domvpavlino.ru

Конспект прогулки «Первоцветы» в подготовительной группе. Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы

ттЗемля, Вода, Лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.

Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому надо помнить, что в руках человека красота и богатство родной Земли.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

Формирование системы элементарных экологических знания, доступных пониманию ребенка дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание гуманного эмоционально – положительного бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, Развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами, явлениями.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Мотивы:

Готовность к охране природы выпускника детского сада экологической направленности.

Желание помочь природе сберечь ее богатство.

Система экологического образования в детском саду включает в себя:

Профессиональная подготовка педагогов

Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении

Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом: школа, станции юнатов, музеи, экологические организации и др. субъекты.

Я хочу предложить Вашему вниманию сценарий познавательно – информационного занятия «Берегите первоцветы».

Время проведения – начало мая месяца.

Форма проведения – занятие проводится на природе.

Цель: Развивать экологическую культуру и экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие народного творчества.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап:

Рассматривание иллюстраций о цветах: полевых лесных луговых, садовых

Чтение познавательной литературы

Наблюдения на прогулках за растениями и цветами.

Организация выставки поделок родителей вместе с детьми «Берегите первоцветы».

Заучивание стихов, загадывание загадок, народных пословиц, примет.

Труд на клумбе, в уголке природы.

Опыты «Что нужно растению для роста и развития»

Дидактические игры «Узнай цветок», «Где растет», «Загадай мы отгадаем».

Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги – самоделки.

Коллективная работа аппликация «Цветы на клумбе».

Организационный этап:

Выбор дня с соответствующей погодой

Подготовка площадки с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюмов.

Конспект

Познавательно – информационного занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Берегите первоцветы».

Воспитатель: Бойцова Ольга Владимировна

МДОУ Д/С №5

Г. Можайск, Московская область

Цель: Развивать экологическую культуру, экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие поэзии, народных пословиц, примет.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с весенней растительностью

Расширять знания о весенних цветах, первоцветах, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте природы, любоваться красотой цветов.

Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.

Подготовка к занятию:

Занятие проводится на природе

Выбор дня, с соответствующей погодой

Подготовка площадки, с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюма, Флоры. Костюмы для детей: мальчики в костюмах бутонов, девочки – в костюмах цветов

Ход занятия

В гости к детям приходит Флора (воспитатель).

Флора: Я Флора – хозяйка всех растений на земле приглашаю вас в свою цветочную страну «Цветляндию»

Я от природы к вам пришла

Букетики весны в подарок принесла.

Дети отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Правильно дети идет месяц май. В загадке вы слышали приметы мая. Древнерусское название мая – травень, цветень. Зеленеет цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «май леса одевает, лето в гости ожидает».

Флора: А какие цветы появляются первыми весной? (Ответы детей: подснежники, ветреницы, медуницы, мать и мачеха, одуванчик)

Красивые цветы радуют нас, мы ими любуемся, восхищаемся их красотой, а кто еще радуется появлению цветов? (ответы: насекомые: пчелы осы, шмели, бабочки.)

Почему они радуются цветам? (ответы)

Правильно насекомые питаются нектаром и сладкой пыльцой цветов.

Скажите, а какую пользу приносят насекомые цветам? (ответы)

Флора: Перелетая с цветка на цветок, частички золотой пыльцы остаются на брюшке, спинке и ножках насекомых и перелетая на другие цветки, они их опыляют.

Не даром в народе говорят: «Где цветок, там медок»

Объясните мне дети как вы понимаете эту пословицу. (ответы детей)

Флора: первыми зацветают подснежники в лесу. Скажите, почему они называются подснежники? (ответы детей)

На лесной полянке море из цветов

Расцвели подснежники после зимних снов.

На лесной полянке море из цветов!

Украшают землю после зимних снов.

Эти цветы занесены в красную книгу, потому что люди срывая цветы не думают о том, что можно совсем уничтожить и тогда нечем нам будет любоваться ранней весной.

Флора: Дети давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Подснежник» (дети выполняют движение руками в соответствии с текстом)

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сияние

Дружно дают под землей корешки.

Флора: Затем появляются на проталинках цветы мать – и – мачехи. Дети, почему этот цветок так называют? (ответы)

Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, то ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная словно прикосновение суровой мачехи.

Цветы мать – и – мачехи открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь, берегут капельку сладкого драгоценного нектара. Цветки и листья мать и мачехи имеют целебные свойства.

Флора: А затем зацветает другой цветок похожий на солнышко. Сейчас Валя расскажет про этот цветок стихотворение:

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого.

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

З. Александрова

Цветки и листья одуванчика имеют целебные свойства.

Дети, полюбуйтесь красотой цветущих одуванчиков (дети любуются одуванчиками, рассматривают цветки, убеждаются, что они на самом деле похожи на солнышко, наблюдают как пчелки перелетают с цветка на цветок).

Флора: Предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику «Вдыхаем ароматы цветов» (дети закрывают глаза и глубоко дышат, чувствуя аромат цветов).

Флора: К концу мая зацветут очень нежные и душистые бусинки – ожерелья цветов: «белые горошинки на зеленой ножке». Дети что это за цветы? (ответы)

Правильно, это ландыши. У нас на участке тоже растут ландыши – садовые.

(предложу детям рассмотреть ландыши, набравшие бутоны).

Много легенд связано с ландышами. Его цветы сравнивают со слезами, а плоды с каплями крови. Цветок ландыша настолько красив, что кажется чудом. По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко.

Но Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезы, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.

По другой легенде: ландыш проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки.

Флора: Предложу Насте рассказать стихотворение «Ландыш» Е. Серовой

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется: его задеть – он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты!

Флора: Дети давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы». (одни дети изображают пчел, другие цветы, затем меняются)

После подвижной игры, предлагая игру «Четвертый лишний»

Задание. Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Март, Апрель, Февраль , Май.

Мать – и – мачеха, подснежник, ромашка , ландыш.

Медвежонок, лисенок, теленок , бельчонок.

Бабочка, трясогузка , шмель, пчела

Одуванчик, колокольчик, астра , василек

Флора: Дети, предлагаю вам викторину «Знатоки цветов» (дети делятся на две команды)

Вопросы к викторине:

Какие цветы расцветают весной? (подснежник, мать – и – мачеха, одуванчик, медуница, ветреница)

Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком? (Бутон)

Какие насекомые опыляют цветы? (пчелы, осы, шмели, бабочки)

Какой цветок расцветает самый первый? (подснежник)

Что необходимо растению, чтобы оно росло и цвело? (земля, вода, солнце, воздух)

Какие цветы раскрывают цветки утром, а закрывают их перед ненастьем и на ночь? (мать – и – мачеха, одуванчик)

Какая часть цветка находится в земле? (корень)

Какие цветы мы называем маленьким солнышком? (одуванчик, мать – и – мачеха)

Что появляется после того как отцветет цветок? (семена)

Что случится если исчезнут цветы? (погибнут насекомые, птицам будет нечем питаться, и они погибнут, не будет птиц будут гибнуть деревья)

Флора: Молодцы, дети, хорошо вы знаете цветы. А как их беречь вы знаете?

(ответы)

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто –то еще – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (ответы и рассуждения детей)

Флора: Дети, давайте сформулируем природоохранительные и запрещающие знаки о поведении в лесу, на лугу, в поле.

Нельзя вытаптывать траву, рвать и бросать цветы, собирать букеты цветов.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз, давить муравьев, пчел…

На природе надо убирать за собой мусор.

Нельзя разводить костры

Можно нюхать и любоваться цветами

Наблюдать за бабочками и другими насекомыми.

Можно сфотографировать красоту лесной природы, полянки с цветами, красивых бабочек…

Задание на дом:

Нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.

Флора: Предложу Роме прочитать стихотворение «Май» В. Берестова

Фиалки, ландыши припас

Веселый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем

Пускай цветут на радость людям.

Ритуал окончания занятия «Пирамида добрых дел».

Флора: Давайте построим «пирамиду добрых дел»

Как правильно вести себя на природе, с добром относиться к каждому растению, цветку, давайте пожелаем друг другу, всем нам.

Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь. (Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вверх и говорит:

Прошу вас, дети,

Цветы поберегите

В лесу и в поле ногами не топчите,

Огромные букеты в город не несите!

(пожелания детей)

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добрых дел, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат и запомнят все и пусть они всегда сбываются» - подталкивает лежащие на его ладонях ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Флора: Дети давайте вспомним гимн цветам (дети вместе с воспитателем читаю гимн)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Флора: Вот и закончилось наше путешествие в цветочную страну «Цветляндию».

Литература:

«Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко

«Мир растений» А. И. Иванова

«Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А. Вакуленко

«Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова

«От осени до лета» Л. А. Владимирская

«Познание мира растений» М. Н. Сигимова

«Фольклорно – экологические занятия» Г.А. Лапшина


(для воспитанников подготовительной группы)

Степанова Ольга Николаевна, МБДОУ №14, п.г. т. Зеленоборский

Цели: формирование целостных представлений дошкольников о первых весенних цветах и их многообразии; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к ней, культуру поведения.

Оборудование: 4 лейки, 4 детских ведра, 6 совочков, бросовый материал, клей, ножницы. нитки.

Ход прогулки:

Дети выходят на прогулку, отправляются на станцию экологической тропы «Цветик-семицветик» .

Воспитатель: Ребята, ранней весной, когда ещё в некоторых местах лежит снег, появляются первые весенние насекомые. Как вы думаете, что это за насекомые? (Ответы детей: бабочки, шмели.)

Сегодня на нашем цветнике ждет нас очень интересная встреча, догадайтесь с кем:

От цветка на цветок он, жужжа, перелетает,

Выпивает сладкий сок. Словно солнышко сияет,

Не - пчела, как карамель, Полосатый, толстый... (Шмель)

Теплое солнышко весной разбудит шмелей – насекомых, живущих большими дружными семьями. И почти сразу же они начинают искать первые весенние цветы, чтобы подкрепиться.

Как называют первые весенние цветы? (Ответы детей: первоцветы) Правильно, давайте повторим вместе «первоцветы» . Почему они появляются первыми? (Ответы детей: потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья еще не покрылись листвой.)

Какие цветы появились на нашем газоне первыми? (Ответы детей: подснежники, примулы, незабудки…)

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье!
Всем, кто к ней ни подойдёт.

Ребята, давайте рассмотрим первоцветы и вспомним их названия, я называю цвет, а вы название цветов: красные... – тюльпаны, оранжевые… – календулы, желтые …– купальницы,

зелёные… – листья, стебли, бутоны цветов, голубые… – подснежники, синие… – незабудки,

фиолетовые… – примулы.

Воспитатель: Что вы заметили? (Ответы детей: наш газон похож на радугу, на цветик-семицветик.) Совершенно верно.

Воспитатель обращает внимание на шмеля (взрослый) :

Летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.
Шмель: Здравствуйте ребятки.
Я жужжу, жужжу, жужжу,

Над цветочками кружу.
Я пословиц много знаю,
С вами, дети, поиграю:
Я начну, вы – продолжайте,

Дружно, хором отвечайте:

Первый цветок – ломает ледок; Весна красна цветами, а осень – плодами; Где цветок, - там и медок; Аленький цветок - бросается в глазок; На цвет - и пчелки летят; Хорош цветок, да скоро вянет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему цветок быстро вянет? (Ответы детей: если за ним не ухаживать: не рыхлить, не поливать, не подвязывать тоненькие стебельки, не пропалывать сорняки) . Воспитатель: Верно, цветы, что дети, уход любят. Приглашаю вас посмотреть и подумать, чем мы можем помочь сейчас цветам? Нуждаются ли они в поливке? Появились сорняки? Организуется труд по уходу за цветами: дети делятся на подгруппы - одна подгруппа пропалывает сорняки и рыхлит (с воспитателем) , вторая – поливает цветы, шмель помогает, следит, чтобы дети лили воду под корень растений).

Шмель благодарит детей: На хороший цветок летит даже мотылек. Ребята, а вы знаете значение первоцветов в жизни людей? (Ответы детей: радуют глаз, украшают природу) .

Для чего нужны цветы?
Ясно всем - для красоты!

Шмель: Верно, а ещё пчеловоды с давних пор знают, что первоцветы прекрасные медоносы, а майский мёд самый полезный. Вокруг себя повернитесь, быстро в пчелок обернитесь (проводится физкультурная минутка) : «Над цветком пчела кружит»

Шмель: А теперь друзья - ребятки, Отгадайте – ка, загадки.

Все стихи здесь про цветы. Я их знаю, ну а вы?

Воспитатель загадывают загадки о цветах, дети отгадывают.

Шмель благодарит детей: Молодцы ребятки, отгадали все загадки, прощается с детьми и улетает:

Я жужжу, жужжу, жужжу, над цветочками кружу.

Соберу медок я к чаю, всех вас в гости приглашу.

Воспитатель: ребята, послушайте стихотворение «Цветок» В. Викторова.

Подумайте и скажите, где цветок будет жить дольше в стакане или в цветнике? (Ответы детей) . Как можно проверить? (Ответы детей: провести опыт) . Верно, нужно выбрать два тюльпана. Один цветочек мы срежем и поставим в воду. А другой оставим на газоне и понаблюдаем, какой из них нас будет радовать дольше своей красотой.

Воспитатель: Дети, наше путешествие по станции «Цветик - семицветик» закончилось. Вам понравилось путешествие? Что было, особенно, интересным? (Ответы детей: сегодня мы вместе со шмелем хорошо потрудились, ухаживали за цветами, поставили опыт, полюбовались красотой первоцветов) .

Воспитатель:

Мы цветочки рвать не будем,
И другим сказать спешим:
Пусть приносят радость людям,
Всем - и крохам, и большим!

Подумайте и скажите, чем можно заменить живые цветы? (Ответы детей: сделать из бросового материала, из бумаги) . Приглашаю вас в мастерскую «Волшебный цветок» по изготовлению цветов из бросового материала.

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Подвижная игра «Раз, два, три цветочек найди» .

Словесная игра с мячом «Цветочные названия» , развивать ловкость, глазомер, умение образовывать слова (имена, прилагательные) от названия цветов.

Самостоятельная игровая деятельность детей. Предложить детям атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов» (кассовый аппарат, чеки, цветы (продукты детской деятельности) , наборы открыток, книги о цветах, вазы, упаковочный материал. Обогащать игровой опыт детей, формировать умение исполнять роли продавца и покупателя, консультанта, вести диалог от их имени; связывать покупки с сюжетами ролевых игр, организованных параллельно.

Наталья Сумина

«Берегите первоцветы »

Программное содержание :

*Познание - Расширять представления о первоцветах , бережном отношении человека к природе.

*Коммуникация - развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.

*Социализация - продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.

*Музыка - продолжать формировать умение детей согласовывать движения со словами текста, развивать чувство ритма под музыку.

*Труд - продолжать закреплять умение делать игрушки, сувениры из бросового материала (пластиковые ложки) и других материалов, прочно соединяя части.

*Безопасность – закреплять умение безопасного пользования ножницами.

Ход :

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели и Земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей) .

Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей) .

Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах , которые в народе называют первоцветами или подснежниками , потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени , что весной, увидев первые цветы , они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет » . Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.

Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками) .

1 картинка «Подснежник» - показ слайда или иллюстрации растения.

Выглянул подснежник в полутьме лесной,

Маленький разведчик, посланный весной. Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга;

Пусть на спящей речке неподвижен лед, -

Раз пришел разведчик, И весна придет!

Подснежник - лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологом деревьев и кустарников , в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать- и- мачеха» - показ слайда.

«Растение это – всем нужно!» -

Сказал, очень гордо мне дед.

«Для тех, кто случайно простужен,

Лекарства безвреднее – нет!

Местами ещё лежит снег, а там где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек , появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему : нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш» - показ слайда.

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен.

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.

Ребята, с какими первоцветами вы познакомились ? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

Музыкально-ритмическая композиция Ю. Чичкова "Волшебный цветок".

Есть на свете цветок алый-алый, Дети присели, склонив голову и опустив руки над головой.

Яркий, пламенный, будто заря, Дети медленно поднимаются, поднимая руки над головой.

Самый солнечный и небывалый Повороты с поднятыми руками.

Припев :

Может там, "Пружинки" в правую сторону затем в левую сторону, руки в стороны.

За седьмым перевалом,

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый, Руки вверх, прогибаются назад.

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый, Дети расходятся из круга.

Самый волшебный цветок.

Ля-ля-ля. "Пружинки" на месте : на носочках в одну сторону, затем в другую

Пам-пам, пам-пам-пам.

Ля-ля-ля. Дети возвращаются в круг, наклоняются, руки закрывают голову.

Чтение экологической сказки :

В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами : воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали : «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали : «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?

Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .

Предлагаю сделать подснежник из пластиковых ложечек.

Для этого необходимо : 3 пластиковых ложки, белый пластилин,

ватную палочку, гофрированную зеленую бумагу, ножницы, клей карандаш.

Гимнастика для пальчиков «Цветы»

Дети рассказывают стихотворение :

Эти подснежники, чистые, нежные мы приготовили сами.

Конечно, могли бы сходить мы в лес за живыми цветами.

Но мы решили не рвать цветы, без них в лесу не будет красоты.

А вдруг, печальней птицы будут петь? В лесу на них приятнее смотреть!

Давайте, ребята, еще раз подумаем : а стоит ли покупать букетики первоцветов ? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы ?

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,

Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты!

Берегите цветы ! Спасибо, за внимание!

Наталья Бутузова
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Видео

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы » .

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Воспитатели : Бутузова Наталья Викторовна, Мишина Татьяна Викторовна, воспитатели МБДОУ №210 г. Кемерова

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах , познакомить с подснежником «Сон-трава» , активизировать речь за счет прилагательных;

Развивающие : развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам , воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах ; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Шапочки цветов, весенняя картина, пуфики, телевизор, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы » , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда «Обучалка» в родительском уголке по теме «Первоцветы Кузбасса » .

Ход занятия:

Воспитатель : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель :

Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

Как вы догадались, что это весна?

Хотите послушать, как мягкой поступью идет по земле весна?

(Под музыку Вивальди «Шествие весны» пританцовывая, входит Весна.)

Весна : Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?

Воспитатель : С чем ты, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине.

(На картине нарисованы голубое небо и трава. По ходу работы на картину добавляют : солнце, ручей, деревья и кустарники, подснежники.)

Весна вывешивает картину :

Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)

-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

И, конечно же, распустились первые весенние цветы ! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы , то их еще называют первоцветами . Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ )

А вы любите первоцветы ? За что?

Весна : Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем они говорят.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы » .

(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)

Мать-и-мачеха

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение –

Не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умный и крепкий. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться на полянку и побыть первоцветами , понежиться на весенним солнышке и потанцевать под музыку П. И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник»

Физминутка в виде импровизированного танца.

Встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

-(После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Воспитатель :

Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.

(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава» . Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)

Наталья Дементьева
Конспект НОД в подготовительной группе «Первоцветы»

Цель : организовать образовательную деятельность детей, направленную на развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами .

Задачи :

Познакомить детей с первоцветами : подснежником, пролеской, крокусами, мать-и-мачехой, медуницей, примулой;

Закрепить знание о первоцветах : подснежниках, пролеске, крокусах, мать- и-мачехе, медунице, примуле;

Способствовать обогащению и активации словаря по теме занятия;

Воспитание бережного отношения к природе.

Демонстрационный материал : конверт с изображением грустного цветочка, знаки "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Оборудование : проектор, экран для просмотра презентации «Первоцветы » .

Обогащение словаря : Галантус, пролески, крокус, мать-и-мачеха, медуница, примула.

Ход занятия

1. Мотивационно-организационный этап

Воспитатель : Ребята, нам сегодня принесли письмо (открываем, а там картинка грустного цветка) .

Как Вы думаете, почему цветок грустит?

Хотите узнать, что в письме?

«Ребята, началась весна и в лесу расцвели первоцветы . Но люди рвут первые цветы и топчут , а нам цветам от этого очень грустно. И подпись первоцветы ».

Поможем первоцветам ?

Как мы можем помочь первоцветам ? Что нам для этого нужно делать? (Не рвать цветы, не топтать цветы) .

А как Вы знаете, что такое первоцветы (Ответы детей)

А какие первоцветы растут у нас в лесах (Ответы детей)

Хотите узнать (Ответы детей)

Воспитатель : Первоцветы приглашают нас в гости и хотят, чтобы вы выучили не которые правила, которые помогут первоцветам .

Показ презентации «Первоцветы »

Воспитатель : Едва сбежит звенящими ручейками с пригорков растаявший снег, появятся черные и коричневые проталинки и сразу появляются первоцветы . Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.

Весенним солнечным деньком

В забытом парке городском,

В густых кустах орешника

Проснулись три подснежника.

Раскрыли скромные свои

Бутоны нежной синевы

И робко прошептали :

«Скажите, нас тут ждали?»

Л. Терехова

Пробьются сквозь валежники

Росточками мечты

Жемчужные подснежники –

Молочные цветы.

Ал. Савостьянов, «Жемчужные подснежники»

Воспитатель : Подснежник появляется прямо из-под снега, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только Галантус. Это первый из весенних цветов , который распускается в теплые дни февраля. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром опять цветок подснежника заново открывается и ощущается великолепный аромат.

Под ногой в лесу трещит,

И хрустит валежник.

Ищем мы цветок весны,

Голубой…подснежник.

Воспитатель : В начале апреля в лиственных лесах, под деревьями можно найти одно из самых милых весенних растений голубую пролеску. Пролеску иногда называют голубым подснежником, из-за внешнего сходства с последним, а еще потому, что появляется она, как только сойдет снег. На самом деле это разные растения. Эти голубые или синие цветочки так же не пугают весенние морозы. По народному предсказанию, этот цветок возник из кусочков неба, упавших на землю. Латинское название го – «сцилла» , что в переводе означает морской лук, наверное потому, что цвет его напоминает синеву моря. У многих народов существует поверье, что этот цветок исцеляет больных. Он считается цветком весёлого настроения. Появляется он одним из первых . Стебелёк его тонок и хрупок, а сам цветок вызывает нежные и трогательные чувства. Этот цветок пролеска.

По земле весна гуляет,

Снег в сугробах быстро тает,

Травка новая растёт,

Крокус снова расцветёт.

Крокус маленький цветок,

Словно звёздочки сынок,

Лепестки свои раскроет,

Снегом вешним их умоет.

Носом жёлтеньким чихнёт,

Запах пчёлок привлечёт.

Крокус первый из цветов ,

Что весной цвести готов,

Из земли листочки тянет,

На морозе он не вянет.

Анна Кулагина-Фурсина

Воспитатель : А этот весенний цветок называется крокус. Крокусы начинают цвести уже ранней весной. Яркие невысокие цветки крокуса появляются вместе с первым весенним теплом . Цветут крокусы недолго, всего 5-7 дней. Существуют виды крокусов, которые предпочитают цвести осенью.

Полянкой крокусов, прекраснейших созданий,

Цветов нежнейших, вестников весны,

Украсил тот художник созидая,

Свои проникновенные, весенние холсты.

Воспитатель : Отгадайте загадку, что это за цветок?

Золотым лучом согрет

Вырос солнышка портрет!

Но у желтого цветочка

Временно листочков нет

(Мать-и-мачеха)

Жёлтый глаз из-под земли

Первым дарят нам они .

Как их правильно назвать,

Если им земля, как мать?

(Мать-и-мачеха)

Воспитатель : Что вы знаете о мать-и-мачехе? Как вы думаете, почему цветок имеет такое название? (Ответы детей)

Мать-и-мачеха

У апреля первенцы-цветы

Всюду на лужайках расцвели.

К солнцу поднимают стебельки

Желтые цветочки от земли.

Лепестки похожи на лучи,

К вечеру сожмутся в кулачки.

Утром в небе солнышко взойдет,

Цветик кулачок свой разожмёт.

Лишь головку к солнцу приподнял –

Сам похож на солнышко он стал.

Маленькие солнышки Земли

Мать-и-мачехой в народе нарекли.

Воспитатель : В пасмурную, дождливую погоду цветы мать-и-мачехи закрываются. Закрываются они и к ночи. Утром же, в солнечную пору корзинки мать-и-мачехи открываются вновь. Растет на обочинах дорог и в лесу. Верхняя сторона листа гладкая и прохладная («мачеха» ). Нижняя, белесая от многочисленных волосков, мягкая и теплая – соответственно, «мать» . Является лекарственным растением.

Это прозвище не даром,

У красивого цветка,

Капля сочного нектара,

И душиста, и сладка,

От простуды излечиться

Вам поможет медуница.

В лес пойдёте, не забудьте

Медунице поклонится.

Е. Кожевников.

Медуница, весеница!

Неба синего сестрица.

Как нежны твои листочки!

Как сладки твои цветочки!

Воспитатель : Медуница – лесной цветок. Растёт медуница в лиственных и смешанных лесах – среди кустарников на опушке. Цветёт в начале весны в апреле, мая в неодетом лесу. Называют его так, потому что в нем много нектара, которым питаются пчелы и другие насекомые. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница – это лекарственное растение.

Чуть первый жаворонка привет

Раздался с неба чист и звонок,

Уж самый ранний первоцвет

Из золотых блеснул пелёнок.

Адам Мицкевич

Воспитатель : Этот цветок – примула. Примулу в народе их называют "баранчиками" - молодые листочки, волнистые, похожи на спинки ягнят; а ещё "ключиками" - цветки собраны в соцветие, напоминающие связку ключей. Растет примула в лесах, на сухих опушках. Растение лекарственное.

Воспитатель : Давайте повторим названия первоцветов , с которыми мы познакомились. У каждого цветка номер. Я загадываю загадку, а вы говорите номер и название цветка.

Снег не весь еще сошел,

Обогрелся чуть песок,

А на нем уже расцвел

Желтый маленький цветок.

Я гадаю, что за цвет -

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветёт так рано? (Мать-и-мачеха)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

Какие цветы похожи на подснежники, но только они голубые? (пролески)

Мы в лесок пойдем, там цветок найдем

Сладкое название, синий огонек

Что же это за цветок. (Медуница)

К акой красивый, озорной.

Р астёт, из снега вылез.

О н смелый очень, он лесной.

К ак он морозы вынес?

У стал под снегом замерзать,

С корей на солнце - луч поймать

Первоцвет весенний , ключик от весны,

Не тебе ли снятся, золотые сны. (Примула)

8 слайд, 9 слайд, 10 слайд

Д/и «Что лишнее?» Посмотрите на слайд и скажите, какой цветок лишний и почему? (2 слайда)

8 слайд – лишняя роза – садовый цветок

9 слайд - лишний колокольчик – летний цветок

Воспитатель : Вот Вы и познакомились с первоцветами , которые растут в наших лесах. Но как же люди могут помочь цветам (Ответы детей)

Воспитатель : У меня есть знаки подсказки, как Вы думаете, какие правила они обозначают?

Показ знаков "Не рви цветы", "Не топчи цветы", "Не разводи в лесу костер".

Воспитатель : «Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все : и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны, И не будет красоты!»

Динамическая пауза.

Физкультминутка «Подснежник»

На лесной проталинке,

Спит цветочек маленький (сидят на корточках)

Вот проснулся, потянулся (встают, потягиваются)

И подставил лепестки (руки на пояс, повороты в стороны)

Под солнечные лучики.

Воспитатель : Ребята. А вы хотите попробовать самостоятельно сделать букетик первоцветов (Ответы детей)

Как Вы думаете из чего их можно сделать? (Ответы детей)

Мы с Вами сделаем цветы из бумаги. Показ готовых букетиков

Если цветочки желтые, на какие цветы они похожи? (мать-и-мачеха и примула, а синие и розовые? (на медуницу, голубые и белые? (подснежники, пролески)

Выбирайте ту цветную бумагу, которая Вам понадобится для изготовления цветов.

Воспитатель показывает, как выполнить кустик.

Потом дети самостоятельно вырезают и наклеивают цветы.

Какой ты делаешь первоцвет ?

3. Рефлексивный этап

Воспитатель : Какие цветы Вы сделали? Как еще их можно назвать одним словом? (первоцветы )

Вы довольны своей работой? Что было трудным? (Ответы детей)

Кому покажите свой цветок? Вы можете научить других, делать такие цветы?

Кому Вы подарите цветочек? (Ответы детей)

Интересно ли вам узнать о других первоцветах , которые растут в России и других странах? Где можно узнать? (В энциклопедиях)

Мне было с вами очень интересно.

Литература и ресурсы (иллюстрации) :

1. Литературные – загадки, стихи : «Весенним солнечным деньком» Л. Терехова, «Мать-и –мачеха» Антосыч, «Если я сорву цветок» Т. Собакин, «Жемчужные подснежники» А. Савостьянов, «Крокус» В. Павлова, «Крокус маленький цветок.» стихи для детей Анна Кулагина-Фурсина, стихи Е. Кожевников;

Загрузка...