domvpavlino.ru

Конспект урока для детей с использованием ИКТ «Правописание безударных гласных в корне слова. Конспект урока по русскому языку " Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление"

Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества

2012-2013 учебный год

Номинация: Педагогические идеи и технологии

«Правописание безударных гласных»

Открытый урок русского языка в 4 СКК (VIII вида)

Тема: Правописание безударных гласных.

Цели:

  1. Формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова.
  2. Развитие логического мышления на основе анализа и синтеза, зрительного восприятия, активного восприятия, мелкой моторики руки, рефлексивных умений и навыков самоконтроля.
  3. Воспитательная – воспитывать учебную мотивацию.

Оборудование урока : учебник «Русский язык», авторы Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г.; сигнальные карточки; сосновые, еловые шишки, шарики с различными наполнителями.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Приветствие, настрой на успех.

  1. Проверка домашнего задания.

Стр.84 упр. 7 (называют по одному слову, а остальные показывают сигнальную карточку).

Что мы знаем о безударных гласных?

III. Постановка темы и цели урока.

На доске снежинки – буквы о, а, е, и, я.

Ребята! Почему к нам в гости прилетели эти снежинки?

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Молодцы! Правильно.

IV. Пальчиковая гимнастика.

Ребята! Приготовить наши руки к работе поможет нам массаж рук (шишки, шары с наполнителями).

V. Работа по развитию активного восприятия, по формированию умения планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.

1. Минутка красивого письма.

Напишем гласные буквы, которые вызывают у нас сомнения при письме. Пишем и произносим.

2. Упражнение «Найди слово».

На доске зашифровано слово, прочитайте его и запишите его вместе с проверочным словом. (Снеговик-снег).

ЖсНЕАгОциВиК

VI. Словарная работа.

  1. На доске слова:

ре ней

Мо бята

И тер

Воро роз

Ве бей

Разлетелись от ветра в разные стороны части слов, нам нужно составить из частей целые слова.

Прочитайте, какие слова у вас получились? (Ребята, ветер, воробей, иней, мороз).

Запишите слова, поставьте в них ударение, выделите безударные гласные. (На доску вывешиваются карточки со словами).

Какие это слова? (словарные, их правописание нужно запомнить или заглянуть в словарь).

2. Устное составление предложений с этими словами.

VII. Динамическая пауза.

Закройте глаза, представьте, что идёт первый снег. Снежинки падают вам на руки, на лицо. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу, воображаемому снегу, протяните руки и ощутите на ладонях пушистые снежинки. Покружитесь. Садитесь.

VIII. Работа над изучаемой темой.

  1. На доске алгоритм работы с безударными гласными. Произношу – сомневаюсь – проверяю – пишу.
  1. Упражнение «Буквы спорят».

Ребята, буквы спорят, давайте поможем им.

Как проверяем безударную гласную в слове?

3. Работа с учебником.

Самостоятельное выполнение упражнения 14, стр. 87.

Дополнительное задание: деформированный текст.

IX. Домашнее задание.

Стр.88 упр.15.

X. Рефлексия.

- Чем сегодня занимались на уроке? (Учились составлять по вопросам и записывать рассказ, учились правильно писать слова с безударными гласными, учились готовиться к диктанту).

А теперь я предлагаю вам рассказать друг другу о своих впечатлениях, ощущениях - что у вас получилось сегодня лучше всего, а, может быть, кто-то узнал сегодня что-то новое и интересное; возможно кто-то огорчился, что не всё получилось так, как хотелось. (Подходят, берут шишку и рассказывают о своих успехах, после чего прицепляют её к веточке; шишки с «неудачами» просто складываются в корзинку). Эта нарядная веточка будет напоминать вам о ваших достижениях и успехах.

XI. Итог урока.

Выставление отметок.


Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова) .
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова .)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
(Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый. На каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? («Страшный рассказ» Е. Чарушин .)

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

(На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на, гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые находятся в корне слов непроверяемых ударением.
– Какие это буквы? (а,е)
– Запишем число и классная работа.
– Пропишем гласные буквы а и е. (Показ на доске с объяснением).

8. Запись слов

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова)
– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

9. Словарная работа

– Проведем словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этапе словарной работы?

Знакомство со словарным словом

– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)
(Вывешивается табличка со словом.)
– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
(Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.

Этимологическая страничка

– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Многозначность слова

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.
– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза)
– «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)
– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)
– «Державное яблоко» (символ императорской власти)
– Какой вывод сделаем?
– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Продолжаем работу по развитию речи.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы и пословицы).

Яблоку негде упасть
Яблоко раздора
Конь в яблока
Как румяное яблочко
Яблоко от яблоньки недалеко падает.

– По какому признаку можем сгруппировать написанное? (Фразеологизмы и пословица)
– Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов).
– Прочитайте фразеологизмы и объясните их смысл.

Яблоку негде упасть – (тесно)
Яблоко раздора – (то, что приводит к ссоре )
Конь в яблоках – (так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами)
Как румяное яблочко – (очень красивое)

– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.

(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).

Подбор однокоренных слов

– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька.
– Докажите, что они однокоренные.
Так какие же слова называют однокоренными? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)
– Запишем слово яблонька.
– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко.
Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.

Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный .

– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково).

10. Физкультминутка

– Пришло время отдохнуть.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

11. Работа с интерактивной доской (диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс)

Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

зв…риный в…дяной с…ленный з…болеть
зверский подводный засол боль
зверствовать водный соль больно
зверь

Зв…нок сн…говик з…мовье л…сок
звон снежный зимний лес
подснежник зимушка перелесок
снег

– Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.

12. Работа с текстом

– Прочитайте.

Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста?
– Придумайте заголовок.
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Какую пользу приносят ежи? (Ловит червей, жуков, лесных мышей, ядовитых змей.)

Дополнительная информация

Весной в ежиной норе появляются малыши. Ежата рождаются совсем голенькими, с закрытыми глазами и ушами. Через несколько часов на их коже появляются бугорки. Потом из бугорков выходят мягкие иголочки. Иголочки твердеют. Из них получаются грозные колючки. Мама-ежиха очень любит своих детей, кормит их своим молоком, почувствовав первые признаки опасности, перетаскивает в другое, более спокойное местечко, которое приглядела заранее.

– Подчеркните главные члены предложения и обозначьте части речи.

13. Экспресс-диагностика

Графический диктант

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

о а и е я
1 .
2 .
3 .
4 .
5 .
6 .
7 .
8 .
9 .

– Проверим.
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Список литературы:

1. Г. А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» 2 класс. Издательство «Владос» 2004 год.


Урок русского языка во 2 классе, «Школа России»

Тема урока: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели урока:

Образовательные: закреплять умения “видеть” орфограмму в корне слова с безударной гласной и объяснять её написание;

уметь пользоваться правилом написания безударных гласных в корне, основываясь на алгоритм;

повторить ранее изученные орфограммы;

обогащать словарный запас слов учащихся; прививать умение делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы;

обучать использованию наиболее точных слов в выражении своих мыслей.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание память, познавательные способности учащихся, развивать орфографическую зоркость, продолжать работу по развитию речи учащихся;

развивать самоконтроль, взаимопроверку.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу;

воспитывать интерес к изучаемому предмету, к родному языку.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, проектор, экран, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова и карточки для каждого ученика.

Ход урока

    Организационный момент

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения всем и начнём урок.

Разминка.

Разминка “Да” или “Нет”.В алфавите 33 буквы? (Да).Все живущие в воде рыбы? (Нет).Все глухие и звонкие согласные образуют пары? (Нет).Гласный звук образует слог? (Да).Мухомор съедобный гриб? (Нет).В слове енот 5 звуков? (Да)После буквы “Ж” всегда пишется “И”? (Да).

Учитель читает пословицу: «Ученье путь к уменью» (слайд)

Эта пословица будет девизом нашего урока.

Как вы думаете, почему?

Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок – путешествие в страну Русского языка. А мы не ученики, а путешественники.

Кого называют путешественниками?

Мы должны дойти до главного города этой страны «Грамотеевск». Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников. В них мы будем записывать свои открытия. Идти мы будем, ориентируясь на карту (слайд).

Начнем путь с тропы «Чистописание».

Вспомним правила письма.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

    Минутка чистописания

Загадка о букве.

Давайте отгадаем загадку и узнаем, какую букву мы будем сегодня писать.

Видишь: девочка Алена,

Держит трубку телефона.

Трубка телефонная –

Буква ….. огромная.

Охарактеризуйте букву В

вв, вр, ве, во, ва.

Строчная буква в состоит из петельки и полуовала.

Посмотрите как она соединяется с другими буквами (верхним или нижним соединением) А почему она с буквой о соединяется то верхним соединением, то нижним?

От чего это зависит? (Это зависит от буквы которая следует за ней).

(слайд)

    Словарная работа

Мы подошли к морю словарных слов, давайте разгадаем кроссворд, слова которого начинаются на букву В или имеют внутри слов такую букву и запишем их.

1. Движение, поток воздуха над землей.

2.Всеядная птица серая с черным отливом.

3. Беззаботно – радостное настроение.

4. Время года, которое следует за зимой.

5. Маленькая птичка с серо – черным оперением, обычно живущая около жилья.

6. Буквы – значки, как бойцы на парад

В строгом порядке построены в ряд,

Каждый в условленном месте стоит

И называется (алфавит).

7. Человек, дружески расположенный, к кому-нибудь.

Среди записанных слов найти одно лишнее, объяснить почему. Ветер, ворона, весело, весна, воробей, алфавит, товарищ. (Все слова словарные кроме слова весна) слайд.

Какое сейчас время года? Расскажите стихотворение о весне.Веселый воздух свеж и чист,Вот зеленеет первый листВидна в проталинах земля,Вокруг ручьи бегут звеняВатага вольных воробьевВорону гонит из кустов.Весна готовит свой парад –Весь мир весне веселой рад

    Гимнастика для глаз

    Постановка целей урока. Сообщение темы урока.

Послушайте стихотворение и узнайте тему нашего урока.

Если буква гласная

Вызвала сомненье,

Ты ее немедленно

Ставь под ударенье.

Какая самая сложная орфограмма в русском языке? (Безударная гласная). Почему? (Безударная гласная самая распространённая, встречается во всех частях речи. Надо хорошо знать смысловое значение слова).

Итак, тема нашего урока «Безударная гласная в корне слова». Мы будем совершенствовать навык правописания безударной гласной в корне сова (слайд).

    Работа по теме урока

А теперь перед нами «Лесная полянка». Мы составим предложение о лесном жителе – еже. Работа с деформированным предложением.

В, ж..вёт, л..су, ёж, к..лючий.

В лесу живёт колючий ёж. (слайды)

Подчеркните все «опасные» места в этом предложении (объяснения учеников: название каждой орфограммы, правило, проверочное слово). Подчеркните главные члены предложения.

VII . Физкультминутка

Ребята, а сейчас давайте отдохнем. Представьте, что мы вышли на природу в майский солнечный день. Мы выходим на разминкуНачинаем бег на местеФиниш – метров через двестиРаз! Два,Раз! Два,Раз! Два.Хватит, хватит, прибежали,Потянулись, подышали!Вот мы руки развели,Словно удивились,И друг другу до земли,В пояс поклонились!Наклонились, выпрямились,Ниже, дети не ленитесьПоклонитесь улыбнитесь,Вдох, выдох, вдох, выдох.Мы ладонь к глазам приставим,Ноги крепкие расставим.Поворачиваясь вправо,Оглядимся величавоИ на лево надо тожеПоглядеть из-под ладошек.И направо! И еще!Через левое плечо.

    Продолжение работы по теме урока

Вы хорошо поработали и мы прошли «Лесную полянку», но впереди новое испытание – «Долина безударных гласных».

1. Отгадайте загадку.

Ст-ят ст-лбы белые,

На них шапки з-лёные,

Летом м-хнатые,

З-мой сучковатые,

Где -ни ст-ят, там и шумят (берёзы) - слайд

Дети выписывают слова с пропущенной орфограммой. Ставят ударение, выделяют корень.

Проверка, Доказать, почему вставил именно эту гласную, а не другую. Стоят, столбы, зелёные, мохнатые, зимой, они (слайд)

Какое слово с безударной гласной в корне нельзя проверить ударением? (берёза).

На какие другие правила встретились нам слова в загадке? (сучковатые -ЧК-).

Как вы думаете, почему я вам загадала загадку именно о берёзе?

Давайте вспомним, что мы знаем о берёзе?! (слайд)

А вот что я знаю о берёзе.

У неё одной из деревьев серебристо-белый ствол.

После лесных пожарищ на пепелище первой вырастает берёза.

Люди, звери и птицы с удовольствием пьют сок берёзы.

Из бересты люди плетут лукошки и туески.

На Руси всегда любили белоствольную красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом нашей Родины.

2. Давайте подберём к слову “берёза” родственные слова, выделим корень, подчеркнём безударную гласную непроверяемую ударением.

Какие слова мы называем родственными?

(Ученик работает у доски, дети работают и помогают, если нужна поддержка).

Берёза – берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.

Проверка с доской. Разобрать слова по составу.


IX . Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Деревья», Прятки».
X . Закрепление изученного

1. Давайте ещё раз уточним способы проверки безударных гласных в корне слова.

У вас на партах лежит алгоритм правописания безударных гласных в корне. Нам он очень пригодится в следующей работе.

Давайте повторим, как надо с ним работать (слайд)

Работа с алгоритмом

Безударная гласная в корне слова.

Алгоритм проверки.

Прочитай слово, поставь ударение.

Определи, в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

Для проверки гласного измени слово или подбери однокоренное, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.

Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Обозначь орфограмму.

На доске записано предложение.

На кр-ю п-лянки вес-ло ш-лестят л-сточками б-рёзки.


(Ученик у доски)Прочитайте предложение.

Давайте назовём пропущенные орфограммы, опираясь на алгоритм правописания безударных гласных в корне.

Проверку будем делать с конца предложения.

Скажите, какому гласному звуку, ударному или безударному живётся лучше?

(Ударному гласному звуку живётся лучше – все его отлично слышат и правильно пишут нужную букву).

А как же быть безударному бедняжке? (Ставить его в сильную позицию, проверять ударением).

Давайте ему поможем: будем ставить его под ударение, и он в благодарность так отчётливо зазвучит, что правильно написать слово не составит труда.

Зрительный диктант.

Ещё раз внимательно прочитайте предложение, запомните его.

Закройте глаза и представьте это предложение зрительно.

(Запись закрывается).

Запишите предложение по памяти.

Проверка (слайд)

Что мы с вами записали? (Предложение).

Докажите, что это предложение.

Давайте найдём и подчеркнём главные члены предложения, определим какой частью речи они выражены.

2. Самостоятельная работа.

Вот мы и дошли до нашего града «Грамотеевск» (слайд). Но и здесь нас ждут испытания.

На столах лежат карточки.

1) Прочитай и отметь все орфограммы в словах: _ или .

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из рощи шёл домой.

2) Запиши предложения в тетрадь, оставляя «окошки» на месте гласных орфограмм: вместо буквы ставь точку.

3) Посмотри нужные буквы и ручкой зеленого цвета вставь их в «окошки».

Взаимопроверка.

XI . Итог урока

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Русского языка.

Что понравилось?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цели:

1. Повторение и систематизация полученных знаний и умений по теме: «Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова».

2. Отработка навыка правописания гласных в корне слова.

3. Развитие орфографической зоркости.

Задачи урока

1. Образовательные:

Закрепить и обобщить правописание слов с безударными гласными в корне слова;

Учить обоснованию выбора безударной гласной в корне слова.

2. Развивающие:

Активизировать познавательную активность на уроке;

Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, самостоятельность, память;

Расширять словарный запас у детей.

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать и слышать товарищей;

Воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку;

Воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения;

Воспитывать бережное отношение к животным, любовь к природе.

Оборудование: видеозапись «Зимняя сказка», презентация к уроку, музыкальная физминутка, карточки для индивидуального опроса, сигнальные карточки для игры, рисунки зимы, птиц, животных, ёлки, снежинок с буквами, снеговика, алгоритм для проверки безударных гласных букв, карточки для самостоятельной работы, картинки смайликов.

Ход урока

I . Организационный момент.

(слайд 2)

Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Я желаю всем старанья,

Пониманья и желанья.

Много нового узнать,

Чтобы грамотно писать.

II . Приветствие гостей.

К нам на урок пришли гости, посмотреть, как вы работаете на уроке, чему научились.

Ребята, повернитесь к нашим гостям и поздоровайтесь. (Дети говорят хором стих)

Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Ну пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

А теперь повернитесь ко мне, ребята. Я думаю, что наш урок будет для вас познавательным и интересным.

III . Психологический настрой

Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость и успех.

Давайте прочитаем девиз нашего урока (написан на доске).

Думайте, ищите, развивайтесь.

Законы урока прочитайте на экране.

(слайд 3)

1. Вести себя спокойно.

2. Уважать друг друга.

3. Не выкрикивать.

4. Быть терпеливым.

IV . Проверка домашнего задания

1. Фронтальный опрос:

Какую тему проходили на прошлом уроке?

Объясните, что значит «безударная гласная»?

(Гласная, которая стоит без ударения)

Как проверить безударную гласную в корне слова?

(Правила из учебника стр. 104)

Какой стих мы учили о проверке безударной гласной?

(Хором рассказывают стих)

Давайте вспомним алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.

Алгоритм на доске:

1. Читаю слово.

2. Ставлю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово.

5. Вставляю букву.

2. Творческое задание.

Ребята, а теперь проверим ваше письменное задание. Послушаем сказки, которые вы написали о безударных гласных.

(Читают 2 учащихся).

Оценивание детей.

3. Работа по индивидуальным карточкам. (Приложение 1)

(3 учащихся)

V . Сообщение темы и целей урока.

(слайд 4)

Сегодня мы будем закреплять знания по нелегкой теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

VI . Закрепление изученного материала.

(слайд 5)

1. Правило посадки при письме.

Давайте повторим правило посадки при письме.

Руки – на месте,

Ноги – на месте,

Локти – у края,

Спинка – прямая.

2. Запись числа, классной работы.

Стих говорят хором.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Дети, записывают в тетрадях:

Классная работа

3. Просмотр видео «Зимняя сказка».

4. Слушание стихотворения.

Какое время года наступает? (Зима)

А вы любите зиму? Почему? (Всё становится сказочным).

Сегодня мы с вами заглянем в эту сказку.

5. Минутка чистописания.

(Вывешивается картинка Зимы, снежинок и ёлки)

Пришла зима в лес, засыпала всё снегом и хозяйничает в лесу. Взмахнула рукавом и закружила в вальсе подружек-снежинок.

Посмотрите на эти снежинки. Какие буквы на них написаны? (Буквы А О И Е Я)

Почему именно эти буквы принёс ветер? Догадались, ребята? (Да, это безударные гласные, которые нужно проверять.)

Запишите эти буквы в тетради. Обведите самую красивую букву карандашом. Молодцы!

6. Письмо с комментированием – задание «Мудрой Совы».

На доске вы видите лесную красавицу – ёлку. Кто прилетел к ней? (Прилетела Сова)

Эта мудрая птица хочет, чтобы вы выполнили её задание. Внимание на экран.

(слайд 6)

Прочитайте задание.

Вставьте безударную гласную, пользуясь алгоритмом.

г _ ра – х _ лмы –

св _ ча – дв _ ры –

сп _ на – цв _ ты –

7. Игра «Покажи гласную!».

Поиграем в игру, которую принесли свиристель и синичка. (Вывешиваются на доску картинки птиц) Вот они какие!

Я буду называть слово, а вы должны будете показать безударную гласную сигнальными карточками.

Гр _ чи, сл _ ды, з _ ма, тр _ ва, м _ ря, хл _ пушка, в _ лчата, д _ ревья, скр _ пит, с _ сна.

VII . Физминутка.

А теперь сделаем дружно зарядку со Снеговиком. (Проигрывается музыкальное видео).

Садитесь, дети.

VIII . Обобщение знаний.

1. Игра «Собери слова» – работа в паре.

Эту игру вам приготовила Зима.

Великолепен вид зимней природы, но подул зимний ветерок и буквы на снежинках рассыпались. (Приложение 2)

Вам нужно собрать буквы в слова, записать слова и подчеркнуть безударную гласную. Работаете в паре.

Проверка (слайд 7).

2. Игра «Угадай последнее слово и запиши».

Посмотрите, кто к нам пожаловал. Кто это? (Лиса)

Она принесла вам загадки.

Вам нужно записать отгадки с проверочными словами, поставить ударение в словах, выделить корень.

Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо, и … (тепло).

Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная … (звезда).

Зимой и летом зелена,

Стоит красавица … (сосна).

Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом. (Лиса)

Оценивание за задание.

Проверка (слайд 8).

3. Работа с деформированным текстом – работа в группах.

Однако в зимнее время тяжело живётся не только птицам, но и зверям. Этот зверёк просит рассказать о нём. А о ком идёт речь мы узнаем, когда поработаем в группах.

У вас на партах есть задание для каждой группы.

Какая группа справится, то покажите знаком, что вы закончили работу.

Задания для групп (Приложение 3).

1 группа

Закрутила, к, гн_зду, и, м_тель, белка, посп_шила.

2 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Х_лодный, м_роз, и, вет_р, зв_рьку, не страшны.

3 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Забралась, в, гн_здо, белка, и, принакрылась, пуш_стым, хв_стом.

4 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Неп_года, и, утихла, она, выл_зла, из, гн_зда.

5 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Белка, в, лапки, _ловую, ш_шку, вз_ла.

6 группа

Составить предложение из слов, вставить букву, подчеркнуть главные члены предложения.

Вкусная, зап_сена, еда, у, зв_рька, пуш_стого.

Проверка

(Читают по одному ученику из каждой группы, объясняют вставленные буквы, называют главные члены предложения).

(слайд 9)

Что же это за зверёк, дети? (Это белка ) (слайд 10)

Почему же белка не спит зимой? (Ей есть чем питаться, она запасается едой на зиму.)

Оценивание за работу групп.

4. Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам).

Послушайте задание, которое приготовила Сорока. (Вывешивается рисунок Сороки).

Я, сорока-белобока,

По белу свету полетала,

Слов немало нахватала,

А пока хвостом виляла,

Буквы где-то растеряла.

Вы скорее возьмите карточки и вставьте нужную букву.

(Приложение 4)

(слайд 11)

IX . Итог урока.

(слайд 12)

Какую тему закрепляли на уроке?

(Правописание безударных гласных в корне слова)

Чему научились?

(Правильно писать слова)

Как нужно проверять безударную гласную?

(Рассказывают правило)

Х. Рефлексия.

(слайд 13)

Понравился ли вам наш урок?

Каким он был для вас? Выберите слова:

Интересный;

Увлекательный;

Познавательный;

Трудный.

Покажите смайликом оценку ваших знаний за урок.

(слайд 14)

Х I . Домашнее задание.

(слайд 15)

Выполнить упражнение 196.

Повторить правило стр. 104.

(слайд 16)

Вот опять звенит звонок

Пора заканчивать урок.

Вас спасибо, молодцы!

Все вы были мудрецы.

Урок по русскому языку УМК «Школа России» подготовила и провела Власова Н. В. учитель МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ №6

Тема «Безударные гласные в корне»

Класс: 3

Тип урока: (урок закрепления орфографических умений: обнаруживать орфограмму, определять каким правилом регулируется написание, применять данное правило.

Цель: развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов и способов их проверки.

Задачи:

1. Обобщить знания обучающихся о безударных гласных в корне;

2. Закрепить умение находить безударную гласную в корне;

3. Повторить алгоритм проверки безударных гласных в корне.

4.Закрепить умение правильно подбирать проверочные слова разными способами;

5.Развивать словарный запас детей.

Средства обучения: учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 3 класс, мультимедийная презентация, карточки.

ТСО: мультимедиапроектор, ПК.

1.Орг. момент. Приветствие гостей.

2. Актуализация знаний.

Откройте тетради, запишите дату, классная работа.

На партах лежат карточки со словами. Разложите их перед собой.

П.тно, сев.р, с.сновый, к.ртофель,т.шина, ш.гать, земл.ника, п.м.дор, з.лёный

Сформулируйте задание к данным словам.

(Дети: вставить пропущенные буквы)

Выполните это задание.

Проверяем. (слайд)

Пя тно, север, со сновый,

картофель, тишина, шагать,

земляника, помидор, зелёный

Какое ещё задание можно предложить для работы со словами?

(Д: на какую орфограмму слова?)

Д: На безударную гласную

(Д: можно разделить слова на группы)

Разделите.

пятно север

сосновый земляника

тишина помидор

зелёный картофель

Проверяем.(слайд)

По какому принципу выполнили деление?

Как иначе называем слова с непроверяемым написанием? (словарные)

3. Минутка чистописания.

Для минутки чистописания возьмём буквы гласных звуков: аоеия

В какой части слова встречались эти гласные в работе в начале урока?

(Д: в корне)

Сформулируем тему урока.

Тема: (запись на слайде)
«Правописание слов с безударными гласными в корне слов»

Можно ли проверить безударную гласную?

(вспоминаем схему, составленную во 2 классе)

можно проверить?

нет да

словарное слово алгоритм

Запомнить

(Словарь) выбрать

4. Проблема.

Кто из вас испытывал трудность при написании безударной гласной в корне? Если вам всегда трудно, покажите красный сигнал светофора, если легко - зелёный, если иногда трудно, иногда легко – жёлтый.

5. Определение задач.

Результат быстрого опроса показал, что большая часть ребят испытывает трудность в написании слов с безударной гласной в корне. Кто бы хотел преодолеть трудность? Тогда вы легко сформулируете задачи нашего урока.

Как мы поймём, что справились с задачами?

(Д: будем меньше допускать ошибок в диктантах, будем увереннее в подборе проверочных слов.)

Чтобы допускать меньше ошибок в текстах, а ещё лучше вообще их не допускать, нам как спортсменам надо тренироваться.

Предлагаю работать по плану.

    Вспомнить алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

    Закрепить его на тренировочных упражнениях.

    Проверить, что получилось после тренировки.

    Подвести итог.

6. Работа по плану:

-1 пункт . На партах задание на скрепке. Пункты алгоритма разрезаны на полоски. Составьте алгоритм по порядку. Работайте в паре. Проверка.

    Прочитай слово, поставь ударение.

    Определи в какой части слова находится безударный гласный. Выдели корень и безударный гласный.

    Для проверки измени слово, подбери однокоренное слово, чтобы безударный гласный стоял под ударением.

    Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном.

Проверяем алгоритм в действии:

Учебник В.П.Канакиной с.104, №194 (устно 5 слов с безударными гласными а,о,и,е,я) При проверке дети используют 2 способа проверки: меняя форму слова и подбирая однокоренное.

6.Физ. пауза.

-2 пункт. Тренировочные упражнения.

Запись словосочетаний на доске под диктовку. Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму и применять правило проверки безударных гласных в корне.

Висит на дереве,

Смешная игрушка,

Качать ногой

Бежать по траве

Махать флажком

На вершине горы

Кривыми линиями

-2 пункт. Игра-тест «Секрет-ответ» Данное упражнение нацелено на закрепление орфографических умений: обнаруживать орфограмму, знать, какое правило регулирует написание, применять правило проверки безударных гласных в корне.

1.В каком слове есть безударная гласная в корне?
1) стёклышко
2) кормушка
3) сладкий

2. В каком слове две безударные гласные
1) зеленеть
2) осень
3) травинка

3. Под какой цифрой проверочное слово для слова «кленовый»
1) кленовая
2) клиника
3) клёны

4. В какой строчке во всех словах пропущена буква «О»:
1. В. лчата, г. лчата, з. йчата, к. злята.
2. Р. дник, п. рник, н. чник, т. йник.
3. С. сновый, с. лёный, б. льной

5. Под какой цифрой указаны слова с непроверяемой безударной гласной в корне?

1) ветер, сапог, одежда
2) осенние, дождливый, холодные;
3) покраснели, смастерили, слетелись

9. Проверка. (слайд)

-3 пункт. Самостоятельная работа по карточкам по выбору. Упражнение нацелены на становление орфогр.умений.

Карточка 1 Применение правила проверки безударных гласных

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.

г...лодать - ............................... ст...рожка - ....................................в...здушный - .......................... в...сёлый - ....................................д...лёкий - ............................ ч...совщик - ...................................ш...стёрка - ............................ кр...кливый - ...................................

Карточка №2.

настойка из трав - ..................................................раскаты грома - .................................

опушка леса - ...................................................лес из сосен - ..................................................

варенье из вишни - .................................................

2. Выпиши данные слова в два столбика. В первый столбик слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик - слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму.

Болото,садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира, зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник,ужин, солома.

Подчеркни лишнее слово.

Карточка №3.

Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

П...сатель, расп...сание, зап...сал, п...сьмецо;

Стр...лок, стр...льба, стр....лял, выстр...л; - ....................................

Т...рговля, т...ргует, т...рговый (город); - ........................................

Гл...тать, прогл...тил, гл...ток, гл....тнул; - ......................................

2. Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил;

Голубка, голубятня, голый, голубь;

3. Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом, полетел, ходили, заяц, зелёный, рисунок, снежинка, мороз, дочурка

После выполнения самостоятельной работы, дети организуются в группы по номеру карточки, берут карточку-ключ и самостоятельно проверяют себя.

Карточка- ключ №1

1. К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы . Применение правила проверки безударных гласных

гОлодать - голод............... стОрожка - сторож

вОздушный - воздух............. вЕсёлый - весело

дАлёкий - даль, дальний......... чАсовщик - час

шЕстёрка - шесть.................. крИкливый – крик, крикнуть

Карточка-ключ 2

    Напиши словосочетания по образцу, выдели безударную гласную в корне слова.

Образец: свеча из воска - восковая свеча

настойка из трав - травяная настойка

раскаты грома - громовые раскаты

опушка леса - лесная опушка

лес из сосен - сосновый лес.

варенье из - вишнёвое варенье

2.Выпиши данные слова в два столбика.

Карточка-ключ 3

1. Спишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите в словах корень и напишите к каждой группе поверочное слово.

ПИсатель, распИсание, запИсал, пИсьмецо - письма, пишет

СтрЕлок, стрЕльба, стрЕлял, выстрЕл - стрелка, стрелы

ТОрговля, тОргует, тОрговый (город) - торг

ГлОтать, проглОтил, глОток, глОтнул - глотка, проглотит

2.Найди и подчеркни в каждой группе лишнее слово. У однокоренных слов выдели корень.

Соринка, сорняк, сорвал , насорил;

Голубка, голубятня , голый , голубь;

3.Подчеркни слова, в которых безударную гласную проверить нельзя.

Столбы, дорога, альбом , полетел, ходили, заяц , зелёный, рисунок , снежинка, мороз, дочурка.

Загрузка...