domvpavlino.ru

История табасарана. табасаран с древнейших времен до на - гунны. История гуннов: культура, происхождение и проживание

Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

Кто такие гунны? Это смесь двух народов - угров и хуннов. Угры жили на нижней Волге и Урале. Хунны представляли собой могучее кочевое племя, которое на протяжении многих столетий проводило завоевательную политику по отношению к Китаю. Постепенно хунны ослабли и распались на 4 ветви. Их стали теснить более сильные народы. Северные хунны, чтобы выжить, двинулись на запад. Произошло это в середине II века.

На своём пути когда-то многочисленное и сильное племя встретило угров и аланов. С аланами отношения не сложились, а угры приютили скитальцев. К середине IV века и возник новый народ, именуемый гуннами. Причём приоритетное положение в нём заняла культура угров, а вот военное дело эти люди в большей степени переняли у хуннов.

В то время аланы и парфяне практиковали, так называемую, сарматскую тактику боя. Это всадники, закованные в броню, с длинными копьями. Копьё крепилось к туловищу животного, поэтому в удар вкладывалась вся сила скачущего коня. Такая тактика была очень эффективной, и противостоять ей не мог никто.

Гунны же придумали совсем иной тактический ход. Гораздо более эффективный, чем сарматский. Они делали ставку на изнурение противника. То есть не вступали в рукопашную схватку, но при этом и не покидали поле боя. Они имели лёгкое вооружение, держались в отдалении, стреляли из луков и сбрасывали всадников противника на землю арканами. То есть изматывали врага, лишали его сил, а затем убивали.

В результате аланы были покорены и влились в состав гуннов. Как следствие, образовался мощный союз племён, в котором хунны заняли отнюдь не доминирующие позиции. В 70-е годы IV века гунны переправились через Дон и, разгромив остогов, открыли новый период истории. Называется он в наши дни - «Великое переселение народов ».

Следующими жертвами, после остогов, стали визиготы, обосновавшиеся в низовьях Днестра. Они также были разбиты и бежали к Дунаю, где обратились за помощью к императору Валента. Достойное сопротивление попытались оказать остроготы. Но гуннский царь Баламбер безжалостно с ними расправился. После этого в причерноморской степи наступил мир.

Завоевания Аттилы

Продолжался он до 430 года. В этот период на историческую сцену вышел такой человек как . Именно с ним связаны великие завоевания гуннов. Предпосылками же к ним послужили изменения климатических условий в степи. Кончилась вековая засуха и резко повысилась влажность в степных районах. В результате, лесная и лесостепная зоны стали расширяться, а степь сужаться. Необходимый жизненный ареал обитавших в степи народов, ведущих кочевой образ жизни, сузился.

Нужно было выживать. Компенсировать же все издержки могла только богатая и сытая Римская империя. Но в V веке это уже была не та могучая держава, каковой она считалась ещё каких-то 200 лет тому назад. Поэтому гуннские племена, возглавляемые своим предводителем Ругилой, достигли Рейна и попытались установить дипломатические отношения с Римом. Ругила был очень умным и дальновидным политиком. Но он умер в 434 году, а прямыми наследниками престола стали Аттила и Бледа. Это были сыновья Мундзука - брата Ругилы. Так наступил 20-летний период небывалого подъёма гуннского народа.

Молодые вожди не являлись сторонниками тонкой дипломатии. Они стремились к абсолютной власти, которую могли получить лишь насильственным путём. Под своим началом вожди объединили множество племён: остроготов, треков, герулов, гепидов, булгар, акациров, турклингов. Под гуннские знамёна встали также римские и греческие воины, негативно относящиеся к корыстной и прогнившей власти Западной римской империи.

Самого Аттилу современники описывают как невысокого, широкоплечего человека. У него была редкая борода, тёмные волосы и плоский нос. Примечательны также узкий разрез глаз и пронизывающий взгляд. В гневе он был страшен и беспощаден к врагам. К единомышленникам милостив и дружелюбен. Благодаря воле и силе духа, Аттила сумел объединить под своим началом все племена от Рейна до Волги.

Совместно с Бледой грозный вождь возглавил поход на Балканский полуостров и дошёл до стен Константинополя. Было сожжено и разрушено 70 городов от Сирмия до Наиса. Варварские племена сказочно обогатились, а авторитет вождей поднялся на небывалую высоту. Но Аттиле нужна была абсолютная власть. В 445 году он убил Бледу, и стал править единолично.

В 447 году Феодосий II заключил с гуннами унизительный для Византийской империи договор. Он обязался платить ежегодную дань и уступил южный берег Дуная до Сингидуна. Но в 450 году к власти пришёл император Маркиан и расторг договор. Но гуннский вождь не стал ввязываться в борьбу с византийцами. Война грозила принять затяжной характер, да к тому же на тех землях, которые уже были разграблены варварами.

Лидер воинственных племён решил двинуться в Галлию. Полностью морально и нравственно разложившаяся Западная римская империя была на последнем издыхании и представляла собой лакомую добычу. Но здесь умный и хитрый вождь просчитался.

Римские легионы возглавил талантливый полководец Флавий Аэций . Он был сыном германца и римлянки. На его глазах мятежные легионеры убили отца. Это был человек с сильным и волевым характером. Кстати, в юности он считался близким другом Аттилы, так как долгое время жил у гуннов, находясь в изгнании.

Поводом для экспансии послужила просьба принцессы Гонории обручиться с нею. Появились также союзники. Это король вандалов Гензерих, взявший Карфаген, и некоторые франкские князья.

По пути в Галлию войска Аттилы разбили бургундов и сравняли с лицом земли их королевство. После этого они, разрушая на своём пути все города, дошли до Орлеана, но взять его не смогли и отступили. В 451 году состоялось сражение на Каталаунской равнине. Гунны сошлись в страшной рубке с подошедшими войсками Аэция. Но это сражение не принесло победу ни одной из сторон. Аттила отступил, но римский полководец его не преследовал.

В 452 году дерзкий вождь возобновил войну. Его войска вторглись в Италию и взяли штурмом самую сильную крепость - Аквилею. Вся долина По подверглась разграблению. В этот раз Аэций оказался не на высоте. У него был мало войск, чтобы организовать достойный отпор варварам.

Римляне запросили мира и предложили огромный выкуп захватчикам, чтобы те покинули Италию. Это предложение было принято. Воинственные племена оставили в покое благодатные земли. Поход окончился удачно, но человеческая судьба очень непредсказуема.

В 453 году грозный вождь гуннов женился на бургундской красавице Ильдико. В первую брачную ночь он скоропостижно скончался. Почему умер воинственный гунн - неизвестно. Судя по воспоминаниям современников, можно предположить, что у Аттилы была гипертония. Юная темпераментная красавица, стареющий мужчина, выпивший лишнего, и повышенное артериальное давление - всё это вместе превратилось в гремучую смесь. Следствием же стало то, что грозный вождь варваров покинул бренный мир на пике своего могущества.

Завоевания Аттилы на карте

Конец гуннов

После этого наступило стремительное падение гуннской державы. Держалась она только, благодаря воле и уму Аттилы. Вспомним Александра Македонского . Он умер, и его империя тут же рассыпалась. Подобные государственные образования, основанные на грабеже и разбое, не имеют прочных экономических связей, поэтому мгновенно превращаются в прах после уничтожения всего лишь одного связующего звена.

В 454 году разношерстные племена разбежались, и гунны перестали представлять угрозу для римлян и греков. Может быть поэтому император Западной римской империи Валентиниан заколол мечом во время аудиенции своего лучшего полководца Флавия Аэция. По этому поводу римляне говорили, что император левой рукой отрубил себе правую.

Результат подомного самодурства был печален. Аэций представлял собой главного борца с варварами. Он сплачивал вокруг себя патриотов, которые ещё оставались в империи. После его смерти наступил крах. В 455 году король вандалов Гензерих захватил Рим и отдал его на разграбление своему воинству. Вся дальнейшая история Италии - это агония даже не государства, а его осколков.

Грозный вождь Аттила умер более 1500 лет назад, но имя его до сих пор хорошо известно в Европе. Его принято называть «Бичом Божиим», посланным людям в наказание за их неверие в Христа. Все мы понимает, что это не так. Царь гуннов - обычный человек, не лишённый тщеславия и жажды повелевать как можно большим количеством людей.

После его смерти начался закат гуннского народа. В конце V века ещё совсем недавно воинственное племя перешло Дунай и попросило подданство у Византийской империи. Им выделили землю, и на этом история кочевого племени закончилась. В VI веке причерноморскую степь заселили тюркюты и хазары. Наступило время нового исторического этапа, где на арену вышли совсем другие народы и государства.

Гунны – древнее кочевое племя, которое в поздней античности (370-е годы) вторглось в пределы Восточной Европы.

По происхождению гунны были азиатами, а их язык, по мнению большинства учёных, относился к тюркской группе.

Также большинство исследователей признали, что гунны были потомками центральноазиатских хунну, известных по их войнам с Китайской империей.

Гунны в Европе

Вторжение гуннов коренным образом изменило историю европейской цивилизации. Оно явилось началом так называемого Великого переселения народов – процесса, при котором «варварские» европейские племена, в первую очередь германцы, расселялись по разным местам континента и вторгались в пределы Римской империи.

В результате некогда целостная империя была поделена на несколько географических частей, разделённых между собой поселениями варваров, которые в некоторых случаях образовывали собственные государства.

С другой стороны, многие германские племена желали войти в число римских граждан, поэтому правительство разрешало им селиться в окраинных областях империи, в обмен на что они обязывались охранять границы от других варварских племён.

Тем не менее гуннам удалось подчинить себе ряд европейских народов, которые с большим трудом смогли освободиться от их владычества. Точнее – государство гуннов ослабело и распалось после смерти Аттилы – самого могущественного и знаменитого гуннского правителя, и это позволило германцам обрести свободу.

Первыми пострадали от натиска гуннов аланы и германские племена:

  • Остготы;
  • Бургунды;
  • Герулы.

Азиатские кочевники организовали настоящие «гонки народов на выживание». Конечным итогом этого процесса, в частности, стало падение Западной Римской империи и закрепление славян и германцев на всей территории Европы.

Происхождение гуннов

В то время как большинство учёных признаёт гуннов древнетюркским племенем, некоторые исследователи склонны сближать их с монгольскими и маньчжурскими народами. О тюркском происхождении гуннов свидетельствуют языковые данные, однако материальная культура слишком отличается от традиционной тюркской.

Например, для всех древних тюрков характерно круглое жильё «иб», которое впоследствии стало прообразом юрты; гунны же проживали в землянках, имеющих Г-образную лежанку.

Правители

Первым известным гуннским правителем является Баламбер. Именно он в IV веке подчинил остготов, а вестготов заставил отступить во Фракию. Тот же царь опустошил Сирию и Каппадокию (в то время – римские провинции), а затем обосновался в Паннонии (территория нынешней Венгрии) и Австрии. Сведения о Баламбере носят легендарный характер.

Следующий известный правитель – Ругила. При нём гунны заключили с Восточной Римской империей перемирие, однако Ругила грозился нарушить его, если император Феодосий II не выдаст ему беглецов, преследуемых гуннами. Привести в действие свою угрозу Ругила не успел, поскольку вовремя скончался.

После него править кочевниками стали его племянники – Бледа и Аттила. Первый в 445 году погиб по невыясненной причине во время охоты, и с того момента Аттила сделался единоличным правителем гуннов. Этот правитель, по выражению одного римского автора, был «рождён, чтобы потрясти мир».

Для имперских властей Аттила был настоящим «бичом божьим», его образ использовали для запугивания народных масс, населявших отдалённые провинции обеих Римских империй (Восточной и Западной) и думавших о завоевании независимости.

В VI – VIII веках на территории Дагестана существовало некое «царство гуннов (савир)». Столицей его был город Варачан, однако большая часть жителей государства продолжала сохранять кочевой быт. Правитель государства носил тюркский титул Эльтебер. В VII веке очередной правитель Алп-Илитвер, приняв посольство из христианской Кавказской Албании, сам соизволил перейти в христианство.

После VIII века достоверных сведений о судьбе дагестанского «царства гуннов» не имеется.

Образ жизни

Гунны были абсолютными кочевниками. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что они никогда не строили себе каких-либо строений и даже в завоёванных городах старались не заходить в дома; по их поверьям, спать в помещении было небезопасно. Большую часть суток они проводили на лошадях, часто даже ночуя на них.

Впрочем, римский посол к гуннам Приск писал, что у Аттилы и некоторых его военачальников имеются огромные и богато украшенные дворцы. Гунны практиковали многожёнство. Основой социального строя у них была большая патриархальная семья.

Сообщается, что гунны были хорошо знакомы с кулинарией, однако кочевая жизнь научила их быть неприхотливыми в еде. По-видимому, гунны умели варить пищу, однако отказывались это делать по причине нехватки времени.

Религия

Гунны были язычниками. Верховным богом они признавали общетюркского Тенгри. У гуннов были амулеты с изображением фантастических животных (прежде всего драконов), имелись капища и серебряные идолы. По сообщению Мовсеса Каланкатваци (армянского историка VII века), гунны обожествляли солнце, луну, огонь и воду, поклонялись «богам дорог», а также священным деревьям.

Деревьям и богам они приносили в жертву лошадей; однако человеческих жертвоприношений гунны не практиковали, в отличие от их предполагаемых предков хунну. Восприятие гуннов Европейскому населению, даже «варварскому», гунны внушали настоящий ужас. Из-за своих монголоидных признаков они казались благородным римлянам не людьми, а некими чудовищами, намертво приросшими к своим уродливым лошадям.

Германские племена возмущались натиском кочевников-гуннов, которые не были знакомы даже с земледелием и щеголяли своей дикостью и необразованностью.

В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы — угров, монголов, тюркские и иранские племена — в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.

Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. — это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди — шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. — С. Ц .), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [ Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88 ].

Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525 ]. Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».

Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, — и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья. Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».

В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте — в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка — узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.

Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.; Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами).

Гунны между тем обрушились на везеготов, устроив им настоящую бойню. «Побежденные скифы (везеготы. — С. Ц .) были истреблены гуннами и большинство их погибло, — пишет современник этих событий Евнапий, — причем не было предела жестокости при их избиении». В 376 г. десятки тысяч спасающихся от нашествия везеготских семейств появились на берегу Дуная, умоляя римские власти позволить им переправиться и поселиться во Фракии. За ними шли остроготы, слыша за своей спиной топот и ржание гуннских лошадей. Император Валент согласился принять везеготов, намереваясь использовать их для пограничной службы на дунайской оборонительной линии. Однако переправа такого огромного количества людей заняла много времени; подвоз припасов не был организован должным образом, и среди везеготов разразился голод. Римские чиновники вместо помощи «варварам» использовали ситуацию в целях личного обогащения. За кусок хлеба они заставляли везеготов отдавать им в рабство жен и детей. Дошло до того, что любого раба продавали за десять фунтов говядины или за ковригу хлеба. Аммиан Марцеллин пишет даже, что римляне «по ненасытности своей, набрав откуда только было можно собак, давали их по одной за каждого раба», а Иордан утверждает, что голодные везеготы порой продавали своих детей в рабство за «дохлятину — собачью и других нечистых животных».

Доведенные до отчаяния везеготы взбунтовались, опустошили Фракию, и римлянам пришлось усмирять их силой оружия. Но на помощь разбитым везеготам пришли остроготы, переправившиеся через Дунай без императорского позволения и приглашения. 9 августа 378 г. на равнине возле Адрианополя римские легионы были растоптаны готской кавалерией; решающая роль в победе принадлежала остроготам и их союзникам аланам, которые «как молния» обрушились на врага. Император Валент пал в сражении и даже тело его не было найдено. По известию Иордана, он укрылся в каком-то поместье близ Адрианополя, а готы, не зная об этом, сожгли дом вместе с ним. Его преемник, император Феодосий I, с большим трудом спас положение, даровав готам права федератов (союзников империи, получающих регулярное жалованье). Тем временем в Паннонию вступила гуннская орда, увлекая за собой аланов, угров, булгар и другие кочевые племена южных степей. Эти события были началом Великого переселения народов.

III.

Страшное опустошение Северного Причерноморья, произведенное гуннами, не замедлило отразиться на самих разрушителях, среди которых разразился голод. Приостановив наступление на запад, гуннская орда в конце IV столетия перевалила через Кавказ и наводнила Переднюю Азию, разоряя и грабя города и массами уводя население в рабство. Сельские местности Сирии и Каппадокии совершенно обезлюдели. Осаде подверглась Антиохия; Иерусалим и Тир готовились к отражению нашествия; Аравия, Финикия, Палестина и Египет, по словам писателя V в. Иеронима, «были пленены страхом». Гунны отступили только после того, как иранский шах двинул против них крупные силы.

Гуннам понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы прочно обосноваться в причерноморских степях. В первой четверти V в. они наконец появились в Паннонии, которая освободилась благодаря уходу в Галлию аланов и вандалов. В 434 г. гуннский вождь Ругила осадил Константинополь, спасенный на этот раз, как повествует византийское предание, лишь посредством вмешательства небесных сил. В том же году Ругила умер и власть в орде наследовали его племянники - Аттила и Бледа. Последний вскоре был убит своим соправителем, которому и суждено было превратить свое имя и имя своего народа в нарицательные.

Гунны привели в ужас цивилизованный мир: после них готы и вандалы казались афинскими воинами. Они вызывали отвращение даже у самих варваров. Готы рассказывали, что один из их королей сослал вглубь Скифии колдуний, которые встретились там с блуждающими демонами. От их соития и родилось отвратительное племя гуннов, отродье, по словам Иордана, зародившееся в болотах, — «малорослые, тощие, ужасные на вид, не имеющие с человеческим родом ничего общего, кроме дара слова», чье лицо — безобразный кусок сырого мяса с двумя дырами вместо глаз. Аммиан Марцеллин описывает их с чувством естествоиспытателя, столкнувшегося с неведомыми чудовищными тварями. Рассказав об отталкивающей наружности гуннов, об их приземистых телах, непомерно больших головах, о приплюснутых носах, о подбородках, изрезанных шрамами, якобы для того чтобы помешать расти бороде 1 , он заключил: «Я сказал бы скорее, что это двуногие животные, а не люди, или каменные столбы, грубо вытесанные в образ человека, которые украшают парапеты мостов».

Читая рассказы современников о нравах этих кочевников, можно подумать, что гуннская орда — это скорее волчья стая, чем сообщество людей. Если галлы, по рассказам римских писателей, боялись одного: что небо рухнет им на голову, — то гунны, казалось, опасались только того, чтобы на них не упали крыши. У них не было даже кибиток, и они проводили свой век на спинах своих лошадей, к которым были точно приклеены. Иероним утверждал, что согласно поверью гуннов, кто-либо из них, коснувшийся земли, считал себя уже мертвым. Верхом они исправляли всякие дела, продавали и покупали, обсуждали общеплеменные вопросы, верхом же и спали, наклонившись к сухопарым шеям своих лошадей, «нескладных, но крепких». Одежда из холста или меха истлевала на их теле, и только тогда заменялась новой. Огня они не знали, и когда хотели есть, клали себе под седло кусок сырого мяса и таким образом размягчали его. Грабили они с бессмысленной жестокостью.

Средневековое изображение Аттилы

Впрочем, сегодня гунны не кажутся нам такими уж дикарями. Мы знаем, что двор Аттилы был средоточием европейской дипломатии и развлекались там не только выходками шутов, но и беседами «философов»; образованная гуннская верхушка использовала письменность — неизвестно, свою или заимствованную. Именно к гуннам бежал в 448 г. известный врач Евдоксий, выходец из Галлии, уличенный в сношениях с багаудами 2 . Один из римских дипломатов при дворе Аттилы встретился там с соотечественником-эмигрантом, который расхваливал ему общественные порядки гуннов и даже не думал о возвращении на родину. (Надо заметить, что главным социально-экономическим благом в гуннской империи было отсутствие налогов: грабежи и контрибуции с лихвой покрывали издержки и нужды двора Аттилы). При осаде городов гунны с успехом использовали сложные военно-инженерные сооружения и стенобитные машины.

С появлением Аттилы варварство, доселе почти безымянное и безликое, обретает имя и лицо. Из своего далекого степного стана он грозил империи, уже разделенной, и Рим с Константинополем истощали свою казну, чтобы удовлетворить его требования. Посланники империи униженными просителями приближались к деревянному ханскому дворцу, весьма искусно построенному из бревен и досок и украшенному резьбой, — где подвергались долгим мытарствам, прежде чем быть допущенными внутрь, за линию оград и частоколов. Представ перед Аттилой, они видели большеголового человека с проседью, коренастого, широкогрудого, курносого, безбородого, почти черного лицом; маленькие глазки его обыкновенно горели гневом. Во время пиршества владыка гуннов ел и пил из деревянной посуды, тогда как его гостям подавали яства на золотых и серебряных блюдах. Посреди пира он оставался неподвижен, и только когда в залу входил младший из его сыновей, взгляд «Бича Божьего» смягчался и, ласково схватив ребенка за щеку, он привлекал его к себе.

Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.

Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, — пишет Иордан, — они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами — первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».

Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.

Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, — термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [ Свод, I, с. 162-169 ].

Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши — или война!» — ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана — его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».

И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? — кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. — Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» — «Я Аттила, Бич Божий!» — звучит в ответ. — «О, — отвечает епископ, — да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».

Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.

Аэций

И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен — гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк — последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.

На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на Северный Кавказ.

Гуннское «опустошение мира» сыграло важную роль в истории славянского этноса. В отличие от скифских, сарматских и готских вторжений, нашествие гуннов было чрезвычайно масштабным и привело к разрушению всей прежней этно-политической ситуации в варварском мире. Уход на запад готов и сарматов, а затем и распад империи Аттилы позволил славянам в V в. начать широкую колонизацию Северного Подунавья, низовьев Днестра и среднего течения Днепра.

Кто такие гунны? откуда они взялись. и предками каких народов они являются?

  1. Венгры, румыны, югославы! Покорили древний Рим.
  2. казахи они! казахи!
  3. Блин время уже дофига прошло с записи, но скажу ни один из ответов не является верным. Гунны это предки могнголов
  4. Славяне низшая каста людей и даже на сегодняшний день.
    То, что в соседстве со Скифами, Сарматами и Аланами нашли людей со славянской ДНК значит лишь то, что они были зависимыми рабами тех народов.
    В истории славяне нигде не локализуются, как мощное государство... Напротив, над славянами очень легко одерживают победы народы - захватчики.
    Скифы, Сарматы, Аланы - это народы северного Кавказа.
    Когда они там обитали, славяне все еще под землей жили и с деревьев не слезали.
    Но нельзя и отрицать тот факт, что среди этих же племен обитали и тюркоязычные племена.
    К правящим кастам вроде Скифских Авхатов они отношения не имели конечно же, но вс же находились в составе этих народов.
  5. Гунны - народ, образовавшийся во II-IV вв. путем смешения тюркоязычных хунну и угорских племен Приуралья и Приволжья.

    Племенная группа алтайского типа (тюркские, монгольские, тунгусо-маньчжурские языки) , вторгшаяся в 70-х годах 4 в. н. э. в Восточную Европу в результате длительного продвижения к западу от границ Китая. В китайских источниках упоминается как народ хунну или сюнну. Гунны создали огромное государство от Волги до Рейна. При полководце и правителе Аттиле пытались завоевать весь романский запад (середина 5 в.) . Центр гуннов находился в Паннонии, где позже обосновались авары, а затем - венгры. В состав гуннской монархии в середине 5 в. входило, помимо собственно гуннских (алтайских) племен, множество других, и том числе германцев, алан, славян.

  6. могли восстановить п

    ароль, если утратите доступ к своей странице.

  7. Гунны (хунну) - воинственные кочевые племена, обитавшии на территории от Тихого Океана и Северного Китая до Алтая и Семиречья. Они предки казахов))) .
    Первые упоминания о гуннах встречаются в китайскиъ источниках в 3м в. до н. э. Вот
  8. Это немцы-новая история. За 8 класс.
  9. о-о-о.. . это очень важный и великий народ. да!
  10. Кочевой народ Центральной Азии, обитавший первоначально к северу и западу от реки Хуанхэ. И создавший в 3-2вв до н. э. на территории Манголии и Южного Прибайкалья военно-племенной союз.
  11. Открыто самое северное на сегодняшний день городище скифов и поселение славян 5 века. Также здесь сохранились памятники археологии эпохи "бронзы". В селе Мухино Задонского района ранее было обнаружено захоронение гуннской девушки. Таких могильников в Европе единицы, отметил Рязанцев.
    Экспедиция продлится до середины августа.
    Гунны - азиатский народ, в семидесятых годах IV в. появившийся в Европе и вызвавший великое переселение народов. После смерти Аттилы в V в. исчезает имя гуннского царства. Есть предположение, что гунны - финны или славяне. Однако, в описаниях Аммиана Марцеллина и Иорнанда у гуннов внешность была совершенно монгольская.
    Источник - NEWSru.com
  12. жили раньше где немцы...
  13. Усуни: хозяйство, культура, отношения с сопредельными странами.
    У усуней были рыжие волосы и голубые глаза. Царь усуней носил титул "кунбаг"
    (князь над племенами). Власть кунбага была наследственной. В своей
    деятельности он опирался на совет старейшин. Основой хозяйства усуней было
    полукочевое скотоводство, а главным богатством - лошади. Со второй половины
    II в. до н. э. усуни были втянуты в сферу большой политики империи Хань.
    Заключаются неоднократные династические браки усуньских кунбагов с
    принцессами империи Хань и державы гуннов. Образовалось два постоянно
    соперничающие между собой ветви в династии кунбагов: "ханьскую", "гуннскую".
    В 70-х годах I в. до н. э. - гунны, обеспокоенные возвышением усуней
    предприняли несколько удачных рейдов крупных отрядов конницы на восточные
    границы усуньских владений. Тогда усуни заключили с империей Хань договор о
    совместных военных действиях против гуннов и в 71 году до н. э. усуни нанесли
    гуннам сокрушительный удар.
  14. Первоначально, соседи китайцев, монголоидный народ алтайской языковой семьи (определить, тюрки, монголы либо же тунгусо-маньчжуры увы, невозможно) . В силу определенных процессов, скорее всего, планомерной политики вытеснения воинственных кочевников с соедних территорий обьединенного Цинь Ши-хуаном Китая, дали толчок историческому феномену, известному как "Великое переселение народов". Дальше - просто читайте историю))) Прямых потомков они не оставили, но достаточно посмотреть на территорию продвижения гуннов, от Алтая до Пиренеев, чтобы представить себе, в жилах представителей скольки этносов течет доля азиатской крови. Центральная Европа, безусловно, рулит, но и Западной досталось не меньше, набеги - это не только грабежи, угон в рабство и убийства. Это еще и изнасилования)))))))))))))
  15. ну припрлись они из Азии (точно никто не знает) . Долго трахали Европу. Наибольший расцвет произошл при их царе Аттиле. В основном вели кочевой образ жизни. Постепенно были вытесненны славянами. Турки, предположительно, считаются родственным племенем.
  16. Гунны - это народ славяне-русы, только назван так иностранцами. Сарматы, скифы, готы, половцы (полова - рубленная солома - цвет волос половцев) и т. д. - вс славяне-русы.
    Рус - родовой уклад славян. Русь - родовое устройство страны.
  17. 1.ГУННЫ - кочевой народ, сложился во II-IV веках в Приуралье из тюркоязычных хунну и местных угров и сарматов. Массовое передвижение гуннов на запад (с 70-х годов IV в.) дало толчок так называемому Великому переселению народов. Подчинив ряд германских и других племен, возглавили мощный союз племен, предпринимавший опустошительные походы во многие страны, подошли к Константинополю и Риму.

    В 375 гунны разгромили остготский союз племен и захватили Паннонию (377). В конце IV - начале V веков гунны не представляли серьезной опасности для римлян, которые охотно вербовали гуннские отряды для достижения своих военно-политических целей.

    Наибольшего могущества гунны достигли при Аттиле (433-453 годы) . Продвижение гуннов на запад было остановлено их разгромом на Каталаунских полях (июнь 451г.) объединенными силами римлян, франков и вестготов, бургундов, саксов. Это была одна из крупнейших и кровопролитнейших битв в истории человечества. Готский историк Иордан утверждает, что потери с обеих сторон составили 165 тысяч человек. Существуют сведения, что количество убитых доходило до 300 тысяч (!) человек. После смерти Аттилы (453г.) обширное и непрочное государственное образование гуннов распалось.
    ссылка заблокирована по решению администрации проекта

    "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона"
    Гунны азиатский народ, который под предводительством Баламира, после победы над аланами, соединившись с ними, перешел через Дон (375), разгромил Готское королевство Германриха и таким путем вступил в историю Запада. Г. разделялись на многие независимые племена и заселяли первоначально обширные равнины между Волгой и Дунаем. Позже центром их владений сделалась долина Тиссы. В 395 г. гунны предприняли набег на Азию и прошли от Кавказа до Сирии. В Европе первою подверглась их опустошению Фракия, откуда толпы Г. , под предводительством Ульдина, достигали окрестностей Константинополя. Время правления Аттилы (433 454) представляет блестящий период гуннского могущества. Под скипетром Аттилы соединились не только венгерские племена, но и акациры, предки хозар, многие славянские и германские племена. После смерти Аттилы началась вражда между его сыновьями. Подвластные народы вернули себе свободу, первыми гепиды, в борьбы с которыми погиб Эллак, сын Аттилы. Местность по Дунаю и Тиссе была очищена от Г. , перекочевавших обратно за Прут и Днепр, где они снова разделились на мелкие княжества. Один из князей, Динцик или Денгицих, сын Аттилы, погиб в 468 г. в борьбе с остготами, после чего исчезает имя Гуннского царства. В войске Нарзеса, действовавшем против остготов, появляются гуннские орды на службе у римлян. Самый народ встречается еще под именем кутургуров или кутригуров на 3 и ургуров или утригуров на В от Дона; первые своими набегами наводили страх в VI в. на восточную Римскую империю. Этот народ, по-видимому, тождествен с болгарами, которые после ухода остготов утвердились в Римской империи и с течением времени ославянились. Относительно национальности Г. существуют различные взгляды. Одни считают их за Hjongnu китайских авторов, т. е. за народ происхождения монгольского; другие признают их финнами, предками мадьяр. Предание, считающее Г. прямыми предшественниками мадьяр, вероятно, возникло впервые в XII веке, под влиянием немецких героических сказаний, особенно Нибелунгов. Ср. Neumann, Die Volker des sudl. Russlana (Лпц. , 1847); Cassel, Magyar Altertumer (Б. , 1848); A. Thierry, Histoire dAttila et de ses successeurs (4 изд. , П. , 1874).

  18. Германцы
  19. да те же монголы... много раньше племен было, пока Чингисхан их не объединил...
  20. племя, появившееся во время великого переселения народов, причм начали этот процесс тоже они, первыми кто о них упоминает - китайские хроники, а являются они предками славян
Загрузка...