domvpavlino.ru

Исторический портрет князя олега кратко. Правление князя олега - реферат. Результаты правления Олега

Ассоциация негосударственных вузов представила первый рейтинг негосударственых университетов и институтов. В первую группу вошли 17 вузов. Среди них Волгоградский институт бизнеса, Гуманитарный университет, Академия маркетинга и социально-информационных технологий, Российский новый университет, Тольяттинская академия управления, Омская юридическая академия и другие.

Во второй группе - 60 вузов. Это, например, Белгородский инженерно- экономический институт, Воронежский институт высоких технологий, Дальневосточный институт коммуникаций, Международный институт менеджмента ЛИНК, Московский институт лингвистики. В третьей группе рейтинга, она самая большая, 92 вуза. Здесь Академия МНЭПУ, Донской юридический институт, Институт иностранных языков, Европейский университет в Санкт- Петербурге.

В Ассоциации негосударственных вузов поясняют, что обсуждалось три разные модели рейтинга. В итоге за основу взяли рейтинг, который учитывал в числе прочих критериев долю студентов-целевиков, соотношение аспирантов и преподавателей, количество студентов - победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, гранты, патенты, индекс Хирша, наличие бизнес-инкубаторов, технопарков, инжиниринговых центров. Всего учитывалось 25 показателей, 14 из них - из мониторинга минобрнауки, 9 - из самоотчетов вузов, которые находятся в открытом доступе.

Рейтинг дает возможность школьникам сориентироваться. Мы не называем тот или иной вуз лучшим в России, и это не значит, что в этих вузах не будут проводиться проверки Рособрнадзора, - подчеркнул глава ведомства Сергей Кравцов. - Для нас важно, чтобы вуз давал качество образования, соблюдал лицензионные требования. В 2015 году мы провели 720 проверок, в этом будет около 600.

Сергей Кравцов напомнил, что сейчас в России действует 1,5 тысячи вузов и филиалов, а еще три года назад их было 2,5 тысячи. С рынка ушли те вузы, которые не обеспечивали нужное качество или не выполняли требования закона. При этом приостановка или лишение госаккредитации у вуза не означает, что он не может учить студентов.

Вуз может выдавать свой диплом, другое дело, как на это смотрит работодатель, - заметил Сергей Кравцов.

По его словам, в последнее время появилась положительная тенденция, когда негосударственные вузы активнее предлагают программы среднего профобразования и дополнительного образования.

По мнению экспертов, негосударственные вузы заполняют нишу там, куда не приходят госвузы. Особенно важна их роль в регионах.

Например, в Воронеже 12 негосударственных вузов, и один из них стоит по многим ключевым показателям на третьем месте после двух государственных университетов. И когда один из государственных университетов не получил госаккредитацию по экономическим специальностям, многие студенты решили уйти в другие вузы, в том числе - негосударственные, но имеющие госаккредитацию.

Продолжая эту тему, глава Рособрнадзора пояснил, что во всех случаях права студентов неукоснительно соблюдаются и жалоб на сегодняшний день нет.

Рейтинг негосударственных вузов России

Первая группа (ТОП вузов)

  1. Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
  2. Белгородский университет кооперации, экономики и права
  3. Владикавказский институт управления
  4. Волгоградский институт бизнеса
  5. Волжский университет имени В.Н. Татищева (институт)
  6. Гуманитарный университет (Екатеринбург)
  7. Международный институт рынка
  8. Межрегиональный открытый социальный институт
  9. Московский гуманитарный университет
  10. Омская юридическая академия
  11. Прикамский социальный институт
  12. Российская экономическая школа (институт)
  13. Российский новый университет
  14. Самарская гуманитарная академия
  15. Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий
  16. Тольяттинская академия управления
  17. Южный университет (ИУБиП)

Вторая группа

  1. Алтайская академия экономики и права
  2. Белгородский инженерно-экономический институт
  3. Брянский институт управления и бизнеса
  4. Воронежский институт высоких технологий
  5. Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия
  6. Восточно-Сибирский институт экономики и права
  7. Вятский социально-экономический институт
  8. Гуманитарно-экономический и технологический институт
  9. Гуманитарный институт телевидения и радиовещания имени М.А. Литовчина
  10. Дальневосточный институт коммуникаций
  11. Институт гуманитарного образования и информационных технологий
  12. Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации
  13. Институт мировой экономики и информатизации
  14. Институт правоведения и предпринимательства
  15. Институт современного искусства
  16. Институт театрального искусства имени П.М. Ершова
  17. Институт экономики, управления и права (Казань)
  18. Камский институт гуманитарных и инженерных технологий
  19. Кисловодский гуманитарно-технологический университет
  20. Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
  21. Липецкий эколого-гуманитарный институт
  22. Международная академия бизнеса и новых технологий (МУБиНТ)
  23. Международный банковский институт
  24. Международный институт бизнес-образования
  25. Международный институт компьютерных технологий
  26. Международный институт менеджмента ЛИНК
  27. Международный институт экономики и права
  28. Международный университет в Москве
  29. Международный юридический институт
  30. Московская высшая школа социальных и экономических наук
  31. Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС" (Институт)
  32. Московский институт лингвистики
  33. Московский психолого-социальный университет
  34. Московский социально-педагогический институт
  35. Московский технологический институт "ВТУ"
  36. Московский университет имени С.Ю. Витте
  37. Московский финансово-юридический университет МФЮА
  38. Невинномысский институт экономики, управления и права
  39. Новосибирский гуманитарный институт
  40. Омский экономический институт
  41. Петербургский университет управления и экономики
  42. Подольский социально-спортивный институт
  43. Приамурский институт агроэкономики и бизнеса
  44. Региональный открытый социальный институт
  45. Российская международная академия туризма
  46. Санкт-Петербургский университет управления и экономики
  47. Северный институт предпринимательства
  48. Сибирская академия финансов и банковского дела
  49. Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
  50. Современный технический институт
  51. Социально-педагогический институт
  52. Ставропольский университет
  53. Томский институт бизнеса
  54. Тульский институт экономики и информатики
  55. Университет управления "ТИСБИ"
  56. Университет экономики и управления (Крым)
  57. Уральский институт экономики, управления и права
  58. Челябинский институт экономики и права имени М.В. Ладошина
  59. Южно-Сахалинский институт экономики, права и информатики
  60. Южный институт менеджмента

Третья группа

  1. Академия МНЭПУ
  2. Академия социального образования
  3. Алтайский экономико-юридический институт
  4. Балтийская академия туризма и предпринимательства
  5. Владимирский институт туризма и гостеприимства
  6. Воронежский экономико-правовой институт
  7. Гуманитарно-социальный институт
  8. Дагестанская академия образования и культуры
  9. Дербентский гуманитарный институт
  10. Донской юридический институт
  11. Европейский университет в Санкт-Петербурге
  12. Заокский христианский гуманитарно-экономический институт
  13. Институт бизнеса и дизайна
  14. Институт бизнеса и права (Москва)
  15. Институт бизнеса, психологии и управления
  16. Институт "Верхневолжье"
  17. Институт иностранных языков
  18. Институт искусства реставрации
  19. Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова
  20. Институт международных связей
  21. Институт менеджмента, маркетинга и финансов
  22. Институт мировой экономики и финансов
  23. Институт мировых цивилизаций
  24. Институт непрерывного образования
  25. Институт образования и науки
  26. Институт программных систем УГП имени А.К. Айламазяна
  27. Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования
  28. Институт социальных и гуманитарных знаний
  29. Институт стран Востока
  30. Институт технологии и бизнеса
  31. Институт технологии туризма
  32. Институт управления, бизнеса и технологий
  33. Институт финансов и права
  34. Институт экономики
  35. Институт экономики и управления (г. Пятигорск)
  36. Институт экономики и управления в промышленности
  37. Кабардино-Балкарский институт бизнеса
  38. Казанский институт финансов, экономики и информатики
  39. Камский институт
  40. Кисловодский институт экономики и права
  41. Кубанский медицинский институт
  42. Кубанский социально-экономический институт
  43. Махачкалинский инновационный университет
  44. Международная академия бизнеса и управления
  45. Международная академия оценки и консалтинга
  46. Международный гуманитарно-лингвистический институт
  47. Международный инновационный университет
  48. Московская академия экономики и права
  49. Московская гуманитарно-техническая академия
  50. Московский банковский институт
  51. Московский гуманитарный институт
  52. Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой
  53. Московский институт государственного и муниципального управления
  54. Московский институт предпринимательства и права
  55. Московский институт психологии
  56. Московский институт экономики, политики и права
  57. Московский открытый юридический институт
  58. Московский региональный социально-экономический институт
  59. Московский социально-экономический институт
  60. Московский университет государственного управления
  61. Московский финансово-экономический институт
  62. Московский экономический институт
  63. Мурманская академия экономики и управления
  64. Национальный институт бизнеса
  65. Невский институт управления и дизайна
  66. Нижегородская правовая академия (институт)
  67. Новый сибирский институт
  68. Омская гуманитарная академия
  69. Открытый юридический институт
  70. Российская академия адвокатуры и нотариата
  71. Российский университет кооперации
  72. Ростовский институт иностранных языков
  73. Ростовский международный институт экономики и управления
  74. Русско-Британский институт управления
  75. Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства
  76. Самарский медицинский институт "РЕАВИЗ"
  77. Северо-Кавказский социальный институт
  78. Сибирская академия права, экономики и управления
  79. Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
  80. Сибирский независимый институт
  81. Сибирский университет потребительской кооперации
  82. Славяно-Греко-Латинская Академия
  83. Социально-правовой институт экономической безопасности
  84. Среднерусский гуманитарно-технологический институт
  85. Столичный гуманитарно-экономический институт
  86. Таганрогский институт управления и экономики
  87. Тверской институт экологии и права
  88. Уральский гуманитарный институт (г. Екатеринбург)
  89. Уральский институт бизнеса
  90. Уральский финансово-юридический институт
  91. Южно-Российский гуманитарный институт
  92. Южно-Уральский институт управления и экономики

Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram

Вы решили поступать в негосударственный вуз. Перед вами газета или интернет-страничка с очень похожими предложениями. На каком остановиться? Для начала внимательно изучите рейтинг учебного заведения. Здесь два основных источника информации.

Первый - профессиональные рейтинги вузов. "Среди официальных стоит выделить два: рейтинг "РейтОР" и рейтинг, проводимый Российской социологической ассоциацией совместно с Союзом журналистов РФ, - рассказывает Владимир Зернов, Председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета (РосНОУ). - В рейтинге за 2006 год было представлено более тысячи вузов. Причем о данном мониторинге никто не знал заранее, так что говорить о какой-то подтасовке данных в этом случае не приходится. Кроме того, достаточно высоко котируются опросы, которые проводятся среди крупных работодателей. Они оценивают практические навыки и знания молодых специалистов. Эти рейтинги можно найти в Интернете".

Второй источник информации - разнообразные студенческие и образовательные сайты и форумы, где можно отыскать информацию практически о любом вузе. Составить первое впечатление об институте по ним несложно. Если соотнести студенческие отзывы с официальными рейтингами, оценки совпадут процентов на 90.

Шаг второй

После того как вы ознакомились со статистикой и результатами всевозможных опросов, нужно оценить будущую альма-матер визуально. Позвоните в деканат, уточните адрес и - в путь.

Где находится

Нередко деканат института расположен в приличном здании в центре города, а занятия проводятся в старой школе с осыпающейся штукатуркой. Имейте в виду: если вуз проводит День открытых дверей в здании концертного зала или кинотеатра, своего помещения у него нет. В приемной комиссии сразу же выясните, где расположена учебная часть и где предстоит учиться.

В любом институте вас встретят приветливо: в притоке студентов заинтересованы все вузы без исключения. Но разговор может строиться по-разному. В серьезном вузе сначала расскажут о программах обучения, приоритетных направлениях деятельности, поинтересуются, почему вы решили выбрать именно этот институт. А если вместо этого выдают блок саморекламы - как легко поступить и просто учиться - задумайтесь, стоит ли туда поступать.

Чего стоит опасаться?
Владимир Зернов: Вот несколько моментов, которые должны сразу же насторожить абитуриентов.
"Обещают золотые горы" за очень низкую плату за обучение. Одновременного сочетания двух понятий "хорошо" и "дешево" не бывает. На сегодняшний день средняя стоимость обучения в Москве и Санкт-Петербурге составляет $1500 в год на дневном отделении. Если вам объявляют стоимость обучения ниже $1000 в год, то эта цифра должна насторожить. При подобной плате за обучение просто невозможно уложиться в смету - гарантировать достойную зарплату преподавателям, оплачивать аренду аудиторий, поддерживать и совершенствовать материально-техническую базу и т.п. Качественное обучение за такие деньги невозможно даже при использовании дистанционных технологий.
"Вы непременно получите хорошее образование" . При качественном обучении и высоких требованиях к студентам, отсев неизбежен: кто-то "переоценил свои силы и возможности", кто-то выбрал не то направление подготовки... Если вуз вытягивает последнего троечника, чтобы не потерять деньги, о серьезном обучении не может быть и речи.
"Принимаем всех без экзаменов" . Социологические исследования показывают: лишь один студент из десяти может изучить сопромат, и один из тысячи поймет теоретическую физику. Вступительные испытания необходимы, чтобы понять, способен ли этот абитуриент постичь данную науку или учеба обернется пустой тратой времени и денег".

Ректорат

Внимательно посмотрите, как выглядит приемная ректора - "святая святых". В серьезном вузе вы увидите здесь важные документы: лицензию, свидетельство об аккредитации, всевозможные дипломы и медали. Если студенты конкретного института - призеры олимпиад, участники различных конкурсов, члены команды КВН, скрывать от посетителей это не станут.

Преподаватели

Владимир Зернов: "Один из критериев престижности вуза - преподавательский состав. Если представители вуза входят в учебно-методические объединения профессионального сообщества, участвуют в разработке новых учебных программ, законотворческой деятельности, этот вуз не стоит на месте. Рекомендую поинтересоваться в приемной комиссии, какой процент преподавателей имеет ученые степени и звания. Я бы посоветовал абитуриентам узнать, какие позиции занимает вуз в профессиональном сообществе, кем он основан, в каких аудиториях организован учебный процесс. Совет ректоров вузов Москвы и Московской области - авторитетная и широко известная организация, пользующаяся несомненным уважением и высшей степенью доверия у профессионалов системы образования. В Совет ректоров входят 130 государственных и 2 негосударственных вуза (включая РосНОУ). Совершенно очевидно, что этот список постепенно будет пополняться. Но уже один факт того, что выбранный вами вуз входит в Совет, является доказательством высокого качества обучения в конкретном вузе".

Материально-техническая база

Подробно расспросите о техническом оснащении аудиторий, где занимаются студенты. Узнайте, есть ли спортзал, библиотеки (обычные и электронные). Имеется ли компьютерный класс и доступ в интернет и т.д. Попросите разрешения посмотреть на все это своими глазами.

Активная студенческая жизнь

Обязательно поговорите со студентами. Лучшей характеристикой будет "учиться трудно, но интересно", худшей - "полная халява". Поинтересуйтесь, переходили ли в этот вуз студенты из других институтов. Это тоже хороший показатель - на первый курс неопытного абитуриента заманить не так сложно. Но потом, осознавая, что выбранный вуз ничего не дает, дальновидные студенты всегда стараются перейти в более серьезный институт.

В любом серьезном вузе существуют квоты на количество штатных преподавателей. Желательно, чтобы количество "штатников" не превышало 50-55%, оставшуюся нишу должны заполнять приглашенные преподаватели-практики, действующие ученые. Подобная квота обязательна для всех крупных мировых университетов. Это объясняется просто: чтобы воспитать прогрессивного молодого ученого, преподаватель должен иметь постоянную научную практику, находиться в центре современной научной жизни, на переднем крае науки.

Существуют три вида вузов: университет, академия и институт. Из негосударственных вузов 1% имеет статус университета, 3% - академии, все остальные - института.

Еще один важный момент, который предстоит узнать, учатся ли в вузе иностранные студенты. Международные рекрутинговые компании пользуются очень строгой системой оценки учебных заведений. И если такая организация одобряет деятельность конкретного вуза и рекомендует его своим подопечным (откуда бы они ни были - из Восточной Европы или из Индии), значит, вузу можно доверять.

Шаг третий

Вы прошлись по институту, пообщались со студентами, провели "разведку боем". Следующий шаг - изучение основных документов, регулирующих работу вуза.

Внимание! Лицензия, аккредитация, устав должны находиться в открытом доступе, они не являются предметом коммерческой тайны. Предоставлять их должны по первому же требованию. Если на просьбу их показать отвечают отказом или начинают долго и пространно объяснять, что сейчас нет секретаря, у которого хранятся бумаги и т.п., можно смело расставаться с институтом.

Совершенно НЕсекретно

Лицензия

Документ, подтверждающий право осуществлять образовательную деятельность. Если вы поступаете в филиал вуза, у него должна быть своя лицензия. Работать на основании лицензии головного вуза он не имеет права. Изучите не только лицензию, но и приложение к ней. Там описаны направления, в рамках которых вуз имеет право работать. К примеру, на ведение требуется отдельное разрешение.

Свидетельство о государственной аккредитации

Подтверждает, что уровень преподавания соответствует стандартам, принятым Министерством образования. Если у вуза нет такого документа, он не имеет права выдавать дипломы государственного образца. В этом случае используется формулировка "диплом установленного образца". Тем самым вуз самостоятельно устанавливает форму данного документа, определяет набор необходимых предметов, уровень требований и т.п. Задумайтесь, куда вы пойдете с таким дипломом по окончании учебы.

Лицензия и аккредитация действительны в течение пяти лет, после чего их необходимо продлевать. В принципе, ничего страшного в этом нет: если вуз работает стабильно, не должно возникнуть никаких проблем.

Внимание! Каждая специальность аккредитуется отдельно. Если в выбранном вузе она появилась совсем недавно, аккредитации может не быть.

Красивое название "университет" не должно сбивать с толку - далеко не всегда отражает реальное положение вещей.

Основной документ, регламентирующий деятельность вуза. Знакомство с уставом поможет лучше понять установленные в вузе правила. В нем обязательно указываются:

  • статус, учредитель, цели образовательного процесса, типы и виды образовательных программ
  • основные характеристики образовательного процесса: порядок приема, продолжительность обучения, порядок отчисления и т.п.
  • порядок управления вузом.

На основании этого документа администрация вуза решает все спорные моменты, возникающие в процессе учебы.

Каждый вуз самостоятельно составляет свой устав, с единственной оговоркой - он не может вступать в противоречие с Конституцией РФ.

Договор со студентом

Каждый абитуриент, поступающий на платное отделение, заключает с вузом договор. С этим документом стоит ознакомиться заранее. Несмотря на то, что он составляется на основе типовой формы, рекомендованной Министерством образования РФ, каждый вуз вносит свои коррективы.

В договоре прописываются:

  • обязанности и права, ответственность сторон
  • плата за обучение и порядок расчетов (ежемесячно, по семестрам, за год)
  • причины возможного отчисления

Особое внимание уделите порядку оплаты. При нынешней экономической ситуации и уровне инфляции вузы стараются уйти от жестко фиксированной стоимости на весь период обучения. Тем не менее, любая гибкая система оплаты должна быть регламентирована.

Какие вопросы нужно задать приемной комиcсии:

  • Существует ли фиксированная стоимость обучения?
  • Как регулируются вопросы повышения платы?
  • Кто принимает решения об увеличении стоимости?
  • Участвует ли в этом студенческий совет вуза?
  • За какой срок деканат обязуется предупредить студентов о повышении оплаты?

Договор аренды или документы, подтверждающие право владения конкретными учебными корпусами

Эти бумаги позволят точно узнать, где предстоит заниматься. Обратите внимание на срок аренды - если договор краткосрочный, вы рискуете оказаться "на улице" в середине семестра.

Куда жаловаться?

Что делать, если вы все-таки попали в недобросовестный вуз? Многие предпочитают, не поднимая лишнего шума, переводиться в другое учебное заведение. Однако если есть желание добиться полного торжества справедливости и предостеречь других от ошибок, нужно идти "наверх" - в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки или Ассоциацию негосударственных вузов России. Там опытные специалисты дадут все необходимые разъяснения и подскажут, как правильно поступить.

неМои университеты

Даниил Трабун, ученик 11 класса школы N 1277 с углубленным изучением немецкого языка:

По заданию редакции я решил примерить на себя роль абитуриента, тем более по возрасту и своему статусу вполне для этого подхожу. О негосударственных учебных заведениях знал немного. Поэтому выбрал несколько объявлений наобум (из тех, что поближе к дому) и отправился "на разведку".

Первый вуз, в который я попал, расположено в здании Менделеевского института, на "Новослободской". Точнее, там находится ректорат, обучение проходит на "Бауманской" - сходу об этом никто не спешит рассказывать. После недолгого общения в ректорате я попросил лицензию и свидетельство об аккредитации вуза. Мне дали черно-белые копии и объяснили, что цветные сейчас печатаются… Я немного удивился, но продолжил задавать вопросы. Поступить в институт оказалось совсем несложно. Меня заверили, что экзамены легкие. Конечно, с одной стороны это понравилось, а с другой - насторожило. Причем сразу сказали про деньги. 31 тыс. руб. в год - можно частями.

Впечатления были противоречивые. С одной стороны, аккредитованный вуз с большим количеством различных факультетов и специализаций, около 1000 студентов, а с другой - черно-белые копии и лукавство с помещениями: ректорат - в одном месте, а обучение - в другом. Позднее я узнал, что так поступают многие негосударственные институты.

Не понравилось, что ни разу не сказали о преподавателях и процессе обучения. Это заставило засомневаться в качестве подготовки. Пришел домой, залез в интернет и прочитал столько нелестного об этом вузе, что мысли о поступлении отпали сами собой.

Второй институт, что самое удивительное, находится по тому же адресу, что и первый. Наученный горьким опытом, я сразу понял, что обучение будет проходить совсем в другом месте и поехал на встречу, уже не питая никаких иллюзий. Ректорат института выглядел более пристойно, и это произвело на меня впечатление. Если в первом вузе вообще не заботились ни о чем, тут хотя бы сделали красивую "обложку". Любезная дама в очках сразу показала презентационную папку, в которой находились цветные копии лицензии, свидетельства об аккредитации и бланк договора между студентом и вузом. Она рассказала, что в феврале они продлили лицензию и аккредитацию. Как и в первом вузе, начала говорить, как легко к ним поступить. Семестр в этом вузе стоит $170.

Было видно, что у дамы прекрасные задатки PR-менеджера: лекция о "хорошем" вузе звучала убедительно. Правда, под конец выяснилось, что два из четырех факультетов не имеют государственной аккредитации. Диплом, который можно только повесить на стенку, мне не нужен. Решил покинуть вуз, на прощание уточнив, где проходит обучение (боже, Алтуфьево и опять какая-то школа!) Приехал домой и вновь сверился с Интернетом, после чего вынес вузу окончательный и неутешительный вердикт - идти учиться туда не стоит.

В третий вуз на Цветном бульваре я ехал в ужасном настроении. Однако, выяснив с порога, что занятия проходят по этому же адресу, немного расслабился. Методист приемной комиссии с самого начала завела речь об учебе. Она предупредила: у нас большой отсев, экзамены действительно сложные. Обучение стоит дорого, на поблажки рассчитывать не стоит: прогулы и "хвосты" не приветствуются. Учредителями института являются профессора МГУ… Мне рассказали все, что может быть интересно серьезному абитуриенту.

Когда я спросил о лицензии и аккредитации, методист показала на стену - в рамках висели не только эти документы, но и студенческие грамоты и награды за участие в различных олимпиадах и т.п. Я выяснил, что институт поддерживает тесные связи с вузами других стран и входит в Ассоциацию негосударственных вузов России (на мой взгляд, это тоже гарантия стабильности вуза). Для того чтобы подтвердить свои впечатления, я поинтересовался мнением студенческого интернет-сообщества. Большинство отзывов сводилось примерно к следующему: "Платный институт, где за деньги ничего не продается. Если ты бездельник, то долго не продержишься, а вот высокое качество образования гарантировано". От обучения в таком вузе я бы не отказался.

Обсуждение

Мо старшая дочь только прешла в 6-ой класс. Но, как говориться, готовь сани летом.

Каждое лето на форумах, в социальных сетях и на горячих линиях резко увеличивается количество вопросов вроде «Стоит ли подавать документы в негосударственный вуз?», «Чем отличается негосударственный вуз от государственного?» и даже «Выбрала себе ВУЗ, но он негосударственный... Это очень ужасно?».

В ответах на такие вопросы чего только не встретишь: и бюджетных мест в частных вузах не бывает, и дипломы там какие-то не такие, и стипендий не платят, и вообще поступать в негосударственный вуз - только время тратить. Мы поискали ответы на волнующие вопросы не на форумах, а в законодательстве.

Сравнение государственных и негосударственных вузов

Государственный вуз (имеющий аккредитацию) Негосударственный вуз (имеющий аккредитацию)
Государственная аккредитация
Государственный диплом (диплом установленного образца)
Бюджетные места (по итогам конкурса Минобрнауки РФ)
Отсрочка от армии
Стипендии (при наличии бюджетных мест)
Оплата обучения материнским капиталом
Студенческие льготы
Учреждён физическими и/или юридическими лицами
Учреждён РФ или субъектом РФ

Согласно статье 22 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», частная образовательная организация (в общем понимании негосударственный вуз) создаётся в соответствии с законодательством РФ физическими и/или юридическими лицами или их объединениями.

Государственная образовательная организация - образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

То есть, по сути, негосударственный вуз от государственного отличается лишь формой собственности и составом учредителей.

Все остальные различия между вузами зависят исключительно от наличия или отсутствия государственной аккредитации.

По программам, имеющим государственную аккредитацию, и негосударственные, и государственные вузы выдают дипломы «образца, установленного Министерством образования и науки РФ» (в общем понимании - «госдиплом»). Образец диплома зависит не от состава учредителей, а от наличия свидетельства о государственной аккредитации.

Чтобы получить такое свидетельство, необходимо пройти строгую проверку Рособрнадзора. Кстати, даже не у каждого государственного вуза есть свидетельство о государственной аккредитации, как и лицензия на право вести образовательную деятельность.

Главное - не вуз, а программа

Хотя аккредитация выдаётся вузу, аккредитуется не вуз, а его образовательные программы. Поэтому, выбирая вуз, не только проверьте наличие свидетельства о госаккредитации, но и изучите приложения к свидетельству - какие программы у вуза аккредитованы, указано именно там. У РосНОУ всё это можно посмотреть .

Да, бюджет негосударственному сектору выделяется с 2012 года. По данным НИУ ВШЭ, сейчас на бюджетных местах в российских частных вузах учится около 10 тысяч студентов.

Бюджетные места (они же - контрольные цифры приёма, КЦП) распределяются по итогам открытого публичного конкурса Минобрнауки РФ. Участвовать в конкурсе могут вузы, у которых есть лицензия на осуществление образовательной деятельности, то есть фактически все вузы (кроме лишённых лицензии, разумеется).

Платят. В соответствии с частью 3 статьи 36 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», студентам, обучающимся по очной форме обучения на бюджетной основе, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия. А согласно «Правилам формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета» (утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2016 года N 1390), стипендиальный фонд частных организаций формируется Министерством образования и науки РФ при установлении таким организациям контрольных цифр приёма.

Следовательно, если в негосударственном вузе есть бюджетные места, то и стипендии есть.

Нет. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования, ни один вуз не может установить стоимость обучения ниже нормативных затрат, определённых Минобрнауки РФ. Однако пунктом 5 статьи 54 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена возможность снижения вузом стоимости обучения: для этого вуз должен взять на себя часть затрат.

Подробнее о том, как формируется стоимость обучения >>>

Да. В соответствии со статьями 34, 40 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» студенты всех вузов, независимо от формы собственности, имеют право на предоставление мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте, на получение материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, а также на другие меры социальной поддержки.

Согласно статье 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, получающие первое высшее образование по аккредитованной образовательной программе бакалавриата (специалитета, магистратуры) по очной форме обучения.

Таким образом, и здесь самое главное - не форма собственности, а наличие государственной аккредитации.

Дарья Рожкова

Загрузка...