domvpavlino.ru

Конспект НОД в средней группе. Хлеб всегда на столе. Физкультминутки и пальчиковые игры о хлебе В нашем огороде

Детские пальчики - важный инструмент в развитии способностей малышей: занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, складыванием паззлов и мозаики,
дети учатся ощущать кончиками пальцев свойства предметов, что дает им представление об окружающем мире.
Помимо вышеперечисленных прекрасным методом, помогающим ребенку освоить мир, а также развить речь, интеллектуальные и творческие способности, является пальчиковая гимнастика.

От гибкости, ловкости и чувствительности пальцев напрямую зависит то, как быстро ваш малыш начнет разговаривать и как в будущем будет проходить его развитие и обучение, поэтому не ленитесь уделять время этим несложным упражнениям. Проводить их следует по три-пять минут в день, рассказывая ребенку веселые и задорные потешки и сопровождая их нужными движениями. Не забудьте также про доброжелательность и заинтересованность: ребенок захочет повторить за вами стишки и упражнения только тогда, когда увидит, что вы выполняете их с удовольствием. Тема сегодняшней пальчиковой игры - «Кухня».

Гости, Дождь, Каша, Месим тесто, Пирог

Гости
К Жене гости прибежали,
(пальцы бегут по столу)
Все друг другу руки жали.
(рукопожатие)
— Здравствуй, Жора!
— Здравствуй, Жанна!
— Рад, Сережа!
— Рад, Снежана!
(пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук)
— Не хотите ль пирожок?
(из ладоней сложить пирожок)
— Может, коржик?
(показать раскрытые ладони)
— Иль, рожок?
(пальцы сложить в виде рожка)
Вот драже вам на ладошку,
(постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)
Все берите понемножку.
(двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним и т.д. осторожно брать драже)
С ручек все стряхнули крошки
(энергично встряхнуть кистями рук)
И захлопали в ладошки.
(хлопаем в ладоши)

Дождь
Дождик, дождик, поливай
(указательным пальцем постукивать по ладони другой)
Будет хлеба каравай,
(образовать перед собой круг руками)
Будут булки, будут сушки,
(похлопывать поочередно одной ладонью другую)
Будут вкусные ватрушки.
(соединить большой и указательный вместе,образовывая большой круг)

Каша
Каша в поле росла,
(подняли руки вверх, шевелят пальчиками)
К нам в тарелку пришла.
(идут пальчиками по столу)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
(в правой ладошке мешают кашу)
Птичке – невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
(загибают пальчики на обеих руках)
Всем дадим по ложке.
(разжимают кулачки)

Месим тесто
(на первые три строки «месим тесто»)
Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
(«достаем комочки»)

Пирог
Тесто ручками помну,
(сжимает и расжимает кулачки)
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
(круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
(имитируем «посыпание крошкой»)
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.

Пирог из снега, Пирожки, Помощники, Тесто замесили, Хлеб

Пирог из снега
Падал снег на порог.
(два раза медленно опускают ладони на стол)
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.
(«бегут» пальчиками по столу) .
Пирожки себе пеки
Не из снега - из муки.
(прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог)

Пирожки
Я пеку,пеку, пеку
(то одна рука сверху, то другая)
Всем друзьм по пирогу:
Пирожок для мышки
(поочередно загибают пальчики)
Для заики-мылышки,
Для лягушки пирожок.
Мишка, съешь и ты, дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра!
(хлопают в ладоши)

Помощники
Раз, два, три, четыре,
(ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибаем пальчики по одному на каждое название посуды)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
(снова загибаем пальчики)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
(ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно)

Тесто замесили
Муку в тесто замесили,
(сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи.
(обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
(гладят живот)

Хлеб
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
(дети слегка покачивают руками, поднятыми вверх)
А потом обмолотили,
(постукивают кулаками друг о друга)
Он в зерно вдруг превратился.
(выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна - в муку и тесто,
(сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место.
(вытягивают руки вперед, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом,
(поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам – хлебом.
(вытягивают руки вперед ладонями вверх)

Анастасия Смородина
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам осеннего периода

Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома. Они представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания.

СЕНТЯБРЬ

Тема: "Детский сад"

Физминутка "Детский сад"

Сначала буду маленьким, Присесть.

К коленочкам прижмусь. Обнять коленки.

Потом я вырасту большим, Встать.

До лампы дотянусь. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика "Наша группа"

В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о друга

Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика

Это Саша,

Это Даша.

Тема: "Мои друзья"

Физминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. Дети делают плавательные движения руками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим Ритмично стучат кулочками по столу

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Разжимают кулочки, начиная с мизинчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Тема: "Моя семья"

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

[b]Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Этот пальчик - дедушка, Руку сжать в кулак,

Этот пальчик - бабушка, поочередно разжимать пальцы,

Этот пальчик - папочка, начиная с большого.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Тема: "Я человек"

Физминутка «Большой-маленький»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену

А вторые догонять.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

движения средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком,

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям.

Пятый пальчик поскакал,

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам

И в конце пути упал.

Хлопок обеими ладонями по коленям

ОКТЯБРЬ

Тема: "Здоровье"

Физминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Отдых наш - физкультминутка. Шагают на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.

Много нас, а он один. Згибание пальчиков, начиная с большего.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа, Бросательное движение правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. Сжимают кулаки и прижимают из к груди.

Он сердит на нас беда!

Разбегайтесь кто куда! Бегут пальцы по столу.

Тема: "Сад-огород"

Физминутка «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. потягивания-руки в стороны

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. приседания

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. потягивания - руки в стороны

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. потягивания - руки вперёд

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. дети садятся

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Загибаем поочерёдно пальцы

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Тема: "Хлеб"

Физминутка «Растим хлеб»

Дети идут по кругу выполняя движения по тексту

А мы пашенку пахали

Глубокие борозды махали

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем посеваем

Зерно в пашенку бросаем

В землю тёплую уйдите

К солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали, на межу клали

В поле стогами, на стол пирогами.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»

К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатие.

Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с

Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.

Рад, Серёжа!

Рад, Снежана!

Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.

Может, коржик? Показать раскрытые ладони.

Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,

Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнутл кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

[b]Тема: "Золотая осень"

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки,

Начал капать дождь колючий. поднимают вверх руки.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Ходьба на месте, высоко поднимая

Поднимай повыше ноги. колени.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять Пробегают пальчиками по бедрам к коленям

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев,

Красный листик, желтый начиная с указательного к большому .

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

Пять! Поднимают вверх одну руку,

С листьями осенними Широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

НОЯБРЬ

Тема: "Мебель"

Физминутка «Мебель»

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

Эта мебель – просто класс!

большие пальцы вверх

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку. на обеих руках,

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Тема: "Материалы и их свойства" (по 3 варианта)

Физминутка «Точим нож!»

Точим, Точим, Точим нож! Дети имитируют движения точильщика.

Будет очень Он хорош. проводят ладонью правой руки взад-вперед

Будет резать он Припасы: по ладони левой с переворотом.

Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Те же движения, но уже ладонью левой руки

Помидоры, Огурцы. проводят по правой, также с переворотом.

Угощайтесь, Молодцы! Четыре хлопка.

Физминутка «Оловянный солдатик стойкий»

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, Стоим на правой ноге.

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади! Шагаем на месте.

А теперь постой на левой, Стоим на левой ноге.

Если ты солдатик смелый. Прыжки на месте.

Физминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. Ходьба.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. Наклоны.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. Дети садятся.

[b]Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка

Пальцу больно, шьет и задевает указательный пальчик

Пальцу колко. на левой руке.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик Надевают наперсток.

Говорит иголке: «шьют».

а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар»

Надуваем быстро шарик, Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них.

Он становится большим, При этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Воздух выходит

Стал он тонким и худым. и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика «Пылесос»

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев

Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)

Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.

Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.

Е.М.Мастюкова описала возрастные особенности развития тонкой моторики рук и зрительно-моторной координации.

В возрасте 1-2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает страницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чертами. Строит из кубиков.

В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика это не только интересная игра, но развивающая.

Пальчиковая гимнастика помогает развить у ребёнка мелкую моторику пальцев рук. Поможет сформировать у ребёнка порядковый счёт в пределах 5-10. Развить память, мышления, внимание и воображения. Поможет сделать занятие с ребёнком увлекательным и интересным.

Пальчиковая гимнастика

Для самых маленьких
У тебя есть две руки
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых,
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут-будут наши пальчики трудиться,
Не пристало чудо-мальчикам лениться!
(Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук).

Семья
Этот пальчик-дедушка
Этот пальчик-бабушка
Этот пальчик-папочка
Этот пальчик-мамочка
Ну а этот пальчик- я
Вот и вся моя семья!
(По очереди сгибать пальчики).

Котик
Гладим котика рукой.
Выгнул спинку он дугой.
Потянулся он, зевнул,
Замурлыкал и заснул.
(Одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев) .

Ножки

Большие ножки шли по дорожке.

Маленькие ножки бежали по дорожке.
(Пальчиками по столу имитировать ходьбу).

Качели
Дети сели на качели,
И качели вверх взлетели.
Опустились плавно вниз.
Ну-ка, с нами прокатись!
(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми согнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз).

Веер
Если в знойный летний день
Даже двигаться нам лень -
Мы возьмем красивый веер,
И подует легкий ветер …
(Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, которым обмахивают лицо в жаркий день).

Дружные ребятки
Здравствуй, Петенька!
Здравствуй, Анечка!
Здравствуй, Зиночка!
Здравствуй, Манечка!
Ах, и дружные ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
(Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Щенок
Крутит хвостиком щенок-
Увидал в саду цветок.
(Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки).

В цирке
На арене цирка – вышка,
А на вышке – две мартышки.
И они взлетают ловко,
Вверх под купол-
На веревке.
Вниз скользят
Как акробаты-
Очень ловкие ребята!
(Имитировать движения рук по веревке вверх).

Пальчиковая гимнастика по лексическим темам.

Тема: «Грибы».

Гриб
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот пальчик ел,
Оттого и растолстел.
(Поочередно сгибать пальцы правой, а затем левой руки, начиная с мизинца).

Тема: «Мой дом» .

Дом
На опушке дом стоит
Ну а к дому путь закрыт
Мы ворота открываем
В этот домик приглашаем.
(Пальцы прижаты, ладони расставлены, -напоминают крышу дома. Cцепить пальцы двух рук «в замок». При произнесении слов «Мы ворота открываем…»- ладони разводить в стороны, затем быстро соединять).

Дом
Мы с тобою
Красим дом.
Дружно в нем
Мы заживем!
(Выполнять соответствующие движения: имитация движений маляр красит дом).

Тема: «Домашние животные».

Гусь
Ты сердитый белый гусь,
Но тебя я не боюсь!
(Поставить руку локтем на стол, все пальцы – прямые. Четыре пальца, кроме большого, выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом». Открывать и закрывать клюв.)

Котенок – шалун
Котенок мамочку зовет (Дети соединяют пальцы обеих рук)
Мяу - мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока (Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы)
мало - мало, мало – мало.
Покормит мама молочком (Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону)
Мур – мур – мур – мур другой
Свернется маленьким клубочком (Потирают кулачок о кулачок)
Ур-ур-ур, ур-ур,ур
Потом с клубочком поиграет (Сжимают и разжимают пальцы рук)
Цап-цап-цап
И нитку быстро размотает (Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга)
Ап – ап-ап,ап- ап- ап

Тема: «Насекомые».

Бабочка
Бабочка- капустница
Над цветком летала,
Весело порхала –
Пыльцу собирала.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.)

Пчела
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают один пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам).
Пожужжали, полетали,
От усталости упали (Роняют ладошки на стол).

Сороконожка
Две сороконожки
Бежали по дорожки
Бежали,бежали,
Друг -друга повстречали.
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Так друг – друга обнимали,
Что едва мы их разняли.
(Передвигать пальчиками по столу, затем массировать каждый пальчик).

Тема: «Цветы».

Пион
Распускается бутон –
Превращается в пион.
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается “бутон”. Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается “цветок”).

Цветочки
Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол).

Тема: «Масленица».

Масленица
Положи блинок в ладошку:
Угости мурлыку- кошку,
Угости щенка Трезорку,
Потом мальчика Егорку,
Дай блиночек мамочке,
Дай блиночек папочке.
(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов).

Тема: «Овощи».

Овощи
Собираем мы в лукошко
И морковку, и картошку.
Огурцы, фасоль, горох-
Урожай у нас не плох.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого. Со слов «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок).

Капуста
Мы капусту рубим, мы капусту рубим.
Мы морковку трем, мы морковку трем.
Мы капусту солим, мы капусту солим.
Мы капусту жмем, мы капусту жмем.

Тема: «Фрукты».

Фрукты.
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.
(Сжимают и разжимают пальцы. Затем загибают по одному пальцу, начиная с мизинца).

Апельсин
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа.
Эта долька для чижа.
Эта долька для утят.
Эта долька для котят.
Эта долька для бобра.
А для волка кожура…
Он сердит на нас. Беда!
В домик прячемся – сюда!
(Вначале дети сжимают и разжимают пальчики, далее поочередно загибают каждый пальчик).

Тема: «Дикие животные».

Зайка
Зайка серенький сидит.
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть-
Надо лапочки согреть.
Зайке холодно стоять –
Надо зайке поскакать.
Зайку кто-то напугал.
Зайка прыг – и ускакал.
(Выполнять соответствующие движения)

Тема: «Осень», «Деревья».

Осень
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал,
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
(Выполнять плавные, волнообразные движения ладонями. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. В конце спокойно укладывают ладони на стол).

Деревья
Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(Сжимают и разжимают кулачки. Затем загибают в ритме каждой строчки по одному пальцу. В конце, сжимают и разжимают кулаки).

Тема: «Ягоды».

Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять
За черникой, за малиной.
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем
(Пальцы обеих рук «здороваются». Затем обе руки «идут» указательным и средним пальцами. Потом, загибают пальцы, начиная с большого).

Тема: «От куда хлеб пришёл?».

Хлебушек
Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг)
Баранку (большой и средний пальцы образуют круг)
Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг)
И буханку (большой палец и мизинец образуют круг)
Пекарь из теста (имитация леки хлеба)
Испек спозаранку.

Тема: «Птицы перелётные».

Птички
Пой-ка, подпевайка
Десять птичек - стайка
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка
Серенькое перышко
Эта - зяблик,
Эта - стриж,
Эта - развеселый чиж
Ну а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам.
(Дети показывают десять пальчиков. Затем загибают по одному пальчику на обеих руках. Со словами «Ну а эта – злой орлан» - машут сложенными накрест ладонями. Затем машут обеими руками, как крыльями).

Тема: «Дикие животные».

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры.
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем
(Дети загибают пальцы на обеих руках, по одному пальцу на каждое двустишие. Затем, выполняют удары ладонями и кулачками поочередно).

Тема: «Новый год».

Подарки
Дед Мороз принес подарки:
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины,
Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети шагают пальчиками по столу. На каждое произнесенное название подарка, загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке. На слова «Гав! Гав» - Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальцы - «ушки»).

Тема: «Зима».

Снежок
Раз, два, три, четыре. (Загибают пальцы, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили (Лепят, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе)
И совсем – совсем не сладкий. (Грозят пальцем)
Раз - подбросим, Два - поймаем. (Подбрасывают и ловят снежок)
Три – уроним (Роняют воображаемый снежок)
И... сломаем (Топают)

Тема: «Обувь».

Посчитаем в первый раз, (Хлопают ладонями и ударяют кулаками по столу)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название загибают по одному пальцу)
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки.
Для малышки Галеньки.

Тема: «Транспорт».

Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай (Загибают пальцы по одному)
О них ты на улице не забывай. (Сжимают и разжимают пальцы)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (Загибают по одному пальцу)
Они очень редко заходят сюда (Сжимают и разжимают пальцы)

Конспект НОД с детьми средней группы на тему "Хлеб всегда на столе"

Автор работы: Воспитатель ГБДОУ № 57, Колпинского района, Санкт- Петербурга, Ральникова Нина Евгеньевна.
Описание материала: Данный материал может быть полезен и интересен воспитателям детских садов для работы с детьми средней группы и студентам педагогических вузов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:

сформировать у детей понятия, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт;
совершенствовать у детей обследовательские действия (понюхать, надавить, отломить и т.д.);
закрепить названия геометрических фигур;

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи
:
воспитывать уважение к труду взрослых;
формировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками в игре, коллективной работе;
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:

совершенствовать умения детей отвечать на вопросы, используя форму простого предложения;
обогащать словарь за счёт прилагательных, определяющих свойства и качества муки, хлеба и за счёт названий профессий;

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:

совершенствовать умение детей украшать готовые геометрические формы, ориентироваться на плоскости;
подводить к умению создавать простейшую композицию;
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:

способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, посредством здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
упражнять детей в беге на носочках и ходьбе в полуприседе;
совершенствовать согласованность движений;
развивать мелкую моторику;
Предварительная работа
Материал:

игрушка Колобок;
подборка иллюстраций по теме «Хлеб»;
иллюстрации к сказке «Колосок»;
несколько видов хлебобулочных изделий, мука;
плоское «блюдо» из картона с наклеенными «булочками» разной геометрической формы, вырезанные из цветной бумаги «ягодки», «изюм», «орешки»;
кисточки, клей, тряпочки.
С детьми проведен ы:
поход с родителями в магазин за хлебом;
чтение сказки «Колосок»;
беседа на тему: «Что мама (бабушка) готовит из муки;

Просмотр слайдов, иллюстраций;
подвижные и пальчиковые игры;
лепка «Пирожки»
Методы и приёмы:
методы организации детей и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игра);
методы организации и осуществления познавательной деятельности (дидактическая игра, продуктивная деятельность, исследовательские действия);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (пальчиковая гимнастика, подвижные игры);
Ход совместной деятельности:
Воспитатель : Ребята к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки, а кто это вы отгадаете сами, послушав песенку.
Он по амбару метён,
По сусеку скребён,
На сметане мешон
И в печи испечён.
Кто же это?

Правильно дети, это Колобок. Он хочет узнать, что вы кушаете в детском саду на завтрак, обед, полдник. (ответы детей)
Повара готовят для вас разные блюда, а какой продукт на вашем столе постоянно и утром, и в обед, и вечером. Правильно, у всех во время еды, и в детском саду, и дома на столе всегда хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Расскажите какой он бывает? (помощник воспитателя вносит на блюде хлебобулочные изделия) Да, хлеб бывает разный, но он всегда вкусный и полезный. Давайте посмотрим какой хлеб у нас на блюде понюхайте его, надавите, отломите. (дети проводят обследовательские действия) Колобок, ты тоже понюхай, как вкусно пахнет хлеб. Давайте ещё придумаем и назовём много слов о хлебе, какой он? (если дети затрудняются, дать подсказку) Молодцы ребята, давайте покажем Колобку какую игру мы про него знаем.
Физминутка «Колобок»:
Колобок, Колобок, Идут в полуприседе, руки на поясе.
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился Бег на носочках, руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку, Лицом в круг, изображают животных.
Всем играл на балалайке. «Играют» на балалайке.
У лисы спел на носу, - Пляшут, разводят руками.
Больше нет его в лесу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда у вас появляется хлеб?


Хотите я вам расскажу про хлеб? Колобок ты тоже послушай вместе с нами.
Посмотрите, у меня в коробочке что – то лежит, давайте посмотрим. Ребята, кто знает, что это такое? Да, вы молодцы, правильно назвали – это колосок, а откуда вы знаете, что это колосок?


Правильно, недавно мы читали сказку «Колосок». Из чего же появляется колосок? Да, действительно, из одного зёрнышка получается много. Зёрна сеют в землю и вырастает много колосков. Людей, которые занимаются выращиванием хлеба, называют хлеборобами.
Проводится психогимнастика. Игра «Зёрнышко».
Ребёнок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зёрнышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки – корешки» и «ручки – росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.
Ребята, вспомните, куда Петушок отнёс колосок? Да, верно, он отнёс колосок на мельницу. Что получилось из колоска? (воспитатель открывает контейнер с мукой)
Ребята, потрогайте пальчиками муку и скажите какая она. (дети проводят обследовательские действия)
Ну, а сейчас давайте ещё поиграем.
Физминутка: «Сидели два медведя»
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету,
Другой месил муку.
Раз ку –ку, два ку – ку
Оба шлёпнулись в муку.
Воспитатель: Ребята, из муки на хлебозаводе делают тесто и пекут хлеб. Люди, которые пекут хлеб называются пекари. Давайте посмотрим, как это происходит.


Когда хлеб будет готов, его раскладывают по ящикам и везут на машинах в магазин.
Ребята , а вот Колобок хочет узнать, знаете ли вы из чего он сделан?
Колобок : Молодцы ребята, вы хорошо отвечали и внимательно слушали.
Воспитатель : Ребята, Колобок принёс нам подарок – вкусные булочки, вы скушаете их во время обеда.
А для Колобка мы тоже сделаем подарок. Посмотрите, у нас есть такое большое блюдо (из картона), на нём наклеены «пирожки», «булочки» разной формы. Ребята, скажите какие вы видите здесь булочки, пирожки, назовите какой они формы? Молодцы, вы всё правильно назвали, но посмотрите на наших булочках чего – то не хватает.
Да, ребята, давайте мы украсим все булочки и пирожки «ягодками», «изюмом», «орешками», но сначала мы поиграем.
Пальчиковая игра «Пирожки»
Колосок петух нашёл
И на мельницу пошёл.
Намолол он там муки
И испёк всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой,
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
Проводится коллективная аппликация.
Дети берут заготовки и наклеивают на формы. Воспитатель следит за взаимодействием детей, помогает им договариваться между собой, напоминает, что работать надо аккуратно, обязательно хвалит за правильные действия.
Воспитатель : Молодцы ребята, посмотри Колобок, какой подарок они для тебя сделали. Все дети дружно работали, старались.
Колобок: Вот спасибо ребята, мне у вас очень понравилось, можно я останусь у вас.
Итоги НОД .
Воспитатель: О чём мы с вами говорили сегодня? Кто у нас был в гостях? Из чего вырастает колосок? Из чего и где пекут хлеб? Чем вы украшали булочки и пирожки?
Планируемый результат:
дети проявляют речевую активность, любознательность;
дети узнают знакомые литературные произведения;
проводят познавательно – исследовательские действия;
у детей проявляются навыки взаимодействия со сверстниками;
Дальнейшая работа:
Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, уважение к труду взрослых, использовать здоровьесберегающие технологии.

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
- "Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил.
- С этим братцем щи варил.
- С этим братцем песни пел.
- С этим - в дудочку дудел.

Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
- Этот пальчик - дедушка,
- этот пальчик - бабушка,
- этот пальчик - матушка,
- этот пальчик - батюшка,
- Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.

Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
- Этот пальчик хочет спать.
- Этот пальчик - прыг в кровать!
- Этот пальчик прикорнул.
- Этот пальчик уж заснул.
- Встали пальчики. Ура!
- В детский сад идти пора.

Зайка.
Средний и указательный палец – ушки зайки, остальные сложены щепотью и изображают мордочку зайки.
- Скачет, скачет зайка,
- Ты его поймай-ка!
и ловит «зайку» другой рукой (или ребенок ловит, или «зайки» ловят друг друга…)

Осьминог.
- Восемь пальчиков для ног -
- Получился осьминог.
- Сколько ног у осьминога?
- Много - Много!
Всеми пальчиками, кроме больших, ребенок изображает щупальца осьминога.

Улитка.
- На одной скользящей ножке
- Домик, голова и рожки.
- Дай-ка пальчики сюда!
- То не пальчики - рога.
Изображаем пальчиками рожки улитки.

Кошка.
- Как у нашей кошки
- Беленькие ножки,
- Мяконькие лапки,
- Ноготки - царапки.
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко
- Не ребята мы, а кошки

Мышка.
- Как у нашей мышки
- Ножки-коротышки.
- Ножки мышкины спешат
- К сырной корке - и назад.
Изображаем пальчиками мышкины ножки.

Солнышко.
- Ножки вверх! Ножки вниз!
- Солнце, солнышко, качнись!
- Солнце с тучкою качнулось
- И Трезорке улыбнулось.
Пальчиками изображаем ножки Трезорки.

Солнышко:
- Утро красное пришло,
- Солнце ясное взошло.
- Стали лучики светить
- Малых деток веселить.
Пальчики разгибаются по одному
- Прилетели тучки
- Спрятались лучики.
Пальчики прячутся в кулачок

Жук
- Шесть мелькает ножек-рук -
- Это убегает жук.
- Ты куда? - но нет ответа.
- Жук в траве укрылся где-то.
Изображаем пальчиками лапки жука.

Черепашка.
- "Сколько пыли, сколько сора -
- До дверей дойду не скоро", -
- И вздыхает тяжко
- Наша черепашка.
Передвигаем пальчики медленно, как будто это ножки черепашки.

Мишка.
- Мишка топает ногой,
- Мишка топает другой,
- Ух, как веселится
- В доме половица!
Топаем "ножками" - пальчиками.

А пока танцует Мишка,
- Мы похлопаем в ладоши.
- Вместе с лисонькой-плутишкой
- Будем зрителями тоже.
Хлопаем в ладоши.

Журавли.
- "До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей!" -
- Провожаем, провожаем
- В путь-дорогу журавлей.
Машем ручкой вслед птицам.

Крылышками машем:
- "До свиданья, Маша!
- Полетели мы на юг,
- Вспоминай нас, добрый друг!"
Ладошками изображаются крылья птиц.

Козел.
- "Вот какой козел рогатый!" -
- Рожки делают ребята.
- "Вот какие рожки
- У козла Тимошки!"
- Встрече Тимофей не рад -
- Грозно смотрит на ребят.
- "Уходите, вас не знаю:
- Забодаю, забодаю!"
Пальчиками изображаются козлиные рожки.

Рак.
- Как хватает рыбу рак?
- Да клешней своей - вот так!
- Манит он своей клешнею:
- "Пощипаемся с тобою!"
Двумя пальчиками изображается движение клешни рака.

Слоник.
- "Слоник, апельсин подай!" -
- "Угощайся попугай!"
- Слоник очень-очень рад,
- Что сильнее всех носат.
Пальчиком изображается хобот.

Слоник.
- «В зоопарке стоит слон.
- Уши, хобот, серый он.
- Головой своей кивает,
- Будто в гости приглашает»

Козочка.
- Шел старик дорогою
идти пальчиками по стол
- Нашел козу безрогую.
показать пальчиками рога
- Давай, коза, попрыгаем,
постучать пальчиками по столу
- Ножками подрыгаем.
- А коза бодается,
снова показать рога
- А старик ругается.
погрозить пальчиком

Киска.
- Киска ниточки мотала
вращять руками,как бы наматывая нить на клубок
- И клубочки продавала.
вытянуть обе ладони вперед
- Сколько стоит?
- Три рубля.Покупайте у меня!
показать три пальца,сжать кулачки, снова вытянуть обе ладони

Лошадка.
- Одной рукой я травку рву,
выполнять хватательные движения поочередно левой и правой руками
- Другой рукой я тоже рву.
- Я травкой накормлю коня.
вытянуть руки вперед
- Вот сколько пальцев у меня!
и повернуть ладонями вверх

Ой, ладушки.
- Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки!
- На окно поставим, остывать заставим.
- А остынут – поедим и воробушкам дадим.

Помошник
- Топором дрова колю
имитировать действия топора,двигать вместе ладошками вверх-вниз
- А потом пилой пилю.
имитировать действия пилы,двигать вместе ладошками вперед-назад
- Отнесу их бабушке,
показать ладоши
- Чтоб испечь оладушки.
похлопать ладонями друг о друга

Дом
- Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
- Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
- Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
- Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями

Тесто
- Тесто ручками помнем
сжимаем и разжимаем пальчики
- Сладкий тортик испечем
как будто мнем тесто
- Серединку смажем джемом
круговые движения ладошками по плоскости стола
- А верхушку сладким кремом
- И кокосовую крошкой
- Мы присыплем торт немножко
сыплем "крошку" пальчиками обеих рук
- А потом заварим чай
- В гости друг-друга приглашай.

Капуста
- Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
- Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
- Мы капусту солим солим
пальчики щепоткой-солим
- Мы капусту мнем мнем
ручками "мнем" капусту

Отдыхаем
- Мы сегодня рисовали,
имитировать рисование,плавно поднимать руки перед собой
- Наши пальчики устали,
- Наши пальчики встряхнем,
встряхивать кистями
- Рисовать опять начнем.
снова имитировать рисование

Дружба
- Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в "замок"
- Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
- Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
- Начинай считать опять.
- Раз, два, три, четыре, пять.
- Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями

Отдохнем
- Наши пальчики просулись,
- Потянулись, потянулись…
- И встряхунлись…
выполняем все эти движения
- По ладошке побежали
по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот
- Побежали, побежали,
- Поскакали, поскакали
изобразите эти движения
- И устали. Сели отдыхать
потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени

Прятки
ритмично сгибать и разгибать все пальцы одновременно
- В прятки пальчики играли
- И головки убирали,
- Вот так,вот так,
- И головки убирали

Дождик
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг

Строим стенку.

Строим стенку,
- Выше, выше,
Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.
- Добрались уже до крыши!
к моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.
- Чья крыша выше?
- Выше, выше, выше!
Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)
- Прорубили мы окошко,
- И дверку для кошки,
- И дырочку для мышки:
- Пи-пи-пи-пи–пи!
Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

Квасим капусту

Это что еще за куст?
Стоя, руки перед грудью в «замке»
- Это что еще за хруст?
Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!
- Как же мне без хруста,
Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой.
- Если я – капуста?
- Мы капусту рубим, рубим,
«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Детям достаточно рубить на одном месте.
- Мы капусту солим, солим,
Обе руки сложены щепотью и «солят».
- Мы капусту мнем, мнем,
Сжимаем и разжимаем кулаки
- А морковку трем, трем,
Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой.
- Все перемешаем!
Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.
- В бочки набиваем
Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти.
- В погреб опускаем.
В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.
- Эх, вкусная капуста!
Выпрямляемся и гладим себя по животу.

Улитка.

Руки на уровне груди: одна ладонь сжата в кулачок, другая ее накрывает – это раковина улитки.
- Улитка-улитка,
- Отвори калитку,
- выходи из дома,
- Будем знакомы!
Когда четверостишье прочитано, быстро проталкиваем кулачок «наружу» – теперь кулачок не спрятан, а лежит на предплечье другой руки, зато запястье за кулачком плотно охвачено ладонью другой руки.
- Улитка-улитка,
- Высуни рога,
- Дам пирога!
Разжимаете два пальца кулачка. Лучше, если Вы разожмете мизинец и безымянный – «улитка» будет больше похожа. Если Ваш ребенок при этом разжимает, например, указательный и средний, или даже все пальцы – не поправляйте.
- Улитка-улитка, пошли гулять!
На этих словах улитка ничего не делает – она слушает вас и решает, что ответить (недолго).
- Поползли, поползли, поползли…
«Улитка» ползет по предплечью, потом по плечу. Естественно, «ракушку» она за собой тащить не может, «ракушка» незаметно исчезла.
- Ой! Щекотно! Пойду к другой улитке!
(При повторении – до свидания, улитки!)
«Рожки» щекочут ухо или шею. Повторяете все то же самое, руки меняются ролями.

Гусеница.

Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
- Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
- По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
- Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
- Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Ам!
- Поела
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
- Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
- Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
- Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
- Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.

Круговорот воды в природе.

Кап-кап, кап-кап, кап-кап – дождик капает, кап-кап, кап-кап, кап-кап.
Барабаним пальцами по голове, плечам – как угодно.
- Буль-буль, буль-буль, буль-буль – ручьи бегут, буль-буль, буль-буль, буль-буль.
Бежим или поочередно пальцами одной руки по другой от плеча до ладони, или пальцами обеих рук по ногам
- Жур-жур, жур-жур, жур-жур – река течет, жур-жур, жур-жур, жур-жур.
Ладонь на ладонь, пальцы переплетаем, это речка, которая течет по направлению от нас – если ручьи бежали по рукам, то на уровне пояса, если по ногам – над полом, сами при этом приседаем или сгибаем одну ногу, смотря куда речке бежать.
- И в море большое-большое-большое впадает…
Разводим руки широко в стороны, описывая ими большой круг, на третьем слове “большое” ведем руки обратно, на слове “впадает” – руки прижимаем к груди.
- А с моря в жару пар поднимается,
Рисуем в воздухе спиральки пара снизу вверх. Если на предыдущих этапах пришлось присесть – встаем, тянемся за руками вверх.
- К небу летит и в тучки превращается. А из туч дождик идет.
Тучку изображают сцепленные над головой руки.
- Кап-кап
и т.д.

Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей от полугода до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.

Упражнения для развития мелкой моторики рук.

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
3. Пальчики здороваются(на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).
6. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки,затем левой руки).
7. Козлята (то же упражнение,но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
8. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
9. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный пальцы соединить).
10. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

1 .Лиса и заяц (лиса "крадется"- все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - быстро пальцы движутся назад.)
2. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).
3. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной и помахать пальцами, плотно сжатыми вместе).
4. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).
5. Флажок (большой палец вытянут вверх, остальные соединить вместе).
6. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).
7. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).
8. Цветок (то же,что и в предыдущем упражнении, но пальцы разъединены).
9. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).
10. Пчела (указательным пальцем правой, а затем левой руки вращать вокруг).
11. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).
12. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).
13. Солнечные лучики (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
14. Пассажиры (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх.)

Загрузка...