domvpavlino.ru

Как вести себя с проблемным учителем в школе. Как сделать класс управляемым Как вести себя учителю с непослушными учениками

Конфликт или недопонимание между учителем и ребенком может возникнуть по разным причинам. Чтобы разобраться в конфликтной ситуации, нужно найти причину, которая ее вызвала.
Конфликты могут возникать в случаях:
Если ребенок творческого склада, воспитывался дома в свободе, а учитель требует строгой дисциплины.
Если ребенок отстаивает свою точку зрения, а учитель признает только одну точку зрения - свою.
Когда ребенок отказывается выполнять требования учителя (конфликт неподчинения).
Если учитель очень ревностно относится к внешнему виду тетрадей, их правильному оформлению, к внешнему виду формы учеников.
Когда ребенок поступает так, как принято среди его одноклассников. Конфликт единства возникает из страха выглядеть перед одноклассниками «слабаком», «маменькиным сынком», излишне послушным и правильным.
Если учителю не хватает умения заинтересованность учеников, профессионализма, из-за чего его уроки ребятам скучны.
Когда подросток видит в учителе своего конкурента как лидера в классе (конфликт лидерства).
Если учитель недоволен личными качествами ученика, которые считает неприемлемыми (наглость, неуважительное поведение, излишняя развязность и т.д.).
Если ребенок недолюбливает учителя за его качества (неумение найти общий язык с учениками, выделение любимчиков, неуважение и несдержанность и т.д.).

Ваша задача, как родителя, - нейтрализовать противостояние ребенка и учителя, если она возникла. Попытаться помочь найти разумный компромисс, помочь ребенку и учителю найти общий язык. Для этого вам нужно понять позицию как вашего ребенка, так и учителя. Прежде всего, нужно доверительно поговорить с ребенком и дать ему выговориться. Попытайтесь понять ребенка, не осуждая его, но при этом не критикуйте при нем преподавателя. Спросите ребенка, какие выходы из ситуации он видит. Попробуйте вместе с ним построить линию поведения с учителем. Однако при этом не нужно давить на ребенка. После этого вам необходимо поговорить с учителем. Выслушайте мнение учителя по поводу конфликтной ситуации. При этом старайтесь не поддаваться эмоциям и сохранять объективность. Помните, что ваша задача как родителя - защищать интересы ребенка, поэтому не нужно заискивать перед педагогом. Однако уважительное отношению к учителю никто не отменял, тем более учитывая, насколько тяжела работа учителя. Другая ваша задача - быть объективным. Главное в конфликтной ситуации - не выяснение "кто прав или неправ", а нахождение правильного выхода из ситуации. Обсудите с преподавателем, какой выход из ситуации можно найти. В особенности нужно прислушаться к словам опытного педагога.

Конечно, не факт, что после этого между учителем и ребенком сразу наступит взаимопонимание. Возможно, для этого понадобится время.

В случаях, когда учитель не уважает в ребенке личность, проявляет грубый педагогический непрофессионализм, проявляет к ребенку необоснованную враждебность, унижает или бьет его перед классом и т.п., стоит поговорить с директором о непедагогичном поведении учителя. Если ситуация не разрешится, лучше перевести ребенка в другой класс. Но это уже крайний случай.

В целом, с учителями нужно стараться поддерживать ровные отношения. Также не стоит критиковать или обвинять учителя при ребенке. Нормальные отношения учителя и ученика основаны на взаимном уважении. Ребенок должен уважать авторитет учителя, учитель должен уважать в ребенке личность. Идеальная ситуация, когда педагог - профессионал, умеющий найти общий язык с учениками и увлечь их своим предметом. Когда учитель, что говорится, "от бога". Но все мы не идеальны, поэтому нужно стараться находить взаимопонимание друг с другом.

Многим выпускникам педагогического вуза очень сложно справиться с волнением перед первым в своей жизни профессиональным уроком. Неуверенность в себе и своих способностях может привести и к печальным последствиям, например, к срыву совершенно правильно методически составленного урока. Требуется собраться с мыслями и мобилизовать весь свой педагогический потенциал, накопленный за годы обучения и практики. Потому что в глазах учеников нерешительный и робкий педагог может стать поводом, чтобы усомниться в его компетенции.

Подготовку к своему первому уроку стоит начинать еще в стенах вуза, принимая участие в различных конференциях и коллоквиумах, где студенты могут на практике попробовать свои силы в работе с аудиторией.

Избавиться от страхов публичного выступления очень легко выступая на разного рода студенческой самодеятельности, конкурсах или просто рекомендуется чаще готовиться к семинарским занятиям, на которых можно проявить мастерство ораторского искусства.

Итак, завтра первый урок, на котором вы теперь не слушатель, а лектор. Следует хорошенько подготовиться. С чего начать?

Во-первых, для того чтобы придать себе внутренней уверенности необходимо создать безупречный внешний вид , т.к. дети иногда в силу отсутствия толерантности и воспитания любую погрешность или недостаток в образе учителя обращают в критическую насмешку.
Для мужчины в выборе одежды уместным станет деловой костюм с галстуком без излишней вычурности и яркости. Женщине можно выбрать юбку или брюки в комплекте строго костюма. И, естественно, ни о каких мини и глубоких декольте речи быть не может!

Во-втрых, весомым аргументом в качественной подготовке к первому уроку является безупречное знание темы урока .

По данным социологических исследований, проведенным среди школьников, оказалось, что владение своим предметом гораздо важнее внешних или личностных характеристик учителя. Более того, требовательные учителя вызывают уважение, потому как великолепно ориентируются в своем предмете и всегда преподносят дополнительный познавательный материал помимо того, что есть в учебнике.

В-третьих, для успешного дебюта неплохо было бы составить план предстоящего урока и выучить его, для того чтобы волнение не заставило обратиться мысли в хаос. В конспект рекомендуется включить не только поэтапное ведение урока, но и возможные вопросы и ответы учеников. Посмотреть примеры конспектов для уроков можно на нашем новом сайте Конспекты-Уроков.рф . Также не следует забывать про ограниченное время - всего 45 минут, в рамки которого и необходимо уложить всю информацию.

Нелишним будет и подготовка дополнительных материалов на тот случай, если до звонка останется немного времени.

В-четвертых, немаловажным фактором в преподнесении знаний является дикция . Если учитель не будет владеть своим голосом, как инструментом для привлечения внимания с расстановкой акцентов на важные моменты паузами, эмоциональными всплесками, повышением и понижением громкости речи, то в принципе от предыдущих пунктов толку будет мало. Установить в классе соответствующее настроение и дисциплину, вызвать интерес к теме поможет правильное и уместное голосовое сопровождение, поэтому за день до первого урока необходимо хорошенько отрепетировать основные моменты ведения. Например, перед зеркалом.

Итак, мысли приведены в порядок, настрой боевой и уверенности в себе хоть отбавляй. Однако, следует обратить внимание на детали поведения после входа в класс. Зайти нужно без спешки и суеты, с чувством собственного достоинства, положив на стол и стул, предназначенные специально для учителя журнал и личные вещи. Следует поприветствовать класс взглядом или кивком головы и дождаться ответной реакции. Для начала работы необходимо представиться и записать ваше имя на доске. Затем лучше всего рассказать о том, в каком ключе и с каким требованиями вы подходите к работе.

Любой человек любит, когда его называют по имени, поэтому будет правильным решением предложить детям написать на заранее подготовленных карточках свои имена и поставить перед собой на партах.

Не стоит допускать фамильярности и панибратства во взаимоотношениях с учениками, многим в будущем это сильно мешает оценить реальные знания и способности учеников. Но авторитета через унижение детей или их запугивание тоже добиваться не стоит.

Если вы когда-то выбрали профессию учителя и пришли работать в школу - значит это ваше призвание, поэтому на свой первый урок шагайте смело, уверенной походкой. Ведь это всего лишь опыт, правда, который запомнится на всю жизнь.

Советы для молодого учителя



1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.

2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.

3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.

4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое , кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.

5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.

6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.

8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.

9. Удерживайтесь от излишних замечаний.

10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

В помощь молодому учителю.

Памятка обобщения опыта учителя

  1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему Вас вопросу.
  2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения, неудачи.
  3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, и постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
  4. Определите форму обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по другому . Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими разъяснениями.
  5. Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание для Ваших выводов. Снова и снова уточняйте план; уже в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
  6. Дальше доклад. Сначала - черновик. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов.
  7. Оценивайте практически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нём не показано, как растут и развиваются ученики.
  8. Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
  9. Работая над темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
  10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.)
  11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы выполняете важную общественную обязанность, способствуйте дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей, молодёжи.

    Памятка для составления тематического плана (примерная схема)

    Общие вопросы плана:

    1 - дата;
    2 - номер урока по теме;
    3 - тема урока;
    4 - тип урока;
    5 - триединая задача урока;
    6 - методы обучения;
    7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся;
    8 - виды контроля знаний и обратной связи;
    9 - планируемые знания, умения и навыки, формирование которых будет на уроке.

    Частные вопросы, решаемые на уроке:

    1 - реализация воспитательного потенциала урока;
    2 -

    осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой;
    3 - дидактические средства урока;
    4 - самостоятельная работа учащихся на уроке;
    5 - методы закрепления пройденного на уроке;
    6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).

Индивидуальный план самообразования на 2009-2010 учебный год.

Учителя ___________________________________

Классного руководителя __ класса

___________________________________________

Образование________________________________

Год обучения на курсах ______________________

1. Общешкольная тема

2. Индивидуальная тема

3. Когда начата работа над проблемой

4. Когда предполагается закончить работу

5. Цели и задачи самообразования по теме

6. Основные вопросы, намеченные для изучения

7. Литература по теме

8. Чей опыт предполагается изучить

9. Творческое сотрудничество по теме

10. Практические выходы (доклады, рефераты)

История молодого учителя в пяти конфликтах

Задачка с тремя неизвестными

Перед тем как наш герой войдет в школу, небольшой комментарий. Кто он такой – молодой человек, окончивший институт?

Во-первых, как профессионал он еще достаточно слаб – сдавая в институте экзамены, он выучивал факты, которые просто образовали в его сознании некоторую сумму знаний. Как известно, чтобы действительно знать предмет, по нему зачастую надо самому прочитать аудитории курс. Такой практики у молодого человека, естественно, нет.

Во-вторых, он не имеет ни малейшего представления о том, с кем ему придется работать. Да, сам он окончил школу 5–8 лет назад, но, с одной стороны, в нашей жизни все очень динамично меняется, с другой – этот груз воспоминаний ему может помешать: чтобы объективно оценить себя как ученика, у него опять же нет опыта.

И в третьих (хотя это надо бы по значимости поставить на первое место), он совершенно не понимает, что его первая работа – это десятилетиями сложившаяся система с определенными правилами, законами, традициями, стереотипами.

И начинает решаться задачка с тремя вышеописанными неизвестными. На первых порах ему все в школе улыбаются, новенькая трудовая книжка кладется в отдел кадров, первые дни и недели – душевный подъем и полная эйфория. А далее неминуемо начинаются конфликты.

Конфликт первый
АДМИНИСТРАЦИЯ

То, что для школьных директоров и завучей сегодняшний тинейджер – существо странное и абсолютно непонятное, – об этом говорить нет смысла. Школьная экскурсия, дискотека или выпускной вечер – всегда момент чрезвычайной опасности, требующий всеобщей учительской мобилизации, блокирования входов-выходов и перевода всех человеческих ресурсов в «готовность № 1».

Но молодой учитель – это тоже «непонятный зверь». По возрасту он отличается от одиннадцатиклассников не так уж сильно (что такое срок в 5–8 лет для пятидесятилетнего директора?)

Кроме того, представления о специфике профессии у неофита, с точки зрения школьного администратора, отсутствуют – он не знает самых очевидных вещей . Помню, на третий день моей работы завуч хлопнула перед моим носом дверью со словами: «Заполните родителку в журнале, не забудьте про ОШ и в пятницу приходите на МО». Что имелось в виду, поймет любой немного работавший в школе человек. Для меня тогда это оказалось полным откровением. Молодой учитель сталкивается с таким объемом школьной документации, что начинает ощущать свою полную проф­непригодность.

В итоге весь первый год молодой человек понимает очень мало из происходящего и пытается вписаться в предлагаемые рамки. В результате в указанный период он совершает множество ошибок, каждая из которых может быть «награждена» строгим выговором, а то и увольнением. Терпеливо-внимательная администрация, которая могла бы молодому специалисту спокойно, без нервов все толково объяснить, – большая редкость, поэтому даже без выговоров учитель пишет гору объяснительных и докладных с мотивацией и раскаянием относительно очередного «ужаснейшего» поступка, который он совершил, не зная, как поступать.

Конфликт второй
УЧЕНИКИ

Впервые входя в класс, учитель открывает приготовленный конспект и думает: «Так, тема урока у нас сегодня такая… Н ачну с этого, перейду к этому, задам такие-то вопросы и т.д.» Но звенит звонок, дети рассаживаются, и… все идет наперекосяк. То, что только что казалось таким интересным, не вызывает никакого оживления у класса, вопрос оказывается слишком сложно сформулирован, и ученики его вообще не понимают, потому что привыкший к институтской среде вчерашний студент говорит безумно сложными конструкциями.

Нового учителя ученики всегда начинают «пробивать», пробовать, что называется, «на слабо». В трудном классе это может принять весьма экстравагантные формы, воспитанные дети проведут этот этап спокойнее. Но он обязательно будет: могут начать стучать или громко говорить, не замечая повышения учителем голоса, могут (старшие классы) выдать что-то эпатирующее, могут просто принципиально замолчать, чтобы посмотреть «а что будет?». Для молодого учителя, не понимающего, что его просто проверяют, ситуация выглядит как полностью вышедшая из-под контроля и требующая немедленного реагирования.

Усугубляет положение также то, что дети видят человека молодого, интересного: «Ну и что он сделает, если мы…» Если учитель с честью выйдет из цейтнота – честь ему и хвала, если в этом эксперименте проиграет – плохо дело: восстановить свой авторитет ему будет очень непросто.

Вообще самая существенная проблема для молодого педагога в первое время работы – это умение «держать класс». Чтобы 30 человек в течение урока были направляемы в нужное русло, требуется бездна энергии, мгновенная реакция, стремительные переходы от расслабления к работе и одновременное создание ощущения, что весь процесс идет легко, свободно и естественно.

Только со временем придет понимание, что учитель на уроке – слаломист, которому обязательно нужно пройти ряд обязательных флажков на трассе (опорных пунктов урока), а в остальном можно отдаться на волю детей. Дети как-то подсознательно чувствуют, что учителю тяжело, и начинают помогать: с готовностью идут на диалог, лучше, чем с более старшими по возрасту учителями, выполняют заданное, своими силами «затыкают» особенно распоясавшихся одноклассников. Но это оказывается возможным, только если дети чувствуют, что перед ними искренний, не равнодушный к ним человек.

Детское тепло, явно или неявно выраженное, молодой учитель ощущает очень сильно, и от этого на задний план отступают многие нерешенные проблемы.

Конфликт третий
ТЕКУЧКА

Возвращаясь домой, учитель садится работать. С одной стороны, не отпускает так называемая текучка.

Литератор перечитывает объемные тексты, поднимает филологические исследования, проверяет сочинения и на каждое пишет рецензии.

Русист в ср едних классах каждый день (!) должен проверять стопку тетрадей (хорошо, если одного класса).

Математик и физик подыскивают и решают занимательные задачки.

Историк должен быть в курсе всех последних событий и исследований. И т.д.

Все это отнимает уйму времени, и, как показывает практика, в первый год желающий работать учитель практически не имеет свободного времени – дома или на работе он живет школой.

С другой стороны, он постоянно ощущает необходимость читать. Во-первых, работы по специальности и, во-вторых, художественную литературу, чтобы не ударить в грязь лицом перед учениками. А в-третьих, он вынужден интересоваться работами по психологии и педагогике – чтобы понять, кто перед ним сидит, как его воспринимают и почему в который раз «такая красивая концепция» из вузовского учебника была встречена школьниками прохладно.

Конфликт четвертый
КОЛЛЕГИ

Очевидно, что молодой специалист, приходящий в школу, менее опытен, чем его коллеги, работающие в школе уже не первый год или даже десятилетие. Не хватает знаний по предмету, методике, психологии, навыков контакта с учениками, в общем, всего того, что принято называть профессионализмом.

Теоретически нормальной была бы ситуация, при которой старшее поколение профессионалов постепенно передавало бы накопленный опыт молодым. Но тео­рия, как обычно, расходится с практикой. Не знаю, возможно, это мой эксклюзивный негативный опыт, но, насколько я видел, реально передачи опыта не происходит. Много чаще можно услышать: «И чему вас только в институте учили?» или: «Как, вы и этого не знаете?!»

Как и в случае с администрацией, зачастую, с точки зрения своих коллег, молодой учитель не знает «элементарных вещей». При этом в большинстве случаев недавний выпускник вуза бывает значительно более компетентен в специальности, чем закончившие институт за 20–30 лет до него.

В первый год моей работы учитель высшей категории с 30-летним стажем горячо меня уверяла, что структуралистская школа Ю. Лотмана – авангард современной филологии, имени Е. Мелетинского она не слышала никогда. Говорить о рецептивной эстетике и герменевтике, что меня тогда дей­ствительно интересовало, было также не с кем.

Конфликт пятый
РОДИТЕЛИ

Не дай Бог работающему в школе первый год учителю получить классное руководство! В очень редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче.

Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 22–23-летнего молодого человека. Основным аргументом становится очевидное : «Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут – поймете!»

Положение усугубляет то, что у нас, как известно, все всё знают о своих детях лучше всех и стопроцентно уверены, как и чему их надо учить. Что-то возразить при таком подходе весьма и весьма проблематично.

В итоге если на сторону молодого педагога не становится администрация (см . пункт 1), то устоять против родительского напора вчерашнему выпускнику института оказывается очень непросто.

Примерная схема самоанализа урока учителем

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА УЧИТЕЛЕМ.

1. Характеристика класса.
А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность ; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
2.
Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях и умениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами ; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно - воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа; определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы и самооценка урока.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.П одготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.У становление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.О беспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.О беспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.У становление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.О беспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.Ф ормирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.В ыявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.Д ать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия.М обилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.О ткрытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.О беспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Р еализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока: Организация начала урока Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний Подготовка к усвоению нового учебного материала. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы: Организация начала урока Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

Основные компоненты современного урока

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная : вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная : формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок ? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса :

– уровень класса;

– отношение к предмету;

– темп работы класса

сформированность ЗУН;

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей :

– тип нервной системы;

коммуникативность ;

– эмоциональность;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение импровизировать;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

Для этого надо:

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– воспроизведение;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

3) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному ». Составить три набора заданий:

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

IV. Продумать «изюминку» урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– что контролировать;

– как контролировать;

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

V. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.

VII. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект.

Конспект должен содержать три основные части :

– формальную;

– аналитическую.

Литература:

______________________

______________________

Как объяснить детям, что учитель не всегда прав. Важно, чтобы ребёнок хотя бы в общих чертах понимал, что учителя тоже люди, а все люди иногда, по разным причинам, могут вести себя неправильно. И об этом обязательно нужно узнать родителям, чтобы взрослые могли обсудить, почему возникла такая ситуация, и договориться о том, как сделать работу в классе комфортнее для всех.

Наверняка помните случаи из детства, когда кто-то не смог выполнить задание, и учитель авансом определял в дворники. Или одноклассник баловался на уроке и получал подзатыльник от физрука. Или учитель, срываясь на крик, объяснял что-то троечнику: «Сколько? Сколько раз тебе повторять?!». И тогда казалось, что это нормально - это ведь учитель, ему можно.

«Так, встал и вышел из класса!»

Ребенок, придя первый раз в школу, по умолчанию воспринимает учителя как фигуру с абсолютным авторитетом, всемогущую. И в случае, когда учитель переходит границы этики или даже закона, дети думают, что они сами заслужили такого обращения, что они сами виноваты. Именно поэтому родители узнают о таких ситуациях или случайно, или когда всё зашло слишком далеко.

Важно, чтобы ребёнок хотя бы в общих чертах понимал, что учителя тоже люди, а все люди иногда, по разным причинам, могут вести себя неправильно . И об этом обязательно нужно узнать родителям, чтобы взрослые могли обсудить, почему возникла такая ситуация, и договориться о том, как сделать работу в классе комфортнее для всех.

Вряд ли стоит советовать детям спорить с учителем - важно, чтобы они были в состоянии отличить такое поведение от нормального и рассказали об этом дома.

Итак, вот 11 ситуаций, когда о поведении учителя обязательно должны узнать родители:

1. Обижает детей, называет их плохими словами, кричит

«Вася, у тебя ума не хватает решить задачу, которую в детском садике решают», «Кто из тебя вырастет!», «Вы худший класс за всю мою работу в школе», и всё остальное.

2. Хлопает, шлёпает или толкает учеников

Нет ничего плохого в аккуратном прикосновение к спине, чтобы поправить осанку, а вот затрещина от физрука, грубое подталкивание к доске - уже не по правилам.

3. Заставляет делать что-то в качестве наказания

Учитель не имеет права наказывать детей, никак и ни при каких обстоятельствах. Ни ставить в угол, ни выгонять из класса, ни заставлять стоять весь урок за плохое поведение.

4. Не отпускает в туалет

Неважно, нужно человеку в туалет, умыться или попить воды. Терпеть до перемены - это вредно и унизительно. Да и вообще, «отпрашиваться» в туалет - довольно странный национальный ритуал. Особенно когда ведёшь бизнес-тренинг для взрослых, и кто-то из участников поднимает руку со словами: «Можно выйти?».

5. Не пресекает конфликты и травлю

Речь и о физической агрессии, когда один ученик лупит другого учебником по голове, и о моббинге, когда кого-то из детей целенаправленно обижают, а учитель ничего по этому поводу не предпринимает.

6. Отбирает личные вещи

«Дай сюда телефон / игрушку / наушники, получишь после урока / отдам маме». Люди не могут брать чужие вещи против воли владельца, и учитель - не исключение.

7. Решает проблему нехватки материалов за счёт детей

8. Обсуждает и оценивает внешний вид

«Вырядилась, как не знаю кто». Или: «Отрастил волосы, подстричься пора!» Понятно, что у учителя есть свои представления о красоте, но делиться ими с детьми в такой форме точно не следует.

9. Касается уровня достатка семьи

«Маша, я, конечно, понимаю, что твой папа зарабатывает много, но давай ты не будешь ломать стул». «Петя, все уже сдали деньги на экскурсию. Ну, 250 рублей - не такая уж сумасшедшая сумма!»

10. Устанавливает разные правила для мальчиков и девочек

«Ты же девочка, должна писать аккуратно». «Ты же мальчик, чего плачешь?» Требования к аккуратности письма или степени эмоциональности от пола зависеть не должны. Разве что нормативы по физкультуре могут отличаться.

11. Привлекает к выполнению хозяйственных работ

Ребёнок не обязан мыть доску, переносить вещи, участвовать в генеральной уборке и выполнять другую работу, если ему не хочется этого делать.

Некоторые пункты из этого списка могут вызывать вопросы. Например, почему бы не привлекать детей к тому, чтобы поддерживать порядок в классе? Или почему бы не забирать мобильные телефоны у детей, которые используют их на уроке?

Всё просто: это возможно, только если учитель согласует такие правила с родителями. опубликовано .

Сергей Пархоменко

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Как сделать класс управляемым?

«Перед уроком -"минута общения", открытая доброжелательная манера общения задает положительные эмоции...»

Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит.

Дневник - средство общения с семьей.

Идем вместе домой после урока, если есть необходимость, «напрашиваюсь на чай».

Как театр начинается с гардероба, так и урок начинается еще до звонка. Две ситуации: первая - раздается звонок на урок, учителя нет на месте, класс предоставлен сам себе, шумит и радуется жизни, потом вбегает запыхавшаяся Мария Ивановна и с ходу начинает тренировать голосовые связки... Вторая ситуация: за несколько минут до урока учитель уже в классе, под его наблюдением дети готовятся к уроку, происходит живое, непосредственное общение, и только по звонку: «Встали все. Здравствуйте. Садитесь. Начинаем урок». Если «минута общения» - это нечто часто повторяющееся, то условно ее можно назвать ритуалом. Наличие ритуала вхождения в урок - это очень ценное приобретение. Ритуалы могут быть очень разные, скажем, если вы работаете за кабинетной системе, то при входе в помещение приучите пропускать вперед девушек или включите музыку на одну минуту, пока дети готовятся к уроку, и т. д.

  • «Никогда не начинать урок, если класс не готов к нему (на парте - тетрадь, учебник, дневник, пенал и т. д.) или класс шумит» - высказывание из сборника золотых правил для учителя. Это надо соблюдать всегда и во всех ситуациях».

«Привлечь внимание к теме урока, заинтересовать разными приемами работы. Индивидуальные беседы с потенциальными нарушителями. Традиционный прием: нарушитель стоит в углу или у стола. Не кричать (хотя не всегда удается)».

Просматривается «дрессировщик». Единственное, что не очень понятно, - как определить «потенциального» нарушителя? А как же презумпция невиновности?

«Продумать все этапы урока. Учеников надо "влюбить в себя". Здесь все важно: и внешность, но особенно профессионализм учителя, дикция, артистизм, выразительность подачи материала».

Без комментариев. Явное преимущество в поведенческой роли учителя составляющей «клоун». Если для учителя этого достаточно - то это прекрасно.

«Заинтересовать учеников, вовлечь в дискуссию, поменяться ролями (учитель - ученик), не кричать (реакция на интонацию), идти к детям с добром, они это почувствуют и поймут».

Поменяться ролями с учеником, если это спонтанное решение (как ответ на конкретную ситуацию) - это интересный вариант, главное, чтобы этот прием не помешал проведению урока.

  • «Предложить громкому ученику роль учителя, и доверить провести часть урока (проверку домашнего задания или самостоятельную работу)».

Это логическое продолжение предыдущей заметки. Хорошо, если все получилось у ученика, в противоположной ситуации можно подыграть и акцентировать внимание на этом. «Как ваше отчество? Сергеевич! Очень приятно. А что это, любезный Александр Сергеевич, у вас такая непослушание в классе, неуважительное отношение к педагогу, коллега? Наведите порядок на уроке! А что, вам нечего спросить по домашнему заданию? "Класс начинает улыбаться над неудачным« педагогом », тот прошмыгивая за парту и не высовывает нос до конца урока.

  • «Всегда быть готовым к уроку, иметь в запасе дополнительные задания для тех, кто не любит работать, и любить, любить. На любовь дети отвечают тем же».

Дополнительные задачи - это индивидуальный подход, как правило, это всегда срабатывает. Дети, которые мешают проведению урока, очень часто ищут элементарного внимания (или со стороны учителя, или со стороны одноклассников), поэтому дайте им это!

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо, чтобы тема урока была им интересна и доступна. Нетрадиционное начало урока настроит детей на активную работу. Обсуждаемый на уроках литературы материал надо связать с жизнью. Большую роль играет авторитет учителя. Обычно я работаю с детьми с 5 класса. Если я им интересна как учитель и как человек, то, как правило, проблем не возникает. Потом мы уже хорошо знаем друг друга. Я считаю, что на уроке литературы абсолютная тишина - признак неприятия, отторжения, безразличия. Должно быть так называемый рабочий шум».
  • «Часто одни и те же ученики опаздывают на уроки. Чтобы их отучить от такой привычки, останавливаю, ставлю три вопроса, чтобы Я оценила ответ, и это заставляет приходить вовремя.
  • Если сильно шумят, стою и жду, когда они обратят на меня внимание. Часто задаю такой вопрос двум ученикам, разговаривают во время объяснения: «Я вам не мешаю?" Дети теряются, отвечают: «Нет», а я им говорю: «А вот вы мешаете не только мне, но и другим». Если долго разговаривают, я им говорю: «Иди к столу, объясняй, а я буду слушать твое объяснение и очень внимательно».

Опоздание - это не очень приятный момент, обычно сбивает класс с рабочего настроения. Пара вариаций на тему опозданий:

  • «Дети любят опаздывать. Они отвечали домашнее задание у двери и за каждый правильный ответ делали шаг в направление своей парты, а некоторые (не готовые к уроку) продолжали стоять. Вскоре опоздания прекратились».

«Я работала в школе первый год и мне сразу дали 10-е классы. Занятия проводились по парам. Первая пара превращалась в испытание от патологических опозданий. Звонок на урок - в классе 5-6 учеников из 30. Первые сорок пять минут дверь в класс не закрывалась, десятиклассники приходили не торопясь. После двух первых недель занятий стала делать так - не прекращая вести урок, знаком давала понять, что все, кто опоздал, садятся на пустой ряд. Как только начинался второй урок пары, для опоздавших я проводила тест на знание домашнего параграфа. Вопрос составляла таким образом, чтобы учесть все детали текста. Сразу их проверяла (это было легко, потому что мало кто отвечал правильно) и выставляла в журнал оценку за домашнее задание. Когда десятиклассники поняли эту систему, опоздания прекратились немедленно».

  • «Иногда, когда дети шумят и не дают начать урок, я включаю музыку и даю возможность удивиться (почему учитель так делает) или начинаю говорить тихо.

Во время урока обязательно обращаюсь к непосредственному жизненному опыту учащихся: «Ты специалист в... помоги мне подготовить класс к уроку (отремонтировать парту, вымыть доску, расставить красиво парты)». Если ученик «не поддается», после урока прошу помочь мне отнести книги в учительскую, завязываю разговор, пытаюсь найти его слабые места, узнать об увлечениях, домашнюю ситуацию, таким образом ищу сферу влияния».

Идея сама по себе хороша, но, может, всё-таки не стоит двигать парты во время урока, а то урок уступит место «филиалу мебельного магазина».

  • «Учитель должен хорошо владеть фактическим материалом, идеально быть готовым к уроку ("Кто четко мыслит, тот четко излагает"). Продумать индивидуальные задания для "галерки", похвалить, поощрить учеников. Разнообразить методику проведения урока. Учитель, зайдя к детям в класс, должен всего себя отдать уроку, "не витать в облаках ", не думать о чем-то своем, все сознание направить на общение с детьми. Быть требовательным и строгим, но максимально справедливым, честным и объективным. Не заискивать перед детьми, не заводить любимчиков».

«Не витать в облаках» - это и есть проявление мобилизации.

«Управляемый тот класс, в котором учителя уважают. Это касается и проведения урока учителем, и отношений Учитель - Ученик, и манеры поведения и разговора учителя, и даже внешний вид. Учитель - это женщина, и ученики (особенно мальчики, а именно они чаще нарушают дисциплину) должны это чувствовать, и тогда они не только сами не будут мешать, но и успокоят сидящего рядом, чтобы в глазах учителя (мягкой, приятной женщины) выглядеть старше - мужчиной. Так что пользуйтесь своим обаянием и маленькими женскими хитростями».

Без комментариев.

  • «Чтобы класс был управляемым, необходимо прежде увлечь детей уроком, заинтересовать их. При этом использовать дополнительный материал (интересные вырезки из газет, иллюстрации и др.) При этом дети должны четко придерживаться требований, которые учитель выдвигает на уроке».

Правила! И еще раз правила!

«Поддерживать контакт с родителями, информировать их о поведении ребенка. Дать ученику индивидуальное задание на урок».

Иногда, действительно, учителю-предметнику приходится «держать... и информировать...», но это крайний случай, надо уметь справляться с ситуацией самостоятельно, а частое обращение за помощью со стороны родителей, администрации школы и т. д. - это проявление бессилия, что, кстати, не вызывает уважения.

«Показать детям, что учитель "главный"- видом, поведением, тоном».

«Попробуйте выделить в классе лидеров и, пользуясь их авторитетом, управлять классом.

Никогда не отступать от своих слов, то есть если ты попросил ученика принести дневник, добейся этого, даже если для этого нужно будет остановить урок.

В младших классах (5-6) не поддаваться уговоры: "Я больше не буду, пожалуйста, не ставьте плохую оценку".

Никогда не переходить на личности, оскорбление ученика недопустимо. Если в классе шумно, я обычно умолкаю и жду, когда они успокоятся».

«Зайти в класс с улыбкой. Начинать каждый урок по-новому. Заинтересовать своим предметом. Внедрять педагогику сотрудничества. Пойти с детьми в поход».

«Чтобы класс был управляемым, для этого надо отлично знать свой предмет. Быть сдержанным и лояльным, уважительно относиться к детям. Быть строгим, но справедливым. Разнообразить формы и методы урока. Привлечь на свою сторону нарушителей дисциплины».

Выводы

1. Урок должен быть тщательно подготовлен. Интересным по содержанию, разнообразным по форме проведения, насыщенным.

2. Физическая и психологическая мобилизация учителя, его внутренняя готовность к уроку. Гармоничное сочетание роли «дрессировщика», «клоуна» и «рабочей лошадки».

3. Готовность к индивидуальной работе (наличие задач, карт и др.) с учениками, которые в этом нуждаются.

4. Педагогика сотрудничества. Относитесь к ученикам так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Учителя уважают, если он уважает учеников.

Загрузка...