковер во всю комнату; обои с набивным по трафарету рисунком, драпировка на окнах…. и конечно «Кровать с Балдахином».

Поскольку именно «Кровати с балдахином» создавали впечатление сказочного великолепия в дворцовых спальнях, не могу удержаться от желания украсить свой пост несколькими рисунками с их изображениями.



2. Спальня жены генерала Моро. 1802 г.



3. Рисунок кровати Жюльетты Рекамье.



4. Спальня Жюльтты Рекамье в стиле ампир.


5. Коллекция рисунков ампирных кроватей.

Загрузка...