domvpavlino.ru

Как называется китайская армия статуи. Терракотовая армия – история возникновения, музей. Загадки терракотовой армии

Терракотовую армию, построенную более 2000 лет назад, называют восьмым чудом света. Огромная армия из почти 8000 воинов в натуральную величину, относительно неплохо сохранилась благодаря терракоте (обожжённой глины). Она служит великолепным примером художественного мастерства древних скульпторов.

Что представляет терракотовая армия?

Здесь представлены не только пехота, но и кавалерия.

Но и колесницы.

Территория раскопок

Терракотовая армия, это ещё не вся находка. Это лишь небольшая часть обширного мавзолея с площадью около 100 кв. км. Сотни подземных камер наполнены скульптурами воинов, птиц, животных, акробатов, чиновников и музыкантов.

Там же есть и могилы, куда людей и лошадей хоронили заживо. Воинов, созданных 2200 лет назад, окружают загадочные могильные курганы. Раскопки этого гигантского подземного комплекса изменили представление о древнем Китае.

Ценность терракотовой армии

До открытия терракотовой армии мы мало что знали об империи Цинь и лишь теперь мы получили полное представление о том, как одевались воины и каким оружием они пользовались. Не было знаний, потому что практически вся письменность того времени была уничтожена. Древнейшее уцелевшее описание империи Цинь датировано почти 100 лет спустя после изготовления терракотовой армии. В нём рассказывается о деспотичной империи, где учёных хоронят заживо. Однако ни в одном древнем источнике не упоминаются терракотовые воины. Свыше 2000 лет они провели в темноте и забвении. Был забыт сам факт их существования.

Как была открыта терракотовая армия?

В 1974 году, в китайской провинции Шэньси, местный житель Янь с соседями решили выкопать колодец. Копая землю, они наткнулись на что-то, что сначала приняли за край горшка.

А потом нашли бронзовые предметы.
Затем им стали попадаться осколки каких-то глиняных изделий.

После наткнулись на статую – им открылась верхняя часть доспехов и рука. Сначала они подумали, что это древний храм или могила. В Китае найти могилу – плохая примета. Как оказалось, они сделали главное археологическое открытие за последние 100 лет, т. к. находка относилась к эпохе первого императора.

Через некоторое время были обнаружены другие осколки терракоты – части ног, тела без головы и даже фигуры лошадей. За столько времени их просто раздавило землёй. Всё это когда-то покоилось в трёх гигантских помещениях.

От находки к музею

Затем последовал долгий процесс реставрации, сопровождавшийся многочисленными открытиями.

После этого воинов установили в главном зале. На сегодняшний день их свыше 1100 скульптур. Но это лишь часть из тех 6000 воинов, которые были здесь похоронены. Ещё свыше 1000 воинов стояли во втором и третьем залах.

Директор музея утверждает, что постоянно происходят новые открытия. Раскопки ведутся на пяти участках. В 2009 году начались новые раскопки в главном зале. Были обнаружены сотни терракотовых актёров и акробатов.

Кроме разбитых статуй были обнаружены мечи, наконечники копий и стрел.

Что мы знаем о создании терракотовой армии?

Всё это сделано за 37 лет, ровно столько правил Цинь Шихуанди – первый император и основатель династии Цинь. Он стал правителем в 246 году до н. э. Скорее всего, именно тогда и началась работа над этим мавзолеем. И это удивительно – ведь на протяжении 200 лет царство Цинь вело непрерывные войны с шестью соседними государствами.

Первый император одержал над ними победу и стал правителем державы, где проживали миллионы жителей. По размерам эта держава была сопоставима с Римской империи. Он ввёл на всей территории Китая единую судебную систему, валюту и соединил города сетью дорог, закончил строительство первой (не путать со стеной, построенной менее 500 лет назад). То государство, которое мы сегодня называем Китаем, обязано своим появлением именно первому императору – Цинь Шихуанди.

Китайцам, естественно, нелегко смириться с мыслью, что он был жестоким тираном, под властью которого умерли сотни тысяч человек. Сыма Цянь – писатель и историк того времени, описывает некоторые из этих зверств – массовое уничтожение военнопленных, сжигание книг и смертная казнь за критику. С другой стороны, он объединил Китай – различные государства с разными языками были силой скреплены в единое целое.

Строительство беспрецедентной по размерам усыпальницы должно было стать величайшим достижением императора. Исследования показывают, что территория мавзолея больше, чем считалась изначально. С момента открытия главного зала, территория раскопок сильно разрослась. Сегодня они ведутся на площади свыше 50 кв. км.

В самом центре этой территории император велел воздвигнуть себе гробницу.
Судя по летописям (из-за высокой концентрации ртути, раскопки в гробнице не проводились), она располагалась под курганом, высота которого достигала 115 м.

Под ним, в центре огромной усыпальницы, стоял бронзовый гроб с телом императора, который предположительно умер от ртути, которую он принимал для обретения бессмертия.

На полу изображена карта рек и морей, где роль воды играла ртуть.

Потолок украшен изображениями небесных тел.

Есть и макет рельефа Китая.

Император верил, что может забрать всё это с собой в загробную жизнь. Смерть – это всего лишь перерождение – гласит известная пословица. Все эти люди, животные и предметы должны были служить императору после смерти.

Император покоится в самом центре огромного комплекса, в той же самой роскоши, к которой он привык в жизни.

Обнаружены также сотни могил лошадей. Учёные насчитали их около 600. Есть также статуи музыкантов, акробатов, тяжелоатлетов, а также учёных и писцов. Это непросто место погребения – это увеселительный дворец императора. Его дух мог даже путешествовать на двух колесницах. Каждая была запряжена четвёркой бронзовых коней, богато украшенных сбруи. Терракотовую армию для защиты собственной персоны он велел разместить с восточной стороны, как заслон между усыпальницей и покорёнными государствами.

В древние времена считалось, что духи бесчисленных жертв императора, будут искать возмездие в загробной жизни. Безопасность духа императора и должны были обеспечивать терракотовые воины, захороненные вместе со своим повелителем.

Как создавалась терракотовая армия?

Просмотр повреждённых статуй проливает некоторый свет на их создание. Каждую из них мастера лепили вручную. По их обломкам и фрагментам можно рассмотреть, как лепщики торсов накладывали глину слой за слоем.

На этом фото видны отметены – мастер расправил пальцы и начал разравнивать глину. В среднем, каждый воин весит около 200 кг.

Руки, кисти рук и ноги отливались. Для ног использовали формы, предназначенные для производства труб. Получалось множество различных ног и рук, которые комбинировали для достижения разнообразия. Пустую форму заполняли глиной, закрывали и оставляли сохнуть перед обжигом.

Тщательный осмотр убедил учёных, что все лица статуй различаются. У одних воинов кожа светлая, у других темнее.

Растительность на лицах разная.

Они также различаются разрезом глаз.

Причёски тоже бесконечно разные.

В том, что всё это строго индивидуально – сомнений нет. Но не встречаются ли повторы? Форма человеческого уха, так же неповторима и уникальна, как и отпечатки пальцев.

Исследования показали, что формы ушей у терракотовых воинов разные, поэтому воины отличаются друг от друга так же, как и другие люди. Видимо, император пожелал, чтобы его покой охраняла самая настоящая армия. Однако придать стольким воинам индивидуальности могли только самые искусные ваятели.

Примерно так терпеливо, вручную воинов ваяли свыше 2000 лет назад. На изготовление одного воина уходило примерно 3 дня.

За годы тщательной реставрации, музеефикации и изучения, учёные пришли к выводу, что на момент создания, терракотовая армия выглядела не так, как сегодня. На глиняных телах руках и головах были обнаружены потускневшие следы красителей. Это свидетельствует о том, что когда-то воины были ярко раскрашены.

Примерно так они выглядели 2200 лет назад. Сверкающие ряды боевых колесниц и раскрашенных статуй при полном вооружении.

Даже сегодня терракотовые воины выглядят устрашающе, а когда-то наводили ужас. Как они были вооружены – настоящим оружием или бутафорским (муляж)? Деревянные элементы сгнили. Остались лишь металлические остатки оружия воинов.

Как они производились и применялись?

Учёные провели экспертизу, которая показала, что оружие было наточено. Даже сейчас оно выглядит достаточно остро. Это значит, что массовая заточка оружия машинным способов была проведена в эпоху династии Цинь.

Оружие терракотовой армии

Лезвие оружия терракотовых воинов в увеличенном виде.

Такие ровные следы мог оставить только один инструмент – точильный камень, о который затачиваются металлические лезвия. На лезвиях нет зазубрин и больших царапин – это значит, что этим оружием, скорее всего, никогда не пользовались, т. е. оно создавалось специально для терракотовой армии.

Терракотовые воины стоят в строго боевом порядке.

В центре располагается пехота, вооружённая массивными алебардами. В древнем Китае это оружие было практически незаменимо в бою и с успехом применялось даже против кавалерии.

Наряду с пикой и алебардой древние китайские войска использовали широкий ассортимент вооружения, включая копья и длинные мечи. Но был один вид оружия, в использовании которого китайцам не было равных – луки. Письменные источники свидетельствуют, что они изобрели самострел задолго до создания империи Цинь. Он стал совершенным оружием своей эпохи.

Оригиналы самострелов не сохранились, от них лишь остались бронзовые детали, найденные на полу. Это рабочая копия. Они занимали место в центре пехоты для их защиты.

Огромное значение имеют наконечники стрел – в раскопках их обнаружено более 40 тыс. Учёные выяснили, что они состоят из бронзы – искусственного сплава меди с оловом. Логичней было бы предположить, что наконечники сделаны из цельного куска бронзы. Но в наконечнике олова больше, чем в черенке, чтобы он не ломался при ударе. Чем выше содержание олова, тем крепче наконечник. Наличие соединения двух сплавов показывает высокий уровень профессионализма древних мастеров.

Кто создавал терракотовую армию?

Страшную тайну строительства усыпальницы открыла находка у дальней западной границы подземного комплекса. Здесь было обнаружено множество могил рабочих, умиравших от непосильного труда. Рядом с каждым скелетом лежала глиняная табличка с именем умершего.

Вот пример таблички типичного рабочего. Он занял деньги у государства и не смог вовремя отдать долг и тогда он пришёл на стройку отрабатывать, а в результате нашёл свою смерть.
Принудительным трудом была создана сама империя Цинь.

Учёные сумели разобраться в условиях организации труда и контроле за рабочими:

1. Над производством вооружения работали разные бригады рабочих.

2. Существовал контроль над качеством, т. е. на изделии ставилась метка о рабочих, которые сделали изделие. Если оно оказывалось некачественным, то рабочих ожидало наказание.
Свыше 450 надписей на фигурах воинов подтверждают, что рабочие были разбиты на бригады. Сохранились имена свыше 90 бригадиров, каждый из которых руководил 10 мастерами. Набирали их в дворцовых и частных мастерских.

О контроле

В империи Цинь преступлением считались не только кражи и убийства, но и непрофессионализм в работе. Неспособность удовлетворять высоким требованиям качествам каралось моментально и безжалостно: виновных пытали и калечили, а некоторых казнили. Эта система носила название «легизм» и она была страшной. Историограф Сыма Цянь описывал общество, где царил страх, и оно было поделено на небольшие ячейки, где каждый следил за каждым, а ответственность была коллективной. Каждые 5-10 домов образовывали свою ячейку. За недонесение наказывали всех жителей без исключения. Эта система пришла из армии и была применена в государственном масштабе, т. е. ремесленники и кузнецы в империи подчинялись её законам.

Критика

Есть версия, что терракотовая армия ненастоящая. Т. е. якобы китайцы подделали эту армию для привлечения туристов. Но эта версия неправдоподобна, т. к.:

1. Ещё в 1987 году армия была включена ЮНЕСКО в список всемирного наследия. В этот список просто так не попасть.

2. Находка была сделана в 1974 году, во времена режима Мао Цзэдуна. В то время не было рыночной экономики, туризма и других благ современной цивилизации. Соответственно что-то подделывать не было смысла.

3. Терракотовые воины постоянно исследуются различными учёными и археологами различных стран. Подделка рано или поздно была бы обнаружена.

Музей

Музей терракотовой армии строился с 1979 по 1994 г. На данный момент там три выставочных зала общей площадью около 190000 кв.м.
Посетители музея бывают двух типов. Одни видят красоту в деталях – они могут подойти к одному воину и долго любоваться выражением его лица, словно живым либо причёской. Других поражает масштаб сооружения и его тайны. Поэтому если будет возможность, то рекомендуем посетить это место.

Терракотовая армия первого китайского императора Цинь Шихуанди (Qin Shi Huang) - одна из достопримечательностей, которые по праву претендуют на звание Восьмого Чуда Света. Как и многие, я о ней "что-то слышал", но никогда особо не интересовался подробностями истории этой армии. Её расположение , куда я недавно съездил, стало для меня приятным сюрпризом.

Неподалёку от своей гробницы, китайский император велел построить и закопать армию из более восьми тысяч терракотовых солдат, офицеров и коней. Все фигуры были сделаны в человеческий рост, выстроены в военном порядке, и захоронены вместе с самим императором. Информация об этом захоронении была утеряна (или специально умалчивалась летописцами древнего Китая).

Построенная в конце третьего века до нашей эры, армия была никому не известна на протяжении почти 2,200 лет - до 1974 года. Тогда китайские крестьяне наткнулись на большое скопище фигур, вспахивая поле. Археологи решили проверить находку, и поняли что имеют дело с уникальным захоронением.

Надо пару слов сказать про самого Цинь Шихуанди, который известен тем, что объединил Китай в единое государство - за это его и называют первым императором. Западным людям он наиболее знаком по фильму "Hero", в котором его пытаются убить абсолютно все другие персонажи.

Цинь, чьё настоящее имя было Ин Чжэн, занял престол в юном возрасте - ему было всего 13 лет. Он тут же распорядился чтоб начались работы над его некрополем, включая Терракотовую Армию. Может тут сыграло роль мальчишеское желание "поиграть в солдатики"? Император впрочем за свою жизнь в настоящих солдат наигрался - объединение Китая произошло далеко не мирным путём.

Выстроив огромное государство, Цинь панически боялся смерти, и много денег и усилий потратил в поисках бессмертия, обогатив при этом немало шарлатанов. Его жизнь закончилась весьма ироничным образом. Он умер в возрасте пятидесяти, во время одной из поездок по империи. Считается, что причина смерти - отравиление ртутью, которую он съел в капсулах сделаных его придворными алхимиками, якобы для бессмертия. Согласитесь - умереть от таблеток бессмертия - очень оригинально.

Интересно, что думал пятидесятилетний император, пытавшийся обмануть смерть, о своей юношеской затее построить себе роскошный некрополь с блэкджеком и шлюхами огромной глиняной армией...

К месту захоронения, из центра Сианя ходят автобусы. Вообще то ехать минут сорок, но мы попали в пробку, из за чего добирались более полутора часов.

Все китайцы ехали с закрытыми шторами, не ожидая увидеть ничего красивого по пути. В целом они оказались правы.

В Китае, нельзя просто так выйти из автобуса и смотреть на достопримечательность, к которой приехал. Массивная парковка, где тебя высаживают, обязательно будет в паре километров от входа.

Павильон в котором находится главная часть армии впечатляет своими размерами уже снаружи. Он скорее похож на здание вокзала.

Кстати, Терракотовая Армия оцениватся китайским правительством как .

Всего археологи откопали три ямы с фигурами, вокруг которых возвели павильоны. Из них первая - самая большая, и содержит наибольшее количество солдатиков. Самые известные фотки Армии именно отсюда. Изнутри помещение тоже выглядит как вокзал - фигуры выстроены ровными рядами.

Каждый солдат Армии сделан высотой в человеческий рост. Фигуры весьма детально изображают стиль доспехов того времени.

Считается что всего над некрополем императора работали до 700,000 человек, большая часть из них была занята производством этих фигур. Разные мастерские лепили головы, руки, ноги и торсы, потом всё это собиралось в целые фигуры. Таким образом, Терракотовая Армия стала одним из ранних примеров конвейерного производства. Чтоб отслеживать качество работы, каждая мастерская штамповала свою продукцию, что сегодня позволяет археологам установить их численность.

Кроме простых солдат, в Армии были фигуры офицеров, генералов и даже коней! Всего археологи ожидают что захоронение содержит около 9,000 отдельных фигур, из которых большая часть ещё не раскопана - работы ведутся по сей день.

Некоторым солдатам не хватает голов - отдельные части легко отваливались.

Учёные предполагают что для производства голов всей армии, использовалось лишь восемь общих форм лица. После того как лицо изготавливалось, его разнообразили, налепляя усы, бороды, брови и т.д., чтоб солдаты получались уникальными.

Фигуры на предыдущих фотках - самые хорошо сохранившиеся. Их туристы видят в первую очередь, сразу после входа в первый павильон. Туристическая платформа сделана на высоте третьего этажа. Тем, кто раскошелится на отдельную экскурсию, или доплатит за фотку (около $30) позволяют спуститься на уровень ниже, и посмотреть на Армию сблизи.

Только треть первого павильона занимают целые фигуры. На остальной территории ещё идут работы. Огромный зал разделён на отсеки, где до сих пор роются археологи.

Когда фигурки раскапывают, они зачастую представляют собой непонятную груду:

Учёные отделяют кусок территории, и начинают аккуратно собирать части фигур, сортируя их, и пытаясь восстановить целых воинов. Это позволяет случайно не путать кусочки от разных частей Армии. Каждая фигура - это паззл, в котором наверняка не хватит кусочков.

Полу-собранные фигурки сматывают лентой, чтоб не развалились. Потом из будут клеить и обволакивать целлофаном, чтоб клей засох. Вот на этом участке солдатики почти готовы.

Чтоб упорядочить работу, фигуры пронумерованы.

Вот так археологи восстанавливают солдат которым за две тысячи лет. Как будто врач подвязывает сломанную руку. Хотя так оно и есть.

Непонятно почему разные кусочки настолько отличаются цветом. Неужели какие-то части - новодел?..

А вот другой солдат получает Ботокс от двух милых девушек:

Как я уже сказал, первый павильон самый большой, и самый интересный. Но другие два тоже не стоит пропускать, тем более что они по китайским меркам очень близко расположены.

Вот второй - он меньше и глубже, тут не так много солдат, но те что есть - в хорошем состоянии.

Чтоб туристам не было совсем скучно, тут можно сфотографироваться с бутафорскими первыми рядами Армии (теми что из первого павильона). Два ряда солдатиков - копии с настоящих фигур, дальше идёт рельефный макет, и, наконец фото-обои. Но фотографии получаются почти как будто ты сам залез в эту яму.

Ещё у них там сидят умельцы фотошопа, которые могут твоё фото "налепить" на глинянную фигурку. Получается на троечку. Там висят всякие отфотошопленные таким образом знаменитости. Даже Путин есть.

Спасибо Юле за фотку

Раскопки третьего павильона вообще ещё не начались. Пока что его только разграничили на участки.

При нас какие-то не очень профессионально выглядящие люди там что-то копали. Может делегавия каких-нибудь VIP?

Зато тут есть шанс посмотреть на некоторые из фигур влизи - они стоят в стеклянных шкафах, и можно подходить очень близко.

Это лучник - скорее всего в его руках был деревянных арбалет, который за две тысячи лет истлел. Фигура то ли очень хорошо сохранилась, то ли была дотошно реставрирована. Написано, что это одна из немногих фигур, на которой местами удалось сохранить краску!

Считается, что все фигуры были покрашены и лакированы. На многих цвета сохранились пока Армия была под землёй, но после контакта с сухим воздухом здешних мест краска сворачивалась и отпадала за считанные секунды! А посмотрите на деталь подошвы...

А вот это генерал. У него доспехи побогаче.

А вот обувь у всех чинов одинаковая - с устаревшим квадратным носом. Так ведь уже с 2002го не носят!

Можно и коня поближе разглядеть. Рядом с ним его наездник стоит.

Выход, как в таких случаях ведётся, обязательно через gift shop. В магазинчике продаётся множество безделушек на тему Терракотовой Армии. Есть и фигурки солдат. Только почему-то они все сделаны из разных материялов кроме терра-коты.

Есть пластмассовые, фарфоровые, металлические. Какие угодно, но не терракотовые. Я даже у продавщицы спросил:

"А у вас есть терракотовые фигурки?"

Она показала на все те из разных материалов. "Да вот же они," мол.

"Нет, я имею в виду, чтоб из терра-коты были сделаны. Ну из глины."

Продавщицу этот вопрос озадачил, как будто она никогда не представляла себе, что кто-то захочет сувенир Терракотовой Армии сделанный именно из того же материала, что и подленник. "Нет, таких нету, сказала она."

Ко мне тут же подошёл мужичoк, и как бы по секрету достал из под полы коробку с пятью глиняннымо фигурками.

"Я слышал вы хотели из терра-коты?" спросил он полушёпотом. Продавщицы явно не были не довольны его присутствию. "Всего сто пятьдесят юаней ($21) за все пять фигурок!"

"А за одну?" спросил я.

"Тридцать," быстро подсчитал в уме мужик - это где-то $4. "Но лучше возьмите всю коробку. Для вас, отдам за сто двадцать."

Я предложил ему десять за онду фигурку, но он настаивал чтоб я взял все пять. Цена при этом катострофически падала, по мере моего отдаления от магазина.

"Сто за все пять!.. 90!.. 80!.. 50!.." Я уже подумал, что много предложил за одного солдатика, а цена на коробку продолжала падать. "30 за все пять!.. 20!.." говорил чувак. В итоге чувствуя себя полным идиотом, я всё же всучил ему десять юаней за одну фигурку.

Пройдя сто метров я увидел тётку, продающую всю коробку за пять.

Страница 1

Терракотовая армия - это захоронение, 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, обнаруженное в 1974 году рядом с гробницей китайского императора Цинь Шихуанди неподалёку от города Сиань.

Мавзолей первого Императора династии Цинь (III век до н.э.) расположен у подножия горы Лишан неподалёку от города Сиань, провинции Шэньси, почти в самом центре Китая. Это крупнейший мавзолей в мире, он занимает территорию более чем в 2 млн. кв. метров. Записи указывают, что периметр кургана составлял 2,5 километра, а его высота достигала 166 метров (сейчас сохранившийся земляной холм, напоминающий пирамиду, имеет 560 метров длины, 528 метров ширины и 34 метров высоты).

Гора Лишань - это рукотворный некрополь первого императора Цинь. Строительство мавзолея началось в 247 г. до н. э., потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет. Изначально Мавзолей включал в себя несколько залов, как подземных, так и наземных. В самом большом из таких подземных "дворцов" был захоронен Император Цинь Шихуанди был похоронен в 210 г до н. э. со своей Терракотовой армией, более 8 тысяч скульптур.

Сами фигуры терракотовых воинов выполнены в натуральную величину. Все они выстроены в ровные линии, создавая эффект готовности к бою. Материал для фигур брался прямо из горы, в которой строился мавзолей.



Однако согласно проведенным исследованиям, был сделан вывод, что воины и лошади Терракотовой армии были вылеплены в других районах Китая.

Исследователи выяснили, что лошадей изготовляли непосредственно рядом с некрополем, вероятно, чтобы упростить их транспортировку (вес лошадиной скульптуры составляет около 200 килограммов), статуи воинов более легкие, их вес составляет примерно 135 килограммов, и место их изготовления пока неизвестно.



Китайские землевладельцы из окрестностей Сианя долгое время находили глиняные черепки весьма странной формы. В 1974 году простой китайский крестьянин Янь Дживан решил выкопать колодец. До воды он так и не добрался, однако обнаружил нечто большее. На 5-метровой глубине он наткнулся на склеп с вылепленными в натуральную величину терракотовыми фигурами воинов в полном боевом снаряжении.

Ученые приступили к раскопкам и обнаружили целую армию. Несколько тысяч глиняных фигур пролежали в земле свыше 2 тыс. лет. Именно столько прошло времени с момента смерти первого императора Поднебесной Цинь Шихуанди, легендарного объединителя Китая.



Молодой правитель одну за другой подчинил все провинции. Столицы царств Джао, Вей, Хань, Чунь, Инь и Ци сравняли с землей. Впервые в истории Китай стал единым. Цинь Шихуанди объявил себя императором и немедленно приступил к государственным реформам и укреплению вертикали власти. Новый владыка взялся за дело с присущим тирану размахом и изощренностью. Цинь Шихуанди постарался уничтожить саму возможность в будущем раздробленности и междоусобиц. Империя была разделена на 36 округов, в каждой из которых было назначено два наместника - военный и гражданский. Цинь Шихуанди ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Казнили более 460 ученых заподозренных в нелояльности новому режиму.



Первый китайский император был убежден, что династия Цинь будет править вечно, потому решил окружить царство подобающими вечности атрибутами. Прежде всего, это Великая китайская стена. Затем окруженная городом мертвых усыпальница монарха, к раскопкам которой археологи до сих пор не решаются приступить. И, наконец, Терракотовая армия как часть этого грандиозного комплекса.

Согласно древней китайской традиции Цинь Шихуанди планировал похоронить вместе с собой 4 тыс. собственных воинов. Однако советникам императора во избежание возможного бунта удалось убедить монарха обойтись глиняными статуями, свиту которых увеличили вдвое – до 8 тыс. фигур.


Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и, соответственно, массивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным слоем глины и вылеплял лицо, придавая ему индивидуальное выражение. Именно поэтому каждый воин отличается индивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульптор точно передал прическу каждого воина, бывшую предметом особого внимания в то время. Обжиг фигур длился несколько дней, при постоянной температуре не ниже 1 000 градусов Цельсия. В результате глина, из которой вылепливали воинов, становилась крепкой, как гранит.



Среди воинов встречаются не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч). Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы.


В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет. Хотя разграбленная усыпальница в действительности могла быть лишь одной из «пустышек», созданных для отвода глаз, а настоящую гробницу ещё следует поискать.

По мнению ученых, Терракотовая армия была изготовлена с натуры: после смерти душа воина должна была переселиться в глиняное тело.

Терракотовая армия представляет собой наглядную иллюстрацию былого величия императорской армии: впереди стоят 210 лучников, за ними – воины с алебардами и копьями, а также 35 запряженных конями боевых колесниц.



Все они обращены на восток, где располагались царства, разгромленные императором. Пожалуй, единственная недостоверность изваяний связана с их неоправданно высоким ростом (1,9-1,95 м). Не исключено, что это попытка подчеркнуть величие погребенного неподалеку монарха.

Император приказал приступить к постройке гробницы в 246 году до н. э., вскоре после своего восшествия на престол царства Цинь; тогда же начались работы по созданию Терракотовой армии.

Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая.



Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Сегодня исторические раскопки, надежно укрыты от вандалов и непогоды тремя большими павильонами. На месте исторической находки возник целый город. Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. Ян Дживан наткнулся на первый и, видимо, главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй. В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников.



Одиннадцать проходов главного раскопа разделены толстыми стенами. Сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Все это должно было надежно защитить мертвого императора в царстве живых. Увы, расчет не оправдался. Уже через несколько лет столь могучая армия потерпела сокрушительное поражение. После смерти Цинь Шихуандина на престол взошел его сын - слабый и безвольный Эр Шихуандин. Его неумелые действия на престоле вызвали бурю народного возмущения.

«Помрешь - ничего с собой не возьмешь» - гласит народная мудрость. Но первый китайский император так не считал, он намеревался унести на тот свет все, что можно. Даже войско

В марте 1974 года в провинции Шэньси, в полутора километрах от величественного кургана древнекитайского императора Цинь Шихуанди, местные крестьяне копали колодец. Искали воду, а нашли глиняные голову и торс в натуральную величину. Позже археологи извлекли из земли и собрали заново сотни статуй терракотовых воинов и лошадей. Глиняная армия возрастом свыше 2200 лет прослыла новым чудом света, после чего ее солдаты «объездили» полмира, привлекая в музеи, где выставлялись, рекордное количество посетителей. В 2006 году они даже «выходили на сцену» нью-йоркской Метрополитен-оперы в качестве декорации в опере Тань Дуня «Первый император». Партию Цинь Шихуанди, по приказу которого и была создана Терракотовая армия, исполнял знаменитый тенор Пласидо Доминго.

Правивший в III веке до н. э. первый объединитель Китая (принятое им по итогам завоеваний имя Цинь Шихуанди так и переводится - «первый небесный правитель из дома Цинь») отчаянно не хотел умирать. Древнекитайский историк Сыма Цянь писал, что император неоднократно поручал подданным найти снадобье, дающее вечную жизнь, и не выносил разговоров о смерти. Однако правитель позаботился и о том, чтобы ни в чем не нуждаться, если все-таки придется отправиться в загробный мир. Цинь Шихуанди взял с собой в могилу «макеты» своей империи и дворца, статуи чиновников, артистов, слуг. И многотысячную армию терракотовых солдат и офицеров.

Идеальное государство

Погребение Первого императора расположено по фэншуй: согласно этому учению, хоронить, как и селиться, нужно там, где задерживается энергия ци, то есть между горами и водой

Терракотовая армия

Дворец . Развалины на верхнем уровне Внутреннего города - остатки дворца, использовавшегося не для церемоний, а для пиров и отдыха. Такие дворцы нередко строили в древнекитайских погребальных комплексах.

Остатки домов смотрителей . Здесь жили чиновники, обязанностью которых было поддерживать порядок в погребальном комплексе.

Колесницы . В квадратной яме найдены две бронзовые колесницы с четверками лошадей - открытая боевая (в сражении такие были в авангарде циньской армии) и снабженная закрытой кабиной (вероятно, для инспекционных поездок по стране). Колесницы и лошади вдвое меньше натуральной величины.

«Пруд» . Здесь найдены глиняные фигуры слуг, музыкантов, а также бронзовые статуи птиц, обитающих у воды: журавлей (древний китайский символ долголетия), гусей и лебедей.

Курган . Под ним находятся гробница Цинь Шихуанди и подземный дворец. Что в них, пока остается тайной: власти не дают разрешения на масштабные раскопки, опасаясь повредить сокровища. Вскрывать насыпь небезопасно: анализ почвы выявил повышенное содержание ртути. Сыма Цянь писал, что по приказу Цинь Шихуанди на полу усыпальницы изобразили карту империи, а «реки» и «моря» на ней наполнили ртутью.

Кладбище строителей . Больше сотни могил, от одного до 14 тел в каждой. Древнекитайские историки сообщали, что на строительство было отправлено более 700 тысяч человек. Трудились здесь в основном государственные рабы, попавшие в кабалу за долги или проступки, либо военнопленные. Когда их хоронили, поверх останков клали куски черепицы со сведениями об умершем: имя, место жительства, ранг и совершенное преступление.

«Дворцовый зверинец» . Здесь найдены статуи слуг, миски и ошейники, скелеты диких зверей и птиц. Это, вероятно, имитация зверинца, где держали редких животных для охоты.

Яма чиновников . Тут обнаружены терракотовые фигуры чиновников высотой 1,8–1,9 м и колесничих, остатки деревянной колесницы и кости лошадей.

«Конюшня» - ямы, в которых найдены скелеты императорских лошадей, керамические сосуды для корма и статуи конюхов.

Могилы знати . По мнению исследователей, здесь похоронены возможные соперники сына Цинь Шихуанди, казненные им после прихода к власти: высшие сановники и сводные братья и сестры.

Ямы с акробатами . В них найдены 11 терракотовых фигур акробатов и инвентарь для выступлений: треножники, копья, бронзовые сосуды.

Конструктивное решение

Цинь Шихуанди хотел от подданных странного: глиняные статуэтки в могилы клали и до него, но никогда еще в Древнем Китае не делали реалистичных изваяний людей в натуральную величину. Пришлось разрабатывать технологию нового «массового производства»

У каждого воина индивидуальные черты лица, различается и форма ушных раковин. Изначально фигуры были ярко раскрашены, цвета соответствовали рангам и подразделениям.

Ямы с терракотовой армией

Они расположены на подступах к кургану: глиняные воины как бы выставлены на его защиту. Земляные стены ям укрепили деревянными балками, пол вымостили серым кирпичом, перекрытия над помещениями были бревенчатые, на них клали циновки, слой глины для защиты от воды и несколько слоев утрамбованной земли. В трех ямах найдено более 8000 терракотовых фигур, и это не предел. С 1979 года здесь открыт Музей терракотовых воинов и лошадей Цинь Шихуанди.

Этапы «производства»

1 Лепка корпуса осуществлялась ленточным способом - из глиняных полос шириной 2 –4 см и толщиной 2–7 см. Корпус изготавливали полым, чтобы уменьшить давление на ноги.

2 Головы, руки и ноги изготавливали отдельно, в двухчастных формах по технологии, отработанной на производстве глиняных труб и черепицы. Головы делали полыми.

3 Сборка . Соединение конечностей с корпусом закрепляли полосами из глины.

4 Придание индивидуальности . На корпус новым слоем накладывали пластины доспехов. Лицу придавали особенные черты. К голове прикрепляли усы, бороду, уши, прическу, головной убор.

5 Сушка и обжиг . Фигуры сушили на открытом воздухе в тени, а потом обжигали в печах при 800–1200 °С.

6 Покраска . Краски делали на яичной основе из пигментов минерального происхождения.

7 Вооружение . В руки воинам давали настоящее боевое оружие, некоторые экземпляры успели побывать в сражении.


Схема расположения ям

(1) Яма № 1 . Самая большая - ее площадь 13 029 м 2 . Около 6000 воинов в боевом порядке, лошади и колесницы.

(2) Яма № 2 - «Военный лагерь». Остатки колесниц, фигуры коней и солдат.

(3) Яма № 3 - «Ставка командования». В ней всего одна колесница с четырьмя лошадьми, статуи офицеров и солдат «охраны».

(4) Яма № 4 пуста - возможно, ее просто не успели наполнить.

«Стройка века» номер два

При Цинь Шихуанди укрепления, возведенные вдоль северных границ для защиты от варваров, объединили в Великую Китайскую стену (правда, та, что сохранилась до наших дней, в основном была создана уже при династии Мин, XIV–XVII вв.). Цинь Шихуанди вообще любил строить, особенно дворцы. Однако циклопические проекты истощали государство и были тяжелым бременем для его жителей. По сути, правитель в буквальном смысле унес с собой в могилу величие и процветание созданной им империи: после смерти Цинь Шихуанди в 210 году до н. э. по всей стране начались восстания. В результате через четыре года династию, которая по его замыслу должна была править 10 000 лет, свергли.

Фото: Alamy / Legion-media (x2), Reuters / Pix-Stream, Diomedia, iStock (X4), Barcroft / Фотохроника ТАСС

Полный список из 155 чудес, которые нужно увидеть своими глазами, вы найдете в юбилейном, декабрьском номере журнала «Вокруг света».


Знаменитые глиняные солдаты китайского императора Цинь Ши-хуан-ди – одна из самых интригующих загадок для исследователей.

В III столетии до н.э. Китаем, по-тогдашнему – Поднебесной империей – правил Ин Чжен , взявший себе имя Ши-хуан-ди , в переводе означающее «первый император». Сразу же после вступления на престол в 221 г. до н.э. (в совсем юном возрасте) он решил позаботиться о своем загробном существовании.


По его приказу к ближайшей от столицы горе Ли-Шань согнали свыше 700 тыс. рабов и каторжников. Пробив каменную толщу, они выстроили в горе гигантский склеп с бронзовыми стенами. Посередине находилось место для саркофага. Под сводами на полу начертили карту земной поверхности, где ртутью разлились моря и реки. На потолке же изобразили небо.

Но властитель не мог отправиться на тот свет без сопровождения. В китайском потустороннем мире та­бель о рангах должна была соблюдаться еще точнее, чем при жизни. Божественную особу императора должна была охранять многочисленная гвардия с вооружением, лошадьми, боевыми колесницами. Слава Богу, умерщвлять или погребать заживо воинов Ши-Хуан-Ди после его кончины в 246 г. до н.э. не стали, только вылепили из глины их копии в натуральную величину.

Прошли века. Весной 1974 г. жители китайской провинции Шэньсин на окраине города Сиань рыли колодец и наткнулись на провал. Был открыт тоннель, который вел в громадные подземные залы с глиняными скульптурами.


Обнаруженная армия состоит более чем из семи тысяч полноразмерных статуй воинов и лошадей, которые были захоронены в 210-209 году до н.э. вместе с китайским правителем Цинем Шихуанди, первым императором феодального Китая. Он впервые смог объединить под властью одного правителя семь отдельных государств на территории страны и основал династию, правившую в период с 221 по 207 годы до н.э.

Историки полагают, что Цинь был одним из наиболее могущественных и значимых правителей в китайской истории, однако его тирания и невероятная жестокость послужили причиной масштабного восстания крестьян вскоре после его смерти, положившего конец династии. Терракотовая армия, погребённая вместе со своим правителем, должна была, вероятно, предоставить ему возможность удовлетворять свои властные замашки в потустороннем мире так же, как он делал это при жизни. И хотя вместо живых воинов вразрез привычной традиции вместе с императором были похоронены их глиняные копии, что некоторыми специалистами расценивается как весьма прогрессивный шаг, не следует забывать, что кроме статуй воинов вместе с Цинем было закопано по различным оценкам до 70 тысяч (!) рабочих вместе со своими семьями, а также около трех тысяч наложниц. И эти люди, в отличие от солдат, были вполне реальными.

Армия глиняных воинов покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 километрах на восток от гробницы самого императора. Последняя, в свою очередь, находится в 33 км на восток от г. Ксиан, современного административного центра провинции Шаанкси, одной из центральных провинций Китая. Склепы, имеющие глубину от 4 до 8 метров, сейчас находятся на территории соответствующего музея. Первый из них был открыт для посетителей ещё в 1979 году, а полностью музей стал доступен лишь в 1994-м. На текущий момент археологи освободили от грунта около 1500 статуй.


То, что это копии, сделанные с живых людей, подтверж­дают не только выражения лиц, но и антропологические особенности. В них просматривается явное сходство с жителями центральной части провинции Шэньси: широкий лоб, большой рот с толстыми губами, корот­кие усы…

Чтобы «заселить» императорские захо­ронения глиняным воинством, ко двору приглашали тысячи ремеслен­ников. Вылепленные статуи обжигали в печи. После этого в течение нескольких дней они остывали в специальном помещении. Затем их разрисовывали, одевали в шел­ковые одежды, им приделывали дере­вянные руки и прикрепляли оружие. Деревянные руки свободно вращались в плечах - так легче было владеть оружием в загроб­ных битвах.

Все статуи - полые внутри. Мастера Цинь Ши-хуан-ди раскрасили их в соответ­ствии с табелью о рангах. Солдаты одеты в короткие халаты и нагрудные панцири без украшений; их волосы стянуты узлом, на ногах - обмотки и обувь с прямо­угольным носком. Офицеры – в нагрудных латах с украшениями, высоких шапках, на ногах - сапоги. Генералы - в чешуйчатых латах с украшениями и шапках в виде двух птиц. Стрелки - с луками и самостре­лами, в нагрудниках и коротких халатах.

Всадники, ездовые, стрелки с оружием в руках кажутся живыми. Полутораметровые кони застыли в ожидании стремительного броска… Несмотря на то, что краски сильно поблекли, вид фигур свидетельствует об очень высоком уровне мастерства и таланта древних китайских умельцев. И таких статуй – около 6 тысяч!

Тысячи отреставрированных специалистами, приведенных в «боевую готовность» терракотовых воинов составили удивительную экспозицию, которую стали называть «восьмым чудом света».

Фигуры воинов являются настоящими творениями искусства, поскольку выполнялись в индивидуальном порядке, вручную и с использованием различных методик. Каждая отдельная статуя имеет свои уникальные черты и даже выражения лица. После придания необходимой формы статуи выпекались и покрывались специальной органической глазурью, поверх которой наносилась краска. Представленные воины отличаются по рангу (офицеры, рядовые солдаты), а также по виду оружия (копьё, арбалет или меч).


Кроме глиняных статуй в 1980 году в 20 метрах от гробницы императора были обнаружены две бронзовые колесницы, каждая из которых состоит из более чем 300 деталей. Колесницы запряжены четвёрками лошадей, упряжь которых содержит золотые и серебряные элементы. В скором времени после смерти императора его гробница была разграблена, а пожар, вызванный грабителями, привёл к обвалу потолка, похоронив многотысячное глиняное войско во влажном грунте на более чем две тысячи лет (следует, однако, отметить, что разграбленная усыпальница в действительности могла быть лишь одной из "пустышек", созданных для отвода глаз, и настоящую гробницу ещё следует поискать. Однако это уже несколько иная история).

При первых же попытках экскавации статуй учёные столкнулись с весьма печальным явлением: на воздухе внешний слой скульптур быстро деградировал. По словам Хейнза Ланхолса, археолога из Мюнхенского университета, "после извлечения из грунта статуи сразу же начинают подсыхать, и буквально через пять минут их раскраска начинает лущиться и облезать". Это происходит при падении относительной влажности окружающей среды уже до 84%. Чтобы разъяснить причину наблюдаемого явления, учёные провели химический анализ статуй. Оказалось, что причина нестойкости краски обусловлена тем, что органический состав, применявшийся перед разрисовкой, за время длительного пребывания во влажном грунте претерпел необратимые химические изменения. Поэтому теперь он, подсыхая, начинает отслаиваться от подлежащей основы вместе с нанесённым поверх пигментом. Чтобы избежать деградации покровов, Ланхолс вместе с коллегами предложили следующую технологию.

Статуи, извлекаемые из грунта, тут же помещают в контейнеры, влажность в которых поддерживается на таком же уровне, как и в земле. Далее вся поверхность скульптур обрабатывается водным раствором вещества под названием гидроксиэтилметакрилат (ГЭМА). Последний является мономером некоторых производимых сегодня видов пластика. Молекулы ГЭМА имеют небольшие размеры и проникают в мельчайшие поры, заполненные влагой. После такой обработки статуи отправляют в близлежащий г. Линтон, где находится ускоритель частиц.

С помощью последнего воинов облучают высокоэнергетическими электронами, что вызывает полимеризацию молекул и образование "клея", который накрепко связывает покровы статуи с подлежащей терракотой. Преимуществами описанного метода является то, что молекулы ГЭМА водорастворимы и достаточно малы, чтобы проникать в самые маленькие щели, а также то, что образующийся полимер не видоизменяет внешнего вида статуй, как это делают многие другие составы (например, многие такие вещества наносятся подобно лакам и, затвердевая, вызывают некоторый блеск поверхности).

Британский ученый Морис Коттерелл считает, что в выражениях лиц глиняных воинов зашифрованы иероглифы китайского алфавита, с помощью которых Ши-хуан-ди пытался донести до потомков даосистскую мудрость. По мнению Коттерелла, каждый составляющий элемент глиняного воинства – от порядка построения до мельчайших деталей облачения – имеет строго определенное значение.

В сущности, терракотовое войско представляет собой своеобразную древнюю книгу, и расшифровав ее тайные символы, люди не только постигнут смысл жизни, но и узнают о будущем. По мнению Коттерелла, «шифровка» содержит информацию о расположении знаков Зодиака и астрологических событиях, на основании которых можно составлять гороскопы на любой момент времени. Кто же возьмется за сей труд?

Юрий Супруненко

Загрузка...