domvpavlino.ru

Как решать 19 задание по физике. Подготовка к ЕГЭ по физике: примеры, решения, объяснения. Цепная реакция деления ядер

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Предмет -литература,10 класс

Вариант I

Часть А

1.К какому роду литературы относится поэма «Кому на Руси жить хорошо»?

А.Драматический В.Эпический

Б.Лирический Г. Лиро-эпический

2. В каком году Н. А. Некрасов начал писать поэму «Кому на Руси жить хорошо»?

А. 1863 В.1865

Б. 1864 Г. 1868

3.Какя из сюжетно- композиционных особенностей есть в поэме?

А.Эпилог В. Пролог

Б.Экспозиция Г.Эпиграф

4.Какой социальный статус имели крестьяне-правдоискатели?

А.Вольноотпущенные В. Крепостные

Б. Временнообязанные Г. Свободные

5. Какого жанра нет в поэме?

А. Притча В.Баллада

Б. Плач Г.Былина

6.Кто из героев не является крестьянином?

А.Гаврило В. Демьян

Б. Яким Г. Влас

7.В каком селе герои поэмы побывали на ярмарке?

А. Корежино В. Усолово

Б. Кузьминское Г. Вахлачина

8.Чьей племянницей была сироточка Устиньюшка?

А.Якова В. Овсянникова

Б. Власа Ильича Г.Макара Федосеича

9. Какой из героинь нет в поэме?

Б. Гертруда Александровна Г. Таисия Савельевна

10. Какой из названных песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Голодная» Г. «Женская»

11.Кто из героев поэмы некоторое время пребывал в Песочном монастыре?

А.Иона Ляпушкин В..Пан Глуховской

Б.Савелий Корчагин Г.Христиан Христианыч

12.Какой из глав нет в части «Крестьянка»?

А. «Лиодорушка» В.«Песни»

Б.«Волчица» Г.«Трудный год»

Часть В

«Недотерпеть-пропасть!

Перетерпеть-пропасть!...»

2.Назовите имя героя:

«Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором-

Пал на сердце …»

3.Как называется песня, которой заканчивается «Пир на весь мир»?

4.Назовите выразительное средство:

Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита

5.Определите жанр:

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела- а живет оно,

Без языка- кричит!

Часть С

Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Вариант II

1. Кому посвящена часть поэмы «Пир на весь мир»?

А. В.С. Белинскому В. С.П. Боткину

Б. Н.А. Добролюбову Г. И.И. Панаеву

2.Кого в ряду счастливцев, названных правдоискателями, не было?

А.Царь В. Помещик

Б.Граф Г. Министр

3.Какой подарок привез Филипп жене из Питера?

А. Платочек шелковый В.Башмаки сафьяновые

Б. Сорочку расшитую Г. Юбку бархатную

4. Какого жанра нет в поэме

А.Загадка В. Песня

Б. Миф Г. Былина

5.Какая из героинь не принадлежит крестьянскому сословию?

А.Домна В. Матрена

Б. Орефьевна Г. Елена

6.Кто из героев назван « …примерным»?

А.Гриша В. Яков

Б.Филипп Г. Ипат

7. В каком селе крестьяне-правдоискатели попали на пир?

А. Корежино В.Усолово

Б. Кузьминское Г.Вахлачина

8. Кто из героев был дьячком?

А. Яким В. Трифон

Б. Пахом Г. Ионушка

9. Кто из героинь мать Савушки?

А.Матрена Тимофеевна В. Елена Александровна

Б. Ненила Власьевна Г. Домна

10. Какой из песен нет в поэме?

А. «Солдатская» Д. «Соленая»

Б. «Бурлацкая» Г. «Барщинная»

11. Кто из героев поэмы учился грамоте в остроге в Буй-городе?

А. Гаврило Афанасьевич В. Шалашников

Б. Савелий Корчагин Г. Христиан Христианыч

12. Какой главы нет в «Крестьянке»?

А. «Немец Фогель» В. «Демушка»

Б. «Бабья притча» Г. «Губернаторша»

Часть В

Дайте ответ в виде слова или сочетания слов.

1.Кому из героев принадлежат слова:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу!

2. Назовите имя героя:

«У….. -кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо- их недокармливал»

Хапуга- эконом»

3.Кому был поставлен памятник на площади (в этом герое Матрена увидела сходство с Савелием)?

4. Назовите выразительное средство:

«И облака дождливые,

Как дойные коровушки,

Идут по небесам»

5.Определите жанр:

«Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку,

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает»

Часть С

Дайте связный ответ на вопрос:

В чем видит Гриша Добросклонов свое счастье?

Ключи к тесту по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Часть А

Вариант I

Вариант II

Часть В

Матрене Тимофеевне

Сусанину

Отрицательное сравнение

Сравнение

Предварительный просмотр:

Тестовые задания по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1 вариант

  1. Поэма-эпопея создавалась Н.А.Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства:

А) дворян; Б) передовой части крестьянства; В) разночинцев

  1. Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по великой русской земле в поисках:

А) счастливого человека; Б) правды; В) хорошего хозяина.

  1. В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живется весело, Вольготно на Руси?» Среди счастливых называют:

А) попа, купца, боярина;

Б) солдата, крестьянина, мастерового;

В) пьяницу, странника, разбойника.

  1. Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязанными». Это указывает на то, что действие поэмы происходит:

А) до отмены крепостного права;

Б) во время реформы 1861г.;

В) в пореформенное время.

  1. В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник признается, что его трудно назвать счастливым, потому что:

А) «крестьянин сам нуждается», а поп «живет с одних крестьян»;

Б) «угодья наши скудные»;

В) «сплошь почти раскольники».

  1. Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрене Тимофеевне по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то, что:

Б) Ей помогала жена губернатора;

В) Ее любил губернатор

  1. Матрена считала сама себя счастливой, потому что выросла:

А) в непьющей семье;

Б) в богатой семье;

В) в городской семье»

  1. Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг Некрасова:

А) Н.А.Добролюбов;

Б) В.Г.Белинский;

В) Д.И.Писарев

  1. Что значит, по мнению Некрасова, «жить хорошо»?

А) страдать и терпеть

Б) защищать угнетенных

В) самому стать лучше

2 вариант

  1. Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это почетное звание, по мнению поэта, заслуживают:

А) крестьяне-правдоискатели; Б) разбойники, грабящие богатых; В) русские писатели.

  1. Крестьянин Федосий советует странникам спросить о счастье Ермилу Гирина. Он прославился на всю округу:

А) деньгами; Б) правдою; В) колдовством.

  1. В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Барин со слезой на глазах вспоминает, как было хорошо раньше, а теперь все прошло. Потому что:

А) отменили крепостное право; Б) сословья благородные у нас труду не учат;

В) расплодились питейные дома

  1. Жених Матрены, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на сердце» девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрена «с девичьей холи в ад», потому что:

А) Филипп изменился и стал груб с женой;

Б) семья Филиппа была пьющая;

В) семья была большая и сварливая, а Матрена оказалась самой младшей снохой.

  1. В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрена рассказывает о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то, что:

А) немца Фогеля живого в землю закопал;

Б) убежал в леса с ножищем да с рогатиной;

В) не платил подати помещику Шалашникову.

(Савелия звали «клейменым, каторжным», на что он отвечал: «Клейменый, да не раб!»)

  1. «Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что:

А) русские крестьяне умеют работать;

Б) Русский народ умеет терпеть;

В) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.

  1. Некрасов не дает прямого ответа на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой ее доказывает, что по-настоящему хорошо жить только:

А) будущему сеятелю; Б) крестьянину-правдоискателю; В) народному заступнику.

  1. Гриша Добросклонов появляется в главе:

А) «Счастливые» Б) «Пир на весь мир» В) «Крестьянка»

  1. Кому адресованы эти строки Н.А.Некрасова:

«Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь»

А) Ермил Гирин

Б) Гриша Добросклонов

В) Яким Нагой

Г) Дед Савелий.

  1. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон, «жил беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником захудалого семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твердо знал «кому отдаст свою жизнь и за кого умрет»:

А)за мать свою, батрачку безответную;

Б) за Власа-крестного, что помог ему выжить;

В) за угнетенного, униженного и обиженного русского человека.


Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни». По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.

Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.

Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?

Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».

Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян. В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье. Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.

Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.

В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц. Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика. Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.

Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.

Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому. Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях. Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».

Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.

Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки». В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи. Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.

Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб. Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.

Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.

У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.

Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М. Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление. И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.

Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.

1. Что такое счастье, в представлении мужиков?

2. Кому задают вопросы (подробности описать ответы)?

3. Почему в перечне счастливцев не оказалось бедных людей?

4. Меняют ли ходоки свои представления о счастье по ходу произведения?

5. Находят ли они счастливого? Кто это? В чем его счастье?

6. Почему поэма не закончена?

7. За кем будущее Руси, почему?

Ответы

1. У каждого из мужиков свое представление о счастье. Один считает что счастлив боярин, другой дворянин и так далее.

2. Вопросы задают встретившимся им на пути людям.

Спросили у Попа, а хорошо ли ему живется, и он сказал им, что счастье в понимании человека есть богаство и покой, но не тем не другим поп не обладает. Он бескорыстно помогает людям и постоянно страдает душой, видя убитых горем женщин и стариков.
Потом мужики заглядывают на ярмарку. Там видят старика Вавила, который не может купить своей внучке башмачки, потому что он пропил все свои деньги. Мужички понимают что трезвому на Руси жить плохо.

Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живет Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.

До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для нее та ночь,

когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил ее и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свекра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнется, да не ломится».

Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребенка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие ее ребенка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у нее родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: ее мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.

По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно - так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от ее счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.

В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трех лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину свое усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.

Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни - барщинную, голодную, солдатскую, соленую - и истории о крепостном времени. Одна из таких историй - про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе еще большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребенком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову - единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провел ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.

Еще одну историю - о двух великих грешниках - рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.

Мужики-странники слушают и историю еще одного грешника - Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.

4. Да меняется. Мужики, после услышанной истории про Ермила Гирина, переосмыслили свое понимание о счастливом человеке. Теперь в их понимании счастливчиком являлся человек, который был предан Родине и занимался благими делами, которые ему самому нравились.

5. В конце своего пути мужики находят одного счастливца - это семинарист Гриша Добросклонов. Его счастье заключается в том, что он высоконравственный человек и видит в бескорыстном служении народу.

6. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных крестьян, их мысли, чувства и борьбу против угнетающего их мира помещиков и буржуазии.

7. Будущие Руси в руках тех людей, которые оценивают свое счастье не деньгами.


15.10.2016

В эпической поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показал многие аспекты российской жизни, затронул большое количество острых проблем. Очевидно, главной из них в поэме является проблема счастья, поставленная очень широко, как на социальном, так и на философском уровне. Проблема счастья связана в поэме с темой реформы, изменения жизни всего русского народа и темой свободы, с темой русского национального характера и другими. Вызванный поэтом образ громадного исторического времени приобретал необычайную сконцентрированность и острый современный смысл. Сама извечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становилась по-особому злободневной. В переломную пору в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного сознания, извечные эти вопросы и загадки представали как дело сегодняшнего бытия, требовали немедленных решений. Так, все в поэме - в ее образах, языке, стихе - представало как выражение вечного в сегодняшнем, очень обобщенного в очень конкретном. Всеобщий, всех и все вовлекающий общерусский смысл приобретали как будто бы самые простые и обычные вещи. Потому-то перед читателем предстает не просто рассказ в стихах, а именно поэма-эпопея - о самом главном в жизни всего народа. Дорожная стычка мужиков все менее остается бытовой ссорой, все более становится великим спором, в который вовлечены все слои русской жизни, все ее главные социальные силы призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник. И сам царь.

Рисуя образ народа, поэт обращается к теме труда и к проблеме пьянства, к теме народного творчества, народного слова и теме песни как души народа. С темой судьбы русской женщины связана тема Родины-матери и идея будущего счастья великого русского народа - песня Гриши Добросклонова «В минуты унынья, о родина-мать!..» заканчивается словами:

И ношу твою облегчила судьба,
Сопутница дней славянина!
Еще ты в семействе раба,
Но мать уже вольного сына!..

Все названные темы и проблемы, заявленные в «Кому на Руси жить хорошо», рассматриваются в поэме в связи с темой счастья, важным условием которого является преодоление рабства:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином...

Хотя поэма осталась неоконченной, но без итога она не оставлена. Уже первая из песен «Пира на весь мир» на вопрос-формулу «Кому на Руси жить хорошо?» дает ответ-формулу:

Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего!

Песня «Средь мира дольного...» призывает к борьбе за народное счастье, за свет и свободу. Но дело, естественно, не просто в декларации этих идейно-тематических формул-лозунгов.
Смысл итоговых стихов поэмы действительно заключается в призыве к борьбе за народное счастье, но смысл всей поэмы в том, что такой народ заслуживает счастья и стоит того, чтобы за него бороться:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт действительно знал это и всем содержанием своей народной поэмы представил тому доказательства. Сам по себе образ Гриши Добросколонова, сочиняющего и поющего песни заключительной части поэмы, очень обобщенный и условный образ молодости, устремленной вперед, полный надежды и веры, не является ответом ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце. Счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать; хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) - еще не разрешение вопроса, так как поэма выходит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «Пире на весь мир». Последние стихи - «песни» поэмы - стихи лирические, но такие, которые могли возникнуть лишь с опорой на могучий народный поэтический эпос. Многое в этих стихах идет от надежды, от пожелания, от мечты,-но такой, которая находит реальную опору в жизни, в народе, в стране Россия. Эпопея в самой себе несет разрешение.

«Кому на Руси жить хорошо?» - поэт задал в поэме великий вопрос и дал великий ответ в последней ее песне «Русь»:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка-Русь!
В рабстве спасенное
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
Встали - небу жены,
Вышли - непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены.
Рать подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

«Широкая дороженька» - поэма не завершилась, и многое в ней объясняется за ее пределами.
Вообще же образ «широкой дороженьки» символичен и очень значим в поэме. Он характерен для сюжетов-путешествий, довольно распространенных в русской литературе. Путешествие Онегина должно было занять большое место в пушкинском романе в стихах. Лермонтовский герой своего времени живет буквально на колесах - в каждой новой повести он уже на новом месте. То, что Чичиков в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя путешествует, многое объясняет в этой книге, названной автором поэмой. Но, кажется, со времен «калик перехожих» никто не странствовал так, как герои поэмы Н. А. Некрасова, не брался Русь-матушку «ногами перемерять». «Кому на Руси жить хорошо» открывается именно этим образом - и пролог (семь мужиков-странников «сошлись» именно «на столбовой дороженьке», и идя по ней - спорили), и первая глава «Поп». С самого начала и на протяжении всей поэмы «по сторожам дороженьки» развертывается панорама всей русской земли.

В поэме также присутствуют и многие другие образы-символы, созданные на основе народно-поэтического творчества. Так, скатерть самобраная - традиционный символ достатка. Однако наши
странники просят только «хлебушка / По полупуду в день», «водки по ведерочку», «огурчиков», «квасу кислого», «чайку», да «чтоб армяки мужицкие / Носились, не сносилися!», «Чтоб липовые лапотки / Служили, не разбилися», «Чтоб вошь, блоха паскудная / В рубахах не плодилася», «Не прели бы онученьки». Мужики не просят у волшебной птахи богатства и счастья для себя. То, что они попросили, необходимо им, чтобы, не отвлекаясь на мелкое, доведаться до смысла жизни, до сути человеческого счастья.

Символичен образ неизвестной рыбы, что обитает в неизвестных морях, проглотившей «ключи от счастья женского»; и образ плачущей волчицы с окровавленными сосцами, также связанный с темой судьбы русской крестьянки.

Одним из символов реформы и всех захватившего кризиса является образ «цепи великой», которая, порвавшись, «расскочилася: / Одним концом по барину, / Другим по мужику!..»
Вахлачина и Корежина - многозначные символы крестьянской жизни. Такие слова, как «Наддай!» Савелия (очень понравившееся странникам) и «Нишкни!» Агапа Петрова связаны с темой падения рабства. Они являются символом освобождения и свидетельством того, как «Сбирается с силами русский народ / И учится быть гражданином». Семеро же странников - символ всей тронувшейся с места, ждущей перемен и ищущей счастья пореформенной народной России.


Сохранить ссылку:
Загрузка...