domvpavlino.ru

Конспект урока _ Давление. Единицы давления. План-конспект урока по физике (7 класс) на тему: Урок физики "Давление. Единицы давления"

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области»

Конспект урока по физике:

«Давление. Единицы давления»

Подготовила:

учитель физики

Захарченко И.Н.

«Опираться только на то,

что оказывает сопротивление»

Блез Паскаль

    Сформировать понятие давления, выявить его причину, а также зависимость от силы и площади поперечного сечения.

    Выяснить единицы измерения, а также способы увеличения и уменьшения давления.

    Научить объяснять опыты и явления, часто встречаемые в жизни.

    Расширить кругозор учащихся, находя физические явления в знакомых предметах быта.

Демонстрации:

    Ящик с гвоздями на противне с песком.

    Пластилин с двумя веревками.

    Кнопки, ножницы, кусачки.

    Картинки, карточки, задачники.

    Презентация.

Ход урока.

1. Организация класса.

2. Изучение нового материала

1). Подготовка к восприятию материала.

а) Какие ассоциации возникают при слове давление? (артериальное)

А ведь прибор, которым измеряют давление, тоже является физическим прибором.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с давлением, как с физической величиной и выясним, от чего она зависит.

б) Сначала давайте послушаем сказку!

Жила – была девочка Маша. Пошла она как – то в лес гулять, да заблудилась. Стала Маша искать дорогу домой, да не нашла. Но вышла на полянку к домику. В этом домике жили три медведя. Это были папа, мама и сынок. Она это определила по следам, которые были около дома. Одни следы были сильно вдавлены, другие поменьше, а третьи и того меньше. Как вы думаете, какие следы кому принадлежат и почему?

2) Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр.66 рис. 81.

По рыхлому снегу идет человек с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге (а). Надев лыжи, он может, идти по снегу почти не проваливаясь (б). Почему?

Значит, давление зависит не только о силы, но и от площади той поверхности, на которую она действует.

А как действует сила на площадь поверхности? (перпендикулярно)

А как давление зависит от силы? (прямо пропорционально)

А от площади поверхности? (обратно пропорционально)

Значит, что бы увеличить давление, надо или увеличить силу, либо уменьшить площадь поверхности и наоборот.

Этот вывод подтверждает еще один опыт.

Дем.1: доска с гвоздями

Почему в 1 случае проваливается, а во 2 – нет?

Так какое определение мы можем дать исходя из этих примеров? (стр.67)

Раз это физическая величина, значит ее можно вычислить. Зная, что давление зависит от силы и площади поверхности можно получить формулу:

Какие же единицы измерения имеет давление? Если посмотреть на единицы измерения силы и площади поверхности, то единица измерения будет следующей:

Биография Блеза Паскаля.

Физкультминутка:

Как можно быстро удвоить давление на пол?

Поработали мы с вами хорошо! Надо отдохнуть.

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова - это два.

Руки вниз - вперед смотри - это три.

Руки в стороны пошире - на четыре.

С силой их к плечам прижать - это пять.

Всем ребятам тихо сесть - это шесть.

3) Закрепление

а) Работа в группах

1группа: Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи?

2 группа: Одинаковые ли давления производят на стол кирпичи?

3 группа: В каком случае стакан производит наибольшее ив каком наименьшее давление и почему?

4 группа: Пластилин и две веревки. Какой веревкой легче перерезать пластилин и почему?

5 группа: Как расположить книги, чтобы они оказывали наименьшее давление на стол?

6 группа: В каком случае груз оказывает большее давление на пол? Почему в 1 случае приходиться прикладывать большую силу?

Вариант 1

1 . В каких единицах измеряют давление?

А. Н. Б. Па. В. м 2 .

2 . В каком положении брусок оказывает наибольшее давление на опору?

A. В положении 1.

Б. В положении 2

В. В положении 3.

3 . Чем... площадь опоры, тем... давление, производимое одной и той же силой на эту опору.

A. больше; меньше.

Б. больше; больше.

B. меньше; меньше.

4 . Давление тела на поверхность зависит от...

A. модуля силы и от площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

Б. модуля силы и не зависит от площади поверхности, на которую действует сила.

В. площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила.

5 . Станок весом 12000 Н имеет площадь опоры 2,5 м 2 . Определите давление станка на фундамент.

A. 48 Па. Б. 25000Па. B. 4800 Па.

Вариант 2

1 . Выразите в паскалях давление 10 кПа.

A. 10 000 Па. Б. 100 Па. B. 1000 Па.

2 . В каком положении брусок оказывает наименьшее давление на опору?

A. В положении 1.

Б. В положении 2.

B. В положении 3.

3 . Режущие и колющие инструменты затачивают для того, чтобы.., давление, так как чем... площадь опоры, тем... давление.

A. увеличить; больше; меньше.

Б. уменьшить; больше; больше.

B. увеличить; меньше; больше.

4 . Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности, называется...

A. силой давления. Б. давлением. B. весом тела.

5 . Игла при проигрывании грампластинки давит на нее с силой 0,3 Н. Какое давление оказывает игла, если площадь ее острия равна 0,0003 см 2 ?

A. 1 МПа. Б. 10 МПа. B. 100 МПа.

в) Рассказ: Пошли два друга Саша и Сережа на речку кататься на коньках. А надо сказать, что Серёжа был не в ладах с физикой, считал, что она ему не пригодится в жизни. Серёжа с увлечением скользил по гладкому льду и не заметил, как выехал на тонкий лёд. Лёд треснул, и Сережа провалился в полынью. Ему уже удалось, было вырваться и её плена, но он сразу же встал на ноги, и лёд опять проломился. Саша закричал ему, что надо выбираться ползком. Ответьте, почему Саша посоветовал Серёже выбираться ползком?

3. Закрепление по опорному конспекту.

4. Домашнее задание.

Цели урока:

  • На основе наблюдений и экспериментов сформировать зависимость давления от силы давления и площади поверхности опоры;
  • Научить высказывать свое мнение, анализировать и сопоставлять различные точки зрения;
  • Находить способы решения задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жизни и в будущей профессиональной деятельности;
  • Развивать интерес к физике, логическое мышление, познавательные и творческие способности.

Тип урока. Комбинированный.

Способ подачи учебного материала. Объяснительно-иллюстративный.

Метод обучения. Фронтальный.

Практическая направленность урока. Разностороннее рассмотрение объектов, выявление их свойств, взаимосвязей.

Инструментарий ЗУН. Диалог-беседа, комбинированный опрос, тесты, творческая работа.

Оборудование.

  • компьютер,
  • мультимедиапроектор,
  • аквариум с песком,
  • небольшая доска с гвоздями с большой шляпкой,
  • гиря,
  • картон,
  • кнопки, болты,
  • прямоугольный параллелепипед,
  • плоскогубцы, круглогубцы, шило, кусачки, скальпель шприц,
  • нож, ножницы.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Цели и задачи урока
  3. Актуализация опорных знаний учащихся
  4. Объяснение нового материала
  5. Закрепление нового материала (контроль ЗУН)
  6. Рефлексия

Ход урока

I. Обобщение изученного материала.

1. Фронтальное повторение .

А) В результате чего может измениться скорость тела?
Б) Что такое сила?
В) Чем характеризуется сила?
Г) Какие силы изучили?
Д) Каким способом можно распознать силы?
Е) В каких единицах измеряется сила?
Ж) Как называется прибор для измерения силы?

2. Актуализация знаний.

  • Разгадать кроссворд.
  • Вопросы к кроссворду.
    1. Явление, при котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.
    2. Физическая величина, которая характеризует инертность тела.
    3. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.
    4. Мельчайшая частица данного вещества.
    5. Физические явления, связанные с изменением температуры тела.
    6. Измерительный цилиндр.
    7. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
    8. Какая физическая величина измеряется в секундах?

    Записываем тему урока: “Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления”.

    II. Изучение нового материала.

    Придерживаясь плана изучения новой физической величины, выясняем с помощью демонстрационного эксперимента, от чего зависит давление.

    Дощечку, в углы которой вбиты два гвоздя с широкими шляпками, устанавливаем на песке так, чтобы были расположены остриями вниз. Затем на доску кладем гирю. Под действием увеличивающейся силы давления, гвозди значительно углубляются в песок. После обсуждения учащиеся делают вывод, что давление прямо пропорционально силе давления:

    Что вы заметили?

    Кнопка легко входит в картон, а стержень не прокалывает картон. Почему?

    Рассмотрите внимательно поверхность острия кнопки и стержня.

    Обратимся к демонстрации. Переворачиваем доску и ставим шляпки гвоздей на песок; сверху помещаем гирю и сравниваем погружение гвоздей в песок, когда они располагались остриями вниз. Почему во втором случае шляпки гвоздей только незначительно вдавливаются в песок?

    Рассуждая, учащиеся приходят к выводу, что давление больше, если площадь опоры меньше, и наоборот:

    Следует обратить внимание учащихся на то, что во всех опытах силы действовали перпендикулярно поверхности тела. Далее записываем формулу для определения давления на поверхность твердого тела: Р=.

    Характерная особенность давления действует вдоль направления действия силы.

    Сформулируйте определение давления, исходя из написанной формулы.

    Определение. Давление – физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

    Выводим единицы измерения давления

    За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м 2 , перпендикулярно этой поверхности.

    Какие приборы необходимы, чтобы измерить давление? (Динамометр и линейка.) Здесь демонстрируются слайды с изображениями различных видов динамометров и линеек.

    Для первичного закрепления изученного материала проводим фронтальный опрос.

    1. С какой новой физической величиной вы познакомились?
    2. От чего зависит давление и как?
    3. В каких единицах измеряется давление?

    Далее на демонстрационный стол помещаем прямоугольный параллелепипед. Как его необходимо расположить, чтобы он оказывал на поверхность наибольшее (наименьшее) давление? После предположений, высказанных учащимися, высвечиваем на экране таблицу.

    Еще раз убеждаемся, что наибольшим давление будет при наименьшей площади опоры; и, наоборот, при увеличении площади опоры давление уменьшается.

    Согласно плану изучения новой физической величины, необходимо рассмотреть практическое использование давления.

    Учащиеся делают сообщения, приведенные ниже.

    Останкинская телебашня

    Общая высота Останкинской телебашни 540 метров. Она состоит из трех частей: фундамента, железобетонного ствола высотой 385 метров и стальной трубчатой опоры для антенны – 155 метров.

    Фундамент башни представляет собой десятигранную бетонную плиту со средним диаметром 60 метров, шириной 9,5 метров и глубиной залегания в грунт 3,5 метров. Останкинская телебашня опирается на фундамент десятью ножками, площадь опоры каждой 4,7 квадратных метра. Масса башни 32000 тонн. Давление, производимое башней на фундамент, равно 9,4?10 6 Па, а давление фундамента на грунт составляет всего лишь 0,102?10 6 Па. Строительство башни продолжалось 54 месяца. Это одна из достопримечательностей столицы.

    Кто сказал “Вау”?

    Вряд ли кому-нибудь могло прийти в голову, что рано или поздно под старинной автомобильной маркой Dolge будет выпущен… мотоцикл. И главное – какой! Его движение обеспечивает 500-сильный 10-цилиндровый двигатель. Рискнувшему оседлать этого монстра обещана скорость до 670 км/ч. У этого транспортного средства, названного “Томагавк”, вместо привычных двух мотоциклетных четыре колеса на индивидуальной подвеске. Колеса сближены друг с другом наподобие самолетного шасси и обуты в мотоциклетные шины шириной 15 сантиметров каждая. Кажется. Что при такой схеме мотоциклист лишается возможности сохранять устойчивость, накреняя свой снаряд. Но именно поэтому в “Томагавке” парные колеса закреплены независимо друг от друга. И при прохождении поворота, когда мотоцикл почти ложится на бок, ход подвески внешних и внутренних колес будет разным.

    Этот мотоцикл – блестящий образец того, на что способен творческий ум, которому предоставлена свобода.

    Медный всадник.

    Глядя сейчас на Медного всадника, трудно что-либо выделить. Все слито воедино. Всадник с конем. Оба они с камнем. Но в период создания все это было порознь.

    Сейчас, смотря на памятник, мы восхищаемся его красотой. Но следует оценить инженерное решение: ведь на четырех копытах стоит вздыбленный конь! Тремя точками опоры: задние ноги и…змея, которая олицетворяет попранного, раздавленного копытами врага, установлена скульптура бронзового коня, готовящегося к броску на скаку на камень-великан. В давние времена в камень ударила молния, оставив на нем глубокую трещину. Поэтому и прозвали его Гром -камнем.

    Окованный со всех сторон камень выглядел могучей горой. Четыреста человек тянули и тянули камень, продвигаясь за сутки на 20 – 30 шагов. Скульптура была отлита, Гром-камень обработан, и 7 августа 1782 года памятник был открыт.

    Высота памятника около 12 метров.

    Все рассказы учащихся сопровождаются показом красочных слайдов по теме сообщения.

    Далее следует отметить, что не всегда давление необходимо уменьшать. В различных видах деятельности человека требуется увеличить давление. Иглы, лезвия, режущие предметы остро оттачивают, чтобы при малых силах на острие создавалось большое давление. Давление иглы швейной машинки – 5?10 8 Па, давление каблука-шпильки – 0,025?10 8 Па, Давление плоской подошвы – 30000 Па, давление лыжника на снег – 400 Па. Природа вооружила живой мир для создания большого давления клювами, иглами, когтями, зубами, жалами. При помощи мультимедийного проектора демонстрируем способы изменения давления в животном мире. Следует отметить, что человек позаимствовал у природы способы увеличения и создал различные инструменты. Демонстрируем учащимся стенд, на котором помещены: шило, скальпель, шприц, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, нож, ножницы.

    Учащимся было дано задание – подобрать пословицы о давлении. Были приведены следующие:

    1. Как на колючку наступить, так она и войдет в тело.
    2. На одной лыже не катаются.
    3. От града гранит не рассыплется.
    4. Шила в мешке не утаишь.
    5. И у маленькой кроватки должны быть четыре ноги.
    1. Тебе по болоту ходить привелось. Легко тебе было? Вот то-то. Тогда почему же огромнейший лось так быстро бежит по болоту?
    2. Отчего, чаруя око, нас царапает жестоко. (Роза.)
    3. Как корабль по морю в пустыне я плыву. Своею легкой поступью любого удивлю. (Верблюд.)

    Закрепление пройденного. Решение качественных задач.

    1. Почему у трактора делают широкие гусеницы?
    2. Как можно увеличить ваше давление на пол в два раза?
    3. Почему боксеры ведут бой в перчатках?
    4. Как передвигаться по хрупкому льду, чтобы спасти человека?

    В конце урока учащимся предлагается тест.

    Вариант 1

    1. Физическая величина, имеющая размерность паскаль (Па), называется:

    а) сила; б) масса; в) давление; г) плотность.

    2. Силу давления увеличили в 2 раза. Как изменится давление?

    а) уменьшится в 2 раза; б) останется прежним; в) увеличится в 4 раза; г) увеличится в 2 раза.

    а) Р=F ? S; б) Р=; в) Р=; г) Р=const.

    4. Какое давление на пол оказывает ковер весом 200 Н, площадью 4 м 2 .

    а) 50 Па; б) 5 Па; в) 800 Па; г) 80 Па.

    Вариант 2

    1. Как изменится давление, если площадь поверхности увеличить в 2 раза?
    2. а) уменьшится в 2 раза; б) увеличится в 2 раза; в) не изменится; г) уменьшится в 4 раза.

    3. Два тела равного веса поставлены на стол, как показано на рисунке. Одинаковое ли давление они производят на стол?
    4. а) одинаковое; б) первое меньше, чем второе; в) второе меньше, чем первое; г) не производят давления.

    5. Почему санки для катания по снегу должны иметь более широкие полозья, чем для катания по льду?
    6. а) чтобы увеличить давление; б) чтобы не оказывать давления; в) чтобы увеличить площадь; г) чтобы уменьшить давление.

    7. Какое давление на пол оказывает человек весом 600 Н, если площадь подошв его обуви 0,06 м 2 ?
      а) 0,1 Па; б) 10 Па; в) 1000 Па; г) 10000 Па.

    Используемые ресурсы

    1. Алмаев Л.В. Тесты по физике.
    2. Кирик Л.А. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, М.: “Илекса”, 2004.
    3. Книга для учителей “Я иду на урок”, М.: “Первое сентября”, 2000.
    4. Перышкин А.В. Физика 7 класс, М.: “Дрофа”, 2001.
    5. Журнал “Физика в школе” //Из опыта использования мультимедийных технологий на уроках физики //Т.А. Осипова, А.А. Шляго.

    Таблица с нормами артериального давления у детей по возрасту лежит под стеклом у многих педиатров. Родителям рекомендуется отксерокопировать и иметь дома эту табличку. Зачем? Чтобы избежать ненужной паники или своевременно выявить отклонения от нормативов, когда ребенок капризничает и жалуется на головные боли. Да, родители не ослышались. Детские показатели намного отличаются от стандартных 120/80, поэтому стоит рассмотреть, какие цифры допустимы для малышей в зависимости от возраста.

    Таблицы детских норм

    Чем младше ребенок, тем шире у него просвет артерий, а значит, ниже АД и чаще пульс. Например, малыш в год отлично чувствует себя при показателях 90/50 и с сердцебиением 130. Для взрослого человека такие цифры стали бы поводом для медицинского обследования на гипотонию и тахикардию.

    По мере роста детей давление будет повышаться, а пульс постепенно замедляться. Артериальное давление у детей 8 лет в норме уже составляет 100/60, а число сокращений сердца снижается до 80-90 в минуту. Существенная разница? Именно поэтому таблица соотношения детского АД и пульса должна быть у всех родителей.

    Нормальное систолическое (верхнее) АД.

    Допустимое диастолическое (нижнее) давление

    Пульсовые показатели

    0-1 месяц 60-80 40-70 110-170
    1 месяц – год 80-110 50-70 100-160
    1-4 года 100-110 60-70 90-140
    4-6 лет 100-110 60-70 85-125
    6-8 лет 100-120 60-70 75-115
    8-12 лет 100-120 70-80 70-110
    12-15 лет 110-130 70-85 70-105

    Следует отметить, что максимальный систолический или диастолический артериальный показатель считается критическим. Если он сохраняется длительное время, то может стать признаком развития детской гипертонии. Родителям необходимо внимательно следить за самочувствием детей и немедленно обратиться к врачу, если возникли такие симптомы:

    • повышенная утомляемость;
    • нарушение концентрации внимания (у школьников падает успеваемость, а малыши становятся неусидчивыми);
    • беспричинные носовые кровотечения;
    • головные боли;
    • снижение остроты зрения;
    • проблемы с координацией;
    • тошнота и рвота;
    • нарушения чувствительности кожи (в тяжелых случаях развиваются парезы).

    Вышеперечисленная симптоматика служит тревожным признаком и требует немедленной консультации у педиатра.

    Правильные ли замеры?

    Существует несколько методик контроля давления:

    1. Аускультативный. Его до сих пор используют врачи, проводя замеры с помощью фонендоскопа и механического тонометра.
    2. Осциллометрический. Лежит в основе действия всех электронных приборов.
    3. Допплерографический. Эта разновидность УЗИ дает возможность определения систолического давления у новорожденных и грудничков. В более позднем возрасте не применяется.

    Если допплерография требует специальной аппаратуры, то первые 2 способа могут использоваться в домашних условиях. Для получения достоверных результатов необходимо соблюдать ряд правил:

    1. Манжетка по возрасту. Использование взрослого варианта на маленькой ручке, когда возникает необходимость придерживания ее пальцами, искажает результат. Детские манжетки можно приобрести в большинстве аптек или в интернет-магазинах, достаточно лишь указать возраст малыша.
    2. Удобное положение. Детям до 2 лет рекомендуется измерять давление лежа, а тем, кто постарше, можно провести процедуру сидя. Главное условие: рука с манжетой расслаблено укладывается на ровной поверхности, а малыш при этом не должен испытывать страха или беспокойства.

    Временно исказить результат может следующее:

    • недосып;
    • переедание;
    • плохое настроение;
    • усталость;
    • большая физическая активность;
    • погодные условия;
    • страх (в первое время малыш может сильно бояться незнакомой процедуры).

    Однократное повышение или понижение показателей не повод для паники. К педиатру нужно обратиться, если нарушения сохраняются в течение 3-4 дней или сопровождаются выраженным ухудшением самочувствия.

    Например, норма артериального давления у детей 7 лет - 100/60, а замеры по утрам показывают 120/80, но постепенно показатели снижаются в течение дня до привычных нормативов. Скорее всего, причина не в заболевании, а в неправильных условиях сна. Возможно, нужно заменить спальные принадлежности или позаботиться об улучшении вентиляции комнаты.

    Почему развивается детская гипо- и гипертензия

    Рассмотрев, какое артериальное давление должно быть у детей, можно сделать вывод, что все они гипотоники и чем младше, тем ниже напор крови в сосудах. Но у малышей, как и у взрослых, АД может патологически повышаться.

    Причины гипертонии

    Артериальную гипертензию в детском организме провоцируют следующие факторы:

    • болезни почек;
    • эндокринные сбои;
    • повышение сосудистого тонуса;
    • патологии головного мозга.

    К причинам, вызывающим временную гипертензию, относят изменение гормонального фона при половом созревании и стрессовые условия.

    Нередко гипертонический синдром наблюдается у 7-8-летних ребятишек в связи с началом школьной учебы. Это связано с тем, что у бывшего детсадовца резко меняется образ жизни, появляются новые обязанности и требования.

    Если норма у ребенка часто находится на верхней границе или превышает допустимые показатели, то стоит пройти немедленное обследование у врача для своевременного выявления патологии.

    Если болезнь не диагностирована, то стоит обратить внимание на физиологические причины. Возможно, дети мало отдыхают, слишком стараются соответствовать требованием взрослых или плохо спят.

    Родителям, для дополнительного развития записывающим своих ребятишек в различные кружки и секции, стоит помнить, что чрезмерные нагрузки на детский организм опасны. Недостаток полноценного отдыха неблагоприятно сказывается на здоровье.


    Факторы, провоцирующие гипотонию

    Провоцировать временную гипотензию может следующее:

    • обильная еда;
    • неподвижное пребывание в духоте;
    • физическое переутомление;
    • умственные перегрузки;
    • длительные физические нагрузки;
    • недостаток активности;
    • частые простудные инфекции;
    • быстрый рост.Когда костная система стремительно растет (обычно это наблюдается у детей 8-9 лет), то временно развивается физиологическая гипотензия, не требующая специального лечения.

    Длительной гипотонии в детском возрасте почти не встречается. Это связано с тем, что по мере роста артерия становится более эластичной, а ее просвет понемногу сужается, благодаря чему давление постепенно возрастает. Но все же не стоит игнорировать пониженное АД: если гипотонический синдром сохраняется длительно, то он может стать первым признаком развивающихся заболеваний:

    • патологии сердца (пороки, сердечная недостаточность);
    • сахарный диабет;
    • анемия (при этом состоянии дополнительными симптомами станут тахикардия и бледность кожи);
    • авитаминоз;
    • аллергические реакции;
    • травмы головы;
    • гипотиреоз.

    Длительная гипотензия опасна тем, что при недостаточном АД ткани организма недополучают кислород и питательные вещества, а это может спровоцировать отставание от сверстников в умственном и физическом развитии.

    Если нормальный показатель АД часто отклоняется в большую или меньшую сторону, то это повод для врачебного обследования. Нередко изменение артериального давления служит первым признаком развития серьезных отклонений у маленьких пациентов.

    Лечение назначит врач в соответствии с полученными данными обследования, а родителям будут даны такие рекомендации:

    1. Уменьшение стрессовых обстановок. Конечно, совершенно защитить ребенка от волнений не получится, но вполне можно обеспечить дома тихую и спокойную обстановку.
    2. Нормализация режима дня. Нужно следить за тем, чтобы ребенок своевременно ложился спать и отдыхал днем. По поводу дополнительных занятий в кружках или секциях лучше предварительно проконсультироваться с педиатром.
    3. Ограничение пользования компьютером или телевизором. Отнять у современного ребенка комп или планшет сложно, и маме с папой придется проявить настойчивость и такт, чтобы не спровоцировать ухудшение состояния. Оптимальным вариантом будет предложить ребенку интересную замену, например, клеить замки из картона или другие развивающие игры.
    4. Умеренные физические нагрузки. Гиподинамия не менее вредна, чем непосильные упражнения, а вот дозированная активность поможет стабилизировать тонус сосудов и укрепить иммунитет. Если нет врачебных противопоказаний, то можно заняться плаванием, верховой ездой или просто гулять на свежем воздухе в парке.
    5. Чипсы, кола, фастфуд и другие вредные продукты должны полностью исчезнуть из детского рациона. В меню следует ввести больше молочной продукции, овощей и фруктов. Не стоит забывать и о животной белковой пище. Мясо и рыба необходимы для растущего организма, но готовить их рекомендуется без специй и не жарить, а запекать в духовке или отваривать. Конечно, детям, особенно маленьким, сложно объяснить необходимость диеты, но если на здоровое питание перейдет вся семья, то малыши с удовольствием последуют примеру взрослых.
    6. Контрастный душ. Хорошо регулирует сосудистый тонус чередование горячей и холодной воды. Сначала обливание может показаться детям неприятным. Но, проявив немного настойчивости и такта, можно приучить малыша к этой процедуре.

    Дети не меньше взрослых страдают от колебаний артериального давления, но не всегда могут сформулировать свои жалобы. Задача родителей – своевременно заметить ухудшение состояния ребенка, а таблица детских нормативов поможет обнаружить признаки гипо- и гипертензии.

    Ну что, любители спорта и здорового образа жизни, вы тоже, как и многие другие столкнулись и прочувствовали на себе тот факт, что при физической нагрузке повышается артериальное давление, и даже испугались этого? А может, и вовсе решили бросить спорт и оградить себя-гипертоника от любых манипуляций, воздействующих на сердечно-сосудистую деятельность.

    И совершенно напрасно! Ну посудите сами, в организме человека, который пристрастился к спортивным занятиям, улучшается кровообращение, это воздействует на гипоталамус, надпочечники и головной мозг. Вследствие этого производится дальнейший выброс адреналина в кровь, увеличивается ЧСС, возрастает кровоток и, как итог, повышается артериальное давление.

    Быстрота кровотока напрямую зависит от той или иной интенсивности физической нагрузки, благодаря которой улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы:

    1. Кровь лучше начинает циркулировать по кровеносным сосудам, затрагивая все органы и системы человеческого организма.
    2. Организм обильно снабжается кислородом.
    3. Стенки сосудов начинают интенсивнее сокращаться, подтягиваться, тем самым регулируя кроветворение.
    4. Обменные процессы и гормональный фон в организме улучшаются.

    Из вышеперечисленного следует, что когда АД после занятий спортом поднимается, это считается нормой, если только допустимые показатели не превышены. Ведь перегруз может негативно влиять не только на деятельность сердечно-сосудистой системы, но и на весь организм в целом.

    Показатели для каждой возрастной категории различны, в связи с чем спортивные тренировки рекомендуется проводить так, чтобы не навредить собственному организму. Поэтому необходимо придерживаться определённых правил, помогающих контролировать артериальное давление и деятельность сердечно-сосудистой системы.

    Для того чтобы при физических нагрузках или после них не спровоцировать момент повышения артериального давления, необходимо:

    • Во-первых, посещать и прислушиваться к специалистам в области медицины.
    • Во-вторых, контролировать уровень АД, то есть измерять артериальное давление, в особенности если человек профессионально занимается спортом. Делать замеры нужно за 15 минут до начала тренировки и через 10 минуток после неё.
    • В-третьих, при любых физических нагрузках необходимо надевать на себя правильную, не стесняющую тело одежду.
    • Для лучшего насыщения организма кислородом целесообразнее проводить тренировки и спортивные мероприятия на улице или в хорошо проветриваемом помещении.
    • При упражнениях физического характера рекомендуется поглощать в сутки до 2 литров воды, а с увеличением интенсивности занятий – до 2,5 в день.

    Противопоказания

    От занятий спортом целесообразнее отказаться в следующих случаях:

    • Если в обыденной жизни у человека АД скачкообразное.
    • Имеется патология сердечной деятельности, в особенности наряду с артериальным давлением.
    • Если человек после тренировки, а именно через полчаса после неё, ощущает боль в сердце.

    Поэтому десять раз подумайте, прежде чем отказываться от спорта и лишить свой организм элементарнейшего здоровья.

    Можно ли быстро снизить АД домашних условиях

    1. Как снизить давление в домашних условиях
    2. Снижение давления при помощи растительных средств
    3. Препараты, помогающие снизить АД
    4. Как снизить давление 150 на 100?

    Как быстро снизить давление в домашних условиях желают знать многие. С резким повышением АД хотя бы раз в жизнь сталкивался каждый человек, заблуждением будет считать, что с таким недугом сталкиваются только во взрослом возрасте и, если вы молоды, вам не нужно знать. как можно снизить давление в домашних условиях.

    Заболевание значительно «помолодело», повышение АД диагностируется даже у подростков 12-15 лет. Оно сопровождается головной болью, проблемами с почками, инсультами и инфарктами. Если вы диагностировали у себя повышение АД, немедленно нужно принять меры для его нормализации.

    Для людей среднего возраста нормой давления считаются показатели 120-140/80-90 мм рт. ст. Если давление свыше 140/90 мм рт.ст. медики относят его к признакам артериальной гипертензии и советуют, чем снизить высокое давление. У взрослых повышенное давление делится на три степени:

    1. 1-ой степени: систолическое составляет 140-160 мм рт.ст., а диастолическое 90-100 мм рт.ст.;
    2. 2-ой степени: 160-180/100-110 мм рт.ст.;
    3. 3-ей степени: систолическое от 180 мм рт.ст и выше, а диастолическое свыше 110 мм рт.ст.

    Показатели повышенного давления у детей и подростков несколько отличаются. Показатели нормы АД колеблются в зависимости от возраста ребенка.

    Так у новорожденных показатель систолического давления составляет 70-75 мм рт.ст. , к году оно вырастает до 90 мм рт.ст. К 10 годам оно вырастает до 100/65 мм рт.ст, а обычного показателя 120/80 достигает только к 12-ти годам. Нормой будет давление 130/80 мм рт.ст. у подростков в возрасте 12-17 лет.

    Как снизить давление в домашних условиях

    Если у вас незначительное повышение давления, попробуйте воспользоваться следующими советами, не прибегая к приему лекарственных трав и препаратов.

    Снижение давления при помощи растительных средств

    Не смотря на то, что эти средства помогают снизить давление, ими можно лишь снять симптомы. Полного излечения добиться при помощи трав невозможно.

    Травы при лечении АД помогают не всегда. Тогда необходимо прибегнуть к помощи медикаментов. Необходимые лекарства подбираются для каждого пациента индивидуально.

    При лечении медикаментами большое значение имеет изменение образа жизни и питания. Больному необходимо отказаться от курения, наладить режим питания, снизить массу тела и выполнять физические упражнения.

    Диета предусматривает отказ от соли, уменьшение объема потребляемой жидкости, необходимо исключить животные жиры. Необходимо потреблять продукты, содержащие клетчатку, магний и кальций.

    Выбирая, как снизить давление быстро таблетками, помните, что при помощи препаратов вы добьетесь временного действия. Лечение повышенного АД требуется проводить на протяжении всей жизни ежедневно.

    Препараты для снижения АД не дешевые, если ваше материальное положение не позволяет регулярно тратиться на дорогостоящие препараты, стоит тщательно подойти к выбору лечения и подобрать препарат, оптимальный по цене и качеству.

    Препараты, помогающие снизить АД

    Фармацевтический рынок предлагает широкий выбор гипотензивных (снижающих АД) препаратов, которые способны нормализовать давление. Различаются они по методу действия и силе воздействия. Существует 4 вида антигипертензивных средств:

    • Нейротропные препараты, снижающие повышенный тонус симпатической нервной системы;
    • Угнетающие систему ренин-ангиотензин;
    • Миотропные сосудорасширяющие препараты;
    • Диуретические средства.

    Нейротропные гипотензивные препараты

    Снижение АД производится при помощи воздействия на центры симпатической нервной системы, поэтому нейротропные средства делят на препараты центрального и периферического действия.

    Препараты центрального действия:

    • Моксонидин;
    • Метилдопа;
    • Гуанфацин.

    Клонидин является а2-адреномиметиком, который применяется с целью эффективной стимуляции а2А-адренорецепторов продолговатого мозга, возбуждения тормозных нейронов и центров вагуса (именно они являются причиной угнетения сосудодвигательного центра). Данное средство часто рекомендуется в случае гипертонического криза.

    Регулярный прием Клонидина оказывает седативное действие, которое проявляется в рассеянности мыслей, депрессивном состоянии, импотенции, сухости глаз. Необходимо подчеркнуть, что быстрое прекращение использование также не рекомендуется, поскольку существует риск развития синдрома отмены: повышается давление и даже развивается гипертонический криз.

    Неотложная помощь при гипертоническом кризе — должен знать каждый.

    Моксонидин помогает срочно снизить давление в домашних условиях, отвечает за снижение активности сосудодвигательного центра, уменьшая тонус сосудов и сердечный выброс. Специалисты рекомендуют его в качестве средства для постоянного приема.

    Метилдопа оказывает действие через 3-4 часа после приема и сохраняет результат в течение суток.

    Гуанфацин воздействует на организм в течение суток и рекомендуется в качестве препарата против гипертонии.

    Среди препаратов периферического воздействия выделяют:

    • Ганглиоблокаторы, которые расширяют венозные и артериальные сосуды, а также ослабляют сердечные сокращения;
    • Симпатолитики - способны снижать выделения норадреналина, оказывая положительный эффект на уменьшение давления (венозного и артериального);
    • А-адреноблокаторы, которые отвечают за стимуляцию иннервационной активности, влияющей на вены и артерии.

    Среди средств, способных угнетать систему, следует уделить внимание на следующие:

    • Аккупро;
    • Каптоприл;
    • Капозид;
    • Лизиноприл.

    Не менее эффективными оказываются миотропные гипотензивные препараты, которые расслабляют кровеносные сосуды и тем самым снижают артериальное давление. Если вы ищите чем в домашних условиях снизить давление, самыми распространенными медикаментами являются:

    Перед приемом любого препарата следует предварительно проконсультироваться со специалистом.

    Артериальное давление – один из важнейших показателей жизнедеятельности человека, а именно сила, с которой поток крови в сосудов давит на стенки. Его уровень зависит от объема крови, которую сердце пропускает через себя за минуту.

    Для здорового взрослого человека абсолютная норма — 120/80 мм. рт. ст., 130/85 мм. рт. ст. – уже слегка повышенным и лучше заранее знать, как снизить давление без таблеток. Небольшой подъем давления не опасен, даже не заметен. Но при серьезных скачках возникают головные боли, тошнота, чувство тревоги, головокружение, шум в ушах, боли в районе сердца, вплоть до потери сознания.

    У каждого человека существует ряд вещей, которые он активно скрывает, в том числе собственное состояние здоровья. Те, кто не хочет выдавать наличие гипертонии (постоянно повышенного артериального давления) при медицинском осмотре, могут без особых затруднений его скрыть.

    Самый простой и незатейливый способ снизить давление перед медосмотром– это приготовить завтрак сугубо из продуктов, понижающих давление. А именно: йогурты, простокваши, кефир, миндаль, шпинат, брокколи, сельдерей, укроп.

    Особое внимание стоит удалить чаям и отварам из трав, которые быстрее усваиваются и соответственно быстрее действуют на организм. К таким относятся зеленый и черный чаи, отвары из ромашки, мяты, календулы, укропа пахучего и многих других.

    Как снизить давление 150 на 100?

    Артериальное давление, которое без видимых причин поднялось до уровня 150/100 мм. рт. ст. доставляет серьезный дискомфорт. Первый и самый распространенный способ его снижения давления 150 на 100 – это медикаментозный.

    Чаще всего используют столовый уксус, а точнее его раствор (5-6%). Компресс накладывают на ступни (не больше 20 минут) и параллельно протирают виски и затылок смоченной в растворе тканью. Воду желательно использовать чуть выше комнатной температуры.

    Подобный эффект производят и горчичники. Их кладут на плечи. Низ шеи и область икроножных мышц. Под влиянием температуры, сосуды начнут расширяться и в течении 10-15 минут и у вас получится снизить давление в домашних условиях.

    Этот способ может показаться не эффективным, но не стоит обманываться. Он помогает снизить давление без лекарств в домашних условиях. Лучшее лекарство от повышенного давления – это спокойствие.

    Даже когда уровень уже критический и голова раскалывается, необходимо расслабиться. В первую очередь – занять удобно положение, сидя или лежа не имеет значения.

    Желательно убрать все раздражающие факторы и начать дыхательную гимнастику, а именно – глубокий вдох и на выдохе задержка в 7-8 секунд. Длительность выполнения — 3-4 минуты.

    Если все сделать правильно, то можно снизить давление с помощью дыхания и оно упадет на 20-30 единиц. При необходимости можно повторить после перерыва в несколько минут.

    Для поддержания нормального артериального давления достаточно вести здоровый образ жизни, соблюдать режим сна и максимально исключить стрессы, переживания и любые негативные эмоции. Ведь не зря тибетские монахи говорят о том, что счастливый человек не может быть больным.

    Конспект урока по физике Шендер Валентина Николаевна Тема урока: Давление. Единицы давления Класс: 7 класс Место в теме: 1 урок. Цель: ввести понятие о давлении и его единицах, показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту, технике. Задачи: 1. Обучающие:  Создать условия для осознания и осмысления разницы между понятиями сила и давление.  В результате эксперимента формировать практические умения и освоение и понимание сущности метода естественно научного познания. 2. Развивающие:  Развивать способность использовать знания и умения в новой, незнакомой ситуации.  Добиваться правильного произношения и написания, толкования и использования физических терминов, систематического пополнения их запаса. 3. Воспитательные:  Эстетическое воспитание наглядно – демонстрационными средствами, эпиграфом, пословицей, загадкой.  Нравственное воспитание воли и волевых черт характера (вера в свои силы, дисциплинированность). Техническое оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint План урока I. II. Оргмомент (2 минуты) Изучение нового материала. (Презентация)(25 минут) III. Закрепление материала (10 минут). IV. Домашнее задание (5 минут) V. Подведение итогов урока (3 минуты) Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Организационный момент -Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли у вас Проверяют свою готовность к уроку. готово к уроку? Итак, начнем сегодняшний урок. Регулятивные (самоконтроль) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстн.) Постановка темы и цели урока Ребята мы начинаем изучение нового раздела Учащиеся записывают тему и знакомятся с целью урока. Коммуникативные физики «Давление твердых тел, жидкостей и газов». (умение выражать мысли) Этот большой раздел вы будете изучать на Регулятивные протяжении нескольких уроков. (планирование, А сегодня цель нашего первого урока узнать, что целеполагание) такое давление, определить способ нахождения давления. Знания о давлении нужны людям многих профессий, поэтому они вам пригодятся в жизни. Запишите тему урока себе в тетрадь: «Давление. Единицы давления». Освоение нового материала Представьте, что вы отправились на лыжную Коммуникативные прогулку. Лыжи скользят по снегу, оставляя совсем (умение выражать мысли) неглубокий след. Что произойдёт, если снять лыжи? Конечно, вы сразу провалитесь в снег. -Ноги у человека будут проваливаться в снег Логические УУД(обобщение) Давайте разберёмся, почему это происходит. Вес, т.е сила, с которой человек давит на снег, осталась такой же. А что изменилось? - Ноги у человека по площади меньше чем лыжи. Верно. Изменилась только площадь опоры (сравните подошвы ботинок и лыжи). Значит, можно предположить, что результат действия силы зависит не только от самой силы - точки приложения, направления, модуля - но и от площади соприкосновения. Следовательно, нужна физическая величина, учитывающая оба фактора. Эта величина называется давлением. Отношение силы F к площади поверхности S при Формулируют определение и записывают его в тетрадь. Логические УУД условии, что сила действует перпендикулярно Записывают формулу для расчета давления. Логические УУД поверхности, называется давлением. (самостоятельное p = F/S создание способов решения) (анализ) Давление - величина скалярная, у давления нет Коммуникативные направления.. (умение выражать мысли) Сила давления - любая сила, действующая на тело Регулятивные перпендикулярно поверхности, чаще всего это вес (планирование, тела. целеполагание) Единицы измерения давления вычисляем по Записывают в тетрадь единицу давления, ее Познавательные формуле: 1 Н/кв.м = 1 Па (паскаль). За единицу определение, а также кратные и дольные единицы (структурирование давления принимают такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м ², перпендикулярно этой поверхности. Единица давления – ньютон на квадратный метр (1 Н/ м ²). Кроме основных единиц, используют также и приставки: знаний) Кратные и дольные единицы: 1 кПа= 1000 Па 1 МПа= 1000000 Па 1 гПа = 100 Па 1Па = 0,001 кПа 1 Па = 0,000001 МПа 1 Па= 0,01 гПа Подумайте, используют ли приставки "милли", - Наверное, потому, что не используется "микро"? Почему? Единицу давления Паскаль назвали в честь Блеза Устная работа в форме диалога. Познавательные Паскаля (структурирование Блез Паска́ль (1623-1662)- французский математик, знаний) физик, литератор и философ. Классик французской Коммуникативные литературы, один из основателей математического (умение вести диалог со анализа, теории вероятностей и проективной сверстниками и учителем) геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики. Блез Паскаль сконструировал (1641, по другим сведениям - 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон. На законе Паскаля основано действие гидравлических прессов и других гидростатических машин. Давайте рассмотрим некоторые значения давлений в Познавательные (поиск и природе и быту. выделение необходимой информации, структурирование знаний) . А теперь давайте попробуем выяснить как можно Познавательные (поиск и изменить давление. Сначала ответим на вопрос: а выделение необходимой для чего это нужно? Вы видели, какие следы информации) оставляют тяжёлые машины, трактора на земле? Регулятивные Такие глубокие колеи возникают как раз из- за Предлагают свои варианты ответов (целеполагание, высокого давления. Значит, в таких случаях его планирование) нужно снижать. Так как давление зависит от силы и Коммуникативные площади, изменять его можно, меняя эти величины. (принципиальное Зачем увеличивать давление? Попробуйте тупым сотрудничество в поиске и ножом порезать хлеб. Чем тупой нож отличается от сборе информации, острого? Конечно, площадью лезвия и создаваемым умение выражать свои давлением. Поэтому все режущие и колющие мысли) инструменты должны быть очень острыми. Наверное, трудно сразу сказать, какими способами этого можно достичь. Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Скажите, какими способами можно Вспоминают из математики как изменить дробь Познавательные (моделирование) увеличить и уменьшить дробь. Чтобы увеличить Регулятивные дробь, нужно увеличить числитель или уменьшить (целеполагание) знаменатель. Чтобы уменьшить дробь, нужно Коммуникативные уменьшить числитель или увеличить знаменатель. (умение с достаточной Формула для вычисления давления тоже полнотой и точностью представляет собой дробь. Поэтому, чтобы выражать свои мысли) увеличить давление, нужно увеличить силу давления или уменьшить площадь ее приложения. А чтобы уменьшить давление, нужно уменьшить силу давления или увеличить площадь ее приложения. Интересные факты. Слушают рассказ учителя Познавательные Можно ли стоять на лампочках? Коммуникативные Если взять 4 маленьких стеклянных банки из-под (умение вести диалог, майонеза, поставить их на пол, в каждую банку постановка вопросов) вставить обычную электрическую лампу накаливания цоколем вниз, сверху положить фанерку в виде квадрата так, чтобы банки располагались в углах фанерки / как ножки у стола / и осторожно встать на середину фанерки, то лампочки не лопнут! Такая конструкция выдерживает даже взрослого человека. Аналогичный опыт можно провести и с одной лампочкой, поставленной посредине! Прочна ли яичная скорлупа? Если вылить содержимое яйца, а для опыта оставить скорлупу, то можно попробовать проткнуть ее иголкой изнутри и снаружи. Изнутри - легче, снаружи - тяжелее. Результат при одинаковых усилиях будет зависеть от формы скорлупы: выпуклая или вогнутая. Поэтому маленький цыпленок легко разбивает скорлупу изнутри, а снаружи он защищен более надежно. Свойство выпуклых форм лучше выдерживать нагрузку позволяет архитекторам проектировать куполообразные крыши, мосты, потолки, т.к. они прочнее плоских! Коллективное обсуждение услышанного Закрепление материала Упражнения Пример решения задачи на расчет давления Записывают в тетрадях пример решения задачи Познавательные (постановка и решение Гусеничный трактор ДТ-75М массой 6610 кг имеет проблемы). опорную площадь обеих гусениц 1,4 м2. Какое Общеучебные (действие давление оказывает трактор на почву? со знаково - Дано: символическими m= 6610 кг средствами) S= 1,4 м2 Личностные (применение р=? нового материала при Решение: решении бытовых задач) р = F/S F=mg Коммуникативные p=mg/S p=(6610 кг∙9,8 Н/кг)/(1,4 м^2) = 46270 Па (планирование учебного Ответ: 46270 Па сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) 2. На деревянную стенку надавили с силой в 200 Н Пытаются решить задачу. Предлагают ответы. сначала ладонью, потом с такой же силой шилом. Силы равны по величине, почему же результат различный? 3. Ответьте на вопросы: 1. Что произойдет, если шарики в шариковых ручках будут делать меньшего размера? Почему? Отвечают на вопросы устно 2. Может ли быть человеку на каменном ложе так же комфортно, как и на пуховой перине? 3. Вспомни " Принцессу на горошине", почему она испытывала неудобство, лежа на перине, под которой были положены горошины? 4. Почему буря, которая летом валит живые деревья, часто не может свалить стоящее рядом сухое дерево без листьев, если оно не подгнило? 4. На рисунке изображен след космонавта на Решают задачу. один ученик решает на доске, а поверхности Луны. Средняя масса космонавта в остальные самостоятельно в тетрадях скафандре 100 кг. Если считать площадь поверхности подошв 0,07 м2, давление на лунную поверхность составит??? На Луне ускорение g= 1,7 м/с2. Рефлексия - Оцените нашу сегодняшнюю работу на уроке. - Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? Анализирую свою деятельность, оценивают степень Общеучебные освоения материала. Определяют свой рейтинг в общей Регулятивные (оценка) массе класса. Внутренне ставят себе отметку. Личностные (степень - Изучить давление, единицы давления, способы правдивости при нахождения давления рефлексии) - Да Домашнее задание - А теперь достаньте свои дневники и запишите домашнее задание. Записывают домашнее задание в дневники Познавательные (постановка и решение  Прочитать параграфы §§ 33-34 проблемы).  Выполнить письменно в тетради упражнения: Общеучебные 12 № 3,4 Литература: Перышкин А.В. Физика: 7 класс. Учебник для общеобразовательных заведений. М:-Дрофа, 2010г. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А.В. Перышкина "Физика 7кл", Е.М.Гутник и др. М.–Дрофа 2009г. 3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9кл. М. Просвещение.2009г. 4. Перельман Я.И. Занимательная физика. Наука,1986г. 1. 2.

    Тема: Давление. Единицы давления.

    Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление»; определить способ его нахождения; показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике; обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления, а также наблюдать, анализировать и обобщать; развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные примеры деятельности, сообщая интересные сведения.

    Структура урока:

    1. Домашнее задание.
    1. Повторение изученного материала.

    На уроках физики у нас с вами речь шла о предварительном знакомстве с миром физических явлений.

    С какими физическими явлениями мы познакомились?

    А недавно мы начали знакомство с физическими величинами, которые будут входить в формулы, законы, описывающие эти и другие явления. Посмотрите на доску и скажите:

    Что записано в левом столбике?

    Давайте вспомним, что называют физической величиной?

    А в правом столбике, что записано?

    Задание. Соедините стрелками обозначение физической величины с ее единицей. (К доске выходит 1 ученик, класс проверяет),

    V кг

    S м²

    F м³

    Ρ с

    T кг/м³

    Изучение физики, исследование различных явлений и закономерностей, выполнение лабораторных работ связано с измерением физических величин.

    А что значит измерить физическую величину?

    У вас на руках находится измерительный прибор.

    Как он называется?

    Какую физическую величину можно определить или измерить динамометром?

    Задание. Определите вес цилиндров и грузиков, находящихся у вас на партах.

    Чему он равен?

    Итак, физические величины. В физике физических величин очень много. И с некоторыми из них мы уже познакомились.

    С какими?

    1. Изучение нового учебного материала.

    Сегодня на уроке мы введем еще одну физическую величину, это – давление. Запишем тему урока. Давление. Единицы давления.

    Рассматривая новую физическую величину, что мы должны выяснить?

    1.определение 2. формула 3. единицы измерения 4. способы измерения давления

    В конце урока мы должны будем ответить на все поставленные нами вопросы.

    Слово «давление» вам хорошо известно из нашей повседневной жизни.

    Вы очень хорошо понимаете смысл следующих предложений:

    - «Наутилус» скользнул в бездонные глубины, несмотря на огромное давление внешней среды.

    А у вас какие ассоциации вызывает слово «давление»?

    Во всех этих предложениях слово «давление» использовано в разных ситуациях и имеет разный смысл.

    Но в физике ряду слов, используемых для описания физических явлений, придается совершенно определенное значение.

    Нам известно, что под действием силы тела деформируются, иногда даже разрушаются; острым ножом вы можете разрушить поверхность палки, которую обстругиваете.

    А теперь постарайтесь ответить на следующие вопросы, которые написаны на листочках, лежащих на ваших столах, не объясняя ответы.

    1. Ученик стоял на снегу сначала на лыжах, а затем – без лыж. В каком случае снег под ним деформируется больше?

    2. Трехлетний ребенок и его папа встали по очереди на одни и те же лыжи. В каком случае деформация снега была больше?

    3. На лыжи встали папа масса которого 100кг и сын массой 30кг. У папы длина каждой лыжи 210см, ширина 10см, у сына соответственно 120см и 8см. Под кем из них снег деформируется сильнее?

    На первые два вопроса вы ответили без труда, в этом вам помог жизненный опыт. Для ответа на третий вопрос ваших знаний оказалось недостаточно. Но в дальнейшем и на этот вопрос вы сможете дать ответ. А для этого проделаем опыт.

    Возьмем небольшую доску, в которую вбиты четыре гвоздя и проделаем 2 опыта. С начало поместим ее остриями вверх на песок, а сверху на нее поставим гирю. А потом перевернем ее и снова вместе с гирей поставим на песок.

    В каком случае гвозди войдут в песок глубже. Вы можете ответить на этот вопрос?

    Правильно. Давайте проверим, проделав опыт.

    Почему результат оказался разным? Ведь в первом и во втором случаях на доску действовала одна и та же сила, равная весу гири.

    Итак, зависит ли результат действия силы от площади опоры? Как?

    Обратимся к задаче №1 на листочках. Еще раз ответим на вопрос задачи и объясним ответ.

    Но дело не только в площади.

    Как вы считаете, будет ли изменятся результат деформации песка, если при постоянной S на доску будем действовать разной силой?

    Проверим. Что мы наблюдаем?

    Значит важную роль играет и величина прикладываемой силы.

    Обратите внимание, что мы прикладываем силу перпендикулярно поверхности. Эту силу называют силой давления.

    Обратимся к задаче №2 на листках. Еще раз ответим на вопрос задачи и объясним ответ.

    Итак, проделанные нами опыты говорят о том, что результат действия силы зависит не только от площади опоры, но и от силы давления.

    Физическая величина, учитывающая обе эти зависимости называется – давление.

    Давление – физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

    ρ = F/S

    где ρ – давление; F – модуль силы давления; S – площадь.

    Обратите внимание F – сила давления, характеризует действие одного тела на другое без учета площади их соприкосновения; давление ρ – характеризует это действие в зависимости и от силы, и от площади.

    Давление – физическая величина, введем его единицу.

    За единицу давления принимают такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1 м², перпендикулярно этой поверхности.

    В честь французского ученого Блеза Паскаля (1623 – 1662 гг) эта единица давления называется Паскале (сокр. Па).

    [ρ] = [Н/м²] = [Па]

    1Па – очень маленькое давление. Чтобы вы произвели на снег около 1Па, вам понадобятся «лыжи» площадью около 600м².

    Учебник «Физика-7» создает давление 100 Па, а 1 лист 1 Па.

    В тех случаях, когда силой давления является вес находящегося на поверхности тела F = ρ = mg, давление оказываемое телом можно найти по формуле:

    ρ = mg/S

    Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи №3? Что для этого надо сделать?

    На практике давление иногда надо уменьшить, а иногда увеличить. Как это сделать? Для ответа на этот вопрос воспользуемся формулой: ρ = F/S.

    Что надо сделать, чтобы увеличить давление?

    Каблучки туфель девушки создают давление на землю больше, чем ноги слона, хотя она действует с меньшей силой, чем слон.

    Как можно уменьшить давление?

    Правильно, так поступают когда надо уменьшить создаваемое давление. Если ученик оказался на тонком льду, то не следует убегать, если вдруг лед затрещит. Необходимо перемещаться по тонкому льду, не отрывая подошвы, или лечь не лед, тем самым увеличится площадь соприкосновения со льдом.

    Посмотрите на наш демонстрационный стол. Вы видите физические тела, в форме прямоугольного параллелепипеда.

    Одинаково ли давление создают эти тела на стол и почему?

    А теперь?

    1. Закрепление изученного материала.

    Мы выяснили, что величину давление можно уменьшить и увеличить. Это имеет большое значение не только в жизни человека в быту, в технике, но и в жизни животных. Например, заяц, оказывающий давление в 1,2 кПа может сравнительно легко убежать от волка (давление 12 кПа) по рыхлому снегу, но не спасется от него на твердой почве.

    Сейчас мы выполним следующее задание. На партах у себя вы видите листочки. Их надо будет заполнить. Как? На экране вы увидите картинки. Они все относятся к нашей сегодняшней теме.

    Например: клыки тигра.

    В какую колонку отнести клыки?

    Для чего создала природа клыки зверей такими острыми? Да, для увеличения давления. Поэтому записываем клыки в колонку №2 увеличение давления.

    Продолжаем: 1.клыки животных; 2. вездеход; 3. шипы розы; 4.шасси самолета; 5. когти; 6. шайбы под гайки; 7. лыжи; 8. жало комара; 9. колючки; 10. клюв птицы; 11. нож; 12. шпалы под рельсы; 13. топор; 14. гусеницы танка; 15. гвозди; 16. трактор; 17. иглы ели.

    Уменьшение давления

    Увеличение давления

    1. вездеход

    1. клыки

    2. шасси самолета

    2. шипы

    3. шайбы под гайки

    3. когти

    4. лыжи

    4. жало

    5. шпалы под рельсы

    5. колючки

    6. гусеницы танка

    6. клюв

    7. трактор

    7. нож

    8. топор

    9. гвозди

    Проверяем задание.

    Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? Что мы должны были выяснить?

    Дайте определение давления?

    В каких единицах измеряется давление?

    Как можно изменить давление?

    1. Домашнее задание

    § 25 задание №3, №5 (дополнить таблицу) по желанию.


    Загрузка...