domvpavlino.ru

Когда появилась интернатура у врачей. Начало карьеры врача - прохождение интернатуры. Экзамены в ординатуру

Интернат у ра — это форма последипломного (послевузовского) профессионального образования, которое осуществляется с целью совершенствования теоретических знаний и практических навыков выпускников высших медицинских образовательных учреждений, повышения степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности.

Интернатура является обязательной формой профессиональной подготовки для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского образования. От прохождения интернатуры освобождаются те выпускники медицинских вузов, которые поступают в клиническую ординатуру или аспирантуру.

Лица, проходящие подготовку в интернатуре, являются интернами . Подготовка интернов длится один год с учетом отпуска и возможна только по очной форме.

Интернатура позволяет молодым специалистам занимать соответствующие должности в учреждениях здравоохранения государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения.

Обучение в интернатуре осуществляется на основе трудового договора или контракта, который заключается между выпускником медицинского вуза и государственным или муниципальным учреждением здравоохранения в соответствии с потребностью в специалистах данного профиля. Для заключения такого договора выпускнику медицинского вуза необходимо иметь выписку из приказа ректора образовательного учреждения о направлении в интернатуру и диплом врача .

Если выпускник не получил после окончания вуза предложения о работе и не прошел своевременно подготовку в интернатуре, направить на обучение в интернатуру его может орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по месту жительства (при условии заключения договора).

Подготовка интернов осуществляется по индивидуальному плану, который разрабатывается назначенными руководителями в соответствии с федеральными государственными требованиями к послевузовскому профессиональному образованию, учебным планом и программой, разработанными образовательным учреждением. Индивидуальный план подготовки должен быть утвержден руководителем образовательного учреждения или структурного подразделения не позднее чем через месяц со дня зачисления в интернатуру.

Выполнение индивидуального учебного плана и программы обучения отражается в дневнике интерна, который еженедельно анализируется и подписываетсяруководителем интерна. Перечень обязательных для изучения интерном смежных специальностей и дисциплин предусматривается программой подготовки.

Ответственность за качество подготовки специалистов в интернатуре, их готовности к осуществлению самостоятельной медицинской или фармацевтической деятельности несет руководитель структурного подразделения.

За время обучения интерны проходят тестовый контроль знаний и умений по разделам программы, а также готовят не менее 1 раза в квартал отчет. Обучение в интернатуре завершается государственной итоговой аттестацией.

По окончании срока подготовки интернам, успешно выполнившим план и программу обучения и выдержавшим государственную итоговую аттестацию, выдается удостоверение об окончании интернатуры и сертификат специалиста установленного образца.

Интерны, не прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают удостоверение об окончании интернатуры и справку. Они имеют право на повторный экзамен, сроки проведения которого определяются экзаменационной квалификационной комиссией.

Что такое целевая интернатура?

В целевую интернатуру выпускник медицинского вуза поступает на основании соглашения, которое заключается между министерством здравоохранения государственного или муниципального уровня и образовательным учреждением. Основная особенность заключается в том, что по окончании целевой интернатуры врачи обязаны вернуться в распоряжение направивших их учреждений или организаций или расторгнуть договор в установленном законодательством порядке.

Ответственность за качественный подбор кандидатов в целевую интернатуру возлагается на руководителей направляющих учреждений или организаций.

Интернатура и ординатура – слова, имеющие отношение к медицине, а именно к медицинскому образованию. Если у вас нет знакомых медицинских работников, то разобраться с этими терминами в одиночку будет сложно. Но мы, как всегда, поможем!

Итак, интернатура – это годовое продолжение медицинского образования при лечебном учреждении. Она первична. Ординатура же является двухгодовым обучением и считается более полным. Оба варианты позволяют на практике эффективно применять уже полученные студентом-медиком знания, причём все действия интерна или учащегося ординатуры выполняются под контролем опытного персонала. Однако зачастую одной лишь интернатуры бывает недостаточно для того, чтобы достичь желаемых высот в карьере врача. А иногда даже для поступления в ординатуру требуется прохождение интернатуры. В целом, врачебные специализации, которым посвящается ординатура, например, нейрохирургия, являются более сложными, чем те, а которых практикуются интерны. Пожалуй, это все отличия интернатуры от ординатуры. В любом случае, в нашей стране студенты медицинских вузов учатся довольно долго, прежде чем начать лечить людей самостоятельно, что не может не радовать.

Выводы сайт

  1. Интернатура длится один год, ординатура – два года
  2. Интернатура считается в большинстве случаев неполной подготовкой, иногда она не может быть засчитана для повышения
  3. Список специальностей, доступных для ординатуры и интернатуры, может отличаться.

Скорее всего вы видели сериал «Интерны». Даже если вы не смотрели ни одну из его серий, реклама по крайней мере сообщила вам, что такой сериал будет проходить или уже проходит, в зависимости от телеканала.

На чем основано такое название - "интерны"?

Как вы заметили, в этом фильме речь идет о медиках. Это дает минимум представления о том, что данное понятие применимо только в этом круге. Интернами же они названы потому, что те, кто проходит интернатуру получают такое название.

Что же такое интернатура?

Слово интернатура произошло от латинского "internus", в переводе означающее "внутренний"). Это форма образования, начинающаяся после обучения в вузе. Цель этого обучения в том, чтобы усовершенствовать теоретические знания, а также получить больше практики для выпускников медицинских высших учреждений. После прохождения интернатуры выпускники становятся наиболее самостоятельными в своей профессии и готовы начать трудиться как специалисты своего профиля.

Является ли интернатура обязательной для последипломных выпускников?

Да, хотя есть и некоторые исключения. К этим исключениям относятся лица, которые после вуза поступают в аспирантуру или ординатуру. В таком случае интернатура для них не обязательна.

Сколько времени длится такое обучение и как оно проходит?

Как правило, такое обучение длится в течении года (учитывается также и отпуск). Само же обучение проводится на дневном стационаре. Заочного прохождения не существует.

Оптимальным вариантом прохождения обучения в интернатуре является непрерывный процесс после обучения в вузе. Однако даже если по каким-то причинам такое обучение сразу не проводилось, Российской Федерацией предусмотрено, чтобы орган здравоохранения, находящийся по месту жительства студента направил его на обучение.

Само обучение происходит на основании трудового договора, заключаемого между выпускником учреждения и муниципальной службой. Чтобы выпускник мог заключить такой договор ему нужно получить у ректора своего вуза диплом врача и выписку из приказа, в которой он будет направляться на обучение в интернатуру.

Обучение в интернатуре подразумевает постоянные тесты знаний, а также навыков по обучаемой программе. В конце года обучения происходит итоговая аттестация.


Если эта итоговая аттестация прошла успешно, интерну выдается сертификат специалиста его уровня и удостоверение, в котором говорится о том, что данное лицо окончило интернатуру.

В случае, если интерн не прошел успешно итоговую аттестацию, ему все равно выдадут удостоверение о прохождении интернатуры, но не сертификат. У него остается право сдать итоговый экзамен повторно.

Согласно новому законопроекту о медицинском образовании с 2017 года в России поступить в интернатуру будет невозможно (то-есть её отменяют).

Кардинальным образом изменилась схема обучения в медицинских вузах России. Из-за отмены интернатуры многие опасаются того, что в поликлиники придут недоучки. Внедрение новых медицинских стандартов разделило докторов на два сорта.

С 2016 года будущие участковые педиатры и терапевты начинают учиться по сокращенной программе, которая подразумевает шестилетнее обучение. Потенциальные же хирурги, кардиологи и прочие врачи-специалисты должны будут потратить на учебу от 8 до 11 лет.

Как было

Раньше все доктора учились семь-восемь лет. Шесть лет уходило на обучение в мединституте, а затем либо интернатура на год, либо двухгодовая ординатура. Причем, по некоторым специальностям нужно было пройти обе эти ступени. Однако для многих врачей-специалистов достаточно было одной интернатуры или ординатуры на выбор.

Интерн и ординатор считаются в лечебном учреждении кем-то вроде студентов, так как в штате не числятся, да и зарплаты не получают. Они занимаются по сути тем же, что и врач, с одной лишь разницей – все действия интерны и ординаторы выполняют под неусыпным приглядом старших коллег.

Не удивительно, что многие, стараясь побыстрее избавиться от этого половинчатого статуса, выбирают дальнейшим после ВУЗа шагом – годичную интернатуру. Однако с 2017 года выпускники-медики больше не будут терзаться подобным выбором.

Как будет

Теперь с 2017 года студентов медицинских университетов будут учить по новым образовательным стандартам. Сразу после института выпускники получат право сразу же, без никакой дополнительной подготовки, работать на участках в поликлиниках (терапевтами или педиатрами). В этих целях для обучения студентов ввели гораздо больше практических занятий, как с пациентами, так и на тренажерах.

Ректор Первого московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова профессор Петр Глыбочко поделился своими соображениями на счет того, как будет внедрена новая система обучения:

«Теперь на первом курсе предполагается учебная практика по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля. В связи с этим предполагается ввести учебный модуль «Основы ухода за больными» в объеме 36 часов (24 часа будет выделено на отработку навыков на муляжах и тренажерах в собственном тренажерном учебном центре и 12 часов — на практику в клиниках). Второкурсники будут учиться «основам сестринского дела» в объеме 72 часов, у них тоже будет и работа, и практические занятия в тренажерном учебном центре».

Студентам третьих курсов хотят добавить часы практических курсов по оказанию неотложной медицинской помощи. Для четверокурсников и пятикурсников собираются разработать дополнительные учебные модули на профильных кафедрах хирургии, терапии, акушерства и гинекологии.

И здесь также нельзя обойтись без тренажеров и муляжей. На шестом курсе занятия на медицинских симуляторах будут проходить в форме консультаций с преподавателями кафедр выбранного профиля.

«Выпускник медвуза должен быть готов к самостоятельной работе сразу после получения диплома врача. Пусть это будет первичное звено здравоохранения — амбулаторно-поликлиническая сфера, — но наши выпускники будут подготовлены к этой работе уже в ходе стандартной вузовской программы», — подытожил ректор Первого медицинского университета.

Однако, столь радужные перспективы видят не все преподаватели в сфере медицины. Тренажеры и муляжи – это, конечно, хорошо, но живых пациентов им не заменить.

«На мой взгляд, сразу допускать выпускников к работе с больными будет большой ошибкой. Врачу для этого нужны определенные навыки», — высказал свои опасения декан медицинского факультета РУДН профессор Виктор Фролов.

Также подавляющее большинство специалистов серьезно сомневаются на счет продуктивной работы вчерашних студентов в поликлиниках. Вряд ли навыков, полученных в ВУЗе, будет хватать, а вот знаний после введения новых стандартов у выпускников будет еще меньше.

«Чтобы освободить время для практических занятий, нам пришлось сузить программы по отдельным областям медицины, таким как неврология или, например, хирургия. Эти курсы будут читаться в более общем, теоретическом виде», — объяснили в Минздравсоцразвития.

Получается, если раньше выпускник-медик был кем-то вроде «универсального солдата», который мог при помощи медицинского справочника разобраться в большинстве заболеваниях и патологиях, то сейчас сертифицированные участковые врачи о многих болезнях будут иметь лишь теоретическое представление.

В России идет полномасштабная реформация системы здравоохранения. Одна из ее составляющих - вузовская и послевузовская подготовка квалифицированных специалистов. Суть перемен касается вопросов интернатуры и ординатуры, повышения квалификации, замены сертификатов аккредитационными листами, утверждения образовательных стандартов подготовки будущих врачей.

2014 год - начало реформ в медицинском образовании

Суть перемен - в стандартизации. По планам МЗ РФ обучение, послевузовская подготовка, специализация, повышение квалификации врачей, лечение, реабилитация - все, что касается медицины, должно укладываться в рамки специально разработанных стандартов. С этой целью в 2014 году был принят Приказ Минэкономразвития России от 30.05.2014 N 326 (ред. от 17.03.2017). Он регламентировал переход на систему стандартизации в обучении врачей и должен был стать основой Федерального государственного общеобразовательного стандарта высшего образования в области медицины (ФГОС). Именно по таким стандартам работают практически все высшие учебные заведения страны. Однако в медицине до сих пор его окончательного варианта не разработано. Медицину ждут постоянные изменения: отменить или оставить интернатуру или ординатуру, как выдавать аккредитационные листы, как повышать квалификацию опытным врачам и т.д.

Обучение врачей до 2016 года

Каждый выпускник медицинского вуза, имеющий за плечами 6 лет теории и диплом по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», мог выбрать, как развиваться и где работать.

Чтобы самостоятельно лечить пациентов и получить практические навыки, он был обязан поступить в интернатуру по общей специальности (терапия, хирургия, акушерство и гинекология) или на конкурсной основе в ординатуру, на одну из узких специальностей по своему выбору (неонатология, дерматология, кардиохирургия и т.д.). С институтской скамьи можно было поступить и в аспирантуру для продолжения научной деятельности.

Интернатура предполагала год практики под руководством опытного куратора, ординатура - два, аспирантура - три.

Интернатура Ординатура
После окончания можно было работать в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом , педиатром , хирургом , акушером –гинекологом . После окончания можно было работать в поликлинике и стационаре.
Интернатура была бесплатной для всех выпускников вуза. Ординатура могла быть бесплатной, если выпускник поступал на бюджетное место и знал, где будет трудиться после выпуска, или на платной основе со свободным трудоустройством.
После окончания интернатуры врач мог поступить в ординатуру по узкой специальности, а мог продолжать работу самостоятельно, без куратора.
По окончании интернатуры, ординатуры, аспирантуры врач получал сертификат на право самостоятельной работы по специальности и должен был подтверждать его каждые 5 лет на курсах повышения квалификации.

Если в процессе работы (стаж более 5 лет) возникало желание получить узкую специальность, врач мог пройти курсы усовершенствования (от 3 месяцев до года) и получить право вести пациентов самостоятельно по приобретенному профилю в поликлинике или стационаре.

Такая система действовала, действует и будет действовать ориентировочно до 2021 года для врачей, которые закончили вуз до 2015 года включительно.

2016 год - отмена интернатуры

В 2016 году принят Приказ № 127н от 25.02.2016, согласно которому с 2016 года поэтапно упраздняется интернатура . На первом этапе - для фармацевтов и стоматологов; на втором - для врачей терапевтических специальностей и затем для хирургов. Планировалось, что выпускники вузов вместе с дипломом теперь будут обязаны вместо сертификата получать аккредитационный лист , дающий право работать со студенческой скамьи самостоятельно на приеме в поликлинике или амбулатории врачом общей практики, терапевтом или педиатром. Только через год такой работы начинающий врач допускается к сдаче экзаменов в ординатуру. Эти инновации касались поступивших в медицинские вузы с 2013 года.

Практические навыки работы с пациентами в институте приобретаются в ходе субординатуры - шестого года обучения, когда студенты проходят практику в клиниках под руководством кураторов. Планировалось, что с 2016 года по окончании института они будут подтверждать эти навыки в симуляционных центрах , которых в стране открыто около 70.

Симуляционный центр - это оборудованные муляжами, манекенами, компьютерными программами и медицинской аппаратурой квалификационные узлы для тестирования.

На их базе должны подтверждаться практические навыки врача для получения или продления аккредитации (каждые 5 лет).

По плану МЗ РФ до 2018 года все медицинские работники были обязаны подтвердить профпригодность в симуляционных центрах по специальным клиническим протоколам. На сегодня эти планы полностью не реализованы. Вместе с тем, за два года произошли некоторые изменения в порядке получения аккредитационных листов. Теперь планируется получать их не вместе с дипломом, а после года практической работы.

2018 год - старт реформы послевузовского образования

С 2018 года интернатуры нет. Ординатура есть, но для поступления нужно получить аккредитацию. Планировалось, что аккредитацию и узкую специализацию можно будет получить только через год работы педиатром, терапевтом, лечебником, стоматологом, гигиенистом, эпидемиологом или фармацевтом. Таким способом Минздрав хотел наполнить специалистами первичное поликлиническое звено.

Однако в июле 2018 года это выглядит по-другому. Молодые врачи вместе с дипломом получают аккредитацию , которая позволяет работать в поликлинике в качестве терапевта, педиатра, врача общей практики или приемного покоя.

Также можно сразу поступать в ординатуру и не нужно отрабатывать год.

Аккредитация

Без аккредитации работать врачом невозможно. Это основная инновация в системе послевузовской подготовки кадров. К аккредитации допускаются все выпускники.

Аккредитация состоит из трех этапов:

  • Тестирование по специальной программе.
  • Экзамен.
  • Собеседование.

Уровень аккредитационной комиссии - доктор медицинских наук, профессор. Суть мероприятия состоит в том, чтобы к получению узкой специальности допускались врачи с хорошей практической базой.

В результате, чтобы получить аккредитацию, все выполняют требования и идут работать в поликлинику, приемный покой, но остаются там единицы, поскольку перспективы работы в подобном первичном звене не самые радужные.

Ординатура

Все выпускники после окончания вуза имеют право на конкурсной основе поступить в ординатуру. Платно или бесплатно.

На бесплатную ординатуру оставлено всего 5% мест

При этом есть возможность поступать в ординатуру в любое время, главное – получить выпускную аккредитацию и накопить баллы, необходимые для победы в конкурсе. Копить их можно со студенческой скамьи. Чем больше, тем лучше. Ординаторский минимум – 50 баллов. Но и платная, и бесплатная ординатура – конкурс. Выигрывает его тот, кто сумел отличиться на студенческой скамье или рабочем месте.

Баллы для ординатуры рассчитываются так:

Особенно важны накопленные баллы для бесплатного конкурса. Однако и на платной основе проводится конкурс на общих условиях. Поэтому думать о карьере лучше со студенческой скамьи.

В июле 2018 года можно поступить в ординатуру по ходатайству главного врача той медицинской организации (МО), где работает выпускник, если возникает острая необходимость в узком специалисте. В этом случае за ординатора заплатит МО, он войдет в 5% бюджетных мест, но по контракту будет обязан отработать в направившей его МО от трех до пяти лет. Прибавьте учебу в самой ординатуре в течение двух-пяти лет, и перспектива стать узким специалистом станет на так заманчива.

В таких условиях для большинства ординатура становится практически недосягаемой. Платная – слишком затратна (стоимость обучения в три раза больше, чем за год в вузе), на бесплатную оставлено всего 5%, в которые включены и целевые направления. Обычно «целевки» негласно распределяются между выпускниками. Молодой врач подписывает контракт вместе с получением диплома и аккредитацией и знает, где, кем и сколько времени он проработает до и после ординатуры. Исключения для иностранцев упразднены.

После ординатуры выдается еще одна аккредитация, теперь уже узкому специалисту.

Выпускное тестирование в ординатуре

Тестирование – часть проверки готовности молодого врача к самостоятельной работе. Тест направлен на оценку общего уровня знаний, а не только по узкой специальности. За 60 минут предстоит ответить на 60 вопросов, отобранных в автоматическом режиме. Оценивают результат ведущие специалисты в каждой области, профессора, кандидаты наук.

Послевузовское образование на данный момент

  • Получение диплома и аккредитации на право работы в первичном звене медпомощи.
  • Ординатура или продолжение работы в поликлинике, приемном покое.
  • Ежегодная учеба в течение недели для получения современных знаний и навыков в своей области медицины (36 баллов), участие в научно-практических конференциях по своей специальности (14 баллов), суммарные 50 баллов – минимум, дающий врачу право лечить людей. Нужно отметить, что каждая научно-практическая конференция имеет свою бальную стоимость. Минимум – 10 баллов. Значит, врачу нужно посетить 2 НПК в год.

Это получило название МНО – медицинского непрерывного обучения . Врачи, у которых еще действуют сертификаты, обязаны учиться раз в пять лет, но в течение месяца. Курсы повышения квалификации упразднены. В планах МЗ РФ обязать врачей каждые пять лет проходить курсы переподготовки в вузах (4-5 месяцев) или дистанционно на портале для непрерывного медицинского образования. И только после этого переаккредитовываться.


edu.rosminzdrav.ru — на сайте можно пройти онлайн-курсы для медицинских работников.

Мнения по поводу реформы

Вот, что говорит на этот счет член Экспертного совета при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук Алексей Старченко:

Мы продолжаем держать руку на пульсе реформы. Статья будет обновляться.

Загрузка...