domvpavlino.ru

Конспект по развитию речи в младшей группе "насекомые". Конспект занятия «Муха-цокотуха» для ясельной группы Насекомые развитие речи 2 младшая группа

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых. Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым. Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые» Ход занятия: Приходит письмо. Внутри загадки Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки «Отгадай загадки» Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. -Бабочка Над цветком она жужжит, К улью быстро так летит, Мёд свой в соты отдала, Как зовут её? … -Пчела Целый день летает, всем надоедает, Ночь настанет, тогда перестанет. - Муха Беседа по теме Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху? Дети: -Это насекомые Логопед: -Правильно, это насекомые. -А, как передвигаются насекомые? Дети: -Они летают Логопед: -А, что еще могут делать насекомые? Дети: - кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть: Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых? Дети: -Да! Логопед: -Вам нравятся насекомые? Дети: -Да! Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми. Проводится дидактическая игра «Что изменилось?» Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых. Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось. Д/И Назови ласково» Жук - жучок. Паук -... Лист - … Комар -... Пчела -... Стрекоза -... Муха - … Крыло - … Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных Д/И «Один – много» Муха – мухи, жук - …., паук - …, комар - …, пчела - …, крыло - ….. Образуют форму множественного числа существительных Пальчиковая гимнастика «Насекомые» Дружно пальчики считаем - Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы) Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого) Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем) -Прячьтесь! (прячут руки за спину) Выполняют пальчиковую гимнастику Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые» Логопед дает образец рассказов. 1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок. 2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит. Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно. Подведение итогов Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились. Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается? Бабочка-порхает Пчела-летает Гусеница- ползает Кузнечик- прыгает Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых.

Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым.

Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые»

Ход занятия:

Приходит письмо. Внутри загадки

Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки

«Отгадай загадки»

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. -Бабочка

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … -Пчела

Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. — Муха


Беседа по теме

Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху?

Дети: -Это насекомые

Логопед: -Правильно, это насекомые.

А, как передвигаются насекомые?

Дети: -Они летают

Логопед: -А, что еще могут делать насекомые?

Дети: — кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:

Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых?

Дети: -Да!

Логопед: -Вам нравятся насекомые?

Дети: -Да!

Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми.

Проводится дидактическая игра

«Что изменилось?»

Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.

Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Назови ласково»

Жук - жучок.

Лист — …

Стрекоза -…

Муха — …

Крыло — …

Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных

«Один – много»

Муха – мухи,

жук — ….,

паук — …,

комар — …,

пчела — …,

крыло — …..

Образуют форму множественного числа существительных

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Выполняют пальчиковую гимнастику

Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые»

Логопед дает образец рассказов.

1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок.

2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит.

Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно.

Подведение итогов

Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились.

Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается?

Бабочка-порхает

Пчела-летает

Гусеница- ползает

Кузнечик- прыгает

Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»

Тема : Насекомые .

Цели :

Совершенствовать слуховое внимание;

Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;

Активизировать и обогащать лексический запас по теме; формировать обобщающее понятие « насекомые » ;

Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;

Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.

Оборудование

Игрушка кузнечик, бубен, ширма.

Предметные картинки, в названиях которых есть

звук [С].

Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]

Упражнение «Кузнечик играет на бубне»

Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .

Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :

Наш кузнечик маленький,

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .

II.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке»

Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.

Язычок проснулся,

Выглянул в окошко.

Умылся, причесался.

И пошёл гулять.

Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.

Упражнение «Лягушка-Слоник»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Упражнение «Кошка сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Упражнение «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

III. Основная часть занятия .

Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :

«Са-са-са - прилетела к нам оса» .

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .

- Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.

Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Упражнение «Доскажи словечко» .

Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.

Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .

Воспитатель показывает предметные картинки и обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .

IV.Физ. минутка

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

- Раз, два, три, четыре, пять.

Задень, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Н. Нищева Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

V. Основная часть занятия .

Дидактическая игра «Бабочка и цветок»

Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.

Игра «Летает –не летает»

Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Детям предлагается закончить предложение.

Птичка… (летает) .

Рыбка… (не летает) .

Самолёт (летает) .

Машина… (не летает) .

Вертолёт (летает) .

Поезд… (не летает) .

Муха (летает) .

Бабочка (летает) .

Упражнение « Насекомые над лугом »

Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.

Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и

Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.

Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные

пальцы вперед.

Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит,пыльцу повёз.

Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

VI. Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили на занятии ?

Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .

Тема : Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Программное содержание:
· учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
· закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема (взята из Интернета, автор – MaksFro95), картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением ромашки с набором насекомых (Демонстрационный материал «Ромашка» из серии «Поиграй и сосчитай», издательство «Страна фантазий», автор – Светлана Вохринцева).
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка декоративных пластин с изображением насекомых.
Ход занятия
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя в костюме почтальона Печкина приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает) .
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться. Но сначала давайте разомнем наши пальчики:
Проводится пальчиковая игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
(делают маховые движения кистями рук)
А за нею шмель-шмелек -
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
(загибаем пальцы, начиная с большого).
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол) .
А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).

1. Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека) .
Физминутка
Я большая стрекоза,
Очень круглые глаза
Я верчусь, как вертолёт
Вправо, влево, взад, вперёд.
Я летала и летала
Устали не знала.
На ромашке посидела и опять полетела.
(Дети выполняют движения по тексту)
Летала стрекоза, крылышками махала, и от этого вдруг подул лёгкий ветерок. (Дети дуют, губы трубочкой).
А тут и насекомые появились, обрадовались, что вы их освободили и давай веселиться. Увидели на лугу ромашку и удивились. Какая была ромашка? (большая, белая, красивая, нарядная). Веселились насекомые, летали, порхали, да так устали, что решили отдохнуть на ромашке. Расселись они, всем места хватило, ромашка-то большая.
- Какие насекомые уселись на ромашку?
- Давайте расскажем, кто где находится?
И поиграем в игру «Закончи предложение».
· Муравей сидит около…(цветка)
· Божья коровка ползёт по… (листу)
· Шмель спрятался под…(листом)
· Гусеница сидит на… (цветке)
· Бабочка порхает над…(цветком)
· Жук сидит под…(цветком)
· Стрекоза летает около…(цветка)
- Отдыхали насекомые на ромашке, надоело им сидеть и решили они поиграть в прятки. То один спрячется, то другой. Давайте мы тоже поиграем и попробуем угадать, кто же спрятался?
Игра «Кого не стало?» (на развитие внимания, памяти)
Итог : Звучит запись голоса «Зимы». Она благодарит детей за интересные рассказы о насекомых и прощается с детьми до следующего года.
Список литературы:
1. Кузнецова Е.К., Тихонова И.А., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. (Серия «Программа развития»).
2. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004. – 48 с. (Путешествие в мир природы и развитие речи)

Цель:

Повторить с детьми самые распространенные виды насекомых, их строение, место обитания;

Побуждать запоминать названия насекомых и закрепить обобщенное слово - насекомые;

- закреплять знания дошкольников об особенностях весенней поры года;

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Материал: картинки «Насекомые», стихотворение «Бабочка».

Ход занятия в младшей группе

1. Организационный момент.

Воспитатель. - Добрый день, дети. Посмотрите, какая сегодня хорошая погода: на улице ясно, солнечно. Я предлагаю вам попутешествовать по весеннему саду.

(на мольберте картина весеннего сада)

Какая пора года изображена на картине?

Почему вы считаете что это весна?

Кто изображен на картине? (Жучки, муравьи, мухи, божьи коровки, бабочки, пчелы)

Как мы их назовем одним словом? (насекомые)

Повторили вместе со мной - насекомые.

Что они делают? (Они радуются весне.)

Где живут насекомые? (В земле, в коре деревьев, на растениях)

2. Сюрпризный момент. (Появление бабочки)

Посмотрите, к нам в гости залетела букашка. Как она называется? (бабочка)

Какая она?

Что есть у бабочки? (Туловище, крылья, лапки, головка, усики)

3. Чтение стихотворения «Бабочка»

Послушайте стихотворение про бабочку

На лесной полянке чудо —

на цветочках бантики,

это бабочки расселись

как цветные фантики.

4. Беседа по содержанию стихотворения

О ком это стихотворение?

Какая бабочка?

Что делает бабочка?

На что похожа бабочка?

Чем вам нравится бабочка?

Давайте с вами покажем, как она машет крылышками и летает.

5. Игра «Полет бабочки»

Летает бабочка с цветка на цветок. Ой, посмотрите, кто подлетел к бабочке? (пчелка)

Как жужжит пчела? (ж-ж-ж)

Над чем кружит пчелка?

Зачем?

Что собирает пчелка?

Кто любит мед?

Какой мед?

Как можно назвать пчелку и бабочку одним словом? (насекомые)

Давай поиграем в игру с насекомыми.

6. Дидактическая игра «Кого не стало?»

Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением насекомых, предлагает детям назвать их, и закрыть глаза. Потом прячет какую-то картинку, предлагает открыть глаза и сказать, какого насекомого не стало.

7. Итог занятия

На какую прогулку мы сегодня отправились?

Кого мы встретили? (бабочка, пчелка)

Как мы назовем их одним словом? (насекомые)

Какое насекомое похоже на цветок?

Что делает пчела?

Загрузка...