domvpavlino.ru

Как первый император китая искал эликсир жизни. Первый китайский император. Династии китайских императоров 1 император китая


Фигура генерала, самая высокая из всех, в ней что-то около 2 метров.

Но здесь есть один нюанс. Раньше численность похороненных с правителями людей была относительно невелика - 100-200 человек. Количество же воинов Цинь Шихуанди уже сейчас составляет больше 8000 и неизвестно, сколько их еще найдут. Закопать целый армейский корпус живьем, наверно, было не под силу даже великому Первому императору. Так что речь может идти не столько о «великой доброте» правителя, сколько о его возросших желаниях.
В этом смысле, не повезло женами Цин Ши-хуана, их по свидетельству Сыма Цяня хоронили все так же - в натуральном виде. Судя по всему, у китайцев было правильное понимание этого вопроса - глиняная баба настоящую не заменит. :) В итоге закопали всех бездетных наложниц.

Бронзовые модели колесниц Цинь Шихуанади. Они выполнены почти в натуральную величину, многие части упряжи и самих колесниц сделаны из золота и серебра.

Также, Сыма Цянь, свидетельствует, что вместе с императором погребли многих мастеров работавших над мавзолеем. Конечно, всех закопать было так же проблематично, ибо при возведении гробницы трудилось до 700000 человек. Недавно, было найдено массовое захоронение людей к западу от пирамиды Цинь Шихуанди, но там только порядка 100 человек, возможно, это умершие на строительстве рабочие. Гибли они как мухи, это была известная всекитайская каторга.

"Воин занимающийся тайцзи"

Наверно, уместно привести здесь сам текст Сыма Цяня, так как это главный источник наших знаний о гробнице Цинь Шихуана.

«В девятой луне [прах] Ши-хуана погребли в горе Лишань. Ши-хуан, впервые придя к власти, тогда же стал пробивать гору Лишань и устраивать в ней [склеп]; объединив Поднебесную, [он] послал туда со всей Поднебесной свыше семисот тысяч преступников. Они углубились до третьих вод, залили [стены] бронзой и спустили вниз саркофаг. Склеп наполнили перевезенные и опущенные туда [копии] дворцов, [фигуры] чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, [установленные там], они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться [в усыпальницу]. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу — очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет
Эр-ши сказал: “Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно”, и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже спустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройства и прятавшие [ценности], знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода, после чего спустили наружную дверь, наглухо замуровав всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. [Сверху] посадили траву и деревья, [чтобы могила] приняла вид обычной горы»

Текст интереснейший и действительно, очень загадочный.
Я не знаток китайских переводов, но верю, что смысл в отрывке передан точно. Привлекает внимание то, что Сыма Цянь в текст не упоминает строительство гигантской пирамиды. Склеп пробивают в уже якобы существующей горе. При этом большинство современных ученых признают искусственность кургана Цинь Шихуанди. Вот такое противоречие..

Дорога от Терракотовой армии, до собственно, погребального комплекса проходит по весьма пересеченной местности, все изрыто котлованами под какое-то заливное земледелие. Мне подумалось, что при таком яростном перекапывании территории местными крестьянами, не грех найти и само захоронение императора..

Вот так выглядит пирамида Цинь Шихуана сейчас.

Высота пирамиды на данный момент где-то 50 метров. Считается, что первоначально сооружение было в два раза больше, приводятся разные данные высоты от 83 метров до 120. Длина стороны основания пирамиды 350 метров (Для справки, длина стороны основания пирамиды Хеопса в Египте - 230 метров)

Не надо думать, что пирамида Цинь Ши хуана - это такая куча земли. Внизу одна из реконструкций усыпальницы. Пирамида была сделана из того же материала, что и Великая Стена и почти все дома в Китае и Средней Азии, то есть из спрессованной земли. Материал этот может быть таким же прочным, как и бетон. Например, некоторые земляные участки Великой китайской стены, построенные еще на рубеже нашей эры, при династии Хань, все еще стоят, а более поздние стены из камней и обожженных кирпичей, эпохи Мин, уже разрушились.

Единственно, что мне не нравиться в этой реконструкции, это то что здесь три большие ступени. На фото французского исследователя Виктора Сегалена, сделанного в 1909 году, хорошо видна первая и вторая большие ступени, тогда пирамида, как и весь ландшафт были "лысыми" и разделение ступеней хорошо читалось.

Если верить Сыма Цяню, то возможно, в основании пирамиды имелась какая-то естественная гора, где и устроили погребение императора. А возможно, как думают многие исследователи, Первый император не был похоронен в своей пирамиде, его гробница находится где-то неподалеку.

Основание пирамиды, скрытое деревьями.

Верхняя площадка пирамиды Цинь Шихуанди. Сейчас доступ сюда закрыли, чтобы туристы не ходили "по голове" Первому императору Китая. Видно, что китайцы стараются маскировать верхнюю площадку свежепосаженными деревьями. Для чего не очень понятно, наверно, чтобы окончательно разрушить мозг различным уфологам и прочим специалистам по инопланетянам и працивилизациям

Лестницу разобрали и засадили проем деревцами, чтобы издали было незаметно наличие здесь прохода.

Примерно в 200 метрах южнее пирамиды, я обнаружил в зарослях весьма приличную вертикальную шахту, вырытую китайскими товарищами. Судя по всему, они не сидят сложа руки и поиски входа в захоронение, хоть и медленно, но ведутся..

На этом фото хорошо видно, на каком удалении от пирамиды китайцы пробили в земле эту шахту.

Шахта находится внутри периметра крепостных стен, окружавших весь погребальный комплекс. Таких периметров было несколько. Крепостные стены гробницы Цинь Шихуанди мало уступают средневековым стенам города Сиань, общая длинна стен гробницы 12 км, средняя высота 10 метров.

Реконструкция погребального города Цинь Ши-хуана.

Сейчас весь внутренний двор погребального комплекса зарос деревьями и кустарником, а когда то здесь было множество сооружений ритуального характера, от них остались лишь фундаменты. А вот стены Внутреннего погребального города просматриваются и сейчас, особенно хорошо сохранились стены на юге.

Руины южных ворот комплекса. Всего их было 10 штук.

На снимке, сделанном с высоты пирамиды, отчетливо виден юго-восточный угол укреплений

Кое-где стены сохранились на высоту двух-трех метров.

Этим кирпичами минимум 2210 лет …

Интересно, почему пирамида так существенно уменьшилась в размерах. Конечно, время и природные катаклизмы сделали свое дело, но скорее всего гробница Первого императора Китая была банально не достроена.
На это так же указывает Сыма Цянь:
«Престол наследовал [объявленный] наследником Ху Хай, который стал вторым императором-властителем — Эр-ши-хуанди»…..
«После смерти Ши-хуана Ху Хай проявил крайнюю глупость: не завершив работ у горы Лишань, он возобновил строительство дворца Эпан, чтобы выполнить ранее намеченные [его отцом] планы.»
Т.е. для сына дворец был важнее отцовской усыпальницы. Кстати, дворец Эпан - это одно из колоссальных сооружений древнего Китая, к сожалению, он до нас не дошел.

Именно по этой простой причине, пирамида Цинь Шихуана несколько отличается, от например, более поздних пирамид династии Хань. И дело даже не в размерах, а в форме сооружения, которой как раз и нет. Рукотворная гора имеет квадрат только в основании и то у меня есть подозрения, что китайцы специально это оформили, обрезав часть лессовой породы.

Здесь хорошо видна первая ступень основания пирамиды.

Здесь первая высокая ступень аккуратно скрывается, посаженными деревьями.

Кверху курган скругляется, грани почти полностью отсутствуют. Из-за этого я даже заплутал там - спустился не с южной, а с западной стороны и долго не мог понять, где я. Не надо забывать, что одна сторона пирамиды Цин Ши хуана 350 метров. И только с воздуха можно увидеть, что там и как, на земле же виден один только густой лес и постепенный подъем почвы к центру сооружения.

Общий вид южного внутреннего двора погребального комплекса - полная пустота, хотя и можно различить небольшую линию древних стен...

Вот эту лессовую террасу, на фото внизу, я первоначально принял за дамбу, защищавшую погребальный город Цинь Ши хуана от наводней, но дамба, скорее всего находится южнее. Вся провинция Шэньси состоит из таких во лессовых террас, так что запутаться немудрено.

Как и во многих других местах в Шэньси, китайские крестьяне столетиями рыли в террасах свои дома и амбары. Вот один из них..

Написание

Мать наложница Чжао [d]

Хотя версия Сыма Цяня доминировала в течение 2000 лет, исследования профессоров Джона Кноблока и Джефри Ригеля при переводе анналов Люйши Чуньцю показали несоответствие даты начала беременности и рождения ребёнка (год), что позволило им прийти к выводу о фальсификации версии об отцовстве Люй Бувэя, с целью поставить под сомнение происхождение императора .

Регентство Люй Бувэя 246-237 до н. э.

Ин Чжэн неожиданно получил престол циньского вана в 246 году до н. э. в 13-летнем возрасте. В это время царство Цинь уже было самым могущественным в Поднебесной . Премьер-министр Люй Бувэй стал также его опекуном. Люй Бувэй ценил учёных, пригласил на содержание со всех царств около тысячи учёных мужей, которые вели споры и писали книги. Благодаря его деятельности удалось собрать знаменитую энциклопедию «Люйши чуньцю» .

В 246 году до н. э. инженер Чжэн Го из царства Хань начал строительство большого ирригационного канала длиной 150 км в современной провинции Шэньси . Канал соединял реки Цзинхэ и Лохэ . Канал строился десять лет и оросил 40,000 цин (264,4 тысячи гектаров) пахотной земли, что привело к значительному экономическому подъёму Цинь. Завершив только половину работ, инженер Чжэн Го был уличён в шпионаже на Хань, однако он объяснил вану выгоду строительства, был прощён и довёл до конца грандиозный проект .

После смерти отца Ин Чжэна, Чжуансян-вана, Люй Бувэй стал открыто сожительствовать с его матерью Чжао. Ей был подарен евнух Лао Ай, который, по версии Сыма Цяня, был вовсе не евнухом, а сожителем матери, и что документы о кастрации были подделаны за взятки .

Лао Ай сосредоточил в своих руках большую власть, и Ин Чжэн был недоволен своим положением ребёнка, с которым не считаются. В 238 году до н. э. он достиг совершеннолетия и решительно взял власть в свои руки. В том же году ему донесли о сожительстве его матери и Лао Ая. Ему также сообщили, что его мать тайно родила двух детей, один из которых готовится стать его преемником. Ван приказал чиновникам провести расследование, которое подтвердило все подозрения . За это время Лао Ай подделал государственную печать и стал собирать войска для нападения на дворец. Ин Чжэн поручил советникам срочно собрать войска и направить против Лао Ая. Произошёл бой около Сяньяна , в котором было убито несколько сот человек. Лао Ай, его родственники и сообщники были казнены, виновные из числа придворных были жестоко наказаны .

В 237 году до н. э. Люй Бувэй за его связи с Лао Аем был смещён и отправлен в ссылку в царство Шу (Сычуань), но по дороге покончил с собой. В ссылку была отправлена также мать Ин Чжэна Чжао, которую после увещеваний советников вернули во дворец .

Правление с премьер-министром Ли Сы 237-230 до н. э.

После отстранения Люй Бувэя премьер-министром стал легист Ли Сы , ученик Сюнь-цзы .

Не доверяя своим советникам, Ин Чжэн отдал приказ выслать из страны всех не-циньских чиновников. Ли Сы написал ему докладную, в которой обосновал, что такая мера приведёт только к усилению вражеских царств, и указ был отменён.

Ли Сы оказывал большое влияние на молодого правителя, посему, некоторые специалисты не без основания считают, что именно его, а не Ин Чжэна следует считать подлинным создателем империи Цинь. Судя по имеющимся данным Ли Сы был решителен и жесток. Он оклеветал своего талантливого соученика Хань Фэя , блестящего теоретика позднего легизма, и тем самым довёл его до гибели (впоследствии прочитав сочинения Ханя, Ин Чжэн сожалел, что заключил его в тюрьму, где тот, по преданию, принял яд, полученный от Ли Сы).

Ин Чжэн и Ли Сы продолжили успешные войны с соперниками на востоке. При этом он не гнушался никакими методами - ни созданием сети шпионов, ни взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял Ли Сы.

Объединение Китая 230-221 до н. э.

Всё шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. Государственное устройство возвышающегося царства отличали мощная военная машина и многочисленная бюрократия.

В 32 года он овладел тем княжеством, в котором родился, тогда же умерла его мать. При этом Ин Чжэн доказал всем, что у него очень хорошая память: после захвата Ханьданя он прибыл в город и лично руководил истреблением давних врагов его семьи, которые тридцать лет назад во время заложничества его отца унижали и оскорбляли его родителей . В следующем году Цзин Кэ , убийца, подосланный Янь Данем , неудачно покушался на Ин Чжэна. Циньский правитель был на волосок от гибели, но самолично отбился своим царским мечом от «киллера», нанеся ему 8 ран. На него было совершено ещё два покушения, которые также закончились неудачей. Ин Чжэн захватил одно за другим все шесть нециньских государств, на которые в то время делился Китай: в 230 году до н. э. было уничтожено царство Хань, в 225 году до н. э. - Вэй , в 223 году до н. э. - Чу , в 222 году до н. э. - Чжао и Янь , а в 221 году до н. э. - Ци . В 39 лет Чжэн впервые в истории объединил весь Китай и в 221 году до н. э. принял тронное имя Цинь Шихуан, основав новую императорскую династию Цинь и наименовав себя первым её правителем. Тем самым он поставил точку на периоде Чжаньго с его соперничеством царств и кровопролитными войнами.

Титул первого императора

Собственное имя Ин Чжэн было дано будущему императору по названию месяца рождения (正), первого в календаре, ребёнок получил имя Чжэн (政). В сложной системе имён и титулов древности имя и фамилия не писались рядом, как это имеет место в современном Китае, поэтому собственно имя Цинь Шихуана крайне ограничено в употреблении.

Беспрецедентное могущество правителя имперской эры потребовало введения новой титулатуры. Цинь Шихуанди буквально означает «император-основоположник [династии] Цинь». Старое наименование ван , переводимое как «монарх, князь, царь», было уже не приемлемо: с ослаблением Чжоу титул вана подвергся девальвации. Первоначально термины Хуан («властитель, августейший») и Ди («император») употреблялись порознь (см. Три властителя и пять императоров). Их объединение было призвано подчеркнуть единовластие правителя нового типа.

Созданный таким образом императорский титул просуществовал до Синьхайской революции 1912 года , до самого конца имперской эры. Его употребляли как те династии, власть которых распространялась на всю Поднебесную, так и те, которые только стремились к воссоединению её частей под своим началом.

Правление объединённым Китаем (221-210 годы до н. э.)

Реорганизация правления

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 году до н. э., после чего новый император провёл ряд реформ для закрепления завоёванного единства.

Столицей империи был избран Сяньян в исконных циньских владениях, неподалёку от современного Сианя . Туда были переведены сановники и вельможи всех завоёванных государств, всего 120 тысяч семей. Эта мера позволила циньскому императору взять элиту покорённых царств под надёжный полицейский контроль.

По настоятельному совету Ли Сы император во избежание распада государства не стал назначать родственников и приближённых князьями новых земель.

С тем, чтобы подавить центробежные тенденции на местах, империю разделили на 36 военных округов цзюнь (кит. трад. 郡 , пиньинь : jùn ), во главе которых назначались управляющие и чиновники.

Оружие, отобранное у побеждённых князей, было собрано в Сяньяне и переплавлено на огромные колокола. Из оружейного металла было отлито также 12 бронзовых колоссов, которые были поставлены в столице .

Была проведена реформа под лозунгом «все колесницы с осью единой длины, все иероглифы - стандартного написания», была создана единая сеть дорог, упразднены разрозненные системы иероглифики покорённых царств, введена единая денежная система, а также система мер и весов . Эти меры заложили основу культурного и экономического единства Китая и на тысячелетия пережили недолговечную империю Цинь. В частности, современная китайская иероглифическая письменность восходит именно к циньскому письму.

Великие стройки

Император Цинь Шихуанди использовал труд сотен тысяч и миллионов людей для грандиозных строек. Сразу после объявления себя императором он стал строить свою гробницу (см. Терракотовая армия). Он построил сквозь всю страну сеть дорог с тремя полосами (центральная полоса - для колесницы императора). Строительство было тяжёлым гнётом для населения.

Великая китайская стена

В знак единения были снесены оборонительные стены, разделявшие прежние царства. Только северная часть этих стен была сохранена, её отдельные отрезки были укреплены и соединены между собой: таким образом новообразованная Великая китайская стена отделила Срединное государство от варваров-кочевников По оценкам, на строительство стены было согнано несколько сотен тысяч (если не миллион) человек. . При этом бойницы для лучников устроены так чтобы поражать неприятеля надвигающегося с юга, что говорит о не китайском, а противо-китайском характере укреплений. Также топографически стены проложены с максимально возможным доступом на стены со стороны степей и пустынь, и труднодоступностью для захвата со стороны китайского государства .

Канал Линцюй

Дворец Эпан

Император не пожелал жить в центральном столичном дворце Сяньянe (咸陽宮), а начал строить огромный дворец Эпан (阿房宫) к югу от реки Вэйхэ . Эпан - имя любимой наложницы императора . Дворец стал строиться в 212 году до н. э., на строительство было согнано несколько сот тысяч человек, во дворце хранились неисчислимые драгоценности и там размещалось множество наложниц. Но дворец Эпан так и не был достроен. Вскоре после смерти Цинь Шихуанди по всей захваченной Цинь территории вспыхнули восстания, и циньская империя рухнула. Сян Юй (項羽) смог нанести циньским войскам тяжёлые поражения. В конце 207 году до н. э. будущий ханьский император Лю Бан (тогда Пэй-гун), союзник Сян Юя, занял циньскую столицу Сяньян , но не решился утвердиться и через месяц впустил в Сяньян Сян Юя, который в январе 206 года до н. э. , поражённый немыслимой роскошью, приказал сжечь дворец, а его войска разграбили Сяньян и перебили жителей циньской столицы .

Объезды страны

В продолжение последних десяти лет своей жизни император редко бывал в своей столице. Он всё время инспектировал различные уголки своей державы, принося жертвы в местных храмах, сообщая местным божествам о своих достижениях и возводя стелы с самовосхвалениями. Объездами своих владений император положил начало традиции монарших восхождений на гору Тайшань . Он же первым из китайских правителей вышел на морской берег.

Поездки сопровождались интенсивным дорожным строительством, строительством дворцов и храмов для жертвоприношений.

Начиная с 220 года до н. э. император предпринял пять крупных инспекционных поездок сквозь всю страну на расстояния тысячи километров. Его сопровождало несколько сот солдат и множество слуг. Чтобы дезориентировать недоброжелателей, он посылал по стране несколько разных повозок, а сам скрывался за занавеской, и даже солдаты не знали, едет ли с ними император или нет. Как правило, целью поездок было тихоокеанское побережье, к которому император первый раз приехал в 219 году до н. э.

Поиски бессмертия

В 210 году до н. э. императору сказали, что к чудесным островам бессмертных трудно добраться, так как их охраняют огромные рыбы. Император сам вышел в море и из лука убил огромную рыбу. Но ему стало плохо, и он был вынужден вернуться на материк. Оправиться от болезни император так и не смог и через некоторое время умер.

«Сожжение книг и погребение книжников»

Конфуцианские учёные видели в поисках бессмертия пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание (то есть это недостоверно), император велел закопать 460 из них живыми в землю .

В 213 году до н. э. Ли Сы убедил императора сжечь все книги , за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей.

Растущее недовольство правлением

В последние годы жизни разочаровавшись в обретении бессмертия, Цинь Шихуан всё реже объезжал пределы своей державы, отгородясь от мира в своём огромном дворцовом комплексе. Избегая общения со смертными, император ожидал, что в нём будут видеть божество. Вместо этого тоталитарное правление первого императора порождало растущее с каждым годом число недовольных. Раскрыв три заговора, император не имел оснований доверять никому из своих приближённых.

Смерть

Смерть Цинь Шихуана наступила во время поездки по стране, в которой наследник Ху Хай сопровождал его вместе с начальником канцелярии евнухом Чжао Гао и главным советником Ли Сы. Датой смерти принято считать 10 сентября 210 года до н. э. во дворце в Шацю в двух месяцах езды от столицы . Он умер после употребления пилюль эликсира бессмертия , содержащих .

Когда Цинь Шихуан внезапно умер, Чжао Гао и Ли Сы опасаясь того, что весть о смерти императора вызовет восстание в империи, решили скрыть его смерть до возвращения в столицу. Большинство свиты, кроме младшего сына Ху Хая, Чжао Гао, Ли Сы и нескольких других евнухов, находилось в неведении о смерти императора. Тело императора было помещено на повозку, впереди и позади которой было приказано везти телеги с тухлой рыбой, чтобы скрыть трупный запах. Чжао Гао и Ли Сы ежедневно меняли императору одежду, носили еду и принимали письма, отвечая на них от его имени. В конце концов, о смерти императора было объявлено по прибытии в Сяньян.

В соответствии с традицией, империю должен был унаследовать старший сын наследный принц Фу Су, но Чжао Гао и Ли Сы подделали завещание императора, назначив наследником младшего сына Ху Хая . Также в завещании было приказано находившимся на северной границе Фу Су и преданному ему генералу Мэн Тяну покончить c собой. Фу Су преданно подчинился приказу, а заподозривший заговор генерал Мэн Тян несколько раз отправлял письмо за подтверждением и был помещен под арест. Ху Хай, обрадованный новостью о смерти брата, хотел помиловать Мэн Тяна, но Чжао Гао, боясь мести Мэнов, добился казни Мэн Тяна и его младшего брата прокурора Мэн И, который в прошлом предлагал Шихуану казнить Чжао Гао за одно из преступлений.

Ху Хай, взявший тронное имя Цинь Эрши Хуанди, тем не менее, показал себя неспособным правителем. Приверженцы прежних династий тут же ринулись в борьбу за делёж императорского наследства, и в 206 году до н. э. всё семейство Цинь Шихуана было истреблено.

Гробница

Ничто не иллюстрирует могущество Цинь Шихуанди лучше, чем размеры погребального комплекса, который был построен ещё при жизни императора. Строительство гробницы началось сразу после образования империи неподалёку от нынешнего Сианя . По свидетельству Сыма Цяня, к созданию мавзолея было привлечено 700 тысяч рабочих и ремесленников. Периметр внешней стены захоронения был равен 6 км.

Для сопровождения императора в потустороннем мире было изваяно бесчисленное терракотовое войско . Лица воинов индивидуализированы, их тела прежде были ярко окрашены. В отличие от своих предшественников - например, правителей государства Шан (около 1300-1027 годов до н. э.) - император отказался от массовых человеческих жертвоприношений [ ] .

Отражение в историографии

Правление Цинь Шихуана было основано на принципах легизма , изложенных в трактате «Хань Фэй-цзы ». Все сохранившиеся письменные свидетельства о Цинь Шихуане пропущены сквозь призму конфуцианского мировоззрения ханьских историографов, прежде всего Сыма Цяня. Весьма вероятно, что в приводимых ими сведениях о сжигании всех книг, запрете на конфуцианство и погребении заживо последователей Конфуция отразилась конфуцианская антициньская пропаганда , направленная против легистов .

В традиционном изображении облик Цинь Шихуана как чудовищного тирана тенденциозно преувеличен. Можно считать установленным, что все последующие государства Китая, начиная со слывущей терпимой династии Западной Хань, наследовали ту административно-бюрократическую систему управления государством, которая была создана при первом императоре .

Отражение в искусстве

В театре

  • В 2006 году на сцене Метрополитен-оперы (Нью-Йорк) состоялась премьера оперы «Первый император» (композитор - Тань Дунь , режиссёр - Чжан Имоу). Партию императора спел
Великие завоеватели Рудычева Ирина Анатольевна

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая

Так же как и в других древнейших цивилизациях, в Древнем Китае верили в жизнь после смерти, или, как мы привыкли говорить, в загробную жизнь. Китайцы верили, что в потустороннем мире они будут жить так же, как и на земле. Считалось, что чем больше у человека богатств, чем роскошнее он живет, тем больше богатств и слуг нужны и после смерти. Поэтому китайские императоры начинали строительство своих гробниц заранее. Как правило, императорские гробницы ни чем не уступали дворцам, в которых правители жили при жизни. Древние китайцы были уверены, что люди, которые окружают правителя и прислуживают ему в этом мире, несомненно, продолжат выполнение своих обязанностей и в загробной жизни. Когда умирал представитель родовитой знати, то в загробное путешествие с ним отправлялись не только предметы роскоши и деньги, вместе с хозяином уходили и его слуги. Так, например, китайские правители государства Шан (XVI–XI вв. до н. э.) погребали в своих гробницах прислугу и наложниц, чтобы те сопровождали их в загробной жизни. А тысячу лет спустя их далеким потомкам, завершающим земной путь, было достаточно снарядить с собой статуи из камня или терракоты, дабы не чувствовать себя одинокими в потустороннем мире. Однако никто не отправлялся в мир иной с такой многочисленной свитой, как великий император и объединитель Китая Цинь Шихуанди. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили не только многотысячную Терракотовую армию, но и всех тех, кому следовало обслуживать усопшего, - бездетных жен, наложниц и слуг.

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая - вошел в историю как властный и жестокий, но мудрый правитель, реализовавший сразу два грандиозных проекта. Во-первых, он объединил шесть разрозненных мелких государств, на которые в то время делился Китай, и в 221 году до н. э. создал обширную империю, превратив ее в самое могущественное государство Азии. Впервые в истории Китай стал единым, а Шихуанди принял титул «первого императора». Второй несомненной заслугой этого могущественного властителя стало то, что он соединил уже существовавшие оборонительные сооружения и, подчинив их единому замыслу, построил одно из самых уникальных и грандиозных сооружений всех времен и народов - Великую Китайскую стену.

Ин Чжэн, в будущем Цинь Шихуанди, появился на свет в 259 году до нашей эры в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван, сын вана от простой наложницы, был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн - «первый» (по названию месяца рождения, первого в календаре). Матерью будущего правителя была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, будто Люй Бувэй - настоящий отец Чжэна. Уже в 13 лет Ин Чжэн занял место правителя одного из феодальных царств Китая - царства Цинь, которое было самым могущественным государством в Поднебесной. Государственное устройство этого царства отличалось мощной военной машиной и многочисленной бюрократией. Все шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Однако государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. До 238 года Чжэн считался несовершеннолетним, и всеми государственными делами занимался Люй Бувэй как регент и первый министр. Чжэн был многим обязан ему, прежде всего укреплением своего авторитета во дворце. Люй Бувэй учил своего подопечного: «Тот, кто желает побед над другими, должен одержать победу над собой. Тот, кто хочет судить людей, должен научиться судить самого себя. Тот, кто стремится познать других, должен познать самого себя».

В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Взрослея, настойчивый и своенравный Ин Чжэн стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти и, судя по всему, отнюдь не собирался идти на поводу у своего первого советника. Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состояться в 238 году, когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что за год до этого события Люй Бувэй пытался сместить Ин Чжэна. Еще за несколько лет до этого он приблизил к его матери одного из своих помощников, Лао Ая, пожаловав ему почетный титул. Лао Ай очень скоро добился ее расположения и стал пользоваться неограниченной властью. В 238 году до н. э. Лао Ай похитил царскую печать и вместе с группой своих приверженцев, мобилизовав часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному правителю удалось раскрыть этот заговор - Лао Ай и девятнадцать крупных чиновников, руководителей заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов; свыше четырех тысяч семей, замешанных в заговоре, были лишены рангов и сосланы в далекую Сычуань. Все воины, участвовавшие в подавлении мятежа Лао Ая, были повышены в звании на один ранг. В 237 году до н. э. Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бувэя. Продолжавшиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй Бувэй в 234 году до н. э. покончил жизнь самоубийством. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства, Ин Чжэн приступил к внешним завоеваниям.

В попытках подчинить разрозненные царства Ин Чжэн не гнушался никакими методами - ни созданием обширной шпионской сети, ни подкупом и взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял влиятельный сановник, выходец из царства Чу, Ли Сы. Обладавший огромной работоспособностью и аналитическим талантом, позднее этот человек занял при дворе Цинь Шихуанди должность главного советника (иначе - премьер-министра или канцлера). За время исполнения этих обязанностей Ли Сы определял политику и идеологию Циньского государства, в соответствии с его идеями государство превратилось в жестокую военизированную машину управляемую сложным бюрократическим аппаратом. Под началом Ли Сы были упорядочены меры и веса, приведена к единому стандарту китайская письменность и введен единый шрифт. Ли Сы, как и Цинь Шихуанди, был яростным противником конфуцианства, и впоследствии многие ученые, являвшиеся сторонниками этого учения, подвергались жестоким репрессиям.

В 230 году по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив его в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская армия захватила царства Чжао (в 228 г.), Вэй (в 225 г.), Янь (в 222 г.) и Ци (в 221 г.). «Как шелковичный червь пожирает лист тутового дерева», говорится в «Исторических записках», так молодой царь покорил шесть крупных царств. В тридцатидевятилетнем возрасте Ин Чжэн впервые в истории объединил весь Китай. «Такой незначительный человек, как я, - с ложной скромностью заявлял Чжэн, - поднял войска для того, чтобы наказать мятежных князей, и с помощью священной силы предков наказал их, как они того заслужили, и водворил, наконец, в империи мир».

Всего 17 лет понадобилось Ин Чжэну, чтобы завоевать все шесть царств, на которые в то время делился Китай, и объединить их в одно мощное государство, столицей которого стал город Сиань. Историки считают, что многие сотни тысяч погибли или стали пленными в ходе завоевания, которое раздвинуло границы владений Чжэна от западных плоскогорий до восточных морей, между которыми пролегает около 1200 миль, и сделало его первым правителем объединенного Китая.

Итак, к 221 году царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью. Одержав блестящую победу, Ин Чжэн все же понимал, что одной военной силы недостаточно для того, чтобы прочно удержать в своих руках территорию, население которой в три с лишним раза превышало число жителей царства Цинь. Поэтому сразу же после завершения военных действий он провел серию мероприятий, направленных на укрепление завоеванных позиций. Прежде всего Ин Чжэн обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творивших смуту» и препятствовавших водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн заявил, что в гибели шести царств повинны в первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь. Издание подобного указа было необходимо для морального оправдания как самого завоевания, так и тех жестоких методов, при помощи которых оно совершалось. Вторым шагом к упрочению верховной власти Цинь над всей завоеванной территорией являлось принятие Ин Чжэном нового, более высокого титула, нежели царский. Его завоевание, как он считал, не имело аналогов в истории и давало ему заслуженное право на новое имя и титул. Судя по сообщению древнекитайского историографа Сыма Цяня, Ин Чжэн предложил своим приближенным обсудить выбор его тронного имени.

Основываясь на предложениях своих советников, Ин Чжэн принял тронное имя Цинь Шихуанди. Чтобы показать свое превосходство над обычным царем - ваном, правитель выбрал себе титул «хуан», что означает «августейший повелитель». К этому титулу он добавил слово «ши», означающее «первый», и слово «ди», которое через тысячелетие стало означать «император», а первоначально означало «божественный правитель». Выбранный императором титул был созвучен имени одного из величайших персонажей древних китайских мифов и национальной истории - Хуанди, Желтому Владыке. Ин Чжэн, приняв имя Цинь Шихуанди, полагал, что его самого и его потомков ждет великая слава Хуанди. «Мы - Первый Император, - величественно объявил он, - и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее, в бесконечной череде поколений». Первоначально термины «хуан» (властитель, августейший) и «ди» (император) употреблялись порознь, а их дальнейшее объединение было призвано подчеркнуть единовластие и могущество правителя огромного государства. Созданный таким образом императорский титул просуществовал очень долго - до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена. Прежняя столица царства Цинь, город Сяньян на реке Вэйхэ (совр. Сиань), была (в 221 году до н. э.) объявлена столицей империи. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоеванных царств. Когда завершилось объединение всей страны, встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали императору Шихуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Цинь Шихуанди последовал этому совету. Опасаясь междоусобных войн, он отказался предоставлять самостоятельные земельные владения своим сыновьям, мотивируя это заботой о сохранении мира в Поднебесной. Тем самым он укрепил свою личную власть.

Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае - это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662) Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху «Великого начала» в

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Первый император Китая повелел… Император Цинь Шихуанди покорил все остальные княжества и объединил Китай, основав династию Цинь. Намереваясь установить централизованное правление и предотвратить возрождение крупных независимых феодалов, он приказал разрушить те

Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди: первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до нашей эры, когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди, первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических войн

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Объединение Китая. Империя Цинь В IV в. до н. э. в нескольких крупных княжествах были проведены реформы легистского образца, окончательно уничтожившие обломки старого социального порядка, увеличившие социальную мобильность и поощрявшие частную инициативу, собственность

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди. Первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

автора Рудычева Ирина Анатольевна

Реформы Цинь Шихуанди Успешное управление только что объединенными государствами, где господствовали свои, местные, обычаи и законы, присущие только этому царству, было невозможно без введения единого для всех общеимперского законодательства. С разрешения этого

Из книги Великие завоеватели автора Рудычева Ирина Анатольевна

Гробница императора Цинь Шихуанди До недавнего времени многотысячная Терракотовая армия отлично справлялась с той задачей, ради которой и была создана. Ведь как-никак ей полагалось охранять усыпальницу великого Цинь Шихуанди. Гробница Первого Императора Китая

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Космические устремления Цинь Шихуанди Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Это единственное на Земле сооружение, хорошо видимое из космоса. О длине Китайской стены до сих пор спорят ученые, называя две цифры – свыше

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для Китая была тем, чем стал греко-римский мир для

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Мавзолей императора Цинь Шихуанди Находится в 35 км от города Сианя, древней столицы Китая, построен в 221–259 гг. до н. э. для первого императора объединенного Китая.На его строительстве были заняты 700 тыс. рабочих. В подземном дворце размещается более 400 захоронений, его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.8. Великий и страшный Цинь Шихуанди В России очень любят спорить о том, какое место в истории занимает И. В. Сталин. Как-то подзабылось, что в годы перестройки было опубликовано замечательное произведение писателя К. М. Симонова «Глазами человека моего поколения».

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Объединение Китая. Империя Цинь Экономический рост и развитие металлургии железа позволили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести более напряженные военные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

КУЛЬТУРА КИТАЯ ЭПОХИ ЦИНЬ И ХАНЬ Первая китайская империя - Цинь - оставила превосходные памятники древней архитектуры - дворец Анфан и «восьмое чудо света» - Великую Китайскую стену. Стена, строительство которой было особенно значительным при Цинь Шихуанди,

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Царство Цинь в истории Древнего Китая заняло особое место. Его князь, покорив погрязших в междоусобицах соседей, создал единое государство. Этим военачальником был циньский ван по имени Ин Чжэн, ставший известным как первый китайский император Цинь Шихуанди.

От вана до императора

В IV веке до н. э. проблема политического объединения древнекитайских царств занимала умы передовых мыслителей той эпохи, когда постепенно создавались объективные предпосылки для создания единой страны, во главе которой восседал бы китайский император.

Объединение диктовалось логикой политической ситуации, сложившейся в V-III веках до н. э. Стремление к ликвидации самостоятельности соседних царств и поглощению их территории привело в это время к тому, что на месте многих десятков больших и малых наследственных владений осталось «семь сильнейших»: Чу, Ци, Чжао, Хань, Вэй, Янь и Цинь. Правители почти всех из них лелеяли планы полного разгрома своих соперников. Они надеялись, что первая династия китайских императоров будет основана ими.

Соперники в борьбе за объединение широко использовали тактику союзов с удаленными царствами. Известен «вертикальный» союз царств Чу и Чжао, направленный против «горизонтального союза» Цинь и Ци. Успех вначале сопутствовал Чу, однако последнее слово осталось за правителем Цинь.

В итоге императором стал Ин Чжэн, получивший символичное имя Цинь Шихуанди (название китайского императора переводится как «Первый император Цинь»).

Предпосылки объединения

Важнейшей предпосылкой разрушения прежних политических границ между царствами было развитие стойких экономических связей. Яркую картину укрепления торговых отношений между ними нарисовал в III веке до н. э. Сюньцзы, подчеркивавший важную роль экономических связей для удовлетворения естественных потребностей людей в тех продуктах, которые не производятся в местах их проживания.

Также в это время произошла частичная стихийная унификация платежной монеты. В V-III веках до н. э. на территории Среднекитайской равнины и смежных районов постепенно складываются большие экономические области, границы которых не совпадают с политическими границами царств. Простолюдины, торговцы и знать понимали, что для дальнейшего развития требуется «единый» китайский император, который бы стер внутриполитические границы в угоду экономике.

Формирование единого этноса

Еще одним фундаментальным поводом к объединению под властью Цинь Шихуанди стало практически сформировавшееся к тому времени общее этническое и культурное пространство. Происходила консолидация древних китайцев, несмотря на разделявшие их границы Срединных царств.

Складывание единого культурного стереотипа населения, стабилизация представлений о его общности, развитие этнического самосознания древних китайцев не только подготавливали почву для будущего объединения, но и делали его первоочередной задачей.

Реформы Цинь Шихуанди

Разгром шести царств, а также последовавшее объединение территорий были лишь робким шажком в формировании государства. Более важными стали непопулярные, но необходимые реформы, которые инициировал китайский император Цинь. Направлены они были на ликвидацию последствий длительной экономической и политической раздробленности.

Решительно ломая преграды, препятствовавшие налаживанию регулярных связей между всеми округами империи, Цинь Шихуанди уничтожил стены, разделявшие некоторые враждовавшие царства. Были сохранены лишь строения вдоль обширных северных границ, достроенные на недостающих местах и объединенные в одну Великую стену.

Также Шихуанди уделил большое внимание сооружению магистральных дорог, связывавших тогдашнюю столицу Сяньян с периферией. Одним из наиболее грандиозных строительных мероприятий такого рода была прокладка Прямого тракта, соединявшего окрестности Сяньяна с центром округа Цзююань (более 1400 км длиной).

Административные реформы

Этим реформам предшествовала ожесточенная борьба мнений по поводу того, каким образом следует организовать управление вновь присоединенными территориями, какой принцип положить в основу административной системы империи. Советник Ван Гуань настаивал на том, что по традиции, восходившей к чжоускому времени, окраинные земли страны должны быть отданы в наследственное владение родственникам императора.

Против этого решительно выступил Ли Сы, предложивший принципиально иной проект Китайский император принял предложения Ли Сы. Территория Поднебесной была разделена на 36 округов, каждый из которых состоял из уездов (сянь). Во главе округов стояли наместники, назначавшиеся непосредственно императором.

Кстати, сама по себе идея создания на вновь присоединенных территориях округов - административных единиц центрального подчинения - возникла еще в конце V века до н. э. Суть реформы Цинь Шихуанди выражалась в том, что он распространил систему округов на всю территорию своей империи. Границы новых образований не совпадали с территорией прежних царств периода Чжаньго и не соответствовали естественно-географическим рубежам, которые могли бы способствовать обособлению отдельных районов страны.

Культура и законодательство

К числу других важных мероприятий по укреплению централизованной власти императора также относятся:

  • введение единого законодательства;
  • унификация мер и весов;
  • реформа денежной системы;
  • введение единой письменности.

Реформы Цинь Шихуанди значительно способствовали укреплению как культурной, так и экономической общности населения империи. «Земли меж четырех морей были объединены,— писал по этому поводу Сыма Цянь,— заставы открыты, запреты на использование гор и озер смягчены. Поэтому богатые купцы получили возможность беспрепятственно разъезжать по всей Поднебесной, и не было такого места, куда бы не проникали товары для обмена».

Рабство и террор

Однако первый император не был образцом добродетели. Напротив, многие историки считают его тираном. К примеру, он фактически поощрял торговлю рабами, причем не только захваченными в военных походах пленными, но и жителями собственно Китая. Государство само массами обращало население в рабство за долги или за совершенные преступления, а затем продавало их рабовладельцам. Тюрьмы также превратились в рынки рабов. В стране был установлен жесточайший террор, по одному подозрению в недовольстве деятельностью императора все окрестное население подвергалось уничтожению. Несмотря на это, выросла преступность: нередки были случаи похищения людей в целях продажи их в рабство.

Преследование инакомыслящих

Китайский император Шихуанди подверг жестоким репрессиям конфуцианцев, проповедовавших традиционные принципы морали и гражданского долга, аскетизм. Многие из них были казнены или отправлены на каторжные работы, а все их книги были сожжены и впредь запрещены.

А что после?

В сочинении историка Сыма Цяня Шицзи (в «Исторических записках») упоминается, что император в 210 году скончался во время поездки по Китаю. Кончина государя настигла внезапно. Наследовавший трон его младший сын взошел на престол, когда внутренние социальные противоречия в стране значительно обострились. Эршихуан на первых порах пытался продолжать важнейшие мероприятия отца, всячески подчеркивая преемственность своей политики. С этой целью им был издан указ о том, что унификация мер и весов, предпринятая Цинь Шихуаном, остается в силе. Впрочем, народные волнения, умело используемые знатью, привели к тому, что первая династия китайских императоров Цинь покинула историческую арену.

Крах империи

Непопулярные решения Цинь Шихуанди вызывали протесты в самых разных социальных слоях. На него было совершено много покушений, а сразу после его смерти началось широкое восстание народных масс, уничтожившее его династию. Восставшие не пощадили даже гигантскую гробницу императора, которая была разграблена и частично сожжена.

В результате восстания к власти пришел Лю Бан (206-195 годы до н. э.), основатель новой династии императоров - Хань, который до этого был всего лишь старостой небольшой деревни. Он принял ряд мер по и уменьшению влияния олигархии. Так, торговцам и ростовщикам, а также их родственникам было запрещено занимать государственные должности. Купцов обложили повышенными налогами, были введены правила для богатых. В деревнях восстановили местное самоуправление, упраздненное Цинь Шихуанди.

  • Эпоха Ся до н. э.) - полумифическая династия, чье существование описано в преданиях, однако реальных доказательных археологических находок нет.
  • Эпоха Шан (1600-1100 до н. э.) - первая династия, чье существование подтверждено документально.
  • Эпоха Чжоу (1027-256 до н. э.), делится на 3 периода: западная Чжоу, Чуньцю и Чжаньго.
  • Цинь (221-206 до н. э.) - первая императорская династия.
  • Хань (202 до н. э. - 220 н. э.) - династия, основанная сельским старостой после народного восстания.
  • Эпоха Северных и Южных династий (220-589) - за несколько веков сменилась целая череда правителей и их династий: Вэй, Цзинь, Ци, Чжоу - северные; Су, Ци, Лян, Чэнь - южные.
  • Суй (581-618) и Тан (618-906) - эпоха расцвета науки, культуры, строительства, военного дела, дипломатии.
  • Период «Пяти династий» (906-960) - смутное время.
  • Сун (960-1270) - восстановление централизованной власти, ослабление военной мощи.
  • Юань (1271-1368) - правление завоевателей-монголов.
  • Мин (1368-1644) - основана бродячим монахом, возглавившим восстание против монголов. Характеризуется развитием товарного хозяйства.
  • Цин (1644-1911) - основана маньчжурами, воспользовавшимися неразберихой в стране, вызванной крестьянскими восстаниями и свержением последнего императора Мин.

Вывод

Цинь Шихуанди - один из известнейших исторических деятелей в древнекитайской истории. Его имя ассоциируется с Г. Х. Андерсена «Соловей и китайский император». Основателя династии Цинь можно поставить в ряд с именами Наполеона, Ленина - личностями, потрясшими до основания общество, коренным образом изменившими жизнь не только родного государства, но и многих соседей.

Цинь Шихуанди, настоящее имя Ин Чжэн, первый император династии Цинь, который положил конец многовековым войнам среди воюющих кланов, завоевал шесть царств, создал и объединил под своим правлением китайское централизованного государство.

Восхождение на престол Цинь Шихуанди

Император родился в городке Ханьдане, в далёком 259 году. Отец императора Чжуансян-ван был внуком вана от наложницы не самого высокого ранга, он в соответствии с порядком о престолонаследии не имел шансов на китайский трон.

Про мать императора ходят несколько легенд, по одной из них её подарили его отцу уже беременную. Этот факт, хотя и не доказанный, долгое время порочил репутацию Шихуанди, настроив против него немало недругов. По другой легенде мать происходила из очень древнего и известного китайского рода, она спасалась от преследования, спрятавшись у дальних родственников.

После смерти вана престол унаследовал Аньго Чжуансян-ван, он правил три года, а потом трон занял Ин Чжэн.

Первые годы правления и регентство

Цинь Шихуанди неожиданно сел на престол в 13 лет. Уже на то время царство Цинь было самое могущественное в Поднебесной, но новоиспечённый император в силу возраста не мог править сам, ему в регенты был назначен Люй Бувэй.

После смерти отца молодого императора, его регент стал не скрываясь жить с матерью Чжэна. К тому же ей в дар был преподнесён евнух Лао Ай (привычная практика дарить полностью или частично кастрированного слугу). По версии учёных Лао был далеко не евнухом, а сожителем матери.

Евнух быстро сосредоточил власть вокруг себя, такое положение не нравилось Шихуанди, так как его считали неразумным ребёнком.

С достижением совершеннолетия он быстро взял власть в свои руки и узнал об отношениях матери с евнухом, причём мать втайне родила двоих детей, один из которых уже готовился стать приемником императора. После проведения расследования, все карты были раскрыты и Лао Ай при сговоре с некоторыми государственными советниками готовил войну против Чжэн. Бой состоялся возле городка Сяньяна, где войска Лао были разгромлены, по приказу он вместе со своими родственниками был казнён.

Люй Бувэя в наказание за связь с предателями был сослан, по дороге к месту отсылки покончил с собой. Мать он отправил в ссылку, но после нескольких лет изгнания она была возвращена к царскому двору.

Министр Ли Сы

После предательства, Цинь Шихуанди приказал отправить в ссылку всех не циньских вельмож. Ли Сы представил отчёт, где объяснил нецелесообразность таких действий, ведь пойдёт цепная реакция вражды к императору, указ отменили.

Будущий премьер-министр оказал огромное влияние ещё на неопытного Шихуанди, многие учёные даже считают, что создание централизованной империи Цинь это заслуга именно Ли Сы. Император в тандеме с достаточно умным премьер-министром проводили блестящие войны с противниками с востока.


Объединение империи Цинь

Все действия Шихуанди были направлены на объединение Китая, ведь страна предоставляла собой несколько культурных центров и варварские окраины.

Он вошёл в историю, как человек, довольно жёсткий, тот, который не давал своим врагам расслабиться. Уже в 32 года завоевал княжество, где родился. После этого он с пышной церемонией вошёл в город, и под его личным руководством были уничтожены все ненавистники семьи, а таких было немало.

Во время правление на Чжэн было совершено несколько покушений, но все окончились неудачно, так как он умело владел мечом. После таких нападений он ещё более ожесточился, и всё больше расширял свои владения.

И вот в свои 39 лет он объединил абсолютно весь Китай, став единоличным правителем и внял своё тронное имя Цинь Шихуанди, тем самым основав свою династию.

Правление единым государством

После объединения страны начался долгий процесс реформирования, для закрепления успеха. По приказу императора была перенесена и столица в город Сяньян, туда же отправились и все чиновники, советники, вельможи вместе со своими семьями со всех завоёванных территорий. Так Цинь Шихуанди мог их легко контролировать и следить за всеми их действиями.

По наставлению Ли Сы он не стал назначать своих родственников правителями новых земель (как это было принято до Чжэн), вместо этого разделил новое государство на 36 военных округов, поставил во главу чиновника и управляющего.

Императорское строительство

После объединения государства Шихуанди стал возводить свою гробницу, к грандиозной стройке были привлечены миллионы человек. Немало, правда! К тому же он проложил семь дорог через всю страну.

Ещё одной стройкой стало возведение Великой Китайской стены, она служила для ограждения Китая и варварских государств на границе. После централизации были снесены все внутренние оборонительные стены и сооружения, государство нуждалось в защищённых границах.

Путешествие по стране

Последние 10 лет Чжэн крайне мало времени проводил в столице, из-за огромной территории он постоянно колесил по стране, участвовал в проведение кровавых ритуалов в храмах, посещал торжественные мероприятия и восхвалял себя.

В период своего путешествия он взошёл на гору Тайшань, первый из императоров вступил на берег моря, причём в каком бы уголке страны ни появлялся, всюду начиналось грандиозное строительство дорог, храмов и дворцов.

Нарастающее недовольство

Так как в поселение годы Цинь Шихуанди был больше озабочен своим бессмертием, чем делами страны, он всё реже стал объезжать свои владения. Избегал встреч с обычными людьми, он считал, что его будут считать божеством, но вместо этого в тоталитарных кругах росло всё большее недовольство. После трёх заговоров он больше не доверял никому из своих приближенных, стал нелюдим и всё больше терял рычаги власти. К тому же он всё чаще искал эликсир бессмертия колеся по стране. И вот ему доложили, что нашли долгожданный остров бессмертия. Он лично вышел в море, но до острова так и не добрался, ему стало плохо и вскоре он умер.

Гробница императора Цинь Шихуанди

40 лет назад была найдена гробница Цинь Шихуанди, охраняемая армией воинов. Гробница, как и многие памятники истории, обнаружена совершенно случайно, при раскопках артезианских источников крестьянами в 1974 году, около городка Сиань.

На сегодняшний день обнаружены приблизительно 600 захоронений. Главное сооружение - Подземный дворец, так и не был найден, о нём упоминается во многих древних источниках.

Гробница стала известна на весь мир по другой причине, всё благодаря , которые охраняли покой императора, а также коней и колесниц. Человеческие фигуры имеют разное выражение лица: радость, страх, грусть, сердитость, злость. Каждый воин - отдельное произведение искусства, не похожее друг на друга, фигуры имеют и разный рост от 1.70 до приблизительно 2 метров.

Многие учёные и археологи считают, что Чжэн поступил «гуманно». Перед его правлением сравнительно долгое время вместе с императорами в гробницу хоронили самых верных войнов, а таких насчитывалось несколько тысяч. Для Шихуанди были созданы терракотовые войны, хотя в гробнице были захоронены и живые люди. По некоторым летописям, там было приблизительно захоронено несколько десятков тысяч людей, причём различных по статусу и социальному положению в обществе: строители, богатые люди, и несколько принцев – конкуренты Цинь Шихуанди при борьбе за трон.

Многие тайны гробницы не раскрыты, поэтому ждём новых исследований и открытий.

Цинь Шихуанди - это уникальнейший персонаж в истории. Человек, который не побоялся пойти против системы, человек объединивший огромную страну, и которого чтут и уважают в Китае.

Загрузка...