domvpavlino.ru

Какая часть тела ахилла была самой уязвимой. Мифы и легенды. Коммуникативные средства создания образов и символов

У истоков европейской драматической литературы стоит исполинская, неповторимая, как египетские пирамиды, драма Эсхила, единственная дошедшая до нас историческая драма древних: «Персы». Влияние, которое эта драма оказала и, вероятно, будет оказывать и впредь на наши представления о характере и истории древних греков, безмерно. Мы привыкли рассматривать персидские войны как одну из важнейших вех в истории человечества, как чудесную победу ничтожного меньшинства над огромной, жестокой ордой варваров. Можно, однако, предположить, что в действительности эти войны отнюдь не были столь важным событием в персидской истории и что карательная экспедиция против Афин, хотя бы отчасти, но достигла своей цели; ибо в конечном счете Афины были разрушены, а значительная часть греческого войска – уничтожена. Так или иначе, но совершенно очевидно, что, даже если эта экспедиция и не удалась, мощь персидской державы не была подорвана.

Сверхчеловеческое и героическое в битвах греков чаще всего кажется литературным вымыслом. Мы видим эти битвы так, как наши потомки, вероятно, увидят нашу войну две тысячи лет спустя, при условии, конечно, что уцелеет лишь патриотическая поэзия французов и сообщения «Тан». Правда, с той лишь разницей, что «Персы» Эсхила и заимствовавшие у них свой колорит рассказы Геродота написаны несравненно более убедительно и сильно, чем это доступно кому-либо из наших современников.

«Поэзия греков, – говорит Фридрих Шлегель, – настолько недосягаемо возвышается над всем, что написано после них, насколько она совершенна сама по себе. Она объективно прекрасна; ее красота – это красота цветка или какого-либо другого живого существа, которое, развиваясь согласно внутренним законам, не может не стать безупречным. Но пробудившееся в человеке сознание стало препятствовать органическому порыву его роста. Современной поэзии, которая руководствуется разумом, не хватает законченности, единства, столь естественного для органической жизни; склонный к анализу разум беспрестанно расчленяет все то, что стремится быть цельным».

Если Шлегель прав, тогда становится ясно, почему нашей патриотической драматургии никак не удается добиться того, что у Эсхила получалось так естественно, словно само собой. Ведь наш патриотизм абстрактен; по крайней мере, постольку, поскольку он может найти литературное выражение. Ненавидим ли мы остров Уайт? Или Британский музей? Бернарда Шоу? Господина Смита или господина Джонсона? Нет, мы ненавидим Англию. Как понятие, как государство. Но может ли подобного рода ненависть порождать в литературе что-либо иное, кроме фраз, может ли ненависть к вполне постижимому умом, но неосязаемому понятию, рождать истинную поэзию?

Характерно, что именно в «Персах», самом могучем патриотическом произведении всех времен, слово «персия» вообще не встречается. Эсхил говорит о персидской земле, о персидских воинах, женщинах, войске, богах, о персидском языке и персидских обычаях; но он не говорит о Персии. Его патриотизм отнюдь не понятийный, он наивный, предметный. Слово «отечество», которое древнегреческие ораторы и историки столь охотно пускали в ход, также встречается в «Персах» всего один-единственный раз. Патриотизм Эсхила, как бы ни был он полнозвучен, – не риторический, а творческий, образный. И как удивительно осязаемы его боги, его религия, которую он решительно возвращает в область реального, едва она пытается воспарить в заоблачные выси, так и его патриотизм, пронизанный религиозным чувством, есть не плод философствующего ума, а плод живых чувств. Отсюда его сдержанная, суровая сила, его творческая мощь, его убеждающая нас убежденность.

«Персы» в смысле технического мастерства довольно несовершенны, и само произведение не вполне соответствует строгим и прекрасным канонам греческой трагедии. Пьеса еще не совсем перешла из эпико-лирической стихии в драматическую. «Персов» справедливо сравнивали с теми архаическими статуями, у которых ноги сомкнуты, а руки прижаты к туловищу. Да и вообще пьеса на редкость бесхитростна. Многие ужасающие события того времени, которые поэт и сами зрители в полной мере испытали на себе, он опускает или трактует их так, как это больше подходит для его пьесы. Эсхил сам принимал участие в битве при Марафоне, он пожелал, чтобы лишь об этом было сказано в его эпитафии, где ни словом не упомянуто о его победах в состязаниях трагических поэтов. И все же Эсхил изображает дело так, будто Дарий никогда не предпринимал неудачного похода против Эллады. Дарий построил мост через Боспор Фракийский и лично командовал войском во время злосчастного похода против скифов: поэт делает вид, будто этих важнейших событий вообще не было. Царица Атосса, по свидетельству греков, была опасной интриганкой, нечто вроде античной императрицы Евгении, непосредственной зачинщицей войн с Элладой: Эсхил же превращает ее в почтенную, чуть ли не божественную женщину; ибо лишь в такой трактовке она подходит для его замысла. Он вообще полон беспечной искренней наивности. Его персы непрерывно сами себя называют варварами, что, правда, по-гречески звучит мягче, а свой язык – неблагозвучным.

Замечательной противоположностью этой, в сущности, простодушной субъективности служит его объективность в восприятии крупных событий. Тут повсюду соблюдена мера, нет и следа чванства. Чтобы усилить восточный колорит, поэт приводит огромное число своеобразно звучащих персидских имен – и ни единого греческого. Не упомянуто даже имя любимца Эсхила Аристида , которым поэт всегда восхищался. Победу одержали не хитрость, не мужество, не лучшая стратегия, а боги. Поэт не хулит персов; никто в его трагедии не называет их вероломными. Напротив, они храбры; ведь даже высокомерие Ксеркса, бросающего вызов богам, как бы извиняется молодостью царя, а старый Дарий, вопреки всему, что знал о нем поэт, предстает в пьесе снисходительным, благородным, богоравным властителем. В «Персах» нет опьяняющих криков «ура», но везде ощущается непоколебимое, гордое и естественное доверие к богам и подчинение их воле. «Ни один грек, – писал Генрих Фосс , – не постиг идеи Немезиды, карающей людское высокомерие, так возвышенно и так глубоко, как Эсхил; Наполеон, которого обуревала мечта стать коронованным императором Востока и который теперь находится в заточении на острове Эльба, мог бы явиться отличной моделью для его кисти. Когда «Персы» были впервые поставлены в Афинах, это произвело, по-видимому, огромное, совершенно невероятное впечатление. На сцене появлялся вестник и начинал рассказывать матери Ксеркса об ужасном поражении многотысячного войска, переходя от жалобного пиано до громового фортиссимо. Каждое слово Эсхила становится хвалебной, величальной песней ничтожной горстке греков, которые, доверившись богам и преисполнившись священного мужества, одержали победу над дикой ордой. По этому случаю была изваяна статуя Немезиды – из той самой глыбы мрамора, которую персидский царь вез с собой, чтобы воздвигнуть памятник в честь победы над греками».

«Персов» легко упрекнуть в недостатке действия. Можно сказать, что пьеса эта – не что иное, как бесконечный ряд вариаций на тему: «Ах! Мы, бедные персы, побеждены!» Прекрасно, но каковы эти вариации! Тут и грандиозный рассказ о битве при Саламине, и странная, скорбная, западающая в душу песня, взывающая к мертвому Дарию в Аиде; тут и мрачное, покорное судьбе пророчество старого царя, тут и архаически-безыскусное, задушевное прославление прежних времен, тут, наконец, по-восточному дикая, натуралистическая траурная оргия в конце; тут вся эта бурлящая, стонущая, визжащая, кричащая, ревущая, бросающаяся наземь, рвущая на себе волосы, в кровь раздирающая себе грудь толпа, опьяненная вакханалией экзотически неистовой скорби.

И выражено это на языке Эсхила, у которого все становится движением, образом, приобретает наглядность, жизнь, душу. И выражено это в протяжных, громоподобных сенариях , в необычайно впечатляющем чередовании хоровых строф, которые, при всей их необузданной мощи, способны отлично передать любую смену настроений. Смелость его аллитераций, его звуковая живопись не поддаются переводу. Его на редкость органичные восточные восклицания обогащают яркую гамму стенаний персов, доводя их до гротеска, за что, кстати, Аристофан зло высмеивал поэта. Но Эсхилу дозволено доходить до самой высшей грани, а нам, людям сегодняшнего дня, остается лишь восхищаться безошибочностью его вкуса. Где тот режиссер, который смог бы найти столь точную меру сценического воплощения этой траурной восточной оргии, укрощенной в эллинских ритмах?

Ахилл - это герой древнегреческой мифологии, более всего известный по эпизоду участия в Про этого персонажа писал Гомер в своей «Иллиаде». И хотя «Иллиада» считается эпическим произведением, описывающим войну против Трои, по сути, это рассказ о ссоре Ахилла с Именно она привела к событиям, решившим исход десятилетней осады города.

Происхождение Ахилла

Ахилл был героем. Причём изначально даже не благодаря своим поступкам. Просто героическая судьба Ахилла была предначертана уже при рождении. Ведь согласно греческим мифам, отпрыск, появившийся вследствие связи бессмертных богов со смертными людьми, становился героем. Сам он не обладал бессмертием, однако, мог рассчитывать на покровительство небесных родичей и, как правило, обладал выдающимися способностями, преимущественно - боевыми.

Матерью Ахилла была морская нимфа Фетида, а отцом - Пелей, который царствовал над мирмидонянами. Поэтому нередко в «Илиаде» героя называют Пелид (что означает сын Пелея). Не совсем обычный брак между земным мужчиной и бессмертной нимфой также объясняется в мифах. Фетиду воспитывала Гера, и когда Зевс попытался соблазнить юную нимфу, та, в благодарность за заботу, которую проявляла к ней его законная супруга, отказала сладострастному олимпийцу. В наказание Зевс выдал Фетиду за смертного.

Ахилессова пята

Шло время и у Фетиды с Пелеем рождались дети. Чтобы проверить, бессмертные они или нет, Фетида опускала новорожденного в котёл с кипятком. Так погибли первые шесть сыновей. Седьмым был Ахилл. Это отец спас его от незавидной участи братьев, вовремя отобрав сына у жены. После этого Фетида бросает мужа и возвращается жить на дно моря. Но она продолжает внимательно следить за жизнью своего сына.

Согласно другому мифу, Фетида опустила маленького Ахилла в воды священного Стикса, текущего в царстве Аида. Это даровало ребёнку непобедимость. Только пятка - место, за которое крепко держала его мать, оставалось уязвимым. Отсюда происходит устойчивое выражение «ахиллесова пята», которое передаёт мысль о слабом месте человека.

После ухода жены Пелей отправляет маленького сына на воспитание к кентавру Хирону. Тот кормит его костным мозгом животных вместо материнского молока. Мальчик растёт и усердно постигает науку владения оружием. А по некоторым сведениям, и искусство врачевания.

В гостях у Ликомеда

Хирон, который, кроме всего прочего, обладал и даром предсказателя, сообщает Фетиде, что если её сын избежит участия в предстоящей троянской войне, то ему уготована долгая жизнь. Если же он отправится туда, греки победят, но погибнет Ахилл. Это побуждает Фетиду отправить сына на другой остров - Скирос, и скрыть его между дочерей царя Ликомеда. Для пущей безопасности Ахилл живёт там переодетый в женскую одежду.

Такое поведение кажется несколько необычным для героя, жаждущего бессмертной славы. Однако стоит помнить, что на тот момент юноше едва исполнилось пятнадцать лет. Это ко времени, описываемом Гомером в «Илиаде», Ахилл стал сформировавшимся опытным воином. Ведь осада неприступного города длилась двадцать лет. И всё это время греки не сидели без дела на месте. Они нападали на близлежащие города и разоряли их. А пока это был юноша. Смелый, но послушный указаниям своей божественной матери.

Встреча с Одиссеем

Тем временем цепь событий приводит к сбору войск на войну против Трои. Жрец Калхант объявляет, что если сын Пелея не будет участвовать в походе, греков ждёт сокрушительное поражение. Тогда ахейские вожди спешно снаряжают Одиссея и отправляют его за Ахиллом на остров Скирос.

Понимая, что идти против бессмертных небожителей грубой силой - себе дороже, Одиссей прибегает к хитрости. Он представляется обычным странствующим купцом и проникает во дворец Ликомеда. Разложив свои товары перед дочерями царя, Одиссей кладёт среди драгоценностей и богато украшенное оружие.

В назначенный момент, люди Одиссея по его приказу подали сигнал тревоги. Все девушки бросились врассыпную, не растерялся лишь Ахилл. Это его и выдало. Юноша схватил оружие и побежал навстречу мнимым врагам. Рассекреченный Одиссеем, Ахилл соглашается присоединиться к ратному походу и берёт с собой любимого друга Патрокла, с которым они выросли вместе.

Жертвоприношение Ифигении

И вот огромный греческий флот, в составе которого теперь и отряд мирмидонцев на пятидесяти боевых кораблях под предводительством Ахилла, выдвигается на Трою. Во всех разворачивающихся событиях участвуют и бессмертные обитатели Олимпа. Причём часть из них поддерживает троянцев, а часть выступает на стороне греков. Вследствие очередных каверз богов поддерживающих защитников Трои, греческий флот, обездвиженный отсутствием попутного ветра, стоит у берегов острова Авлида.

Калхант произносит очередное предсказание: попутный ветер подует, только если Агамемнон, предводитель греческого войска, затеявший поход против Трои, принесет в жертву свою дочь Ифигению. Отца это не смутило. Проблему он усмотрел лишь в том, как же доставить девушку на остров? Поэтому к Ифигении шлют гонцов с сообщением о том, что она отдана в жёны Ахиллу и для бракосочетания должна приехать на Авлиду. Описание портрета Ахилла, героя древнегреческой мифологии, не оставляет её равнодушной и девушка прибывает на остров для венчания. Вместо этого она попадает прямиком на жертвенник.

Одна из версий этой истории утверждает, что сам Ахилл ничего не знал о коварном плане. А когда узнал, то с оружием в руках бросился защищать обманутую царевну. Но более ранние мифы повествуют о том, что сын Пелея не проявлял никакой сентиментальности, потому что сам рвался побыстрее отплыть к Трое. А если боги требуют жертв, то кто станет с ними спорить? Справедливости ради стоит отметить, что Ифигения всё-таки была спасена. Правда, не героем, а самой которая заменила девушку ланью.

Встреча с амазонкой

Но как бы то ни было, жертва была зачтена, и греки благополучно прибыли к Трое. Так началась долгая осада неприступного города. Как уже упоминалось, Ахилл не сидел сложа руки. Он прославился уже в самом начале войны, одерживая одну за другой славные победы над окружающими Трою городами и близлежащими островами. Согласно сын Приама, убитый Ахиллом впоследствии, не встречался за это время с дерзким и удачливым захватчиком. А Ахилл продолжал оттачивать своё мастерство владения оружием.

В одном из очередных набегов Ахилл вступает в схватку с царицей амазонок Пентиселией, которая в то время скрывалась на материке от мести соплеменниц. После нелёгкой борьбы герой убивает царицу и, поддев концом копья шлем, который скрывал всё верхнюю часть лица, сбрасывает его с женщины. Поражённый её красотой, герой влюбляется в неё.

Рядом находится один из греческих воинов - Терсит. Согласно нелестным описаниям Гомера, весьма неприятный субъект. Он обвиняет Ахилла в вожделении к мёртвой и выкалывает ей копьём глаза. Недолго думая, Ахилл разворачивается и одним ударом в челюсть убивает Терсита.

Брисеида и Хрисеида

Ещё в одном походе греки захватывают Брисеиду, которую оставляет себе в качестве наложницы Ахилл. В мифологии описывается, что молодая женщина совсем не тяготится своим положением. Напротив, она всегда любящая и нежная.

В это время Агамемнон также наслаждается плодами набегов. Среди прочего ему, в качестве доли добычи, преподносят прекрасную девушку Хрисеиду. Но в лагерь приходит её отец, умоляя позволить выкупить дочь. Агамемнон насмехается над ним и с позором выгоняет. Тогда безутешный отец взмолился о помощи к Аполлону и тот насылает на греков эпидемию. Всё тот же прорицатель Калхант объясняет причину несчастий и говорит, что девушку надо отпустить. Его горячо поддерживает Ахилл. Но Агамемнон не хочет уступать. Страсти накаляются.

Раздор с Агамемноном

В конце концов Хрисеиду всё-таки отпускают. Однако мстительный Агамемнон, затаив злобу, решает отомстить Ахиллу. Поэтому, в качестве компенсации, он отбирает у него Брисеиду. Взбешённый герой, отказывается продолжать принимать участие в войне. С этого момента, события начинают стремительно развиваться, как описывает это Илиада. Поединок Ахилла и Гектора неумолимо приближается. Как и трагическая развязка, к которой он приведёт.

Бездействие Ахилла

Греки терпят поражение за поражением. Но оскорблённый Ахилл, не поддаётся ничьим уговорам и продолжает бездействовать. Но однажды защитники Трои оттеснили противников к самому берегу. Тогда, вняв уговорам своего друга Патрокла, Ахилл соглашается, чтобы тот повёл мирмидонцев в бой. Патрокл просит разрешения взять доспехи друга и получает их. В последующей битве Гектор - троянский царевич, приняв Патрокла в доспехах Ахилла за знаменитого героя, убивает его. Это провоцирует поединок Ахилла и Гектора.

Поединок с Гектором

Узнав о смерти Патрокла, убитый горем Ахилл намеревается жестоко отомстить. Он бросается в битву и сметает одного за другим всех могучих воинов. Характеристика Ахилла, которую даёт ему в этом эпизоде Гомер, является апогеем всей жизни героя. Это был момент бессмертной славы, о которой он так мечтал. В одиночку обращает он врагов вспять и гонит их до самых стен Трои.

В ужасе троянцы скрываются за крепкими стенами города. Все кроме одного. Благородный Гектор единственный, кто решает дать отпор сыну Пелея. Но даже этот закалённый в боях воин приходит в ужас при приближении своего неистового врага и обращается в бегство. Трижды обогнули Ахилл и Гектор Трою, прежде чем встретились в смертельной битве. Не смог устоять царевич и пал, пронзенный копьем Ахилла. Привязав труп к своей колеснице, волоком оттащил тело Гектора в свой лагерь Ахилл. И только неподдельная скорбь и смирение безутешного отца Гектора, царя Приама, который пришёл к нему в лагерь безоружным, смягчили сердце победителя, и он согласился вернуть тело. Впрочем, Ахилл принял выкуп - золота столько, сколько весил царевич Трои Гектор.

Смерть героя

Сам Ахилл погибает во время захвата Трои. И тут не обходится без вмешательства богов. Аполлон, которому претит непочтительность к нему простого смертного, незримо направляет стрелу, выпущенную Парисом, младшим братом Гектора. Стрела вонзается в пятку герою - его единственное слабое место - и оказывается смертельной. Но и умирая, продолжает поражать Ахилл ещё немало троянцев. Его тело выносит из гущи битвы Аякс. Хоронили Ахилла со всеми почестями, а кости его сложили в золотую урну вместе с костями Патрокла.

Ахиллес Ахиллес

или Ахилл

(Aehilies, Άχιλλεύς). Главный герой “Илиады” Он был сын Пелея, царя мирмидонов, и; Нереиды Фетиды. Мать его, желая сделать его бессмертным, окунула его, когда он был еще ребенком, в реку Стикс, причем осталась сухой только пятка, за которую она его держала. Воспитателями его были Феникс и кентавр Хирон, из которых первый обучил его красноречию и военному искусству, а второй - искусству врачевания. Когда ему было только девять лет, Калхас объявил, что Троя не может быть взята без его помощи. Но мать его, зная, что он должен погибнуть в этой войне, переодела его девочкой и послала его на остров Скирос, к двору царя Ликомеда, где он жил вместе с его дочерьми и назывался Пиррой, т. е. красной, вследствие каштанового цвета своих волос. Видя, однако, что Троя не может быть взята без его помощи, хитрый Одиссей отправился на Скирос, переодетый купцом, и узнал Ахиллеса, когда разложил перед девушками различные женские украшения, положив между ними щит и копье. Ахиллес тотчас же схватил оружие и таким образом выдал себя. Одиссей увез его под Трою, в греческое войско. При дворе Ликомеда Ахиллес сделался отцом Неоптолема, или Пирра, матерью которого была Дейдамия. Под Троей Ахиллес совершил великие подвиги военной доблести. Убив множество троян, он, наконец, встретился с Гектором, которого заставил три раза обежать вокруг стен Трои, а затем, умертвив его, привязал его тело к своей колеснице и потащил в греческий лагерь. У Ахиллеса было неуязвимое вооружение, выкованное Гефестом по просьбе его матери. В конце концов Ахиллес был убит Парисом, сыном Приама, попавшим ему стрелою в пятку - единственную уязвимую часть его тела. Ахиллес не только главный герой “Илиады”, но считался храбрейшим и красивейшим из греков. После своей смерти Ахиллес сделался одним из судей подземного мира и жил на островах блаженных, где был супругом Медеи или Ифигении.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Ахиллес" в других словарях:

    Ахиллес, Альбрехт У этого термина существуют и другие значения, см. Ахиллес (значения). Альбрехт Адольф Конрад Ахиллес (Albrecht Adolf Konrad Achilles) 25 января 1914(19140125) 27 сентября 1943 (29 лет) … Википедия

    - (греч. Achilles). 1) мужское имя: обоготворенный. 2) храбрейший из героев троянского похода; теперь Ахиллесом называют иногда человека с необыкновенным мужеством. 3) красивая дневная бабочка в Суринаме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    - (АХИЛЛ) (герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А … Литературные герои

    Сущ., кол во синонимов: 3 ахилл (3) бабочка (201) персонаж (103) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    См. Ахилий. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

    АХИЛЛЕС - (вар. к АХИЛЛ; тж в знач. нариц.) Разъединил ли б зрящ Елену с Ахиллесом? // Елена. Ахиллес. Звук назови созвучней. (рфм. к завесой) Цв924 (II,235); Лишь шорохом древес Миртовых, сном кифары: «Елена: Ахиллес: Разрозненная пара». РП … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    АХИЛЛ, АХИЛЛЕС, а; м. [от греч. Achilleus]. 1. [с прописной буквы] В греческой мифологии: имя одного из храбрейших героев, осаждавших город Трою. 2. В речи медиков: ахиллово (ахиллесово) сухожилие. Повредить, травмировать а. Сойти с дистанции из… … Энциклопедический словарь

    АХИЛЛЕС - (achilles) Альбрехт (25.1. 1914, Карлсруэ – 27.9.1943, северо восточнее Бахии, Бразилия), офицер подводник, капитан 3 го ранга (посмертно, 5.4.1945). В апр. 1934 начал службу на флоте. Прошел подготовку в военно морской школе в Шлезвиг Гольштейне … Военно-морской флот Третьего рейха

    Или Ахилл (греч.) в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I м.; = Ахилл Имя одного из храбрейших героев, осаждавших город Трою, единственным уязвимым местом которого была пята, за которую держала его мать, когда, желая сделать его бессмертным, окунала в священные воды реки Стикса. II м. Название… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Ахиллес Сын морской богини Роман в двух книгах Книга 1 Часть 1-3 , Колобова Н.. Боги предоставили ему выбор: жизнь долгая, спокойная и ничем не примечательная или короткая, но полная подвигов и славы. Он выбрал вторую. Сын богини и смертного, один из выдающихся героев,…

Морская богиня Фетида стремилась сделать своего сына Ахилла неуязвимым и по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амврозией. По другой версии, она купала его в водах подземной реки Стикс, протекавшей в царстве мрачного Аида. И только пятка, за которую она его держала, осталась незащищенной. Ахилла воспитал мудрый кентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей. Он же обучил его пению и игре на кифаре.

Ахилл вырос могучим, крепким юношей, он никого не боялся. В шесть лет убивал свирепых львов, кабанов, без собак догонял оленей и валил их на землю. Богиня Фетида, которая жила в океане, не забывала о своем сыне, приплывала к нему, давала дельные советы.

В то время герой Менелай стал собирать по всей Греции отважных воинов для похода против Трои. Фетида, зная, что сыну уготован рок участвовать в Троянской войне и погибнуть, всеми силами старалась противостоять ему. Она отправила сына на остров Скирос во дворец царя Ликомеда. Там среди царских дочерей он и скрывался в девичьих одеждах.

Но греческие прорицатели знали, что одним из героев Троянской войны будет юный воин Ахилл, они подсказали вождю Менелаю, что он скрывается на острове Скирос у царя Ликомеда. Тогда вожди Одиссей и Диомед снарядили торговый корабль, переоделись в купцов, набрали разного товара и прибыли на Скирос. Там они узнали, что у царя Ликомеда живут только дочери. А где же Ахилл?

Тогда Одиссей, славившийся хитростью, придумал, как узнать Ахилла. Они пришли во дворец Ликомеда и разложили в зале украшения, ткани, домашнюю утварь, боевые мечи, щиты, кинжалы, луки и стрелы. Девушки с интересом рассматривали товар. Заметив это, Одиссей вышел и попросил своих воинов, стоявших у входа во дворец, издать боевой клич. Воины застучали в щиты, загудели в трубы, закричали призывными голосами. Казалось, началась война. Царевны в страхе разбежались, но одна из них схватила меч и щит и побежала к выходу.

Так Одиссей и Диомед узнали Ахилла и предложили ему участвовать в Троянской войне. Он с радостью согласился. Ему давно хотелось сбросить с себя девичье платье и заняться настоящим делом, достойным мужчины.

Ахилл прославился в первые же дни сражений. Он проявил себя бесстрашным, умелым воином, удача сопутствовала ему всюду. Он совершил много подвигов. Вместе с другими участвовал в разорении окрестностей Трои, покорил население городов Лирнесс и Педас, взял в плен прекрасную Брисеиду. Но вождь Агамемнон отобрал у него девушку, чем вызвал страшную обиду у Ахилла. Он так рассердился на Агамемнона, что отказался воевать против троянцев. И только гибель друга Патрокла вынудила Ахилла снова взяться за оружие и встать в ряды греков.

Погиб Ахилл самым нелепым образом: он ворвался в Трою и направился к царскому дворцу, но не любивший его троянский царевич Парис взял лук и упросил благоволившего ему бога Аполлона направить стрелы в Ахилла. Одна из двух его стрел попала в единственное уязвимое место Ахилла, в пятку. Так скончался один из самых знаменитых героев Троянской войны. Его гибель оплакивало все войско.

Загрузка...