domvpavlino.ru

Как сделать детскую игровую площадку своими руками из подручных средств. Поделки для детской площадки: обустраиваем детскую зону участка самоделками Как сделать детскую площадку на даче

Детская площадка считается важным элементом каждого современного загородного участка, если на территории проживает подрастающее поколение. Приобретение качелей и подобных атрибутов — удовольствие не из дешёвых.

Намного проще и доступнее по стоимости возвести детскую площадку из подручных материалов своими руками. Поговорим об этом вопросе более подробно.

Проектный процесс

Важнейшее условие создания площадки для детей — проведение проектирования так, чтобы сооружение получилось надёжным, а также максимально безопасным в применении.

Помимо этого, определяясь с местом строительства площадки, нужно ориентироваться на место с отличной видимостью.

Кроме того, идеей для детской площадки не должно быть предусмотрено обустройство на месте детских игр проводов, различных травмоопасных углов. Также площадка не должна обустраиваться рядом с бассейном или речкой.

Место для игр должно быть максимально ровным, оснащаться мягкой поверхностью, способной свести к минимуму риск получения травмы во время случайного падения.

При выборе подходящего материала для оформления детской площадки, остановите выбор на натуральном массиве, который является безвредным, практичным, а также простым в использовании.

Также древесина простая в обработке, благодаря чему из неё возможно построить любые конструкции.

Окрасив поделки из древесины для детской площадки в разнообразные оттенки, вы сможете получить привлекательную внешне площадь для активных игр ваших детишек.

Предпочтительно изначально разработать соответствующие чертежи на листе бумаги. В проектной документации непременно укажите предполагающиеся размеры деталей, которые планируется разместить на площадке. Также определите оптимальный наклонный угол детской горки и, конечно же, высоту.

Оптимальные идеи

При выборе подходящей идеи оформления дачной детской площадки важно ориентироваться на детский возраст, а также особенности места обустройства сооружения. В основном, главным элементом площадки считаются качели, песочница, а также горка.

Помимо этого можно соорудить небольшой сказочный домик, маленькие горки. Проще говоря, каждый элемент площадки для детских игр должен быть интересным для малышей.

Обустраиваем песочницу

Определяясь с местом обустройства песочницы, ориентируйтесь на следующие моменты:

  • местность должна непременно быть открытого типа, то есть хорошо просматриваемой;
  • нежелательно строить песочницу под кроной деревьев, чтобы исключить попадания в неё мусора;
  • непременно позаботьтесь о качественной защите от ультрафиолета;
  • рассчитайте габариты так, чтобы малыши могли передвигаться в ней максимально свободно.

Что касается формы, то оптимальной станет квадратная песочница, которая без проблем создаётся из древесины. Чтобы удостовериться в этом, фото детской площадки тому доказательство.

При выборе природного массива остановите выбор на сосне, которая считается влагоустойчивым материалом, отлично переносящим излучение солнца, а также температурные перепады. Также смола в сосне характеризуется противомикробными свойствами.

Оптимальные габариты песочницы 200 см на 200 см. Сначала нужно подготовить специальную площадку, используя колышки и нитки. Закончив с разметкой, следует немного устранить верхний слой земли. Затем можно приступать к обустройству основания в целях засыпки песка.

Обратите внимание!

Предпочтительно застелить самое дно сооружения плотным стройматериалом. Дно закрывается подушкой песчаной, пластиковой плиткой.

Помните, что применение полиэтиленовой плёнки противопоказано, поскольку после осадков в песочнице может скопиться много влаги, предотвращающей просыхание песка.

Однако материалы из геотекстиля пропускают влажность, однако не пропускают в песок из земли различных насекомых.

Для закрытия сторон сооружения следует сконструировать щиты из досок. Для удобства нужно обустроить бортики.

Не исключён вариант обустройства песочницы специальным укрытием в форме гриба. Такая конструкция защитит сооружение от влажности и солнца.

Украшение места для детских игр

Если вас интересует, как сделать своими руками детскую площадку и как её оформить, то помните, что применение дорогостоящих материалов в данных целях необязательно. Достаточно использование пару банок с краской, а также подручные материалы.

Обратите внимание!

Отличный вариант оформления — детская площадка, созданная из шин, либо бутылок из пластика, дисков.

Чтобы на площадке могли появиться сказочные пальмы, используйте бутылки из пластика, а при наличии пеньков, создайте дорожки. Применяя шины, соорудите различные интересные фигуры для сада в виде животных.

Приложите все усилия, чтобы все детали площадки для детей выполняли развивающую функцию. Для этого не нужно много усилий, достаточно минимум фантазии и желания.

Фото детской площадки своими руками

Обратите внимание!

Для того чтобы рядом с детскими садами участки, своими руками украшенные, были интересны для малышей, нужно соблюсти немало условий. Но не менее важно, чтобы эти небольшие уголки, наполненные развлечениями и местом для веселых игр, были еще и привлекательными с точки зрения ландшафтного дизайна, ведь так вы сможете развивать у детей хороший вкус и чувство прекрасного. Мы не только посмотрим на примеры и , но и разберем, каким именно формам досуга и развлечений отдать предпочтение.

Участок детского сада своими руками

Оригинальный, отличающийся от других участок детского сада своими руками – скорее исключение, нежели правило. Все места для гуляния дошкольников в свое время создавались как под копирку, опираясь на нормы и правила. Впрочем, эти правила сложно назвать неверными, просто кроме элементов обязательных, все-таки нужно немного отнестись к с фантазией, сделать ее концептуальной, привлекательной, чтобы для каждой группы были индивидуальные украшения и развлечения.


Про правила того, нам необходимо поговорить прежде, чем мы будем рассматривать те или иные примеры оформления, которые касаются отдельных элементов. Структурно площадка (ее размеры рассчитываются исходя из количества детей в группе и в идеале на одного ребенка должно приходиться 7-9 квадратных метров площадки) должна разделиться на несколько частей. Большую и центральную часть занимает так называемая площадка для групповых занятий. Здесь не только расположены физкультурные снаряды, но и сделано специальное покрытие, резиновое или травяное, чтобы малыши могли здесь заниматься спортом, играть в подвижные игры и так далее. А уже по периметру этой общей площадки можно выстроить дополнительные элементы, такие как песочница, спортивные тренажеры и турники, пенечки, декоративный огород и прочие составляющие, обязательные для интересных участков в детском саду. Летом своими руками взрослые могут также добавить на территорию не только цветник или декоративную клумбу, но и сделать дополнительный навес, чтобы малышам не мешало яркое летнее солнце. Стационарная терраса с навесом и твердым полом подойдет для использования в более прохладное время года.

Детские участки в детском саду своими руками

На фотографиях, которые представлены в нашей сегодняшней статье, вы можете увидеть, как творчески подойти к процессу наполнения детских участков в детском саду своими руками . Ведь на территории хватит места не только для развлечений, но и для обучения, особенно в игровой форме.


Вспомним основы и приложим имеющиеся знания к процессу преобразования площадки для детских игр. Для начала нужно нарисовать план, разметив размеры территории, ее рельеф и все постоянные строения, которые уже есть и которые нужно будет обыграть в концептуальном дизайне. Далее выбирается тема, к которой вы уже будете подстраивать все остальные элементы. Например, такой темой может быть любимый мультипликационный фильм, а может быть морская, пиратская, футбольная тематика. Если же родители захотят угодить абсолютно всем деткам, то можно сделать дизайн в сказочном стиле, наполнив площадку поделками в виде сказочных персонажей.


На плане, кроме размеров каждой из площадок и полезных объектов, нужно также разметить направление тени, которая присутствует в те моменты, когда дети играют на улице. Лучше всего, чтобы длинная послеобеденная прогулка не была омрачена излишней активностью солнца. Поэтому если так получилось, что территория очень освещена и естественной тени на ней мало, вы можете на летний период разработать крыши для песочницы, навесы из ткани, а также посадить деревья и кустарники, которые будут давать желанную тень.


Также нужно позаботиться об освещении и прочих инженерных коммуникациях, но так, чтобы безопасность стояла на первом месте. Все провода не только нужно тщательно заизолировать, но и вообще убрать из доступа и из зоны видимости. Также нужно проверить все пространство на предмет острых углов, если качели или аттракционы деревянные, то они не должны оставлять заноз, а если металлические, то все соединения должны работать идеально, не иметь острых краев, сколов, кусков покореженного или ржавого металла.

Участки детских садов своими руками: фото

Общий внешний вид участков детских садов своими руками, фото которых вы уже увидели выше, конечно, прекрасен, но нужно подумать и о частных случаях – об элементах . Вы можете большинством родительских голосов решать, нужна та или иная зона для ваших детей (потому как втиснуть абсолютно все просто физически не получится), но есть вещи, которые стоит ставить везде. И в первую очередь это утверждение справедливо для любимой детками всех возрастов песочнице.


Этот элемент с одной стороны прост, а с другой сложен. То есть поставить его достаточно просто, даже и не покупать, а сделать своими руками, придав форму лодки, машины, солнечного круга. Гораздо важнее – обеспечить безопасность игр в песке, так что кроме самого ящика обязательно предусмотрите крышку, которой песочница будет накрываться в промежутках между играми. Также полезным будет организовать лавочки по периметру и внутри, на которых бы дети могли сидеть при ковырянии. Рядом с песочницей организуйте небольшую кладовку и ящик, куда можно складывать совочки, формочки и прочие игрушки для песочного творчества.

Второй очень полезный элемент – столики и стульчики для творческих занятий на открытом воздухе. Тут ведь можно не только писать, лепить или рисовать, но и играть в игры, не подвижные, а логические, развивая сообразительность и быстроту реакции. Над такими столиками устанавливается навес, чтобы занятия можно было проводить даже тогда, когда погода к этому не очень располагает.

Еще один обязательный элемент – зона физкультуры, активных игр и соревнований. Здесь можно установить турники, можно сделать лабиринт или зону преодоления препятствий. В принципе – такая зона является отличным способом всю неуемную детскую энергию направить в мирное русло, чтобы после прогулки они могли спокойно заснуть во время дневного сна.


В современном можно увидеть такое интересное приспособление, как дорожку здоровья. Это набор обособленных зон, которые выстелены различными материалами, например, щебнем, галькой, кругляшками из дерева, резиновыми жесткими ковриками и так далее. Это прекрасное дополнение для участка детского сада летом своими руками. Фото , которое вы видите выше, показывает вариации сооружения такой тропинки, и способы ее наполнения. Считается, что походив пять минуток босиком по такой полосе препятствий, детки получают незаменимый для здоровья массаж стоп.

Оформление участка в детском саду своими руками

Кроме обязательных элементов, есть также и немало других интересных идей по оформлению участка в детском саду своими руками . Один из них особенно актуален для летнего периода – это декоративный огород и сад. Здесь, на небольшом участке земли, высаживается несколько грядок с овощами, за которыми могут ухаживать детки, которым такое развлечение придется по душе. Ведь не у всех ребят есть дача, чтобы видеть процесс роста морковки или зеленого лука своими глазами.


Кроме познаний в ботанике и сельском хозяйстве, небольшой декоративный огородик научит малышей заботиться о растениях, можно проводить занятия, рассказывая, каким должен быть правильный полив, чем растения отличаются друг от друга, какие съедобные их части и так далее. Внешний вид такого небольшого участка можно позаимствовать в декоративного типа, например, поставить ящики или организовав клумбы с цветами внутри автомобильных покрышек.


Не только растения, но и всевозможные домашние животные привлекают любознательных малышей, но не заводить же из-за этого настоящий скотный двор. Чтобы удовлетворить потребность в знаниях, вы можете использовать не настоящих животных, а поделки в виде них, сделанные из гипса, пластиковых бутылок, автомобильных шин и прочего. Нужно соорудить небольшую избушку – домик для животных, а вокруг расставить петушка и курочек, свинку, корову и прочие .


Развивать любознательность деток можно не только при помощи растений и организации , но и использовав тематику автомобильных знаков, устроив на территории игрушечный автодром со вполне реальной трассой, разметкой, знаками и даже заправкой. Причем ее можно сделать достаточно оригинально, использовав пустые пятилитровые баклажки, покрасив их в черный цвет. Наверняка такое новое игровое пространство придется по душе и девочкам, ну а мальчишки от него будут в полном восторге. Вы можете подсмотреть примеры оформления участка детского сада своими руками - фото представлено выше в нашей статье.

Оформление участка детского сада летом своими руками

Физкультурные снаряды могут находиться и не в периметре площадки для групповых занятий. Наоборот, чем больше там будет свободного пространства, тем легче малышам будет там бегать, прыгать, передвигаться, играя в подвижные игры. А вот по периметру советуем вам для оформления участка детского сада летом своими руками сделать другие развлечения, но более локального плана.


Это могут быть пенечки, которые нужно преодолевать, как полосу препятствий. Конечно, недостаточно просто разрезать дерево на одинаковые или разные по высоте пеньки и поставить их друг к другу, нужно хорошо обработать их поверхность, убедиться, что не будет заноз и царапин при контакте с деревом, а еще лучше – покрыть все спилы специальным лаком или краской. Кстати, такие спилы – отличный способ выучить цифры, если той же краской написать их на поверхности. Все педагоги знают, что обучение в игровой форме – самое эффективное.


Чтобы наполнить пространство вокруг площадки красотой, используйте аппликации на всем, что только можно. Это может быть стенка навеса веранды, забор, скамейки, стволы деревьев. Пусть вокруг будет много сказочных и мультипликационных героев из фанеры, пластика, искать их и рассматривать также будет одной из увлекательных игр.

Каждый родитель на своём примере знает, как трудно иногда бывает увлечь чем-то детей, чтобы они не мешали выполнять домашние обязанности. Для тех, кто проводит время на даче или постоянно живёт в частном доме, есть гениальное решение - детская площадка своими руками из подручных материалов. Она увлечёт вашего ребёнка и поспособствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию. Построить её несложно. Можно сделать это из подручных средств, таких как доски и брёвна, покрышки, ткани и т. д. Проявите смекалку, и вашего ребёнка будет не оторвать от нового игрового места.

Выбор места и план создания детского уголка для отдыха

Правил по выбору места немного, но их выполнение обязательно для безопасности ребёнка и вашего спокойствия:

Детские площадки на даче своими руками из подручных материалов

Перед тем как начинать строительство детской площадки, необходимо определиться с территорией и составить проект.

Размер площадки

Размер площадки зависит от возраста детей и их количества. Для совсем маленьких будет достаточно небольшого пространства в 4–5 м 2 . На них можно установить песочницу, несколько самых простых снарядов и маленький бассейн. Хорошо было бы огородить такую зону, чтобы дети не разбегались, а вы спокойно могли заниматься своими делами. Для этого можно использовать подручные (деревянные палки) и покупные (сетка-рабица) средства.

Детей постарше за забором не закроешь. Он будет лишним. Их заинтересует что-то действительно стоящее, более серьёзный снаряд, больший выбор развлечений и, конечно же, много места. В идеале 10–12 м 2 необходимы для того, чтобы создать комфортную площадку для таких детей.

Фотогалерея: разнообразие ограждений площадки

Заборчик с калиткой вселит в родителей уверенность, что ребёнок не убежит с площадки Цветной забор, раскрашивание которого можно доверить самим детям Вариант ограждения детской площадки

План площадки из подручных средств

Теперь нарисуйте общий план будущей площадки. Подумайте, что и где будет располагаться. Для этого необязательно делать точный геометрический чертёж.

Фотогалерея: варианты планировок

План детской площадки может быть схематическим с указанием размеров План детской площадки при желании можно делать рисованным Доверить составление плана детской площадки можно самому ребёнку

Подготовка местности и покрытия площадки

В первую очередь место нужно хорошо расчистить и выровнять. Затем надо определиться, с каким покрытием будете работать. Есть несколько вариантов:


Если вы ограничены в финансах и делаете всё из подручных материалов, то остановитесь на втором варианте.

Детская площадка своими руками: идеи

Какие снаряды ставить на детской площадке - решать её владельцам. Без некоторых же элементов никак не обойтись.

Песочница

Это самая распространённая детская забава, которая есть в каждом дворе. Нет такого малыша, которого не увлекало бы создание «куличиков» из песка и строительство всевозможных пещер. В песочнице ваше чадо будет развивать фантазию и учиться создавать новые объекты. Ранее они имели вид квадратного ящика из неструганых материалов. Сегодня ситуация изменилась, взрослые всё больше заботятся об удобстве и безопасности своих детей. Главное новшество - это, конечно же, создание крышки, которая прячет песок от домашних животных.

Важно выбрать правильное месторасположение для данной зоны. Она не должна находиться на солнцепёке, но и на слишком затемнённой территории её ставить не нужно, чтобы песок не был в ней влажным и холодным. Идеально установить её под кроной большого дерева. Но если такой возможности нет, то придётся придумать навес.

Самым распространённым материалом для изготовления песочницы является дерево. Для мальчиков это может быть сделанный кораблик или машина на детскую площадку своими руками.

Для изготовления песочницы подойдёт и большая тракторная покрышка.

Фотогалерея: песочница из старой покрышки, в виде машины и другие варианты

Детские домики

Очень популярное развлечение для детей - домик. Это может быть шалаш из веток или простая палатка. Там дети будут прятаться. Это может быть их «штаб». Благодаря этому детский уголок на даче из подручных материалов станет очень уютным.

Можно построить и домик на каркасе. Это тоже несложно.

  1. На столбчатом фундаменте возводится каркас.
  2. Делается нижняя и верхняя обвязки, для пола и потолка соответственно.
  3. Далее он обшивается, например, досками.

Можно проявить фантазию и сделать крылечко, окошки, повесить шторки, внутри положить старый ковёр, сбить пару стульев и стол. В общем, миниатюрный вариант настоящего дома. Чем больше вы постараетесь, тем интереснее будет играть там вашему малышу.

Фотогалерея: «жильё» для детей

Тканевый шалаш защитит детей от солнца и дождя Шалашиз природных материалов можно строить вместе с детьми При желании шалаш из ветокможно разобрать и перенести в другое место Детский домик из дерева может быть копией дачного дома Крыльцо, окна и дверь - желаемые элементы детского домика

Горка

Не меньшей популярностью у детворы пользуются горки. Они бывают прямыми и в виде спирали. Но из чего сделать это удовольствие? Есть несколько вариантов:

  • нержавейка - хорошо, но дороговато, да и оставлять без присмотра дорогостоящий металл не стоит;
  • обычная сталь - слишком быстро ржавеет;
  • пластиковый лоток - отличный вариант, только постарайтесь найти подходящий размер;
  • дерево - его нужно хорошо отшлифовать или обшить чем-то более скользким, например, куском линолеума.

Отдельно горку делают немногие. Чаще всего её строят как часть комплекса с верёвками, лестницами, турниками и т. д.

Качели

Качели - это самый популярный вид развлечений в детской зоне отдыха. Построить их из подручных материалов не составит труда. Для этого нужна всего лишь цепь или верёвка, а также сиденье (доска, колесо).

Если для качелей вы решили использовать канат, то его необходимо периодически проверять на прочность, поскольку воздействие солнечных лучей и осадков пагубно сказывается на нём. Цепи будут более надёжными, но звенья могут смещаться во время раскачивания и зажимать кожу рук. Ощущения очень болезненные. Вот почему в местах, где нужно держаться, можно надеть на цепь какой-нибудь шланг. Верёвка может крепиться к перекладине карабином, который со временем может неприятно скрипеть, или с помощью подшипника, но его нужно приваривать.

Что подарить ребенку на 4 года? Наши бабушка и дедушка решили не мелочиться и построить на даче спорткомплекс. Благо наш дедушка может плотницкие работы сделать своими руками. Я (Лена Павлова) подключилась в качестве проектировщика, опираясь на опыт комплекса, который Олег Скрипалев построил два года назад у нас дома. Ну и пришлось позаниматься снабжением: пособирали мы черенки от лопат для шведской стенки и рукохода по магазинам всей округи. Нашли металлопрокатную базу, чтобы купить оцинкованную сталь для перекладин и шестов. Сосед Володя помог перекладины сварить. Позднее дождались в гости и самого Олега Скрипалева, чтобы сделать грамотную "оснастку" нашего каркаса снарядами и создать "множественные маршруты для лазанья". Так что "с миру по нитке" и построили мы свою конструкцию. Вот, что у нас получилось:

Друзья, этот пост вызвал столько откликов, что в 2019 году мы сделали отдельный сайт, посвященный спорткомплексам Скрипалева https://kids-complex.ru/ где выложили много материалов про этот спорткомплекс, названный нами комплексом Чистовых-Павловых и подобные ему, а также истории комплексов и спортивных уголков, отдельным снарядам и более подробному обзору готовых решений на рынке. Сейчас этот сайт стал официальным для спорткомплексов Скрипалева. Там вы можете заказать спорткомплекс по индивидуальному проекту для дома или дачи или купить отдельные снаряды, чтобы самостоятельно построить комплекс, похожий на наш.

Почему нам не подошли стандартные спорткомплексы?

Самый первый вопрос, который возникает: почему мы просто не купили готовый? Ниже картинка типичного представителя готовых конструкций. Единственное достоинство (на мой взгляд) таких (не дешевых) комплексов - их декларируемая безопасность. Крепления спрятаны, углы сглажены, верха недоступны - падать не высоко.


Круто конечно, производителю не прийдется судиться с родителями, но ребенок вряд ли научится тут лазить, лазить то особо некуда. Снаряды неудобны . Скаладром с наклоном, минимальной высоты и неинтересный (монотонный), гладиаторская сетка - аналогично. Колечки не пригодятся ни одному гимнасту ни в одном спортивном зале - они маленькие диаметром и пластмассовые (и это еще не худший вариант, наблюдаемый в наших дворах). Качелька тоже не вдохновляет - для маленьких не устойчивая, для больших - не интересная. Нет вопросов только к матросской лесенке - сама по себе она нормальная, только почему-то никуда не ведет. Не понятно, можно ли с нее по диагонали перебраться на домик, но, поскольку она упирается в скалодром, то на ней не раскачаешься. Похоже, что вариант "раскачиваться на матроской лесенке" в целях безопасности исключен производителем: она фиксирована опорой внизу (так часто поступают и с канатами). Небольшая (примерно на 5 ступенек) шведская лесенка, ведущая в домик (сзади) наклонена и недостаточна для полноценного лазанья. Опять же она не худшая - обычно перекладины таких лесенок такие толстые, что неудобно хвататься детской ручке и они сделаны с таким большим шагом, что особо на них не налазишься - только вверх или вниз. Домик мог бы быть плацдармом для лазанья, если бы был сделан из труб, а не бруса (конечно, тогда бы он не был деревянным и комплекс бы упал в цене в четверо). А для домика, где можно посидеть и спрятаться он слишком "просветный". Все сделано для контроля службы безопасности, а не для настоящих детей, не по уличному, не всерьез. Это интересно разве что трехлетке. А нашей дочери уже 4 года. Куда она будет развиваться тут?

Вот другой типичный представитель, у которого есть почти удобная шведская стенка и набор выстроенных в ряд снарядов. Этот комплекс далеко не так уж плох по своим снарядам (гамак не проверяли, а вот остальное, кроме колец, выглядит вполне используемым). Проблема линейной конструкции принципиальна: это набор снарядов, они не в системе, они практически не допускают маршрутов (в данном случае за исключением траектории: шведская стенка - перекладины на ее обратной стороне - кольца). Это один стандартный маршрут. Даже крысе недоест бегать по кругу с тремя пунктами остановки, а у ребенка более сложный мозг. Ребенку надо придумывать, экспериментировать, воплощать.


Что же делать? Отказаться от линии и построить квадрат или другую конструкцию, которая будет допускать переходы со снаряда на снаряд? Сделать снаряды "настоящими"? Добавить высоты?
Если вы готовы дать своему ребенку такое усложнение его "лазательной жизни", то добро пожаловать в наш клуб - "Своими руками". Удовлетворительного готового аналога вы не найдете. Вышеупомянутый Олег Скрипалев сделает вам отличную конструкцию для дома (наша примерно 3 метра на 3 метра стоила нам в 2015 году около 80 тысяч - про нее напишем еще отдельно, когда кончится дачный сезон, мы ее любим и она нас очень выручает долгими зимними вечерами). Для дома ценник нас устроил: комплекс практически вечный, в том смысле что он выдержит детство всех наших существующих и потенциальных детей. Но такой ценник для улицы (где снаряды и каркас разрушается быстрее) "кусается" (своими руками собранный аналог стоил нам около 20 тысяч в 2017 году со всеми снарядами). То есть вам таки опять к нам: "Своими руками".

Специфика улицы (дачи): из чего будет каркас?

На улице нет стен (хотя конечно можно "прикрепиться" к дому, но для улицы - это ограничение, а не благо. Дома мы "цепляемся" к стенам вынужденно. Здесь стена - это лишняя тень (у нас так мало солнца) и возможность (ненужная) "вмазаться" в дом при раскачивании. Гораздо практичнее пустой каркас. Тогда из чего делать каркас? Дерево или металл ? Ну тут, конечно, "на вкус и цвет все фломастеры разные". Дерево теплое, живое. К нему легко крепятся снаряды, которые нельзя навязать (например, зацепы для скалодрома). Из дерева проще собрать своими руками шведскую стенку или рукоход. Металл имеет обалденное преимущество - он сам по себе "работает" как перекладина, таким образом каркас встроен в систему снарядов, по нему непосредственно можно будет осуществить переходы (лазать). Металлический каркас не будет дорогим, если купить обычные (не оцинкованные) трубы, зашкурить и покрасить. Мы не заморачивались с ценой (у нас не так много металлических фрагментов) и купили оцинкованные трубы, которые тоже пришлось шкурить (но не пришлось красить). Металл по сравнению с деревом удобнее в эксплуатации: не гниет, неприхотлив и долговечен. Но нужен человек со сварочным аппаратом. В нашем случае таким оказался сосед. Если у вас такого нет, будет посложнее. Но всегда остается третий, на наш взгляд, оптимальный вариант - комбинированный. Что-то из металла, что-то из дерева. Тогда потенциально можно обойтись и вообще без сварки (крепления "металл к дереву" и "дерево к дереву" будут достаточны). Конструкция будет "живой", но обогатится уникальными снарядами которые полноценно дает только металл - всевозможными перекладинами для лазанья.

Отдельный вопрос: как укрепить каркас, чтобы он не шатался . Мы для угловых элементов взяли брус 100 на 100 и вкапали его примерно на 1 метр (при высоте комплекса около 2,5 метров). Чтобы конструкция "сидела" прочнее, к каждой опоре вкопали в землю поперечные балки по 70 см (крестообразные по направлению к основным вертикалям) и дополнительные диагональные "откосы". Вся эта конструкция фундамента не видна на наших снимках, она спрятана под землей. Над землей конструкцию дополнительно "связывают" брус шведской стенки и два металлических шеста по вертикали и три доски по горизонтали (сверху). В целом конструкция получилась надежно "связанной", но при использовании взрослым человеком она дает легкое шатание: видимо, во второй раз предпочтем делать на винтовых сваях, чтобы сидела как влитая. Мы оцениваем "потенциал" нашего комплекса в 10 лет (потом брус может начать выталкивать земля), пока мы считаем, что этого достаточно, но опять же, винтовые сваи удорожают конструкцию незначительно - так что, как говорится, нет предела совершенству. Главное - попробовать.

Подбор снарядов

В своей книге "Мы, наши дети и наши внуки" Никитины рассказывают о трех перекладинах (у них они назывались "турники"), которые стали первыми снарядами, установленными во дворе их дома, когда их старшему ребенку был год или два. Система турников Никитиных была проста и гениальна: нижний турник по росту ребенку 2-х лет, верхний - взрослому человеку (ребенок не станет заниматься, если ему не показать пример), средний - между ними. Тогда ребенок любого возраста выбирает себе турник по силам, а, если конструкция соединена шестом, то лезет на более высокий и сложный, чтобы быть "как папа". Мы сразу решили, что нам такое определенно надо. Высоту нижнего турника измеряли под Забаву, но сделали ее не для виса, а для кувырканий (для виса и "вставания" будет как раз ребенку в год-полтора).


Высоту верхнего турника мы сделали для комплекса максимальной (здесь на нем показывает детям мастер класс один из наших взрослых друзей).

Средний же турник мы модифицировали под систему выхлопывания ковров моего детства: добавили над перекладиной на высоте 1,30 метра еще одну высокую перекладину на высоте 2,4 метра, чтобы был дополнительный зацеп сверху - как переходный к рукоходу и как опора для освоения "насеста", в который превратилась перекладина на средней высоте. Забегая вперед скажу, что этот снаряд для Забавы и гостей сразу стал одним из наиболее используемых. Встроенный в большое количество переходов (на шведскую стенку, рукоход, шест, канат, трапецию, кольца и альпинистские зацепы для рук) он стал неизменной составляющей многих маршрутов.


Позднее Забава настояла на том, чтобы дедушка добавил еще одну "среднюю" перекладину к стоявшему до этого без дела шесту (на картинке с тремя детьми это усовершенствование видно справа). На шест ей было сложно перебираться, а вот перекладина сделала шест доступным и любимым. Мне было немного жалко "портить" шест, но я успокоила себя тем, что знаю адрес базы металлопроката и все еще можно "повторить".


По диаметру перекладин (турников) и шестов: мы сделали их разными. Для перекладин (турников) купили трубы внутренним диаметром 25 мм (внешний - около 28 мм), для шестов - внутренним диаметром 28 мм (внешний - около 32 мм). Определяли методом примерки по руке: турник должен быть ухватистым и он должен быть однозначно тоньше, чем то, что стоит на большинстве детских площадок (те турники толсты даже для взрослых). Шест, напротив, должен быть потолще (32 мм достаточно), чтобы легче его освоить и удобнее захватить на подъем-спуск. Спустя пару месяцев после установки комплекса мы удивлялись: такой "простой" (в изготовлении и установке) набор снарядов как комплект турников оказался для нашей дочери и всех ее гостей действительно самым "любимым" (если любовью считать невероятное количество времени, которое они были готовы проводить, вися на нем кверх ногами и делая все возможные изобретенные ими самими трюки). Так же мы убедились, что однозначно "попали" с диаметром перекладин - и взрослым и детям этот размер оказался удобен. Удивительно, что турников удобного диаметра так мало в наших дворах и совсем нет в детских игровых комплексах (где они сильно толще).

Это два снаряда, которые мы сделали "своими руками". Почему? Была у меня опять же в детстве шведская стенка, сделанная руками папы из черенков лопат. И (почему то) никогда ничего удобнее у меня не было. Даже в спортивных залах, не говоря уже про уличные конструкции. А занималась я спортом достаточно.
Что в ней было такого хорошего? "Правильный" диаметр перекладин (32 мм, максимум 34 мм) для детской ручки. Не 40 мм, как в большинстве уличных конструкций. "Правильное" (не жадное) расстояние между перекладинами (180-200 мм). В большинстве уличных конструкций их делают намного дальше друг от друга. Лазить (вверх - вниз) можно на любых, лазить можно и по более толстым и далеко стоящим. И по овальным, которые сейчас очень модны (и которые используются в белгородских шведских стенках прекрасного качества - они есть у нас дома). Но вот висеть во всевозможных позах... Лазить через одну-две-три перекладины (какой вызов!). Использовать их для растяжки или упражнений на пресс. Нет. Так что, на мой вкус, покупные шведские стенки и рукоходы проиграли (по конструкции, не только по цене). Поэтому дедушка Забавы (тот самый мой папа, который уже делал это когда-то) вспомнил старину и за один день вместе с соседом Володей собрал обе конструкции. На левой картинке снизу тот самый Володя показывает Забаве "горизонты" на рукоходе, одновременно проверяя его надежность на себе.


Для рукохода мы взяли обработанные (крашенные) черенки лопат, для шведской стенки - обычные. Почему? Решили попробовать как перезимуют. Обычные, конечно, покрыли защитным лаком. И еще одна важная вещь: все свои комплексы (и домашний, и дачный) мы строим на вырост. То есть мы даже не думали, что Забава освоит рукоход в этом году. Но мы уверены, что она легко освоит его в следующем. У нее сильные руки (за счет нижних снарядов), а приходящие в гости дети постарше показывают что да как.

Еще один всеми любимый снаряд, без которого не обходится ни один спортивный комплекс. Измываться над многострадальными кольцами можно по разному - делать их пластиковыми, ребристыми, избыточно толстыми или тонкими, а также "спаянными" промежуточной перекладинкой в жесткую сцепку. Все это вы можете увидеть в наших дворах. Мне казалось, что снаряд нормального качества сделать на любой площадке проще простого - это олимпийский снаряд и для него существуют годами проверенные стандарты для спортзалов для детей и взрослых. Но почему-то именно кольцам все-таки достаются чудеса изобретательности от производителей всех мастей. Мне в детстве опять таки повезло (спортивный папа). У меня дома висели стандартные гимнастические кольца на ремнях. Висели высоко (надо добраться с перекладины, не подпрыгнешь), как и положено. Были очень любимы, не только для висов, но и для все возможного лазанья (залезть в них ногами, встать, с них еще под потолок на перекладину залезть, кувыркаться и т.д. и т.п.) Конечно, для Забавы я хотела такие же. Посмотрела производителей - проблем нет, можно купить. Посмотрела на Забавину ручку, честно так посмотрела. И поняла, что успеем еще с гимнастическими взрослыми.


И еще поняла, что дети обожают простое не-спортивное развлечение: повиснуть на кольцах (они должны висеть так, чтобы ребенок едва касался земли), завертеться как можно сильнее, поджать ноги или даже закинуть их наверх и... ну в общем, чтобы раскрутило. Упражнение на мой взгляд обалдеть какое полезное в 4-х летнем возрасте (да и постарше). Висит ребенок долго, руки крепчают, вестибулярка тренируется. Почему бы и нет? Зачем убирать такую радость. Короче, я решила, в этом году достаточно, в следующем году подвесим две пары колец. Одни высоко (полноценные), одни - низко (детские). Одни на правильных креплениях (ремни+стропы), другие - на веревках (пусть крутятся, как на качелях). На этом и успокоились. В этом году Забава мимо маленьких детских колец не проходит. Для будущего сделали перекладину в хорошем месте, где есть место для второй пары колец - "взрослой".

Матросские лесенки и расширяющаяся лесенка (лесенка Скрипалева)

Матросская лесенка в спорткомплексе - гениальный снаряд. Стоит три копейки. Заменяет качель. Может быть снарядом для подъема на высоту (например, в "гнездо" или к другому снаряду, подвешенному выше). И служит опорой (ха-ха, взрослому тяжело увидеть в ней "опору") для перехода на любой снаряд, подвешенный в радиусе метра.


Плюс качание на матросской лесенке имеет таки какое-никакое направление (скорее вперед-назад, чем в бок), поэтому качаться на ней можно и в середине комплекса, и рядом со столбом (в отличие от каната или дисковой качели, которые работают на 360 градусов - желателен подвес по центру). Собственно в первое лето у нас таких лесенок было две, а в 2018 году мы добавили третью (расширяющуюся) - лесенку Скрипалева. Крепко подвешенная горизонтально за обе стороны на высоте матросская лесенка может стать "динамичным рукоходом", а закрепленная по вертикали - "динамичной шведской стенкой". Мы, посмотрев, как ловко Забава карабкается по матросским лестницам по вертикали решили ни одну из наших не крепить. Папы более маленьких детей, приходящих в нам гости, просто "крепят" ее ногой на время, чтобы дать ребенку комфортно залезть. - совершенно уникальный снаряд, один из любимейших у нашей дрочери, как бы он не был подвешен.

Эта (расширяющаяся) лесенка крепится снизу и сверху. В нашем случае на небольшой веревочной петле через карабин она закреплена к нижней перекладине шведской стенки, хотя мы попробовали не менее пяти разных подвесов этой лесенки и все они были довольно удачны, прежде чем выбрать текущий. По ней сложно подниматься, потому что внизу лесенка довольно неустойчива и ее сильно болтает, но устойчивость возрастает кверху. Дочь любит не только лазить по ней вверх и вниз и использовать ее для переходов, но и висеть и кувыркаться на отдельных ее перекладинах (фотографии есть ниже).

Сложный и интересный снаряд (каучуковый жгут с арматурой внутри, устойчив к улице и растяжению, пружинит). К сожалению, очень мало распространен (вы замучаетесь искать ее в гугле), поэтому отсылаем все к тому же Олегу Скрипалеву (ссылка на его сайт была выше). Стоит тысячу с небольшим. Подвешивается лиана так, чтобы ребенок до нее едва доставал руками. Дальше варианты прыганья: держась широким хватом руками, подмышками, сидя. Дома у нас таких две (потолще и потоньше, для взрослых и детей), но работают они хуже, потому что подвешены как-то отдельно от других снарядов (будет повод переосмыслить это, когда вернемся с дачи). На даче мы повесили всего одну лиану, но обеспечили к ней доступный "подход" (с матросской лесенки). Сесть на лиану с земли ребенок сам не может (если подвесить так низко, то при раскачивании он будет садиться попой на землю), а прыгать сидя - самое интересное. Ребенок старается на нее попасть: или просит взрослого (мы обычно не ведемся, почему - читайте внизу). Или перелазит откуда-нибудь.


Вся конструкция динамична и требует ловкости. Она может подпружинить и "хлопнуть" по корпусу, если допустить неловкость (это огорчительно, но не опасно). Зато "бонус" за успешное лазанье - эффект обезьяны. В общем, 4-х летка справилась с освоением этого снаряда за 2-3 дня с минимальной страховкой, научилась перелазить на него без страховки и научилась проводить на нем какое-то время, прыгая, качаясь и вдохновляя других детей. Для гостей же снаряд оказался сложным: очевидно, чтобы наловчиться залазить на него требовалось немного потренироваться, а лазанье в режиме гостей всей компанией отвлекало внимание на снаряды, где что-то "изобразить" получалось сразу.

Еще один динамичный снаряд, который может использоваться и как турник (в случае виса), и как качель (если сесть на него сверху). Стоит этот снаряд буквально три копейки и в комплексе можно использовать его несколько раз (мы планируем добавить еще одну). Трапеция позволяет "перелететь" со снаряда на снаряд и этим ценна для включения в сложные маршруты лазанья. Повторения не будет, если повесить трапеции на разной высоте, трапеции тогда будут "работать" по разному. Мы повесили трапецию так, чтобы Забава не могла достать ее с земли, но могла легко с трапеции на землю спрыгнуть.


В нашем комплексе трапеция доступна с матросской лесенки, турника и шведской стенки, а также с одного из верхних рукоходов, а с трапеции доступна также дисковая качель. Дети постарше пытаются раскачаться на трепеции сильнее, чтобы дотянуться ногами до колец. Надо сказать, что подвеска снарядов зависит от роста и, конечно, сделана нами под нашего ребенка. Наблюдая детей разного роста (то как они используют наши снаряды) мы восхищаемся их фантазии: если то, что сложно для Забавы для них оказывается слишком просто, то они находят какой-то другой способ использования снаряда и задача в целом для них не упрощается.

Канат в комплексе используется двумя тремя основными способами: как качель (для этого снизу каната надо завязать петлю), как путь наверх или вниз (к рукоходу или гнезду и, соответственно способ быстро "соскользнуть" с них вниз) или как промежуточный снаряд для перемещения по горизонтали (например, с колец на матросскую лесенку). Первоначально канат для ребенка сложен. Даже по шесту забраться наверх ребенок может только тогда, когда уже "наберется" некоторая ловкость и сила рук, а канат, в отличие от шеста, еще и динамичен.


Будет ли использован и любим канат ребенком зависит от нескольких параметров. Во-первых, материал, из которого канат сделан. В большинстве уличных игровых комплексов канаты синтетические - они не очень приятны для рук и не очень ухватисты (скользят). Как и матросские лестницы канаты имеют свои корни в корабельных снастях, где их делали из пеньки. В строительных магазинах нам удавалось найти пеньковую веревку большого диаметра - она жесткая, но не скользит и довольно ухватиста. Мы в своем комплексе использовали два каната, сделанных из хлопковой веревки большого диаметра, купленной также в строительном магазине. Соотношение цены к готовому канату примерно 1:4 (веревка очевидно дешевле готового изделия). Готовый канат для детских комплексов существует нашего диаметра (примерно около 30 мм), бывает толще (32-34 мм) и на наш взгляд потолще было бы лучше. Но, зная, что наш "домашний" готовый канат пока слабо используется, мы решили поэкспериментировать. Один из канатов мы завязали на конце петлей как качель, другой - узелками по длине для лазанья. Сама я против узелков, мне кажется, что они скорее мешают (ведь особенным удовольствием в использовании каната является скольжение по нему вниз), но мужчины нашего семейства меня переубедили. Еще один важный параметр: где конкретно подвешен канат. С моей точки зрения, поскольку снаряд сложный (требует освоения), его место должно быть незаменимым. То есть он должен быть включен в какой-нибудь маршрут, где его использование дает много преимуществ, а не использование создает трудности (заставляет лезть в обход). Логика очевидна: если канат есть чем заменить, то его заменят. У нас с одним из канатов так и получилось. Он висел на одной из сторон средней перекладины в качестве "дороги вниз" и, в качестве таковой, регулярно использовался. Но, стоило нам сделать на стоящем рядом брусе альтернативный путь - альпинистские зацепы - как канат перестал использоваться. По зацепам спуститься пусть не проще, но интереснее. Дети постарше стали использовать этот канат как опору для прыжков вниз. С перекладины 1,30 метра ребенку ростом около метра спрыгнуть было страшновато, а вот взяв в руки канат, он это легко делал. Наконец, в отношении каната как качели все еще более очевидно. Такой канат должен висеть подальше от столбов-опор, тогда его главное преимущество - возможность качаться на все 360 градусов - будет максимально использовано.

Наверху всей нашей конструкции навязана сеть-гнездо, которую мы тоже на заказ получили от Олега Скрипалева (под наши размеры). Источником идеи послужила небольшая сеть, натянутая у нас дома (там она размером с гамак, здесь - примерно 1,30 метр на 2,50 метра). Домашнее гнездо стало для нас любимым: дети (Забава с гостями) таскают в него игрушки, а Саша смотрит в нем фильмы. На даче задумка была аналогична, но воплотили мы ее, что называется, принципиально "на вырост".


Принципиальное назначение этой сети, подвешенной на высоте около 2,5 метров, очевидно: это путь назначения высотных снарядов. Попасть в гнездо можно через бортик со шведской стенки (путь для взрослых) или в одно из двух отверстий лазов с некоторых высотных снарядов: обеих матросских лесенок, короткого вспомогательного рукохода (сделанного специально для усложнения возможных путей), альпинистских зацепов на столбах. Потенциально добавится еще гладиаторская сеть и расширяющаяся веревочная лесенка, их мы ждем. В общем, чтобы было зачем лезть наверх. Второе назначение тоже понятно. Сеть большая (может залезть несколько детей или взрослый с ребенком), в ней можно устроиться (прихватить плед и подушку) и почитать книжку или поиграть. На высоте, наблюдая за округой и садом. Это, конечно, не "домик на дереве" (он нам предстоит), но тем не менее довольно удобное гнездо, в котором можно расслабиться и уединиться. В 4 года мы не провоцировали Забаву лезть туда, в то время ее ярус был средний и нижний. Она у нас осторожная и аккуратная, и мы это ценим. Некоторых детей родители подсаживают в сеть, но мы не торопились. Зато в 5 лет она стала залазить в гнездо всеми доступными способами (со всех веревочных лестниц, сетей и шведской стенки), даже теми, которые нам (взрослым) уже кажутся недоступными.

Альпинистские зацепы

Идея "нецелевого" использования альпинистских зацепов пришла в голову моей маме (Забавиной бабушке), когда она наблюдала, как Забава держится за столб, стоя на перекладине, и пытается дотянуться до каната: вот если бы ей было за что дополнительно уцепиться... Как это не за что? Есть же специальные штучки для этого, устойчивые к влаге, зиме, перепадам погоды, сделанные, чтобы использоваться где угодно, в том числе на улице. Мы обалдели и решили идею воплотить.


Купили штук 20 зацепов и разместили их по столбам: тут и там. Где-то в помощь, где-то в усложнение маршрута. Мы смотрели туда, где дочь пылась оттолкнуться ногами от столбов или держаться за них руками: по пути к канату, гнезду или шесту. Вокруг столба у шведской стенки, который она пыталась "облезать" чтобы оказаться в другой ее плоскости. У колец, чтобы держась за них, переберая ногами по столбу, задирать на перекладину ноги, как альтернативную "тропу" на среднюю перекладину. В общем, мы экспериментировали. Пока "победили" снаряды по проще, но, то тут то там, то один ребенок, то другой да ухватится за эти зацепы. В целом, изучив рынок зацепов, мы поняли, что за близкую нашему комплексу цену (около 20 тысяч по нынешним временам) можно сделать отличный дачный скалодром своими руками, используя пустую стену дома (естественно, уличную). Тема прикольная, а производители зацепов консультируют по созданию собственных скалодромов, а не только продают готовые (цена готового и собственного скалодрома будет сопоставима, но свой сделать прикольнее). Мы решили, что это наша перспектива на пару лет вперед, когда Забава разовьет тело и освоит свой спортивный комплекс в совершенстве.

Нужны ли вообще спорткомплексу качели (как таковые)? Вопрос спорный, потому что любой ребенок старше двух лет будет склонен использовать как качель вообще все, что способно качаться. Любимыми "качелями" нашего спорткомплекса являются матросские лестницы, лианы, канат с завязанной петлей и даже кольца. Все, что угодно, все, что динамично подвешено. Дети очень любят качаться: у нас по всему саду развешены гамаки, на веранде никогда не простаивает без дела великолепная качель-тарелка диаметром около метра, когда-то давно купленная нами в ИКЕА (она развлекает нашу дочь, когда взрослые засиделись за обедом или за чаем, ей хочется быть рядом, но не хочется сидеть неподвижно) и, конечно, есть на чем покачаться на каждом этаже нашего дома (на случай плохой погоды). Ключевой момент: это все (для качания) висит у нас отдельно: дома или по саду. Зачем качели лепить в комплекс, если они прекрасно могут быть использованы отдельно (сами по себе), а в маршруты для лазанья их встроить сложно? Мы решили оставить в комплексе только две качели, нещадно выкинув из него излишек. Оставили мы обычную деревянную качель для "малышей" и дисковую качель. Зачем?


Назначение "малышковой" качели очевидно: она нужна большей частью для малышей (и у нас висит очень низко, чтобы ребенок Забавиного роста (93-94 см) сам мог на нее залезть и качаться, отталкиваясь от земли ногами). Аргумент понятен: многие наши гости приезжают с несколькими детьми, и, пока те, кто уже способен лазить, лазят по верхам комплекса, малышей надо занять чем-нибудь рядом и внизу. Развести, так сказать, разных детей по разным зонам. С дисковой качелью дело обстоит по другому.


Дисковая качель - снаряд исключительно простой и дешевый в изготовлении. Это просто диск на веревке. Диск не очень большой (хотя я своей взрослой попой на него вполне уместилась и даже удивилась, что он вполне удобный). На веревке не очень толстой (она не должна заменять канат). Качание на такой качели оказалось ни на что не похоже. Во-первых, диск не устойчив - с нее можно слететь, хотя высота такая, что от падения вреда не будет, то есть надо балансировать и удерживаться ягодицами (в общем, развивается не только вестибулярка, но ноги и попа). Во-вторых, как и канат с петлей, эта штука имеет диапазон раскачивания 360 градусов - полная свобода для полетов. И в третьих, снаряд настолько минималистичен и висит так низко, что не пересекается в своем пути почти ни с чем: врезавшись в висящую веревку ее просто отклоняешь, не ударяешься, а диск остается ниже места столкновения. Повесить же дисковую качель в доме или на дереве сложнее: нужно, чтобы траектория не пересекалась ни сто стенами, ни со стволом. Понятно, что место такой качели - где-то по центру комплекса. Может ли она встроиться в маршруты лазанья? Сложно, но скорее да. Не то, чтобы на нее было удобно перебираться, но дети постоянно пытаются - это вызов.

Сложные маршруты лазанья

Мы столько уже здесь писали про сложные маршруты, что, я думаю, все итак стало понятно. Просто подведем итоги. Комплекс будет жить каждый день и не надоедать, если обеспечит высокую вариативность лазанья. Не только снаряды для рук и ног, но и "пищу для мозгов". Когда ребенок придумает план ("Мама, приходи смотреть как я перелезу с лесенки на трапецию, там покручусь, а потом, как обезьяна, перелезу на турник" - это уровень планирования, доступный уже 3-х летке). Такие маленькие победы, маленькие связки и элементы маршрутов со временем складываются в целостную систему, если обеспечить с каждого снаряда 3-4 возможных перехода, то такая система остается "открытой" - бесконечно вариативной, не замкнутой. Тогда лазить не надоедает, даже если ребенок на комплексе один. По мере роста ребенка (а комплекс, при модификации снарядов, высоты и расстояния их подвешивания, может оставаться актуальным вплоть до подросткового возраста), маршруты, конечно, будут меняться, обеспечивая необходимый вызов. Олег Скрипалев рассказывал про большое "Магелланово путешествие" своего детства: когда ему было нужно обойти все снаряды комплекса по кругу, ни разу не спускаясь на землю. Все эти задачи, которые сам себе ребенок ставит, становятся все более сложными. Это и развитие уровня притязаний и развитие ловкости и силы. В общем, чтобы создать такую систему надо подумать и тогда, когда ребенок будет ею пользоваться, у него будут развиваться не только мышцы, но и мышление, а также планирование и постановка адекватных задач. Надо ли говорить, что попытка просто повесить снаряды в ряд является в этой связи системной ошибкой: он упрощает всю идею, сводит ее на уровень простых повторений и двигательных навыков. Что больше всего притягивает нас в выступлениях и спортсменов-гимнастов и цирковых артистов? Конечно, поток движений, их связанность в единый номер, перетекание одних элементов в другие. Это же как танец! Всегда восхищает работа того, кто этот "танец" придумал. А где появляются такие выдумщики? Это умение сделать из злементов движений единый целостный "поток" не дается с рождения, его тоже нужно развивать. Конечно, в среде, допускающей вариативность.

Безопасность на комплексе

1. Когда начинать? Многие родители боятся падений и держат маленьких детей подальше от снарядов. На картинке снизу на наших колечках висит девочка 2-х лет, ее туда никто не подвешивал. Она сама подошла, сама достала кольца (встав на носочки с земли), сама повисла, сама подняла ножки к кольцам, повисела и опустила ножки вниз тоже сама, безопасно спустившись со снаряда. Сама повторила этот цикл десятки раз. Мама этой девочки позволила ей лазить так рано, как она сама захотела, а поскольку она растет с братом 4-х лет, то ей было за кем "тянуться". Если меня спросят: у кого выше шанс травматизма (не только на снарядях, но и по жизни), у этой девочки или у тех, кого мамы полазить самостоятельно не пускают, то ответ очевиден: эта девочка замечательно ловкая, знает свои силы, умеет правильно падать.


Псевдо-логичные суждения мам 2-х леток: "О, тут есть качель, это как раз для нас, остальное нам рано!", "А почему эта качель висит так низко? Ребенок же цепляется ногами?", "Моя дочь слишком тяжелая для этого лазанья (про массивного ребенка)". В этих суждениях скрыты противоречия. Во-первых, если сейчас рано, то как она узнает, что время пришло, если ребенок не будет развиваться постепенно? В 2 года начинать проще, чем в 6 (элементарно падать ниже). Во-вторых, если ребенка всегда только качать на качелях, то как он научиться качаться сам? Конечно, ребенка можно и нужно качать на качелях повыше. У нас для этого есть гамаки, в которых удобно и качаться самостоятельно, и качать их из вне. А вот навык качаться, отталкиваясь от земли, трудно получить на дворовой площадке, ведь качели должны быть отрегулированы под рост конкретного ребенка. Детям остается учиться качаться за счет перемещения центра тяжести (что прекрасно в летних условиях, но сложно выполнимо в объемной зимней одежде). В-третьих, если ребенок рыхлый и (или) тяжелый, то ему как раз надо лазить (и побольше двигаться), иначе как он станет сбалансированней и крепче? Заставить его двигаться в 3-4 года будет сложно, а вот в 1,5-2, когда ему все интересно, он мало расстраивается от падений (с высоты своего роста, конечно) и еще не отбито природное любопытство он воспринимает свой (возможно избыточный) вес как данность и пытается с ним совладать. Если дать ему такую возможность, то к 3-4 годам избыточного веса и рыхлости уже не останется или, если конституция все же такова, она будет сбалансирована набранной силой рук и ног. Производители комплексов "Ранний старт" предлагают начинать с 7-ми месяцев. Мы купили "ранний старт" в 8-мь месяцев и поняли, что они правы (можно было и раньше), притом, что мы вовсе не торопили дочку ходить рано, просто были некоторые снаряды (например, горка), по которым она очень любила ползать, а ручки хорошо тренировались на первых турниках. Вопрос в том, что к 2 годам она этот комплекс переросла. Менее, чем в 2 года (примерно в 1 год 8 месяцев) мы сделали полноростовой (в потолок) комплекс у нас в квартире . Конечно, в полный рост он стал использоваться годам к трем (у Забавы не было никаких ускоряющих провокаций), но к этому времени она уже хорошо освоила нижний ярус: руки были сильными, а мозги - осторожными. Итак, мы считаем, что начинать надо рано.

2. Поменьше провокаций взрослых и побольше хороших собственных примеров.
Второй принципиальный вопрос: надо ли ребенку на комплексе помогать? Ответ на него очень тонкий. Помогать немного можно, только нужно стараться при этом не провоцировать ребенка делать то, к чему он еще морально и физически не готов и не надо снимать с него ответственность за свою безопасность. Хороший пример: детям показали как виснуть на перекладине вниз ногами, держась руками.


Результатом стало поголовное освоение этого приема Забавой и ее гостями, многократно показанной выше в разделе о турниках. Плохой пример: при этом же висе спровоцировали ребенка раньше времени (пока сам не понял, что это возможно и сам не понял как фиксировать ноги) отпускать руки. Результатом стало падение при попытке их отпустить самостоятельно (хорошо, если ребенок тренированный, то он успевает вывернуться в этом падении и приземлиться на корточки, а не на спину или голову). Во избежание такой "неготовности" и "спровоцированных падений" я вообще избегаю помогать ребенку физически. В крайнем случае (в случае прямой настойчивой просьбы ребенка, который сам этот элемент заранее придумал) стою и страхую рядом (не трогая ребенка) или подставляю свое плечо или руку в качестве дополнительной опоры, не принимая на себя центр тяжести (вес) ребенка. Лучший способ показать новый прием - это вообще-то сделать его самим - как в примере с тремя турниками Никитиных (или чтобы прием сделали более старшие дети). Дети перенимают друг у друга приемы очень быстро, но, когда они делают это сами (без провокации), то они обычно чувствуют свои ограничения и возможности. Точнее изначально дети способны их чувствовать, если эту чуйку не сбить.


Как же можно эту природную чуйку своих сил и возможностей сбить? Элементарно. Все мы постоянно видим на площадках мамочек, которые поднимают на руках своего годовасика на двухметровую горку, а потом с улюлюканьем ловят его внизу. Это принято повсеместно. Когда ребенка как вещь поднимают, катают и ловят он привыкает, что его поймают всегда, ломается инстинкт самосохранения. Если ребенок в год учится потихоньку залазить по ступенькам на эту самую горку самостоятельно (две ступеньки вверх - одна вниз, часто он просто лазит вверх-вниз бесконечно), то он в каждый момент времени чувствует, что ему доступно. Забава, таким образом, к катанию с высоких горок пришла к 2-м годам, и никогда я не засовывала ее наверх, я ждала, когда подъем и спуск с лестницы станет для нее доступным и когда она сама захочет скатиться. Несколько раз я ловила себя на зависти, когда видела что Забавина ровестница смело лезет куда-нибудь вверх. И сразу понимала свою ошибку, когда эта же ровестница на спуске падала с высоты и, например, подворачивала ногу. Тогда я радовалась, что моя дочь не "без тормозов", хотя тормоза ее были внутренние: мы не только не провоцировали ее лезть на высоту, но и не "осекали", когда она, наконец, на это решалась.


Таким образом, мы не снимали с дочери ответственность за безопасность. Сейчас она осторожнее большинства детей, например, в нашем комплексе она не лазит в гнездо и на рукоходы. Мы и не провоцируем: настанет время, залезет сама, пусть сначала натренируется по низам.


Этот принцип, казалось бы очевиден. Качель не должна врезаться во что-нибудь жесткое. По возможности нужно допустить, чтобы несколько раскачивающихся снарядов были использованы одновременно. Видимо об этом думали те, кто проектировал линейные комплексы (дети не будут врезаться), но они недооценили потребности ребенка и возможности комплексов. Не нужно загоняться тем, чтобы траектории снарядов не пересекались никогда, нужно подумать о том, где 3-4 детей смогут лазить или качаться одновременно, не врезаясь друг в друга, пока другие снаряды (требующие места) дождутся своей очереди.


Многие вещи, например, будет ли траектория движения раскачивания лианы пересекаться с подвешенной диагонально матросской лесенкой, видны по месту лучше, чем на эскизе. У нас проектирование было трехэтапным: эскиз, воплощение (проверка), корректировка. Несколько снарядов по мере использования были нами сдвинуты.


Больше все это касается, конечно, обуви, чем одежды, детская дачная одежда как правило достаточно удобна. Наверху есть фотографии, где Забава качается на дисковой качели в резиновых сапогах. Это исключение, безусловно. Был дождливый день и Забава просто покачалась, проходя мимо. На домашнем комплексе принцип "лазить босиком" очевиден. На 99% случаев мы придерживаемся этого принципа и на даче. Если дети пришли в сандалиях на плотных ремешках, это еще допустимо, но, конечно, никаких каучуковых тапочек типа "Кроксов" или сланцев. Говорить об этом, кстати, почти никогда не приходится: как правило дети сами скидывают тапочки и бегут лазить. Им сложнее, если погода на улице холодная и дождливая и под сапогами еще одеты носки и колготки. В этом случае, конечно, лучше кроссовки или ботинки, чем резиновые сапоги (мы стрижем траву под комплексом пониже). Ребенок должен хорошо чувствовать свою стопу и обувь не должна скользить по снаряду. Ну а в нормальный теплый летний день удобная одежда на дачном спорткомплексе минимальна. Как говорит наша Забава: "Сегодня цирковистка забыла одеть костюм, но ничего, представление все равно состоится!"

6. Если начались капризки, лучше поменять занятие. Все родители знают, что иногда дети играют, а иногда - заигрываются. Особенно это видно, когда несколько детей играют одновременно. Любой родитель чувствует, что довольные крики сменились истеричными: еще чуть-чуть и начнут набивать себе и друг другу шишки. В этот момент детей нужно отвлечь от комплекса и переключить на другое занятие, для нас это очевидно.

7. Учимся падать. Про это так хорошо написано у Никитиных , что не хочется даже повторять. Когда ребенок лучше всего приспособлен к падению (с высоты своего роста)? Как ни странно, в возрасте около года, когда учится ходить. Его тело настроено на то, что ему придется падать каждый день по много раз и переносит падения без травм, его психика тоже на это настроена, он почти не расстраивается, просто встает и идет дальше. Аналогично с низкими снарядами, вроде низких турников или подвешенных низко колечек: когда ребенку 1,5-2 года и он делает только то, что ему по силам, он будет падать, но не будет травмироваться (я не рассматриваю случаи, когда ребенок "улетает" с горки, на которую его на 80% подсаживала мама). Ребенок сам по себе будет открывать высоту постепенно и постепенно тренироваться в правильных падениях. Если моя дочь срывается с турника в 4 года (со среднего, на высокий она не лазит), то она изгибается в воздухе и приземляется как кошка. После этого могут последовать слезы, но это слезы досады, а не боли: она не любит, когда что-нибудь у нее не получается (конечно, 3-4 летки в этом отношении уже очень мнительны). Аналогично высотам очень медленно и постепенно прирастают скорости. Когда ребенок учится падать он только ходит, когда он прыгает, носится и бегает, его падения как правило уже физиологичны. Тем более - прыжки с высоты, которые так любят старшие дети. Мы не можем изолировать, защитить или запретить (некоторые родители могут - мы не можем, мне было бы страшно, тогда он не будет подготовлен к амплитудам взрослых движений и падений со взрослого роста). Но мы можем позволить потренироваться "с нуля". Очевидно ли это? К сожалению, нет. Иначе мы бы не видели на детских площадках детей, которых водят за капюшон (чтобы не упали) или постоянно тягают за руку (не ребенок держит маму за руку или палец, а мама крепко держит его обхватом, чтобы не оступался и подскальзывался). Про это у Никитиных ("Мы, наши дети и внуки") тоже очень много, но нам все это было понятно и без Никитиных. Нужен ли в спорткомплекс мягкий мат? Спорный вопрос, но ответ аналогичен: "Как правило, нет". Идеальным покрытием для дачных спорткомплексов и их "рабочего радиуса" является трава или песок. Естественно, это не камень, щебенка или бетон. Покрытие, о которое не зацепишься и не прокарябаешься. Покрытие городских детских площадок нам не кажется идеальным для дачи: в городе оно выполняет другие функции, там нужно сохранить оазис чистоты в грязный и слякотные сезон. Дачный сезон, как правило, кончается задолго до осенней грязи и зимней слякоти. Мы выбрали траву.

Детский сад у нас на даче

Конечно, комплекс притянул к нам на дачу соседей и друзей. "Детский сад" в нашем случае понятие фигуральное, ведь на спорткомплексе с большим удовольствием лазят и школьники, расширяя, таким образом, социальное окружение нашей Забавы.


Что до меня, мне кажется, что дачные дети, носящиеся по территории и с участка на участок: тут песочница, там - "лазилка" (так они сами называют спорткомплекс), тут домик, там - пруд или батут, - это и есть детство. Так что приезжайте, друзья, пока еще не кончились летние теплые дни, покажем, расскажем, просто отдохнем вместе и дадим детям полазить! Мы с Забавой будем в восторге!

Спорткомплекс на даче: второй сезон (продолжение, лето 2018)

Прошел год. Снаряды, упакованные на зиму в контейнер, были снова вынуты и повешены на спорткомплекс. Мы докупили еще трапецию, кольца, расширяющуюся лесенку и гладиаторскую сеть. Оптимизировали подвес. Добавили сбоку (не внутри конструкции) родительский гамак, чтобы проводить рядом время, пока дети лазят.


В результате у нас получилась конструкция на 24 снаряда минимум (если считать разбросанные по опорам альпинистские зацепы за один снаряд, а каждую прекладину или шест отдельно). Итого теперь у нас: пять перекладин, два шеста, два рукохода, одна гладиаторская сеть, одна шведская стенка, два рукохода, два каната, две трапеции, двое колец, двое качелей, одна расширяющаяся лесенка, одна большая сеть-гнездо, не менее 20 штук альпинистских зацепов и сбоку гамак. Нашей дочери "стукнуло" пять, родился сын. Усложнились и игры. На сегодняшний день дочь освоила все снаряды и полную высоту комплекса, за исключением рукоходов (она на них висит, но проходить рукоходы пока опасается, хотя на детских площадках рукоходы уже стала проходить - ей хватает силы рук, но наш висит выше и она осторожничает).

Любимых "долгоиграющих" игр сейчас у нас две:
1. Путешествие Магеллана. В одиночестве и в компании. Это "кругосветное путешествие" во время которого нужно пройти все снаряды, ни разу не спустившись на землю. Сложность заключается в том, что комплекс в принципе лучше проходим для того ребенка, которому сняряды подходят по росту, а более высоким детям сложно пройти колечки, например, которые подвешены ниже и "провоцируют" их коснуться земли. То есть Забава легко справляется с этой задачей (но только после того, как смогла подняться на максимальную высоту других снарядов), а старшие дети на том же самом деле прокалываются, хотя какие-то другие снаряды им пройти легче. Решение заключается либо в том, чтобы подвешивать сняряды на компромиссную высоту, либо в том, чтобы заканчивать малопроходимым снярядом. Усложнять задачу можно бесконечно, например, вводя условия, что нельзя использовать повторно снаряд более двух раз, или повторно можно использовать не более 5-ти снярядов, или повторно нельзя использовать ничего. Или что с каждого снаряда нужно уходить не тем же путем, что пришел. Возможно в каком-то из этих видов задача окажется не решаема, ну да дети найдут свои лазейки или оптимизируют ее правила.
2. Цирк. Можно играть в одиночестве со зрителями. Продаются билеты, готовятся зрительские места, десерты. Мы сидим и смотрим как лазит дочь, которая должна продержаться определенное время, не слазя на землю и не останавливаясь. Ей почему-то нравится время "час". Удивительно, но для нее этот час проходит вполне незаметно, а мы успеваем спокойно рядом попить чай, если припасли его заранее. У дочери есть излюбленные пути и есть новые номера (вызов), о чем она не ленится заранее прокричать, чтобы привлечь наше внимание. Если надо "добавить куража", то я включаю режим комментатора (как и в Магеллановом путешествии). Можно вместо "комментатора" включить музыку для двигательной импровизации, это у нас хорошо идет после танцевальных занятий. В целом есть ощущение, что дочь сделала в своей ловкости и лазучести кардинальный скачок и что есть еще много куда расти. И, чтобы было куда расти бесконечно, мы время от времени ходим в настоящий цирк и показываем ей настоящих гимнастов и акробатов.

Ссылки

  1. Скрипалев В.С. Наш семейный стадион
  2. Павлова Е.Н. Домашний спорткомплекс своими руками или на заказ
  3. Спорткомплексы Скрипалева. Спорткомплексы по индивидуальному проекту. Своими руками и на заказ

Индивидуальные консультации

Лучшим местом для отдыха от городских шумов и суеты является собственная дача или загородный участок, на котором вся семья сможет найти себе занятие по душе. Взрослые чаще всего предпочитают деятельность, которая будет подрастающему поколению или пока не под силу, или неинтересной. Это приводит к тому, что дети оказываются незанятыми, вредничают и только мешают серьезной работе. Чтобы решить эту проблему, достаточно идеи, инструмента и работы руками. Нужно соорудить какой-нибудь детский уголок на участке, где ребенку будет действительно интересно. Оборудовать детскую площадку из подручных материалов несложно, а выйдет гораздо дешевле, чем покупка готовой.

Проектный этап

В самом начале важно продумать все детали, которые должны быть учтены во время воплощения вашего проекта. На этапе проектирования очень важно учесть главные моменты, от которых зависит полезность данной постройки и, конечно, безопасность детей.

  • Детская площадка должна располагаться на открытом пространстве, где дети будут полностью доступны для глаз взрослых – это позволяет держать младшее поколение под контролем.
  • Все детали и объекты площадки должны быть полностью безопасными, без острых углов, концов, зазубрин.
  • Постройки лучше делать на среднем расстоянии от рабочей зоны, хозяйственных построек и огорода, то есть так, чтобы во время работы можно было следить за занятиями и местоположением ребенка.
  • Почву на месте расположения игровой зоны лучше выбирать полностью или частично непригодной для выращивания каких-либо культур, это нужно для того, чтобы максимально экономить плодородную землю.
  • Располагать площадку можно и у забора, только в этом случае придется позаботиться о полной безопасности маленьких детей.
  • Над деским уголком обязательно должен быть навес, который не позволит получить ребенку тепловой удар или промокнуть от внезапного дождя.

Таким образом, проектный этап и предварительное создание макета является неотъемлемой частью постройки детской площадки своими руками из подручных материалов. Конечно же, не стоит забывать про главный функционал детского уголка – развлечение и развитие детей, что является более важным аспектом его строительства. Поэтому подходить к работе нужно с готовыми идеями и энтузиазмом, планируя устанавить на детской площадке не только банальные качели и песочницу, но и добавить к ним еще что-нибудь от себя. Только тогда работа становится интересной и сможет порадовать не только детвору.

На проектном и основном – реализационном – этапах к совместной деятельности можно привлекать и младшее поколение, но, конечно, по мере их физических способностей. Совместная работа поможет укрепить семейное взаимопонимание и развить творческие способности детей.

Подготовка участка и выбор материалов

По окончании проектного этапа вы уже точно должны сориентироваться с расположением и наполнением детского уголка. Участок выбран, осталось его обработать и подготовить к новым постройкам. Работа по подготовке проходит в несколько этапов.

  • Необходимо расчистить и разровнять землю по необходимой площади.
  • Нужно определиться с покрытием, которое будет служить основой всей площадке. Чаще всего используется смесь щебня и песка, так как она является самым бюджетным вариантом. Еще можно застелить землю искусственной травой или специальной резиной.
  • Затем необходимо провести замеры и закупить все необходимые материалы. Главное – не забывать, что все это необходимо для маленьких детей, поэтому все материалы должны быть максимально безопасными и соответствовать всем нормам и стандартам.
  • После этого нужно убедиться, что у вас в наличии есть стандартный набор инструментов для работы: гвозди, шурупы, саморезы, шуруповерт, отвертка, молоток, ножовка, болгарка, покрасочный инструмент и краска. Если чего-то не хватает, нужно докупить, так как это все пригодится на протяжении всего строительства.
  • В самом конце подготовительного этапа следует исправить все неточности в плане.

Теперь можно приступать к работе.

Обустройство детского уголка

При выборе игровых элементов на вашей детской площадке стоит проанализировать, чем ваш ребенок любит заниматься больше всего, и сделать на этом акцент. Кто-то из детей предпочитает большое количество времени качаться на качелях, кто-то любит проводить досуг за лепкой фигурок из песка в песочнице, а кто-то горки больше любит. Все это нужно учесть, прежде чем начать что-то строить своими руками.

Изготовление отдельных элементов

Песочница

Одно из самых распространенных детских развлечений, которое помогает творческому развитию младшего поколения и может увлечь его на несколько часов. Песочницы в современном виде очень преобразились и выглядят достаточно эстетично, поэтому у вас есть полная свобода идей в формах, покраске и различных деталях. Но подходит такое развлечение не всем и это тоже стоит учитывать. Поэтому постройку песочницы лучше согласовать с ребенком.

Качели

Самый излюбленный элемент детских площадок – это качели, причем покачаться на них любят не только дети, но и многие взрослые. Нет такого ребенка, который не любил бы качели, поэтому устанавливать их нужно обязательно, а вот вид, форму, размеры и цвет выбирать уже вам. Качели могут быть как подвесные, так и обычные. Из подручных средств лучше будет сделать подвесные качели, которые будут крепиться к верхней перекладине на канатах или цепях. Второй вариант менее безопасен для детей, так как цепи могут защемить кожу и испортить веселье ребенка. При выборе же канатов следует помнить, что со временем они могут изнашиваться и перетираться, поэтому их нужно периодически проверять и менять.

Горки

Этот вид развлечений тоже нравится почти всем детям, и он также дает абсолютную свободу в творческом плане. Горки могут быть изготовлены из разных материалов:

  • металл – материал не самый лучший, так как очень быстро ржавеет;
  • нержавеющая сталь – вариант уже лучше, но является одним из самых дорогих, поэтому использовать нержавейку невыгодно;
  • дерево – материал, требующий тщательной обработки и шлифовки, а в дальнейшем его придется покрыть чем-то скользящим.
  • пластик – самый лучший вариант, так как стоит недорого, изнашивается долго и особой обработки не требует.

Важной частью является размер горки, так как он должен быть комфортен вашему ребенку и иметь запас на 2–3 года вперед. Часто горки строят в сочетании с какими-нибудь дополнительными элементами.

Детский домик или шалаш

Вариантов этого сооружения много – от самых простых и быстрых в постройке до сложных конструкций из небольших бревен и жердей. Конечно, лучше создать ребенку настоящий домик, который будет похож на обычный дом с крыльцом, дверями и окнами. Если же такой возможности нет, то можно создать небольшую палатку или вигвам, главное, не забывать про безопасность детей. Сооружение должно быть устойчивым и не заваливаться при первом сильном ветре. В таких отдельных домиках и шалашах дети любят устраивать так называемые штабы. Если постройка понравится ребенку, то большее количество времени он будет проводить именно там.

Спортивный уголок

Такой уголок поможет физическому развитию вашего ребенка и позволит ему проводить собственные спортивные мероприятия.

Дополнительные элементы

Выше изложены самые популярные элементы детской площадки, дальше уже надежда на вашу фантазию. На участке можно разместить еще бесконечное множество различных элементов и деталей из подручных средств – шин, покрышек, поддонов и других вещей. Тут выбор уже лежит за вами и вашим ребенком.

Размещение элементов на площадке

Площадь участка, необходимого для постройки, зависит от ваших желаний, возраста и количества детей. Обычно это квадратный уголок площадью в 8-10 квадратных метров. На таком участке расположение элементов может быть самым разнообразным. Чаще всего горку в сочетании с качелями и другим инвентарем располагают в центре, спортивный уголок и какие-то творческие элементы вроде доски для рисования должны быть расположены в углу у забора. С прямоугольным участком немного посложнее, там элементы, скорее всего, придется устанавливать в ряд, друг за другом. А также нужно не забывать о безопасности, тем более если у вас больше одного ребенка. По обстоятельствам многодетной семьи нельзя ставить качели рядом с песочницей.

Варианты украшения территории

Детский уголок можно украсить совершенно по-разному, все также зависит от вас и вашего ребенка, от ваших пожеланий, творческих идей и фантазии. Участок по периметру можно засадить цветами или же создать какие-то тематические фигурки и расположить их в разных местах площадки, украшением будет являться и яркий цвет основных построек, их можно покрыть как разными яркими красками, так и покрытием в одном стиле, границ нет никаких.

Идеи по оформлению

Оформление детской площадки зависит от творческих идей, объема задуманного, стиля, используемых материалов и времени, которое хозяин готов потратить на это мероприятие. Все шаги лучше согласовывать с детьми, они должны выделять детали, которые им нравятся и что можно поправить, ведь главное, чтобы им было весело и комфортно. Так как на даче детям зачастую бывает скучно, поэтому главной идеей создания такого детского уголка является обеспечение детей веселым и интересным занятием, а значит, все должно быть оформлено интересно и красочно.

Сочетать на площадке можно абсолютно все, а в идеале должны быть построены все главные элементы развлечений. Если же места не так много, то можно установить только самое интересное и важное для ребенка, к примеру, качели и песочницу, горку и спортивный уголок и так далее.

Загрузка...