domvpavlino.ru

Итальянское путешествие мироточивой иконы «Умягчение злых сердец. Молитва Божьей Матери «Умягчение злых сердец

25.08.2018

Иконография Богородицы ведет отсчет с первого века христианства - ряд образов считается написанными еще при земной жизни Приснодевы. Особое место среди икон занимает «Умягчение злых сердец». Здесь изображается Божия Матерь без Младенца, а в сторону ее сердца направлены кинжалы.

История иконы Умягчение злых сердец

Происхождение остается загадкой - аналогичная икона существует у католиков, возможно оттуда она была заимствована южными иконописцами. Основанием для сюжета служит евангельский рассказ о том, как в храме родители Христа встретили праведного старца, желавшего увидеть явленного Спасителя. В честь этого события в Церкви существует праздник Сретение (встреча). Святой Симеон предсказал юной Марии, что она будет жестоко страдать - не только за Сына, но и за каждого смертного.

Существует также в православии практически идентичная икона - «Семистрельная». Композиция весьма похожа, но отличается расположение оружия - оно, кстати, более напоминает обоюдоострые клинки, чем стрелы. В данном случае один рисуется снизу, по три направлены в сердце с разных сторон сверху. На «Умягчении злых сердец» 4 меча изображаются слева (от зрителя) и 3 справа.

Голову и плечи св. Марии покрывает традиционный омофор со звездами. Под ним виднеется синяя туника, сам покров - красного цвета. Количество клинков означает полноту - указывает на то, что страдание Богородицы было очень сильным.

История обретения

Предание сохранило историю появления «Семистрельной» (список на холсте датируется 18 в., но оригинал был более древним, считается, что ему минимум 500 лет). Один вологодский крестьянин страдал от болезни ног, которая не давала ему нормально ходить. В видении он услышал повеление подняться на колокольню церкви во имя Иоанна Богослова. Там хранились старые иконы, среди которых мужчина должен был отыскать образ Богородицы и сотворить молитву.

Далеко не сразу церковное начальство благословило страдальца начать поиск - без разрешения на колокольню можно подниматься лишь на Светлой седмице. Святой лик оказался прямо под ногами - одна из ступенек лестницы был сделана из старой иконы. Заметив такое святотатство, священники достали икону и поместили в храме. Крестьянин же, помолившись, стал здоров. И сегодня икона «Семистрельная» для верующих имеет большое значение. Она напоминает о том, что каждый грех, любое злое слово или даже мысль больно ранят Богородицу в самую душу.

Считается, что сегодня этот образ находится в храме праведного Лазаря в Вологде. Старая же церковь, где он был обретен, не сохранилась, остался лишь поклонный крест. Сюда верующие совершают паломничества. По композиции, цветовому решению обе иконы очень похожи, поэтому возле них можно читать одинаковые молитвы.

Довольно древний образ «Умягчение злых сердец» был обретен во время 2-й мировой. Было это на правом берегу Дона, где сражались итальянцы, выступавшие за Германию. Солдаты союзников и нашли в одном из разрушенных домов икону, передали ее капеллану. Местные жители утверждали, что ранее образ находился в Белогорском монастыре.

Во время отступления в 1943 г. священник забрал икону к себе домой. На родине в Венеции была выстроена особая часовня. Сюда до сих пор приходят русские, чтобы помолиться своей «Мадонне с Дона».

Значение святого образа

Другое название иконы - «Симеоново проречение», т.е. предсказание св. Симеона. Связано это с евангельским сюжетом. Конечно, никто буквально не пронзал Пречистую Деву ни мечами, ни стрелами. Значение иконы «Семистрельная» - символическое, изображение острого оружия помогает глубже понять ее богословский смысл. Сама Божия Матерь через нее призывает всех людей - и верующих, и неверующих - стать добрей, а это возможно только через покаяние.

Хотя крестные муки Спасителя давно в прошлом, Пречистая продолжает страдать. Ведь там, около креста, она стала матерью всем, кто рождается от земной женщины. Как же должна мучиться мать, видя, что ее дети продолжают убивать друг друга, враждовать, ненавидеть, обманывать, красть…

Люди, получившие прощение от своих злых дел от времен Адама, не остановились - они продолжают служить своим слабостям. Поэтому каждый неправедный поступок, каждое резкое слово, сказанное ближнему, даже грешная мысль - это те самые кинжалы, которые ранят невинную Богоматерь каждый день. Такое наглядное изображение выбрано, чтобы даже самое закоренелое в грехе сердце дрогнуло и начало обращаться к Господу.

Почитание Богоматери имеет глубокие богословские корни - будучи по рождению обычной женщиной, Она смогла вместить себя бесконечного Господа. Таким образом, она стала неким новым существом - выше обычной человеческой природы. Икона «Умягчение злых сердец» указывает дорогу к Богу тем, кто Его еще не нашел. Она является надеждой для тех, кто хочет взойти от земли до Неба.

Богословы проводили ассоциации между Богоматерью и Церковью. Как через женское тело Христос воплотился на земле, так через тело Церкви он продолжает пребывать здесь. Грех, вошедший в рай через Еву, через женское начало теперь получил полное искупление в виде Спасителя.

Где находится икона

В наши дни существует чудотворный список иконы «Умягчение злых сердец». Он находится в Москве, в храме на Девичьем поле (м. «Спортивная», храм Архангела Михаила). Икону иногда возят по стране.

  • В 2004 г. список бы привезен в Толгский монастырь., где во время молебнов наблюдалось обильное выделение ароматного мирра.
  • В 2008 г. икона пребывала в Рязани, где мироточение повторилось.

В деревне Бачурино есть печатный образ, сделанный на заказ для одной женщины. После того как он стал мироточить, владелица передала его Церкви, теперь икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» возят по городам России.

О чем молятся иконе

Обычно на иконах Божия Матерь выступает молитвенницей, защитницей грешников, а возле этого образа хочется защитить ее. И сделать это можно - если перестать грешить, избавиться хотя бы от одного своего порока. В этом как раз и помогает икона «Умягчение злых сердец». Перед ней молятся об обращении тех, кто перестал ходить в храм, либо совсем не имеет веры. Помогает образ усмирить враждующих - будь то родственники, друзья или коллеги по работе.

Молитва иконе «Умягчение злых сердец» должна быть особенно теплой, искренней. Святые отцы советуют строить общение с высшими силами согласно простой схеме:

  • прославить Бога;
  • поблагодарить Его (за все, что есть);
  • покаяться в проступках против заповедей;
  • попросить то, что необходимо - прежде должны идти нужды духовные.

Также Евангелие рекомендует перед тем, как обратиться к Господу, примириться с близкими. Если человек только на словах демонстрирует свою веру, то с ней что-то не так. Когда покаяние настоящее, оно требует видимых дел. Можно мало молиться, зато поступать правильно. И такая, пусть короткая, молитва будет угодна Богу.

Молитва иконе Умягчение злых сердец

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О многостральная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

По материалам сайта «Боголюб»

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Богословие употребило священные поэтические изображения для описания умных сил, не имеющих образа, имея в виду наш разум, заботясь о свойственной ему и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения.

Святой Дионисий Ареопагит.
«О небесной иерархии»

«Умягчение злых сердец»… Сколько в одном названии этой иконы надежды - надежды на то, что будет когда-нибудь торжествовать правда на земле, что люди станут добры и милосердны, станут любить друг друга. И как трудно это в нашем ожесточенном мире, и подчас только вид чужого страдания способен смягчить наше собственное злое сердце…

Эту икону называют еще «Симеоново проречение». Как повествует евангелист Лука, праведному старцу Симеону Богоприимцу было предсказано Духом Святым, что не умрет он, пока не увидит Мессию. И вот когда родители на сороковой день после рождения Младенца принесли Его в Иерусалимский Храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял Младенца на руки (откуда и прозвание Богоприимец) и произнес знаменитые слова, которыми с тех пор завершается каждая служба вечерни и известные как Молитва святого Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» После же он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с тем самым Симеоновым проречением: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, -да откроются помышления многих сердец». Подобно тому как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких «символических» икон Богородицы. Все прибегающие к ним с молитвою чувствуют, что при умягчении сердца облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают: когда молятся пред этими образами за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные чувства, уступая место милосердию, утихают междоусобная брань и вражда.

Образ «Умягчение злых сердец» происходит, по всей видимости, из Юго-Западной Руси, однако исторических сведений о нем, к сожалению, не было никогда и никаких; неизвестно даже, где и когда икона явилась. Пречистая «Умягчение злых сердец» пишется с вонзенными в Ее сердце мечами – по три справа и слева, один снизу. Число «семь» в Священном Писании обычно означает полноту, избыточность чего-либо, а в данном случае – полноту и бескрайность того горя, печали и «болезни сердечной», которые испытала Богородица во время Ее земной жизни. Иногда на коленях Пречистой Девы пишется еще и Предвечный Младенец.

Празднование этому образу совершается в Неделю Всех святых (в первое воскресенье после Троицы).

Очень близок к «Умягчению злых сердец» и другой чудотворный образ - икона Божией Матери «Семистрельная». Разница между ними лишь в том, что на «Семистрельной» мечи пишутся иначе - три с правой стороны Пречистой и четыре с левой, а празднование ей совершается 13 августа по старому стилю.

«Семистрельная» - северорусского происхождения: она пребывала в Иоанно-Богословской церкви на берегу реки Тошни, что неподалеку от Вологды впадает в одноименную реку. Крестьянин Кадниковского уезда много лет страдал от хромоты, и никто не мог ему помочь. Но вот однажды в тонком сне некий голос повелел ему найти на колокольне Богословской церкви, где хранились ветхие иконы, образ Пречистой и помолиться перед ним об исцелении. Крестьянин несколько раз просил пустить его на колокольню, но его словам не верили. Лишь на третий раз позволили ему подняться на колокольню. Оказалось, что икона, покрытая сором и грязью, служила ступенькой лестницы, и звонари ходили по ней, словно по простой доске. Ужаснувшись невольному кощунству, церковнослужители отмыли икону и отслужили перед ней молебен, после которого крестьянин обрел исцеление. Прошло еще немало лет, сменились поколения, об этом чуде стали уже забывать, но вот в 1830 году Вологодскую губернию, как и большую часть Европейской России, постигла страшная эпидемия холеры. Во время нее святыни из Тошни были перенесены в Вологду и поставлены в «холодной» (летней) церкви Дмитрия Прилуцкого на Наволоке - в вологодском Заречье, справа от главного городского моста. Обратились тогда христолюбивые жители Вологды к «Семистрельной» и вместе с иными святынями обнесли ее торжественным крестным ходом вокруг города. Холера отступила также внезапно, как и пришла. Согласно преданию, этому образу было более пятисот лет, однако особенности живописи и то, что он написан на наклеенном на доску холсте, свидетельствуют о его гораздо более позднем происхождении - видимо, этот список был сделан в XVIII столетии с не дошедшего до нас изначального образа. В память же о чудесном избавлении Вологды от холеры горожане заказали и поставили в Дмитриевской церкви список с «Семистрельной», от которого со временем также стали происходить чудеса. Богослужение здесь прекратилось в 1930 году, возобновилось 13 июля 2001 года, однако святыни в храме не осталось.

Во время Великой Отечественной войны на юге Воронежской области, в местности, известной как Белогорье (от меловых скал на правом берегу Дона близ города Павловска), стояли воевавшие на стороне нацистов итальянские горнострелковые части. Во второй половине декабря 1942 года солдаты из взвода лейтенанта Джузеппе Перего нашли в разрушенном от бомбежек доме икону «Умягчение злых сердец», которую они передали своему военному священнику - капеллану отцу Поликарпо из Вальданьи. По словам местных жителей, эта икона происходила из пещерного Воскресенского Белогорского мужского монастыря близ Павловска. Итальянцы называли ее «Madonna del Don» («Донская Мадонна»; не следует путать этот образ с Донской Богоматерью). После Острогожско-Россошанского наступления советских войск в январе 1943 года остатки разбитого итальянского корпуса покинули пределы нашей страны. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре (материковая часть Венеции) специально для нее была выстроена часовня, до сих пор остающаяся местом массового паломничества родных и близких итальянских солдат, погибших в России.

Наконец, еще одна чудотворная икона подобного же типа пребывала в соборе города Жиздра на юго-западе Калужской губернии, близ брянских земель, и была известна как «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие», как значилось в соборной описи. Праздование ей совершалось также 13 августа – в один день с «Семистрельной» и с гораздо более распространенной «Страстной» иконой совсем иного вида (подлинный чудотворный образ находился в московском Страстном монастыре; на нем возле лика «Одигитрии» были изображены два Ангела с орудиями страстей Господних - крестом, губкою и копием). В отличие от таких страстных, на жиздринской иконе Пречистая написана в молитвенном положении; одной рукою Она поддерживает лежащего у Ее ног Младенца, другою же прикрывает Свою грудь от семи направленных в нее мечей.

Тропарь, глас 4

Умягчи наша злая сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашея разреши, на Твой бо святый образ взирающее, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твоя лобызаем, стрел же наших, Ты терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердая, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути, Ты бо еси воистину злых сердец Умягчение.

Молитва

О Многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Инаго бо прибежища и теплого предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевать в Троице Единому Богу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

празднование иконе «Семистрельная» совершается 13/26 августа; иконе «Умягчение злых сердец» - 3/16 февраля и в Неделю Всех Святых

П о закону Моисееву все еврейские родители должны были приносить своих детей на сороковой день после рождения в храм для посвящения Богу. Во исполнение этого закона Матерь Божия со святым праведным Иосифом Обручником принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм.

В это время жил в Иерусалиме старец по имени Симеон. Много лет назад, будучи ученейшим человеком своего времени, он переводил священные книги с еврейского языка на греческий. Переводя книгу пророка Исайи, он остановился на фразе: «Се Дева во чреве зачнет». Подумав, что допущена ошибка, Симеон уже хотел написать «жена», но Ангел Господень удержал его руку, запретив исправлять пророчество, и предсказал ему, что не умрет он до тех пор, пока не увидит исполнения пророчества. Необычайно долго жил после этого праведный Симеон (по преданию, 270 лет). И вот наконец долгожданное время настало. Старец Симеон по внушению Святого Духа пришел в Храм в то время, когда Пресвятая Дева с праведным Иосифом принесли туда Младенца Иисуса. Праведный старец встретил Младенца, взял Его на руки и, славя Бога, сказал: «Ныне отпукаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2, 29-32).

Матерь Божия и святой праведный Иосиф дивились словам старца Симеона. Святой старец благословил их и, обратившись к Пресвятой Деве Марии, предсказал Ей о Младенце: «Вот, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34-35).

Проречение святого праведного Симеона: «… и Тебе Самой оружие пройдет душу» указывает на грядущие страдания, которые претерпела Пресвятая Дева во время Своей земной жизни. Число семь в Священном Писании вообще означает полноту чего-либо, а в данном случае полноту того горя, печали и болезни сердечной, которые выпали на долю Пресвятой Богородицы. Божия Матерь с твердым упование на Бога безропотно понесла такие страдания, которые не под силу ни одному земнородному. Весь акафист иконе Богородицы «Семистрельная» посвящен воспоминаниям перенесенных Ею страданий и прославлению терпения и смирения Пречистой. Будучи искушенной и претерпевшей до конца, Пресятая Дева может и нам помочь в наших земных скорбях: Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Известно первое описание иконы «Семистрельная».

Долгое время этот святой образ находился на повороте лестницы колокольни храма святого апостола Иоанна Богослова, близ Вологды (на берегу реки Тошни). Обращенную ликом вниз икону принимали за обыкновенную доску и ходили по ней.

Эта икона была написана на холсте, наклеенном на доску, и свое наименование получила от самого изображения. Богоматерь на ней изображена без Предвечного Младенца, Одна, пронзенная семью стрелами или мечами - четыре с левой стороны и три с правой. Живопись этой иконы носит на себе явные следы давнего происхождения, и знатоки утверждают, что она написана около 500 лет тому назад. Несмотря на такую давность, живопись прекрасно сохранилась.

Прославилась она после чудесного исцеления одного крестьянина Кадниковского уезда, много лет страдавшего общим расслаблением и хромотою. Во время сна ему было сказано, что если он посетит Иоанно-Богословский храм и найдет на колокольне икону Божией Матери, то, помолившись пред нею, получит исцеление. Два раза он приходил и, передавая свой сон, просил впустить его на колокольню; но ему не верили и отказывались исполнить его просьбу. Наконец на третий раз впустили его на колокольню. Здесь он тотчас нашел святую икону, виденную им во сне: она заменяла место доски, по которой проходили на повороте лестницы. Найденную им икону обмыли от сора и птичьего помета, покрывавших ее. Больной крестьянин просил отслужить пред нею молебен и получил исцеление.

Позже икона прославилась в 1830 году, когда в Вологде свирепствовала холера. Жители в страхе прибегли к помощи Царицы Небесной и, подняв святые Ее иконы, «Семистрельную» и «Семиградскую», обнесли их вокруг города в торжественном крестном ходе. Скоро холера совершенно прекратилась. С того времени от иконы многие получали исцеление от болезней.

После революции чудотворная икона исчезла.

В настоящее время известна мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная» в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).

Икона «Умягчение злых сердец» отличается от иконы «Семистрельная» расположением мечей: они расположены по три справа и слева, а один (седьмой) снизу. Здесь мечи означают семь главных греховных страстей человеческого падшего естества. За неизреченные скорби, перенесенные Пресвятой Богородицей во время Ее земной жизни, которые справедливо названы пронзающим душу оружием, Пречистой Деве была дарована особая благодать зреть помышления сердец человеческих. Исполнилось пророчество праведного Симеона: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец». С тех пор Богородице открыто устроение каждого человека. Грехи людские как мечи уязвляют любящее сердце Пречистой Девы, но, когда человек в раскаянии прибегает к Ее помощи, неизреченное милосердие Божией Матери смягчает и врачует злое сердце его.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» известна с давних времен, но сведений о ее происхождении, к сожалению, нет никаких.

Пред иконами Пресвятой Богородицы «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец» молятся об исцелении от холеры, хромоты и расслабления, об умиротворении враждующих и об умягчении злых сердец, при вражде или гонениях.

На иконе «Умиление злых сердец» изображена Дева Мария. На неё направлено семь мечей, символизирующих страдания, боль, грехи человека. У образа есть «родная сестра» под названием «Семистрельная». Её изображают аналогично с одним отличием - стрелы расположены с двух сторон (слева - 3, справа - 4), а в «Умягчении злых сердец» один из мечей находится снизу.

Знатоки иконописи отождествляют два образа. Часто можно встретить названия одного под изображением другого. Подобная ошибка не считается грубой. Празднование «Семистрельной» и «Умягчения злых сердец» проходит в один день.

Происхождение иконы

Точно о происхождении святыни ничего не известно. Эксперты знают, что она имеет северорусское происхождение. Первоначальный образ создан очень давно, поэтому о его истории не сохранилось никаких записей.

Анализ образа, написанного на холсте, наклеенном на доску, позволил определить, что он относится к XVIII веку. Об этом свидетельствует тип красок, их состояние. Очевидно, что исследованное полотно - список с более ранней иконы.

Толкования образа

Символизм образа многогранен. Его можно толковать по-разному, и каждое значение будет по-своему правильным. Три основных объяснения:

  • Евангельское - связано со строками Евангелие, которые были обращены к Деве Марии.
  • Мечи - 7 грехов, угрожающие каждому человеку.
  • Мечи - физическая угроза. Зарождение православия связано с гонением. Каждый, кто проповедовал веру, подвергал себя опасности.

Евангельское толкование

В установленный день Божья Матерь принесла своего младенца в храм - этого требовал Моисеев Закон. Тамошний священник Симеон был просвещённым - он провел всю жизнь в постах и молитвах, поэтому видел души людей, мог пророчить и творить чудеса. Он разглядел святой дух, понял, что новорожденный - Сын Божий. Симеон поведал Марии о величии её младенца, но предупредил, что её ждут страдания из-за жертвы, которую принесет её сын.

«И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец», - душевные страдания пророк сравнил с физической болью. То, что мечей на иконе семь - не случайность. Число означает полноту, завершенность.

«Симеоново проречение» - неофициальное название иконы. Его она обрела из-за евангелических строк.

7 грехов

7 мечей - как семь грешных страстей, угрожающих человеку и губящих душу: гнев, зависть, чревоугодие, прелюбодеяние, уныние, алчность, гордыня. Во время тяжких испытаний они угрожали и Деве Марии при её земной жизни. Но она не поддалась грехам и прошла свой путь со смиренной душой и верой во Всевышнего. Считается, что через «Умягчение злых сердец» Божья Матерь способна разглядеть любое из греховных чувств в человеке, помочь избавиться от него. Икона Божией Матери напоминает нам, что нужно стойко переносить все жизненные невзгоды, веря в Бога и смиренно подчиняясь его воле.

Чудесное обретение образа

По преданию, образ обретен в XVII или XVIII веке в одном из городов Вологодской области. Один крестьянин почти всю жизнь страдал от хромоты - не помогали ни врачи, ни знахари, ни молитвы. Он уже потерял надежду излечиться и смиренно нес свой крест. Однажды во сне к нему пришел святой лик, который велел посетить местную Богословскую церковь и отыскать на колокольне, где хранились самые ветхие иконы, образ Богородицы.

Сначала священники не поверили человеку и отказались пустить его к древним святыням. Он приходил три раза и только на третий над ним сжалились и пошли на колокольню. Но в самом помещении не оказалось ни одного образа Пресвятой Богородицы. Крестьянин не отчаялся и продолжил поиски. Оказалась, что икона служила одной из ступенек, была покрыта грязью, поэтому и не замечена раньше. Это было непростительным святотатством - по святому лику ходили ногами. Её сразу отмыли и провели молитвенный обряд. Хромата покинула человека.

Чудеса

В 1830 году на Севере Империи бушевала эпидемия страшной болезни. Она буквально опустошила Вологду и её окраины. Правящий в то время епископ благословил крестный ход. «Умягчение злых сердец» перенесли в одну из церквей города. Каждый мог прийти и помолиться перед святым ликом о спасении. Скоро эпидемия отступила.

Судьба образа неизвестна. Ещё в 1930 году его спрятали в Иоанно-Богословской церкви. Она была закрыта и возобновила свою работу относительно недавно. Но этой святыни в ней не было.

«Умягчение злых сердец» - новая чудотворная святыня

Обретение одного из чудотворных образов случилось в наши дни. В 1997 году произошло трагическое для православного мира событие - украдена «Иверская-Монреальская» мироточивая икона. Она загадочно исчезла в день кончины её хранителя. Через некоторое время благочестивая россиянка Маргарита купила в одной из церковных лавок образ «Умягчение злых сердец».

Предвидение катастроф

С первого взгляда святыня ничем не отличалась от других. Но вскоре она начала мироточить. Причем делала она это не бессистемно, а реагировала на важные события, происходящие в мире. Лик богородицы изменился, когда в 1999 году Москву сотрясли взрывы домов - под глазами отчетливо виднелись черные круги, а по квартире начал слышаться запах ладана. После гибели «Курска» на святыне появились кровавые раны. До наших дней образ покрывается каплями крови в преддверии трагических событий. Многие, кто приближался к святыня, говорят, что их не покидало чувство общения с живым существом, которое понимает их, сочувствует.

Странствия святыни по миру

Сейчас икону возит по миру муж Маргариты. Для неё создали драгоценный ковчег, построили часовню. Список присутствовал при избрании нового Патриарха Всея Руси.

Хранитель иконы говорит, что она сама выбирает пути странствования и всегда оказывается там, где нужно. Любые самые логичные планы хозяина всегда рушатся в один миг, и возможным становится то, что казалось невероятным.

О чем молятся образу

Многих интересует, в чем помогает образ. Пресвятая Богордица - наша общая мать, заступница перед Богом и Сыном. Её образу на «Умягчении злых сердец» молятся о разных вещах:

  • чтобы покинула злая мысль, намерение или избавить от них своих недоброжелателей;
  • вернуть на истинный духовный путь, забрать сомнения в своей вере, которые появляются в тяжелых ситуациях;
  • множество молитв к святыне направлено об избавлении от болезней, защите воинов.

На самом деле, не так важно, для чего вы молитесь перед той или иной святыней, какие изображения святых на ней находятся. Главное, чтобы прошение было передано с чистыми помыслами, от всего сердца - тогда его обязательно услышат и передадут Спасителю.

События из истории иконы

Точное происхождение иконы «Умягчение злых сердец» окутано неизвестностью – предполагается, что она пришла откуда-то из Юго-Западной Руси, а туда, возможно, и с Запада, поскольку известно почитание этого образа в католицизме. Иначе эту икону называют «Симеоново проречение», исходя из текста Евангелия от Луки о праведном Симеоне Богоприимце – старце, которому было открыто, что он не уйдет из жизни, пока не увидит Младенца–Мессию. И когда на сороковой день после рождения Христа Его принесли в храм, то туда по зову Божию пришел и Симеон. Взяв на руки Сына Божия, он произнес слова, которые стали известны как молитва Симеона Богоприимца и звучат на каждой вечерней службе: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром…» После этого, благословив Святую семью – Марию-Богородицу и святого Йосифа, старец обратился к Марии со словами, которые и стали «Симеоновым проречением». В нем он предрек раздоры между последователями Христа и фарисеями, страдания самого Господа на Кресте и то, что душу Пречистой также пронзят боль и страдание за сына и весь род человеческий во всей полноте. На полноту Её горестей символически указывает число семь (знак полноты чего-либо) – количество стрел (или мечей), изображенных на иконе.

С сюжетом этой иконы, происходящим от «Симеонова проречения», часто связывают еще одну икону – «Семистрельную». Разница с «Умягчением злых сердец» заключается в композиции иконы: на иконе «Умягчение…» стрелы пишутся по три справа и слева и одна снизу, а на «Семистрельной» – три с правой стороны и четыре с левой.

Икона «Семистрельная» пришла с Русского Севера, из Вологодчины. Ее первое местонахождение – Иоанно-Богословская церковь на берегу реки Тошни, что течет недалеко от Вологды, притока реки, название которой носит и город. По преданию, этой иконе более полувека, но, по всей вероятности, это более поздний список с первоначального, поскольку писан на холсте, наклеенном на доску, что свойственно приемам иконописи, возникшим примерно в XVIII веке, а первоначальный образ утрачен.

Предание об обретении исходного образа таково. Некий крестьянин, проживавший в Кадниковском уезде Вологодчины, много лет мучился неизлечимой хромотой. Однажды он задремал и сквозь дрему услышал голос, который велел ему отыскать образ Богоматери на колокольне той самой Иоанно-Богословской церкви. Три раза просил крестьянин позволить ему взойти на колокольню, помолиться перед тем образом, поскольку там хранились обветшалые иконы, но ему не верили и только на третий раз разрешили подняться. И тут, споткнувшись, он взглянул под ноги и на пошатнувшейся и затем случайно перевернутой ступени увидел богородичный образ! Оказалось, что когда-то кощунственным образом из доски, на которой была писана икона, сделали одну из ступеней лестницы. По ней из года в год поднимались священники и звонари, наступая на образ Пречистой, обращенный при вделывании в лестницу ликом вниз.

Икона была загрязнена, покрыта мусором. Служители церкви пришли в ужас от такого святотатства, вынули икону из лестницы, отчистили ее и с молитвами поместили в церкви. Крестьянин также сердечно помолился перед ней и получил исцеление своего недуга.

Если продолжить разговор о современном нам обретении одного из списков иконы «Умягчение злых сердец», то известно событие, которое произошло во время Великой Отечественной войны на юге от Воронежа, в Белогорье, которое так названо по белым известняковым скалам на правобережье Дона, где, как известно, воевали союзные итальянские войска фашистской коалиции. В декабре 1942 года солдаты из взвода одной из горно-стрелковых частей нашли в разбитом бомбой доме икону «Умягчение злых сердец», которую передали капеллану 1 по имени Поликарпо из Вальданьи.

Как говорили жители этих мест, икона ранее принадлежала пещерному Воскресенскому Белогорскому мужскому монастырю близ Павловска, что недалеко от Воронежа. Итальянцы назвали ее «Madonna del Don» – «Донская мадонна», но эта икона не имеет ничего общего с образом, известным как Донская Богоматерь. В январе 1943 года итальянские войска были разбиты. Отец Поликарпо забрал эту икону при отступлении с собой на родину, где в Местре – на материковой части Венеции – была выстроена для нее часовня. Сюда много лет приходят родственники и близкие погибших в России в Великую Отечественную войну итальянских солдат.

На юго-западе Калужской губернии известна икона того же типа, она находилась в городе Жиздра. По соборной описи в ее названии значатся слова из «Симеонова проречения»: «И Тебе самой душу пройдет оружие», и празднование ее совершается также 13/26 августа. Здесь еще один вариант написания: в отличие от иконы «Умягчение злых сердец» и «Семистрельной» на этой иконе Богоматерь поддерживает лежащего у Ее ног Младенца одной рукой, другой – прикрывает грудь от направленных на Нее семи мечей.

Какое чудо произошло

Со времени чудесного обретения иконы, ее версии «Семистрельная» на Вологодчине прошло немало лет, об этом событии стали забывать. Однако в 1830 году в Вологодской губернии началась эпидемия холеры, которая выкосила огромное количество жителей. Святыня тогда была перенесена в Вологду в летнюю церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке. Православные вологодцы обнесли икону крестным ходом вокруг города, и эпидемия прекратилась так же внезапно, как началась.

В память о чудесном прекращении страшной эпидемии жителями Вологды был заказан новый список с чудотворной иконы, который поставлен в Дмитриевской церкви, и от него также стали происходить чудеса исцеления.

Спустя век, в 1930 году, по понятным причинам богослужения в церкви прекратились. Когда в 2001 году они возобновились, чудотворной иконы там уже не было. Возможно, настанет время, и эта икона вновь явится миру, которому следует помнить, что наша нетерпимость, наш вечный поиск повода для мелкой и крупной розни – не более чем ссора братьев и сестер перед светлым ликом общей Матери, вечно молящей о нас Сына Своего.…

Чудеса иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» в наше время

В настоящее время есть мироточивая икона Божией Матери «Семистрельная» в храме Архангела Михаила при клиниках на Девичьем поле (город Москва, м. «Спортивная», «Фрунзенская»).

В июне 2008 года образ Богоматери «Умягчение злых сердец» привезли на некоторое время из Москвы в Рязань. Лик Пречистой, говорили свидетели, был покрыт благоухающими струями мира. Ранее, в 2004 году, чудотворная икона была привезена в Толгскую обитель, и там она, при служении молебнов, источала ароматное миро, благоухание которого также разливалось по всему храму.

Во время пребывания иконы в Толгском женском монастыре также происходили чудесные явления. Например: некая прихожанка со слезами радости на глазах поведала о чудесном обращении к Богу ее горячо любимой дочери. «Дочь моя, - говорила она, - посещала несколько лет секту “Новое поколение”. Она сердилась, когда я говорила ей о Толгском монастыре и чудотворной иконе. Все-таки я уговорила ее посетить Толгский женский монастырь. При первом посещении монастыря она осталась равнодушна, а на иконы и святыни вообще не обратила внимания. Милостью Царицы Небесной мне удалось уговорить ее поехать в Толгский монастырь, когда в нем пребывала икона Божией Матери “Умягчение злых сердец”. Чудотворный мироточивый образ подействовал на мою дочь потрясающе. Она как бы медленно приходила в себя и вдруг сказала: “Мама, а ведь я некрещеная”. После чего она покрестилась и стала ходить в православную церковь. Я очень благодарна Матери Божией за это великое чудо, так как Она возвратила мне любовь и понимание моей дочери. Мне хочется пожертвовать на украшение этой дивной чудотворной иконы самое дорогое, что у меня есть, - обручальное золотое кольцо». Такими словами закончила она свой рассказ и отдала хранителям иконы свою драгоценность, которая теперь украшает образ “Умягчение злых сердец”» 2 .

«Поразительная история произошла у меня с иконой Богородицы “Умягчение злых сердец”, – рассказывает автор проекта «Иконы XXI века» Кристина Кондратьева. – Ее написал Юрий Кузнецов для одной женщины по просьбе ее дочери. Икона была заказана к определенному числу, но написана была раньше. У икон свои сроки... C оказией икону очень быстро передали мне в Москву. Так как график дел у меня достаточно плотный, я в течение двух дней не успевала или забывала на нее посмотреть. И вот на третий день вспомнила. А настроение было в тот момент хуже некуда. Бывает... Открываю я упаковку, вижу икону и... Слезы как хлынут! А с ними вышла и заноза, которая в сердце была да ныла. И так легко на душе и светло стало, что в этот же момент решила я, что и мне эта икона очень нужна. Образ написан так, будто говорит Богородица: "Что же вы так? Не нужно". И вроде не просит ни о чем, не укоряет, а сердце само как будто мягчает. А главное – злость, гнев, обида – все проходит. Остается только... да на самом деле ничего не остается, спокойствие одно. В этом образе все сказано. Посмотрите на него, и Вы все почувствуете, и слова будут лишними. Вот уж воистину “умягчение злых сердец”...»

Значение иконы

О какой бы из икон, которые восходят по событийности к «Симеонову проречению», мы бы не говорили, великое значение этой иконы состоит в том, что она – призыв самой Божией Матери к милосердию. Испытавшая великую меру материнского страдания на земном пути, Пречистая и сегодня – страдает. Она взяла в усыновление род людской, а этот род никак не может примириться внутри себя. Более того, он ищет и находит все новые и новые поводы к войнам, раздорам, недружелюбию, нетерпимости, формы противостояния, иногда совершенно нелепые. Этот трогательный и трагический образ страдающей Матери всех послан людям в надежде, что они, воочию увидев, как страдает Она, отдавшая на Распятие Своего невинного Сына, взошедшего на казнь ради искупления грехов человечества, остановятся, задумаются.

Что, в сущности, происходит? Человечество получило искупление грехов через Его Распятие, но не перестало лелеять свои пороки. И каждый проступок, каждое действие, которые спровоцированы злым чувством, недоброй мыслью, поворачивает в груди нашей самой первой Заступницы перед Богом те самые стрелы, или на других образах – мечи, причиняя боль любящему сердцу Матери. А Она, как мы помним, все равно готова молить Сына о каждом из нас, кто прибегает к Ее святому заступничеству. И если поглубже, подольше подумать об этом перед Ее иконой «Умягчение злых сердец» , то можно поверить, что эти мысли переродятся в чувства, способные смягчить самые жесткие души.

_______________________________
1 Капеллан – католический священник, сопровождающий войска в военных походах
2 Пример взят с сайта газеты «Царские врата», №4, 2005; http://bogolub.narod.ru

Загрузка...