domvpavlino.ru

Конспект по развитию речи в младшей группе "насекомые". Насекомые.docx - Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Насекомые" Занятие 2 младшая насекомые развитие речи

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Насекомые» Составление предложений по предметным картинкам о насекомых.

Программное содержание: учить составлять предложения по предметным картинкам о насекомых, отгадывать загадки; учить образовывать форму множественного числа, уменьшительно- ласкательную формы существительных; уточнить, пополнить глагольный словарь, активизировать словарь по теме; развивать логическое мышление, память, мелкую моторику; воспитывать у детей доброе отношение к живым существам- насекомым.

Оборудование: письмо с загадками, предметные картинки по теме «Насекомые»

Ход занятия:

Приходит письмо. Внутри загадки

Дети заинтересовываются. Отгадывают загадки

«Отгадай загадки»

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. -Бабочка

Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,
Как зовут её? … -Пчела

Целый день летает, всем надоедает,
Ночь настанет, тогда перестанет. — Муха


Беседа по теме

Логопед-Ребята, скажите пожалуйста, как назвать одним словом бабочку, пчелу и муху?

Дети: -Это насекомые

Логопед: -Правильно, это насекомые.

А, как передвигаются насекомые?

Дети: -Они летают

Логопед: -А, что еще могут делать насекомые?

Дети: — кружиться, прыгать, ползать, скакать, стрекотать, жужжать, звенеть:

Логопед: -А, вы видели когда-нибудь настоящих насекомых?

Дети: -Да!

Логопед: -Вам нравятся насекомые?

Дети: -Да!

Заслушивается несколько ответов о встрече с насекомыми.

Проводится дидактическая игра

«Что изменилось?»

Педагог закрепляет на наборном полотне насекомых: бабочку на цветке, кузнечика на травинке, жука на листочке, гусеницу на веточке, стрекозу над цветком, божъю коровку под листиком - и просит детей рассказать, каких насекомых они видят и где. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно насекомое или меняет местами двух насекомых.

Открыв глаза, дети объясняют, что изменилось.

Назови ласково»

Жук - жучок.

Лист — …

Стрекоза -…

Муха — …

Крыло — …

Образуют уменьшительно- ласкательную форму существительных

«Один – много»

Муха – мухи,

жук — ….,

паук — …,

комар — …,

пчела — …,

крыло — …..

Образуют форму множественного числа существительных

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем. (сжимают и разжимают пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом. (поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит! (вращают мизинцем)

Прячьтесь! (прячут руки за спину)

Выполняют пальчиковую гимнастику

Составление предложений по предметным картинкам «Насекомые»

Логопед дает образец рассказов.

1.-Это бабочка. Бабочка –насекомое У нее большие и красивые крылья. Она порхает с цветка на цветок.

2.-Это пчела. Она собирает пыльцу на цветках. У нее черные крылья, она громко жужжит.

Дети внимательно слушают, затем составляют рассказ самостоятельно.

Подведение итогов

Логопед предлагает вспомнить новые слова, с которыми они сегодня познакомились.

Показывает картинку кузнечика и спрашивает, как он передвигается?

Бабочка-порхает

Пчела-летает

Гусеница- ползает

Кузнечик- прыгает

Благодарит всех детей за работу и дарит раскраски с насекомыми.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Насекомые»

Тема : Насекомые .

Цели :

Совершенствовать слуховое внимание;

Совершенствовать движения речедвигательного аппарата; закреплять произношение звука [С] в словах;

Активизировать и обогащать лексический запас по теме; формировать обобщающее понятие « насекомые » ;

Формировать грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами : над, под, около, за и наречиями : вверху - внизу, справа - слева;

Совершенствовать общую моторику, координацию речи с движением ; закреплять умение договаривать словосочетания.

Оборудование

Игрушка кузнечик, бубен, ширма.

Предметные картинки, в названиях которых есть

звук [С].

Предметные картинки с изображениями цветка и бабочки.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята. сегодня мы с вами поговорим про насекомых . Немного поиграем и поучимся правильно выговаривать звуки [Са-су-сы]

Упражнение «Кузнечик играет на бубне»

Воспитатель : Посмотрите,ребята,кто это пришёл к нам на занятие .

Из-за ширмы появляется кузнечик. Зачитывается рифмовка :

Наш кузнечик маленький,

Зелененький, удаленький,

Лапками стрекочет,

Бить он в бубен хочет.

Педагог предлагает детям поиграть : «Давайте поиграем с кузнечиком. Слушайте внимательно, как он стучит в бубен, и повторяйте . Хлопайте в ладоши или стучит кулачком по столу». Воспитатель отстукивает на бубне ритмы - дети повторяют .

II.Артикуляционная гимнастика

«Сказка о веселом язычке»

Воспитатель вместе с детьми выполняет артикуляционную гимнастику.

Язычок проснулся,

Выглянул в окошко.

Умылся, причесался.

И пошёл гулять.

Воспмтатель : Молодцы, ребята. А теперь поиграем в лягушку и слоника.

Упражнение «Лягушка-Слоник»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.: Удерживать данное положение на счет до пяти.

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Упражнение «Кошка сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

Упражнение «Трубочка»

Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

III. Основная часть занятия .

Игра «Громко - шепотом» , «Быстро - медленно» Взрослый говорит, что к нам прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе :

«Са-са-са - прилетела к нам оса» .

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука : громко - тихо - шепотом (вместе со взрослым и индивидуально) .

- Су-су-су - мы прогнали осу. (Текст проговаривается быстро и медленно) .

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно : «Са-са-са -. (там летит оса) , «Су-су-су -. (как прогнать осу?», «я боюсь осу» ).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи . Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произношения как отдельных слов, так и фраз воспользуемся чистоговорками.

Воспитатель : А теперь,ребята, повторите за мной чистоговорки.

За-за-за- на поляне стрекоза.

Сы-сы-сы- у бабочки усы.

Ла-ла-ла- на цветке сидит пчела.

Жу-жу-жу-я жука в руках держу.

Упражнение «Доскажи словечко» .

Воспитатель предлагает детям продолжить начатое предложение, используя предметные картинки.

Сосновый. (лес, пустой. (стакан, сладкий. (сахар, густая. (сметана, Сонина (сумка, большой. (автобус, волчий. (хвост, шерстяной. (носок) .

Воспитатель показывает предметные картинки и обращает внимание детей на то, что муравей и жучок - насекомые . У насекомых есть туловище (грудь и брюшко, голова, ноги, крылья, усики, глаза. Они умеют ползать, жужжать, кружиться. Питаются листочками, корешками. Они уничтожают вредных насекомых . Воспитатель обобщает : «Бабочка, муха, паук, комар - это насекомые » .

IV.Физ. минутка

«Бабочка»

Видишь, бабочка летает,

На лугу цветы считает.

- Раз, два, три, четыре, пять.

Задень, за два и за месяц.

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Даже мудрая пчела

Н. Нищева Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

Хлопки в ладоши

Прыжки на месте

Шагаем на месте

Хлопки в ладоши

Машем руками-крылышками

Считаем пальчиком

V. Основная часть занятия .

Дидактическая игра «Бабочка и цветок»

Педагог помещает на фланелеграф цветок и предлагает детям посадить бабочку на цветок, показать, где бабочка высоко порхает над цветком, спрятать бабочку под цветком. Затем воспитатель предлагает детям угадать, где бабочка : вверху, внизу, справа, слева от цветка.

Игра «Летает –не летает»

Игра на формирование грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста.

Детям предлагается закончить предложение.

Птичка… (летает) .

Рыбка… (не летает) .

Самолёт (летает) .

Машина… (не летает) .

Вертолёт (летает) .

Поезд… (не летает) .

Муха (летает) .

Бабочка (летает) .

Упражнение « Насекомые над лугом »

Дети договаривают словосочетания и выполняют движения вслед за воспитателем.

Жу-жу-жу,- жужжит пчела : Дети поднимают руки в стороны и

Я лечу издалека. ритмично ими машут,как крылышками.

Зу-зу-зу,- комар пищит. Ритмично «Выбрасывают» указательные

пальцы вперед.

Уф-уф-уф,-как паровоз. Ритмично притопывают ногами.

Шмель пыхтит,пыльцу повёз.

Жук гудит : «Гу-жу, гу-жу. Ритмично хлопают в ладоши.

Я любого разбужу».

VI. Подведение итогов.

О ком мы сегодня говорили на занятии ?

Вспомните,как мы изображали осу,какие мы звуки говорили (Са-са-су-су) .

Конспект занятия по речевому развитию «Насекомые» для детей первой младшей группы.

Занятие будет полезно воспитателям младших групп в работе по речевому развитию.
Образовательные задачи:
- расширять пассивный и активный словарь;
- активизировать предметный и глагольный словарь по теме;
- формировать представления о разнообразии мира насекомых;
- различать виды насекомых, называть их, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается и т.д.);
- различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, и зеленый, познакомить с понятием «разноцветный»;
- закреплять понимание значений предлогов «на», «под», «в» и введение их в речь детей;
Развивающие задачи:
- развивать фразовую речь;
- развивать зрительное внимание, речь, память, мышление;
- развитие фонематического слуха;
- развитие длительного ротового выдоха;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- развивать эмоциональный отклик.
Воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к насекомым и цветам, учиться сотрудничать.
Материал к занятию: сухой бассейн, фигурки насекомых (бабочки, жук, муравей, кузнечики, паучок, божья коровка), корзинка; искусственные цветы; шапочки «комарики» и «жуки» для подвижной игры; подвесные бабочки для дыхательной гимнастики.

Ход занятия:
I часть
1. - Ребята, приглашаю вас погулять и поиграть на солнечный весенний луг. Луг – это место, где растет много разных цветов, летают и ползают насекомые. Ой, я слышу какие-то звуки… Вот здесь (подходим к сухому бассейну). Там кто-то спрятался, давайте поищем (дети по очереди находят фигурки насекомых).
Каждому ребенку задается вопрос: - Кто это?
2. Дидактическая игра «Расскажи, кто что делает?»
Каждый ребенок рассказывает о том насекомом, которого достал из сухого бассейна и строит фразу типа:
Бабочка летает.
Муравей ползает.
Жук жужжит.
Это кузнечик - он любит попрыгать.
Это паук, он живет в паутине.
Воспитатель: - насекомые просят нас отнести их на лужок. Луг - Это же их любимый дом, там у них своя семья, детки. Отнесем насекомых на луг? Отправляемся в путь, а насекомых аккуратно посадим в корзиночку.
3. Физ. минутки «Большие ноги» и "Вместе по лесу идём"

Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр.
И направо и налево. (Наклониться вправо, влево)

II часть
1. Вот мы и пришли на весенний лужок. Сколько здесь цветочков!.. Ой, как много бабочек…
(звучит запись музыки «пение птиц»)
Дыхательное упражнение «Бабочки летят» .
К шнурку на уровне лица детей подвешены бумажные бабочки разного цвета (основных цветов и две-три разноцветные).
Воспитатель читает стихотворение Н.Радченко:
Летела бабочка, летела
Устала, на ладошку села, (дети сажают бабочек на ладошку)
Немного посидела, отдохнула,
Оправилась и мигом упорхнула (детям предлагается подуть на бабочек и полюбоваться их полетом (дети делают глубокий вдох через нос и спокойный выдох через рот)).
2. Мы же забыли про наших насекомых в корзиночке. Давайте поможем найти им свои домики (дети садятся на стульчики)
Дидактическая игра «На полянке»
У детей фигурки насекомых (бабочка, жук, паук и др.). Воспитатель просит детей разместить насекомых:
- посадить бабочку на (красный, желтый…) цветок,
- посадить жука под (синий, красный …) цветок,
- посадить паучка на зеленый листочек.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Где сидит бабочка (жук, кузнечик…)? Дети по возможности составляют предложения:
- Бабочка сидит на … цветке.
- Жук спрятался под …листочком. И т.п.
Вот и помогли насекомым найти свои домики. Давайте споем песенку про паучка?!
3. Пальчиковая гимнастика «Паучок малышка…»
Паучок –малышка по трубе шагал.
Посреди дороги дождь его застал.
Выглянуло солнышко, дождик перестал…
Паучок-малышка путь свой продолжал…

4. Чтение потешки «Дарики-дарики, злые комарики"
Дарики-дарики!
Злые комарики!
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились!
Кусь!
III часть.
1. Подвиж. игра «Жуки и комарики» .
Воспитатель делит детей: мальчики – будут жучками, а девочки – комариками. Объясняет, что, жуки жужжат «ж-ж-ж», комарики звенят «з-з-з».
Насекомые летают, порхают по полянке. Если воспитатель произносит звук «ж-ж-ж», к нему подлетают «жуки», если «з-з-з» - «комарики».
2.Рефлексия.
Наша прогулка закончилась, нам пора возвращаться в группу. Мы сегодня с вами сделали доброе дело: помогли насекомым найти свой домик. Теперь я знаю, что вы никогда не обидите маленьких жучков, бабочек, кузнечиков.

Физ. минутка «Большие ноги»
Большие ноги идут по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки бегут по дорожке
Топ-топ-топ-топ, Топ-топ-топ-топ-топ.
Мы шли, шли, шли
И в садик пришли.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе

«Насекомые» Котовой Т.В.

Программные задачи:

  • Познакомить детей с насекомыми.
  • Установить отличия и сходства у бабочки и жука.
  • Учить сочетать речь и движения; развивать артикуляционную и интонационную выразительность речи.
  • Подвести к обобщенному понятию – насекомые.
  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живому.

Материал: картинки насекомых, цветы.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстративного материала по теме «Насекомые»

Знакомство с литературными произведениями6 В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Майский жук»), К.Чуковский Муха – Цокотуха», Г.К. Андерсен «Дюймовочка»;

Пальчиковая гимнастика «Бабочка-коробочка, «Кузнечики»…

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята так на улице тепло,красиво, в небе порхают бабочки(прикрепляем бабочек на ниточке на обруч)

Бабочка-коробочка

Улетай на облачко,

Там твои детки

На березовой ветке.

Воспитатель: Ребята а это кто там в травке сидит, кузнечик!

Расправляйте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Травушку покушайте,

Тишину послушайте.

Детки повторяют движения, превращаясь в кузнечиков.

Воспитатель: К нам пришла весна красна. Что происходит весной в природе?

Дети: Ярко светит солнце, появляется листочки на деревьях, первые цветочки, возвращается их теплых стран птицы…

Воспитатель: Молодцы. А ёще весной появляются насекомые. Посмотрите, кто это к нам прилетел?

Дети: Жуки, бабочки, пчелки…. (показ презентацию).

Воспитатель: Правильно, на моем Волшебном цветочке написаны загадки про этих насекомых, а на листках ромашки – отгадки. Давайте приграем в игру « Отгадай».

1.Всех жучков она милей

Спинка красная у ней

А на ней кружочки –

Чёрненькие точки.

(божья коровка).

2. Сок цветов душистых пьёт.

Дарит нам и воск и мёд.

Людям всем она мила,

А зовут её …..

3. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называют её….

(Стрекоза)

4. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Кто это?(бабочка).

5. Я лечу, лечу, лечу

Очень громко я жужжу. (жук).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех отгадали. Ребята, все это – насекомые. Давайте посмотрим на них. У них у всех есть крылья – значит, они умеют летать. У них по шесть ножек. У них всех есть усики. Это усики помогают им искать пищу. Насекомых надо беречь, потому что они приносят пользу людям.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику. Дети сидят на стульчиках.

Пальчиковая гимнастика:

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек (на каждое название насекомого дети загибают

один палец)

И веселый мотылек

Два жука и стрекоза

Как фонарики глаза (делают кружочек из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали (машут ладошками).

От усталости упали (роняют ладошки на стол).

Мы сейчас поиграем в игру «Пчелы и шмели».

Девочки будут пчелками, будут жить в улье, вот здесь (картинка улья). Когда мы их позовем, они будут летать вокруг цветов, собирать в цветочках мед и жужжать: ж – ж – ж. А мальчики будут шмелями, будут жить в норках, вот здесь (картинка норки). Когда мы их позовем, будут летать тоже, собирать мед и говорить: з – з – з. Если пойдет дождик., надо быстро спрятаться к себе в домик.

Молодцы ребята. Вот какие разные насекомые: одни – радуют глаз (бабочка, стрекоза), другие – помогают людям (пчела). И чтобы все это всегда было с нами, надо беречь природу.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, знаете ли вы правила поведения на природе. Для этого мы поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам, что я буду делать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», а если плохо – «нет».

«Если я приду в лесок».

Если я приду в лесок – и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю?(да)

Если мусор уберу, банку закопаю (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю!.

Молодцы, ребята!. Надо быть другом всему живому и правильно вести себя на природе.

Воспитатель: Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых. До свидания, ребята.

Загрузка...