domvpavlino.ru

Когда освящать вербу: в субботу или воскресенье. Что нужно делать в вербное воскресенье и накануне праздника

Праздник Вербное воскресенье, где символом является вербовый букетик, всегда приходится на воскресенье, последнее в Великом посте. Но вот обряд освящения вербных веточек совершается на ночной службе, которая проходит с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье. Потом обряд повторяется еще утром в сам праздник.

Вот и близится завершение Великого поста, но впереди еще два больших праздник - Лазарева суббота и Вербное воскресенье, а также Страстная неделя. В этом материале поговорим о том, когда освящают вербу в большой праздник - все таки это делается в субботу либо же в воскресенье.

Вход Господня в Иерусалим - это важный большой праздник христианской церкви. Он всегда выпадает на Великий пост, последнее его воскресенье. Но это праздник, о чем свидетельствуется и рацион питания, который только в этот день расширяется до рыбы и рыбных продуктов. Важная традиция дня Вербное воскресенье - это освящение вербы в церкви. Но не все знают, что правильный день, когда это уже можно делать, это Лазарева суббота. Если вы входите в число людей, которые не знали этого факта, то предлагаем во всем разобраться по порядку.

Также читайте материалы по теме:

Важно! В деле, когда освящают вербу, можно брать с собой букетики уже в субботу на вечернюю службу. После нее проходит первое освящение вербы. Но, если вы этого сделать не смогли или не успели, то отправляйтесь на утреннюю службу в воскресенье, там также будет проводится повторный обряд освящения.

Различны церковные традиции, но все они красивы и символичны, а самое главное - уже глубоко укоренились в сознании современного человека. Освящение вербы в день Вербного воскресенья является одним из таких обрядов. Так мы, православные верующие, отмечаем вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим более двух тысяч лет назад.

Конечно, священнослужители на проповедях в эти праздничные дни постоянно подчеркивают тот факт, что празднование дня Входа Господня в Иерусалим не ограничивается только освящением вербы. Главная суть этого празднования - вспомнить события, которые случились так давно. Иисус Христос знал, несмотря на то, как его приветствовали тепло и душевно люди святого города, что именно тут его предаст ученик, его будут пытать в тюрьме, а потом по несправедливому обвинению распнут на кресте, подчеркнуто без всякого уважения.

Когда Иисус въезжал в город Иерусалим, люди ждали его там как мессию. Многие были уже наслышаны о чудесах Спасителя, а накануне в Лазареву субботу он воскресил из мертвых Лазаря, который умер уже четыре дня назад. В те времена было принято знатных и почтенных людей в Иерусалиме встречать, бросая под ноги листья пальмы. Не нужно оглядываться вокруг, чтобы понять, что на Руси пальм и сейчас нет и никогда не было. Поэтому пальмы заменило первое дерево, которое цветет уже в марте и начале апреля - это верба. А вербные веточки и распустившиеся мягкие почки стали на наших территориях символом этого праздника.

Еще раз о том, когда и как

Многие верующие думают, что вербу нужно освящать в сам праздник. Но на самом деле, если уж руководствоваться исключительно и строго церковным уставом, то это делается на литургии накануне вечером, сразу после всенощного бдения. Те, кто ходит на праздники в храм, точно знает об этом.

Однако в утренние часы в воскресенье также освящают вербу - не лишать же верующих такого большого праздника. Поэтому утром в Вербное воскресенье попасть под эту традицию можно утром после того, как священник прочтет соответствующие тексты Евангелие. При прочтении молитвы священник окропляет букетики, которые прихожане держат в своих руках, святой водой, а далее праздничное богослужение продолжается.

Важно! Священники подчеркивают, что не просто ради галочки, а за истинной благодатью в процессе освящения вербы нужно приходит на богослужение Всенощная, которое проходит аккурат в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье.

Что делаем с освященной вербой

После храма букетик обязательно приносится домой. Его нужно хранить в течение года, идеальное место - там, где у вас дома стоят иконы. Если хотите, чтобы веточки на протяжении длительного времени сохраняли свежесть, то их можно поставить в водичку.

Важные традиции и особенности вербных букетиков:

  • В народе считали, что приносит домой нужно равное количеству членов семьи количество веток в букете или же не четкое.
  • Свою вербу нельзя никому давать. Если вас попросили освятить букетик знакомым, которые не смогли отправиться в храм, для них нужно собрать отдельным экземпляр.
  • Немного легко и символично побейте своих домашних освященным букетиком, чтобы укрепить здоровье и придать силу.
  • Если скушать пару почек вербы, то можно зачать ребенка (у кого долго не получается), излечиться от недуга.
  • Чтобы покойник попал в рай, ему в гроб клали несколько котиков с освященной вербы.

9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.

9.4. Что означают православные богослужения по названиям?

(общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.

Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.

Повечерие – служба после вечери (ужина).

Полунощница служба, предназначенная для совершения в полночь.

Утреня служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.

Службы часов воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней

9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?

– Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:

Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.

Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.

Дневное – из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии .

Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.

По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.

9.6. Что изображается в Литургии?

– В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.

9.7. Что называется обедней?

– В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.

9.8. Что называется обедницей?

– Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.

9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?

– Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.

9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?

– Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.

9.11. Для чего бывает каждение в храме?

– Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?

– Группам усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.

9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой .

В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.

В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.

Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.

Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.

В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.

В черных облачениях обычно служат в будние дни . Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.

Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.

От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.

9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?

– Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.

9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?

– Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.

В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.

9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?

– Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.

9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?

– Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.

9.18. С какого числа начинается масленица?

– Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.

9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?

– Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.

9.20. Когда уносят Плащаницу?

– Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.

9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?

– К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.

9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?

– Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?

– В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.

9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?

– В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.

9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?

– Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.

9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?

– Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.

9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?

– Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.

Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.

9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.

9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?

– Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.

Шестопсалмие слушать в mp3 формате

9.30. Что такое «полиелей»?

– Полиелеем называется самая торжественная часть утрени – богослужения, которое совершается утром или вечером; полиелей служится только на праздничных утренях. Это определяется богослужебным уставом. Накануне воскресного дня или праздника утреня входит в состав всенощного бдения и служится вечером.

Полиелей начинается после чтения кафизм (Псалтири) с пения хвалебных стихов из псалмов: 134 – «Хвалите имя Господне» и 135 – «Исповедайтеся Господеви» и оканчивается чтением Евангелия. В древности, когда вслед за кафизмами звучали первые слова этого гимна «Хвалите имя Господне», в храме зажигались многочисленные светильники (елейные лампады). Поэтому эта часть всенощного бдения называется «многоелейной» или, по-гречески, – полиелеем («поли» –много, «елей» – масло). Отверзаются Царские врата, и священник в предшествии диакона, держащего возжженную свечу, кадит престол и весь алтарь, иконостас, хор, молящихся и весь храм. Распахнутые Царские врата символизируют отверстый Гроб Господень, откуда воссияло царство вечной жизни. После чтения Евангелия все присутствующие на богослужении подходят к иконе праздника и прикладываются к ней. В память братской трапезы древних христиан, которая сопровождалась помазанием благовонным маслом, священник начертывает знак креста на лбу каждого подходящего к иконе. Этот обычай называют помазанием. Помазание елеем служит внешним знамением участия в благодати и духовной радости праздника, сопричастности Церкви. Помазание освященным маслом на полиелее Таинством не является, это обряд, который лишь символизирует собой призывание милости и благословения Божия.

9.31. Что такое «лития»?

– Лития в переводе с греческого означает – усердное моление. Нынешний устав знает четыре вида литии, которые по степени торжественности можно расположить в таком порядке: а) «лития вне монастыря», положенная на некоторые двунадесятые праздники и в Светлую седмицу пред Литургией; б) лития на великой вечерне, соединяемой с бдением; в) лития по окончании праздничной и воскресной утрени; г) лития за упокой после будничной вечерни и утрени. По содержанию молитвословий и чину эти виды литии очень различны между собою, но общим у них является исхождение из храма. Исхождение это в первом виде (из перечисленных) литии бывает полное, а в остальных – неполное. Но там и здесь совершается оно, чтобы выразить молитву не только словами, но и движением, переменить ее место для оживления молитвенного внимания; дальнейшею целью литии является выражение – удалением из храма – нашего недостоинства молиться в нем: мы молимся, стоя пред вратами святого храма, как бы пред вратами небесными, подобно Адаму, мытарю, блудному сыну. Отсюда несколько покаянный и скорбный характер литийных молитв. Наконец, в литии Церковь исходит из своей облагодатствованной среды во внешний мир или же в притвор, как часть храма, соприкасающуюся с этим миром, открытую для всех, не принятых в Церковь или исключенных из нее, с целью молитвенной миссии в этом мире. Отсюда всенародный и вселенский характер (о всем мире) литийных молитв.

9.32. Что такое Крестный ход и когда он бывает?

– Крестным ходом называется торжественное шествие священнослужителей и верующих мирян с иконами, хоругвями и другими святынями. Крестные ходы совершаются в ежегодные, установленные для них особые дни: на Светлое Христово Воскресение – Пасхальный Крестный ход; в праздник Богоявления для великого освящения воды в память Крещения Господа Иисуса Христа в водах Иордана, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий. Существуют также чрезвычайные Крестные ходы, устанавливаемые Церковью по особо важным случаям.

9.33. От чего произошли Крестные ходы?

– Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта в землю обетованную; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого произошло чудесное разделение реки Иордана (Нав.3:14-17); торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа (Нав.6:5-19); а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном (2 Цар.6:1-18; 3 Цар.8:1-21).

9.34. Что означает Пасхальный Крестный ход?

– С особенной торжественностью празднуется Светлое Воскресение Христово. Начинается Пасхальное богослужение еще в Великую Субботу, поздно вечером. На утрени, после полунощницы совершается Пасхальный Крестный ход – молящиеся во главе с духовенством выходят из храма, чтобы совершить торжественное шествие вокруг храма. Подобно женам мироносицам, встретившим воскресшего Христа Спасителя вне Иерусалима, христиане встречают весть о наступлении Светлого Христова Воскресения вне стен храма – они как бы шествуют навстречу воскресшему Спасителю.

Пасхальный Крестный ход идет со свечами, хоругвями, кадильницами и иконой Воскресения Христова под непрерывный трезвон в колокола. Прежде чем войти в храм, торжественное Пасхальное шествие останавливается при дверях и входит в храм лишь только после трижды прозвучавшей ликующей вести: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» Крестный ход входит в храм, подобно тому, как жены мироносицы пришли в Иерусалим с радостной вестью ученикам Христовым о воскресшем Господе.

9.35. Сколько раз бывает Пасхальный Крестный ход?

– Первый Пасхальный Крестный ход бывает в Пасхальную ночь. Затем в течение недели (Светлой седмицы) ежедневно после окончания Литургии совершается Пасхальный Крестный ход, а до праздника Вознесения Господня такие же Крестные ходы совершаются каждое воскресенье.

9.36. Что означает Крестный ход с Плащаницей на Страстной седмице?

– Этот скорбный и плачевный Крестный ход совершается в воспоминание погребения Иисуса Христа, когда тайные ученики Его Иосиф с Никодимом, в сопровождении Матери Божией и жен мироносиц, несли на руках умершего на кресте Иисуса Христа. Они шли от горы Голгофы до виноградника Иосифа, где была погребальная пещера, в которую, по обычаю иудейскому, положили тело Христово. В воспоминание этого священного события – погребения Иисуса Христа – и совершается Крестный ход с Плащаницей, которая представляет тело умершего Иисуса Христа, как оно было снято с креста и положено во гроб.

Апостол говорит верующим: «Помните мои узы» (Кол.4:18). Если апостол заповедует христианам помнить его страдания в узах, то насколько сильнее должно вспоминать страдания Христовы. Во время страданий и крестной смерти Господа Иисуса Христа современные христиане не жили и не разделяли тогда скорби с апостолами, потому в дни Страстной седмицы вспоминают их скорби и сетование об Искупителе.

Всякий, именуемый христианином, отмечающий скорбные минуты страданий и смерти Спасителя, не может не быть участником и небесной радости Воскресения Его, ибо по словам апостола: «Сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим.8:17).

9.37. По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

– Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

9.38. Что обозначают хоругви, с которыми совершаются Крестные ходы?

– Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил радугу в облаках и назвал ее «знамением вечного завета» между Богом и людьми (Быт.9:13-16). Как радуга в небе напоминает людям о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит всегдашним напоминанием об избавлении рода человеческого на Страшном суде от духовного огненного потопа.

Второй прообраз хоругвей был при выходе Израиля из Египта во время перехода через Чермное море. Явился тогда Господь в столпе облачном и все воинство фараона покрыл тьмой от этого облака, и погубил в море, Израиль же спас. Так и на хоругвях образ Спасителя виден как облак, явившийся с небес для поражения врага – духовного фараона – диавола со всем воинством его. Господь всегда побеждает и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз хоругвей было то же облако, покрывавшее скинию и осенявшее Израиль во время путешествия в обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал Крест Христов (Ин.3:14,15). Так и неся во время Крестного хода хоругви, верующие возводят телесные очи к образам Спасителя, Богородицы и святых; духовными же очами восходят к Первообразам их, сущим на небесах и получают духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих всех людей.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.

Каждый год Вербное воскресенье выпадает на разные числа и празднуется за неделю до Пасхи или в шестое воскресенье Великого поста. В 2018 году отмечать будем 1 апреля.

Вербное воскресенье в 2018 году уже отметили католики, вскоре будут праздновать и православные, ведь этот праздник, который также называется Пальмовое воскресенье, посвящен торжественному въезду Иисуса Христа в Иерусалим и входит в число важнейших церковных двунадесятых праздников.

Вербное воскресенье в 2018 году приходится на 1 апреля. Дата каждый год меняется. Праздник отмечается за семь дней до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста. В церковном календаре он относится к великим двунадесятым торжествам и имеет название Вход Господень в Иерусалим.

Как праздновать Вербное воскресенье

  1. Подготовка к празднику начинается за несколько дней. Люди срезают веточки вербы и ставят дома в воду, чтобы они распустились.
  2. Празднование Вербного воскресенья начинается вечером в субботу. В церквях проходят богослужения и освящение вербы.
  3. В воскресенье в церквях также идет служба, и священники окропляют вербные прутики святой водой.
  4. После службы люди приносят освященные веточки домой, кладут их возле икон и хранят в этом месте в течение года. Для привлечения силы, здоровья и достатка легонько хлестают по спине вербными прутьями членов семьи.
  5. Хозяйки готовят праздничные обеды или ужины. Вербное воскресенье выпадает на Великий пост. В этот день запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу и немного красного вина.

Вербному воскресенью предшествует праздник Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо – воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

История праздника

Праздник Вход Господень в Иерусалим установила христианская церковь в Иерусалиме в IV веке. На Руси он возник в X веке и получил название Вербное воскресенье.

Праздник посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой в 33 году. После того, как Христос воскресил Лазаря из Вифании, слухи о Нем распространились по многим городам. Он въехал в Иерусалим на осле в сопровождении апостолов. По традиции те, кто въезжал в город на коне, несли войну, а въезжавшие на осле – мир. Иудеи увидели в Иисусе нового правителя – царя. Они осыпали путь Христа цветами, пальмовыми ветвями, клали у его ног одежду. Но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, а на мученическую смерть во имя искупления грехов человечества. Спустя пять дней эта же толпа кричала: «Распни Его…!».

Существует языческая версия происхождения Вербного воскресенья, согласно которой прообразом праздника стало древнеславянское торжество Вербохлест. Оно было посвящено плодородию, живучести и силе воли, которые отождествляла верба. В этот день устраивались массовые гуляния. Парни в шуточной форме хлестали девушек вербой. Считалось, что такой ритуал способствует продолжению рода и появлению здоровых и сильных наследников. Также в этот день били вербовыми прутиками домашних животных, чтобы они росли здоровыми.

Традиции и обряды

С Вербным воскресеньем связано множество традиций и обрядов. Они направлены на привлечение здоровья, богатства, благополучия, удачное замужество, счастливое материнство.

Современные традиции

Верующие люди готовятся к Вербному воскресенью заблаговременно. За несколько дней до праздника они срезают молодые веточки вербы, заносят их в дом и ставят в воду, чтобы они распустились. Выбирать стоит неиспорченные деревья, где нет дупл, сломанных или засохших побегов. Не рекомендуется использовать вербу, которая растет возле кладбища или водоемов. Согласно поверью, на ней может отдыхать нечистая сила.

Празднование Вербного воскресенья начинается в субботу вечером. В церквях проходит всенощное бдение. На богослужении священники читают Евангелие, 50 псалом и окропляют вербовые прутики святой водой. Прихожане стоят с веточками и зажженными свечами до конца службы. В воскресенье проводится Литургия Иоанна Златоуста и снова проходит освящение вербы.

Освященные ветки люди приносят домой и кладут возле икон. Существует традиция хлестания ими детей и взрослых членов семьи, приговаривая при этом: «Не я бью, верба бьет!» или «Верба хлест, бей до слез!». Люди верят, что такой ритуал помогает очиститься от сглаза и злых духов, привлечь здоровье, силу и достаток.

Народные целители заготавливают в этот день почки ивы. Они верят, что настои из них помогают мужчинам сохранять силу, а женщинам – зачать ребенка. Хозяйки пекут из вербных почек пироги. Считается, что они помогают уберечь домочадцев от болезней.

Молодые девушки в этот день делают привороты на будущих мужей. Они ломают несколько веток на вербе, перевязывают их красной нитью, загадывают на суженого и хранят за иконами. Выбрасывать связку нельзя, так как можно сломать жизнь молодого человека и собственную.

В некоторых регионах осталась древняя традиция устраивать в этот праздник вербные базары или ярмарки. На них проводятся гуляния с колоритными угощениями и развлечениями для взрослых и детей. Народные мастера продают ремесленнические изделия и херувимы – ветки вербы, украшенные фигурками ангелов.

Старинные традиции празднования

Женщины, у которых были маленькие дети, в Вербное воскресенье купали их в воде с вербными почками. Они верили, что такой ритуал способен избавить младенцев от недугов и дать растущему организму здоровье и силы.

Родственники немощных и больных людей били их вербными прутиками по телу и при этом приговаривали: «Святой Дух, через вербу входи – болезнь уводи. Верба придет – болезнь унесет». Считалось, что такой обряд помогает вернуть здоровье.

Хозяйки выпекали печенье с добавлением вербных почек, чтобы стать здоровее и отвести от своей семьи болезни. Выпечку скармливали и скоту, чтобы увеличить поголовье и защитить его от болезней.

После окончания службы в церкви верующие съедали 9 вербных почек, чтобы защититься от зубных болей и недугов.

В этот день люди забивали на углу дома освященный вербный кол. Они верили, что он поможет изгнать страхи и сделает всех членов семьи решительнее.

В XVI-XVII веках в Москве в Вербное воскресенье проходил ежегодный Крестный ход. В нем участвовали Патриарх Русской православной церкви и царь. Они проезжали по городу на осле. Важным атрибутом праздника было древо, украшенное плодами. Плоды символизировали Божью благодать. Их раздавали всем желающими на Красной площади после всеобщей молитвы.

Свойства освященной вербы

Освященная верба имеет магическую и целебную силу. Она защищает дом от пожаров и молнии, помогает избавиться от болезней, привлечь здоровье, удачу и благополучие, решить сложную жизненную ситуацию.

Ритуалы с освященной вербой

  • Для очищения от сглаза и злых духов бьют легко по спине членов семьи освященными вербными прутьями и при этом приговаривают: «Не я бью, верба бьет!». Для привлечения силы, здоровья и достатка произносят при хлестании: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Хлестание вербой домашних животных уберегает их от болезней.
  • Чтобы защитить дом от пожара и молнии, сжигают несколько веток и сохраняют пепел.
  • Чтобы привлечь здоровье и силу, выпекают в Вербное воскресенье хлеб с распустившимися почками освященной вербы и кушают его.
  • Женщинам, которые не могут долго забеременеть, нужно проглотить несколько вербных почек.
  • При бессоннице ставят у изголовья кровати веточку вербы и перед сном произносят: «Святые ангелы, сон мой берегите, святая верба, нежить отгоняй».
  • Для благополучного решения важного дела съедают вербную почку и думают о деле.
  • Чтобы стать увереннее в себе, втыкают освященную веточку в крышу дома или в углу потолка.

Что делать с освященной вербой

Освященная верба становится святыней. Она обладает чудодейственной силой в течение года. В церкви рекомендуют хранить ее в доме возле икон до следующего Вербного воскресенья. Это помогает привлечь здоровье, достаток, удачу. Также можно делать с нее целебные настои, проводить ритуалы по защите от болезней, пожаров, по привлечению здоровья, сил, благополучия. Выбрасывать освященные прутики в мусор нельзя. Это может привести к болезням и денежным проблемам.

Куда деть прошлогоднюю вербу:

  • пустить по течению реки;
  • сжечь отдельно от мусора;
  • закопать в чистом месте;
  • положить между кустов растущей молодой вербы;
  • использовать для изгнания злых духов и очищения дома – поджечь веточку и обойти с ней все углы помещения;
  • отдать в ближайший храм, где вербу сожгут с молитвой.

Что можно и нельзя делать в Вербное воскресенье

В этот день запрещено выполнять работу по дому: убирать, стирать, мыть посуду. Нежелательно готовить горячие блюда, поэтому хозяйки стараются подготовить праздничные угощения для семьи заранее. Не рекомендуется шить, вязать, вышивать, а также расчесывать голову. Не разрешается заниматься тяжелым физическим трудом: колоть дрова, работать на огороде.

В этот праздник нельзя ссориться, нецензурно выражаться, желать зла, думать о плохом. Лучше воздержаться от просмотра телевизора, компьютерных игр, шумных застолий.

Крещение
Православная церковь не запрещает крестить ребенка в Вербное воскресенье. Нужно только заранее договориться со священнослужителем о времени события и подготовить все необходимое для его проведения.

Свадьба
Вербное воскресенье приходится на период Великого Поста, во время которого не рекомендуется устраивать пышные торжества. Если молодожены хотят скрепить свой любовный союз в этот день, следует ограничиться росписью в ЗАГСе и скромным отмечанием в узком кругу без мясных блюд и алкоголя.

Венчание
Венчаться в этот день по уставу Православной церкви запрещается, поскольку праздник выпадает на Великий пост. Исключением может стать лишь согласие архиерея, который правит церковью.

Что можно и что нельзя кушать

Вербное воскресенье приходится на Великий сорокадневный пост перед Пасхой. В этот праздник Православная Церковь дает послабление поста. Запрещается кушать мясо, яйца, молочную продукцию, но разрешается употреблять в пищу рыбу.

Традиционными угощениями праздничного стола являются овощные салаты, рагу с добавлением гороха, фасоли, кукурузы, бобов, чечевицы, каши из смеси круп. Популярный продукт в период поста – грибы. Хозяйки делают из них жаркое, запеканки, пироги, зразы, супы, голубцы. Грибы и бобовые заменяют мясные продукты. На десерт хозяйки подают фрукты, постный зефир, варенье, мармелад, халву, горький шоколад, печенье. Традиционными напитками являются кисели, компоты, узвары. На Вербное воскресенье разрешается употреблять в малом количестве красный кагор.

Приметы и поверья

  • Если на Вербное воскресенье выпадает хорошая погода, то будет хороший урожай фруктов.
  • Чтобы в доме был достаток и благополучие, в этот день необходимо посадить или пересадить комнатный цветок. Если он будет хорошо расти, то следует ожидать прибыли, а если завянет – готовиться к убыткам.
  • Если девушка хочет в ближайшем году выйти замуж, то ей необходимо до рассвета наломать веток на молодой вербе, положить их у изголовья кровати и весь день думать о любимом человеке.
  • Перед тем, как совершить важное дело, нужно съесть три вербовых почки, припасенные в Вербное воскресенье. Они способны привлечь удачу.
  • Чтобы избавиться от головной боли, следует тщательно расчесаться, собрать волосы с расчески, опустить их в воду и вылить у корней вербы.

Католическое Вербное воскресенье

У католических христиан Вербное воскресенье имеет название Пальмовое воскресенье, или Неделя Вайи. Праздник отмечается за неделю до католической Пасхи. В 2018 году он выпадает на 25 марта.

В этот день торжественная служба начинается с пешего шествия вокруг церкви, которое символизирует встречу иудейского народа с Иисусом Христом. В нем участвуют священнослужитель и прихожане, которые держат в руках зажженные свечи, пальмовые ветки и поют гимн Христу-Царю и Библейские песни. В конце богослужения проходит освящение пальмовых веток.

Символы праздника в разных странах

Главный символ праздника Вербного воскресенья в православных странах СНГ – верба, или ива остролистая. В зависимости от географического месторасположения и исторических традиций народа у торжества могут быть другие атрибуты:

  • Финиковая пальма – у христиан, которые проживают в странах Средиземноморья.
    Пальмовые ветви были первым символом праздника. Они символизировали ветви, которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа.
  • Оливковое дерево – в Швейцарии и Италии.
    В Швейцарии этот день получил название Оливкового воскресенья.
    В Италии олива считается символом мира. Освященную веточку принято дарить человеку, с которым хочется помириться.
  • Кокосовая пальма – на Филиппинских островах. Из ее листьев делают букеты, с которыми люди торжественно прославляют Иисуса Христа.
  • Грецкий орех – символ праздника в Австрии. В канун этого дня жители страны заготавливают толстые ореховые побеги, которые украшают сладостями, цветами и лентами.
  • Сухоцветы – в Польше и Литве. В этих странах в Вербное воскресенье появляются букеты из высушенных побегов злаковых, колосьев пшеницы, можжевельника и синих бумажных цветов.
  • Тис – в Англии.
  • Апельсин – во Франции. Задолго до Вербного воскресенья французы проращивают апельсиновую косточку в цветочном горшке. Накануне праздника они украшают лентами молодые проросшие побеги и берут их с собой на богослужение.

Поздравления

В час весеннего пробуждения
Отмечаем мы Вербное воскресение.
В праздник этот благочестивый
Желаю тебе, чтобы был ты счастливым,
Чтоб в доме и сердце покой был и лад,
Чтоб был всем доволен и жизни ты рад.

С Вербным воскресением поздравляю вас!
Будет пусть счастливым этот день и час.
Пусть любовь войдет и в сердца, и в души,
Зоркими пусть станут и глаза, и уши.

Находите время на добрые дела,
Чтобы ваша жизнь лучшею была.
От плохих поступков откажитесь
И на Божью волю в праздник положитесь.

Смысл события Входа Господня в Иерусалим очень хорошо выражен богослужебными песнопениями праздника. Так, в тропаре говорится: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Из приведенного текста мы видим, что само событие Входа Христа в Иерусалим в церковной традиции связывается с произошедшим накануне воскрешением одного из учеников Спасителя, праведного Лазаря, брата Марфы и Марии. Таким образом, главной идеей праздника является провозвестие накануне страданий и распятия Христа всеобщего воскресения из мертвых, возможность которого, собственно, и показана воскрешением Лазаря Четверодневного.

Кроме того, торжественный вход Христа в Иерусалим на осле указывает на еще одну особенность и никаким образом не мог быть воспринят современниками как нечто привычное и обыденное. В древности Иерусалим был тем одним-единственным во всем мире городом, в котором находился храм, посвященный Истинному Богу. Следовательно, и сам городом считался среди иудеев священным, так как только в нем приносилась жертва Единому Богу. Именно поэтому, из глубокого уважения и почтения к Святому городу, ни один верующий человек не мог себе позволить въехать в городские ворота верхом на лошади или осле. В Иерусалим можно было только войти. Поэтому тот факт, что Христос въехал в Иерусалим сидя на осле – это уже, по словам святых отцов, свидетельство о Его Божественном достоинстве. Христос входит во Святой град не как простой человек: Он входит в него как Божественный Мессия, грядущий спасти человечество от власти греха и смерти. И то, что люди выходят Ему навстречу и при этом постилают пред Ним свои одежды и ветви пальм, еще одно тому подтверждение.

Следовательно, сам праздник Входа Господня в Иерусалим призван напомнить нам, что Христос – это, прежде всего, воплотившийся Сын Божий, Который приходит в этот мир для того, чтобы воскресить нас и тем самым даровать нам вечную жизнь в Боге.

Что нужно обязательно сделать в этот день, а чего делать не следует?

Первое, и самое главное, что нужно сделать в этот день – пойти в православный храм на Божественную литургию и по возможности причаститься Святых Тела и Крови Христовых. Для церковного человека не может быть ничего важнее Причащения. Причащение – это соединение с Самим Богом, а потому, если мы хотим унаследовать вечную жизнь в Боге, мы должны как можно чаще приступать к этому Таинству. Таким образом, самым важным для нас в этот день является участие в общественном богослужении как средоточии всей духовной жизни человека.

Говоря же о том, чего в этот день делать не стоит, хотелось бы отметить несколько странную, но очень распространенную у нас практику: люди, приходя в храм, выстаивают по нескольку часов, чаще всего на улице, так и не зайдя внутрь самого храма, только для того, чтобы освятить веточку вербы. Большинство может позволить себе зайти в храм только для того, чтобы купить и поставить свечку. И на этом духовная жизнь человека заканчивается.

Следовательно, можно сделать весьма неутешительный вывод, что для многих людей в день Вербного воскресенья самым главным духовным «подвигом» является процесс «добычи» освященной вербы, с которой потом чаще всего большинство даже не знает, что делать. Подобная практика является неким пережитком языческого прошлого. Сама верба в Неделю Ваий, как это видно из богослужебных молитвословий, вовсе не является святыней сама по себе. Ветки вербы как символ пальмовых ветвей, с которыми люди в Иерусалиме встречали Христа, – это только знамение нашей веры во Христа и символ духовной радости о том, что к нам грядет наш Господь и Спаситель. Но, к сожалению, то, с чем Он к нам идет, и то, что Он нам предлагает в храме, мы принять не хотим. А предлагает Он нам ни много ни мало, но самого Себя, Свои Пречистые Тело и Кровь. Однако мы проходим мимо протянутой Христом руки и выбираем только образ Его победы над смертью, веточку вербы, но не саму победу.

Освященная верба – это хорошо, но если мы идем в храм только за вербой и при этом проходим мимо Евхаристической Чаши – плохо, это признак нашего духовного заблуждения.

Андрей Музольф, преподаватель КДА
Православная Жизнь

Просмотрено (184) раз

Куда девать вербовые веточки после Вербного Воскресенья?

Ветка пальмы В Древнем Египте и Древней Греции символизировала победу, славу, здоровье и долголетие. О своей победе воины Древней Эллады сообщали, отправляя гонца к своим людям с веточкой пальмы.

В знак победы получали пальмовую веточку участники Олимпийских игр. В Римской империи пальмовые веточки использовали в качестве декора жилища во время праздника Сатурналия. На надгробиях доблестных воинов и знати также оставляли пальмовую ветвь.

  • В Иерусалиме пальмовая ветвь символизировала почитание: героев войны и представителей царской семьи встречали веточками пальмы.
  • Иисуса также приветствовали жители пальмовой ветвью, когда он приехал в Иерусалим, поскольку видели в нем Мессию, о котором знали из пророчеств.
  • Согласно христианской традиции пальмовые ветви — символ вечности, победы Христа над смертью.

Куда девать старую освященную вербу с прошлого года перед Вербным Воскресеньем?

Отсутствие пальм в России компенсировали веточки вербы, которая к Вербному Воскресенью обычно начинает распускаться.

Богослужение во время празднования (Всенощное бдение) дня входа Иисуса в Иерусалим в субботу сопровождается молитвами и пениями, во время исполнения которых и освящают вербу. Происходит это после чтения Евангелия, когда произносится покаянный 50-й псалм.

Людей, пришедших в храм в этот день, в священник окропляет святой водой и читает особую молитву. Освящение вербных веточек после богослужения — не имеет смысла: важно не выйти с храма с веточкой, а отстоять с ней Литургию.

  • С освященной вербой люди получают помощь, ведь текст молитвы — это просьба соблюсти и сохранить того, кто в руках держит веточку.
  • Веточки вербы, которые были освящены во время службы, приносят домой, чтобы потом поставить их в вазу или прикрепить к иконе.
  • Стоять освященным вербовым веточкам рядом с иконами положено в течение года до наступления следующего праздника.

  • Принесенные домой после богослужения веточки вербы нельзя выбрасывать вместе с остальным мусором.
  • Прошлогодние веточки перед Вербным Воскресеньем сжигают, вынося пепел такое место, где никто не ходит. Можно высыпать пепел в реку (но только не в стоячую воду).
  • Если пустившие корни веточки вербы высадить в грунт, то они быстро приживутся, если обеспечить им обильный полив.

Где ставят освященные вербные веточки?

  • рядом с иконами
  • закрепляют у распятий
  • ставят возле каминов, печей
  • заносят в стойла домашних животных
  • оставляют в вазочках с водой

Освященными вербовыми веточками «стегают» детей, чтоб росли здоровыми

Вербные веточки, освященные во время богослужения, — это мощная защита от напастей, хворей и неурядиц на весь год. Освобождать место для свежих освященных вербных веточек лучше перед походом в церковь на праздничное богослужение или вернувшись из храма.

Когда распускается верба и цветет?

  • Верба остролистная — это ветроопыляемое растение. Мужские цветы распространяют свою пыльцу в помощью ветра, благодаря тому же ветру мужская пыльца попадает на женские цветы.
  • Цветение ветроопыляемых растений происходит до того, как распустятся листья. Воздушные потоки перемещаются рядом с цветами, перенося легкие зерна пыльцы, а листва не мешает опылению.
  • Ивовые сережки в период цветения обильно покрывает пыльца, привлекающая пчел и шмелей, которые ранней весной находятся в поиске коробочек нектара. Именно поэтому вербу относят ко вторично приспособленным к опылению насекомыми.
  • Красно-бурый цвет побеги вербы в апреле или в начале мая приобретают из-за появляющихся на цветочных бутончиках почках пленочек, которые имеют красноватый оттенок.
  • После этого на ветках раскрываются нежные пушистики серовато-белого цвета. Это мужские вербовые цветы. Они собраны в сережки.
  • Из них вскоре появляются длинные тычинки с пыльцой и серые пушистики превращаются в желтые. Вербовые почки из серых овечек превращаются в крохотных цыплят. К маю-июню у ивы остролистной формируются семена.

Когда нужно рвать вербу на Вербное Воскресенье?

Период цветения ивы остролистной как раз и припадает на Вербное Воскресенье. Накануне Дня входа иисуса в Иерусалим, а именно в Лазареву субботу перед Вербным Воскресеньем положено рвать вербу для освящения.

Как сохранить вербу до праздника Вербного Воскресенья?

Если вы запаслись вербовыми веточками накануне праздника или за несколько дней до него, то поставьте веточки в воду. Так распустившиеся пушистые почки не засохнут и не завянут.

Как украсить вербу своими руками в церковь?

Если вы решили украсить вербные веточки к празднику своими руками, то посмотрите фотоподборку, представленную ниже. Здесь вы найдете много чудесных вариантов.

Веточки вербы красиво смотрятся с первыми весенними цветами: тюльпанами, нарциссами.

Собрав своими руками целый букет из вербовых веточек, вы можете обернуть его ленточкой или бечевкой, а в качестве дополнительного элемента декора использовать крошечных птичек или пасхальных кроликов.

Из искусственных вербовых веточек можно сплести венок или корзинку и положить в нее небольшие декоративные яйца.

Когда освящают вербу в церкви: в субботу или воскресенье?

  • Праздничное богослужение проходит в ночь на субботу. Во время службы священник читает молитву и окропляет пришедших в церковь людей святой водой.
  • Если вы пришли в церковь без символических веточек, то после службы сможете взять с собой освященную вербу — знак готовности ко встрече со Спасителем.
  • При этом важно не то, сколько святой воды попало на вербу, а то, что она освятилась благодатью Духа Святого.

Что делать с освященной вербой после праздника?

Некоторые православные не знают, как поступить с веточками вербы, принесенными из храма. Сорванные накануне обычные веточки становятся святыней, которая напоминает о торжественном появлении Иисуса Христа в Иерусалиме.

Но кроме этого, веточки вербы, принесенные с церкви, сохраняют свои магические качества весь год, именно поэтому так важно сохранить их в доме до наступления следующей весны:

  • веточки вербы используются в качестве украшения комнат
  • вербовые веточки вместе с другими цветами используют в цветочных композициях, из них делают букеты
  • освященные вербовые веточки можно использовать для очищения дома от зла (веточки поджигают и несут вокруг дома, говоря при этом молитву)
  • с той же целью вербовые веточки сжигают в печи во время выпечки пасхальных куличей
  • после того, как верба выполнит свои функции, ее можно отнести в храм (там ее будут потихоньку сжигать, читая молитвы)
  • прошлогодними вербовыми веточками обметают углы, и, сказав слова благодарности за службу, бросают в огонь
    чтобы детки подрастали и не болели, взрослые в шутку били их вербовыми веточками
  • веточки вербы, сохранившиеся с прошлого Вербного Воскресенья, можно сжечь, высыпав пепел там, где никто не ходит (например, под деревом в саду или в лесу, пепел бросают нередко в текущую реку)
  • вербовые веточки сплавляют по течению воды или ручья

Сколько должна стоять верба после Вербного Воскресенья?

  • Вербовые веточки, принесенные домой по окончании службы, размещают в тех местах, где стоят иконы. Там они должны простоять целый год до следующей весны. А чтобы веточки простояли долго и не осыпались, поставьте их в пустую сухую вазу.
  • Если же в Вербное Воскресенье вы не ходили в храм и у вас нет свежих вербовых веточек в доме, то можно оставить прошлогодние. Они простоят еще год, проявляя свои чудесные свойства.

Сколько веточек вербы нужно ставить дома?

  • Поскольку вербные веточки — символическое напоминание о встрече со Спасителем, то не существует однозначного ответа на вопрос, сколько же веточек вербы нужно брать с собой на богослужение.
  • Верующие сами выбирают для себя количество веточек
    берут непарное количество веток, берут столько веточек, сколько домочадцев в семье.

Как освятить вербу в домашних условиях?

Если у вас не получилось посетить храм в Вербное Воскресенье или не было возможности попросить кого-то из знакомых принести вам освященные вербовые веточки после службы, то освятите их самостоятельно. Для этого используется святая вода.

  • Осыпавшиеся вербные «котики» с освященных букетов следует собирать и складывать там, где стоят остальные вербовые веточки.
  • И только перед наступлением праздника Вербного Воскресенья веточки и опавшие бутоны можно сжечь, чтобы их место заняла свежая распустившаяся верба.

Можно ли сажать освященную вербу на участке?

Проросшие вербовые веточки, которые долго стояли в вазочке с водой, можно посадить в землю, но только не во дворе (лучше высаживать у реки или в лесу, ведь считается, что посадивший вербу человек умрет, как только из ветки можно будет сделать лопату).

Видео: Верба/Освещать или не освещать/Куда деть старую вербу/Вербное воскресение

Загрузка...