domvpavlino.ru

Как это было. Юрий Гагарин. Гибель Легенды. Как это было Встреча на Земле

© М.Н.Бурдаев
© Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского , г. Калуга
Пленарное заседание
2001 г.

12 апреля 2001 г. в России, СНГ и других странах отметили сорокалетний юбилей одного из наиболее важных и известных событий в истории освоения человечеством окружающего его мира - первого полёта человека в космос.

Предварительные проработки вопроса о создании спутника Земли с человеком на борту относятся к августу 1958 г. В апреле 1959 г. был выпущен «Эскизный проект корабля «Восток». Проблема и перспективы полёта человека в космос в нашей стране впервые были обсуждены на совещании в Академии Наук СССР в начале 1959 г. Отбор кандидатов в космонавты был начат в октябре 1959 г. с рассмотрении документов 3461 лётчика истребительной авиации в возрасте до 35 лет. На первичную беседу были приглашены 347 человек.

Медицинский отбор проводился в Москве, в Сокольниках. Направления в один из старейших авиационных госпиталей получили только 206 человек. Из них 105 не прошли по требованиям к состоянию здоровья, 72 человека по различным причинам отказались от завершения обследования и вернулись в свои части. Полностью прошли все этапы медицинского обследования 29 лётчиков. Из них для подготовки к космическим полётам было отобрано 20 человек.

В конце 1959 г. было принято решение о создании Центра подго¬товки космонавтов. В начале марта 1960 г. двадцать первых кандидатов собрались на центральном аэродроме в Москве. Первое занятие по общекосмической подготовке было проведено с ними 14 марта 1960 г.

17 и 18 января 1961 г. первые шесть слушателей-космонавтов сдали специальной комиссии выпускной экзамен на готовность к космическому полёту. В эту группу входили капитаны В.Ф.Быковский, А.Г.Николаев, П.Р.Попович и старшие лейтенанты Ю.А.Гагарин, Г.Г.Нелюбов и Г.С.Титов.

В марте 1961 г. будущие космонавты впервые прилетели на космодром Байконур.

4 апреля 1961 г. Главком ВВС К.А.Вершинин подписал удостоверения пилотов-космонавтов Ю.А.Гагарину, Г.С.Титову и Г.Г.Нелюбову. Удостоверение №1 было вручено Юрию Гагарину.

Вечером 10 апреля 1961 г. на космодроме Байконур Государственная комиссия утвердила предложение С.П.Королёва о производстве первого в мире полёта космического корабля «Восток» с космонавтом на борту 12 апреля 1961 г. Было объявлено, что комиссия утвердила первым пилотом-космонавтом Ю.А.Гагарина, а его дублёром - Г.С.Титова.

12 апреля в 9 часов 7 минут по московскому времени космический корабль «Восток» унёс в космос первого гражданина Земли.

Реакция всего мира была быстрой и единодушной. После сообщения ТАСС эфир наполнился восторженными откликами. «Советский Союз, впервые запустивший в 1957 году искусственный спутник Земли, первым достигший Луны в 1959 году, наконец, первым... вернувший на Землю животных из космоса, только что дал миру своего Христофора Колумба космического пространства». Так передавали по радио французы. От них не отставали американцы, итальянцы, немцы, англичане.

Сергей Павлович Королёв на одной из встреч с журналистами сказал: «Гагарин доказал, на что способен человек - на самое большое. Он открыл людям Земли дорогу в неизведанный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее - он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал стимул идти увереннее, смелее... Это - Прометеево деяние». В нашей стране всенародное ликование можно было сравнить только с празднованием Дня Победы в далёком 1945 году.

Гагарина наперебой приглашали в гости многие страны мира. Его поездки дали возможность многим тысячам людей за границей впервые услышать о нашей стране. Это была великая дипломатическая миссия Юрия Гагарина, и он успешно с нею справлялся.

По традиции, созданной Гагариным, пилотируемая космонавтика продолжает играть важную роль в поддержании и развитии международных связей России. Совместная работа отечественных и иностранных космонавтов и астронавтов по программам «Союз-Аполлон», «Интеркосмос», «Мир-Шаттл», МКС и другим расширяет и укрепляет человеческие и межгосударственные контакты, способствует улучшению взаимопонимания и укреплению дружественных отношений с другими странами мира.

Полёт Юрия Гагарина имел огромное значение не только для укрепления международного авторитета нашей страны. Результаты его полёта были чрезвычайно ценными для космической науки и практики. Весной 1968 г. Ю.А.Гагарин должен был выступить с докладом о профессиональной деятельности космонавта на конференции ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях в Вене в Австрии, где он уже бывал до этого в своих поездках. В этом докладе были обстоятельно и подробно изложены задачи, которые решали в своих полётах он и его товарищи на «Востоках».

Важным и ценным было участие Юрия Алексеевича Гагарина в послеполётной обработке и практическом использовании полученных им информации и опыта. Герман Степанович Титов вспоминал в своей книге «Голубая моя планета», что он и Гагарин «вместе с конструктором, используя свою авиационную практику, создавали инструкции по технике пилотирования космических кораблей».

Сегодня Гагарин - это уже история. Он открыл человечеству дорогу в космос и первым прошёл по ней.

Гагарин был человеком будущего. В будущее был направлен его полёт, его мысли, его планы. Про него хорошо сказал американский астронавт Н.Армстронг: «Он всех нас позвал в космос». Гагарин был и остаётся первым в ряду капитанов космических кораблей.

За прошедшие годы состав отряда полностью обновился. Но те, кто пришёл на смену Гагарину и гагаринскому поколению, хранят память о Юрии. Не раз в кораблях и орбитальных станциях космонавтов сопровождали портреты и книги Юрия Гагарина.

В преемственности мыслей и дел космонавтов, в их стремлении выполнять свою работу так же ответственно и успешно, как Юрий, - одна из сторон бессмертия первого человека Земли, вышедшего на космическую орбиту. Народы России всегда будут помнить и гордиться тем, что этим человеком был гражданин нашей страны, Юрий Алексеевич Гагарин.

На снимке: Ю. Гагарин с товарищами во время одного из тренировочных полётов.

Как известно, была создана авторитетная правительственная комиссия, которая занялась самым тщательным рассмотрением всех обстоятельств полёта. Но, к сожалению, никакого официального сообщения о результатах расследования обнародовано не было. Ничего не сказано не только о причинах гибели Гагарина и Серегина, хотя бы и предположительных, но и о том, что же удалось узнать достоверно.

Среди людей, далёких от авиации и космонавтики, а иногда, что греха таить, и имеющих отношение к ним, но обладающих богатой фантазией, не подкреплённой в должной мере добросовестностью и доброжелательностью, нередко возникали и возникают различного рода домыслы. Слухи и лживые версии время от времени то затихают, то начинают муссироваться с новой силой. Такова цена тех издержек, которые приходится нести, когда отсутствует достоверная, правдивая информация!

Кому не приходила в голову мысль: «Почему не сохранили Гагарина? Зачем не запретили ему летать?»

Тем, кто знал его близко, ответ ясен. Возможно, он бы остался живым, но тогда бы он перестал быть Гагариным.

Будучи лётчиком и космонавтом, он прекрасно понимал, сколь опасны его работа, его профессия. Тем более, что Гагарин тяжело переживал утрату своего коллеги и друга Владимира Михайловича Комарова, дублёром которого он был. Но неизбежные жертвы не могли заставить отступить от любимого дела.

Дипломную работу в академии он защитил 17 февраля 1968 года. Защита прошла весьма успешно, можно сказать, с триумфом.

После этого появилась возможность вернуться к тренировочным полётам. Гагарин немедленно начал готовиться к ним и возобновил полёты уже 13 марта. С 13 по 22 марта совершил 18 полётов на учебно-тренировочном самолёте-спарке УТИ МИГ-15 общей продолжительностью более 7 часов.

Полет с Серегиным был последней контрольной проверкой, после которой Гагарин переходил к самостоятельным полётам. На тот же день, 27 марта 1968 года, ему были запланированы два полёта по кругу продолжительностью по 30 минут каждый.

УТИ МИГ-15 представляет собой двухместный учебно-тренировочный дозвуковой истребитель с одним турбореактивным двигателем. В носовой части фюзеляжа расположены герметические кабины: обучаемого (первая) и инструктора (вторая). Обе кабины оборудованы катапультируемыми сиденьями и фонарями. В случае аварии фонари сбрасываются с помощью пиропатронов. При отказе пиропатронов замки открываются вручную. Аварийное сбрасывание фонаря и катапультирование производятся каждым членом экипажа самостоятельно. Система управления даёт возможность инструктору, находящемуся в задней кабине, контролировать действия подопечного и исправлять в случае надобности его ошибки.

В день полёта на предполётную подготовку Юрий Алексеевич как всегда пришёл вовремя. Началась она в 9.15, проводил её Серегин. По окончании подготовки Серегин утвердил полётный лист, составленный и подписанный Гагариным. Тот положил его в правый карман лётной куртки, и оба. направились к приготовленной для них машине. Приняли рапорт от техника о готовности самолёта к полёту. Оба осмотрели самолёт привычным маршрутом. Расписались в журнале готовности к полёту и заняли места в кабинах: Гагарин в передней, Серегин в задней, как положено.

Начался обычный радиообмен с руководителем полёта, который вёл Гагарин (его позывной номер был 625). Каждое действие производилось только по команде (запуск двигателя, выруливание на взлётную полосу, взлёт и т. д.) В 10 часов 19 минут, получив разрешение и подтвердив его по радио, Гагарин поднял самолёт в воздух. В 10 часов 30 минут, закончив упражнение в зоне, Гагарин доложил об этом руководителю и попросил разрешения взять курс 320 (на возвращение). После этого радиообмен прекратился, ни на какие запросы со стороны руководителя полётов 625-й не отвечал. Судя но наиболее достоверным материалам, полученным при расследовании, примерно через минуту произошла катастрофа - самолёт столкнулся с землёй. Магнитофонная запись позволяет не только дословно восстановить содержание переговоров, но и содержит ещё два вида очень важной информация: точиый хронометраж времени и живую запись речи.

Радиообмен 625-го с РП (руководителем полёта) состоял из коротких энергичных фраз, соответствующих динамике полёта. «Прошу запуску - „Разрешаю запуск“; „625-й, на взлётную“ - „Понял, выполняк“; „625-й к взлёту готов“ - „Взлёт разрешаю“; „625-й, за облака выйдете, доложите“ - „625-й между облаками“; „Зону 20 занял, высота 4.200, прошу задание“ - „Понял вас, разрешаю“. И так до последних гагаринских слов: „625-й задание в зоне 20 закончил, прошу разрешение разворот на курс 320“. „625-й, разрешаю“, - ответил РП. „Понял, выполняю“. И все.

Наверно, нет смысла объяснять, какую роль в авиация играет состояние погоды. Недаром полёты в сложных метеоусловиях ценятся особенно высоко, а учёт их в лётных книжках ведётся особо Последний полёт Гагарина и Серегина проходил между двумя слоями почти сплошной облачности. Нижний занимал высоту от 500-600 метров примерно до 1.500, а верхний-от 4.500 до 5.500.

Что же установило расследование?

Его веля две подкомиссии, которые имели возможность привлекать к работе самых квалифицированных специалистов, любые научные институты и компетентные организации. Результаты самых разнообразных исследований собраны и обобщены в 30 солидных томах. Они содержат подробные данные анализов, расчётов, мнений, опросов свидетелей, выводов и заключений, скреплённых подписями авторитетных учёных, военачальников, партийных работников, лётчиков, космонавтов, инженеров, врачей, экспертов.

Подход был столь многоплановым, разносторонним, тщательным, привлечено было так много объективных показателей, что любая попытка использовать сомнительные материалы или недостоверные сведения немедленно отпадала. Чтобы не утомлять читателя техническими подробностями, остановимся только на главных вопросах и тех ответах, которые были на них получены.

Первая проблема была связана с рассмотрением авиационной техники и включала в себя всё, что имело прямое или косвенное отношение к её состоянию и работоспособности.

Вторая - охватывала большой комплекс вопросов о подготовленности лётчиков, организации полётов, соблюдении строгих порядков, необходимых для безопасности полётов.

По всем вопросам заключение было вполне положительным, что позволило комиссии сделать такой вывод: «Подготовка самолёта к полёту 27.III.68 года произведена в полном объёме, в соответствии с требованиями действующей документации по технической эксплуатации».

Безусловно, самой трудной была третья группа вопросов по технике. Требовалось установить состояние самолёта, его двигателя, оборудования во время полёта, вплоть до удара о землю.

Научные методы расследования в авиации уже тогда достигли высокого уровня и позволили объективно установить, казалось бы, невозможное. Было доказано не только то, что все системы на летательном аппарате функционировали безотказно до конца, но даже восстановлены все основные количественные показания приборов. Один из способов, который был тогда применён, - анализ отпечатков стрелок приборов на циферблатах, которые остаются при сильных ударах. Таким образом удалось установить время падения самолёта (по двум часам - бортовым в кабине Гагарина и его наручным), восстановить показания авиагоризонта, узнать обороты двигателя, углы отклонения рулей высоты и т. д.

То, что было проделано при этом, следует рассматривать как большой цикл научно-исследовательских работ. Их результатом стали следующие выводы комиссии:

«На самолёте разрушений и отказов агрегатов и оборудования в полёте не имелось. Разрушение самолёта произошло при ударе о землю. Все изломы и деформации характерны для разрушений от однократно приложенной нагрузки. Следы усталостного разрушения деталей и элементов конструкции отсутствуют». «Пожара и взрыва на самолёте в полёте не было. Противопожарная система в полёте не использовалась». «Двигатель в момент столкновения с землёй работал». «Электрическая сеть самолёта находилась под током от генератора ГСН-3000». «Командная радиостанция РСИУ-ЗМ была включена… Электропитание ва станцию подавалось». «Кислородная система… была исправна».

Полет Гагарина в космос открыл космическую эру, этот день стал Днем космонавтики и Всемирной авиации

Как все это начиналось? Полет Гагарина в космос, который был первым в истории человечества? А произошло все это 12 апреля 1961 года. Ю.Гагарин, гражданин Советского Союза, имевший звание старшего лейтенанта, на корабле «Восток» первым из людей совершил космический полет по орбите вокруг Земли. Тем самым открыл эру космических полетов на пилотируемых кораблях.

Весь полет Гагарина в космос продлился 108 минут, но, несмотря на это, явился мощным толчком в продолжение исследования космоса. Ю.А.Гагарин, как первый космонавт, получил досрочно звание майора авиации и удостоился звания Героя Советского Союза.

Выбор кандидата в космонавты и подготовка

Как определить, кто первым обязан, должен слетать в космос, конечно, это, безусловно, должен быть лётчик, причем летчик истребительной реактивной авиации. С учётом специфики и возможностей тогдашней космической техники необходимы были особые кандидаты - это люди абсолютно здоровые и профессионально подготовленные, а также дисциплинированные и соответствующие всему комплексу, предъявляемому к физическому и медицинскому состоянию.

Кроме Ю.А.Гагарина, ещё были претенденты на совершение первого полёта в космос. Их было всего двадцать человек. Претенденты подбирались среди лётчиков-истребителей, это так решил Королёв, который считал, что именно такие лётчики имеют опыт перегрузок, а также стрессовых ситуаций и больших перепадов давления.

Кроме того, отбор кандидатов производился с учетом положительных характеристик, членство в партии, а также учитывались политическая активность и социальное происхождение. Причем лётные качества непосредственно при отборе не играли существенной роли.

В первом отряде подготовки космонавтов оказалось два лидера, это были - Юрий Гагарин, а также - Герман Титов.

Из этого количества, двадцати человек отобрали шестерых, это было вызвано тем, что Королёв торопился, потому, что была информация, что где-то в конце апреля 1961 года американцы хотят отправить в космос своего человека. Поэтому старт СССР планировал 11 - 17 апреля в 1961 году. Первого космонавта, определили в последний момент, это сделали на заседании ГК, это были Ю.Гагарин, а его товарищ, Герман Титов, стал дублером.

И вот, 3 апреля 1961 года собравшийся Президиум ЦК окончательно принял решение по полету человека в космос.

А уже через пять дней, 8 апреля 1961 состоялось очередное заседание Государственной комиссии, на котором решался вопрос запуска космического корабля «Восток». Эта комиссия утвердила задание человеку на первый космический полёт, которое подписал С. П. Королёвым, а также Н. П. Каманиным. Вот текст -

«Выполнить полёт одновитковый вокруг Земли на высоте около 180-230 километров, а также продолжительностью примерно полтора часа с приземлением в заданном районе. Определена также цель полёта, она заключалась вот в чем, необходимо было проверить следующее: возможность пребывания в космосе человека на специальном, оборудованном корабле, оборудование корабля в полёте, связь корабля с Землёй, а также убедиться в необходимой надёжности приземления корабля с космонавтом».

После окончания открытой части заседания, оставшись в узком составе, комиссия, которая утвердила предложение Каманина о допуске до полёта Юрия Гагарина, то есть полет Гагарин в космос должен был совершить первым, а его друга - Титова утвердить на этот полет запасным космонавтом.

Первый космический полёт человека, полет Гагарина в космос

Участие СССР в гонке по освоению космоса приводит к тому, что в работах по созданию корабля Восток выбрали ряд не лучших, а простые и быстро осуществимые решения.

Космический корабль «Восток» осуществил старт 12 апреля 1961 года в 09:07 по Москве с космодрома Байконур, находившегося в Казахстане, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту; Ю.Гагарин имел позывной «Кедр». Дана была команда «на старт», тогда Гагарин произнёс давно ставшую знаменитой его фразу: «Поехали!».

В полете Гагарин в космосе, на орбите проводил простейшие эксперименты: т.е. он ел, пил, делал записки карандашом. «Положив» рядом карандаш с собой, то он случайно обнаружил, что тот начал моментально уплывать. Гагарин из этого сделал вывод: карандаши и другие, прочие предметы, которые находятся в космосе необходимо подстраховывать, т.е. привязывать. Свои ощущения, а также наблюдения он записал на магнитофон.

По завершению полёта Гагарина в космос, тормозная двигательная установка, известного конструктора Исаева отработала успешно, но с небольшим недобором импульса, поэтому автоматика выдала сигнал на запрет штатного разделение отсеков.

При спуске, на высоте около 7 км, точно в соответствии с заданным планом полёта Ю.Гагарин катапультировался, после этого капсула, а также космонавт стали опускаться на парашютах раздельно. Вот здесь возникла проблема, как ни странно ей оказалось место посадки. Ю.Гагарин опускался на парашюте в зимнюю речную воду Волги. Но в этот раз, Юрию Гагарину помогла прекрасная предполётная подготовка - он, управляя стропами, смог увести парашют от речной воды, и приземлился на расстоянии около 1,5-2 километрах от речного берега.

Возвращение на Землю

Совершив один виток вокруг Земли, Ю.Гагарин в 10:55:34 на 108 минуте на своем корабле завершил полёт.

Его первыми встретили на земле, после полёта, люди, которыми оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и их шестилетняя внучка Рита. Через небольшое время к месту приземления прибыли военные и местные колхозники. Группа военных, одна из них взяла под охрану спускаемый аппарат, а вторая группа повезла Гагарина в район расположение части. Отсюда Ю.Гагарин отрапортовал по телефону командиру дивизии ПВО следующее: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

В это время с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт типа Ми-4, экипажу которого необходимо было найти и забрать Гагарина. Этот экипаж - экипаж Ми-4 сразу обнаружил спускаемый аппарат, а вот Гагарина рядом с ним не было; пояснили ситуацию местные жители, они рассказали о том, что Ю.Гагарин отбыл на грузовике в город Энгельс.

Тогда Ми-4 взлетел и взял курс на город Энгельс. С борта вертолета на дороге, неподалеку от КПП они заметили автомашину, в которой Гагарин после доклада уже и направлялся к своему спускаемому аппарату. Здесь Ю.Гагарин вышел из машины, замахал руками, вертолетчики подобрали его, и полетели на аэродром Энгельса, передав радиограмму следующего содержания: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина с нетерпением уже ждали, к трапу вертолёта подтянулось всё руководство базы. Гагарину вручили телеграмму Советского правительства с поздравлением. На автомобиле марки «Победа» Гагарина отвезли на командно-диспетчерский пункт, и затем уже штаб базы, чтобы связаться с Москвой.

Примерно часа через три после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетают Королёв и ещё несколько представителей из Госкомиссии. Около 9 часов вечера накрывают стол и празднуют удачный полёт и возвращение Гагарина из космоса.

Учитывая обеспечение секретности первого полёта человека в космос, а также факт запуска и полета Гагарина в космос заранее не освещались. Широко известные кадры с Гагариным, были отсняты не в день запуска в космос, а уже позднее, специально для кинохроники, где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске.

События после космического полета Ю.А.Гагарина

Успешное проведение намеченных исследований и выполнение программы полета 12 апреля 1961 года ровно в 10 часов 55 минут московского времени советский космический корабль «Восток» совершил безаварийную посадку в заданном районе Советского Союза.

Летчик-космонавт майор Гагарин сообщил: «Прошу доложить партии и правительству, что приземление прошло нормально, чувствую себя хорошо, травм и ушибов не имею».

Этот полет Гагарина в космос открыл грандиозные перспективы в покорение космоса человечеством.

Это было сообщение ТАСС, которое было подготовлено заранее…

Встреча Ю.Гагарина в Москве

Изначально никто не планировал такой грандиозной встречи Гагарина в Москве. Это всё решилось в последний момент, и решил это Никита Сергеевич Хрущёв. Он позвонил в Кремль и настойчиво потребовал, достойной встречи Гагарину-первому космонавту.

14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, на подлёте к Москве самолёт сопровождал почётный эскорт истребителей, состоящий из семи истребителей МиГ-17. Самолёт с эскортом торжественным строем пролетели над центром Москвы, затем над Красной площадью, и произвёли посадку в аэропорту Внуково, там Ю.Гагарина ожидал грандиозный приём: масса ликующих людей, журналисты и операторы, а также руководство страны.

Потом была поездка в открытом «ЗИЛ-111В», Гагарин стоя приветствовал встречающих. Вокруг слышались поздравления, многие махали плакатами. Один человек сумел, прорвался через оцепление и лично вручил Гагарину букет. На Красной площади состоялся митинг, на нём Никита Хрущёв объявил о присвоении Ю.Гагарину званий Герой Советского Союза, а также «Лётчик-космонавт СССР».

Зарубежные визиты

Первой из зарубежной поездки для Юрия Гагарина была поездка в Чехословакию. Он летел на рейсовом самолете Ту-104 в Прагу. Пассажиры рейса, когда узнали Юрия Алексеевича Гагарина, то бросились за автографами.

В Финляндии Ю.Гагарин побывал дважды - в 1961 и 1962 годах.

В 1961 году в июле Гагарин прибыл в Великобританию, его пригласил профсоюз литейщиков Англии.

А в 1961 году Гагарин успел посетить Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, а также Польшу (21-22 июля), Кубу, Бразилию с небольшой остановкой на острове Кюрасао, посетил в этом же году Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон, Афганистан.

В общем Ю.А.Гагарин побывал практически во всех странах мира, где его встречали радостно и доброжелательно.

Так началась эра, эпоха освоения ближнего космоса человечеством!

День 12 апреля навсегда вписан в историю человечества, как День космонавтики!

В 1959 году в Советском Союзе было принято решение о полете человека в космос, и первые 20 кандидатов начали подготовку . В августе 1960 года Правительство СССР утвердило «Положение о космонавтах», тогда же отобрали «ударную шестерку» для подготовки к первому пилотируемому полёту. В январе 1961 года Ю.А. Гагарин вместе с шестью другими кандидатами, Г.С. Титовым, Г.Г. Нелюбовым, А.Г. Николаевым, В.Ф. Быковским и П.Р. Поповичем, успешно сдали экзамены Государственной комиссии. 3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н.С. Хрущёв. Президиум дал разрешение провести первый в мире полёт человека в космос. 8 апреля на «открытом» заседании Госкомиссии было утверждено задание космонавту: выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180-230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта - проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта. Ю.А. Гагарин узнал о своём назначении на полёт за два дня до старта, 10 апреля 1961 года.

Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство : «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.» (В день старта старшему лейтенанту Гагарину было присвоено внеочередное звание «майор»).

В 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала трёхступенчатая ракета-носитель «Восток», которая вывела на орбиту Земли одноместный космический корабль с Ю.А. Гагариным на борту.

После полёта, при детальной расшифровке данных измерений выяснилось, что корабль вышел на более высокую орбиту, чем планировалось: апогей (наивысшая точка) 327 км вместо 230 км расчётных. Если бы тормозная двигательная установка на «Востоке» не сработала, то корабль затормозился бы естественным путём об верхние слои атмосферы не на 5-7 сутки полёта, как предусматривалось резервной системой посадки, а только на 15-20 сутки. Система жизнеобеспечения на кораблях серии «Восток» была рассчитана на 10 суток.

Во время полёта самочувствие космонавта оставалось хорошим. Юрий Гагарин наблюдал Землю, звёзды, космическое пространство, регистрировал показатели приборов. Свои наблюдения и ощущения он диктовал на бортовой магнитофон. Космонавт вёл бортовой журнал, но в невесомости от него «уплыл» карандаш - и писать стало нечем.

В 9 часов 55 минут «Восток» был сориентирован для схода с орбиты. Автоматическое разделение спускаемого аппарата корабля и приборного отсека не произошло, что привело к вращению корабля со скоростью 30°/с, при входе в плотные слои атмосферы.

Как вспоминал об этой нештатной ситуации сам космонавт : «Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То вижу Африку, то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки. Мне было интересно самому, что происходит. Я ждал момент разделения. Разделения нет…».

Разделение спускаемого аппарата и приборного отсека произошло по резервному варианту от срабатывания термодатчиков на высоте 130 км с задержкой на 10 минут.

Катапультирование космонавта из спускаемого аппарата произошло на высоте 7 км. На спуске в дополнение к основному парашюту по неизвестной причине вышел и раскрылся запасной. У космонавта возникли трудности с открытием клапана на шлеме для обеспечения дыхания в атмосфере. Посадка произошла в районе деревни Смеловка вблизи города Энгельс Саратовской области, недалеко от берегов Волги. Расчётное место посадки было в 110 км южнее Сталинграда, но «Восток» сел с большим перелётом и в хорошо знакомых Юрию Гагарину местах: в Саратове он учился, в Энгельсе проходил парашютную подготовку.

Сообщение ТАСС : «В 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.»

Так полётом Ю.А. Гагарина на корабле «Восток» началась эра полётов человека в космос.

В этот праздничный день мы отдаём дань уважения и памяти, чтим и чествуем героические достижения советского и российского народа в освоении просторов космического пространства!

И мы всегда будем помнить простого русского человека, гражданина СССР - Юрия Алексеевича Гагарина, ставшего первым космонавтом нашей планеты, который любил играть в баскетбол.

Из книги Героя Советского Союза Юрия Алексеевича Гагарина «Дорога в космос» (записки лётчика-космонавта СССР, издательство «Правда», 1961 год) : «В свободное время мы много занимались спортом, организовали баскетбольную команду. Я ещё в ремесленном училище пристрастился к этой быстрой, живой игре. Наша команда участвовала в городских соревнованиях и заняла первое место среди саратовских техникумов. Зимой раза три в неделю мы тренировались в спортивном зале. Был у меня друг Толя Навалихин. Он всё тянул на лыжню в засыпанные снегом пригородные рощи. Но я предпочитал баскетбол. На лыжах ходил, но не так много и часто, как другие».

12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток», вес которого составил 4730 кг. «Восток» был запущен в космос при помощи ракеты-носителя с тремя ступенями. Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км.

Часто задается вопрос о том, сколько длился полет Гагарина. Он продолжался совсем недолго - всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. В ходе этого полета были разрешены некоторые важнейшие задачи:

  • проведение испытаний всех систем корабля;
  • изучение воздействия невесомости на организм человека;
  • изучение воздействия полета на психологическое и физиологическое состояние человека.

В ходе полета возникло немало сложных ситуаций. Произошел сбой на линии связи, не сработал датчик герметичности, в течение долгого времени не отделялся агрегатный отсек, произошло заклинивание скафандра. Единственный этап полета, который прошел так, как и было запланировано, - это катапультирование космонавта и его последующее удачное приземление на небольшом расстоянии от корабля.

Гагарин приземлился в районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час. По завершении полета первому побывавшему в космосе человеку было присвоено звание майора.

В Москве Гагарина ждала торжественная встреча, правда, первоначально она не планировалась. Инициировал ее лично . Гагарину были присвоены звания Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. После торжественной встречи первый космонавт побывал на пресс-конференции с иностранными журналистами. Гагарин совершил немало зарубежных поездок. Он посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Англию, Польшу, Египет, Францию.

Юрий Гагарин ушел из жизни рано, в возрасте 34 лет. Последний полет Гагарина, совершенный вместе с Серегиным 27 марта 1968 г., закончился трагически. Причиной гибели Гагарина и Серегина, по официальной версии, стал резкий маневр уклонения от шарзонда. Но существует и множество альтернативных версий, таких как плохие погодные условия, конструктивные недостатки самолета и сознательная имитация катастрофы пилотом.

Первый полет Гагарина в космос был совершен в условиях жесткого противостояния СССР и США, социализма и капитализма. Он подтвердил превосходство советской науки и техники, продемонстрировав тем самым могущество Советского Союза. Полет «Востока» - это толчок к развитию множества научных и технических отраслей. Он был воспринят мировой общественностью как величайшее свершение в человеческой истории.

Загрузка...